"Использование игровых технологий в экологическом образовании дошкольников"
консультация по экологии
В консультации рассматривается вопрос: как организовать игровую деятельность, которая будет способствовать экологическому образованию детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obshcherazvivayushchee_uchrezhdenie.docx | 18.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеразвивающее учреждение «Веневский центр образования №1»
структурное подразделение «Детский сад №5»
Консультация для педагогов
«Использование игровых технологий
в экологическом образовании дошкольников»
Подготовлена педагогом дополнительного
образования Решетниковой Л.А.
город Венев
2019 – 2020 учебный год
Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием у современных детей культуры взаимодействия с окружающей средой, которая, как показывает жизнь, у большинства из них находится на достаточно низком уровне. Восприятие природы в целом ограничивается, как правило, представлениями о ней лишь как об объекте антропогенного воздействия, а нравственно-эстетическое отношение к ней отсутствует. Экологическое образование, наряду с экономическим и правовым, становится основой выживания человечества, становления нового образа жизни, фундаментом экологического мировоззрения. Под экологическим образованием подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности.
Конечная цель экологического воспитания - воспитание человека, ответственного перед природой, людьми и самим собой, осознающего свое место в мире и строящего свой образ жизни в соответствии с экологическими приоритетами; формирование экологической культуры, которая включает комплекс нравственно - этических норм и деятельностных принципов поведения во взаимоотношениях человека и природы, общества и человека.
Ни один разумный человек не станет отрицать, что экологическое образование - это одна из наиважнейших проблем нашей современности. И начинать решать эту проблему нужно с раннего детства. Именно на этом этапе развития у ребёнка возникает первое миропонимание – он получает эмоциональные впечатления о природе и окружающем мире, складывается основа экологического мышления. Экологическое образование детей – целевой, направленный, планомерный педагогический процесс, цель которого - экологически зрелая личность, которая выделяется сформированным экологическим сознанием, экологически направленным поведением и деятельностью в природе, сострадательным отношением к ней. Реконструирование содержания образования нацеливает воспитателей детских садов на то, чтобы строить весь образовательный процесс с детьми на основе современных педагогических технологий обучения и воспитания.
Новые требования к дошкольному образованию считают самым главным индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Таким образом, ведущей формой работы с детьми дошкольного возраста является игра, и задача педагогов — это организация разнообразной игровой деятельности, которая будет благоприятствовать успешному разностороннему развитию ребёнка. Одним из условий успешного экологического образования дошкольников является создание такой среды, обстановки, которые бы способствовали развитию чувствительной восприимчивости и чуткости детей. И именно применение разных игровых технологий в ходе ознакомления детей с природой, может стать хорошим средством экологического развития.
В педагогической литературе понятие «игровые педагогические технологии» включает большую группу методов и приемов организации педагогического процесса в виде различных педагогических игр. В работе с дошкольниками игровые технологии — это система развивающих игр – дидактических, сюжетно-ролевых, сюжетно-подвижных и специально разработанных игровых обучающих ситуаций, целью которых является решение тех или иных образовательных задач.
Игры экологического содержания можно отнести к нескольким группам:
1. Сюжетно-ролевые игры. Предполагают наличие природоведческого, природоохранного или экологического содержания и существование определенных правил. Игры помогают детям познакомиться с различными природными явлениями, процессами. При экологизации традиционных сюжетно-ролевых игр важно соблюдать принципы научности и доступности отбора содержания.
2. Игры с готовым содержанием и правилами. Из этой группы игр в ознакомлении детей с природой используют дидактические и подвижные игры. Все дидактические игры по характеру используемого материала делятся на предметные игры, настольно-печатные и словесные.
3.Игры-экспериментирование. В данной группе выделяют игры-эксперименты с природными объектами и игры со специальными игрушками для экспериментирования.
4.Творческие игры природоведческого содержания - игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Во время игр дети усваивают знания о труде взрослых в природе, идет процесс осознания значения труда взрослых, формируется положительное отношение к нему.
Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом (песок, глина, камешки, шишки и т.д.). В этих играх дети познают свойства и качества материалов, совершенствуют свой чувственный опыт.
5.Интеллектуальные игры. Анализ практики дошкольных учреждений показал, что большой популярностью у воспитателей пользуются такие известные игры, как «КВН», «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?». Они могут быть успешно использованы и для целей экологического образования старших дошкольников.
Все перечисленные группы игр можно отнести к следующим игровым технологиям, применяющимся в экологическом образовании дошкольников:
- дидактические игры экологического содержания;
- игры-эксперименты;
- игровые обучающие ситуации (ИОС).
Рассмотрим данные технологии более подробно.
1. Дидактические игры экологического содержания.
В экологическом образовании детей дошкольного возраста широко применяются такие виды дидактических игр, как:
- предметные;
- настольно-печатные;
- словесные;
- подвижные.
2. Игры-эксперименты.
Данная игровая технология была предложена С.Л. Новосёловой. В технологии экспериментирования С.Л. Новосёлова выделяла две группы игр:
- игры-эксперименты с природными объектами;
- игры-эксперименты со специальными игрушками для экспериментирования.
Главное достоинство игр-экспериментов заключается в том, что они дают детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Игры-эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса, развивают наблюдательность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь.
3. Игровые обучающие ситуации (ИОС).
Идея использования сюжетно-ролевой игры и различных игровых обучающих ситуаций в экологическом образовании дошкольников была выдвинута известными педагогами С.Н. Николаевой и И.А. Комаровой. По мнению данных авторов, игровая обучающая ситуация - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра, которой присущи следующие особенности:
- она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного, либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
- оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;
- в содержание игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все ее компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
- игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
- воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель. Авторы выделяют следующие виды игровых обучающих ситуаций:
1) ИОС с игрушками-аналогами;
2) ИОС с литературными персонажами;
3) ИОС-путешествия.
В экологическом образовании дошкольников можно использовать все перечисленные игровые технологии. Но тем не менее, далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. Чтобы реализовать посредством игровых технологий задачи экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.
Овладение знаниями о природе в процессе игры способствует формированию у детей осознанно-правильного отношения к растительному и животному миру. Благодаря игре у детей вырабатывается позитивное отношение к окружающим, формируются положительные чувства и эмоции.
Малыш приходит в наш мир с открытым сердцем, душой и с огромным желанием познать этот мир. Но то, как он будет к нему относиться, научиться ли любить и оберегать этот мир, во многом зависит от нас взрослых, которые его воспитывают.
Список литературы
1. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников// Дошкольная педагогика - № 1, 2007.
5. Николаева, С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. – М.: Новая школа, 2006.
6. Николаева, С.Н., Комарова, И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гном и Д, 2005.
7. Новосёлова, С.Л. Игра-экспериментирование как детская самодеятельность// Информационно-методический и научно-педагогический журнал департамента образования администрации Вологодской области и Вологодского института развития образования, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий в учебно-воспитательной работе с подростками в учреждении дополнительного образования
Статья об огранизации работы с подростками в учреждении дополнительного образования ...
Организация занятий с дошкольниками по изучению английского языка с использованием игровой технологии
Сегодня трудно предложить занятие, которое бы стало исчерпывающим вариантом реализации какой-то одной конкретной технологии. Поэтому в процессе обучения педагогами используются различные современные о...
Семинар для педагогов дополнительного образования "Использование игровых технологий в учреждении дополнительного образования"
«Игровые технологии» в педагогике понимаются как довольно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «Педагогическая игра» обладает че...
Методические рекомендации, составленные из опыта в целях повышения качества дополнительного образования "Использование игровых технологий на занятиях обучения стрельбе в полиатлоне , на этапе начальной подготовки."
В данной методике даются рекомендации по обучению приёмам стрельбы из пневматического оружия, в их основу положен обобщённый опыт проведения занятий по огневой подготовке в образовательных учреждениях...
"Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников на музыкальных занятиях"
quot;Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников на музыкальных занятиях"...
Доклад на педсовет «Формирование экологической культуры через использование игровых технологий на уроках окружающего мира»
laquo;Формирование экологической культуры через использование игровых технологий на уроках окружающего мира»...
Семинар для педагогов дополнительного образования "«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Целью даного семинара является определениезначений игровых технологий, раскрытие методики организации игровой деятельности на занятиях и ознакомление педагогов с различными типами занятий, проводимых ...