Рабочая программа элективного курса для 7 класса
элективный курс по экологии (7 класс)
Дополнительный материал дл изучения предмета "Биология"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Тогучинского района «Ключевская средняя школа»
ПРИНЯТО на МО естественно- научного цикла от «___»_________2018 г | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Тогучинского района «Ключевская средняя школа» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу «Экология животных»
для ___7___ класса
на 2018-2019 учебный год
Составитель:
Учитель биологии
Соколова Оксана Владимировна
2018 г
- Пояснительная записка
Программа элективного курса составлена на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-Ф3 от 29.12.2012 года;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897);
- Учебного плана начального, основного общего образования МКОУ «Ключевская средняя школа» на 2018-2019 учебный год (утвержден приказом директора МКОУ «Ключевская средняя школа» от года № );
- Основной образовательной программы основного общего образования, утвержденной приказом директора МКОУ «Ключевская средняя школа» № от года;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление от 29.12.2010 г. №189 зарегистрировано в Минюсте России №19993 от 03.03.2011);
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ №253
Цель курса: углубить и расширить знания учащихся по теме «Экология животных», обеспечив осознанный выбор профиля учащимися в старшей школе.
Задачи курса:
- создание у учащихся понятийного аппарата и знакомство с основными закономерностями экологии животных;
- знакомство учащихся с основными направлениями и особенностями исследований экологических проблем;
- привитие умений и навыков выполнения простейших видов экологических исследований: воспитание экологически и географически грамотных людей, способных в будущем принимать экологически ориентированные решения при воздействии на природу.
- Общая характеристика учебного предмета
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Курс «Экология животных» предназначен для учеников 7 класса.
Внесение изменений в программу обусловлено учебным планом, на основании нового федерального базисного учебного плана количество часов 35 ч (1ч в неделю). Программа данного курса по учебному плану 34 часа (1 час в неделю).
Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (внутреннее и внешнее строение животных, систематика организмов, роль животных в мире и жизни человека). Предусмотрено выполнение практических работ и проведение экскурсий.
Данный курс позволяет решать важные учебно-воспитательные задачи, углубляя и расширяя знания учащихся, способствует формированию общеучебных и специальных навыков и умений школьников.
Программа сочетает различные формы работы, направленные на развитие детей, с опорой на практическую деятельность; формирует сознательное отношение к труду, эстетический вкус, осуществляет экологическое воспитание учащихся.
Содержание учебного курса биологии 7 класса согласно программе ФГОС направлено на изучение разделов «Ботаника» и «Зоология». В связи с сокращением учебной нагрузки (в 7 классе 1 час биологии в неделю) актуально ввести в программу обучения элективный курс «Экология животных», который позволит в полной мере изучить раздел биологии «Зоология», встречающийся в вопросах итоговой аттестации.
Новизна рассматриваемого курса проявляется в освоении широкого круга способов деятельности и углублении получаемых научных знаний.
Частота встречаемости в КИМах ЕГЭ вопросов по биологии и экологии животных достаточно высокая, что подчеркивает значимость элективного курса. Знания, приобретенные при изучении углубленного курса «Экология животных» значительно помогут при организации внеклассной и внешкольной работы по биологии, проведении олимпиад, научных конференций, подготовке к ГИА, ЕГЭ и вступительным экзаменам в вузы.
Структура программы курса построена логично, последовательно, исходя из принципа от простого к сложному. Большинство занятий проводится в виде бесед, практических работ, собеседований с использованием имеющейся
наглядности, применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ), помогающих быстрее осуществлять анализ выполнения заданий и повышает мотивацию учащихся.
Объем элективного курса предусматривает освоение программы в течение 34 часов. Система оценки проводится в баллах, выставляются текущие и итоговые оценки.
Необходимые ресурсы:
- Мультимедийное оборудование (мультимедийная доска, проектор, компьютер, нетбук)
- Выход в Интернет
- Набор биологических карт, схем по курсу ботаники
- Дополнительная литература, комплекты открыток
- Описание места элективного курса
Элективный курс «Экология животных» является пропедевтическим курсом. В 7 классе на изучение ботаники и зоологии отводится 34 ч, этого времени недостаточно, чтобы углубленно изучить особенности биологии и экологии животных. Содержание элективного курса на данном этапе изучения биологии представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Класс | Кол-во часов по учебному | Уровень изучения | |
плану | |||
7 | 1 | Базовый | |
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Изучение курса в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и само-образованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению,
мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных ком-петенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими
- процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой де-ятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения курса в основной школе должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выби-рать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования.
Предметными результатами освоения курса являются:
- формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокра-щении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной кар-тины мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях,
закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
- приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
- формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
- формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
- освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними.
- Содержание элективного курса «Экология животных» 7 класс (34 ч) Раздел 1. Условия существования животных (4ч)
Многообразие условий обитания (пища, вода, воздух, температура, свет, жилище). Среды жизни. Пределы
существования жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Пища животных. Гетеротрофное питание животных и его способы (фитофаги, зоофаги, сапрофаги, полифаги). Основные способы добывания пищи животными (пассивный, паразитический, активный). Убежища, укрытия и жилища.
Экскурсия «Условия существования животных»
Раздел 2. Среды обитания животных (6ч)
Многообразие сред обитания животных. Наземно – воздушная среда жизни – тундра, леса умеренной зоны, степи, саванны, прерии. Наземно – воздушная среда жизни: пустыни, тропические леса, горные области. Водная среда обитания: морское дно, толща воды, граница сред. Животный мир почвы. Живые организмы как среда обитания
Раздел 3. Биотические отношения в жизни животных (7ч)
Животные и растения. Взаимное влияние животных и растений. Значение животных в жизни растений. Растения в жизни животных.
Взаимоотношения между животными. Внутривидовые взаимоотношения, связанные с размножением. Взаимоотношения между родителями и потомством. Групповой образ жизни, лидерство и подчиненность.
Отношения между животными различных видов. Различные формы взаимодействия между животными. Пищевые связи. Хищники и жертвы. Отношения «паразит — хозяин». Нахлебничество. Квартирантство. Конкурентные и взаимовыгодные отношения между животными.
Животные и микроорганизмы. Роль микроорганизмов в жизни животных. Бактериальные и грибковые заболевания животных.
Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных.
Раздел 4. Неживая природа в жизни животных (5ч)
Свет в жизни животных. Смена дня и ночи. Смена времен года. Вода в жизни животных. Влияние температуры на жизнь животных. Кислород в жизни животных.
Лабораторная работа №1 «Реакция дождевых червей на различную влажность почвы» Раздел 5. Сезонные изменения в жизни животных (3ч)
Сезонные изменения в жизни животных как приспособление к меняющимся условиям существования. Оцепенение. Спячка. Приспособления морфологические, физиологические и поведенческие. Миграции кочевки как приспособление к сезонным изменениям условий обитания.
Лабораторная работа №2 «Сезонные изменения в жизни насекомых»
Практическая домашняя работа «Ведение фенологических наблюдений за животными»
Раздел 6. Численность животных (3ч)
Формирование популяций. Популяции животных. Плотность популяции. Численность популяции. Колебания численности. Динамика численности различных животных.
Лабораторная работа №3 « Определение численности и плотности животных».
Раздел 7. Изменения в животном мире Земли (6ч)
Многочисленные и малочисленные виды. Причины сокращения численности видов. Естественное и искусственное изменение условий обитания. Охрана животных.
Животные и человек. История становления взаимоотношений человека и животных. Одомашнивание животных. Редкие и охраняемые животные. Красная книга. Охраняемые территории России и ряда зарубежных стран. Региональные охраняемые территории.
Учебно-тематический план
Глава | Количество часов | Количество | Практические | Лабораторные |
по программе | часов по факту | работы | работы | |
Условия существования | 4 | 4 | 1 | - |
животных | ||||
Среды обитания животных | 6 | 6 | ||
Биотические отношения в | 7 | 7 | ||
жизни животных | ||||
Неживая природа в | 5 | 5 | 1 |
жизни животных | ||||
Сезонные изменения в | 3 | 3 | 1 | 1 |
жизни животных | ||||
Численность животных | 3 | 3 | 1 | |
Изменения в животном | 6 | 6 | ||
мире Земли |
Межпредметные связи
География, 5-7 класс: закономерности взаимодействия общества и природы, номенклатура географических названий.
Литература, 5-7 класс: общая с биологией ориентация целей на формирование у учеников образа мира через достижения человеческой культуры.
Математика, 5-7 класс: знание математических формул, единиц измерения.
Физика, 7 класс: сообщающиеся сосуды, агрегатное состояние воды
6. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№урока | Количество | Дата | Тема | Основное содержание урока | Основные виды деятельности | Формы контроля | ||||
Раздел 1. Условия существования животных (4ч) | ||||||||||
1 | 1 | I четверть | ИнструктажпоТБ.Среда | Среда обитания, предельные | Беседа, использование рисунков, | Творческое задание: | ||||
обитания животных и условия их | условия, изменчивость, адаптации | схем. | Устный журнал | |||||||
существования | «Экскурс в среды жизни | |||||||||
животных» | ||||||||||
2 | 1 | I четверть | Пища и ее роль в жизни | Автотрофы, | гетеротрофы, | Беседа, самостоятельная работа с | Индивидуальный опрос. | |||
животных. | сапрофаги, фильтраторы, активное | дополнительной литературой, | Творческое задание: | |||||||
и пассивное питание | использование мультимедийной | Мини рассказ о видах | ||||||||
презентации | животных по способу | |||||||||
питания (на выбор), доп. | ||||||||||
литература | ||||||||||
3 | 1 | I четверть | Экскурсия | «Условия | Рассказ, беседа, наблюдение | Отчет по экскурсии | ||||
существования животных» |
4 | 1 | I четверть | Убежища, укрытия и жилища | Индивидуальный участок, укрытие, | Беседа, самостоятельная работа с | Текущий | контроль. | |||||
убежище, лежка, логово, лежбище, | использованием рисунков. | Творческое задание: | ||||||||||
нора, берлога, хатка | Презентация по теме | |||||||||||
Раздел 2. Среды обитания животных (7ч) | ||||||||||||
5 | 1 | I четверть | Наземно-воздушная среда жизни: | Тундра, тайга, смешанные и | Беседа, самостоятельная работа с | Фронтальный | опрос. | |||||
тундра, леса умеренной зоны, | широколиственные | леса, ярусы | дополнительной литературой, | Творческое задание: | ||||||||
степи, саванны и прерии | леса, лесная подстилка, открытые | использование мультимедийной | Работа по группам, мини- | |||||||||
пространства, тайга, | презентации | проекты | ||||||||||
6 | 1 | I четверть | Наземно-воздушная среда жизни: | Пустыня, | джунгли, | сельва, | Рассказ с элементами беседы, | Фронтальный | опрос. | |||
пустыни, тропические леса и | высокогорья, предгорья | использование рисунков, | Творческое задание: | |||||||||
горные области | мультимедийной презентации | Работа по группам, мини- | ||||||||||
проекты | ||||||||||||
7 | 1 | I четверть | Водная среда жизни | Бентос, планктон, нектон | Демонстрация фильма | Индивидуальный | опрос. | |||||
Творческое задание: | ||||||||||||
Работа по группам, мини- | ||||||||||||
проекты | ||||||||||||
8 | 1 | I четверть | Животный мир почвы | Почва, животное население почвы, | Защита сообщений, использование | Письменная | проверка. | |||||
детрит | мультимедийной презентации | Творческое задание: | ||||||||||
Составление кроссворда | ||||||||||||
9 | 1 | II четверть | Живой организм как среда | Внешние и внутренние паразиты, | Рассказ с элементами беседы, | Текущий контроль | ||||||
обитания | кровососущие | использование рисунков | ||||||||||
1 | 1 | II четверть | Повторение и обобщение по теме | Рассказ, работа в группах | Фронтальный опрос | |||||||
0 | «Условия и среды обитания | |||||||||||
животных» | ||||||||||||
1 | 1 | II четверть | Конференция по теме «Условия | Рассказ, самостоятельная работа с | Промежуточный контроль | |||||||
1 | и среды обитания животных» | дополнительной литературой | ||||||||||
Раздел 3. Биотические отношения в жизни животных (7ч) | ||||||||||||
1 | 1 | II четверть | Отношения | животных | с | Плодоядные | и | семеноядные | Беседа. Просмотр фильма | Письменная | проверка. | |
2 | представителями других царств в | животные,зерноядныептицы, | Творческое задание: | |||||||||
живой природе. | вытаптывание | Слайд-шоу | ||||||||||
1 | 1 | II четверть | Животные в жизни растений. | Насекомые-листоеды,животные- | Семинар | Комбинированный | опрос. | |||||
3 | паразиты, | опылители, | Творческое задание: | |||||||||
насекомоядные растения | Синквейн | |||||||||||
1 | 1 | II четверть | Пищевые | отношения | между | Пищевые | связи, | регуляция | Использование мультимедийной | Фронтальный | опрос. | |
4 | животными различных видов. | пищевых отношений, | гнездовой | презентации, решение | Творческое задание: | |||||||
паразитизм, активная и пассивная | кроссвордов, ребусов | Рисунки с пищевыми | ||||||||||
защита | цепями | |||||||||||
1 | 1 | II четверть | Непищевые | отношения | между | Нахлебничество, | комменсализм, | Рассказ, составление | Фронтальный | опрос |
5 | животными различных видов | квартиранты, конкуренция, ресурсы | сравнительной таблицы | Творческое | задание: | ||||||||||
рисунок «паразит-хозяин», | |||||||||||||||
«нахлебники» и т.д. | |||||||||||||||
1 | 1 | II четверть | Отношения | между | животными | Брачные партнеры, ухаживание, | Рассказ с элементами беседы. | Индивидуальный | опрос. | ||||||
6 | одного вида: образование пар, | запаховые, звуковые и зрительные | Творческое задание: | ||||||||||||
размножение | сигналы | Устный журнал | |||||||||||||
1 | 1 | III четверть | Отношения | между | животными | Забота о потомстве, | Рассказ с элементами беседы. | Письменная | проверка. | ||||||
7 | одного вида: семья, родственники | запечатлевание, лидеры и | Составление схем | Творческое задание: сказка | |||||||||||
и соседи. | подчиненные, территориальное | ||||||||||||||
поведение | |||||||||||||||
1 | 1 | III четверть | Викторина | «Биотические | Рассказ с элементами беседы. | Промежуточный контроль | |||||||||
8 | отношения в жизни животных» | ||||||||||||||
Раздел 4. Неживая природа в жизни животных (5ч) | |||||||||||||||
1 | 1 | III четверть | Свет в жизни животных. | Видимый свет, суточное изменение | Рассказ с элементами беседы. | Фронтальный опрос | |||||||||
9 | освещенности, | сумеречный | и | Решение биологических задач | |||||||||||
ночной образ жизни | |||||||||||||||
2 | 1 | III четверть | Вода в жизни животных. | Вода в организме, поступление | Рассказ с элементами беседы. | Фронтальный | опрос. | ||||||||
0 | воды, адаптация к экономии | Творческое задание: | |||||||||||||
Кроссворд | |||||||||||||||
2 | 1 | III четверть | Инструктаж | по | ТБ. | Рассказ с элементами беседы. | Индивидуальный опрос | ||||||||
1 | Лабораторная | работа | №1 | ||||||||||||
«Реакция дождевых червей на | |||||||||||||||
различную влажность почвы» | |||||||||||||||
2 | 1 | III четверть | Температура в жизни животных. | Теплокровные | и холоднокровные | Рассказ с элементами беседы | Текущий контроль | ||||||||
2 | животные, | температурные | |||||||||||||
адаптации | |||||||||||||||
2 | 1 | III четверть | Кислород в жизни животных. | Дыхание, атмосферный воздух, | Рассказ с элементами беседы. | Фронтальный | опрос. | ||||||||
3 | заморы, | органы | дыхания, | Творческое задание: | |||||||||||
газообмен | Заметка в газету | ||||||||||||||
Раздел 5. Сезонные изменения в жизни животных (3ч) | |||||||||||||||
2 | 1 | III четверть | Спячка и оцепенение | Линька, подшерсток, оцепенение, | Рассказ с элементами беседы. | Фронтальный | опрос | ||||||||
4 | зимняя и летняя спячка | Творческое задание: | |||||||||||||
Рисунки по теме | |||||||||||||||
2 | 1 | III четверть | Инструктаж | по | ТБ. | Лабораторная работа | Индивидуальный опрос | ||||||||
5 | Лабораторная работа №2 | ||||||||||||||
«Сезонные изменения в жизни | |||||||||||||||
насекомых» | |||||||||||||||
2 | 1 | III четверть | Миграции и кочевки. | Миграции, | причины | миграций, | Решение кроссвордов, ребусов. | Письменная проверка. |
6 | кочевки, оседлые животные | Практическая работа | Домашняя практическая | |||||||||||||||||
работа. Ведение | ||||||||||||||||||||
фенологических | ||||||||||||||||||||
наблюдений за животными. | ||||||||||||||||||||
Раздел 6. Численность животных (3ч) | ||||||||||||||||||||
2 | 1 | IV четверть | Популяции животных. | Ареал, популяция, численность | и | Рассказ с элементами беседы. | Фронтальный | опрос. | ||||||||||||
7 | плотность популяции. | Творческое задание: мини- | ||||||||||||||||||
доклады | «Из | мира | ||||||||||||||||||
животных» | ||||||||||||||||||||
2 | 1 | IV четверть | Как | и | почему | меняется | Рождаемость, | смертность, | Беседа. Составление | Текущий контроль | ||||||||||
8 | численность животных. | колебания численности, | вспышки | сравнительной таблицы | ||||||||||||||||
численности | ||||||||||||||||||||
2 | 1 | IV четверть | Инструктаж | по | ТБ. | Лабораторная работа | Индивидуальный опрос | |||||||||||||
9 | Лабораторная | работа | №3 | |||||||||||||||||
«Определение | численности | и | ||||||||||||||||||
плотности популяций животных» | ||||||||||||||||||||
Раздел 7. Изменения в животном мире Земли (6ч) | ||||||||||||||||||||
3 | 1 | IV четверть | Исчезнувшие | и | исчезающие | Редкие, вымирающие и вымершие | Рассказ с элементами беседы. | Индивидуальный | опрос. | |||||||||||
0 | виды животных | животные, | естественное | Использование мультимедийной | Творческое задание: | |||||||||||||||
вымирание | презентации | Репортерские заметки | ||||||||||||||||||
3 | 1 | IV четверть | Редкие и охраняемые животные | Международная | Красная | книга, | Рассказ с элементами беседы. | Фронтальный | опрос. | |||||||||||
1 | охраняемые животные, территории, | Использование мультимедийной | Творческое задание: | |||||||||||||||||
заповедники, национальные парки, | презентации | Оформление книжки- | ||||||||||||||||||
питомники, заказники | раскладушки | |||||||||||||||||||
3 | 1 | IV четверть | Животные и человек. Домашние | Вещества и материалы животного | Просмотр фильма | Фронтальный | опрос. | |||||||||||||
2 | животные | происхождения, | биологические | Творческое задание: | ||||||||||||||||
средства защиты, одомашнивание | Оформление книжки- | |||||||||||||||||||
раскладушки | ||||||||||||||||||||
3 | 1 | IV четверть | Животные населенных пунктов. | Животные населенных пунктов, | Индивидуальная проверка | |||||||||||||||
3 | Жилье | человека | как | среда | обитатели человеческого жилья | |||||||||||||||
обитания животных. | ||||||||||||||||||||
3 | 1 | IV четверть | Защита итоговых проектов | Защита проекта | Групповое | оценивание. | ||||||||||||||
4 | Исследовательские | проекты | ||||||||||||||||||
«Охраняемые | животные | |||||||||||||||||||
Тюменской | области», | |||||||||||||||||||
«Красная книга Тюменской | ||||||||||||||||||||
области», | «Охраняемые | |||||||||||||||||||
территории Тобольска» |
- Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса Материально-техническое обеспечение
- Натуральные объекты:
А) живые объекты; Б) микропрепараты;
В) стеклянные банки, сосуд с водой, почва;
Г) линейки, совки, полиэтиленовые пакеты, клеенки
- Оптические приборы: микроскоп, лупа
- Средства на печатной основе:
А) демонстрационные печатные таблицы;
Б) дидактический материал
- Муляжи и модели:
А) объемные; Б) рельефные;
В) демонстрационные таблицы – 1 комплект;
Г) серия учебных таблиц по биологии 6-9 кл. – 1 шт;
Д) демонстрационный материал по биологии «Растения» - 1 шт
- Экранно-звуковые средства обучения:
А) компьютер – 1 шт
Б) нетбук – 1 шт
В) интерактивная доска, или телевизор – 1 шт
Список литературы:
Нормативные и программные документы
- Закон «Об образовании РФ».
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020годы.
Список литературы для учителя:
- Державина Т. Б. Экскурсии в природу: Пособие для учителя. – М.: Мнемозина, 2010
- Опыт экологической работы со школьниками 6-9 классы, Суворова.- Волгоград: Учитель, 2009.
- Шарова И. Х., Мосалов А. А. Зоология: Практикум. 7 кл. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
Рекомендуемая литература для учащихся:
- Вронский В.А. Экология. Словарь-справочник. Ростов-на-Дону: Феникс; М.:3евс,1997.
- Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь. М.: Устойчивый мир, 1999.
- Реймерс Н.Ф. Популярный биологический словарь. М.: наука, 1991.
- Тихонов А. В. Животные России. Красная книга. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010
- Чуйков Ю.С, Чуйкова Л.Ю.,Сигатова М.В. Основы экологических знаний: Учебн.пособ. по экологии для 7 кл. средней школы. Астрахань, 1999. Экология.
- Экология животных: Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательной школы\ В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов и др. Под ред. Д-ра биол. Наук проф. Н.М Черновой. – М.: Вентана-Граф, 2002.
- Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы / Под ред. профессора В.Н.Яценко. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007.
- Планируемые результаты изучения курса
Содержание курса «Экологии животных» обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- осознание учащимися себя как жителя планеты Земля, гражданина России, Тюменской области;
- воспитание ответственности за природу своей местности, страны, планеты;
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли.
Метапредметные результаты:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- способность вести самостоятельны поиск, анализ, отбор информации; сохранение, передачу и презентацию с помощью ТСО и информационных технологий.
Предметные результаты:
- обосновывать роль животных в биоценозах и хозяйственной деятельности человека;
- способность применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.
Требования к освоению содержания курса
- результате изучения курса учащиеся должны Знать:
- определение основных понятий и терминов в курсе «Экология животных»;
- животных своего региона;
- основные экологические факторы и степень их воздействия на фауну Тюменской области;
- роль естественного биологического разнообразия в поддержании устойчивого развития биоценоза;
- основные формы и методы охраны редких животных области; виды животных из региональной Красной книги.
Уметь:
- обосновывать роль животных в биоценозах и хозяйственной деятельности человека; распознавать принадлежность животных к основным экологическим группам;
- устанавливать взаимосвязь между особенностями морфологии животных и условиями их обитания;
- характеризовать основные региональные биоценозы и их животных обитателей;
- выявлять факторы негативного воздействия человека на окружающую среду, конкретные зооценозы, отдельные виды животных и по возможности стараться предпринимать шаги по их ликвидации; применять экологические знания для охраны животного мира.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- обоснования мер охраны видов и природных сообществ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективный курс 10 класс
Рабочая программа по элективному курсу по русскому языку в 10 классе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса 10 класс...
Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса 11 класс по учебному пособию Землякова...
Рабочая программа элективного курса - 10 класс
Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу элективного курса по математике для 10 класса...
Рабочая программа элективного курса 11 класс
Рабочая программа элективного курса "Замечательные неравенства" для 11 класса, рассчитанная на 34 часа...
рабочая программа элективного курса 5 класс
рабочая программа элективного курса по математике для 5 класса...
рабочая программа элективного курса 7 класс
рабочая программа элективного курса для 7 класса...