Виртуальная экскурсия по залам Музея Земли.
план-конспект занятия по экологии (8 класс)

Калашникова Олеся Валерьевна

В МКОУ "Тиличикская средняя школа" педагогами МО естественно-научных дисциплин была проведена Неделя науки и спорта, посвященная Году экологии. Цель предметной недели: формирование экологического мышления учащихся. Задача: создавая атмосферу общности и дружелюбия, развивать чувство любви к окружаещему миру, и Дому, в котором мы живём.

На закрытии данной недели  была проведена "Виртуальная экскурсия по залам Музея Земли " среди учащихся 5-11 классы. Цель: привлечь внимание учащихся к проблемам экологии нашей Земли. В ходе данной экскскурсии поговорили о возникновении Земли, посетили зал техногенных катастроф, зал "Красной книги Камчатки", вспомнили законы экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vertualnaya_ekskurssiya_po_zemle.docx37.39 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Тиличикская средняя школа» учитель химии и биологии Калашникова О.В.

Виртуальная экскурсия по залам Музея Земли

Ход экскурсии

1-й ведущий: (Даша)Слайд №1,2

Уважаемые посетители, мы рады видеть вас в виртуальном музее Земли. Сегодня вы совершите экскурсию по залам музея, где не только получите интересную информацию, но и примете участие в творческих испытаниях. Желаем вам приятных впечатлений!

2-й ведущий: (  )

55 лет назад Ю.А. Гагарин впервые увидел Землю из космоса и восторгался её красотой. Слайд №3

Видеоролик Слайд 3. Прекрасное далекое.

Слайд 4. Голос за сценой(Стихотворение С.Михалкова “Стон Земли”)

Я – Земля,
Вращаясь в космосе, в плену своей орбиты,
Не год, не два, а миллиарды лет,...

1-й ведущий: (Даша)

  • Как же и когда возникла наша планета?
  • Какие беды ей угрожают?
  • Как ее защитить?

2-й ведущий: ()

Ответы на эти вопросы вы можете узнать во время экскурсии по залам нашего музея.

Посещение зала “История возникновения Земли” Слайд 5

1-й ведущий:(Даша)

Давайте поговорим о возникновении нашей планеты. Теорий настолько много, что все перечислить – времени не хватит, да и не думаю, что это будет интересным и нужным. Пройдемся по не очень известным, но хитромудрым и экстравагантным.

2-й ведущий:()Слайд 6 (1)

Теория матрицы. Да-да, именно. Вы не ослышались. Фильм “Матрица” основан именно на этой теории. Есть мнение, что наша Вселенная – это чья-то компьютерная программа. Невозможно представить себе мощность этого компьютера, да и вообще представлять, что мы все запрограммированы как-то не хочется. Но это всего лишь теория. Верить ей или нет – решайте сами.

3-й ведущий: ( Денис)Слайд 6 (2-7)

Теория, которой придерживается большинство современных ученых, утверждает, что Вселенная образовалась в результате так называемого Большого Взрыва. Невероятно горячий огненный шар, температура которого достигала миллиардов градусов, в какой-то момент взорвался и разбросал во всех направлениях потоки энергии и частиц материи, придав им колоссальное ускорение.

Все сущее во Вселенной, от крупнейших галактик до мельчайших живых организмов, состоит из химических элементов.

Сначала возникли самые легкие химические элементы - гелий и водород. Постепенно Вселенная охлаждалась все сильнее и образовывались более тяжелые элементы. Процесс образования новых атомов и элементов продолжается и по сей день в недрах таких звезд, как, к примеру, наше Солнце.

Гравитационные силы притягивали маленькие объекты к более крупным. В результате во Вселенной со временем сформировались галактики, звезды, планеты.  Более того, Вселенная продолжает расширяться и по сей день.

4-й ведущий: ( Таня) Слайд 8 (1,2)

22 апреля мы отмечаем малоизвестный, но очень важный праздник – Международный день Земли. Праздник носит экологический характер и призван объединить людей всего мира в деле по защите окружающей среды. Этот праздник начал проводиться ещё в конце XIX века в Америке. Его инициатором является Дж. Стерлинг Мортон. Став секретарем территории Небраска, в 1872 году Мортон предложил назначить день, который бы граждане штата посвящали озеленению. Мортон решил сажать деревья в свой день рождения, 22 апреля. День первоначально стал называться Днём Дерева.

1-й ведущий:( Даша)

Впервые всемирная акция стартовала в 1970 году в США, а с 1972 года по инициативе сенатора Г. Нельсона она стала официальным праздником. По традиции в этот день в течение минуты раздается звон Колокола Мира (набат или хронометр). В это время люди должны задуматься над тем, как сохранить планету и улучшить жизнь всех существ, обитающих на ней.

2-й ведущий: ()

День 22 апреля 1994 года был объявлен Всемирным днем Земли. В этот день множество отрезков материи с подписями россиян в защиту природы было пронесено по всей нашей стране. В России этот день считается днем общественных организаций, которые проводят различные просветительские акции, сажают деревья, призывают решать проблемы, связанные с ядерной энергией и радиоактивными отходами.

Видео. Песня «Расскажите птицы»

3-й ведущий:( Денис)Слайд №10Вопросы залу:

1) Верите ли вы, что история нашей планеты насчитывает около 10-12 тысячелетий?

Ответ: Нет. Еще жрецы древнего Вавилона, основываясь на положении звезд и по их движению, пытались доказать значительно больший возраст. По их расчетам получилось, что наша планета существует около 4,6 млрд. лет.

4-й ведущий:( Таня)Слайды с вопросами Слайд №11-12

2) Какие химические элементы легли в основу нашей Вселенной?

- Водород и гелий

3) Какому закону подчиняется процесс образования Вселенной?

- Закону всемирного тяготенияСлайд

3-й ведущий:( Денис)

4) Верите ли вы, что смена магнитных полюсов Земли ведет к изменению климата на планете?

Ответ: Нет. Магнитные полюсы Земли перемещаются. Полюсы на Земле менялись местами уже много раз! Человечеству это не угрожает.

5) Что такое “Час Земли?”

Ответ: В этот час отключается электроэнергия

Голос за сценой   - Слайд 13

(С.Михалков “Стон Земли”)

Я так устала... Плоть моя покрыта
Рубцами ран – живого места нет.
Терзает сталь моё земное тело,
И яды травят воды чистых рек
Всё то, что я имела и имею,
Своим добром считает человек.

1-й ведущий:( Даша)Слайд 14

Владимир Иванович Вернадский сказал: “С человеком несомненно появилась новая огромная геологическая сила на поверхности нашей планеты”.

С действием этой геологической силы вас познакомят в следующем зале музея. Слайд 15

Посещение зала “Техногенные катастрофы”

2-й ведущий: ()Слайд 16

Человек, став самой значимой биологической единицей на планете, часто не задумывается о последствиях своей деятельности для природы.

Давайте посмотрим, какие же “подарки” он создал себе сам:

3-й ведущий:( Денис)

1) Техногенная катастрофа - это следствие умышленных или неумышленных действий человека

4-й ведущий:( Таня)

2) Катастрофа природно-техногенная — разрушительный процесс, развивающийся в результате нарушения нормального взаимодействия технологических объектов с компонентами окружающей природной среды, приводящий к гибели людей.

1-й ведущий:( Даша)Слайд 17

На какие группы можно разделить все виды техногенных катастроф?

2-й ведущий:()

а) техногенные катастрофы в море (разливы нефти в Персидском заливе, Атлантическом океане);

3-й ведущий: ( Денис )Слайд 18

б) транспортные техногенные катастрофы: железнодорожные, авиационные, автомобильные;

4-й ведущий: ( Таня)Слайд 19

в) аварии на энергетических системах (2009 год. Авария на Саяно-Шушенской ГЭС. В результате повреждения гидроагрегата № 2 произошел выброс воды из турбины); Слайд 20

1-й ведущий:(Даша)

г) аварии с выбросом радиоактивных веществ (при запуске космических ракет, строительстве и ремонте атомных подводных лодок, 26 апреля 1986 года Чернобыльская катастрофа затронула не только СССР, но и Европу); Слайд 21

2-й ведущий:(Глеб)Слайды 22, 23

д) аварии с выбросом химических опасных веществ (на химических предприятиях, комбинатах и при перевозке химических веществ);

3-й ведущий:(Денис)Слайд 24

е) внезапное обрушение зданий и сооружений;

ж) пожары, взрывы.

1-й ведущий: ( Даша)

Одна из сильнейших техногенных катастроф произошла 11 марта 2011 года в Японии на Фукусиме.     Видео - ФУКУСИММА

2-й ведущий:()Слайд (1,2)

Вопрос: Как вы думаете: возможно ли подобное в России и почему? И что необходимо сделать, чтобы этого не произошло?

(Да, много сейсмически опасных зон, износ техники).

1-й ведущий: (Даша)Слайд 27-28

Из зала:

1) Необходимо на международном уровне:

- ограничить строительство атомных станций в сейсмически опасных зонах;

2) - своевременно заменять старые, выработавшие свой ресурс реакторы на новые энергоблоки, сооружая их, естественно, с максимальными барьерами защиты.

2-й ведущий: (Глеб)Слайд

Природа вся живет в круговоротах, человек же действует прямолинейно. Живя иллюзиями, он мнит себя властителем природы, развивает максимальную скорость - и не вписывается в очередной поворот. В результате - катастрофа. Можно и так сказать: он ведет автомобиль цивилизации вопреки правилам дорожного движения, которые установила природа.

Голос за сценой - (С.Михалков “Стон Земли”) Слайд 29-31

Не потому ли, загораясь мщеньем,
Я против сил безумных восстаю
И, сотрясая твердь землетрясеньем,
На все обиды свой ответ даю.
И не случайно грозные вулканы
Выплёскивают с лавой боль Земли...
Очнитесь люди!
Призовите страны, чтобы меня от гибели спасти.

3-й ведущий: (Денис)Слайд 31-35

За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра – над Антарктидой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся – над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают онкологические заболевания.

Кислорода на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопных газов, заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта все больше и больше. Мы дышим отравленным воздухом.

4-й ведущий: ( Таня)

Скажите, без чего не может жить человек? (Ответ: - Без воздуха и без воды.)

О воздухе мы поговорили, а сейчас разговор пойдет о воде.

Чтец:Слайд №37-39

- В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лёд,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьётся,
Дождём обернётся.
Вокруг оглянитесь,
В природу вглядитесь:
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница – наша вода!

1-й ведущий:( Даша)Слайд №40-42

Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом. Даже в водах Арктики нашли стиральный порошок. В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, Рейне, Волге – нельзя купаться.

2-й ведущий:()Слайд №40-42

В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны для людей и животных. Сокращается количество пресной воды.В.И.Вернадский определял жизнь как живую воду. Воды на Земле много, но 97% - это солёная вода океанов и морей, и лишь 3% - пресная.

3-й ведущий:( Денис)Слайд 43-44

Вопрос залу: Как вы думаете, каковы главные источники загрязнения  воды? Слайд 48

Вывод после обсуждения с залом.

Главные источники загрязнения  вод таковы:  Слайд 49

  • утечки из канализационных коллекторов,
  • просачивание загрязненных атмосферных осадков сквозь загрязненные почвы,
  • засыпанные и застроенные свалки,
  • утечки и фильтрация из очистных сооружений, технологических коммуникаций и канализированных и неканализированныхпромплощадок.

4-й ведущий: ( Таня)Слайд 43-44

Вопрос залу: Какие способы очистки воды вы знаете? Слайд 50

  1. Использование фильтров.
  2. Кипячение
  3. Отстаивание
  4. Вымораживание

Чтец   - Слайд 51-56

Земля богатою была
Щедрот своих и не скрывала
Кормила всех и согревала
Ответной доброты ждала.
Дарила людям хлеб, железо,
Алмаз, гранит и серебро,
И нефть тихонько собирала-
Дитя и золото свое.
На тучных пастбищах ходили
Стада бизонов и слонов
А чел пугливо
В пещерах прятал от врагов
Своих детей, свои рисунки
Запасы скудного житья
Тогда он был не царь природы
Он был лишь частью бытия

1-й ведущий:( Даша)Слайд №57-59

Третья неотъемлимая составляющая жизни человека –это почва.

Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние сто лет на Земле уничтожена примерно 4 часть всех плодородных почв. Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы. Возросло содержание тяжелых металлов в почвах Московской области, например, в Ленинских Горках концентрация в почве кадмия превышает норму в 100 раз, а в Серпухове – в 70 больше фонового.

Чтец -  Слайд №60-64

Что случилось? Что забылось? Что сломалось?
Всё яснее понимаю: быть беде!
На земле уже природы не осталось,
И живем мы в окружающей среде.

Пели птицы на бульваре вдоль проспекта.
А теперь не прилетают, не поют.
В результате парникового эффекта
Огурцы теперь на метры продают.

Люди, люди, что ж вы сделали с планетой?
Сами бросились с нахоженных путей.
Ведь другой такой нигде на свете нету,
Да и нету у природы запчастей!

Все тревожней на планете год от году!
И понятно это даже комару:
Или будем мы беречь свою природу,
Или вылетим в озонную дыру!

2-й ведущий: ()Слайд 65-66

Планета наша засорена, но мы еще не осознали опасности жизни на огромной свалке. Мы-то пока на ней живем, но смогут ли жить наши дети? В нашем быту обращается более 70 тысяч различных химических препаратов – синтетических веществ, не существующих в природе.

Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.

3-й ведущий: (Денис)

 Вопрос “Куда деть мусор?” становится все актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.

4-й ведущий: (  Таня)

Сегодняшнее население Земли – общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть - 97% - идет... в отходы.

А сейчас мы с вами проведем небольшую викторину

Викторина Слайд 73

Вопросы: слайды

1-й ведущий:(  Даша)

Как определить пульс планеты, ощутить её дыхание, сохранить чистоту? Человек делает еще только робкие шаги в этом направлении.

И мы переходим с вами в следующий зал музея Земли.Слайд 74-78

Посещение зала “Красная книга Земли”

Чтец:.Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая.

Песня «Просьба»

2-й ведущий:.() Слайд 79

Я речь свою веду о том,
Что вся Земля – наш общий дом,
Наш добрый дом, просторный дом.
Мы все с рожденья в нем живем.

3-й ведущий:.( Денис          ) Слайд 80-81

В 1960 году Международный союз охраны природы и природных ресурсов счел необходимым вести списки объектов животного и растительного мира для охраны редких и исчезающих видов. Первая Красная Книга в нашей стране была издана в 1978 году. В нее заносятся редкие, малоизученные и исчезающие виды растений и животных.

4-й ведущий:.(    Таня    )

Некоторые из них остались в единичных экземплярах. Красная Книга обновляется каждые 10 лет. Когда-то давно природа решила: быть или не быть человеку. Теперь именно человек решает: быть или не быть природе. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.

Вопросы по Красной книге( ведущий 3 и 4)

1-й ведущий: (  Даша    )

Мы приглашаем вас в следующий зал

“Планета Земля-лучшая”

Так что же она Земля? Земля всегда увлекала человека, ему хотелось заглянуть: что же там, за зарей, за соседним лугом. Человек всегда стремился к Земле, открывая ее, давая имена и названия, одушевляя ее, он бьется за нее, как за высшую святыню и ценность.

Чтец:.Слайд 87-90

Как яблоко на блюде, у нас Земля одна.
Не торопитесь люди всё вычерпать до дна.
Не мудрено добраться до скрытых тайников,
Разграбить все богатства у будущих веков.
Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.
Нам жировать позорно в счет будущего дня.
Поймите это люди как собственный приказ.
А то Земли не будет и каждого из нас.

Чтец:.Слайд 91-92

Океан седой гремит набатно. Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна на крутой, разгневанной волне,
Стали люди сильными, как боги.
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги у земного шара на боках
Мы давно освоили планету, широко шагает этот век.
На Земле уж белых пятен нету, черные сотрешь ли, человек?

2-й ведущий:(Глеб) Слайд 93

Печальную эстафету принимает от нас грядущее поколение. Набатным колоколом сегодня звучит слово экология. Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети 21 века купаться в реке, море, гулять в лесу, видеть звезды и вдыхать аромат цветов.

Видео «Беловежская пуща»

3-й ведущий:.( Денис  )

Помните: каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая сорванная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. Нельзя забывать, что на Земле все взаимосвязано.

Чтец:.Слайд 98-101

(Михаил Дудин)

Берегите Землю, берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба.
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите-
Берегите Землю, берегите!

4-й ведущий:.(   Таня    )

Завершая экскурсию в виртуальном музее Земли нам хочется сказать: являясь частью природы мы всеми клеточками должны ощущать: не Земля принадлежит нам, а мы Земле.

1-й ведущий:.( Даша    )

Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности!

2-й ведущий:.()

Другого нам и не дано. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна.

3-й ведущий:.( Денис    )

Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

Слайд 106-112

“Просьба” (Сл. Рождественского, муз.А.Пахмутовой)

Нам жить в одной семье.
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю.
Лететь в одном полете.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как природа – мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихая
Участь не постигла,
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра,
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать 
Нам воздухом одним,
Давайте – ка мы все
Навек объединимся. 
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на земле
И сами сохранимся!!!

Список использованных источников информации.

  1. www.wikipedia.org
  2. www.animated-images.ru
  3. www.okartinkah.ru
  4. www.news-vendor.com
  5. www.natemu.info
  6. www.velvet.by
  7. www.Pikabu.ru
  8. www.m.fishki.net

Данная работа не является авторской.

Позаимствовала у коллег из интернета.

Немного преобразовала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виртуальная экскурсия "Санкт-Петербург - город-музей и город музеев"

Представлено занятие с использование ИКТ (сопровождение: презентация, разработанная учащимися школы-интерната и представленная на ученических чтениях...

Виртуальная экскурсия "Небо на земле"

Символы православной церкви, таинство Евхористия, правила поведения в храме....

Внеклассное мероприятие «Виртуальная «бродилка» (экскурсия) в кладовые музея истории камнерезного и ювелирного искусства города Екатеринбурга».

Отчет 7 классапо проекту «Экономическое, социальное и культурно-историческое наследие Среднего Урала и регионов Франции».Цель: приобщение учащихся к изучению своего края и регионов Франции посредством...

Внеклассное мероприятие. Виртуальная экскурсия "По музейным залам России. "Северный" цикл творчества А.И.Куинджи"

Данная разработка помогает расширить знания о художниках - передвижниках, о музеях  Санкт -Петербурга и  Москвы....

Виртуальные экскурсии по музеям

дополнительный материал для уроков литературы...

Виртуальные экскурсии по музеям в период дистанционного обучения

Виртуальные экскурсии по музеям в период дистанционного обучения...

Виртуальная экскурсия по музеям Мордовии.

Данный материал способствует развитию ценностного отношения к мордовской культуре,истории мордовского края....