Антропогенное воздействие на окружающую среду
презентация к уроку по экологии (11 класс)
Презентация может быть использована на уроках биологии при изучении темы "Воздействие человека на природу", а также при изучении предмета "Экология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
antropogennoe_vozdeystvie_na_okruzhayushchuyu_sredu.pptx | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
1. Человек - часть природы. Человек, как организм вступает в пищевые связи, человек всеяден – хищник. 2. Человек обладает разумом, что обусловливает особый характер его воздействия на природу. Он не только добывает пищу, как все другие организмы, охотясь на нее, но и создает условия, при которых пищевые ресурсы получаются искусственно (выращивает растения, разводит животных, создает новые виды растений и животных). 3. Человек создает искусственные соединения, которые облегчают его существование (лекарства, пищевые добавки, взрывчатые вещества…) 4. Большое влияние на природу оказывает промышленное и гражданское строительство, которое изменяет ландшафты, разрушает биогеоценозы.
В настоящее время человек стал заложником научно-технического прогресса из-за неразумного использования природных ресурсов планеты. Но человек – единственное на Земле существо, наделенное разумом , поэтому он может и должен найти пути преодоления экологического кризиса и не допустить экологической катастрофы, которая может привести к исчезновению всего живого на Земле.
I . Общая характеристика воздействия человека на природу. 1) Прямое воздействие (разрушает биогеоценозы путем распашки земель, занимает территорию под строительство жилищ, предприятий, дорог…) 2) Косвенное воздействие (сжигая топливо на ТЭС, человек напрямую не контактирует с живыми организмами, но образующиеся ядовитые отходы, попадают в окружающую среду и наносят вред живым организмам) 3) Комплексное воздействие (ядохимикаты, применяемые в борьбе с вредителями растений, уничтожают не только вредителей, но наносят вред другим организмам, а также оказывают отравляющее воздействие и на самого человека)
ПРЯМОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
КОСВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ
I . Общая характеристика воздействия человека на природу. 4) Стихийное или бессознательное (человек не ставя цели, даже не желая того, воздействует на природу – гуляя по лесу рвет цветы, наступает на мелких насекомых, топчет траву….) 5) Сознательное (целеустремленное, планомерное) - разработка полезных ископаемых, создание агроценозов, строительство различных объектов, вредительство)
СОЗНАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ (добыча полезных ископаемых)
II. Виды деятельности человека, изменяющие равновесие в природных экосистемах. 1) Организация различных производств, строительство предприятий и реализация деятельности по выпуску той или иной продукции. 2) Создание агроценозов. 3) Транспортировка различных веществ (в процессе перевозки удобрений, топлива, ядохимикатов в результате аварий происходит загрязнение почвы, воды, воздуха) 4) Добыча полезных ископаемых (при добыче происходит разрушение природных биогеоценозов, нарушение ландшафтов, возникают горы отвалов, выделяются ядовитые газы, нефть попадает в воду при бурении скважин в мировом океане…)
РЯДОМ ХИМИЧЕСКИЙ ЗАВОД
НЕФТЯНАЯ ПЛЕНКА НА ВОДЕ
БУРЕНИЕ СКВАЖИН В МИРОВОМ ОКЕАНЕ
5) Внесение в среду химических соединений, оказывающих отрицательное воздействие. Так, в городах для облегчения работ по уборке снега и борьбы с оледенением применяют хлориды натрия и кальция, а эти соли вызывают засоление почвы, ухудшают качество природных вод и наносят вред фауне водоемов. Избыток минеральных удобрений приводит к загрязнению окружающей среды и вредит здоровью человека. Для защиты металлических изделий от коррозии применяют ингибиторы (дихромат калия – яд!) Для улучшения работы двигателей автомобилей применяют детонаторы ( диэтилсвинец – яд для человека и животных).
III. Характеристика чрезвычайных ситуаций, возникающих на Земле. 1) Природные: землетрясения, оползни, извержения вулканов, сели, снежные лавины, наводнения, пожары, цунами, ураганы, бури, смерчи … 2) ЧС, возникающие по вине человека: Аварии на транспорте Аварии на предприятиях (особенно опасны аварии на АЭС, химических производствах, пиротехнических производствах…) Пожары
АРАЛЬСКОЕ МОРЕ
IV. Классификация веществ - загрязнителей I класс – чрезвычайно опасные ( ртуть и ее соединения, гексахлоран, бензапирен , диоксины , соединения серебра и хрома) – раковые опухоли, нарушение нервной деятельности, летальный исход при малых количествах. II класс - высокотоксичные (бензол, сероводород, оксиды азота, кислородные соединения хлора, соединения меди и никеля) – провоцируют рак, сильные отравления, экзема, нервный паралич, удушье. III класс - умеренно опасные (фенол, альдегиды, спирты, уксусная кислота, диоксид свинца) – нарушается работа отдельных органов, в больших количествах – яды. IV класс - мало опасные ( аммиак, углекислый газ, хлориды цинка, марганца, алюминия..) – отравления.
Статистика – вещь упрямая! Загрязнение воздушной среды является причиной смерти на Земле 865.000 человек в год. От загрязненной воды умирает 14 . 000 человек в день!!! Причина 40% смертей по всему миру – загрязнение воздуха, воды и почвы. Каждый год с лица Земли исчезает примерно 30.000 видов живых организмов, 13 млн га леса. В 1989 г. продолжительность жизни россиян была =69,8 лет, в 2010 г. =59,2 года. В 2015году - 70,93 лет, у мужчин 65,29 и у женщин 76,47 года. Бумага разлагается – от нескольких месяцев до нескольких лет, черные металлы – 10 лет, цветные металлы (консервные банки) – 20-30 лет, резина (покрышки) – 100 лет, стекло – 300 лет, некоторые пластмассы – 500 лет.
МУСОР – БИЧ СОВРЕМЕННОСТИ!
V. Экологические проблемы, возникающие по вине человека. 1) Проблема озонового слоя. В результате деятельности человека в атмосферу выбрасываются вещества, разрушающие озон (угарный газ, оксиды азота, фреон, аэрозоли..). Это приводит к возникновению «озоновых дыр» и Земля лишается защитного озонового слоя от губительных для всего живого жестких ультрафиолетовых лучей. Не последняя роль в разрушении озонового слоя принадлежит и воздействию сверхзвуковых самолетов и запуску искусственных спутников Земли. «Озоновые дыры» обнаружены над Северным и Южным полюсами Земли, над Антарктидой, над Якутией, республикой Коми, в районе Дальнего Востока.
2) Проблема кислотных дождей. Растения и животные нормально живут в нейтральной, слабокислой или слабощелочной среде. Отклонения от этих параметров приводит к гибели организмов. Кислотные дожди возникают за счет растворения в дождевой воде кислотных оксидов хлора, хлороводорода , оксидов азота и серы, поступающих в атмосферу при сжигании топлива. Кислотные дожди наносят огромный вред растениям и организмам озер, прудов и рек. Чтобы решить проблему кислотных дождей необходимо разрабатывать новые технологии сжигания топлива и улавливания кислых газов.
ПОСЛЕДСТВИЯ КИСЛОТНЫХ ДОЖДЕЙ
3) Проблема диоксиновой опасности. Диоксины – самые ядовитые вещества, созданные человеком. Это органические соединения – трициклические кислородсодержащие вещества. (самый ядовитый – 2,3,7,8-тетрахлордибензолпарадиоксин ). Они очень устойчивы и почти не разлагаются в природной среде (период их полураспада – 10-12 лет, в организме человека – 6-8 лет). Под влиянием диоксинов возможно рождение детей-уродов, появляются психические расстройства, возникают раковые опухоли, происходит расстройство иммунной системы, поэтому диоксины называют «химическим» СПИДом . Диоксины обнаружены в отходах металлургической, деревообрабатывающей, целлюлозно - бумажной промышленности. Диоксины образуются при сжигании мусора и в табачном дыме. Для решения диоксиновой проблемы необходимо исключить применение хлора в целлюлозно-бумажной промышленности, разработать технологию переработки мусора, при которой не образуются диоксины и др.
4) Проблема химического оружия и его уничтожения Химическое оружие – это один из самых варварских способов уничтожения противника. По действию на организм различают вещества кожно-нарывного, общетоксического (иприт, люизит), нервно- паралитического ( зорин , зоман) действия, раздражающие и удушающие вещества («черемуха»). Также есть вещества комплексного действия. Даже самый «легко действующий» зарин как опасное вещество проявляет себя через 20 лет. Крайне опасен иприт, являющийся мутагеном (даже одной молекулы достаточно, чтобы вызвать мутацию, которая может проявиться через 40 поколений. Очень сложны проблемы ликвидации химического оружия. Закапывание, затопление или сжигание не ликвидирует опасности этих соединений. Поэтому химики, экологи, технологи пытаются разработать методы ликвидации химического оружия, но пока…
5) Проблема пестицидов (ядохимикатов). Пестициды – это вещества, применяемые для уничтожения тех или иных организмов (червей, бактерий, грызунов, насекомых, паразитических грибов, сорных растений…) С одной стороны, пестициды помогают человеку получать хорошие урожаи. Но было обнаружено, что пестициды практически не разлагаются в течение времени и сохраняют свои ядовитые свойства. Они накапливаются в организмах растений и животных, а затем попадая с пищей в организм человека, отравляют и способствуют развитию тяжелых заболеваний. В настоящее время ставится задача замены химической борьбы с вредителями на биологические формы, применения более «мягких» пестицидов, которые легко разлагаются при обычных условиях и имеют малые периоды полураспада.
6)Проблема изменения климата – парниковый эффект Парниковый эффект – это постепенное потепление, сущность которого состоит в том, что атмосфера поглощает тепловые лучи, а отдача тепла в мировое пространство затруднено. Веществами, способствующими проявлению парникового эффекта являются вода, углекислый газ, метан, оксиды азота, серы, фреоны (хладагенты). Парниковый эффект может привести к потеплению, в результате чего произойдет растопление ледников и повышение уровня Мирового океана. Поэтому необходимо решать задачу улавливания газов и использования их в промышленности и быту. Парниковый эффект нейтрализуется процессами, спобствую - щими похолоданию климата (вырубка лесов и опустынивание территорий). Однако пока преобладают процессы, способствующие потеплению.
VI. Мониторинг - это комплексные меры по изучению состояния окружающей среды по определенным параметрам в течение определенного времени. Мониторинг состояния окружающей среды предполагает: 1) наблюдение за источниками загрязнения и за динамикой изменения тех или иных параметров в течение определенного времени; 2) предупреждение ситуаций, которые могут нанести вред здоровью человека и окружающей среде в целом; 3) деятельность по внедрению необходимых мер, препятствующих возникновению экологических проблем и катастроф. Мониторингом среды занимаются специальные службы.
Основные направления природоохранной деятельности. 1) Создание безотходных и малоотходных технологий. 2) Комплексное использование сырья и отходов. 3) Создание более совершенных систем очистки выбросов с последующей утилизацией удаленных веществ. 4) Использование на производствах оборотной воды. 5) Систематический контроль за исполнением экологического законодательства. 6) Проведение экологических экспертиз как перед строительством крупных предприятий и сооружений, так и в процессе их функционирования. 7) Создание заповедников, заказников, национальных парков.
Основные направления природоохранной деятельности. 8) Проведение конференций и симпозиумов, посвященных проблемам охраны окружающей среды на разных уровнях (от местного до международного). 9) Освещение средствами массовой информации (СМИ) проблем охраны окружающей среды. 10) Осуществление всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания всего населения, особенно молодежи.
ЭТОГО НЕЛЬЗЯ ДОПУСТИТЬ!!!
БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Антропогенное воздействие на природную среду.
Экскурсия по биологии в 9 классе. Задачи: расширить знания школьников о влиянии хозяйственной деятельности на окружающую природу; научить школьников анализировать последствия антропогенного воздействи...
Защита проекта «Антропогенное влияние на окружающую среду»
Экологическая ситуация в Санкт - Петербурге...
Методы оценки воздействия на окружающую среду
Методы оценки воздействия на окружающую среду...
Урок по общей биологии "Антропогенный фактор - комплексное воздействие человека на окружающую среду", для учащихся 10 класса
Урок - диалоговое обучение включает выступление учащихся с заранее заготовленным материалом. Учащиеся работают в группах. Предоставляют материал по итогам самостоятельной работы. Предоставляют свои пр...
Антропогенные источники загрязнения окружающей среды.
Изучить основные источники загрязнения окружающей среды, вызванные человеком....
Влияние антропогенного фактора на окружающую среду вашей местности.
Влияние антропогенного фактора на окружающую среду вашей местности....
Сертификат Обучающая (просветительская) программа по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей среды
Сертификат Обучающая (просветительская) программа по вопросам здорового питания для групп населения, проживающих на территориях с особенностями в части воздействия факторов окружающей сред...