Каспийское море - жемчужина России
план-конспект урока по экологии (10 класс) на тему
Урок в форме конференции на котором можно познакомить обучающихся с Каспийским морем, с его историей, природой, достопримечательностями, флорой и фауной, значимостью и экологическими проблемами..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kaspiyskoe_more_-_zhemchuzhina_rosii_1.rar | 2.13 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока «Каспийское море-жемчужина России» Изведать то, чего не видел сроду, -
Глазами, ртом и кожей пить простор!
Кто в океане видит только воду -
Тот на земле не замечает гор.
В.Высоцкий
Цель урока: познакомить обучающихся с Каспийским морем, с его историей, природой, достопримечательностями, флорой и фауной, значимостью и экологическими проблемами..
Задачи:
Образовательные: расширение и углубление знаний учащихся о уникальности Каспийского моря, закрепление умения знать, читать, ориентироваться по карте, работать с контурными картами.
Воспитательные: формирование чувства любви к родной природе; эстетического восприятия красот родной республики.
Развивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся, формировать навыки общения, коллективной работы, поиска и обработки необходимой для урока информации из различных источников, развитие творческого мышления, речи, памяти и внимания.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: Урок – конференция
Методы урока: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Форма урока: групповая, индивидуальная
Оборудование: карта Каспийского моря, контурные карты Каспийского моря, компьютерная презентация.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Учитель: Прежде чем приступим к изучению темы послушайте стихотворение Р.Гамзатова, (видео фрагмент «Море»)
Седой Каспий
«Пусть море говорит, а ты молчи,
Не изливай ни радости, ни горя.
Великий Данте замолкал в ночи,
Когда у ног его плескалось море.
Людьми заполнен берег или пуст,
Дай морю петь, волнам его не вторя,
И Пушкин - величайший златоуст -
Молчал всегда, покамест пело море»
Расул Гамзатов
2.Основная часть урока.
Учитель: Вы догадались о чём пойдёт речь на уроке?
Ученики называют тему урока.
Учитель: Да, конечно, мы будем говорить о Каспийском море.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, что нового мы сегодня должны узнать, уйдя с урока?
Учащиеся формулируют цели урока.
Учитель: Итак, целями нашего урока будут: (слайд)
- раскрыть характеристику природных условий и природных ресурсов Каспия;
- познакомить с историей открытия и изучения Каспия;
- дать представление об эндемиках озера .
- рассмотреть экологические проблемы озера и пути их решения.
Учитель:Сегодняшний наш урок мы проведём в виде форума. На международный форум приглашены делегация экологов из разных стран, как Ближнего, так и Дальнего Зарубежья, историки, гидрологи, климатологи, зоологи, ботаники и другие специалисты.
Форум открывает министр экологии и охраны окружающей среды.
Выступление ученика: Уважаемые участники форума! Разрешите поприветствовать Вас и пожелать плодотворной работы. Как известно экологические проблемы страны влияют на экосистемы других государств. Поэтому в мире растет понимание, что в условиях глобализации стратегия активного международного сотрудничества и партнерства со всеми заинтересованными государствами ,является единственно верной и эффективной.
Для нас всегда особое значение имели отношения с нашими соседями - Россией, странами Центральной Азии, с которыми нас связывают не только общие исторические, но и единая экологическая система.
У нас общие водные ресурсы, горные экосистемы и связанные с ними транс граничные экологические проблемы.
Все это связывает нас работать в условиях тесного сотрудничества.
Цель нашего форума: решить вопросы -Кто виноват? Что делать?
Постараемся сделать выводы и предложить решения этих вопросов.
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с Каспийским морем – это озеро, которое является объектом мирового наследия! Одно из неповторимых чудес планеты, наша гордость. Почему его называют морем узнаем у специалиста.
Географ: Почему Каспийское озеро называют морем? Причин можно назвать несколько:
Одна из причин-это внушительные размеры водоёма.
Вторая-наличие приливов и отливов, большой волны во время штормовых ветров. Все это характерно для настоящих морей.
Но здесь не названо одно из основных условий, которое обязательно должно существовать, чтобы географы могли причислить водоем к морю. Речь идет о прямой связи озера с Мировым океаном. Именно данному условию Каспий не соответствует.
Есть еще одна особенность, отличающая Каспий от моря – соленость воды в нем почти в 3 раза ниже солености Мирового океана. Объяснение этого заключается в том, что около 130 больших и малых рек несут пресные воды в Каспийское море. Волга привносит в эту работу самый существенный вклад – до 80% всех вод «отдает» озеру именно она.
Учитель: Я думаю, теперь всем стало ясно, почему водоём называют морем. Как же возник водоём, давайте узнаем у нашего геолога?
Геолог:: Были времена, когда Каспий соединялся с Азовским морем, а через него со Средиземным и Черным морями. То есть десятки тысяч лет назад Каспийское озеро являлось частью Мирового океана. В результате процессов, связанных с поднятием и опусканием земной коры, появились горы, находящиеся на месте современного Кавказа. Они обособили водоем, который был частью огромного древнего океана. Прошел не один десяток тысяч лет, прежде чем бассейны Черного и Каспийского морей разделились.
Учитель:Хотелось бы узнать о географическом положении озера и приграничных государствах.
Географ: Каспий – это внутреннее бессточное соленое озеро. Расположено на стыке двух частей света Европы и Азии. На берегах Каспийского озера расположены пять государств – Россия, Иран, Азербайджан, Казахстан и Туркмения. Территории России принадлежат западные районы Северного и Среднего Каспия. Иран расположен на южных берегах моря, ему принадлежит 15% от всей протяженности береговой линии. Восточную линию берегов делят Казахстан и Туркменистан. На юго-западных территориях Прикаспия расположен Азербайджан. По форме напоминает латинскую букву s.
Учитель: Вопрос деления акватории озера между прикаспийскими государствами вот уже на протяжении многих лет является самым острым. Главы пяти государств пытаются найти решение, которое удовлетворило бы запросы и требования каждого .
Интересно было бы узнать происхождение названия озера?
Историк: Историческое название Каспийского моря таит в себя много загадочного и интересного. Свое название это таинственное море получило в честь древних племен коневодов — каспиев, которые жили в 1 веке до нашей эры на северо-западном побережье Каспийского моря. История возникновения и существования Каспийского моря является историческим вопросом. Начиная с его возникновения, и образования данное море было неоднократно переименовано, и имело около 50 названий: Гирканское море, Хвалынское, Хазарское, Сихайское, Абескунское, Сарайское, Дербентское и др.
Ещё в 5 в до н. э. древнегреческий ученый Геродот писал «Каспийское море — это море совершенно особого рода. Длина его — пятнадцать дней плавания на гребном судне, а ширина в самом широком месте — восемь дней». Обращает на себя внимание тот факт, что размеры моря Геродот указывает в днях плавания на гребных судах.
Учитель: Не менее интересно путешествие по Каспию русского путешественника, русского купца Афанасия Никитина. Он побывал в Индии за 30 лет до Васко да Гамы. Афанасий Никитин с другими купцами решил поехать в Ширван торговать. Ширванское ханство лежало на юго-западных берегах Каспийского моря. Оно включало города Баку, Дербент и Шемаху. Ханство вело большую торговлю со многими странами Востока.
Около Астрахани на караван судов напал отряд татарского хана Касима. В стычке было убито несколько человек, четырех татары взяли в плен. Имущество и товары купцов, были разграблены.
Во время плавания по Каспийскому морю (оно называлось Хвалынским) корабли застигла буря. Один из кораблей был выброшен на берег у г. Терки (ныне Махачкала). Русские купцы, плывшие на нем, попали в плен к местным жителям — кайтакам. Афанасий Никитин, находившийся на корабле посла, благополучно достиг Дербента. Почти целый год провел он в Ширванском ханстве, пока не выручил товарищей из плена. Никитин отправился в Баку, а затем в Персию (Иран),а оттуда по Аравийскому морю достиг Индии.
Учитель:А теперь хотелось бы услышать климатолога…
Климатолог: Климатические условия меняются в меридиональном направлении, так как с севера на юг море протянулось почти на 1200 км. Это южное море находится в нескольких климатических зонах. На севере – в континентальной, на юге – в субтропической, в центральной части – в умеренной. Здесь часто дуют сухие ветры. В зимний сезон температура воздуха колеблется от -8 до +10 °С, в летний – от +24 до +28 °С. Со стороны России (в северной части) море подвергается сильному оледенению, толщина льда составляет около 2 метров. Лед продолжает стоять около 3 месяцев.
Географ: Крупные полуострова Каспийского моря: Аграханский полуостров, Апшеронский полуостров, Бузачи, Мангышлак, Мианкале, Туб-Караган.
В Каспийском море расположено около 50 крупных и средних островов общей площадью примерно 350 квадратных километров. Наиболее крупные острова: Ашур-Ада, Гарасу, Гум , Даш, Зира (остров), Зянбил, Кюр Дашы, Хара-Зира, Сенги-Мугань, Чечень (остров), Чыгыл.
Крупные заливы Каспийского моря: Аграханский залив, Комсомолец (залив) (бывший Мёртвый Култук, быв. залив Цесаревича), Кайдак, Мангышлак, Казах (залив), Туркменбаши (залив) (бывший Красноводск), Туркмен (залив), Гызылагач, Астрахань (залив), Гызлар, Гиркан (бывший Астарабад) и Энзели (бывший Пехлеви).
Зоолог: Животный мир Каспия представлен 1809 видами, из которых 415 относятся к позвоночным. В Каспийском море зарегистрирован 101 вид рыб, в нём же сосредоточено большинство мировых запасов осетровых, а также таких пресноводных рыб, как вобла, сазан, судак. Каспийское море — среда обитания таких рыб, как карп, кефаль, килька, кутум, лещ, лосось, окунь, щука. В Каспийском море также обитает морское млекопитающее — Каспийский тюлень. В целом характерна высокая степень эндемизма. Некоторые организмы переселились в Каспийское море совсем недавно либо в результате занесения на днищах морских судов (главным образом различные обрастатели, например митилястер, водоросль ризосоления, балянусы, а также крабы), либо путём сознательной акклиматизации человеком (например, из рыб — кефаль, из беспозвоночных — нереис, синдесмия).
Многие из них - эндемики, нигде, кроме Каспия, не встречающиеся. Высокая степень эндемизма в Каспии указывает и на древность моря, и на длительное его существование в изоляции.
На открытке: медуза Палласова меризия, моллюск дидакна (длина до 42 мм), кумовой рачок рода стенокума (длина до 6 мм), каспийская пуголовка (длина до 12 см). В круге — ветвистоусьпй рачок каспийский эвадне (длина до 2 мм).
Птицы Каспия
Но наибольшее внимание привлекают птицы, которых более 400 видов. Именно поэтому Хазарский заповедник часто называют орнитологическим. Это перекресток на путях перелета и миграции птиц. Туркменское побережье Каспия буквально связывает целые континенты и части света, собирая у себя птиц из жарких тропиков и северных стран.
Здесь можно увидеть стаи белоснежных лебедей, чинные семейства уток – нырков, лысух и пеликанов. Недалеко от курортной зоны прохаживаются на мелководьях красивых и грациозные фламинго.
Ботаник: Растительный мир Каспийского моря состоит из 728 видов и подвидов низших растений и 5 видов высших. Необходимо учитывать, что морская флора существенно отличается от наземной. Если на суше преобладают высшие, то в морях - низшие растения (водоросли).
Из растений в Каспийском море преобладают водоросли — сине-зелёные, диатомовые, красные, бурые, харовые и другие, из цветковых — зостера и руппия. По происхождению флора относится преимущественно к неогеновому возрасту, однако некоторые растения были занесены в Каспийское море человеком сознательно либо на днищах судов.
Искусствовед: Этот водоём привлекал своей красотой , волшебством и загадочным миром еще с давних времени и находился в центре внимания не только путешественников, ученых, а также писателей и художников.
Р.Гамзатов посвятил Каспию не одно стихотворение. Вот строки одного из них:
Люблю твой грохот у подножья гор,
И чайки крик,
И маяки в тумане;
В час бури твой рокочущий простор
Всегда напоминает поле брани.
Люблю смотреть, как волны предо мной
То, как враги,
Сойдутся в злобной пене,
То вдруг, устав,
Одна перед другой
Как бы в бессилье
Встанут на колени
И белый парус выбросят вдали,
Как будто флаг рука парламентера.
И вот из бухт выходят корабли
И вдалеке скрываются от взора.
Они уйдут,
И берег, может быть,
Им на соленом вспомнится просторе.
Так я, уехав, не могу забыть
Скалистый берег
Вспененного моря.
Есть множество картин, на котором изображено Каспийское море, среди них много любительских. Стихи писали и приезжие, те, кто видел Каспий лишь однажды и были поражёны его красотой и величием…
О, море, священное море,
Могучий каспийский прибой,
Ничтожны печали и горе,
Когда я любуюсь тобой.
О, волны! О, пенные волны,
Вы бьётесь о скалы, вольны.
Я с детства наполнен любовью
И силой лазурной волны.
Бушует Каспийское море,
Ликует каспийский прибой,
И брызги солёной слезою
Напомнят о прошлом порой.
О том, что манило мечтою,
О том, как звало за собой,
Сияло далёкой звездою
Безлунной порою ночной
Ты сны наполняешь собою,
Ты стало моею судьбой,
Родное Каспийское море,
Волнующий пенный прибой.
Людмила Денисова, 2015
Океонограф: Соленость Каспия непрерывно увеличивается по направлению к югу. В северной части в дельте Волги солёность составляет 0,05-0,15%. В восточных районах Южного и Среднего Каспия соленость достигает 13—14%. Разная солёность связана с неравномерным поступление стока в море. В северную часть впадают только Волга, Урал, Терек, суммарный годовой сток которых дает более 90% общего материкового стока. С запада в море несут свои воды Сулак, Самур, Кура и более мелкие реки, в сумме дающие около 9% стока. На долю рек Иранского побережья приходится примерно 1% берегового стока. На восточном побережье нет ни одного постоянного водотока в море,поэтому оно самое солёное.
Геолог: Еще в XIX веке, было, положено начало добычи углеводородов. Это основные природные ресурсы. Есть здесь так же минеральные, бальнеологические биологические ресурсы. В наши дни кроме добычи газа и нефти на шельфе добывают соли морского типа (астраханит, мирабалит, галит), песок, известняк, глину.
Показ видеофильма: «Каспийское море».
Учитель географии: Проблема охраны окружающей среды с каждым днем становится все ощутимее, любое нарушение экологического баланса, прежде всего, бьет по человеку, по его здоровью, а главное бьет по будущему.
Министр экологии:
Каспийское море представляет собой очень чувствительную экосистему. За последние десятилетия под воздействием антропогенных и биохимических
факторов резко ухудшилось состояние экосистем в целом.
«Влияние нефтяного загрязнения на окружающую среду».
Выступления экспертов.
Эксперт из России: «Гибель морского зверя и осетровой рыбы на Каспии связана с добычей нефти. Необходимо составление плана действий для защиты морской среды Каспия, разработка программ мониторинга качества и количества воды, а также разработка централизованной базы данных, которая станет основой для принятия решений и общим источником информации для специалистов прикаспийских стран.
Эксперт из Азербайджана:
В Республике Азербайджан основными источниками нефтяного загрязнения Каспийского моря являются речной сток,разведка,нефтедобыча и транспортировка нефти и нефтепродуктов. Анализ состава сбрасываемых в Каспий сточных вод указывает на преобладание в количественном отношении нефтепродуктов
Эксперт из Туркменистана:
В Туркменистане основными источниками нефтяного загрязнения являются эксплуатация и разведка морских и прибрежных нефтепромыслов,предприятия нефтяной и нефтехимической промышленности.Несмотря на то,что в последние годы по Восточному побережью Каспийского моря не отмечена тенденция к увеличению содержания загрязняющих веществ,состояние моря и береговой охранной полосы, вызывает тревогу. Это связано с тем,что не происходит коренных изменений в технологии бурения и эксплуатации морских нефтяных и газовых скважин,утилизации отходов производства,обеспечении необходимым современным оборудованием.
Эксперт из Казахстана:
Для предотвращения экологической катастрофы на Каспий необходимо:
- ограничить добычу нефти согласно межправительственных соглашений
Прикаспийских государств;
- застраховать биологические ресурсы моря;
- ужесточить контроль за нефтяными операциями на море ,повысить штрафные санкции за загрязнение каспийских вод.
Заключительное слово министра:
Ситуация Каспия-сегодня стала важнейшей региональной экологической проблемой. Ни одна страна в мире не может сегодня решить экологические проблемы. Лишь общими усилиями всего человечества мы сможем достичь развития в будущем.Мы едины,мы частичка нашей Вселенной, мы должны сохранить нашу голубую планету в чистоте и порядке.
Учитель географии:
У человека вполне достаточно объективных причин, чтобы стремиться к сохранению дикой природы,но в конечном счете природу может спасти только его любовь.
Я хочу, чтобы вы помнили,что все озера-это чудесный светлый дар природы.Их надо беречь, о них надо заботиться,поскольку без этих живых источников драгоценной влаги немыслима жизнь на планете.
Я благодарю всех участников за участие в международном форуме.
Подводится общий итог работы. Выставление оценок за урок.
4 этап Рефлексия:
-Класс делится на группы специалистов, целью работы которых является изучение природы Каспия и его проблем:
1 группа - Геологи и геоморфологи. (1,2 парта) (слайд)
2 группа - Гидрологи (3, 4 парта)
3 группа - Историки. ( 5, 6 парта)
4 группа – Зоологи и ботаники.( 7, 8 парта)
5 группа - Экологи. (9,10 парта)
6 группа - Климатологи. (11, 12 парта)
Группы специалистов получают карточки-инструкции для изучения своей проблемы. К карточкам предлагается как источник информации: учебник, хрестоматии, справочники, карты и другая информация.
В каждой группе выбирается руководитель, который распределяет вопросы, координирует работу группы .На обсуждение группам дается 10-15 минут. . В течение этого времени идет обсуждение, подведение итогов, т.е. готовиться письменный отчет по изученным вопросам. Руководитель группы оценивает работу учеников. Далее предоставляется слово группам специалистов. Остальные учащиеся кратко конспектируют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Завод «Красные Баррикады» – флагман судостроения в нефтяной и газовой промышленности в бассейне Каспийского моря»
Урок показывает роль градообразующего предприятия в жизни поселка и его жителей...
Каспийское море
Дополнительный материал по теме "Моря, омывающие берега России" урок географии 8 класс...
Проект по теме "Экологические проблемы Каспийского моря"
Каспийское море – это внутренний замкнутый водоем. Как и многие другие водные объекты, он подвержен значительной антропогенной нагрузке, на его экологическое состояние влияют многие фактор...
Проект по теме "Экологические проблемы Каспийского моря"
Каспийское море – это внутренний замкнутый водоем. Как и многие другие водные объекты, он подвержен значительной антропогенной нагрузке, на его экологическое состояние влияют многие факторы, как приро...
«Путешествие в подводный мир Каспийского моря»
Цель: Познакомить детей с подводным миром Каспийского моря.Задачи:• обобщить, уточнить и расширить знания о морских богатствах и многообразии рыб Каспийского моря;• формировать осознанн...
"Каспийское море-жемчужина России" разработка урока
Знакомство обучающихся с Каспийским морем, с его историей,природой,достопримечательностями, значимостью и экологическими проблемами.....
Открытый урок географии Тема: "Каспийское море»
laquo;Морская стихия удивительна и привлекательна в различных её проявлениях. « Море зовет» - это не простые слова. Море повлияло не только на различные виды хозяйственной деятельности че...