Проект "Культура здоровья"
методическая разработка по экологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему
Обучение здоровью на основе проектной деятельности. Презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove_4.ppt | 355 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: построить обучение здоровью на основе проектной деятельности. Проектная деятельность как один из методов развивающего(личностно ориентированного) обучения направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений(постановка проблемы. Сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов). Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, приобщает школьников к необходимости решения жизненно важных проблемм.
Данный проект – внепредметный: обобщающий знания, умения и навыки большинства предметов школьного курса . Разработан для учащихся 8 или 9 классов. Объектом изучения выступает человек с его биопсихосоциальной сущностью, знания о котором общенаучные. В данном проекте выделено 5 подпроектов. Четыре из них: «Культура физического здоровья», «Культура психического здоровья», «Культура питания», «Культура отношения к наркогенным веществам»- ориентированы на получение знаний и умений по управлению собственным психофизическим состоянием. Пятый- «Среда жизни здорового человека» - с исследованием среды обитания и соблюдением правил экологической безопасности.
Форма организации учебной деятельности – групповая. Над каждым подпроектом работает группа школьников, их учебная деятельность носит разнонаправленный – теоретический и практический характер и состоит из четырёх шагов. Первый – изучение теории вопроса. Второй – исследование особенностей собственного организма. Третий – формирование имеющихся проблем на основании полученных результатов. Четвёртый – составление программы и деятельность по устранению или снижению остроты проблемы.
Цель разнообразных видов деятельности школьников: 1)В рамках возможного - познать самого себя. 2)Формировать эмоционально-личностное отношение к здоровью и среде жизни. 3)Формировать потребность и навыки здоровьесберегающего поведения.
Виды учебной деятельности Теоретическая деятельность в рамках каждого подпроекта строится в системе : а)научное содержание ведущих понятий(физическое здоровье, психическое здоровье, питание, наркогенные вещества, окружающая среда); Б)неблагоприятные воздействия на здоровье, среду обитания. Заболевания, вызванные теми или иными причинами; В) пути сохранения и улучшения здоровья, среды обитания. В ходе данной деятельности школьники изучают литературные источники, собирают информацию, готовят устные, письменные, компьютерные презентации.
Виды учебной деятельности Активное самопознание школьников осуществляется в ходе практической деятельности: практикумы, тестирования, исследовательские работы, социометрия. Школьники изучают различные показатели собственного здоровья; практикум включает информативные источники, не связанные со сложным оборудованием. Самоанализ и самооценка физического здоровья основаны на антропогенометрических показателях – характере осанки, свода стопы. Конституции и физиометрических показателях, определяющих работоспособность, особенности работы сердечно-сосудистой системы.
Оценка сводчатого характера стопы Для оценки свода стопы следует : 1)встать мокрыми босыми ногами на лист бумаги и обвести получившийся отпечаток карандашом. 2)Измерить наиболее широкую часть стопы(А), наиболее узкую часть (Б) в сантиметрах. 3) Разделить значение А на значение Б. Полученную величину выражают в процентах. ВЫВОД: Если полученное процентное соотношение не превышает 33%, то результат соответствует норме. Плоскостопия нет. Подпроект "Культура физического здоровья"
Оценка веса тела Чтобы узнать, соответствует ли вес норме, можно воспользоваться принятой Всемирной организацией здравоохранения формулой Кетле для расчёта телесной массы. 1) Вес (в килограммах) делят на квадрат роста(в метрах). 2) Самое оптимальное соотношение между ростом и весом отвечает индексу телесной массы , равному 21. 3) Если значение индекса превышает это соотношение даже на единицу, вес- избыточен.
Оценка физической работоспособности путём определения дыхательных возможностей организма 1) Учащиеся определяют время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. 2) Делают 20 приседаний. 3) Через 30 сек и через минуту в положении сидя определяют время задержки дыхания на вдохе. 4) Результаты оцениваются по таблице:
Оценка физической работоспособности путём определения дыхательных возможностей организма Первая проба Вторая проба Третья проба Оценка 60 сек и более 30 сек и более более 60 сек отлично 40 сек- 55 сек 15 сек- 25 сек 35 сек- 55 сек хорошо 20 сек- 35 сек 12 сек и менее 24 сек и менее плохо
Оценка логического мышления Учащимся предлагается изучить 7 рядов чисел. Найти закономерности построения каждого ряда. Вписать недостающие числа: 1) 24,21, 19, 18. 15,13. . . 7 2)1, 4. 9, 16, . ., 49, 64, 81, 100 3)16,17,15,18,14,19, . . 4) 1,3,6,8,16,18, . . ,76,78 5) 7, 10,14,19,25,. . ,49 6)2,4,8,10,20,22, . .,92,94 7)24,22,19,15, .. Подпроект «Культура психического здоровья»
Оценка логического мышления ВЫВОД: Норма – за пять минут определить закономерность построения трёх и более рядов. Правильные ответы: 1)12,9 2)25,36 3)13,20 4)36,38 5)32,40 6)44,46 7)10,4
Разработчики данного подпроекта проводят самостоятельные исследования пищевых продуктов широкого потребления(молока и хлеба) на обогащение их биологически ценными добавками. Выполнение двух практических работ: «Расчёт суточных энергетических затрат» «Составление меню» Подпроект "Культура питания"
Оценка состояния рациона питания. Два направления работы: 1)Определение общего количества калорий, необходимых на день(работа с таблицей. Примерные энергозатраты при разных видах работы(данные приведены в ккал/час на 60кг массы тела) Для расчёта суточных энергетических затрат перемножаем время(в часах) той или иной деятельности на количество энергии, которая при этом тратится.
Оценка состояния рациона питания. Виды работ Энергозатраты в ккал Сон, отдых 60 Занятия в школе , слушанье лекций, докладов 100 Самостоятельные умственные занятия 90 Спокойный отдых 75 Чтение вслух, разговор. Писание. 85 Работа на компьютере 115 Личная гигиена 100 Различные виды домашней работы. Физзарядка 160 Ходьба на работу 220 Бег 315 Приём пищи 90
Оценка состояния рациона питания. Нормальным считается, если калорийность пищевого рациона человека превышает энергозатраты не более, чем на 5%. 2)Составление пищевого рациона. Пищевой рацион рассчитывается в зависимости от энергозатрат. 1)Наблюдаем свой энергообмен в течении нескольких дней и определяем средние данные.
Оценка состояния рациона питания. Суточный рацион: Белки-жиры-углеводы 1: 1: 4 В сутки подросткам 15-16лет Белки- жиры- углеводы 10-120г:90-110г:450-500г Должно быть достаточное количество витаминов, микроэлементов.
Оценка состояния рациона питания. Практическая работа: «Составление меню четырёхразового питания» Завтрак-обед-полдник-ужин 25%- 50%- 15%- 10% Результаты расчётов заносятся в таблицу:
Оценка состояния рациона питания. Режим питания продукт Масса г Белки-жиры-углеводы Калорийность в кдж Завтрак Обед Полдник Ужин
1)Практическая работа:»Влияние алкоголя на процессы пищеварения» Вывод: белки пищи под действием алкоголя денатурируют и становятся труднодоступными для переваривания, активность ферментов значительно снижается или полностью теряется. 2)Школьники самостоятельно проводят исследования табачных изделий на содержание в них смол и никотина (на основании литературных источников. Подпроект "Культура отношения к наркотическим веществам"
1)Исследование воздуха на содержание твёрдых примесей. 2) Тестирование: «Цените ли Вы своё здоровье?» Школьники готовят презентации по собственным или уже готовым сценариям. Подпроект" Среда жизни здорового человека"
«Культура – есть усилие человека быть» Основной показатель сформированности личностного отношения к здоровью и среде жизни- это конкретная деятельность по реализации намеченной программы, в ходе которой школьник принимает ответственные решения, самоопределяется, не просто приспосабливается, а осмысленно перестраивает существующие внешние условия. Это деятельность связана с преодолением себя, направлена на жизнетворчество в рамках современного понимания культуры.
«Сохранение здоровья – это труд и не малый» Привычки к правильному питанию, занятию спортом, поддержанию экологической чистоты, неприятию курения, наркотиков сами по себе не создаются. Их надо растить, как сад, ухаживать, холить, и лелеять ежедневно и ежечасно. И результат окупиться сторицей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
спортивно-оздоровительная игровая программа: "В здоровом теле – здоровый дух!" рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период
Спортивно-оздоровительная игровая программа, рекомендуемая к проведению в рамках дней здоровья в зимний период....
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...
Внеклассное мероприятие "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."
Презентация для внеклассного мероприятия "Формула здоровья. В здоровом теле - здоровый дух."...
Мое здоровье – мое будущее». Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни
Выступление на педсовете, пропоганда здорового образа жизни учащихся!...
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"
Классный час в 6 классе по формированию здорового образа жизни по теме "В здоровом теле - здоровый дух"...
Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс
Интегрированный урок Английский+ОБЖ в 6 классе по теме Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...
Раздаточный материал к интегрированному уроку "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание) 6 класс
Раздаётся каждому ученику на уроке...