Задания для олимпиады по экологии 9 класс
олимпиадные задания по экологии (10, 11 класс) на тему

Леонтьева Инна Михайловна

Всеросиийская олимпиада школьников по экологии. Задания для школьного этапа олимпиады для 9 и 10 - 11 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ  ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ЭКОЛОГИИ. 2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС

Максимальное количество баллов –44.

Тип задания I Выберите  правильные ответы из набора представленных ответов.  Внимание! 1 балл даётся только, когда выбраны оба правильных ответа. Максимальное количество - 8 баллов 

1. Какие организмы являются продуцентами в агроэкосистеме?

А) человек;

Б) сорные растения;

В) мышевидные грызуны;

Г) насекомые - вредители;

Д) культурные растения;

Е) насекомые-опылители.

2. Какие факторы среды относятся к абиотической группе?

А) сокращение площади лесов;

Б) использование минеральных удобрений на полях;

В) воздухопроницаемость почвы;

Г) зарастание пруда ряской;

Д) содержание кислорода в воде;

Е) вырубка лесных массивов.

3.Антропогенное влияние может быть прямым или косвенным. Какие из перечисленных видов деятельности можно отнести к  прямому антропогенному воздействию?

А) сбор грибов и ягод в лесу;
Б) вырубка  деревьев;
В) изменение уровня грунтовых вод;
Г) радиационное загрязнение;

Д) изменение температурного режима;

Е) загрязнение вод.

4.Из перечисленного списка выберите птиц, занесенных в Красную книгу Республики Бурятия,  со статусом «3 (NT) – редкий гнездящийся вид».

А) черный аист;

Б) сизоворонка;

В) кречет;

Г) серый гусь;

Д) скопа;

Е) синица.

5. Какие комнатные растения являются теневыносливыми?

А) Узамбарская фиалка (сенполия);

Б) Сансевиерия (сансевьера, щучий хвост);

В) Нефролепсис возвышенный (папоротник);

Г) Каланхоэ Блоссфельда;

Д) Волосатый кактус (Cephalocereus );

Е) Индийская азалия.

6. Из перечисленного списка выберите причины, по которым нельзя сжигать старую сухую траву.

А) после прохождения огня на этом месте уже ничего не может вырасти в течение 10 лет;

Б) сорные травы, как более живучие, будут вытеснять кормовые травы;

В) разрушаются экосистемы, которые восстанавливаются очень медленно;

Г) люди жгли траву издавна, это нужно для стимуляции роста на будущий год;

Д) в сухой траве прячутся клещи, переносящие опасные заболевания, сжигание травы уменьшит их популяцию;

Е) можно вызвать лесной и торфяной пожары.

7.Из перечисленного списка выберите организмы, способные производить молекулярный кислород, используемый для дыхания.

А) Береза повислая;

Б) Сыроежка серая;

В) Большой пестрый дятел;

Г) Заяц-русак;

Д) Сине-зелёные водоросли (цианобактерии);

Е) Прудовик обыкновенный.

8. Колибри очень активны, частота сокращения сердца в дневное время  колеблется между 600 и 1000 в минуту в покое. С наступлением сумерек колибри садятся на ветки и впадают в оцепенение. В чем биологический смысл такого приспособления?

А) Предохранение от потери влаги.

Б) Предохранение от излишних потерь тепла и траты энергетических ресурсов.

В) Во время сна все птицы оцепеневают.

Г) Предохранение от обнаружения ночными хищниками.

Д) Предохранение от падения с веток во время сна;

Е) Невозможность поддержания высокого уровня обмена без пищи длительное время (в темное время суток).

Тип задания II Оцените правильность или неправильность  представленного утверждения. Если утверждение соответствует истине, то выбирается ответ «да», если - ложно, то ответ «нет». Букву правильного ответа обведите ручкой  кружком. Обоснуйте выбор ответа. Правильный выбор ответа  без обоснования не оценивается, оценивается только обоснование. Обоснование правильного ответа оценивается от 0 до 3-х баллов, максимальное количество баллов за задачу – 3. Максимальное количество  за задание- 15 баллов

9. Разрушающийся пень с его обитателями представляет собой экосистему.

         А) да;

         Б) нет.

Обоснование:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________

10. Грибы – древние автотрофные организмы, занимающие особое место в общей системе живой природы. 

          А) да;

          Б) нет.

Обоснование:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Степная гадюка является консументом 1-го порядка.

          А) да;

          Б) нет.

Обоснование ответа: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Распространенное комнатное растение толстянка – это суккулент.

          А) да;

          Б) нет.

Обоснование ответа: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.Причиной  выпадения кислотных дождей является   высокое  содержание в атмосфере хлор- и бромсодержащих фреонов.

          А) да;

          Б) нет.

Обоснование:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип задания III        Выберите  правильный ответ из четырёх предложенных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным. Правильный выбор ответа  без обоснования не оценивается, оценивается только обоснование. Обоснование правильного ответа оценивается от 0 до 3-х баллов, максимальное количество баллов за задачу – 3. Максимальное количество за задание - 9 баллов.

14. Светолюбивые  растения не растут под елями, поэтому в густом еловом лесу подлесок развит слабо.  Какую  форму сосуществования разноименных живых организмов (симбиоза)  иллюстрирует данный пример?

          А) комменсализм;

          Б) паразитизм;

          В) мутуализм;

          Г) аменсализм.

Обоснование ответа:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. На плодах иван-чая есть султанчики из волосков. Что можно сказать о способе распространения семян этого растения?

А) Семена распространяются животными,  прикрепляясь к шерсти.

Б) Семена попадают в пищеварительный тракт при поедании плодов и распространяются с экскрементами.

В) Семена распространяются с помощью ветра.

 Г) Семена распространяются саморазбрасыванием.

Обоснование ответа: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. В результате  какого типа питания происходит самоочищение водоемов и улучшение  качества воды?

          А) фототрофного;

          Б) сапротрофного;

          В) фильтрационного;

          Г) симбиотического.

Обоснование ответа: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип задания IV. Выберите правильный ответ из четырёх предложенных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным, а также обоснуйте, в чем заключается неполнота или ошибочность трёх других вариантов ответов. Максимальное количество - 12 баллов.

Для удобства проверки Вашего обоснования текст желательно разбить на четыре коротких абзаца – по числу проанализированных Вами вариантов ответа. Абзацы следует начинать словами: «ответ «А» правильный (или неправильный), потому что…. (далее следует обоснование).

17. Протяженность нерестовой миграции  у разных видов рыб весьма различна. Протяженность миграции по реке варьирует от  нескольких километров до нескольких тысяч километров. От чего, в первую очередь, зависит протяженность нерестовой миграции рыб?

     А) рыба ищет такие места, где нет человека и крупных хищных животных, которые могут помешать нересту;

     Б) от наличия удобных для икрометания и подходящих по условиям для развития молоди мест;

     В) от скорости перемещения, которую может развивать данный вид рыб;

     Г) от наличия на реке порогов и перекатов, которые рыбы предпочитают не преодолевать.

Обоснование ответа: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ЭКОЛОГИИ.2017–2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10–11 КЛАССЫ 

Тип задания I – выберите правильные ответы из набора представленных ответов. Таких текстовых задач – 10. Количество баллов за выбор правильного ответа – 1. (Внимание! 1 балл даётся только, когда выбраны оба правильных ответа) Букву правильного ответа обведите ручкой  кружком. Максимальное число баллов- 10

1.Если организм (вид)  классифицируют как факультативный  анаэроб, это значит, что:

А) энергетические циклы данного организма проходят по анаэробному пути;

Б) данный организм способен существовать только в среде, где есть кислород;

В) для жизнедеятельности данного организма необходимо наличие в среде свободного кислорода;

Г) организм способен существовать при доступе кислорода;

Д) данный организм относится к автотрофам;

Е) данный организм может существовать только в среде, где нет кислорода.

 2.Для использования метода подготовки питьевой воды – озоносорбции используют:

А) молекулярный азот;

Б) двухвалентный кислород;

В) озон;

Г) трёхвалентный кислород;

Д) оксиды азота;

Е) озоновый экран

3.Почему в очень богатых видами сообществах резких вспышек численности видов не бывает?

А) Большое число врагов у каждого вида.

Б) Богатые сообщества, как правило, обладают богатой кормовой базой.

В) Отсутствует  конкуренция между видами со сходными потребностями.

Г) Конкуренция между видами со сходными потребностями.

Д) В богатых сообществах много видов-паразитов.

Е) Имеют значение все перечисленные факторы.

4. Из ряда примеров процесса сукцессии выберите те, которые характеризуют первичную сукцессию.

А) образование торфяного болота при зарастании озера;

Б) заселение организмами застывшей лавы после извержения вулкана;

В) возобновление леса после  его гибели в результате поражения короедом-типографом;

Г) заселение организмами вновь образовавшегося речного наноса;

Д) восстановление травянистого покрова  луга после прекращения постоянного выпаса скота в данном месте;

Е) возобновление растительного покрова на месте ельника, уничтоженного пожаром.

5. Из перечисленного списка выберите растения-литофиты (петрофиты).

А) Камнеломка жестколистная;

Б) Фиалка трехцветная;

В) Ежа сборная;

Г) Кубышка желтая (кувшинка желтая);

Д) Колокольчик камнеломка;

Е) Тимофеевка луговая.

6. Циркадные (циркадианные) ритмы отсутствуют:

А) у озёрной лягушки;

Б) у гребенчатого тритона;

В) у ежа обыкновенного;

Г) у глубоководного удильщика;

Д) у воробья домового;

Е) у пещерных (европейских) протеев.

7. В современном мире сохранение биоразнообразия признано обязательным не только на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) и других природных территориях, но и на хозяйственно освоенных землях, в т.ч. и в городах. Применительно к условиям г Улан – Удэ  к уровням биоразнообразия относятся:

А) разнообразие административных округов;

Б) разнообразие жилых зданий;

В) видовое разнообразие представителей аборигенной флоры и фауны ;

Г) разнообразия природных сообществ (экосистем) ;

Д) разнообразие видов транспорта ;

Е) разнообразие видов особо охраняемых природных территорий.

8. Из предложенного списка выберите растения-паразиты.

А) Омела белая;

Б) Заразиха песчаная;

В) Полынь обыкновенная;

Г) Дурман обыкновенный;

Д) Борщевик обыкновенный

9.Какие  два источника загрязнения являются основными для гидросферы?

А) водный транспорт;

Б) сточные воды;

В) сельское хозяйство;

Г) утечки нефти и нефтепродуктов;

Д) машиностроение и металлообработка;

Е) лёгкая промышленность.

10.Основным фактором, определяющим карликовую форму растений тундры, является:

А) высота снежного покрова зимой;

Б) длинный полярный день;

В) высокие температуры;

Г) обилие солнечного света;

Д) сильные ветры;

Е) толстый слой почвы.

Тип задания II – выберите правильное утверждение («да»/»нет) и письменно обоснуйте выбор. Таких задач – 5. Правильный выбор ответа  без обоснования не оценивается, оценивается только обоснование. Обоснование правильного ответа оценивается от 0 до 3-х баллов. При этом даже если выбран неправильный ответ, если его обоснование логично и аргументировано, то на усмотрение жюри, его обоснование может быть оценено, но не более чем в 1 балл.   Максимальное число баллов- 15

11. Человеческая особь, заселенная гельминтами, является экосистемой.

          А) да;

          Б) нет.

Обоснование ответа: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________12. Фотохимический смог - типичное проявление загрязнения воздуха в местах интенсивного движения транспорта.

          А) да;

          Б) нет.

Обоснование ответа: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13 Анабиоз – практически полная остановка обмена веществ. У многих многоклеточных организмов анабиоз вошел в нормальный цикл развития.

А) да

Б) нет

Обоснование ответа: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Алоэ настоящее (Алоэ вера) относится к суккулентам

А) да

Б) нет

Обоснование ответа: _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Орхидея гнездовка является сапрофитом. Она совершенно лишена хлорофилла и живет за счет разложения гниющих растений

А) да

Б) нет

Обоснование ответа: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип задания III  – выберите правильный ответ из четырёх предложенных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным. Таких задач – 3. Правильный выбор ответа  без обоснования не оценивается, оценивается только обоснование. Обоснование правильного ответа оценивается от 0 до 3-х баллов, максимальное количество баллов за задачу – 3. При этом  даже если выбран неправильный ответ, если его обоснование логично и аргументировано, то на усмотрение жюри, его обоснование может быть оценено, но не более чем в 1 балл.  Максимальное число баллов- 9

16.Почему у многих орнитофильных цветков в теплых странах нижняя завязь (завязь спрятана в цветоложе), эластичная структура  и прочные деревянистые тычиночные нити?

А) это объясняется размером цветов, так как цветы в теплых странах обычно большие и яркие;

Б) в теплых странах часто идут проливные дожди и случаются ураганы, поэтому цветы стали более прочными;

В) это связано с развитием сопротивления  цветов тому, что птицы употребляют лепестки и тычинки  в пищу;

Г) птицы  при добывании нектара рвут цветы и ломают тычинки, поэтому в процессе эволюции цветы стали более прочными.

Обоснование ответа: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17.Под колоколом крупной арктической медузы  Cyanea capillata очень часто держится большое количество молоди пикши, трески и других рыб.  Какую  форму сосуществования разноименных живых организмов (симбиоза)  иллюстрирует данный пример? Мальки объедают остатки пищи, налипшие на щупальца медузы, а медузы их не трогают.

          А) комменсализм;

          Б) паразитизм;

          В) мутуализм;

          Г) аменсализм.

Обоснование ответа: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Что такое эфемероиды?

А) организмы, питающиеся насекомыми;

Б) микроскопические зеленые растения, в основном водоросли, свободно плавающие в толще воды;

В)  многолетние травянистые растения с очень коротким вегетационным периодом, приходящимся на наиболее благоприятное время года, большую часть жизни они проводят в состоянии покоя;

Г) экологическая группа однолетних травянистых растений с очень коротким вегетационным периодом (часто несколько недель), как правило, это обитатели пустынь, полупустынь или степей.

Обоснование ответа: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тип задания IV  – выберите правильный ответ из четырёх предложенных и письменно обоснуйте, почему этот ответ Вы считаете правильным, а также обоснуйте, в чем заключается неполнота или ошибочность трёх других вариантов ответов. Правильный выбор ответа  без обоснования не оценивается, оценивается только обоснование. Обоснование правильного  и неправильных ответов  оценивается от 0 до 3-х баллов, максимальное количество баллов за задачу – 12. 

Чтобы успешно выполнить это задание, воспользуйтесь алгоритмом:

а) внимательно прочитайте тестовую задачу и все варианты ответа;

б) выберите наиболее правильный и полный ответ;

в) букву правильного ответа обведите ручкой  кружком;

г) на черновике напишите все, что объяснит выбор ответа и отказ от других вариантов.

     Аккуратно перепишите из черновика на бланк Ваш текст, отредактировав его на черновике. Для удобства проверки Вашего обоснования текст желательно разбить на четыре коротких абзаца – по числу проанализированных Вами вариантов ответа. Абзацы следует начинать словами: «ответ «А» правильный (или неправильный), потому что….. (далее следует обоснование).

19. Мутуализмом называются отношения между видами если:

 А) один вид питается тканями и органами другого вида;

 Б) два вида конкурируют за один пищевой ресурс;

 В) эти отношения облигатные и взаимовыгодные;

 Г) один вид живёт за счет другого, используя его в качестве среды обитания и источника питания, нанося ему вред.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задания школьной олимпиады по экологии 6 класс

Школьная олимпиада по экологии включает задание с выбором одного правильного ответа, задание с выбором нескольких правильных ответов, задание на выбор верного утверждения и экологическую задачу....

задания школьной олимпиады по экологии 7-8 класс

Школьная олимпиада по экологии включает задание с выбором одного правильного ответа, задание с выбором нескольких правильных ответов, задание на выбор верного утверждения и экологическую задачу....

Олимпиада по экологии 7 класс

Задания олимпиады школьников по экологии для 7 класса.   Вопросы составлены по принципу ЕГЭ. Ответы прилагаются...

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ЭКОЛОГИИ (10 КЛАСС)

Задания могут быть использованы для организации школьной олимпиады по экологии....

Олимпиада по экологии 9-11 класс

Задания для подготовки учащихся по экологии...

Олимпиада по экологии 10-11 класс

Задания для олимпиады по экологии для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников (10-11 класс). Ответы к заданиям....

Задания для школьной олимпиады по экологии для 9 класса

Школьная олимпиада - один из этапов выявления одарённых детей. Представленные задания по экологии можно использовать как для учащихся 8, 9 класса, так и для более старших возрастных групп....