Олимпиада по экологии 10-11 класс
олимпиадные задания по экологии (10 класс) на тему
Задания для олимпиады по экологии для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников (10-11 класс). Ответы к заданиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Олимпиада по экологии 10-11 класс | 68.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания экологической олимпиады школьников
10 класс
60 минут
Тексты заданий
Задание 1
Выберите правильное из представленных ниже утверждений (ответ «да» или ответ «нет») (правильный ответ — 1 балл, неправильный - 0 баллов). Обведите кружком выбранный Вами правильный вариант ответа. Индекс ответа, который вы считаете правильным, укажите в матрице ответов.
- В течение года длина светового дня, в отличие от иных условий обитания, изменяются строго закономерно.
a) Да б) Нет
- Экологические факторы могут оказывать как непосредственное, так и косвенное влияние на организмы. Правильно или неправильно?
a) Да б) Нет
- Термин «биосфера» был предложен В.И. Вернадским
a) Да б) Нет
- Растения в пищевой цепи выполняют функцию первичных потребителей. Правильно или неправильно?
a) Да б) Нет
- В Мировом океане зоомасса во много раз превышает фитомассу. Правильно или неправильно?
a) Да б) Нет
- Свойство вида адаптироваться к изменяющимся факторам среды обитания называется экологической пластинчатостью.
a) Да б) Нет
- Строительство очистных сооружений позволяет полностью решить проблему загрязнения биосферы. Правильно или неправильно?
a) Да б) Нет
- Если для водной среды обитания кислород не играет существенной роли, то для воздушной – это важнейший экологический фактор.
a) Да б) Нет
- Поселение крыс и мышей в домах было вызвано разрушением их естественных местообитаний человеком.
a) Да б) Нет
- Пространственное распределение животных в популяции регулируется их поведением. Правильно или неправильно?
a) Да б) Нет
Задание 2
Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных (правильный ответ – 1 балл).
Обведите кружком выбранный Вами правильный вариант ответа. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным укажите в матрице ответов.
- Строительство на реке плотины бобрами можно рассматривать как пример фактора:
а) абиотического;
б) биотического;
в) антропогенного;
г) социального.
- Пространственной характеристикой популяции является:
а) численность;
б) ареал;
в) половозрастная структура;
г) рождаемость.
- Количество энергии, передаваемое с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:
а) 1 %;
б) 5 %;
в) 10 %;
г) 15 %.
- В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:
а) хищничества;
б) паразитизма;
в) комменсализма;
г) симбиоза.
- Элементы среды, ограничивающие условия существования организма в данной экосистеме, называют:
а) антропогенными факторами;
б) лимитирующими факторами;
в) экологическими факторами;
г) пограничными факторами.
- Из перечисленных видов членом агроценоза является:
а) сурепка;
б) клюква;
в) мох сфагнум;
г) дуб.
- В 1950-х годах в промышленно развитых странах началась «зеленая революция», связанная с:
а) созданием новых сортов сельскохозяйственных растений и интенсивным применением химических средств их защиты;
б) созданием и распространением генетически модифицированных организмов;
в) массовыми протестами населения этих стран против применения минеральных удобрений и пестицидов в сельском хозяйстве;
г) всплеском популярности органик - земледелия.
- Пастбищная пищевая цепь начинается с:
а) зеленых растений;
б) консументов;
в) остатков организмов;
г) жвачных животных.
- Лучшими индикаторами (показателями) состояния среды являются виды, которые:
а) требуют строго определённых условий существования;
б) существуют в широком диапазоне условий среды обитания;
в) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов;
г) проявляют пластичность к действию факторов среды.
- Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:
а) мхи – лишайники – травянистые растения;
б) лишайники - травянистые растения - мхи;
в) лишайники - мхи - травянистые растения;
г) травянистые растения - мхи – лишайники.
- Отношения мутуализма существуют между человеком и:
а) лошадью;
б) домовой мышью;
в) серой вороной;
г) рыжим тараканом.
- Рождаемость в популяции отражает параметр:
а) 100 организмов в год;
б) 100 половозрелых организмов в год;
в) 100 самок в популяции;
г) 100 организмов на 1 м².
- Беспозвоночные различных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:
а) симпатрией;
б) протокооперацией;
в) квартиранством;
г) акклиматизацией.
- В одной из своих работ В.И. Вернадский писал: «Лучи Солнца обусловили главные черты механизма биосферы. Вещество биосферы (масса) благодаря солнечным лучам…становится активным и способным производить работу». Здесь речь идет о такой функции живого вещества, как:
а) энергетическая;
б) деструктивная;
в) концентрационная;
г) средообразующая.
- Создавая агроэкосистемы, человек стремится…
а) создать рабочие места для сельских жителей;
б) уменьшить использование продукции природных экосистем;
в) повысить чистую первичную продукцию растений;
г) снизить расходы на заготовку и переработку природной растительной продукции.
- К области прикладной экологии относится:
а) ежедневная уборка и поливка городских дворов;
б) выращивание овощей;
в) исследование экологического сознания населения;
г) исследование процессов очистки сточных вод.
- Экологически пластичные, выносливые к колебаниям факторам, виды называются…
а) доминантными;
б) специализированными;
в) стенобионтными.
г) эврибионтными
- К биогенному веществу не относится:
а) каменный уголь;
б) базальт;
в) торф;
г) известняк.
- В кожных углублениях хвоста головастиков травяной лягушки поселяются инфузории, которые питаются частичками экскрементов. Эти отношения служат примером:
а) комменсализма;
б) аменсализма;
в) нейтрализма;
г) паразитизма.
- Защита от шумового загрязнения окружающей среды, как правило, осуществляется путём:
а) зонирования территории населенного пункта и выноса источников шума за пределы живой застройки;
б) организацией транспортной сети с прохождением магистралей через районы жилой застройки;
в) прокладки магистралей на высоких насыпях;
г) вырубки зеленых насаждений вдоль магистралей.
- Накопление в атмосфере механических частиц (пыли, сажи) приводит:
а) к снижению прозрачности атмосферы;
б) к повышению прозрачности атмосферы;
в) к увеличению содержания диоксида углерода;
г) к снижению содержания диоксида углерода.
- Большую часть воды Губкин получает из:
а) Северского Донца;
б) артезианских (подземных) скважин;
в) Днепра;
г) реки Оскол;
- К особо охраняемым природным территориям в нашей стране относится:
а) парк культуры и отдыха;
б) природный комплекс;
в) детский парк;
г) зоологический парк.
- Восстановление промышленно нарушенных территорий называется:
а) культивация;
б) рекультивация;
в) реакклиматизация;
г) реинтродукция.
- Вещество, вызывающее образование злокачественной опухоли:
а) тератоген;
б) мутаген;
в) канцероген;
г) биоген.
Задание 3
Выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ - 2 балла, обоснование — от 0 до 2 баллов) максимальное кол-во баллов за тест – 4.
Абзацы следует начинать словами: «ответ «а» правильный потому что [далее следует обоснование]»
- В настоящее время наблюдается тенденция изменения состава атмосферы (в процентном соотношении), а именно происходит:
а) увеличение концентрации азота и уменьшение концентрации углекислого газа;
б) уменьшение концентрации инертных газов и увеличение концентрации кислорода;
в) увеличение концентрации углекислого газа и уменьшение концентрации кислорода;
г) увеличение концентрации кислорода и уменьшение концентрации углекислого газа.
- С начала XIX века в Европе начали широко использовать каменный уголь в качестве топлива. Это было связано с тем, что:
а) каменный уголь со Средневековья использовался в Европе для промышленных нужд, но при росте промышленности его стали использовать в еще больших количествах и, в том числе, как топливо;
б) импорт нефти и газа (которые были основой промышленности Европы) из других стран был ограничен из-за отсутствия трубопроводов;
в) древесина стала малодоступной в результате вырубки лесов;
г) углеводородного сырья, добываемого на собственной территории, было недостаточно при растущей промышленности.
Задание 4
Выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ - 2 балла, обоснование правильного ответа — от 0 до 2 баллов) и обоснования трех остальных неправильных ответов (за каждое обоснование от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест — 10.
Абзацы следует начинать словами: «ответ «а» правильный (или неправильный) потому что [далее следует обоснование]»
- В Красную книгу Белгородской области занесены некоторые лишайники: кладония бесформенная, кладония вильчатая и др. Какие меры Вы можете предложить для сохранения данных видов лишайников?
а) поиск новых мест обитаний, сохранение сосновых лесов, создание охраняемых территорий;
б) полный запрет посещения мест произрастания данных растений;
в) вывод лесных массивов из хозяйственного использования;
г) не охранять в природе, разведение видов растений в ботаническом саду.
Матрица для ответов на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2014/15 учебном году.
10 класс.
Фамилия, имя, отчество____________________________________________
Дата рождения________________________
Задание № 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Задание №2
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Задание №3
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №4
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
.
Задания экологической олимпиады школьников
11 класс
60 минут
Тексты заданий
Задание 1
Выберите правильное из представленных ниже утверждений (ответ «да» или ответ «нет») (правильный ответ — 1 балл, неправильный - 0 баллов). Обведите кружком выбранный Вами правильный вариант ответа. Индекс ответа, который вы считаете правильным, укажите в матрице ответов.
- В течение года длина светового дня, в отличие от иных условий обитания, изменяются строго закономерно.
a) Да б) Нет
- Свойство вида адаптироваться к изменяющимся факторам среды обитания называется экологической пластинчатостью.
a) Да б) Нет
- Экологические факторы могут оказывать как непосредственное, так и косвенное влияние на организмы. Правильно или неправильно?
a) Да б) Нет
- Растения в пищевой цепи выполняют функцию первичных потребителей. Правильно или неправильно?
a) Да б) Нет
- В Мировом океане зоомасса во много раз превышает фитомассу. Правильно или неправильно?
a) Да б) Нет
- Абиотические факторы не оказывают влияние на конкурентные отношения двух родственных видов
a) Да б) Нет
- Паразитизм — одна из форм биотических взаимоотношений
a) Да б) Нет
- Строительство очистных сооружений позволяет полностью решить проблему загрязнения биосферы. Правильно или неправильно?
a) Да б) Нет
- Пространственное распределение животных в популяции регулируется их поведением. Правильно или неправильно?
a) Да б) Нет
- Термин «биосфера» был предложен В.И. Вернадским
a) Да б) Нет
Задание 2
Тип задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных (правильный ответ – 1 балл).
Обведите кружком выбранный Вами правильный вариант ответа.
- Вещество, вызывающее образование злокачественной опухоли:
а) тератоген;
б) мутаген;
в) канцероген;
г) биоген.
- Азотфиксирующие бактерии относятся к:
а) продуцентам;
б) консументам первого порядка;
в) консументам второго порядка;
г) редуцентам.
- Взаимодействия при которых, организмы одного вида (А) используют организмы другого вида (В) в качестве места обитания, не нанося ущерба организмам (В) называют:
а) аменсализм;
б) комменсализм;
в) паразитизм;
г) мутуализм.
- В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:
а) хищничества;
б) паразитизма;
в) комменсализма;
г) симбиоза.
- Важнейшее свойство экологических систем, проявляющееся в том, что все разнообразные обитатели таких систем существуют совместно, не уничтожая полностью друг друга, а лишь ограничивая численность особей каждого вида определенным уровнем,- это:
а) устойчивость;
б) самообновление;
в) приспособленность;
г) саморегуляция.
- Лучшими индикаторами (показателями) состояния среды являются виды, которые:
а) требуют строго определённых условий существования;
б) существуют в широком диапазоне условий среды обитания;
в) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов;
г) проявляют пластичность к действию факторов среды.
- Деятельность по обращению с отходами в России по международному соглашению регулируется
а) Федеральный закон «О ратификации Базельской конвенции» (1994 г.)
б) Федеральный закон «Об охране окружающей природной среды»
в) Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»
г) Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»
- Пастбищная пищевая цепь начинается с:
а) зеленых растений;
б) консументов;
в) остатков организмов;
г) жвачных животных.
- Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:
а) мхи – лишайники – травянистые растения;
б) лишайники - травянистые растения - мхи;
в) лишайники - мхи - травянистые растения;
г) травянистые растения - мхи – лишайники.
- Плотность популяции будет отражает параметр:
а) 100 организмов;
б) 100 половозрелых организмов;
в) 100 самок в популяции;
г) 100 организмов на 1 м².
- Беспозвоночные различных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:
а) симпатрией;
б) протокооперацией;
в) квартиранством;
г) акклиматизацией.
- Популяцией не являются:
а) все улитки одного озера;
б) все бурые медведи Камчатки;
в) кабаны Приокско- Террасного заповедника;
г) колония грачей.
- В 1950-х годах в промышленно развитых странах началась «зеленая революция», связанная с:
а) созданием новых сортов сельскохозяйственных растений и интенсивным применением химических средств их защиты;
б) созданием и распространением генетически модифицированных организмов;
в) массовыми протестами населения этих стран против применения минеральных удобрений и пестицидов в сельском хозяйстве;
г) всплеском популярности органик - земледелия.
- Создавая агроэкосистемы, человек стремится…
а) создать рабочие места для сельских жителей;
б) уменьшить использование продукции природных экосистем;
в) повысить чистую первичную продукцию растений;
г) снизить расходы на заготовку и переработку природной растительной продукции.
- Пространственной характеристикой популяции является:
а) численность;
б) ареал;
в) половозрастная структура;
г) рождаемость.
- Количество энергии, передаваемое с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:
а) 1 %;
б) 5 %;
в) 10 %;
г) 15 %.
- К биогенному веществу не относится:
а) каменный уголь;
б) базальт;
в) торф;
г) известняк.
- В кожных углублениях хвоста головастиков травяной лягушки поселяются инфузории, которые питаются частичками экскрементов. Эти отношения служат примером:
а) комменсализма;
б) аменсализма;
в) нейтрализма;
г) паразитизма.
- Защита от шумового загрязнения окружающей среды, как правило, осуществляется путём:
а) зонирования территории населенного пункта и выноса источников шума за пределы живой застройки;
б) организацией транспортной сети с прохождением магистралей через районы жилой застройки;
в) прокладки магистралей на высоких насыпях;
г) вырубки зеленых насаждений вдоль магистралей.
- Накопление в атмосфере механических частиц (пыли, сажи) приводит:
а) к снижению прозрачности атмосферы;
б) к повышению прозрачности атмосферы;
в) к увеличению содержания диоксида углерода;
г) к снижению содержания диоксида углерода.
- Изъятие травоядных животных из экосистемы природного пастбища вызовет:
а) повышение интенсивности конкуренции и увеличение разнообразия видов растений;
б) понижение интенсивности конкуренции и уменьшение разнообразия видов растений;
в) понижение интенсивности конкуренции и увеличение разнообразия видов растений;
г) повышение интенсивности конкуренции и уменьшение разнообразия видов растений.
- Экологически пластичные, выносливые к колебаниям факторам, виды называются…
а) доминантными;
б) специализированными;
в) стенобионтными.
г) эврибионтными
- Монреальское соглашение (Канада, 1986 г.) о защите озонового слоя от разрушения направлено на …
а) стимуляцию образования озона в озоносфере;
б) сокращение производства хлорфторуглеродов;
в) поставки озона в озоносферу с Земли на аэростатах;
г) создание искусственного экрана для защиты Земли от ультрафиолетового излучения.
- Восстановление промышленно нарушенных территорий называется:
а) культивация;
б) рекультивация;
в) реакклиматизация;
г) реинтродукция.
- Наиболее устойчивыми являются популяции, состоящие из:
а) одной генерации (поколения);
б) двух генераций;
в) трех генераций;
г) нескольких генераций и потомков каждой из них.
Задание 3
Выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ - 2 балла, обоснование — от 0 до 2 баллов) максимальное кол-во баллов за тест – 4.
Абзацы следует начинать словами: «ответ «а» правильный потому что [далее следует обоснование]»
- В настоящее время наблюдается тенденция изменения состава атмосферы (в процентном соотношении), а именно происходит:
а) увеличение концентрации азота и уменьшение концентрации углекислого газа;
б) уменьшение концентрации инертных газов и увеличение концентрации кислорода;
в) увеличение концентрации углекислого газа и уменьшение концентрации кислорода;
г) увеличение концентрации кислорода и уменьшение концентрации углекислого газа.
- С начала XIX века в Европе начали широко использовать каменный уголь в качестве топлива. Это было связано с тем, что:
а) каменный уголь со Средневековья использовался в Европе для промышленных нужд, но при росте промышленности его стали использовать в еще больших количествах и, в том числе, как топливо;
б) импорт нефти и газа (которые были основой промышленности Европы) из других стран был ограничен из-за отсутствия трубопроводов;
в) древесина стала малодоступной в результате вырубки лесов;
г) углеводородного сырья, добываемого на собственной территории, было недостаточно при растущей промышленности.
- Экологическим следствием развития сельского хозяйства стало:
а) нормализация биогеохимических циклов;
б) коэволюция человека и природы;
в) уменьшение площади пустынь;
г) изменение биогеохимических циклов.
Задание 4
Выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ - 2 балла, обоснование правильного ответа — от 0 до 2 баллов) и обоснования трех остальных неправильных ответов (за каждое обоснование от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест — 10.
Абзацы следует начинать словами: «ответ «а» правильный (или неправильный) потому что [далее следует обоснование]»
- В 1773 г. российский естествоиспытатель А.Т. Болотов в статье «Об истреблении костеря из пшеницы и некоторые другие, касающиеся до вычищения хлебов, экономические примечания и опыты» описал случай, произошедший в его имении. По словам приказчика, на поле пропала пшеница, которая три дня назад радовала глаз изумрудной зеленью, – вся она превратилась в костерь (так в те времена назывался костер). Следуя за приказчиком, Болотов сам убедился: насколько охватывал глаз, на поле волнами переливался костерь. Андрей Тимофеевич раздвинул стебли и разрешил обнаруженное противоречие, которое было связано:
а) с перерождением пшеницы в костерь, в которое верили в то время многие крестьяне и помещики;
б) с перерождением костеря в пшеницу, в которое верили в то время многие крестьяне и помещики;
в) с наличием ярусности в агроценозе;
г) с отставанием в росте растений костеря по сравнению с пшеницей в течение трех последних дней.
Матрица для ответов на задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по экологии в 2014/15 учебном году.
11 класс.
Фамилия, имя, отчество____________________________________________
Дата рождения________________________
Задание № 1
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Задание №2
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Задание №3
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание №4
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
задания школьной олимпиады по экологии 6 класс
Школьная олимпиада по экологии включает задание с выбором одного правильного ответа, задание с выбором нескольких правильных ответов, задание на выбор верного утверждения и экологическую задачу....
задания школьной олимпиады по экологии 7-8 класс
Школьная олимпиада по экологии включает задание с выбором одного правильного ответа, задание с выбором нескольких правильных ответов, задание на выбор верного утверждения и экологическую задачу....
Олимпиада по экологии 7 класс
Задания олимпиады школьников по экологии для 7 класса. Вопросы составлены по принципу ЕГЭ. Ответы прилагаются...
ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ЭКОЛОГИИ (10 КЛАСС)
Задания могут быть использованы для организации школьной олимпиады по экологии....
Олимпиада по экологии 9-11 класс
Задания для подготовки учащихся по экологии...
Задания для школьной олимпиады по экологии для 9 класса
Школьная олимпиада - один из этапов выявления одарённых детей. Представленные задания по экологии можно использовать как для учащихся 8, 9 класса, так и для более старших возрастных групп....
Олимпиада по экологии 9-11 классы
Олимпиада по экологии 9-11 классы...