Олимпиада по экологии 10-11 класс
олимпиадные задания по экологии (10 класс) на тему

Кривоченко Елена Васильевна

Задания для олимпиады по экологии для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников (10-11 класс). Ответы к заданиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Олимпиада по экологии 10-11 класс68.88 КБ

Предварительный просмотр:

Задания  экологической олимпиады школьников

10 класс

60 минут

Тексты заданий

Задание 1

Выберите правильное  из представленных ниже утверждений (ответ «да» или ответ «нет») (правильный ответ — 1 балл, неправильный - 0 баллов). Обведите кружком выбранный Вами правильный вариант ответа. Индекс ответа, который вы считаете  правильным, укажите в матрице ответов.

  1. В течение года длина светового дня, в отличие от иных условий обитания, изменяются строго закономерно.

a) Да                б) Нет

  1. Экологические факторы могут оказывать как непосредственное, так и косвенное влияние на организмы. Правильно или неправильно?

a) Да                б) Нет

  1. Термин «биосфера» был предложен В.И. Вернадским

a) Да                б) Нет

  1. Растения  в пищевой цепи выполняют функцию первичных потребителей. Правильно или неправильно?

a) Да                б) Нет

  1. В Мировом океане зоомасса во много раз превышает фитомассу. Правильно или неправильно?

a) Да                б) Нет

  1. Свойство вида адаптироваться к изменяющимся факторам среды обитания называется экологической пластинчатостью.

a) Да                б) Нет

  1. Строительство очистных сооружений позволяет полностью решить проблему загрязнения биосферы. Правильно или неправильно?

a) Да                б) Нет

  1. Если для водной среды обитания кислород не играет существенной роли, то для воздушной – это важнейший  экологический фактор.

a) Да                б) Нет

  1. Поселение крыс и мышей в домах было вызвано разрушением их естественных  местообитаний человеком.

a) Да                б) Нет

  1. Пространственное распределение животных в популяции регулируется их поведением. Правильно или неправильно?

a) Да                б) Нет

Задание 2

Тип  задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных (правильный ответ – 1 балл).

 Обведите кружком выбранный Вами правильный вариант ответа. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным укажите в матрице ответов.

  1. Строительство на реке плотины бобрами можно рассматривать как пример фактора:

а) абиотического;

б) биотического;

в) антропогенного;

г) социального.

  1. Пространственной характеристикой популяции является:

а) численность;

б) ареал;

в) половозрастная структура;

г) рождаемость.

  1. Количество энергии, передаваемое с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:

а) 1 %;

б) 5 %;

в) 10 %;

г) 15 %.

  1. В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:

       а) хищничества;

       б) паразитизма;

       в) комменсализма;

       г)  симбиоза.

  1. Элементы среды, ограничивающие условия существования организма в данной экосистеме, называют:

       а) антропогенными факторами;

       б) лимитирующими факторами;

       в) экологическими факторами;

       г) пограничными факторами.

  1. Из перечисленных видов членом агроценоза является:

       а) сурепка;

       б) клюква;

       в) мох сфагнум;

       г) дуб.

  1. В 1950-х годах в промышленно развитых странах началась «зеленая революция», связанная с:

а)  созданием новых сортов сельскохозяйственных растений и интенсивным  применением химических средств их защиты;

б) созданием и распространением  генетически модифицированных организмов;

в) массовыми протестами населения  этих стран против применения минеральных удобрений и пестицидов в сельском хозяйстве;

г)  всплеском популярности органик - земледелия.      

  1. Пастбищная пищевая цепь начинается с:

 а) зеленых растений;

 б) консументов;

 в) остатков организмов;

 г) жвачных животных.

  1. Лучшими индикаторами (показателями) состояния среды являются виды, которые:

    а) требуют строго определённых условий существования;

    б) существуют в широком диапазоне условий среды обитания;

    в) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов;

    г) проявляют пластичность к действию факторов среды.

  1. Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:

а) мхи – лишайники – травянистые растения;

                              б) лишайники - травянистые растения - мхи;

в) лишайники - мхи - травянистые растения;

г) травянистые растения -  мхи – лишайники.

  1. Отношения мутуализма существуют между человеком и:

а) лошадью;

б) домовой мышью;

в) серой вороной;

г) рыжим тараканом.

  1. Рождаемость в популяции отражает параметр:

а) 100 организмов в год;

б) 100 половозрелых организмов в год;

в) 100 самок в популяции;

г)  100 организмов на 1 м².

  1. Беспозвоночные различных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:

а) симпатрией;

       б) протокооперацией;

       в) квартиранством;

       г)  акклиматизацией.

  1. В одной из своих работ В.И. Вернадский писал: «Лучи Солнца обусловили главные черты механизма биосферы. Вещество биосферы (масса) благодаря солнечным лучам…становится активным и способным производить работу». Здесь речь идет о такой функции живого вещества, как:

а) энергетическая;

б) деструктивная;

в) концентрационная;

г) средообразующая.

  1. Создавая агроэкосистемы, человек стремится…

а) создать рабочие места для сельских жителей;

б) уменьшить использование продукции природных экосистем;

в) повысить чистую первичную продукцию растений;

г) снизить расходы на заготовку и переработку природной растительной продукции.

  1. К области прикладной экологии относится:

а) ежедневная уборка и поливка городских дворов;

б) выращивание овощей;

в) исследование экологического сознания населения;

г) исследование процессов очистки сточных вод.

  1. Экологически пластичные, выносливые к колебаниям факторам, виды называются…

а) доминантными;                                      

б) специализированными;

в) стенобионтными.

г) эврибионтными

  1. К биогенному веществу не относится:

а) каменный уголь;

б) базальт;

в) торф;

г) известняк.

  1. В кожных углублениях хвоста головастиков травяной лягушки поселяются инфузории, которые питаются частичками экскрементов. Эти отношения служат примером:

а) комменсализма;

б) аменсализма;

в) нейтрализма;

г) паразитизма.

  1. Защита от шумового загрязнения окружающей среды, как правило, осуществляется путём:

а) зонирования территории населенного пункта и выноса источников шума за пределы живой застройки;

б) организацией транспортной сети с прохождением магистралей через районы жилой застройки;

в) прокладки магистралей на высоких насыпях;

г) вырубки зеленых насаждений вдоль магистралей.

  1. Накопление в атмосфере механических частиц (пыли, сажи) приводит:

а) к снижению прозрачности атмосферы;

б) к повышению прозрачности атмосферы;

в) к увеличению содержания диоксида углерода;

г) к снижению содержания диоксида углерода.

  1. Большую часть воды Губкин  получает из:

а) Северского Донца;

б) артезианских (подземных) скважин;

в) Днепра;

г) реки Оскол;

  1. К особо охраняемым природным территориям в нашей стране относится:

     а) парк культуры и отдыха;

     б) природный комплекс;

                             в) детский парк;

 г) зоологический парк.

  1. Восстановление  промышленно нарушенных территорий называется:

а) культивация;

б) рекультивация;

в) реакклиматизация;

г) реинтродукция.

  1. Вещество, вызывающее образование злокачественной опухоли:

а) тератоген;

б) мутаген;

в) канцероген;

г) биоген.

Задание 3

Выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ - 2 балла, обоснование — от 0 до 2 баллов) максимальное кол-во баллов за тест – 4.

Абзацы следует начинать словами: «ответ «а» правильный потому что [далее следует обоснование]»

  1. В настоящее время наблюдается тенденция изменения состава атмосферы (в процентном соотношении), а именно происходит:         

а) увеличение концентрации азота и уменьшение концентрации углекислого газа;

б) уменьшение концентрации инертных газов и увеличение концентрации  кислорода;

в) увеличение концентрации  углекислого газа и уменьшение концентрации кислорода;

г) увеличение концентрации кислорода и уменьшение концентрации углекислого газа.

  1. С начала XIX века в Европе начали широко использовать каменный уголь в качестве топлива. Это было связано с тем, что:

а) каменный уголь со Средневековья использовался в Европе для промышленных нужд, но при росте промышленности его стали использовать в еще больших количествах и, в том числе, как топливо;

б) импорт нефти и газа (которые были основой промышленности Европы) из других стран был ограничен из-за отсутствия трубопроводов;

в) древесина стала малодоступной в результате вырубки лесов;

г) углеводородного сырья, добываемого на собственной территории,  было недостаточно при растущей промышленности.

Задание 4

Выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ - 2 балла, обоснование правильного ответа — от 0 до 2 баллов) и обоснования трех остальных неправильных ответов (за каждое обоснование от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест — 10.

Абзацы следует начинать словами: «ответ «а» правильный (или неправильный) потому что [далее следует обоснование]»

  1. В Красную книгу Белгородской области занесены некоторые лишайники: кладония бесформенная, кладония вильчатая и др. Какие меры Вы можете предложить для сохранения данных видов лишайников?

а) поиск новых мест обитаний, сохранение сосновых лесов, создание охраняемых территорий;

б) полный запрет посещения мест произрастания данных растений;

в) вывод лесных массивов из хозяйственного использования;

г) не охранять в природе, разведение видов растений в ботаническом саду.

Матрица для ответов  на задания школьного этапа Всероссийской  олимпиады школьников по экологии  в 2014/15 учебном году.

10 класс.                                

Фамилия, имя, отчество____________________________________________

Дата рождения________________________

Задание № 1  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание №2

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Задание №3

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Задание №4

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

.

Задания  экологической олимпиады школьников

11 класс

60 минут

Тексты заданий

Задание 1

Выберите правильное  из представленных ниже утверждений (ответ «да» или ответ «нет») (правильный ответ — 1 балл, неправильный - 0 баллов). Обведите кружком выбранный Вами правильный вариант ответа. Индекс ответа, который вы считаете  правильным, укажите в матрице ответов.

  1. В течение года длина светового дня, в отличие от иных условий обитания, изменяются строго закономерно.

a) Да                б) Нет

  1. Свойство вида адаптироваться к изменяющимся факторам среды обитания называется экологической пластинчатостью.

a) Да                б) Нет

  1. Экологические факторы могут оказывать как непосредственное, так и косвенное влияние на организмы. Правильно или неправильно?

a) Да                б) Нет

  1. Растения  в пищевой цепи выполняют функцию первичных потребителей. Правильно или неправильно?

a) Да                б) Нет

  1. В Мировом океане зоомасса во много раз превышает фитомассу. Правильно или неправильно?

a) Да                б) Нет

  1. Абиотические факторы не оказывают влияние на конкурентные отношения двух родственных видов

a) Да                б) Нет

  1. Паразитизм — одна из форм биотических взаимоотношений

a) Да                б) Нет

  1. Строительство очистных сооружений позволяет полностью решить проблему загрязнения биосферы. Правильно или неправильно?

a) Да                б) Нет

  1. Пространственное распределение животных в популяции регулируется их поведением. Правильно или неправильно?

a) Да                б) Нет

  1. Термин «биосфера» был предложен В.И. Вернадским

a) Да                б) Нет

Задание 2

Тип  задания – выбор одного правильного ответа из четырех предложенных (правильный ответ – 1 балл).

 Обведите кружком выбранный Вами правильный вариант ответа.

  1. Вещество, вызывающее образование злокачественной опухоли:

а) тератоген;

б) мутаген;

в) канцероген;

г) биоген.

  1. Азотфиксирующие бактерии относятся к:

а) продуцентам;

б) консументам первого порядка;

в) консументам второго порядка;

г) редуцентам.

  1. Взаимодействия при которых, организмы одного вида (А) используют организмы другого вида (В) в качестве места обитания, не нанося ущерба организмам (В) называют:

       а) аменсализм;

       б) комменсализм;

       в) паразитизм;

       г) мутуализм.

  1. В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:

       а) хищничества;

       б) паразитизма;

       в) комменсализма;

         г) симбиоза.

  1. Важнейшее свойство экологических систем, проявляющееся в том, что все разнообразные обитатели таких систем существуют совместно, не уничтожая полностью друг друга, а лишь ограничивая численность особей каждого вида определенным уровнем,- это:

а) устойчивость;

б) самообновление;

в) приспособленность;

г) саморегуляция.

  1. Лучшими индикаторами (показателями) состояния среды являются виды, которые:

а) требуют строго определённых условий существования;

б) существуют в широком диапазоне условий среды обитания;

в) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов;

г) проявляют пластичность к действию факторов среды.

  1. Деятельность по обращению с отходами в России по международному соглашению регулируется

а) Федеральный закон  «О ратификации Базельской конвенции» (1994 г.)

б) Федеральный закон  «Об охране окружающей природной среды»

в) Федеральный закон  «Об отходах производства и потребления»

г) Федеральный закон  «Об особо охраняемых природных территориях»

  1. Пастбищная пищевая цепь начинается с:

       а) зеленых растений;

       б) консументов;

       в) остатков организмов;

       г)  жвачных животных.

  1. Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:

а) мхи – лишайники – травянистые растения;

       б) лишайники - травянистые растения - мхи;

       в) лишайники - мхи - травянистые растения;

       г) травянистые растения -  мхи – лишайники.

  1. Плотность популяции будет отражает параметр:

       а) 100 организмов;

       б) 100 половозрелых организмов;

       в) 100 самок в популяции;

       г)  100 организмов на 1 м².

  1. Беспозвоночные различных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:

а) симпатрией;

       б) протокооперацией;

       в) квартиранством;

       г)  акклиматизацией.

  1. Популяцией не являются:

а) все улитки одного озера;

б) все бурые медведи Камчатки;

в) кабаны Приокско- Террасного заповедника;

г) колония грачей.

  1. В 1950-х годах в промышленно развитых странах началась «зеленая революция», связанная с:

а)  созданием новых сортов сельскохозяйственных растений и интенсивным  применением химических средств их защиты;

б) созданием и распространением  генетически модифицированных организмов;

в) массовыми протестами населения  этих стран против применения минеральных удобрений и пестицидов в сельском хозяйстве;

г)  всплеском популярности органик - земледелия.      

  1. Создавая агроэкосистемы, человек стремится…

а) создать рабочие места для сельских жителей;

б) уменьшить использование продукции природных экосистем;

в) повысить чистую первичную продукцию растений;

г) снизить расходы на заготовку и переработку природной растительной продукции.

  1. Пространственной характеристикой популяции является:

а) численность;

б) ареал;

в) половозрастная структура;

г) рождаемость.

  1. Количество энергии, передаваемое с одного трофического уровня на другой, составляет от количества энергии предыдущего уровня:

а) 1 %;

б) 5 %;

в) 10 %;

г) 15 %.

  1. К биогенному веществу не относится:

а) каменный уголь;

б) базальт;

в) торф;

г) известняк.

  1. В кожных углублениях хвоста головастиков травяной лягушки поселяются инфузории, которые питаются частичками экскрементов. Эти отношения служат примером:

а) комменсализма;

б) аменсализма;

в) нейтрализма;

г) паразитизма.

  1. Защита от шумового загрязнения окружающей среды, как правило, осуществляется путём:

а) зонирования территории населенного пункта и выноса источников шума за пределы живой застройки;

б) организацией транспортной сети с прохождением магистралей через районы жилой застройки;

в) прокладки магистралей на высоких насыпях;

г) вырубки зеленых насаждений вдоль магистралей.

  1. Накопление в атмосфере механических частиц (пыли, сажи) приводит:

а) к снижению прозрачности атмосферы;

б) к повышению прозрачности атмосферы;

в) к увеличению содержания диоксида углерода;

г) к снижению содержания диоксида углерода.

  1. Изъятие травоядных животных из экосистемы природного пастбища вызовет:

а) повышение интенсивности конкуренции и увеличение разнообразия видов растений;

б) понижение интенсивности конкуренции и уменьшение разнообразия видов растений;

в) понижение интенсивности конкуренции и увеличение разнообразия видов растений;

г) повышение интенсивности конкуренции и уменьшение разнообразия видов растений.

  1. Экологически пластичные, выносливые к колебаниям факторам, виды называются…

а) доминантными;                                      

б) специализированными;

в) стенобионтными.

г) эврибионтными

  1. Монреальское соглашение (Канада, 1986 г.) о защите озонового слоя от разрушения направлено на …

а) стимуляцию образования озона в озоносфере;

б) сокращение производства хлорфторуглеродов;

в) поставки озона в озоносферу с Земли на аэростатах;

г) создание искусственного экрана для защиты Земли от ультрафиолетового излучения.

  1. Восстановление  промышленно нарушенных территорий называется:

а) культивация;

б) рекультивация;

в) реакклиматизация;

г) реинтродукция.

  1. Наиболее устойчивыми являются популяции, состоящие из:

а) одной генерации (поколения);        

б) двух  генераций;

в) трех генераций;

г) нескольких генераций и потомков каждой из них.

Задание 3

Выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ - 2 балла, обоснование — от 0 до 2 баллов) максимальное кол-во баллов за тест – 4.

Абзацы следует начинать словами: «ответ «а» правильный потому что [далее следует обоснование]»

  1. В настоящее время наблюдается тенденция изменения состава атмосферы (в процентном соотношении), а именно происходит:         

а) увеличение концентрации азота и уменьшение концентрации углекислого газа;

б) уменьшение концентрации инертных газов и увеличение концентрации  кислорода;

в) увеличение концентрации  углекислого газа и уменьшение концентрации кислорода;

г) увеличение концентрации кислорода и уменьшение концентрации углекислого газа.

  1. С начала XIX века в Европе начали широко использовать каменный уголь в качестве топлива. Это было связано с тем, что:

а) каменный уголь со Средневековья использовался в Европе для промышленных нужд, но при росте промышленности его стали использовать в еще больших количествах и, в том числе, как топливо;

б) импорт нефти и газа (которые были основой промышленности Европы) из других стран был ограничен из-за отсутствия трубопроводов;

в) древесина стала малодоступной в результате вырубки лесов;

г) углеводородного сырья, добываемого на собственной территории,  было недостаточно при растущей промышленности.

  1. Экологическим следствием развития сельского хозяйства стало:

а) нормализация биогеохимических циклов;

б) коэволюция человека и природы;

в) уменьшение площади пустынь;

г) изменение биогеохимических циклов.

Задание 4

Выбор одного правильного ответа из четырех предложенных с его обоснованием (правильный ответ - 2 балла, обоснование правильного ответа — от 0 до 2 баллов) и обоснования трех остальных неправильных ответов (за каждое обоснование от 0 до 2 баллов). Максимальное кол-во баллов за тест — 10.

Абзацы следует начинать словами: «ответ «а» правильный (или неправильный) потому что [далее следует обоснование]»

  1. В 1773 г. российский естествоиспытатель А.Т. Болотов в статье «Об истреблении костеря из пшеницы и некоторые другие, касающиеся до вычищения хлебов, экономические примечания и опыты» описал случай, произошедший в его имении. По словам приказчика, на поле пропала пшеница, которая три дня назад радовала глаз изумрудной зеленью, – вся она превратилась в костерь (так в те времена назывался костер). Следуя за приказчиком, Болотов сам убедился: насколько охватывал глаз, на поле волнами переливался костерь. Андрей Тимофеевич раздвинул стебли и разрешил обнаруженное противоречие, которое было связано:

а) с перерождением пшеницы в костерь, в которое верили в то время  многие крестьяне и помещики;

б) с перерождением костеря в пшеницу, в которое верили в то время многие крестьяне и помещики;

в) с наличием ярусности в агроценозе;

г) с отставанием в росте растений костеря по сравнению с пшеницей в течение трех последних дней.

Матрица для ответов  на задания школьного этапа Всероссийской  олимпиады школьников по экологии  в 2014/15 учебном году.

11 класс.                                

Фамилия, имя, отчество____________________________________________

Дата рождения________________________

Задание № 1  

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Задание №2

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

Задание №3

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Задание №4

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

задания школьной олимпиады по экологии 6 класс

Школьная олимпиада по экологии включает задание с выбором одного правильного ответа, задание с выбором нескольких правильных ответов, задание на выбор верного утверждения и экологическую задачу....

задания школьной олимпиады по экологии 7-8 класс

Школьная олимпиада по экологии включает задание с выбором одного правильного ответа, задание с выбором нескольких правильных ответов, задание на выбор верного утверждения и экологическую задачу....

Олимпиада по экологии 7 класс

Задания олимпиады школьников по экологии для 7 класса.   Вопросы составлены по принципу ЕГЭ. Ответы прилагаются...

ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ЭКОЛОГИИ (10 КЛАСС)

Задания могут быть использованы для организации школьной олимпиады по экологии....

Олимпиада по экологии 9-11 класс

Задания для подготовки учащихся по экологии...

Задания для школьной олимпиады по экологии для 9 класса

Школьная олимпиада - один из этапов выявления одарённых детей. Представленные задания по экологии можно использовать как для учащихся 8, 9 класса, так и для более старших возрастных групп....

Олимпиада по экологии 9-11 классы

Олимпиада по экологии 9-11 классы...