Экологический эррудицион
методическая разработка по экологии на тему
Предварительный просмотр:
Что такое «экология» и почему это слово столь актуально в наше время, думаю, объяснить никому не надо. Все мы обязаны своей жизнью – прекрасной планете Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и увы, остающейся по-детски беззащитной перед … нами. Экологические границы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны.
Наша сегодняшняя игра, надеюсь, заставит вас взглянуть на окружающий мир другими глазами.
поприветствуем наших участников.
(выходят две команды)
Сейчас мы узнаем, как называются наши команды?
(представление команд)
ведущий знакомит с правилами игры.
правила игры: на заднем плане размещается изображение земного шара, покрытое карточками-символами, обозначающие действия, разрушающие природу. За каждый заработанный балл команда получает карточку, что будет способствовать очищению нашей планеты.
I тур. Домашнее задание.
Командам давалось задание подготовить сообщение на одну из тем:
- Вы – пессимист. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? Ваш прогноз.
- Вы – оптимист. Что произойдет на планет Земля через 100 лет? Ваш прогноз.
Форма рассказа любая: научный подход или с юмором, можно сопровождать рисунками и т.д.
II тур. Устами младенца.
Ведущий зачитывает детские высказывания об отходах. На каждый из отходов заготовлено по пять высказываний. Задача команд: попытаться понять, что имели ввиду дети. И догадаться как можно скорее. Побеждает команда, которая первой и правильно назовет слово. Если команда дает неверный ответ, ход переходит другой команде.
Вопросы:
- У меня очень много игрушек сделано из нее.
- Она бывает разноцветная, и ее очень трудно сломать.
- Предметы, изготовленные из нее, очень мало весят.
- Если ее поджечь, то появляется очень много черного дыма, который плохо пахнет.
- Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.
(пластмасса)
- Это то, без чего уже не можем прожить.
- Этим мы пользуемся каждый день.
- Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
- Это убивает рыбу в воде, растения на земле.
- С помощью этого все становится чище.
(СМС)
III тур. Заморочки из бочки.
команды выбирают номера вопросов (от 1 до 30. Ответ следует после обсуждения. Каждой команде предлагается 10 вопросов.
- Почему нельзя выбрасывать люминесцентные лампы (в них содержится ртуть)
- Что такое «ГРИНПИС»! (независимая международная организация по охране окружающей среды)
- Что представляет собой заповедник! (заповедник – участок территории суши или акватории, с находящимися в его пределах природными объектами, полностью исключенными из всех видов хозяйственного использования)
- Что такое «смог»? (смог – скопление вредных газообразных, аэрозольных веществ в атмосфере, а также частиц сажи и пыли)
- При массовом отстреле хищных птиц численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить? (Хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы)
- Какую экологическую опасность представляют кошки лишенные человеческого крова? (одичавшие кошки убивают птиц, которые в свою очередь уничтожают вредителей сельского хозяйства, в результате урожайность падает)
- Плодами вишни питаются и воробьи, и галки, но галки проглатывают плод вишни целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни? (В результате налета воробьев плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. А галки, проглатывая плод целиком, способствуют распространению вида)
- В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями? (В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы-дуплогнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые-вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья)
- Каких общественных насекомых вы знаете? (муравьи, пчелы и др.)
- Какой гриб спас сотни тысяч жизней во время 2-й мировой войны и с тех пор не перестает выручать нас? (пеницилл)
- Все знают, что такое Красная книга. А что представляет собой Черная книга? (списки видов, исчезнувших с лица Земли)
- Какое загрязнение природной среды называют антропогенным? (происходящее в результате человеческой деятельности)
- Не секрет, что сегодня водопроводная вода содержит большое количество примесей. Одни люди эту воду отстаивают, другие кипятят. Кто прав? (водопроводную воду нужно отстаивать обязательно, независимо от того, будете ли вы ее кипятить)
- Правильно ли выражение «полезные и вредные виды»? (нет, виды в естественных биоценозах составляют единую систему, в которой все части взаимодействуют друг с другом и необходимы для целостной системы)
- Почему в лесу нельзя поднимать шум? (потревоженные птицы и звери покидают свои места, молодняк разбегается, а потом, не найдя родителей, гибнет)
- Почему ведется борьба против использования фреонов и других легколетучих фторхлоруглеродов? (по мнению многих ученых, эти вещества способствуют разрушению озонового слоя Земли)
- В одном из нью-йоркских зоопарков можно видеть 200 надгробных камней. Под ними никто не лежит. А что начертано на камнях? (исчезнувшие виды животных)
- Чтобы стереть с лица Земли варварский по мнению римлян, Карфаген, они в V веке до н.э. прибегли к такой акции, как посыпание наиболее плодородных земель солью. Как вы думаете, к чему это привело? (к засолению почв, резкому снижению урожая, голоду)
- В средние века существовала смертная казнь «под колокол». Кто был палачем? (Гул колокола мучил и медленно убивал человека, помещенного под колокол. Предельная норма для громких звуков – 80 децибелов, звук в 130 децибелов вызывает болевые ощущения, а в 150 – непереносим)
- Один из «врагов» человека – комар – переносчик возбудителей малярии и других видов лихорадок. Что будет, если удастся каким то способом избавиться от всех комаров. (Нарушится природное равновесие. Личинки комаров – корм для многих видов рыб. Разорвав пищевую цепочку, можно вызвать гибель нескольких других видов)
- В городе Саутпорт (Англия) в городском храме искусств неимоверно расплодились мыши. Никакие традиционные меры не дали желаемых результатов. Тем не менее однажды грызуны пропали. Почему? (В одном из залов состоялся концерт рок-музыки. Мыши не выдержали такого шума)
- Установлено, что не менее 90% курильщиков «со стажем» воспитывались в семьях, где хотя бы один из родителей курил. Чем объясняется этот факт? (Ребенок в курящей семье является косвенным курильщиком, его организм становится зависимым от никотина. У таких людей потребность курить вырабатывается быстрее)
- Если верить древнему историку, то время походов Александра Македонского в Индию офицеры его армии болели желудочно-кишечными заболеваниями реже, чем солдаты. Пища у них была одинаковая, а вот посуда для готовки разная. Из какого металла изготавливали офицерскую посуду? (из серебра, обладающего бактерицидными свойствами)
- Какие организмы являются индикаторами чистоты воздуха? (лишайники)
- При промышленной очистке воды применяют различные вещества, в том числе озон и хлор. Какой способ предпочтительней с экологической точки зрения? (озонирование, хлор – ядовитое вещество)
- Назовите естественные фильтры воды в природе. (песок, известняк)
- Этот гриб когда то использовали как сухой трут для зажигания. (трутовик)
- В 1847 году Ирландию постиг страшный голод из-за болезни картофеля. Какой гриб вызвал эту болезнь? (фитофтора)
- Прием в агрохимии, используемый для устранения избыточной кислотности почв, неблагоприятно влияющий на растения. (известкование)
- Вспомните название растения, связанного с названием Земля. (земляника)
- Вспомните название животного, связанного с названием Земля. (землеройка)
Игра со зрителями.
- Заменить существительное мужского рода на существительное женского рода.
Кот -кошка
Бык - корова
Пес - собака
Осел - ослица
Волк - волчица
Боров - свинья
Тигр - тигрица
Слон - слониха
Кролик - крольчиха
Еж - ежиха
Козел - коза
Гусь - гусыня
- Как называют ребяток-зверяток у животных? Я называю животных – а вы их детенышей.
Еж - ежонок
Волк - волчонок
Медведь - медвежонок
Лошадь - жеребенок
Белка - бельчонок
Корова - теленок
Кошка - котенок
Овца - ягненок
Свинья - поросенок
Собака - щенок
Индюк - индюшонок
IV тур. Ассоциация.
Какая команда сумеет написать больше слов, ассоциирующихся с понятием «охрана окружающей среды». Дается 2 минуты.
V тур. «Эврика»
«Эврика» - это восклицание величайшему математику древности Архимеду. Перед вами семена гороха и плод яблони. Какие открытия были сделаны благодаря этим растениям?
(законы Менделя и закон всемирного тяготения Ньютона)
VI тур. Оратор.
Человек XXI века должен не только сам принимать участие в охране окружающей среды, но и уметь убедить в необходимости этого других людей.
Двум участникам предлагается выбрать одно слово из списка: «насекомые», «цивилизация», «автомобили», «растения». Затем начинают дискуссию, в ходе которой один ученик отстаивает ценность предмета спора для человечества, а другой возражает ему. Победителем конкурса становится тот, чьи примеры покажутся жюри более грамотными и убедительными вне зависимости от того, досталась ли ему роль сторонника или противника «Приоритета экологических ценностей».
Игра с болельщиками.
Назовите пословицы и поговорки, в которых упоминаются животные. За правильный ответ дается дополнительный балл команде.
- Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.
- Всяк кулик свое болото хвалит.
- Гусь свинье не товарищ.
- Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
- Ворон ворону глаз не выклюет.
- Старого воробья на мякине не проведешь.
- Соловей – птичка-невеличка, а поет – лес дрожит.
- Сорока на хвосте вести принесла.
- Одна ласточка весны не делает.
- Грач на горе – весна на дворе.
- Глухая тетеря.
- Заладил как дятел.
- Забился как сыч.
- Как с гуся вода.
- Белый как лунь.
- Зимний денек с воробьиный скок.
Подводятся итоги игры, команда победительница награждается дипломом.
Черные пятна
Океан седой гремит набатно.
Он таит обиду в глубине,
Черные раскачивая пятна
На крутой, разгневанной волне.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно «освоили» планету.
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету.
Черные сотрешь ли, человек?
(А. Плотников)
Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда. Человек сегодня никакой не властелин и не царь природы. Восторгаясь его разумом, мы должны научиться вдвойне восторгаться гармонией природы».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")
p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...
Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".
Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот....
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»
Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...
Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»
ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...
Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс
laquo;Внеклассное мероприятие экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...