Материалы для подготовки к ВОШ по экологии
план-конспект по экологии по теме

Трубникова Елена Евгеньевна

Конспект лекция для подготовки к   региональному этапу ВОШ по экологии обучающихся 9-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_po_ekologii.docx133.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Подготовка к  региональному этапу ВОШ по экологии (занятие 1)

Цель: подготовить обучающихся  к успешному выполнению  заданий теоретического тура ВОШ  по экологии

Задачи:

образовательные: повторить основные понятия общей экологии,  рассмотреть основные  направления экологической политики, изучить вопросы связанные с понятиями «климат», «энергоэффективность»,  «возобновляемые источники энергии»

развивающие: продолжить развивать умение работать с источниками информации, выполнять задания различных типов, умение  использовать теоретические знания при решении нестандартных задач

воспитывающие:  продолжить воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Поздороваться,  настроить обучающихся на плодотворную работу.

  1. Актуализация опорных знаний

Беседа по вопросам

  1. Что такое экология? (как переводится данное понятие)

( Экология – это наука, которая изучает взаимосвязи и взаимоотношения между животными организмами и окружающей средой.

Слово "экология" пришло в русский язык из греческого, а означает оно в переводе "дом" ("ойкас"). То есть, экология - это наука о доме/жилище).

  1. Кто и когда ввел термин «Экология»?

(1866 г. – Э. Геккель ввёл термин «экология»).

  1. Изучение нового материала

              Особенности взаимодействия общества и природы.

1. Экологические проблемы современности:

Экология – это наука, которая изучает взаимосвязи и взаимоотношения между животными организмами и окружающей средой.

1866 г. – Э. Геккель ввёл термин «экология».

Экологические проблемы современности:

1) Загрязнение атмосферы:

Основные проблемы, связанные с загрязнением атмосферы:

- усиление парникового эффекта;

- разрушение озонового слоя;

- выпадение кислотных дождей,

- смог,

- аэрозольный эффект –нарушение прозрачности атмосферы.

2) Загрязнение гидросферы:

- закисление водоёмов;

- химическое загрязнение водоёмов;

- эвтрофикация водоёмов;

- дефицит пресной воды.

3) Загрязнение и истощение почв.

- закисление почв;

- химическое загрязнение почв;

- эрозия почв;

-потеря плодородия.

4) Истощение запасов полезных ископаемых.

5) Ухудшение самоочищения и самовосстановления природных систем.

6) Сокращение биологического многообразия.

7) Ухудшение здоровья населения.

2. Районы с экологически неблагоприятной обстановкой в РФ:

Районы с экологически неблагоприятной обстановкой в РФ можно разделить на 4 зоны:

1) Зона с критической экологической обстановкой – крупные промышленные районы, города;

2) Зона с острокритической экологической обстановкой – районы с аварийно-опасным производством;

3) Зона с чрезвычайной экологической обстановкой – обострение экологического кризиса (Кольский полуостров, Московская область, Поволжье, озеро Байкал, Прикаспий, Чёрное и Балтийское моря, промышленная зона Урала);

4) Зона экологического бедствия (экологические катастрофы) (Чернобыль, Калмыкия, архипелаг Новая Земля, Кузбасс).

3. Классификация и виды загрязнения окружающей среды:

Загрязнение – это внесение в окружающую среду нехарактерных для неё примесей или увеличение концентрации имеющихся.

Основные виды загрязнений окружающей среды:

1) По охвату территории загрязнения бывают:

- глобальные;

- региональные;

- локальные.

2) По источнику загрязнения:

- естественные (природные);

- антропогенные.

3) По типу загрязняющих веществ:

- механические загрязнения;

- химические загрязнения;

- биологические (внесение микроорганизмов);

- физические (изменение физических свойств).

4. Экологические кризисы и революции:

Экологический кризис – это обратимое нарушение экологического равновесия

Выход из экологического кризиса – это экологическая революция.

Экологическая катастрофа – это необратимые нарушения в природных комплексах в результате природного или антропогенного воздействия.

Зоны экологического бедствия в мире:

1) Зона аварии Чернобыльской АЭС;

2) Зона Аральского моря;

3) Зона пустыни Сахара.

Принципы и методы природопользования. Природно - ресурсный потенциал.

1. Основные понятия природопользования:

Природопользование – это прикладная комплексная наука, изучающая экологические проблемы, связанные с добычей, использованием, воспроизводством и охраной природных ресурсов.

1958 г. Куражковский ввёл понятие природопользование.

Природные ресурсы – это конкретные виды энергии и материи, которые являются компонентами природы и которые человек использует в своей хозяйственной деятельности.

- По исчерпаемости природные ресурсы бывают:

- Природно-экономическая классификация природный ресурсов:

Природно-ресурсный потенциал – это та часть природных ресурсов, которые при данном экономическом, техническом и социальном развитии общества может использовать человек в своей хозяйственной деятельности.

2. Виды и формы природопользования:

                                                             

 Виды

                                                                   

                                                                       

        Формы     

3. Направления рационального природопользования:

1) Охрана невозобновимых ресурсов:

- полнота и комплектность использования минеральных ресурсов;

- использование вторичных ресурсов, политика ресурсосбережения;

- разумная утилизация отходов;

- использование новых материалов и видов топлива;

- правовые и экономические меры.

2) Охрана живой природы:

- создание заповедников;

- искусственное разведение;

- ограничение отстрела животных и сбор редких растений;

- правовые, экономические и воспитательные меры.

3) Охрана окружающей среды:

- расширение рекреационных зон;

- создание очистительных сооружений;

- технологические, правовые и экономические меры;

- воспитательные меры.

Использование и охрана атмосферы.

1. Строение, состав и значение атмосферы:

Атмосфера – газовая оболочка Земли.

Состав: Основные газы: N2 = 78%; O2 = 20,95%; Ar = 0.93%.

              Второстепенные газы (< 1%): CO2 = 0.03%; H2S; SO2; NOx; твёрдые частицы; H2O (газ).

Строение:

                           

        

ПАРНИКОВЫЙ СЛОЙ                                                                                                                                                                              

Значение:

1) Защитная функция – защита от избыточного ультрафиолета; от резких колебаний температуры; от космического излучения и космических тел;

2) Биологическая функция – удовлетворения биологических потребностей: дыхание, фотосинтез и т.п.;

3) Природно-ресурсная функция (воздух)- использование в хозяйственной деятельности.

2. Экологические проблемы, связанные с загрязнением атмосферы:

Экологические проблемы

Загрязняющие вещества

Источники

Последствия

Усиление парникового эффекта

CO2

вулканы, пожары, горение топлива, металлургия

потепление климата, таяние снегов и ледников, затопление суши, изм. экосистемы,  усиление стих. бедствий, инфекционные заболевания

Разрушение озонового слоя

фреоны (хлорфтор-углеводороды)

огнетушители, холодильные установки, распыление лаков, краски и т.п.

избыточное количество ультрафиолета

Кислотные дожди

SO2 и NOx

цветная металлургия, горение топлива, использование азотных удобрений.

закисление водоёмов, почв; гибель ракообразных и моллюсков; усиление коррозии металлов; разрушение зданий, памятников культуры

Смог

пыль, сажа, зола, сернистый газ

промышленность и транспорт

болезни, аллергия у человека, гибель экосистемы

Фотохимический смог

пыль, зола, угарный газ, сернистый газ, углекислый газ, озон, сажа, бенз(а)пирен

промышленность и транспорт

болезни, аллергия у человека, гибель экосистемы

Аэрозольный эффект

твёрдые частицы (пыль, сажа и др.)

горнодобывающая промышленность, пыльные бури, вулканы, металлургия и транспорт

похолодание

3. Меры по охране атмосферного воздуха:

1) Экономические меры:

- ограничения на выбросы;

- платежи за загрязнение.

2) Правовые меры:

- разработка законов и нормативов.

3) Технологические меры:

- внедрение системы очистки выбросов в атмосферу;

- внедрение новых видов транспорта и топлива;

- высокие трубы.

4) Архитектурно-планированные меры:

- размещение предприятий за чертой города с учётом розы ветров;

- обустройство санитарно-защитных зон.

4. Методы очистки газовых выбросов:

1) Пылеулавливающее оборудование – циклоны, рукавные фильтры, электрофильтры и др.;

2) Газоулавливающее оборудование – скрубберы, где используются различные физико-химические и химические методы (адсорбция, абсорбция, нейтрализация, окисление и др.).

Правовые и социальные вопросы природопользования.

1. Понятие экологического права:

Экологическое право – это отрасль права, которая регулирует общественные отношения в сфере взаимоотношения общества и природы.

Объекты экологического права:

1) Природная среда в целом;

2) Отдельные экосистемы (водоёмы, леса и т.п.);

3) Компоненты природной среды (вода, воздух и т.п.).

Статья 42 Конституции Российской Федерации регламентирует права граждан в области охраны окружающей среды:

- каждый имеет право на благоприятную окружающую среду;

- каждый имеет право на достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Обязанности гражданина:

- принимать участие в охране окружающей среды;

- соблюдать требования природоохранного законодательства;

- повышать свои знания о культуре природопользования и т.п.

2. Источники экологического права:

1) Международные договора, соглашения;

2) Конституция Российской Федерации;

3) Законы и кодексы:

- ФЗ «Об охране окружающей среды» - 2002г.;

- Водный кодекс;

- Земельный кодекс;

- Лесной кодекс;

- ФЗ «Об атмосферном воздухе»;

- ФЗ «О недрах»;

- ФЗ «О животном мире»;

- ФЗ «О радиационной безопасности»;

- ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населении».

4) Указы и Распоряжения Президента РФ;

5) нормативно-правовые акты природоохранных министерств и ведомств;

6) нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

3. Виды ответственности за экологические правонарушения:

1) Дисциплинарная ответственность;

2) Административная ответственность;

3) Уголовная ответственность.

Международное сотрудничество в области охраны природы.

Концепция устойчивого развития.

1. Необходимость международного сотрудничества:

- Многие экологические проблемы имеют глобальный характер;

- Существуют переносы загрязняющих веществ с территории одной страны на другую (ветрами, водами и т.п.);

- Недостаток финансирования, низкий уровень технологий в некоторых странах;

- Невозможность силами одной страны провести необходимые научные исследования;

- Некоторые природные ресурсы принадлежат одновременно нескольким странам.

2. Объекты охраны природы:

3. Формы международного сотрудничества:

Принципы международного сотрудничества:

- неотъемлемый суверенитет нации над своими природными ресурсами;

- недопустимость нерационального природопользования;

- недопустимость воздействия на окружающую среду в военных целях;

- недопустимость национального присвоения международного пространства;

- предотвращение загрязнения международного пространства;

- национальная обстановка норм рационального природопользования.

Формы международного сотрудничества:

1) Участие в работе международных организаций:

- ЮНЕП (программа ООН по окружающей среде) – правительственная организация, координирующая все виды деятельности по охране природы, вырабатывает программы, организует конференции и т.д. Создана в 1972 г.;

- ЮНЕСКО – занимается экологическим воспитанием и образованием населения, а также глобальным мониторингом;

- ВОЗ (всемирная организация здравоохранения);

- МСОП (международный союз охраны природы) – создан в 1948 г., занимается пропагандой экологии, организует заповедники и издаёт «Красные» книги;

- ВВФ (всемирный фонд дикой природы) – пропаганда экологических знаний, охрана дикой природы;

- МАГАТЭ (международное агентство по атомной энергетике);

- МРПТХВ (международный регистр потенциально-опасных химических веществ);

- «Римский клуб» - общественная организация, объединяющая деятелей науки и культуры. Создан в 1969 г.

2) Сотрудничество по линии международных конференций и соглашений:

- 1972 г. – Стокгольм – создана организация ЮНЕП и 5 июня объявлен Всемирным днём охраны природы;

- 1982 г. – Хельсинки – принятие всемирной Хартии природы;

- 1992 г. – Рио-де-Жанейро – принята Концепция устойчивого развития «Повестка дня на XXI век»».

Устойчивое развитие – гармоничное развитие основных составляющих общества и природы:

1. природные ресурсы;

2. состояние окружающей среды;

3. развитие производства;

4. численность населения.

- 1979 г. – Монреаль – Монреальский протокол «О запрещении использования фреонов»;

- 1982 г. – Венна – защита озонового слоя;

- 1998 или 2000 – Киота – Киотский протокол «Об усилении парникового эффекта».

3) Сотрудничество на двухсторонней основе – подписание договоров, соглашений между пограничными государствами.

  1. Первичное закрепление материала

Вставьте пропущенное слово/данные и продолжите фразу

(Всего за задачу 3 балла)

  1. В Российской Федерации 2017 год объявлен Годом экологии и Годом …………………………………………………………………, который отмечается в связи ……………….………………………………………………………………..................................

Ответы:

особо охраняемых природных территорий (1 балл);

100-летием создания первой ООПТ в России (1 балл) – Баргузинского заповедника (1 балл).

Ответьте на вопрос  

(ответ – 0-1-2-3 балла)

2. На Государственном совете (декабрь 2016 г.), посвящённом Году экологии в Российской Федерации, в качестве одной из основных целей был определён переход России к модели экологически устойчивого развития. Что означает термин «экологически устойчивое развитие»?

Примерный вариант ответа: Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, не выходя за пределы биосферной ёмкости (1 балл), в том числе: рациональное использование природных ресурсов, минимизация негативного воздействия на окружающую среду, охрана природы, сохранение биологического разнообразия. Один балл за верный пример – 1 балл (не более 2 баллов).

Обоснуйте правильность/ неправильность утверждения  

(обоснование – 0-1-2-3 балла)

3. Согласно работам В. И. Вернадского, функция живого вещества (живых организмов), получившая название «деструктивная функция», заключается в избирательном накоплении в ходе жизнедеятельности определенных видов веществ для построения тела организма или удаляемых из него при метаболизме.

Примерный вариант ответа: это неправильное утверждение. Деструктивная функция состоит в разложении, минерализации мертвого органического вещества, разложении горных пород, вовлечении образовавшихся минералов в биотический круговорот (1 балл), т.е. обусловливает превращение живого вещества в косное. В результате образуются также биогенное и биокосное вещество биосферы (1 балл). Указанная в задаче функция – концентрационная (1 балл).

Обоснуйте правильность/ неправильность утверждения  

(обоснование – 0-1-2-3 балла)

4. На современном этапе справедливо следующее определение экологии как науки: «Эколо́гия – это наука о механизмах обеспечения устойчивости живых систем».

Примерный вариант ответа: это определение справедливо, поскольку экология – это наука о жизни / живых системах (1 балл), рассматривающая взаимодействие живого с живым, живого с неживым (1 балл) на уровнях организации жизни от организма до биосферы (1 балл) и необходимых условиях для продолжения жизни, а это и есть механизмы, обеспечивающие динамическую устойчивость жизни.

Тема: Подготовка к  региональному этапу ВОШ по экологии (занятие 2)

Цель: подготовить обучающихся  к успешному выполнению  заданий теоретического тура ВОШ  по экологии

Задачи:

образовательные: расширить знания обучающихся влиянии человека на природные ресурсы ,  расширить знания об особо охраняемых природных территориях (ООПТ)

развивающие: продолжить развивать умение работать с источниками информации, выполнять задания различных типов, умение  использовать теоретические знания при решении нестандартных задач

воспитывающие:  продолжить воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Поздороваться,  настроить обучающихся на плодотворную работу.

  1. Актуализация опорных знаний

Повторить основные понятия изученные ранее  (см. выше)

  1. Изучение нового материала

Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

1. Состав и значение водных ресурсов:

Гидросфера – водная оболочка Земли.

Состав:

1) Солёная вода (98%);

2) Пресная вода (2%).

Пресная вода (2%):

Состав: ледники и снега (70%); грунтовые воды; реки и озёра; атмосферная влага.

Значение воды:

- удовлетворение биологических потребностей живых организмов;

- среда обитания живых организмов (гидробионтов);

- природный ресурс (неисчерпаемый).

2. Экологические проблемы гидросферы:

Экологические проблемы

Загрязняющие вещества

Источники

Последствия

Эвтрофикация

удобрения, поверхностно-активные вещества

с/х, коммунально -бытовые и промышленные сточные воды

заболачивание, потеря питьевого значения

Химические

нефть и нефтепродукты

потери, аварии, при добыче и транспортировки нефти, транспорт и пром. сточные воды

нарушение газообмена, болезнь и гибель живых организмов

тяжёлые металлы (ртуть, свинец)

транспорт и пром. сточные воды

интоксикация и гибель жив. организмов

пестициды

с/х сточные воды

интоксикация и гибель жив. организмов, потеря питьевого значения

кислотные осадки

выбросы сернистого газа; пром. сточные воды, содержащие кислоты

закисление водоёмов, разложение донных отложений, гибель ракообразных и моллюсков

Механические

тв. частицы, мусор

пром. и ком.-быт отходы

гибель гидробионтов, потеря питьевого значения

Тепловые

тёплые сточные воды

пром. и энергетика

усиление эвтрофикации и токсичности хим. веществ

3. Меры по охране водных ресурсов:

1) Технологические меры:

- внедрение новых технологий;

- оборотное водоснабжение;

- очистка сточных вод.

2) Экономические меры:

- лимиты на использование водных ресурсов;

- платежи за использование и загрязнение водных ресурсов

3) Правовые меры:

- законы;

- внедрение стандартов качества воды;

- организация заповедников, заказников.

4. Способы очистки сточных вод:

1) Механическая очистка – (очищает от тв. нерастворимых частиц):

- фильтрование;

- процеживание;

- отстаивание.

2) Химическая очистка (очищает от растворимых примесей):

- осаждение;

- нейтрализация;

- окисление.

3) Физико-химическая очистка (очищает от растворимых примесей, от микроорганизмов):

- озонирование;

- хлорирование;

- обработка ультрафиолетом;

- флотация;

- адсорбция;

- коагуляция.

4) Биологическая очистка (очищает от растворимых примесей):

- микроорганизмами (с помощью аэротенков и полей орошения).

  Использование и охрана земельных ресурсов.

1. Состав, строение и значение почв:

Состав почв:

  • Минеральные вещества;
  • Воздух;
  • Детрит (перегной, остатки растений и животных);
  • Почвенные воды;
  • Живые организмы (детритофаги, редуценты).

Почвообразующие факторы:

  • Биота (жив. организмы);
  • Климат;
  • Время;
  • Рельеф;
  • Материнская порода (горные породы).

Строение почв – основные слои:   1.  Гумусовый слой

        2.  Аллювиальный слой

        3.  Материнская порода

Значение почв:

1) Среда обитания геобионтов;

2) Обеспечивает условия необходимые для произрастания растений;

3) Несущее свойство свойства грунта (опора);

4) Используется в хозяйственной деятельности (исчерпаемый возобновимый ресурс) (с/х, строительство, добыча полезных ископаемых).

2. Экологические проблемы почв:

1) Эрозия почв – разрушение почвенного слоя под действием ветра и воды.

Виды эрозии:

1. Водная:

- размыв и унос плодородного слоя;

- образование оврагов;

- занос культурных земель мелкозёмом.

2. Ветровая:

- унос плодородного слоя пыльными бурями;

- запыление атмосферы и др.

3. Антропогенная:

- пастбищная;

- ирригационная (строительство каналов);

- промышленная (строительство, добыча полезных ископаемых и т.д.);

- с/х (интенсивная вспашка земли тяжёлой техникой).

Последствия эрозии:  - деградация почв - ухудшение качества;

                                      - образование оврагов

                                      - уменьшение площади почв, пригодных для ведения с/х  и т.п.

2) Загрязнение почв экотоксикантами:

Основные загрязнители:   - удобрения;

- пестициды;

- тяжёлые металлы;

- нефтепродукты;

- кислотные дожди.

Последствие – деградация почв и накопление токсичных веществ в продуктах питания.

3) Опустынивание земель:

- интенсивная распашка (отвальная);

- перевыпас скота.

Последствия: – увеличение площади пустынь;

                        - деградация почв - ухудшение качества;

                        - пыльные бури

                        - уменьшение площади почв, пригодных для ведения с/х  и т.п.

4) Засоление почв:

- интенсивный  обильный полив.

5) Заболачивание почв.

6) Закисление почв.

7) Отчуждение земель под строительство (плодородных земель).

3. Меры по охране почв:

1.Борьба с эрозией:

- посадка растительности на склонах оврага;

-  вспашка поперёк склона;

- облегчение техники.

2. Борьба с опустыниванием:

- безотвальная вспашка;

- рациональное использование пастбищ.

3. Борьба с засолением:

- прикорневой капельный полив в прохладное время суток;

- рациональное водопользование.

4. Проведение рекультивации (восстановления) нарушенных земель:

Виды рекультивации: -сельскохозяйственная;

- лесохозяйственная;

- водохозяйственная;

- строительная;

- санитарно-гигиеническая;

- рекреационная.

        5. Использование биологических способов борьбы с вредителями полей.

        6. Рациональное использование земель:

            - повышение этажности зданий в городах;

            - использование под строительство дорог, предприятий земли, малопригодные для сельскохозяйственного использования.

Рациональное использование и охрана биологических ресурсов. Особо охраняемые природные территории.

1. Значение растений и животных:

Значение растений:

Экологические функции:

- средозащитная (сохранение экологического равновесия);

- климаторегулирующая;

- водоохранная и водорегулирующая;

- почвозащитная;

- санитарно-гигиеническая;

- рекреационная.

Природоресурсные функции: - древесина;

- техническое сырьё;

- минеральное сырьё;

- лекарственное сырьё;

- пищевые продукты.

Значение животных:

Экологические функции:

- средозащитная (сохранение экологического равновесия);

- участие в процессах биохимического круговорота;

- содействие опылению, распространения растений, плодородию почв;

- рекреационная.

Природоресурсные функции:    - пищевые продукты;

- техническое сырьё;

- лекарственное сырьё;

- племенной материал для звероводства.

2. Воздействие человека на биоресурсы:

1) Нарушение среды обитания, сокращение ареала распространения (вырубка лесов, строительство, распашка земель и т.п.);

2) Чрезмерное добывание, промысел, сбор лекарственных трав – уменьшение числа видов растений и животных;

3) Прямое уничтожение (вырубка леса, борьба с вредителями человеком);

4) Непреднамеренное уничтожение (строительство дорог, катастрофы)

5) Загрязнение окружающей среды.

3. Меры по охране биологических ресурсов:

Защита растений и животных:

1) Борьба с лесными пожарами;

2) Защита от вредителей и болезней;

3) Лесоразведение;

4) Искусственное разведение животных;

5) Установление лимитов на добычу;

6) Использование разрешённых способов добычи;

7) Охрана редких и исчезающих видов:

- издание Красной книги;

- создание генных банков;

- издание законов;

- воспитательные меры;

- организация особо охраняемых природных территорий.

4. Особо охраняемые природные территории:

Заповедники – изъятые навсегда из хозяйственного пользования и не подлежащие изъятию ни для каких иных целей, особо охраняемые законом природные комплексы (земля, недра воды, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение.

Заказники – не изъятые у землепользователей, значительные по площади участки, на которых временно или постоянно установлен режим по сохранению одного природного комплекса в целом.

Национальные парки – изъятые из хозяйственного использования особо охраняемая обширная территория, в пределах которой охрана естественной среды от вредного влияния антропогенных факторов сочетается с деятельностью по организации отдыха населения и природоохранным просвещением.

Памятники природы – отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающееся в особой охране государства. Эти виды флоры и фауны изъяты из хозяйственного использования; запрещается деятельность, ведущая к сокращению их численности.

Курортные и лечебно-оздоровительные зоны – территории и акватории, обладающие природными лечебными свойствами, минеральными источниками, климатическими и иными условиями, благоприятными для лечения, профилактики заболеваний.

Зелёные зоны – выделенные вокруг населённых пунктов территории, в том числе лесопарки защитные пояса, выполняющие средозащитные, санитарно-гигиенические и рекреационные функции.

  1. Первичное закрепление материала

Ответьте на вопросы

(каждый ответ – 0-1-2-3 балла. Всего за задачу 9 баллов)

  1.  В Российской Федерации особо охраняемые природные территории включают в себя природные заповедники, государственные природные заказники, национальные парки, природные парки, дендрологические парки, ботанические сады, памятники природы и др. Какая хозяйственная (экономическая) деятельность возможна:

а) в заповедниках?

б) в заказниках?

в) в национальных парках?

Ответы:

а) в границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии (1 балл) и полностью запрещается экономическая деятельность (1 балл), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Ведётся охранная, научная и, как правило, просветительская деятельность (1 балл).

б) на территориях природных заказников под охраной находится как природный комплекс в целом, так и некоторые его части (например, растения, животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты) (1 балл). Постоянно или временно запрещается использование отдельных видов природных ресурсов (в зависимости от целей заказника) (1 балл) в сочетании с ограниченным использованием других природных ресурсов (1 балл).

в) в национальных парках хозяйственная деятельность в ограниченных масштабах разрешена, на территорию допускаются туристы (1 балл). Выделяются специальные зоны для рекреации, туризма, проведения экскурсий, ограниченной хозяйственной деятельности (1 балл) и традиционного природопользования коренных и малочисленных народов, проживающих в границах национального парка (1 балл).

Обоснуйте правильность/ неправильность утверждения  

(обоснование – 0-1-2-3 балла)

2. «Красная книга» Российской Федерации является юридически значимым механизмом сохранения экосистем.

Примерный вариант ответа: утверждение верно. «Красные книги» учреждаются в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов (1 балл). При этом охраняются не только представители данных видов (1 балл), но наличие «краснокнижных» видов является юридическим основанием для охраны определенной территории, на которой эти виды находятся (1 балл).

Продолжите фразу

(обоснование – 0-1-2-3 балла)

3. «Экологическая сеть» (эконет) – природоохранная модель, которая представляет собой системы особо охраняемых природных территорий и связывающих их экологических коридоров. Такие коридоры нужны для ...........................................................................................................................................................

Примерный вариант ответа: экологические коридоры образуются для обеспечения пространственной связи между особо охраняемыми природными территориями и другими элементами экологической сети (1 балл) в целях сохранения объектов государственного природно-заповедного фонда, биологического разнообразия, охраны естественных путей миграции животных и распространения растений, обитающих и произрастающих на особо охраняемых природных территориях. Один верный ответ – 1 балл (не более 2 баллов).

Обоснуйте правильность / неправильность всех вариантов ответов

 (Обоснование каждого ответа – 0-1-2-3 балла. Всего за задачу 6 баллов)

4. Примерно лет 10 назад появилась новая профессия, у которой пока нет даже названия: параметризатор, специалист по планируемому старению. Их задача – программирование выхода из строя производимых товаров. Именно из-за них ломаются автомобили, мобильные телефоны, фотокамеры и кофемолки – строго сразу после истечения гарантийного срока службы. При этом, если потребитель не захочет приобрести новый товар, а решит починить старый, производитель всё равно заработает на ремонте и запчастях. В Америке даже дома строят так, чтобы они рассыпались сразу после погашения ипотечного кредита. Колготки, бритвы, соковыжималки, даже горшочные цветы – всё это проходит сейчас через указанных специалистов. Их работа кажется аморальной, но она уже стала частью современной экономики, которая носит название:

а) экономика потребления и роста;

б) «зелёная» экономика.

Примерные варианты ответов:

Ответ а) правильный, поскольку постоянный повышенный спрос на товары и услуги является выгодным производителям этих товаров и услуг (1 балл), а при современной экономической модели постоянный повышенный спрос стимулирует рост экономики страны (1 балл) и постоянное совершенствование технологий (1 балл);

Ответ б) не правильный, поскольку «зелёная» экономика основана на эффективном и экономичном использовании природных ресурсов (1 балл). «Зелёная» экономика – это система видов экономической деятельности, связанных с производством, распределением и потреблением товаров и услуг, которые приводят к повышению благосостояния человека в долгосрочной перспективе, при этом не подвергая будущие поколения воздействию значительных экологических рисков или экологического дефицита (1 балл). В данном случае речь идёт о возможном повышении благосостояния в краткосрочной перспективе за счёт перепотребления ресурсов и произведения огромного количества отходов, что является серьёзными проблемами в мире (1 балл).

Выберите правильный ответ и его обоснуйте

 (Обоснование каждого ответа – 0-1-2-3 балла. Всего за задачу 3 балла)

5. Работая техническим экспертом в Патентном бюро (Берн, Швейцария) А. Эйнштейн сам проявил себя изобретателем, получив два десятка патентов. Большинство изобретений касалось домашних холодильников. Их массовое производство началось лишь в середине 1920-х годов. Это были довольно опасные агрегаты: например, в некоторых моделях использовался диоксид серы, утечка которого однажды отравила целую берлинскую семью. Первую патентную заявку А. Эйнштейн со своим учеником Л. Силардом подали в 1926 г. Это был абсорбционный холодильник, в котором применялся аммиак под давлением и небольшой нагревательный элемент. Патент «Усовершенствование, касающееся холодильного аппарата» был получен в 1928 г. Но потом в холодильное производство пришли компрессоры и фреоны, и изобретение легло под сукно до 2008 года, когда энтузиасты из Оксфорда решили его доработать и внедрить на основе новых технологий – как перспективный и даже экологичный прибор. Его экологичность связана, в частности, с принятием:

а) Целей устойчивого развития ООН на период до 2030 года;

б) Указа Президента Российской Федерации о проведении Года экологи в России;

в) Киотского протокола;

г) Монреальского протокола.

Примерный вариант ответа: ответ г) является верным. Монреальский протокол – международный документ, направленный на защиту озонового слоя Земли посредством снятия с производства некоторых химических озоноразрушающих веществ, в частности фреонов (1 балл). Протокол вступил в силу в 1989 г. (1 балл) Поскольку изобретение А. Эйнштейна и Л. Силарда было сделано ещё до начала применения в холодильных установках фреонов и основано на использовании аммиака, принятие Монреальского протокола, сокращающего производство и применение фреонов, могло определить экологичность разработки оксфордских учёных (1 балл).

Ответьте на вопросы  

(каждый ответ - 0-1-2-3 балла.  Всего за задачу 6 баллов)

6. 25 сентября 2015 года государства — члены ООН приняли Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года. Она включает 17 целей, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия для всех. Каждая из Целей содержит ряд показателей, которые должны быть достигнуты в течение 15 лет.

Для достижения Целей в области устойчивого развития необходимы совместные усилия всех секторов общества (всех жителей Земли).

Как Вы считаете, есть ли экологическая составляющая:

а) в Цели 3?

б) в Цели 4?

Если экологическая составляющая в данных Целях есть, то в чём она заключается?

Примерные варианты ответов:  

а) в Цели 3 «Хорошее здоровье и благополучие» экологическая составляющая есть (1 балл). Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) определили ориентировочное соотношение различных факторов обеспечения здоровья современного человека, выделив в качестве основных четыре группы таких факторов как: генетические факторы – 15–20%; состояние окружающей среды – 20–25%; медицинское обеспечение – 10–15%; условия и образ жизни людей – 50–55% (1 балл). Таким образом, здоровье человека и его благополучие возможно только в здоровой окружающей среде (1 балл).

б) в Цели 4 «Качественное образование» экологическая составляющая есть (1 балл). Образование усилило способность к адаптациям. Образование позволило человечеству овладеть новыми технологиями, выйти из-под действия многих факторов, которые ранее были ограничивающими, беспрецедентно увеличить свои возможности (расширить свою экологическую нишу), существенно снизить смертность от многих факторов (1 балл). Образование является основным фактором решения существующих экологических проблем (1 балл).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные проблемы окружающей среды.Материалы для уроков немецкого языка по экологии..

Материлы в программе Word для работы по теме "Экология" в 7-11 классах: тесты,лексические упражнения, кроссворд. Есть тест в программе Power Point по теме "Экология"....

методические материалы для подготовки к урокам экологии и биологии

методические рекомендации к урокам экологии 6 класстехнологические карты уроков экологии 6 класс...

Материалы Школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии

Материалы Школьного этапа Ввсероссийской олимпиады по экологии...

Материалы Школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии 10 класс

Материалы Школьного этапа Всероссийской олимпиады по экологии 10 класс...

Дидактические материалы для подготовки к ЕГЭ раздел "Экология"

Материалы для подготовки к ЕГЭ раздел "Экология"...

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...