Выступление на пед.совете "Экологическое воспитание детей с ОВЗ в ГПД"
опыты и эксперименты по экологии на тему

Новикова Галина Захаровна

Природа окружает детей с рождения. Научить видеть её красоту - задача воспитателя. Прогулки, экскурсии и тематические мероприятия помогут в этом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ped.sovete.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

по теме: «Экологическое воспитание детей в ГПД»

Человек и природа… Творчество философов, поэтов и художников у всех народов и во все времена было посвящено этой вечной теме. Но в наши дни эта тема стоит наиболее остро. Угроза экологического кризиса, а возможно и катастрофы нависла над человечеством. Жизненно необходимой стала проблема экологизации деятельности человека, как материальной, так и духовной. Ведь это является важным условием сохранения нашего общего дома – Земли.

Экологическое воспитание школьников включает в себя несколько направлений. С точки зрения нравственного воспитания – это гуманное отношение к природе. В части интеллектуального развития – формирование системы экологических чувств, знаний и представлений. Так же, экологическое воспитание включает в себя и развитие эстетических чувств, таких как способность видеть и чувствовать красоту природы, умение восхищаться ею, желание её сохранять. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы, помогает сформировать у них бережное и заботливое отношение к окружающему миру.

 В условиях образовательного учреждения на занятиях в ГПД все составляющие такого комплексного подхода, существуют взаимосвязанно. Ведь гуманное отношение к природе возникает в процессе осознания того, что окружающий нас мир неповторим и уникален, что он нуждается в нашей заботе. Закрепление такого отношения происходит в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка.

Для успешности воспитания бережного отношения к природе, необходимо создавать среду, в которой взрослые могли бы личным примером демонстрировать детям правильное отношение к природе, проявляли активность, учавствуя вместе с детьми в природоохранной деятельности.

На сформированность гуманного отношения к природе и его осознанность указывают следующие несколько критериев.

 Во-первых, это понимание необходимости беречь природу. Оно основано на её практической и нравственно-эстетической значимости для человека.

 Во-вторых, это овладение нормами поведения в природном окружении. А так же соблюдение этих норм в практической деятельности.

 В-третьих, проявление активного отношения к природным объектам. Умение оценивать как свои действия, так и действия других людей по отношению к природе. Выражение действенной заботы о ней.

Таким образом, так как в основе отношений человека к окружающему миру, к природе лежат осознание ценности жизни во всех её проявлениях, стремление защищать и оберегать природу, то экологическое воспитание подразумевает, прежде всего, воспитание нравственное, предполагает формирование гуманных чувств..

В процессе формирования гуманного отношения к природе, воспитатель должен ориентироваться на следующее: очень важно сформировать в ребенке понимание того, что человек и природа единое целое. Заботясь о природе – мы заботимся о человеке, о его будущем. И если что-то наносит вред природе, то это же наносит вред и человеку. Поэтому и является безнравственным разрушение общего для нас для всех Дома.

В. Сухомлинский говорил, что «войти в жизнь другого живого существа изнутри, почувствовать чужую боль как свою…» ребенку школьного возраста помогают его возрастные особенности, такие как эмоциональная отзывчивость и впечатлительность, которые заставляют сострадать и сопереживать. Учитывая именно это, мы можем формировать у детей с ОВЗ действительно гуманное отношение к природе.

Действенное отношение к природе определяют чувства сострадания и сопереживания. Они выражаются в готовности проявлять заботу о нуждающихся в этом, в защите тех, кого обижают, в желании помочь тем, кто попал в беду, в том числе и животным и растениям. Деятельное отношение способствует овладению навыками и умениями заботы и уходу за домашними животными, зимующими птицами, комнатными растениями в игровой комнате и т.д.

 Наряду с этим, умение сопереживать и сочувствовать способствует постепенному формированию эмоционального запрета на действия, которые могут причинить боль и страдание живому.

         Поэтому является очень важной возможность показать воспитанникам ГПД, что по отношению к природе они выступают с более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны её беречь и заботиться о ней. Так же каждый воспитанник должен научиться видеть действия других людей, как своих сверстников, так и взрослых, давать им нравственную оценку и, по возможности, противодействовать антигуманным и безнравственным поступкам.

 Необходимо всегда помнить, что часто невнимательное, порой и жестокое отношение детей к природе, можно объяснить отсутствием у них нужных знаний. Поэтому воспитание сострадания и сопереживания должно происходить в единстве с формированием доступных детям с ОВЗ экологических знаний. Система экологических знаний детей с ОВЗ школьного возраста включает в себя:

 — представление о природных объектах, таких как растения и животные, как об уникальных и неповторимых живых существах, об их нуждах и потребностях и способах удовлетворения этих потребностей;

 — понимание взаимной связи между всеми живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям их существования;

 — осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, то есть биологическое равновесие) и в то же время каждый из них имеет свою экологическую пищу, и все они могу существовать одновременно.

 Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у школьников гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность, для чего в образовательных учреждениях для детей с ОВЗ следует создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой (например, воспитатель вместе с детьми может озеленить уголок природы, заботиться о его обитателях, разбить цветник и т.д., что, естественно, зависит от возможностей конкретного учреждения.). А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок) способствуют дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

 Формирование осознания эстетической ценности природных объектов, их красоты и эстетики, поддерживает и укрепляет деятельное гуманное отношение к природе. Поэтому, одним из условий экологического воспитания является воспитание эстетических чувств.

 Неверно было бы думать, что одно лишь постоянное общение с природой ( экскурсии в лес, на реку, прогулки и т.д.) способно пробудить и развивать эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы (проводить тематические прогулки, например, «Еще прозрачные леса как будто пухом зеленеют», «Как молоком облитые стоят сады вишневые» и т.д.), учить наблюдать за состоянием растений, поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни («Что в уголке природы тебе нравится больше всего? Правда, этот цветок необыкновенно красив?») , осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом ( многие дети считают: то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный («это нравится, а это нет») и субъективный (например, заяц нравится, потому что он пушистый, а еж не нравится – он колючий) характер.

Несомненная ценность прогулок и экскурсий состоит в том, что дети не только учатся видеть красоту окружающего мира, но и то, что в это время они приобретают навыки культурного поведения в природной среде. Они знакомятся с типичными для данного региона растениями и животными, со средой их обитания как естественной (луг, лес, водоем) так и созданной человеком (огород, парк, сад, сквер). Дети учатся беречь природу, начинают осознавать то, что действительно требуется для растений и животных.

         Задача воспитателя – подвести детей с ОВЗ к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Воспитатель ГПД                                                                  Г.З.Новикова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка выступления "Основные принципы художественного воспитания детей"

Успех художественного воспитания детей дошкольного возраста обеспечивается тем, что ребенок чрезвычайно отзывчив ко всему эмоциональному, я...

Выступление на родительском собрании « Роль примера и авторитета родителей в воспитании детей»

Воспитание детей- это государственное дело. Качества, которыми должен обладать гражданин нашей страны, не придут сами собой,- их надо воспитывать у ребёнка с самого раннего возраста, воспитывать целен...

Выступление на тему: "Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья"

Как бы ни был современен наш мир, как бы технический прогресс не влиял на развитие общества, вопросы воспитания нравственности были, есть и будут самым важным и актуальным для становления челове...

Выступление на родительском собрании по теме: "Воспитание детей без насилия" с презентацией.

Материал может использоваться на общешкольных и классных родительских собраниях как в специальных (коррекционных) школах 8 вида, так и в массовых школах....