Разработка урока по экологии в 8 классе. Тема: «Экологическая ситуация в России»
план-конспект урока по экологии (8 класс) на тему
Люди, опомнитесь! Что вы творите?
Нашу планету во что превратите?
Работа людская повсюду видна,
Для всех компонентов природы вредна!
Глянешь направо, там лес вырубают,
Глянешь налево, там нефть разливают.
Взор обрати в Мировой океан,
остров плавучий из мусора там!
Здесь добыча руды интенсивно ведется,
После которой, огромный карьер остается.
Вредных веществ атмосфера полна.
Стонет и плачет планета Земля,
От ран нанесенных, страдает она.
Нас, неразумных, о пощаде моля!
Земля переносит ужасные муки,
Как дальше будут жить на ней
Наши потомки, дети и внуки?
Может нечего будет им пить?
И не смогут они даже в лес сходить?
Не увидят ни птиц, ни живого слона,
Из книжек узнают, что такое сосна.
А повсюду лишь мусор, отходы
И ландшафт украшают сточные воды.
Смогом черным планета овеяна,
Полиэтиленом и пластиком всюду усеяна.
Задумайтесь, люди, у себя спросите,
Для наших потомков вы такого хотите?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ekologii.docx | 36.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по экологии.
Тема: «Экологическая ситуация в России»
8 класс А
(разработала учитель географии: Нехай Фатима Аскербиевна)
Цели:
- создать условия для формирования знаний об экологической обстановке в России и в своей местности;
- систематизировать знания об антропогенном воздействии на природную среду;
- создать условия для воспитания экологической культуры школьника, любви к малой Родине;
- совершенствовать умения работать с картами, справочными материалами, составлять схемы, выступать с сообщениями.
Задачи урока:
дидактическая – закрепить, обобщить, углубить знания по загрязнению окружающей среды и экологическим проблемам общества;
воспитательная – продолжить формирование нравственной и гражданской позиции учащихся по вопросам решения экологических проблем и загрязнения окружающей среды, также формировать навыки бережного отношения к объектам природы, совершенствовать информационно-коммуникативные способности;
развивающая – продолжить развитие способностей аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, поддерживать интерес к изучению объектов и явлений природы, развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности, экологической культуры учащихся, умение применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.
Оборудование: учебник (стр. 271-281), атласы, рабочая тетрадь, электронное приложение к уроку «Экологическая ситуация в России», проектор, компьютер.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Изучение нового материала (Слайд 1)
1. Урок начинается со стихотворения «Люди, опомнитесь!» (Слайд 2)
Люди, опомнитесь! Что вы творите?
Нашу планету во что превратите?
Работа людская повсюду видна,
Для всех компонентов природы вредна!
Глянешь направо, там лес вырубают,
Глянешь налево, там нефть разливают.
Взор обрати в Мировой океан,
остров плавучий из мусора там!
Здесь добыча руды интенсивно ведется,
После которой, огромный карьер остается.
Вредных веществ атмосфера полна.
Стонет и плачет планета Земля,
От ран нанесенных, страдает она.
Нас, неразумных, о пощаде моля!
Земля переносит ужасные муки,
Как дальше будут жить на ней
Наши потомки, дети и внуки?
Может нечего будет им пить?
И не смогут они даже в лес сходить?
Не увидят ни птиц, ни живого слона,
Из книжек узнают, что такое сосна.
А повсюду лишь мусор, отходы
И ландшафт украшают сточные воды.
Смогом черным планета овеяна,
Полиэтиленом и пластиком всюду усеяна.
Задумайтесь, люди, у себя спросите,
Для наших потомков вы такого хотите?
2. Небольшая беседа с классом.
– На какие мысли наводит вас это стихотворение?
– О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
– Считаете ли вы эту тему очень важной? Почему?
– Загрязнением охвачены все природные компоненты: воды, воздух, почвы, страдает растительный и животный мир.
– Сегодня на уроке мы с вами попытаемся понять, как важно решать экологические проблемы, выявим причины загрязнений, подумаем над путями решения экологических проблем.
3. Рассмотрим интерактивную карту «Экологические проблемы России» (Слайд 3), беседа по карте.
4. Загрязнение природных компонентов (Слайд 4).
– Итак, загрязнению подвержены все природные компоненты, давайте, с помощью этого слайда, проследим, какие экологические проблемы возникают в них в результате хозяйственной деятельности человека, по гиперссылке мы можем перейти на любой компонент природы, например «Рельеф» (Слайд 5).
Рельеф
– Какие изменения в рельефе происходят в результате хозяйственной деятельности человека?(Ответы учащихся: образование карьеров, отвалов).
– Какой вред наносится природе в результате их образования? (работа со справочным материалом, стр. 279 учебника)
– Предложите пути решения данных проблем.
– Экологические проблемы при добыче бурого угля в Канско-Ачинском буроугольном бассейне (краткое индивидуальное задание) (Слайд 6).
– Касаются ли эти проблемы нашей местности? (Слайд 7)
(Краткая беседа о добыче угля в Ростовской области).
Почва – легко разрушаемый и практически невосполнимый вид природных ресурсов (Слайд 8)
Негативные процессы, связанные с хозяйственной деятельностью человека:
– засоление
– истощение
– деградация
– усиление водной и ветровой эрозии
– заболачивание.
Просмотр анимации «Изменение почв под влиянием хозяйственной деятельности человека». (Слайд 9)
Причины развития эрозии (Слайд 10)
– Вспомним причины развития эрозии почв?
– С помощью интерактивной карты, назовите районы распространения ветровой и водной эрозии в России. (Слайд 11)
Состояние почв Ростовской области (краткое индивидуальное задание)
Краткая беседа о роли лесных полос в нашей местности.
Меры по охране почв (беседа). (Слайд 12)
Воздух (Слайд 13)
– Какие проблемы возникают в тропосфере в результате хозяйственной деятельности человека?
– Используя справочный материал (стр. 278 учебника), выделите основные источники загрязнения воздуха, в рабочей тетради (Приложение 1) заполните круговую диаграмму, написав источники и % загрязнения. (Слайд 14)
– Заполните в рабочей тетради схему «Способы защиты воздуха» c помощью справочных материалов на стр. 278 учебника. (Слайд 15 проверка по щелчку)
– Отметить на контурной карте в рабочей тетради, с помощью рис. 149 учебника, регионы России с высокой степенью загрязнения воздуха.
– Какая степень загрязнения атмосферы в нашей местности? (Слайд 16)
– Источники загрязнения воздуха в Ростовской области. (Слайд 17)
– Просмотр анимации «Парниковый эффект» (краткая беседа) (Слайд 18)
Воды
– Докажите справедливость поговорки «Вода – это жизнь».
– Назовите экологические проблемы, связанные с водой? (Слайд 19)
– Сравните с помощью картосхем запасы водных ресурсов по территории страны и интенсивность их использования, сделайте выводы. (Слайд 20)
– Какие меры необходимо принимать для сохранения водных ресурсов? (Слайд 21)
– Какие проблемы характерны для рек и водоемов нашей местности? (обмеление, зарастание, загрязнение). (Слайд 22)
– Просмотр видеофрагмента «А у нас на пруду…», обсуждение.
Растительный мир
– Используя диаграмму, определите, сколько процентов от площади территории России занимают леса? Что вы можете сказать о площади лесов в России? (Слайд 23)
– Выделите, с помощью картосхемы, территории с наиболее высокой интенсивностью вырубки лесов. (Слайд 24)
– Вспомним некоторые растения России, занесенные в Красную книгу России. (Слайд 25)
– Какие редкие растения нашей местности вы можете назвать?
Лесные пожары
– К чему могут привести лесные пожары?
– Что может быть причиной лесных пожаров?
Животный мир
– Растительный и животный наиболее заметно мир наиболее сильно страдает от хозяйственной деятельности. К чему это приводит?
– Вспомним только некоторых животных, которые находятся на грани исчезновения.
– Что необходимо делать для их защиты? (Создание заповедников и национальных парков) (Слайды 26-27)
Работа с тренажером «Заповедники России» (Слайд 28)
5. Зоны экологического бедствия и острых экологических ситуаций в России.
– Итак, мы с вами кратко рассмотрели, как природные компоненты подвержены влиянию хозяйственной деятельности человека. В результате, у нас в России очень многие территории являются зонами экологического бедствия и острых экологических ситуаций. Посмотрим на картосхему, здесь, с помощью красных звездочек, отмечены некоторые из них. По гиперссылке мы можем перейти на любую и рассмотреть, какие там возникли экологические проблемы. (Слайд 29)
– Северный Прикаспий. Каспийское море (ухудшение условий обитания осетровых рыб, загрязнение Волги, забор воды) (Слайд 30)
– Калмыкия (перевыпас скота) (Слайд 30)
– Норильск (загрязнение воздуха, вредные выбросы в атмосферу) (Слайд 31)
– Удмуртия (Камбарка) (хранилище химического оружия, которое стало проникать в атмосферу) (Слайд 32)
– Западная Сибирь (нефтяное загрязнение) (Слайд 32)
– Байкал (загрязнение территории бассейна) (Слайд 33)
– Европейский Север (перерубка лесов, загрязнение рек, разработка нефти и газа, радиационное загрязнение) (Слайд 34)
6. Экологические проблемы Урала (беседа, с помощью интерактивной карты) (Слайд 35)
7. Мониторинг (знакомство с определением понятия) (Слайд 36)
(Работа с картосхемой)
8. Мероприятия для улучшения экологической обстановки (Слайд 37)
- Учет географических особенностей при проектировании и строительстве предприятий
- Внедрение эффективных технологий
- Использование комплекса очистных сооружений
- Перевод на экологически чистые технологии устаревших производств
- Ликвидация экологически вредных технологических процессов
- Создание и реализация экологических программ
10. Просмотр видеофрагмента «Загрязнение окружающей среды», «Загрязнение Байкала» (обсуждение впечатлений) (Слайд 38)
III. Итоги урока. Рефлексия
Выполнены ли нами те задачи, которые были поставлены в начале урока?
Вспомните и расскажите, как вы выполняли эти задачи? Что вам удалось сделать без особых усилий? Что было трудно сделать?
Кто и как вам помог преодолеть трудности? Чья помощь вам особенно запомнилась? Как вы думаете почему?
Что бы вы хотели теперь сделать по-другому? Что и как вы теперь хотите изменить в своем поведении?
На эти вопросы ответы могут быть высказаны в микрогруппах, в классе в целом. В первом случае, после заслушивания всех своих членов, микрогруппа готовит одного человека для выступления перед всей группой с обобщающим сообщением.
Интернет-ресурсы, использованные при подготовке презентации:
- http://images.yandex.ru
- http://ru.wikipedia.org/wiki/
- http://lotoskaj.ucoz.ru
- http://www.sohrani-mir.ru
- http://musvid.net/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по экологии 5 класс обобщающий по природным зонам России
обобщающий урок "Природные зоны экология 5класс"...
Урок географии 8 класс по теме "Экологическая ситуация в России"
Урок по курсу "Природа России" 8 класс...
Методическая разработка урока по экологии 9 класс
Многие организмы в течение жизни периодически испытывают влияние факторов, сильно удаляющихся от оптимума. Им приходится переносить и сильную жару, и сильные морозы, и летние засухи, и пересыхание вод...
разработка урока географии для 8 класса "Растительный и животный мир России"
Проект урока по географии в 8 классе на тему "Растительный и животный мир России", предусматривает коррекционно - развивающие обучение с применением ИКТ.Урок разработан для у...
Проверочная работа по экологии 9 класс. Тема «Экологические факторы. Условия среды».
Данная работа позволит проверить раздел Экологические факторы.Предназначена для учеников 9 класса.Составлена в 3-х вариантах.Время работы 20 минут....
Презентация на тему "Экологическая ситуация в России"
Презентация к уроку географии в 8 классе на тему "Экологическая ситуация в России" по линии "Полярная звезда"...
кейс на тему "Экологическая ситуация в России"
Данный кейс можно использовать на стадии закрепления пройденного материала на уроке по географии "Экологическая ситуация в России" в 8 классе по учебнику "Полярная звезда"...