«Экологические проблемы р.п. Велетьма» ( заседание групп - экспертов в области экологии)
план-конспект урока по экологии (6 класс) на тему

«Экологические проблемы р.п.  Велетьма»

( заседание групп - экспертов в области экологии)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskie_problemy_r.p._veletma.docx42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеурочного занятия  по экологии

«Экологические проблемы р.п.  Велетьма»

( заседание групп - экспертов в области экологии)

Работу выполнила:

Акутина Елена Михайловна,

учитель биологии и географии,

                                                                                МБОУ Велетьминская ООШ

р. п. Велетьма

Аннотация

Акутина Елена Михайловна

Кулебакский район, р. п. Велетьма, МБОУ Велетьминская ООШ, учитель биологии и географии.

Методическая разработка внеурочного занятия  по экологии «Экологические проблемы  р.п. Велетьма» ( заседание групп - экспертов в области экологии)

Цель работы: экологическое воспитание учащихся.

Методы: проведение социологического опроса; сравнение, сопоставление полученных результатов; анализ полученных материалов, выделение главного; предметные теоретические исследования.

Основные результаты (научные и практические):  Рассмотрена  характеристика  рабочего поселка Велетьма, дан подробный анализ экологическим проблемам и последствия экологических проблем в поселке Велетьма.  Проведен и проанализирован  социологический опрос жителей р.п Велетьма  по вопросу «Человек и окружающая среда». Данное мероприятие разработано в игровой форме, это позволяет лучше усвоить материал.

Данную методическую разработку можно использовать как образец рассмотрения экологических проблем на локальном уровне.

 Внеклассное мероприятие по экологии для 6-8 классов

«Экологические проблемы р.п.  Велетьма»

( заседание групп - экспертов в области экологии)

Цель: экологическое воспитание учащихся.

Задачи:

  • повысить интерес к экологическим проблемам и способам их возможного решения;
  •  воспитывать  чувство ответственности за свою малую Родину;
  • учить наблюдать за окружающей природой;
  • учить способам снижения негативного влияния жизнедеятельности людей на среду обитания;
  • формировать экологическую культуру поведения в окружающей среде, гражданскую ответственность за её сохранение;
  • способствовать воспитанию любви к природе;

Оборудование: компьютер, проектор, экран, столы и стулья для групп – экспертов.

Подготовительная работа:

  1. Написание сценария мероприятия.
  2. Составление презентаций к мероприятию.
  3. Проведение социологического опроса  жителей поселка учащимися 7-9 класса.
  4. Наблюдение  в течение двух недель за состоянием водных объектов, почвы, растительного и животного мира.
  5. Подбор фотографий к мероприятию.

На доске написаны слова:

 « Жить в бедности не стыдно, а в грязи - позорно» 
« Чист источник - чист ручей»
«Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят»
 

Ход мероприятия

Учитель: 

       - Добрый день, уважаемые коллеги, ученики и гости. Я рада приветствовать вас на мероприятии "Экологические проблемы рабочего поселка Велетьма".

       Очень часто на уроках биологии, экологии и географии мы говорим об экологических проблемах нашей планеты. Мы знаем множество экологических проблем и причины их возникновения. Давайте вспомним их.

(Дети перечисляют экологические проблемы планеты.)

Учитель:

     - Ребята, а как вы думаете, есть ли экологические проблемы у нашего посёлка Велетьма.

Дети: -Да!!!

Учитель: 

     -  Нередко можно увидеть картину, когда по улицам родного поселка разбросаны пустые пластиковые бутылки, бумажные обёртки и другой бытовой мусор. Часто мы наблюдаем картину, как из окон проезжающих мимо автомобилей выбрасывают мусор  (бутылки, пачки от сигарет, окурки и т.д.), жители не доносят до контейнеров пакеты с мусором, кидают мусор на улицах. Быстрое увеличение объёмов бытовых отходов  в поселке  создаёт угрозу здоровью человека и окружающей среде. Ежегодно во всём мире 5,2 млн. человек, включая 4 млн. детей, умирают от заболеваний, вызванных загрязнением окружающей среды. Бытовые отходы загрязняют воздух, землю и воду на больших площадях. Это мировая проблема, проблема России, и конечно, нашего поселка Велетьма.

      Сегодня мы собрались выяснить,  какие экологические  проблемы есть у нашего поселка, к чему они могут привести, т.е. последствия  экологических проблем, а также предложить пути решения этих проблем.

Учитель: - Давайте вспомним, что мы знаем о нашем поселке.

(демонстрация презентации о поселке )Презентация № 1. http://www.proshkolu.ru/download/4454603/1bd3df8e50818d5a/

Ученик № 1:

     -  Велетьма — рабочий посёлок в Кулебакском районе Нижегородской области России. Посёлок образован в 1939 году. Население – 1198 человек. Расположен на реке Велетьма, на берегу Велетьминского пруда, в 206 км к юго-западу от Нижнего Новгорода, в 15 км к юго-западу от районного центра — города Кулебаки. Расстояние до ближайшей железнодорожной станции Навашино — 42 км. Посёлок Велетьма окружен с трех сторон сосновыми лесами.

Учитель:

     -  Несмотря на всю красоту нашего поселка, жители и гости  очень небрежно относятся к природе поселка, тем самым создают множество экологических проблем. На нашем мероприятии присутствуют экологи – эксперты  в различных областях изучения экологических проблем. Они нам расскажут об экологических проблемах нашего поселка.

(Представление групп – экспертов в области экологии)

(При выступлении каждой группы демонстрируется слайды презентации) Презентация № 1. http://www.proshkolu.ru/download/4454603/1bd3df8e50818d5a/

Группа «Метеоэкологи»

(«Метеоэкологи» знакомят зрителей с результатами их наблюдений за состоянием атмосферы в  поселке.)

Метеоэколог №1:

- Проблема №1: загрязнение атмосферы. Источниками загрязнения атмосферы в нашем поселке служат: котельная, печное отопление и транспорт.

  • На территории нашего поселка находится одна котельная, которая отапливает нашу школу, детский сад, дом культуры и  многоквартирный двухэтажный дом.
  • В нашем поселке до сих пор отсутствует газовое отопление, тем самым, при сгорании дров дым, поступающий в атмосферу, оказывает отрицательное воздействие.
  • Ежегодно в России, да и во всем мире, увеличивается количество автомобилей. Этот процесс не обошел и наш поселок. В настоящее время свой личный автомобиль имеет каждая вторая семья в нашем поселке, а некоторые  и не один.

Метеоэколог №2: 

- Последствия загрязнения атмосферы  могут быть следующими:

  • При сгорании угля и дров образуется большое количество вредных газов, которые вредны для дыхательной системы человека и животных, а также для растений.
  • Двигатели внутреннего сгорания ежедневно оказывают отрицательное влияние на здоровье миллионов россиян. Люди страдают от участившихся случаев кашля, приступов астмы, острых и хронических бронхитов, а также от заболеваний сердца и системы кровообращения.

Группа «Почвоэкологи»

(«Почвоэкологи» знакомят зрителей с результатами их наблюдений за состоянием почвы в  поселке.)

Почвоэколог № 1: 

- Проблема №2: загрязнение почв. Источники загрязнения:

  • На территории нашего поселка нет крупных промышленных предприятий, поэтому главный источник загрязнения почвы -  это бытовые отходы, дым котельной, домов и выхлопы автомобилей.

Почвоэколог № 2: 

- Последствия загрязнения почвы могут быть следующими:

  • Бытовые отходы существенно влияют на химический состав почвы, вызывая ухудшение её качества.
  • Сильное загрязнение почвы тяжёлыми металлами вместе с зонами сернистых загрязнений, образующихся при сжигании каменного угля, приводят к изменению состава микроэлементов и возникновению техногенных пустынь. Изменение содержания микроэлементов в почве немедленно сказывается на здоровье травоядных животных и человека, приводит к нарушению обмена веществ, вызывая различные эндемические заболевания местного характера. Например, недостаток йода в почве ведет к болезни щитовидной железы.
  • Кроме того, к особо опасным продуктам выхлопов автомобилей относят бензапирен и свинец, которые отрицательно влияют на все живые организмы.

Группа «Гидроэкологи»

(«Гидроэкологи» знакомят зрителей с результатами их наблюдений за водными объектами поселка Велетьма.)

Гидроэколог № 1:

- Проблема №: 3 загрязнение водных ресурсов.  

     На территории нашего поселка находятся следующие водные объекты: Велетьминский пруд, речка Толкава и река Велетьма.

 Мы выяснили, что источники загрязнения водных ресурсов  в нашем поселке следующие:

  • Бытовые сточные воды, содержащие, например, синтетические моющие средства.
  • Удобрения, смываемые с поверхности почвы, попадают в водостоки.
  • Твердые отходы.
  • Люди, моющие свои машины на берегу пруда или реки.

Гидроэколог № 2:

- Последствия загрязнения водных объектов  могут быть следующими:

  • Если в воде находится большое количество взвешенных твердых веществ, они делают ее непрозрачной для солнечного света и тем самым препятствуют процессу фотосинтеза в водных бассейнах. Это, в свою очередь, вызывает нарушения в цепи питания. Кроме того, твердые отходы вызывают заиливание рек. 
  • С питьевой водой в организм человека могут попасть всевозможные микробы, возбудители многих инфекционных и паразитарных заболеваний: холера, брюшной тиф, дракункулез, лямблиоз, вирусный гепатит, полиомиелит, дизентерия, сальмонеллезы, шистосомозы и становятся причиной гастроэнтерита, гепатита, миокардита и различного вида кишечных расстройств, которые связаны с загрязнением питьевой воды канализационными и сточными водами.

 «Биоэколог»

(«Биоэколог» знакомит зрителей с результатами их наблюдений за состоянием флоры и фауны в  поселке.)

- Проблема № 4: уничтожение флоры и фауны.      

Источники уничтожения:

  • Лесные пожары.
  • Вырубка леса.
  • Браконьерство.
  • Уничтожение первоцветов.

Последствия уничтожения флоры и фауны могут быть следующими:

  • При пожаре сгорает плодородный слой земли, гибнет растительный и животный мир. Особый большой урон нашим лесам был нанесен летом 2010 года. Наш поселок лесные пожары окружили с трех сторон.
  • На территории поселка находятся две пилорамы по заготовке леса, они и являются основными источниками вырубки. При уничтожении леса гибнут естественные экосистемы, гибнут растения и животные. А ведь леса производят 80 – 90% кислорода, необходимого для жизни на планете.
  • Многие жители нашего поселка охотятся на зверей и птиц, обитающих в наших лесах. Люди совсем забывают, что многие виды находятся на грани вымирания, а птицы, обитающие на Велетьминском пруду, уже занесены в Красную книгу Кулебакского района и Нижегородской области.
  • Многие виды первоцветов варварски сорваны лишь только потому, что человеку захотелось их принести домой. Зачем? Можно любоваться природой и не губить ее?! Поэтому даже ландыш сегодня стал редкостью и воспринимается как чудо.

Главный эколог:

     -  По результатам нашего наблюдения  мы выяснили, что главная и самая актуальная  экологическая проблема – это загрязнение окружающей среды бытовыми отходами. Причинами  появления мусора являются низкая культура жителей, которые выбрасывают ТБО на улицах поселка,  тем самым загрязняя его. Отсутствует четкая система сбора и утилизации мусора, недостаточное количество урн и контейнеров для мусора. Проблема мусора была и остается одной из важнейших экологических проблем больших и малых городов и поселков.

Виды бытовых отходов, встречающихся на территории поселка:

  • пищевые отходы;
  • макулатура (бумага);
  • изделия из натуральных тканей;
  • деревянные изделия;
  • консервные банки;
  • металлолом, железо или чугун;
  • банки из - под пива и других напитков;
  • стеклотара и стекло;
  • упаковка для пищевых продуктов;
  • различные виды пластмасс;
  • батарейки.

Вывод: как видно из перечисленного списка, виды отходов очень разнообразны. Они наносят вред живым организмам. Разрушаются медленно от нескольких месяцев до 1000 лет и дольше.

Группа  «Социоэкологи»

Социоэкологи»  знакомят детей с социологическим опросом жителей Велетьмы. При рассказе «Социоэкологи» демонстрируют презентацию № 1 с результатами опроса.)

 Социоэколог № 1:  -   Нами был проведен социологический опрос по теме «Человек и окружающая среда». Целью работы является привлечение внимания общественности и административных органов к проблеме загрязнения окружающей среды. В социологическом  опросе приняли участие  124 жителя поселка в возрасте от 9 до 67 лет (мужского пола – 47 человек, женского пола -77 человек).

Главной задачей опроса было выяснение отношения жителей посёлка Велетьма к окружающей среде. Давайте посмотрим результаты нашего опроса.

Первый вопрос: как вы думаете, рядовые граждане могут что-то сделать для защиты окружающей среды там, где они живут, или ничего не могут сделать?

Ответ: 124 человека - ответили что могут.

Второй вопрос: если бы митинги, демонстрации, пикеты в защиту окружающей среды состоялись там, где вы живете, вы бы приняли или не приняли в них участие?

Ответ: 83 человека- ответили да, 32человека- нет, затрудняюсь ответить- 9 человек.

Третий  вопрос: как вам кажется, там, где вы живете, экологическая ситуация лучше, хуже или примерно такая же, как в большинстве регионов?

Ответ: 80человек - лучше, 27 -  такая же, 15- хуже, 2человека -  затрудняюсь ответить.

Социоэколог № 2:

- Четвертый  вопрос: вас лично беспокоит или не беспокоит экологическая ситуация в вашем посёлке?

Ответ: 105 человек - беспокоит, 16 человек -  не беспокоит, 3 человек -  затрудняюсь ответить.

Пятый вопрос: Кто больше всего загрязняет окружающую среду там, где вы живете?

Ответ:64 человека - люди, жители, 34 человека - свалки, мусор, отходы в целом, 18 человек- автомобили, транспорт выхлопные газы, 10 человек- предприятия , заводы и фабрики, 11 человек- лесопользователи ,те, кто вырубает лес, 6 человек - сельскохозяйственные удобрения и ядохимикаты, 5 человек - коммунальные службы.

Шестой вопрос: как вам кажется, большинство жителей вашего  поселка бережно или не бережно относятся к окружающей среде?

Ответ: 85 человек -  не бережно, 31 человек -  бережно, 8 человек -  затрудняюсь ответить

        По результатам нашего наблюдения и социологического опроса мы выяснили, что главная и самая актуальная  экологическая проблема – это загрязнение окружающей среды бытовыми отходами.

Учитель: 

   - Да, прослушав выступления экспертов становиться даже страшно. Человек не понимает, что важно беречь природу, ведь нам предстоит передать этот мир нашим детям, которые должны увидеть его таким, каким видим его мы. Для них мир должен быть чистым. В нем не должно быть мусорных пакетов, валяющихся вдоль дорог. Они не должны видеть пивных бутылок, стоящих на каждом углу. Наши дети должны учиться у нас сохранять этот мир, перенимая у нас полезную привычку – не мусорить. Если они этому научаться, то в свою очередь постараются передать уже их детям тот мир, который им показали мы.

Чтец № 1:

Взрослые и дети!

Природу берегите.

К её богатым недрам

Рук жадных не тяните.

Заботою и лаской

Её вы одарите

Она ответит тем же.

Вы только посмотрите:

Кругом поля бескрайние,

И родники холодные,

Леса дарами щедрые,

Озёра с гладью водною.

Всё это подарила нам

Матушка-природа.

Так будем же её беречь

За часом час,

И год за годом.

Чтец № 2:

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи её полей;
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши:
Она – твой давний
Добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую.
И не исчерпывай до дна,
И помни истину простую:
Нас много, а она – одна.

Учитель:

  -   Ребята, давайте решим, что мы будем делать  с природой дальше, как поступать нам, как жить? Я предлагаю вам высказать свое мнение. У нас на доске висит нарисованное дерево, но оно без листьев, я предлагаю повесить листья и сказать, как мы должны беречь природу, как вы сами в состоянии помочь ей. Для этого я вам предлагаю повесить зеленые листочки, если же вас все устраивает, и вы считаете, что экологических проблем нет, то вы можете повесить синий листочек.

 ( дети с помощью учителя приклеивают листья на дерево)

Учитель:

      - Очень приятно, что вы не остались равнодушными и высказали свое мнение. Я думаю, что это не пустые слова, а ваши слова превратятся в добрые дела и наш поселок будет еще лучше и краше.

( во время чтения стихов демонстрируется презентация № 2.)

http://www.proshkolu.ru/download/4454603/1bd3df8e50818d5a/

Чтец № 3.

 На земле кулебакской тихий есть уголок,

Вдалеке он укрылся от дальних дорог:

Это наша Велетьма, посёлок родной,

Сердцу мил красотой и  своей добротой.

Лес вокруг нас прохладой своею манит,

Пруд раскинулся, тихая речка бежит,

И красивее места, наверное, нет,

Наша Велетьма шлёт горячий привет!

А по улицам нашим если пройти,

То увидите вы на своём пути

Новый храм, Дом культуры, школу, детсад,

Сквер Победы, других учреждений ряд.

Чтец № 4.

И талантов людских здесь не перечесть,

Поэты, певцы, художники есть,

Есть те, кто из глины лепить мастера,

И те, кому поддаётся резьба.

Про традиции наши нужно сказать,

Славных дел нам тоже не занимать:

День Победы, гулянья, праздник труда,

Встречи в школе, спортивных дел череда.

Гости любят летом к нам приезжать,

Ягод-грибочков пособирать,

На пляже любят все отдохнуть,

В жаркий полдень в прохладную воду нырнуть.

Чтец № 5.

Любят дачники тоже здесь потрудиться,

После труда водицы вкусной напиться,

Кто забредёт, не пройдёт стороной,

Вот он какой, островок наш лесной!

Наш посёлок в любое время хорош:

И в солнечный день, и в осенний дождь,

И снежной зимой, и в пору цветенья -

Всегда подарит нам настроенье!

На земле кулебакской тихий есть уголок,

Раскинулся он вдалеке от дорог,

Это наша Велетьма, посёлок родной!

Милости просим, гость дорогой!

Просмотр музыкального фильма о Велетьме. http://www.proshkolu.ru/download/4454603/1bd3df8e50818d5a/

Учитель:

  -    Спасибо ребятам, которые подготовили сегодняшнее выступление. Надеюсь, что наше мероприятие не пройдет даром, мы все будем еще сильнее и бережнее относиться к родной природе, да к планете в целом. Я думаю, что все присутствующие поняли, как важны для нас экологическая грамотность и экологическая культура. До свидание,  до новых встреч !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по экологии "Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы"

Презентация к уроку по экологии "Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы"...

презентация урока экологии "Глобальные экологические проблемы"

в презентации освещены глобальные экологические проблемы...

презентация к внеклассному занятию по математика+ экология "Школьные экологические проблемы в матемаических расчетах"

занятие по математике + экология в 5-6 классах "Школьные экологические проблемы в математических расчетах"...

Методическая разработка урока по географии на тему "Экологические проблемы гидросферы Санкт_петербурга и Ленинградской области"

В материале представлен сценарий открытого урока по заявленной теме с методическими рекомендациями по организации, подготовке и проведению данного мероприятия. Подробно описаны этапы урока с указанием...

Методическая разработка урока английского языка по теме Экологические проблемы Краснодарского края. Природа и экология Черного моря

Экологическое образование в техникуме реализуется через экологизацию учебных дисциплин – формирование у студентов экологической культуры. Для экологизации английского языка были разработаны принципы о...

Методическая разработка урока английского языка по теме Экологические проблемы Краснодарского края. Природа и экология Черного моря

Экологическое образование в техникуме реализуется через экологизацию учебных дисциплин – формирование у студентов экологической культуры. Для экологизации английского языка были разработаны принципы о...

Рабочая программа элективного курса по экологии «Экологические проблемы Амурской области»

Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов. Элективный курс предназначен для учеников 9 классов, перед которыми стоит проблема выбора дальнейшего профиля обучения.Цель: Формирование...