Программа кружка "Юный эколог"
рабочая программа по экологии (6 класс) на тему

Воленко Елена Николаевна

Программа кружка представляет собой курс для воспитанников 13-14 лет, расчитанный на 1 год обучения, сочетающий в себе элементы экологии, здоровьесбережения, дизайна. Данная программа может быть рекомендована как программа кружка для факультативныъ или дополнительных занятий в рамках как общего, так и дополнительного образования для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_volenko_e._n._gimnaziya_no_44_1.doc192.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка

«Юный эколог»

                                                     Продолжительность освоения – 1 год

                                            Возрастной диапазон – 13-14 лет

                                                            Автор программы-                                                                                                          

                                  Воленко Елена Николаевна,

                                                         учитель биологии МБОУ гимназии № 44

Пояснительная записка

По данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общественное здоровье на 25% зависит от состояния окружающей среды и на 50% от образа жизни.

Здоровье - не  личное  дело  каждого  человека.  Здоровый  человек  живет  полноценной  жизнью  и приносит  большую  пользу  обществу.

Здоровый  образ  жизни -  это  система  поведения  человека,   включая  физическую  культуру,  творческую  активность,  высоконравственное  отношение  к  окружающим  людям,  обществу,  природе,  поэтому  во  многом  наше  здоровье  зависит  от  нас  самих.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. Поскольку здоровье населения напрямую связано с состоянием окружающей среды, вопросы, связанные с экологическими проблемами Краснодарского края и города Краснодара, а также пути их решения, также будут рассмотрены на занятиях кружка, в соответствии с федеральными и региональными законами природоохранной деятельности.

Актуальность программы.

В связи с тем, что с каждым годом растет заболеваемость среди учащихся, что связано и с ухудшением экологической обстановки, и с неправильным питанием, и со многими другими факторами, я пришла к выводу, что целесообразно использовать кружковую работу для обучения детей основам здорового образа жизни.

Новизна программы.

 Данная образовательная программа включает в себя интегративный курс валеологии,  биологии и химии в рамках которого решаются учебно-воспитательные задачи, обусловленные потребностями детей определённого возраста. Программа представляет собой доступный для детей курс гигиенических и медицинских знаний и навыков. Большая часть материалов содержит сведения, необходимые детям в повседневной жизни; физические упражнения, рациональное питание, правильный режим дня, исключение вредных привычек и предупреждение болезней, а также правила безопасности и первая помощь.

Ориентация учащихся на здоровый образ жизни основывается на многоэтапной, постоянной, непрерывной учебно-воспитательной работе.

Цель программы: обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; способствовать воспитанию экологически грамотной личности.

Задачи программы

Обучающие:

  • Формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни.
  • Формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического компонента здорового образа жизни.
  • Формирование отношения к здоровью как важнейшей человеческой ценности.
  • Овладение навыками здоровьесберегающего поведения на практике.
  • Обучение практическим навыкам определения качества продуктов питания.
  • Совершенствование навыков работы с научно – популярной литературой, оформление итогов самостоятельных исследований в виде презентаций,  рефератов, докладов, статей.

      Развивающие:

  • Обеспечение физического и психического саморазвития.
  • Развитие умений оценивать внешние факторы с точки зрения их влияния на здоровье.
  • Выработка практических навыков здоровой жизнедеятельности.
  • Оказание помощи в становлении и развитии личности ребенка.
  • Развитие коммуникативных, творческих способностей детей.
  • Развивать внимание, воображение, интерес к окружающему миру.

     Воспитательные:

  • Воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества.
  • Воспитание у детей жизненного приоритета здоровья.
  • Воспитание культурно-гигиенических норм и культуры быта.
  • Воспитание  культуры  взаимоотношений, умения  работать в коллективе.

     

Основные требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

-  законы развития человека и его взаимоотношений с  другими людьми, обществом и природой; 

- основные  экологические проблемы города и возможные пути их решения;

- экологическую обусловленность заболеваний современного человека;

- гигиенические основы правильного питания как фактора здорового образа жизни;

- как сделать свое жилье экологически чистым; как создать микроклимат жилища здоровым;

- как влияют вредные привычки на здоровье подростков.

Учащиеся должны уметь:

- вести  личный  валеологический дневник для самоконтроля за состоянием своего здоровья; 

-  с помощью доступных методик подготовить, провести и объяснить научный эксперимент, самостоятельно сделать выводы;

- определять качество продуктов питания;

- работать с научно – популярной литературой, с Интернетом, находить нужную литературу;

-оформлять полученные результаты в виде рефератов, научно – исследовательских работ, презентаций;

- выступать с докладами перед аудиторией, уметь отвечать на заданные вопросы;

- проводить социологические опросы среди населения

Материал для проведения занятий отобран по принципу:

 научности и системности

 единства теории  и практики

 наглядности и доступности

       Виды деятельности:

Работа с научной и научно-популярной литературой, проведение бесед и дискуссий, экскурсий, ознакомление с методами научного исследования: наблюдением, экспериментом.

Формы контроля усвоения материала:

  • Отчеты по практическим работам;
  • Самостоятельные творческие работы;
  • Доклад по интересующей учащихся проблеме или самостоятельная экспериментальная  работа.

 Критерии оценки знаний учащихся:

  Оценка «5» ставится учащимся,  если они  активно участвуют в жизни кружка, работают над собственным научно – исследовательским проектом, участвуют в предметных  олимпиадах, в муниципальных и региональных научно – практических конференциях и добиваются высоких результатов.

Оценка «4» ставится тем учащимся, которые работают над рефератами, готовят презентации по темам занятий кружка, участвуют в подготовке и выпуске стенгазет,  радиобесед.

Оценка «3» ставится тем учащимся, кто пропускает занятия кружка, является пассивным наблюдателем, не проявляет инициативы, не всегда выполняет практические работы, не принимает участие в подготовке и проведении пресс – конференций,  диспутов и других мероприятий в рамках работы кружка.

Учебно -  тематический план

№ п/п

Тема

Теория

(количество часов)

Практическая часть

(количество

часов)

Общее количество часов

1.

Окружающая среда и экология человека

15

5

20

2.

О самом главном

14

6

20

3.

Основы рационального питания

18

20

38

4.

Экология жилья

15

3

18

5.

Поселение как среда жизни

5

3

18

6.

Заключение

4

-

4

Итого

71

37

108

Содержание программы:

Тема 1. Окружающая среда и экология человека  (20 часов)

На занятиях кружка по этой теме школьники знакомятся с экологическими проблемами Краснодарского края и города Краснодара, с социально – экономическими последствиями урбанизации, с основными загрязнителями окружающей среды (тяжелые металлы, радиация, шумовые, химические и биологические загрязнители) и их влиянии на здоровье человека. Что думают жители г. Краснодара о проблемах окружающей среды ребята узнают, проведя соц. опрос среди населения.

При изучении данной темы предусмотрены следующие практические работы:

Практическая работа № 1 «Исследование загрязнения воздуха городским транспортом»

Практическая работа  № 2 «Определение количества пыли на школьном дворе»

Практическая работа № 3 «Состав и качество питьевой воды»

Практическая работа № 4  «Определение ионов железа в природных водах»

Практическая работа № 5 «Воздействие солей металлов на белки»

Тема 2. О самом главном (20 часов)

При изучении этой темы учащиеся узнают,  какие заболевания передаются по наследству, а какие обусловлены неблагоприятными экологическими факторами, как влияют на самочувствие людей погода и биоритмы; познакомятся с правилами личной гигиены. Будут также рассматриваться вопросы профилактики вредных привычек, причины аллергических заболеваний. Как защитить себя от йододефицита, что нужно знать о соляриях, на что нужно обращать внимание при выборе косметики и парфюмерии, в чем преимущества природной косметики,  как правильно ухаживать за кожей, волосами и ногтями -  эти и другие вопросы будут затронуты на занятиях кружка.

При изучении данной темы  рекомендуется выполнить следующие практические работы.

Практическая работа № 6 «Решение задач на определение группы крови»

Практическая работа № 7 «Определение биоритмов»

Практическая работа № 8 «Определение качества косметики и парфюмерии»

Практическая работа № 9 «Натуральная косметика: плюсы и минусы»

Экскурсия.  Экскурсия на кафедру микробиологии КубГУ ( в музей Мед. академии).

Тема  3. Основы рационального питания (38 часов).

Правильное питание как фактор здорового образа жизни, гигиенические основы питания, нормы питания, модные системы питания, самые распространенные заблуждения о еде, самые полезные кухни мира, питание для мозга, продукты антидепрессанты, искусственные пищевые добавки, технологические пищевые добавки, парафармацевтика – эти и другие не менее важные вопросы будут рассматриваться на занятиях кружка по этой теме.

Кроме того, рекомендуется проведение следующих практических работ:

Практическая работа № 10 «Расчет энергозатрат подростков»

Практическая работа № 11 «Обнаружение нитратов в продуктах»

Практическая работа № 12 «Исследование консервных банок и продуктов на примесь свинца»

Практическая работа № 13 «Какой сок полезней»

Практическая работа № 14 «Определение качества соков»

Практическая работа № 15 «Обнаружение в поваренной соли тяжелых металлов»

Практическая работа № 16 «Определение качества меда»

Практическая работа № 17 « Определение свежести рыбы.     Экспертиза качества охлажденной рыбы»

Практическая работа № 18«Органолептическая оценка качества молока и молочных продуктов»

Практическая работа № 19 «Качество шоколада»

Практическая работа № 20«Как правильно выбирать грибы»

Практическая работа № 21 «Экспертиза качества мяса»

Практическая работа  № 22 «Качество растительного масла»

Практическая работа № 23 «Как выбрать свежие яйца»

Практическая работа № 24  « Определение качества макарон»

Практическая работа № 25 «Определение качества кофе».

Практическая работа  № 26 «Определение качества минеральной воды»

Практическая работа № 27 «Пищевые добавки в продуктах питания»

Экскурсия. Экскурсия в лабораторию сертификации качества пищевых продуктов ЗАО «Кубань – Тест»

Тема 4. Экология жилья (18 часов).

На занятиях кружка по данной теме учащиеся познакомятся как правильно выбирать строительные и отделочные материалы для создания здорового микроклимата жилья; как растения и животные влияют на экологию квартиры; познакомятся с основными загрязнителями воздуха в помещениях, с влиянием препаратов бытовой химии на здоровье людей, с правилами работы с компьютером, научатся дизайну интерьера.

При изучении данной темы рекомендуются следующие практические работы.

Практическая работа № 28 «Определение относительной запыленности воздуха помещений»

Практическая работа  № 29 «Оценка безопасности жилья»

Практическая работа № 30 «Как правильно выбирать комнатные растения»

Тема 5. Поселение как среда жизни (8 часов)

На занятиях по данной теме учащиеся познакомятся  с понятием городской ландшафт, изучат вопросы  влияния  ландшафта на здоровье человека, произведут оценку экологического состояния  школьного и жилого двора.  Проблема бытового мусора и пути решения этой проблемы – эти вопросы будут также освещены на занятиях кружка.

Практическая работа № 31 «Экологическое состояние жилого двора»

Экскурсия. Экскурсия в ботсад КубГУ.

Тема 6. Заключение (4 часа).

На этом занятии подводятся итоги работы кружка, защита проектов, докладов и рефератов, оценка результативности работы членов кружка.

Список литературы для

педагога:

1.  Безуглая Э.Ю., Расторгуева Г. П.  Чем дышит промышленный город. С-Пб.,1991

        2. Бухвалов В. А., Введение в антропоэкологию. – М.: ЛА  «Варяг», 1995.

        3. Величковский Б. Т., Здоровье человека и окружающая среда. – М.: «Новая школа», 1997.

4. Григорьев А.А. Города и окружающая среда. Космические исследования. М.: Мысль, 1982 г.

5. Дмитриченко М. И. Экспертиза качества и обнаружение фальсификации продовольственных товаров. Санкт – Петербург: «Питер», 2003.      

6. Зарубин Г.П. , Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и здоровье.  М., 1977

          7. Зарубин Г.П. , Новиков Ю.В. Гигиена города. М., 1986. 

8. Кузнецов В. Н. Экология дома://Биология. 1 сентября  – 1990 г. - № 31

 9. Марьясис В. В. Берегите себя от болезней. М.: -1992 г.

10. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Город без отходов //Биология в школе  – 2005г. - № 13

11. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Экология. М.: Издательство Приор.- 1999г.

12. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. – М.: 1986.

13.Самкова В. А. Экологический практикум. «Город,  в котором я живу»// Биология в школе  – 2001г. - № 5,7.

     14.Фёдорова М. А.  Комнатные лекарственные растения // Биология. 1 сентября  – 2001г.  № 42.

        15. Экологический практикум. Проблемы загрязнения окружающей среды. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.

Список литературы для учащихся:

1.  Аксёнова М. Д.  Энциклопедия для детей. Т 2. Биология. – 5е издание. – «Аванта +» , 1998г.

2.  Амосов М. М. Раздумье о здоровье М.: Физкультура и спорт, 1987 г.

3. Банк рефератов. Лучшие рефераты по экологии. Ростов-на-Дону: Феникс,  2002г.

3. Берёзин И. П., Дергачёв Ю. В. Школа здоровья.  М.: «Московский рабочий»,  1989 г.

4. Генкова Л. Л.,  Славков. Н. Б.  Почему это опасно М.: Просвещение, 1989 г.

5. Зарубин Г. П.  Окружающая среда и здоровье М.:

     Знание , 1977 г.

6.  Зверев  И. Д.  Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене человека М.: Просвещение , 1971г.

7. Хрипкова, А. Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье.  Пособие для учащихся  М.:  Просвещение,  1983 г.

Календарно – тематическое планирование кружка

«Юный эколог»

№ п/п

Название темы

Количество

часов

Дата

Оборудование

Окружающая среда и экология человека

20

1

Взаимосвязь человека и среды.

Социально – экологические последствия урбанизации

2

2

Экологические проблемы Краснодарского края.

2

3

Влияние атмосферы на организм человека. Загрязнение воздуха автотранспортом.

Практическая работа № 1 «Исследование загрязнения воздуха городским транспортом»

2

Мультимедийный проектор и презентация

Дневник наблюдений

4

Практическая работа

 № 2 «Определение количества пыли на школьном дворе»

2

Лабораторное оборудование и реактивы

5

Водные ресурсы Краснодарского края и Краснодара. Проблемы загрязнения водного бассейна

Практическая работа № 3 «Состав и качество питьевой воды»

2

Лабораторное оборудование и реактивы.

6.

Тяжелые металлы в окружающей среде.

Практическая работа № 4  «Определение ионов железа в природных водах»

2

Лабораторное оборудование и реактивы

7

Загрязнение окружающей среды  свинцом и здоровье детей. Практическая работа № 5 «Воздействие солей металлов на белки»

2

Лабораторное оборудование,  реактивы, белок куриного яйца.

8

Радиация и человек

2

Мультимедийный проектор и презентации

9

Шумовое загрязнение.

Влияние звуков на организм человека

2

10

Почва и человек

Химическое загрязнение среды и здоровье человека

2

Тема 2. О самом главном

20

11

Здоровье и наследственность

Практическая работа № 6 «Решение задач на определение группы крови»

2

12

Экологическая обусловленность болезней

2

13

Время и человек. Биоритмы и их значение в режиме дня школьника.

Практическая работа № 7

«Определение биоритмов»

2

14

Погода и самочувствие людей

2

15

Инфекционные заболевания: источники и пути распространения. Пути заражения СПИДом.

2

Мультимедийный проектор и презентации

16.

Вредные привычки

2

Мультимедийный проектор и презентации

17

Как защитить себя и своих близких от йододефицита

2

18

Аллергия: причины и последствия.

2

19

Косметика и парфюмерия

Практическая работа № 8 «Определение качества косметики и парфюмерии

Природная косметика.

Практическая работа № 9 «Натуральная косметика: плюсы и минусы»

2

Наборы косметики и парфюмерии

20

Экскурсия. Экскурсия на кафедру микробиологии КубГУ ( в музей Мед. академии).

2

Тема  3. Основы рационального питания

38

21

Правильное питание как фактор здорового образа жизни. Гигиенические основы и разновидности питания. Модные системы питания.

2

22

Нормы питания подростков.

Практическая работа

№ 10 «Расчет энергозатрат подростков»

2

Секундомер

23

Питание для мозга. 6 продуктов для работы мозга.

2

Презентация

24

Самые полезные кухни мира.

О полезных свойствах зеленого чая

2

Презентация

25

Осторожно: пестициды!

Практическая работа

№ 11 «Обнаружение нитратов в продуктах»

2

 Свежие фрукты, овощи, лабораторное оборудование и реактивы

26

Практическая работа

 № 12 «Исследование консервных банок и продуктов на примесь свинца»

2

Консервные банки, лабораторное оборудование и реактивы

27

Влияние апельсинов на здоровье человека.

Практическая работа

 № 13 

«Какой сок полезней»

Практическая работа

 № 14 «Определение качества соков»

2

Соки различных производителей

28

Микроэлементы

Практическая работа

№ 15  «Обнаружение в поваренной соли тяжелых металлов»

2

Образцы поваренной соли, реактивы

29

Витамины.

Еда, которая лечит

2

Таблица, учебный диск

30

Целебный продукт пчеловодства.

Практическая работа

№ 16 «Определение качества меда»

2

Образцы меда, оборудование и реактивы.

31

Морепродукты и ваше здоровье.

Практическая работа

 № 17 « Определение свежести рыбы. Экспертиза качества охлажденной рыбы»

2

Презентация. Свежая рыба, индикаторная бумага, скальпель.

32

О пользе молока

Практическая работа

№  18  «Органолептическая оценка качества молока и молочных продуктов»

2

.

33

Продукты антидепрессанты

Практическая работа

 № 19 «Качество шоколада»

Практическая работа

  № 20 «Как правильно выбирать грибы»

2

Презентации

34

Самые полезные кухни мира

Практическая работа

 № 21 «Экспертиза качества мяса»

Практическая работа № 22 «Качество растительного масла»

2

Презентации

35

Самые распространенные заблуждения о еде.  Практическая работа

 № 23 «Как выбрать свежие яйца»

 Практическая работа

№ 24  « Определение качества макарон»

2

Презентация

36

Мифы о кофе.

Практическая работа № 25 «Определение качества кофе».

2

Упаковки из-под кофе

37

Безалкогольные напитки.

Практическая работа

 № 26  «Определение качества минеральной воды»

2

Образцы различных безалкогольных напитков

38

Технологические пищевые добавки.

Практическая работа

 № 27 «Пищевые добавки в продуктах питания»

2

Презентация

39

Экскурсия. Экскурсия в лабораторию сертификации качества пищевых продуктов ЗАО «Кубань – Тест»

2

 

Тема 4. Экология жилья

18

40

Микроклимат жилища человека.

2

41

Источники пыли в помещении

Практическая работа

№ 28 «Определение относительной запыленности воздуха помещений»

2

Микроскопы, предметные и покровные стекла, лабораторное оборудование

42

Как правильно выбирать строительные и отделочные материалы.

2

43

Что такое геопатогенные зоны.

2

44

Бытовые предметы и препараты бытовой химии.

2

45

Компьютеры и здоровье.

2

46

Роль человека и других живых существ как источника загрязнения жилища.

Практическая работа

 № 29 «Оценка безопасности жилья»

2

47

Комнатные растения и экология жилья.

Практическая работа

 № 30 «Как правильно выбирать комнатные

 Растения»

2

48

 Дизайн интерьера.

2

Презентации

Тема 5. Поселение как среда жизни

8 часов

49

Ландшафт как фактор здоровья.

Город как среда. Городской ландшафт.

2

50

Проблема городского мусора. Пути и способы решения.

2

51

Экологическое состояние жилого двора.

Практическая работа № 31

«Экологическое состояние жилого двора»

2

52

Экскурсия в ботсад КубГУ  

2

Заключение

4

53

Круглый стол  

Человек и окружающая среда

2

54

Защита экологических проектов

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка "Эколог и Я"

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий...

Рабочая программа по экологии

Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)

Рабочие программы по  созданы в соответствии с  программой Швец И.М....

Программа по экологии "Добро пожаловать в экологию"

«Добро пожаловать в экологию»программа по формированию представлений о природе и ее богатствах у детей с интеллектуальной недостаточностью, проходящих реабилитацию в реабилитационном отделении для дет...

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...