Программа кружка "Юный эколог"
рабочая программа по экологии (6 класс) на тему
Программа кружка представляет собой курс для воспитанников 13-14 лет, расчитанный на 1 год обучения, сочетающий в себе элементы экологии, здоровьесбережения, дизайна. Данная программа может быть рекомендована как программа кружка для факультативныъ или дополнительных занятий в рамках как общего, так и дополнительного образования для учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_volenko_e._n._gimnaziya_no_44_1.doc | 192.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа кружка
«Юный эколог»
Продолжительность освоения – 1 год
Возрастной диапазон – 13-14 лет
Автор программы-
Воленко Елена Николаевна,
учитель биологии МБОУ гимназии № 44
Пояснительная записка
По данным всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общественное здоровье на 25% зависит от состояния окружающей среды и на 50% от образа жизни.
Здоровье - не личное дело каждого человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит большую пользу обществу.
Здоровый образ жизни - это система поведения человека, включая физическую культуру, творческую активность, высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе, поэтому во многом наше здоровье зависит от нас самих.
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. Поскольку здоровье населения напрямую связано с состоянием окружающей среды, вопросы, связанные с экологическими проблемами Краснодарского края и города Краснодара, а также пути их решения, также будут рассмотрены на занятиях кружка, в соответствии с федеральными и региональными законами природоохранной деятельности.
Актуальность программы.
В связи с тем, что с каждым годом растет заболеваемость среди учащихся, что связано и с ухудшением экологической обстановки, и с неправильным питанием, и со многими другими факторами, я пришла к выводу, что целесообразно использовать кружковую работу для обучения детей основам здорового образа жизни.
Новизна программы.
Данная образовательная программа включает в себя интегративный курс валеологии, биологии и химии в рамках которого решаются учебно-воспитательные задачи, обусловленные потребностями детей определённого возраста. Программа представляет собой доступный для детей курс гигиенических и медицинских знаний и навыков. Большая часть материалов содержит сведения, необходимые детям в повседневной жизни; физические упражнения, рациональное питание, правильный режим дня, исключение вредных привычек и предупреждение болезней, а также правила безопасности и первая помощь.
Ориентация учащихся на здоровый образ жизни основывается на многоэтапной, постоянной, непрерывной учебно-воспитательной работе.
Цель программы: обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; способствовать воспитанию экологически грамотной личности.
Задачи программы
Обучающие:
- Формирование знаний, умений и навыков здорового образа жизни.
- Формирование потребностно-мотивационных основ гигиенического поведения, безопасной жизни, нравственно-психологического компонента здорового образа жизни.
- Формирование отношения к здоровью как важнейшей человеческой ценности.
- Овладение навыками здоровьесберегающего поведения на практике.
- Обучение практическим навыкам определения качества продуктов питания.
- Совершенствование навыков работы с научно – популярной литературой, оформление итогов самостоятельных исследований в виде презентаций, рефератов, докладов, статей.
Развивающие:
- Обеспечение физического и психического саморазвития.
- Развитие умений оценивать внешние факторы с точки зрения их влияния на здоровье.
- Выработка практических навыков здоровой жизнедеятельности.
- Оказание помощи в становлении и развитии личности ребенка.
- Развитие коммуникативных, творческих способностей детей.
- Развивать внимание, воображение, интерес к окружающему миру.
Воспитательные:
- Воспитание у детей сознания того, что человек - часть природы и общества.
- Воспитание у детей жизненного приоритета здоровья.
- Воспитание культурно-гигиенических норм и культуры быта.
- Воспитание культуры взаимоотношений, умения работать в коллективе.
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- законы развития человека и его взаимоотношений с другими людьми, обществом и природой;
- основные экологические проблемы города и возможные пути их решения;
- экологическую обусловленность заболеваний современного человека;
- гигиенические основы правильного питания как фактора здорового образа жизни;
- как сделать свое жилье экологически чистым; как создать микроклимат жилища здоровым;
- как влияют вредные привычки на здоровье подростков.
Учащиеся должны уметь:
- вести личный валеологический дневник для самоконтроля за состоянием своего здоровья;
- с помощью доступных методик подготовить, провести и объяснить научный эксперимент, самостоятельно сделать выводы;
- определять качество продуктов питания;
- работать с научно – популярной литературой, с Интернетом, находить нужную литературу;
-оформлять полученные результаты в виде рефератов, научно – исследовательских работ, презентаций;
- выступать с докладами перед аудиторией, уметь отвечать на заданные вопросы;
- проводить социологические опросы среди населения
Материал для проведения занятий отобран по принципу:
научности и системности
единства теории и практики
наглядности и доступности
Виды деятельности:
Работа с научной и научно-популярной литературой, проведение бесед и дискуссий, экскурсий, ознакомление с методами научного исследования: наблюдением, экспериментом.
Формы контроля усвоения материала:
- Отчеты по практическим работам;
- Самостоятельные творческие работы;
- Доклад по интересующей учащихся проблеме или самостоятельная экспериментальная работа.
Критерии оценки знаний учащихся:
Оценка «5» ставится учащимся, если они активно участвуют в жизни кружка, работают над собственным научно – исследовательским проектом, участвуют в предметных олимпиадах, в муниципальных и региональных научно – практических конференциях и добиваются высоких результатов.
Оценка «4» ставится тем учащимся, которые работают над рефератами, готовят презентации по темам занятий кружка, участвуют в подготовке и выпуске стенгазет, радиобесед.
Оценка «3» ставится тем учащимся, кто пропускает занятия кружка, является пассивным наблюдателем, не проявляет инициативы, не всегда выполняет практические работы, не принимает участие в подготовке и проведении пресс – конференций, диспутов и других мероприятий в рамках работы кружка.
Учебно - тематический план
№ п/п | Тема | Теория (количество часов) | Практическая часть (количество часов) | Общее количество часов |
1. | Окружающая среда и экология человека | 15 | 5 | 20 |
2. | О самом главном | 14 | 6 | 20 |
3. | Основы рационального питания | 18 | 20 | 38 |
4. | Экология жилья | 15 | 3 | 18 |
5. | Поселение как среда жизни | 5 | 3 | 18 |
6. | Заключение | 4 | - | 4 |
Итого | 71 | 37 | 108 |
Содержание программы:
Тема 1. Окружающая среда и экология человека (20 часов)
На занятиях кружка по этой теме школьники знакомятся с экологическими проблемами Краснодарского края и города Краснодара, с социально – экономическими последствиями урбанизации, с основными загрязнителями окружающей среды (тяжелые металлы, радиация, шумовые, химические и биологические загрязнители) и их влиянии на здоровье человека. Что думают жители г. Краснодара о проблемах окружающей среды ребята узнают, проведя соц. опрос среди населения.
При изучении данной темы предусмотрены следующие практические работы:
Практическая работа № 1 «Исследование загрязнения воздуха городским транспортом»
Практическая работа № 2 «Определение количества пыли на школьном дворе»
Практическая работа № 3 «Состав и качество питьевой воды»
Практическая работа № 4 «Определение ионов железа в природных водах»
Практическая работа № 5 «Воздействие солей металлов на белки»
Тема 2. О самом главном (20 часов)
При изучении этой темы учащиеся узнают, какие заболевания передаются по наследству, а какие обусловлены неблагоприятными экологическими факторами, как влияют на самочувствие людей погода и биоритмы; познакомятся с правилами личной гигиены. Будут также рассматриваться вопросы профилактики вредных привычек, причины аллергических заболеваний. Как защитить себя от йододефицита, что нужно знать о соляриях, на что нужно обращать внимание при выборе косметики и парфюмерии, в чем преимущества природной косметики, как правильно ухаживать за кожей, волосами и ногтями - эти и другие вопросы будут затронуты на занятиях кружка.
При изучении данной темы рекомендуется выполнить следующие практические работы.
Практическая работа № 6 «Решение задач на определение группы крови»
Практическая работа № 7 «Определение биоритмов»
Практическая работа № 8 «Определение качества косметики и парфюмерии»
Практическая работа № 9 «Натуральная косметика: плюсы и минусы»
Экскурсия. Экскурсия на кафедру микробиологии КубГУ ( в музей Мед. академии).
Тема 3. Основы рационального питания (38 часов).
Правильное питание как фактор здорового образа жизни, гигиенические основы питания, нормы питания, модные системы питания, самые распространенные заблуждения о еде, самые полезные кухни мира, питание для мозга, продукты антидепрессанты, искусственные пищевые добавки, технологические пищевые добавки, парафармацевтика – эти и другие не менее важные вопросы будут рассматриваться на занятиях кружка по этой теме.
Кроме того, рекомендуется проведение следующих практических работ:
Практическая работа № 10 «Расчет энергозатрат подростков»
Практическая работа № 11 «Обнаружение нитратов в продуктах»
Практическая работа № 12 «Исследование консервных банок и продуктов на примесь свинца»
Практическая работа № 13 «Какой сок полезней»
Практическая работа № 14 «Определение качества соков»
Практическая работа № 15 «Обнаружение в поваренной соли тяжелых металлов»
Практическая работа № 16 «Определение качества меда»
Практическая работа № 17 « Определение свежести рыбы. Экспертиза качества охлажденной рыбы»
Практическая работа № 18«Органолептическая оценка качества молока и молочных продуктов»
Практическая работа № 19 «Качество шоколада»
Практическая работа № 20«Как правильно выбирать грибы»
Практическая работа № 21 «Экспертиза качества мяса»
Практическая работа № 22 «Качество растительного масла»
Практическая работа № 23 «Как выбрать свежие яйца»
Практическая работа № 24 « Определение качества макарон»
Практическая работа № 25 «Определение качества кофе».
Практическая работа № 26 «Определение качества минеральной воды»
Практическая работа № 27 «Пищевые добавки в продуктах питания»
Экскурсия. Экскурсия в лабораторию сертификации качества пищевых продуктов ЗАО «Кубань – Тест»
Тема 4. Экология жилья (18 часов).
На занятиях кружка по данной теме учащиеся познакомятся как правильно выбирать строительные и отделочные материалы для создания здорового микроклимата жилья; как растения и животные влияют на экологию квартиры; познакомятся с основными загрязнителями воздуха в помещениях, с влиянием препаратов бытовой химии на здоровье людей, с правилами работы с компьютером, научатся дизайну интерьера.
При изучении данной темы рекомендуются следующие практические работы.
Практическая работа № 28 «Определение относительной запыленности воздуха помещений»
Практическая работа № 29 «Оценка безопасности жилья»
Практическая работа № 30 «Как правильно выбирать комнатные растения»
Тема 5. Поселение как среда жизни (8 часов)
На занятиях по данной теме учащиеся познакомятся с понятием городской ландшафт, изучат вопросы влияния ландшафта на здоровье человека, произведут оценку экологического состояния школьного и жилого двора. Проблема бытового мусора и пути решения этой проблемы – эти вопросы будут также освещены на занятиях кружка.
Практическая работа № 31 «Экологическое состояние жилого двора»
Экскурсия. Экскурсия в ботсад КубГУ.
Тема 6. Заключение (4 часа).
На этом занятии подводятся итоги работы кружка, защита проектов, докладов и рефератов, оценка результативности работы членов кружка.
Список литературы для
педагога:
1. Безуглая Э.Ю., Расторгуева Г. П. Чем дышит промышленный город. С-Пб.,1991
2. Бухвалов В. А., Введение в антропоэкологию. – М.: ЛА «Варяг», 1995.
3. Величковский Б. Т., Здоровье человека и окружающая среда. – М.: «Новая школа», 1997.
4. Григорьев А.А. Города и окружающая среда. Космические исследования. М.: Мысль, 1982 г.
5. Дмитриченко М. И. Экспертиза качества и обнаружение фальсификации продовольственных товаров. Санкт – Петербург: «Питер», 2003.
6. Зарубин Г.П. , Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и здоровье. М., 1977
7. Зарубин Г.П. , Новиков Ю.В. Гигиена города. М., 1986.
8. Кузнецов В. Н. Экология дома://Биология. 1 сентября – 1990 г. - № 31
9. Марьясис В. В. Берегите себя от болезней. М.: -1992 г.
10. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Город без отходов //Биология в школе – 2005г. - № 13
11. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Экология. М.: Издательство Приор.- 1999г.
12. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. – М.: 1986.
13.Самкова В. А. Экологический практикум. «Город, в котором я живу»// Биология в школе – 2001г. - № 5,7.
14.Фёдорова М. А. Комнатные лекарственные растения // Биология. 1 сентября – 2001г. № 42.
15. Экологический практикум. Проблемы загрязнения окружающей среды. – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995.
Список литературы для учащихся:
1. Аксёнова М. Д. Энциклопедия для детей. Т 2. Биология. – 5е издание. – «Аванта +» , 1998г.
2. Амосов М. М. Раздумье о здоровье М.: Физкультура и спорт, 1987 г.
3. Банк рефератов. Лучшие рефераты по экологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002г.
3. Берёзин И. П., Дергачёв Ю. В. Школа здоровья. М.: «Московский рабочий», 1989 г.
4. Генкова Л. Л., Славков. Н. Б. Почему это опасно М.: Просвещение, 1989 г.
5. Зарубин Г. П. Окружающая среда и здоровье М.:
Знание , 1977 г.
6. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене человека М.: Просвещение , 1971г.
7. Хрипкова, А. Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье. Пособие для учащихся М.: Просвещение, 1983 г.
Календарно – тематическое планирование кружка
«Юный эколог»
№ п/п | Название темы | Количество часов | Дата | Оборудование |
Окружающая среда и экология человека | 20 | |||
1 | Взаимосвязь человека и среды. Социально – экологические последствия урбанизации | 2 | ||
2 | Экологические проблемы Краснодарского края. | 2 | ||
3 | Влияние атмосферы на организм человека. Загрязнение воздуха автотранспортом. Практическая работа № 1 «Исследование загрязнения воздуха городским транспортом» | 2 | Мультимедийный проектор и презентация Дневник наблюдений | |
4 | Практическая работа № 2 «Определение количества пыли на школьном дворе» | 2 | Лабораторное оборудование и реактивы | |
5 | Водные ресурсы Краснодарского края и Краснодара. Проблемы загрязнения водного бассейна Практическая работа № 3 «Состав и качество питьевой воды» | 2 | Лабораторное оборудование и реактивы. | |
6. | Тяжелые металлы в окружающей среде. Практическая работа № 4 «Определение ионов железа в природных водах» | 2 | Лабораторное оборудование и реактивы | |
7 | Загрязнение окружающей среды свинцом и здоровье детей. Практическая работа № 5 «Воздействие солей металлов на белки» | 2 | Лабораторное оборудование, реактивы, белок куриного яйца. | |
8 | Радиация и человек | 2 | Мультимедийный проектор и презентации | |
9 | Шумовое загрязнение. Влияние звуков на организм человека | 2 | ||
10 | Почва и человек Химическое загрязнение среды и здоровье человека | 2 | ||
Тема 2. О самом главном | 20 | |||
11 | Здоровье и наследственность Практическая работа № 6 «Решение задач на определение группы крови» | 2 | ||
12 | Экологическая обусловленность болезней | 2 | ||
13 | Время и человек. Биоритмы и их значение в режиме дня школьника. Практическая работа № 7 «Определение биоритмов» | 2 | ||
14 | Погода и самочувствие людей | 2 | ||
15 | Инфекционные заболевания: источники и пути распространения. Пути заражения СПИДом. | 2 | Мультимедийный проектор и презентации | |
16. | Вредные привычки | 2 | Мультимедийный проектор и презентации | |
17 | Как защитить себя и своих близких от йододефицита | 2 | ||
18 | Аллергия: причины и последствия. | 2 | ||
19 | Косметика и парфюмерия Практическая работа № 8 «Определение качества косметики и парфюмерии Природная косметика. Практическая работа № 9 «Натуральная косметика: плюсы и минусы» | 2 | Наборы косметики и парфюмерии | |
20 | Экскурсия. Экскурсия на кафедру микробиологии КубГУ ( в музей Мед. академии). | 2 | ||
Тема 3. Основы рационального питания | 38 | |||
21 | Правильное питание как фактор здорового образа жизни. Гигиенические основы и разновидности питания. Модные системы питания. | 2 | ||
22 | Нормы питания подростков. Практическая работа № 10 «Расчет энергозатрат подростков» | 2 | Секундомер | |
23 | Питание для мозга. 6 продуктов для работы мозга. | 2 | Презентация | |
24 | Самые полезные кухни мира. О полезных свойствах зеленого чая | 2 | Презентация | |
25 | Осторожно: пестициды! Практическая работа № 11 «Обнаружение нитратов в продуктах» | 2 | Свежие фрукты, овощи, лабораторное оборудование и реактивы | |
26 | Практическая работа № 12 «Исследование консервных банок и продуктов на примесь свинца» | 2 | Консервные банки, лабораторное оборудование и реактивы | |
27 | Влияние апельсинов на здоровье человека. Практическая работа № 13 «Какой сок полезней» Практическая работа № 14 «Определение качества соков» | 2 | Соки различных производителей | |
28 | Микроэлементы Практическая работа № 15 «Обнаружение в поваренной соли тяжелых металлов» | 2 | Образцы поваренной соли, реактивы | |
29 | Витамины. Еда, которая лечит | 2 | Таблица, учебный диск | |
30 | Целебный продукт пчеловодства. Практическая работа № 16 «Определение качества меда» | 2 | Образцы меда, оборудование и реактивы. | |
31 | Морепродукты и ваше здоровье. Практическая работа № 17 « Определение свежести рыбы. Экспертиза качества охлажденной рыбы» | 2 | Презентация. Свежая рыба, индикаторная бумага, скальпель. | |
32 | О пользе молока Практическая работа № 18 «Органолептическая оценка качества молока и молочных продуктов» | 2 | . | |
33 | Продукты антидепрессанты Практическая работа № 19 «Качество шоколада» Практическая работа № 20 «Как правильно выбирать грибы» | 2 | Презентации | |
34 | Самые полезные кухни мира Практическая работа № 21 «Экспертиза качества мяса» Практическая работа № 22 «Качество растительного масла» | 2 | Презентации | |
35 | Самые распространенные заблуждения о еде. Практическая работа № 23 «Как выбрать свежие яйца» Практическая работа № 24 « Определение качества макарон» | 2 | Презентация | |
36 | Мифы о кофе. Практическая работа № 25 «Определение качества кофе». | 2 | Упаковки из-под кофе | |
37 | Безалкогольные напитки. Практическая работа № 26 «Определение качества минеральной воды» | 2 | Образцы различных безалкогольных напитков | |
38 | Технологические пищевые добавки. Практическая работа № 27 «Пищевые добавки в продуктах питания» | 2 | Презентация | |
39 | Экскурсия. Экскурсия в лабораторию сертификации качества пищевых продуктов ЗАО «Кубань – Тест» | 2 |
| |
Тема 4. Экология жилья | 18 | |||
40 | Микроклимат жилища человека. | 2 | ||
41 | Источники пыли в помещении Практическая работа № 28 «Определение относительной запыленности воздуха помещений» | 2 | Микроскопы, предметные и покровные стекла, лабораторное оборудование | |
42 | Как правильно выбирать строительные и отделочные материалы. | 2 | ||
43 | Что такое геопатогенные зоны. | 2 | ||
44 | Бытовые предметы и препараты бытовой химии. | 2 | ||
45 | Компьютеры и здоровье. | 2 | ||
46 | Роль человека и других живых существ как источника загрязнения жилища. Практическая работа № 29 «Оценка безопасности жилья» | 2 | ||
47 | Комнатные растения и экология жилья. Практическая работа № 30 «Как правильно выбирать комнатные Растения» | 2 | ||
48 | Дизайн интерьера. | 2 | Презентации | |
Тема 5. Поселение как среда жизни | 8 часов | |||
49 | Ландшафт как фактор здоровья. Город как среда. Городской ландшафт. | 2 | ||
50 | Проблема городского мусора. Пути и способы решения. | 2 | ||
51 | Экологическое состояние жилого двора. Практическая работа № 31 «Экологическое состояние жилого двора» | 2 | ||
52 | Экскурсия в ботсад КубГУ | 2 | ||
Заключение | 4 | |||
53 | Круглый стол Человек и окружающая среда | 2 | ||
54 | Защита экологических проектов | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа кружка "Эколог и Я"
Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий...
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)
Рабочие программы по созданы в соответствии с программой Швец И.М....
Программа по экологии "Добро пожаловать в экологию"
«Добро пожаловать в экологию»программа по формированию представлений о природе и ее богатствах у детей с интеллектуальной недостаточностью, проходящих реабилитацию в реабилитационном отделении для дет...
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...