Статья "Формирование экологической культуры школьников"
статья по экологии на тему
Для реализации экологического образования активно применяется проектное обучение. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в разнообразных группах, развивают у себя исследовательские умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование экологической культуры школьников.
«Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушения и загрязнения…»
Андрей Анатольевич Плешаков
Модернизация российской школы предусматривает повышение качества образования учащихся, в том числе по такой его важнейшей составляющей, как экологическая образованность. Именно эта составляющая является основой экологической культуры выпускников средней школы, от которой, в свою очередь, зависит не только состояние окружающей нас природы, но и состояние экономики, здоровья людей, будущее нашей планеты.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Мы должны понимать ограниченность природных ресурсов используемых территорий. Сегодня все больше стран, в том числе и наша, присоединяются к реализации концепции устойчивого развития. Чтобы реализовывать эти положения концепции на практике, нужны люди с новым мышлением. Достичь этих целей, можно только через экологическое образование. 2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий. Это и я вилось предпосылкой создания экологического отряда «Друзья планеты».
Какую же технологию выбрать для реализации экологического образования? Одной из актуальных технологий сегодня является проектное обучение, цель которого состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, работая в разнообразных группах, развивают у себя исследовательские умения.
На уроках географии включаются в различные темы, экологические и краеведческие вопросы, позволяющие показать изменения в окружающем мире в результате производственной и хозяйственной деятельности людей.
Экологизация курса географии проводится во всех классах (с 5 по 11). Апробирован спецкурс для 10-11 классов «Природа и человек: проблемы экологии». При изучении географии Республики Мордовия в курсе краеведения в 6 классе рассматриваются темы: «Природа родного края» и «Хозяйство республики», затрагивающие и экологическую составляющую.
В практике работы широко использую тематические экологические уроки. Например, в 6 классе провожу урок «Стихийные природные явления и экологические проблемы». В 7 классе рассматриваем тему: «Проблемы мирового океана», в 8 классе «Человек и литосфера», «Климат и человек». В 9 классе обсуждаем экологические проблемы экономических районов страны. В 10 и 11 классах проходят уроки об экологических проблемах современности и об устойчивом развитии.
В школе ежегодно проводятся экологические месячники, декады, а в марте-апреле – экологические акции, предусматривающие практические дела. Наша школа является участником межрегиональной экологической общественной организации «ЭКА». Ежегодно в рамках школы проходит научно-практическая конференция «Созвездие», в которой имеется секция «Экология» разной направленности: поделки, плакаты, проектно-исследовательские работы. Именно здесь впервые пробуют свои силы юные исследователи природы.
Деятельность по становлению и развитию экологической культуры в школе осуществляется по следующим направлениям:
Экологическая пропаганда – разработка лозунгов, плакатов, значков, эмблем, призывающих к сохранению окружающей среды для воздействия на широкие массы.
Экологическое просвещение – разработка мероприятий, способствующих распространению знаний о природе и необходимости её охраны.
Экологическое образование – создание буклетов, информационных материалов, способствующих обеспечению школьников и населения города систематическими знаниями об окружающей среде.
Одним, из наиболее эффективных методов воспитания экологической культуры так же является организация научно-исследовательской деятельности учащихся, которая и является для меня одной из форм работы с учащимися на своих уроках и во внеурочное время.
Вот некоторые темы учебно-исследовательских проектов, выполненных моими учениками:
– Энергосбережение – фактор здоровой экономики;
– Влияние сотового телефона на экологию и здоровье человека;
– Красная книга – сигнал тревоги;
– Бытовой мусор, его влияние на окружающую среду;
– Вторая жизнь пластиковой бутылки;
Обучающиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью принимают участие и занимают призовые места в конкурсах различного уровня.
Отдельно хочется сказать о всероссийских проектах экологических уроках, которые проводятся в нашей школе. В стенах нашей школы жегодно проводим всероссийские открытые экологические уроки «Мобильные технологии для экологии», «Вода Росси», «Всероссийские заповедные уроки». Урок проходит в несколько этапов: просмотр презентации и игра. Наиболее интересны такие уроки школьникам 5-7 классов, в которых дети принимают активное участие.
Таким образом, в школе активно реализуется воспитание в области экологии. Ведь именно в младшем возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/13/picture-48258-1352825551.jpg)
Элективный курс для 10 класса по экологии "Экологическая культура школьников"
"Экологическая культура школьников"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/16/picture-116406-1350385539.jpg)
Формирование экологической культуры школьников на уроках географии
Как, какими методами и формами реализуется формирование экокультуры на уроках географии. как привить учащимся экомышления. Этот материал может использоваться учителем как тема самообразования по геогр...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/02/picture-136108-1351842316.jpg)
Формирование эстетическойи экологической культуры школьников средствами озеленения пришкольной территории
Наша Перемская школа славится своими цветниками. Накоплен опыт по технологии выращивания цветочных культур в урочное и внеурочное время....
СТАТЬЯ «ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКА»
Экологическая культура общества – относительно самостоятельная часть общечеловеческой культуры, система общенациональных и общечеловеческих ценностей, выражающая и определяющая характер отношений межд...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/19/picture-312429-1382190376.jpg)
Экологическое воспитание и формирование экологической культуры школьников.
Представлена система работы по экологическому воспитанию и формированию экологического сознания и экологической культуры школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/24/picture-537765-1416821397.jpg)
Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников
Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные на уроках технологии,находят свое применен...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/09/picture-29575-1357759752.jpg)
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»
Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...