Влияние животных на психику ребенка
статья по экологии на тему
«Мы должны помнить о том, что мы - часть природы, и взаимодействие с ней оказывает благоприятное воздействие на нас»
«Заботясь о счастье других, мынаходим своё собственное» Платон
Животные с древних времен были постоянными спутниками людей. О влиянии домашних животных на поведение детей известно давно. Еще в 1969 г. американский психотерапевт Б.Левинсон писал, что животные помогают сломить враждебное отношение ребенка к окружающему миру и установить коммуникационные связи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние животных на психику ребенка
«Мы должны помнить о том, что мы - часть природы, и взаимодействие с ней оказывает благоприятное воздействие на нас»
«Заботясь о счастье других, мынаходим своё собственное» Платон
Животные с древних времен были постоянными спутниками людей. О влиянии домашних животных на поведение детей известно давно. Еще в 1969 г. американский психотерапевт Б.Левинсон писал, что животные помогают сломить враждебное отношение ребенка к окружающему миру и установить коммуникационные связи.
Дети гораздо чаще, чем взрослые, приписывают своим друзьям-животным человеческие черты, они обращаются с ними как со своими сверстниками, разговаривают с ними, поверяют им свои тайны. Кошка или собака, в отличие от родителей, которым вечно некогда, всегда их выслушают и поймут. А в отличие от сверстников, они никогда не сплетничают и не ябедничают. В общем, в чем-то они идеальные собеседники – во всяком случае, идеальные слушатели. Домашние животные – мощный инструмент для снятия стресса. И это имеет особое значение, когда ребенок исходно невротизирован, а сейчас детей с отклонениями в деятельности центральной нервной системы все больше и больше. Впрочем, и многие здоровые дети боятся, например, темноты или одиночества, а присутствие пушистого друга помогает избавиться от этих страхов и не дают страхам перейти в настоящую фобию.
Постоянное общение с домашними животными с юных лет позволяет постичь навыки невербального общения и развивает интуитивное постижение мира.
Исследования доказывают, что уровень агрессивности и конфликтности у детей, имеющих домашних животных в два раза ниже, чем у детей, не имеющих домашних животных.
Дети, имеющие домашнее животное менее агрессивны, вспыльчивы и подозрительны, чаще идут на уступки и компромисс. Они более активны и менее тревожны, еще К.Лоренц писал, что «в результате общения с домашними животными дети еще в очень раннем возрасте привыкают считаться с другими».
Опыт общения с животными и уход за ними в детстве делает человека более чувствительным к ощущениям и настроениям других, воспитывает терпимость, самообладание и самоконтроль. Становясь партнерами детей, животные ускоряют их эмоциональное развитие, помогают преодолеть критические состояния и стрессы.
Вне сомнения, животные – это источник первых знаний ребенка о природе. Ребенок, увидев животное, тянется к нему, узнает названия и различия между разными животными, знакомится с их поведением.
Кроме того, животные – прекрасное средство развития сенсорики. Здесь с природой не может сравниться ни одна, пусть даже самая совершенная, обучающая игрушка! В общении с животными ребенок учится воспринимать объект через органы чувств: чувствовать форму, величину и цвет, а также запах, расположение в пространстве, тип движений, мягкость шерсти и ее фактуру, да и множество других «параметров».
Животные дают почву для развития логического мышления у детей. На основе полученных из жизни представлений о животных ребенок учится видеть разнообразные связи и зависимости: например, кошка мяукает возле миски – значит, проголодалась, затаилась и прижала уши - охотится...
Животные стимулируют множество различных видов деятельности: наблюдение и игру, труд, творчество, соревновательный процесс - в результате у ребенка формируется здоровая любознательность, он учится быть наблюдательным, у него развивается фантазия.
В ходе общения с животными у ребенка развивается чувство прекрасного: дети учатся видеть естественную красоту домашних питомцев. А эта красота, в свою очередь, стимулирует детское творчество. Ребенок стремится отразить свои переживания с животным в стихах, рассказах, а главным образом в изобразительном искусстве.
Домашние животные могут вылечить от заикания, а также помогают замкнутым детям влиться в окружающий мир.
Домашние животные становятся источником и первых переживаний, и первой радости. В общении с животным ребенок испытывает, прежде всего, положительные эмоции, а ведь в современном обществе именно их-то зачастую и не хватает.
В то же время ребенок при общении с животным естественным образом учится проявлять бережное и заботливое отношение ко всему животному миру. Так ребенку прививаются понятия экологической культуры, являющейся составной частью культуры духовной.
Ребенок знакомится с простейшими трудовыми операциями. Под руководством взрослых он приобретает первые навыки по уходу за животным. При этом ребенок получает и дополнительные знания об условиях жизни животных в природе и в условиях дома.
Животные незаменимы в укреплении физического и психического здоровья детей: в процессе прогулок с собакой, игр с кошкой или кроликом, да и при уходе за питомцем дети прекрасно совершенствуются физически.
Животные – это своеобразная «психологическая неотложка» для детей: компенсируя одиночество, питомцы снимают психоэмоциональное напряжение, дают возможность поиграть и даже поговорить с собой, погладить или потискать себя – это важно, особенно когда у взрослых не хватает времени и сил на общение со своим ребенком. Животное не заменит родительскую любовь, но общение с домашним животным будет ребенку очень полезно.
Нерешительным и замкнутым детям домашние питомцы нередко заменяют друзей, и тогда дети доверяют животному свои тайны, радости и печали, хвастаются своими достижениями и способностями - ведь животное не отмахнется, не будет смеяться и никому не расскажет. А еще благодаря питомцу такой ребенок может легче завести друзей и среди детей, например, во время совместных прогулок с собакой во дворе или парке.
Дети эгоцентричны: они не могут себя поставить на место другого и понять, что он чувствует. Животные же просто не умеют скрывать свое состояние и ощущения, и при наблюдениях и общении с животными дети учатся сочувствию, сопереживанию, пониманию окружающих – а это важно для жизни ребенка в обществе.
Излишне подвижные дети в общении с животными удачно «сбрасывают» избыток своей энергии, при этом направляя ее в нужное русло.
Животные не говорят, но издают звуки, оповещая о своих потребностях и настроении, движениями, позой, взглядом. Так дети учатся понимать без слов и животных, и людей.
Наличие животного в доме дисциплинирует: ребенок быстрее и лучше поймет, что все живое требует ухода, питания, возможно - перестройки распорядка дня в соответствии с нуждами животного. У ребенка воспитывается чувство ответственности, потребность и умения заботиться не только о себе, но и о других – а это лучшая прививка от эгоизма, особенно если ребенок в семье один.
Дети, как правило, не боятся собак и проявляют к ним интерес. Но если почему-либо ваш ребенок стал испытывать страх перед собаками, лучшим «лекарством» было бы завести щенка – обязательно маленького, симпатичного, чтобы вызывал исключительно положительные эмоции. Общаясь и играя с ним, ребенок постепенно справится со своим страхом в отношении других животных, обретет уверенность в себе.
Оценит каждый, у кого когда-либо были или есть домашнее животное, и их значение в развитии детей в плане становления характера. Так, психологи утверждают, что дети, у которых дома живет кошка, отличаются непосредственностью и мягкостью, но в то же время независимостью в сочетании с творческими способностями. Дети, у которых есть собаки, проявляют аккуратность и собранность, склонность к лидерству, они дисциплинированны, общительны. Эти особенности характера вызваны чертами поведения самих животных: логично, что потребность собаки в руководящей роли человека и готовность ему подчиняться, а также ее способность к дрессировке вырабатывает у ребенка ответственность, лидерские качества, необходимость же выводить друга на прогулку несколько раз в день дисциплинирует ребенка.
Учёные университета Варвик впервые подтвердили сильную привязанность детей к домашним животным. Данными опроса они доказали, что животные могут стать важнейшими партнёрами детей. Ими была опрошена группа детей в возрасте 7-8 лет. 90% детей поставили домашних питомцев в список 10 наиболее важных компонентов своей жизни, при этом для некоторых из них собака или кошка были важнее родственников или учителей! Однако на первом месте в этом списке всё же стоят мамы, на втором - папы.
Роль животных в своей жизни дети оценивают очень реалистично. Так, например ни один ребёнок не ожидал помощи от своего животного в случае болезни. Но при этом в первую очередь собака была названа наиболее излюбленным собеседником, дающим утешение в горе или хранителем тайны. В общем, по словам детей, их отношение к животным обуславливалось привязанностью, доверием и отсутствием конфликтов.
По исследованиям Мюнхенского Института Исследования Молодежи более 80% детей, имеющих волнистого попугайчика, ежедневно занимаются с ним.
Считается, что дети интересуются в основном поп-музыкой, комиксами, телевидением. Это мнение ошибочно. 66% детей интересуются домашними животными. При этом предпочтение отдается собаке или кошке.
Французский ученый А. Кондорет на этом основании рекомендовал держать собак в школе. Прежде всего, психически больные дети могут в обществе с собакой восполнить недостаток контактов, стеснительные дети - скорее пойти на контакт. Детские дома и интернаты, последовавшие совету ученого, скоро сообщили об успехах. "Ребенок, который избегает контактов с другими детьми или взрослыми, может очень хорошо реагировать на контакты с собакой", - говорит психотерапевт доктор Борис Левинсон из Нью-Йорка. - "Животное способно возбудить в эгоцентричном, психически неполноценном ребенке интерес к чему-то еще, кроме как интерес к самому себе".
У людей, контактирующих с животными, т.е. ласкающих собак и кошек, понижается сердцебиение и нормализуется давление, пульс замедляется, мускулы расслабляются, улучшается пищеварение. Продолжительность жизни поднимается до 15 %.
Исследования Психологического института Боннского Университета доказали, что все больше врачей, больничных касс и различных здравоохранительных институтов признают значение домашних животных как "терапевтов" и поэтому рекомендуют их как "лекарство".
Кстати, выяснилось, что дети, особенно заброшенные и пострадавшие от жестокого обращения, гораздо легче общаются с животными, чем со взрослыми. Домашнее животное — надежная гавань для ребенка с эмоциональными проблемами: оно отвечает ему безоглядной любовью и внушает чувство безопасности.
Домашние животные способны помочь детям, страдающим от синдрома дефицита внимания (СДВ), поскольку им легче научиться концентрировать внимание, когда они следят за животным.
У психически больных пациентов или людей с эмоциональными проблемами возникает тесная эмоциональная взаимосвязь, когда в комнату входит кошка или собака. Вместо того чтобы обмениваться негативом, эти люди вместе создают более благоприятное эмоциональное окружение, потому что присутствие животного поднимает настроение.
Специалисты считают, что детям-флегматикам больше всего подходят хомячки и морские свинки, а более активным малышам можно покупать попугаев или канареек, кошек или собак. Беспокойному ребенку можно поставить в комнате аквариум с рыбками, так как они успокаивают нервную систему, учат вниманию и наблюдательности.
Бытует мнение, что шерсть животных может вызвать у ребенка аллергию. Однако, по мнению американских педиатров,наличие в доме двух и более кошек или собак, наоборот, снижает риск возникновения аллергии у детей. Выяснилось, что 77% детей, живущих в таких «зоологических» семьях, проявляли удивительную устойчивость к аллергии. Как полагают медики, скорее всего, в данных случаях иммунная система ребенка активизируется, что приводит к подавлению некоторых видов аллергических реакций. Кроме этого отмечается низкий уровень инфекционных заболеваний, поскольку постоянное нахождение рядом с собакой или кошкой заставляет организм сильнее сопротивляться вирусам.
Дети, у которых есть животные, меньше болеют. Причем наибольшую пользу кошки и собаки приносят ребенку в возрасте от пяти до восьми лет. Ученые сделали анализ образцов слюны 138 детей, чтобы определить уровень содержания иммуноглобулина, отвечающего за работу иммунной системы. Он позволил сделать вывод о том, что присутствие в доме кошки или собаки заставляет организм маленького ребенка более активно сопротивляться инфекциям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние СМИ на психику ребенка
Данный материал рассматривает влияние СМИ на формирование психики ребенка. Автор рассматривает негативное влияние агрессивных мультфильмов, фильмов, компьютерных игр на личность и поведение дете...
Влияние музыки на психику ребенка.
Влияние музыки на психику ребенка....
Влияние музыки на психику ребенка.
Влияние музыки на психику ребенка....
Влияние животных на психику ребенка
консультация "Влияние животных на психику ребенка"...
Влияние музыки на психику ребенка.
Консультация для родителей " Влияние музыки на психику ребёнка"...
Влияние гаджетов на психику ребенка
Влияние гаджетов на психику ребенка: маркеры проблемы, спектр последствий Аннотация. Статья посвящена раскрытию особенностей и причин негативного влияния гаджетов на психическое развитие ребенка....
Влияние животных на психику ребенка
В презентации рассмотрены вопросы о положительном воздействии домашних животных на психику ребенка...