Классный час "Мы выбираем чистую планету!"
классный час (7, 8, 9 класс) по теме
С данной разработкой классного часа я участвовала в городском Фестивале-конкурсе классных часов и внеклассных мероприятий "Мы выбираем чистую планету", посвященному Году экологии и стала призером в номинации "Лучшая разработка классного часа".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_posvyashchennyy_godu_ekologii.docx | 37.63 КБ |
klassnyy_chas.pptx | 767.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час "Мы выбираем чистую планету!"
Цели и задач:
- способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
- привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
- создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
- вовлекать школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению;
- стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.
Океан седой гремит набатно,
Он таит обиду в глубине,
Тёмные раскачивая пятна
На глухой разгневанной волне.
Стали люди сильные, как Боги
И судьба Земли у них в руках,
Но чернеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету,
Чёрные сотрёшь ли, человек!
Здравствуйте, дорогие ребята. Наш классный час посвящен одной из самых актуальных тем - загрязнению планеты Земля. В 2017 году пройдет Год экологии и Год особо охраняемых природных территорий.
I. Ежедневно человечество потребляет огромное количество природных ресурсов. Но известно ли вам, что лишь около 6 % из них превращаются в полезный продукт, а остальные 94 % превращаются в отходы, не делая нас ни более счастливыми, ни более богатыми?
В любой семье каждый день что-нибудь выбрасывают. Мусор вывозится на полигоны. А нерадивые жители могут выбросить пакет с мусором под ближайший куст, за ближайший угол дома. Весь этот мусор годами гниёт под открытым небом, загрязняя атмосферу, подземные воды, портит внешний вид. Очень много мусора вывозится с промышленных предприятий, со строек, с предприятий, транспорта, из магазинов. Вдоль дорог, в лесу можно увидеть не только пакеты с мусором, но и сломанную мебель, ржавые автомобили.
Доказано, что одна семья в среднем выбрасывает 15 пакетов с мусором в месяц. Один пакет весит около 2кг. Значит, за один месяц семья выбросит около 50 кг мусора, а за год -600 кг мусора.
Сегодняшнее население Земли - общество суперпотребителей. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня, если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки - покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.
Еще недавно в России полиэтиленовые пакеты были ценным предметом домашнего обихода. Их стирали, сушили на веревочках. Пластиковые и жестяные баночки и бутылки были редкостью. Их мыли, хранили и использовали многократно. Но прогресс сделал свое дело. Мы привыкли к легким и удобным одноразовым упаковкам. Нашествие одноразовой тары, плюс разруха в наших головах, все это превратилось в настоящее мусорное бедствие для России. Мусор постепенно становится монстром цивилизации.
Задание 1. Игра "Угадай - ка"
Зачитываются детские высказывания об отходах. На каждый из отходов заготовлено по пять высказываний. Задача учеников: попытаться понять, что имели в виду дети. И догадаться как можно скорее. Побеждает тот ученик, который первым, верно назовет отходы.
- Его производит обыкновенная корова.
- В небольших количествах он очень полезен
- Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
- При попадании в водоемы он разрушается, рыба и другие водные животные начинают задыхаться.
- Его необходимо компостировать.
(Навоз)
- У меня очень много игрушек сделано из нее.
- Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
- Предметы, изготовленные из нее, мало весят.
- Если ее поджечь, то появляется много черного дыма, который плохо пахнет.
- Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.
(Пластмасса)
- Ее изобрели китайцы.
- У нас ее получают из дерева.
- Она легко горит.
- Из нее получается очень много мусора.
- На ней обычно рисуют или пишут.
(Бумага)
- Его делают из песка.
- Чаще всего оно прозрачное.
- Когда падает, оно разбивается.
- Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
- Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.
(Стекло)
- Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
- Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
- От этого люди болеют, много нервничают, громко кричат, и этого становится еще больше.
- Его издают разные приборы, машины.
- Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик.
(Шум)
- Этого почти не видно.
- Этого - очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
- От этого у людей бывают астма, бронхит, рак.
- Это могут собрать на свои листья зеленые растения.
- В городе, где этого очень много, не растут лишайники.
(Газовые отходы)
- Это получается, когда становится старым или ломается.
- Это можно увидеть везде - в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
- Это можно сдать и получить деньги.
- Из этого можно сделать что-то новое.
- Это бывает цветным, и за него можно получить деньги.
(Металлолом)
- Всегда черного цвета.
- Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики.
- Это очень вредно.
- У человека вызывает болезни, а одежда его делается грязной.
- Этого много при горении.
(Сажа)
- Это то, без, чего уже не можем прожить.
- Этим мы пользуемся каждый день.
- Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
- Это убивает рыбу в воде, растения на земле
- С помощью этого все становится чище.
(CMC)
- Это легче воды.
- Это может плавать на воде и не тонет.
- В речке этого много, когда в ней моют машины.
- Это мешает дышать рыбам.
- Это надо удалять с поверхности воды.
(Машинное масло)
Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами ведет к нарушению экологического равновесия всей планеты. На каждого из 6 млрд. жителей Земли приходится около 1 тонны мусора в год. Если свалить накопившийся за год мусор в одну кучу, то образовалась бы гора высотой с Эльбрус.
Задание 2. «Машина времени»
Нарисуем шкалу переработки мусора, используя ресурс «Машина времени».
10 дней - 1 месяц - пищевые отходы исчезают, возвращаясь в природу!
1 месяц - 1 год - Вы уже не сможете прочесть выброшенную Вами газетку с анекдотами. Через год покинут нас и картонные коробки.
2 года - пропадут Ваши нетленные рукописи, напечатанные на хорошей бумаге.
До 10 лет - прощайте доски деревянные, железная арматура, железные банки и любимая старая обув!
До 100 лет - Если бы вели счет от 1900 года, то пропали бы обломки кирпича, бетона, аккумуляторы и фольга, жестяная банка и электрические батарейки, разный железный лом.
Более 100 лет - Жалкие более 100 лет разлучат нас с резиновыми покрышками и пластиковыми бутылками.
200 лет - Смело можете оставлять что-то в полиэтиленовом пакете - содержимое вывалится только через 200 лет.
500 лет - Колумб впервые ступает на новые земли. Алюминиевая банка, которая могла быть в его руке - сохранилась бы до сих пор - 500 лет стустя...
Более 1000 лет - Стеклянная бутылка, из которой мог пить сам Генрих Птицелов и через 1000 лет почти как новенькая!
Задание 3. Мозговой штурм "Мусору - вторую жизнь!"
Из мусора предложить востребованную продукцию. Для обсуждения предлагается обычная пластмассовая бутылка. Предложенные идеи записываются на доске. Учащиеся делают прогноз, какие идеи будут востребованы у населения, какие они сами будут использовать в своей жизни, учебе, отдыхе.
II. Экослед — это приблизительный размер территории в гектарах, которая требуется для производства потребляемых вами ресурсов (например, тепловой энергии, моторного топлива или продуктов питания), а также для переработки, захоронения или включения в природные циклы образовывающихся при этом отходов.
На одного человека должно приходиться не более одной планеты. Но на сегодня средний житель США использует потенциал 5,3 планет, средний европеец – 2,8 планеты, средний житель Мозамбика — 0,4 планеты, средний житель России – 2,5 планеты. Общий показатель жителей Земли — 1,6 планет. Еще 2 года назад людям было необходимо 1,5 Земли. (по данным Всемирного фонда дикой природы WWF)
«... И только Россия еще способна сегодня потрясти богатством своего природного наследия. Сберечь эту удивительную природу - вот шанс выжить будущим поколениям.»
Его Королевское Высочество принц Филипп, почетный президент Всемирного фонда дикой природы.
Давайте посчитаем какой экослед оставляете вы. Для этого пройдите по ссылке http://clicr.ru/footprint и ответьте на вопросы.
Ваш результат: 2 планеты.
Для того, чтобы уменьшить свой экослед и негативное влияние на планету, Вы можете уже сейчас начать совершать простые, но очень важные шаги.
Задание 4. Создай свою памятку.
Работа в микрогруппах в течение 5 минут. После этого все советы по уменьшению негативного воздействия на окружающую среду сводятся в одну общую памятку (Приложение 1).
Заключение.
Итак, подводя итог нашей беседы, можно сделать следующий вывод. Современные люди, задумывающиеся о будущем планеты, о будущем своих детей делают свой правильный выбор:
- Они ставят перед собой цель: внедрить «зеленое» потребление, стать экоэгоистом. Переход на 50% натуральных покупок - продукты питания, косметика, моющие средства для посуды, одежда, экотуризм, приведет к уменьшению вредных отходов в окружающую среду.
- Они вырабатывают выгодные экопривычки, энерго-водосбережение, экономику совместного потребления, раздельный сбор отходов, снижение транспортного следа, что так же приведет к уменьшению загрязнения окружающей среды.
Нашу беседу мне хотелось бы закончить словами из произведения Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «… Есть такое твердое правило… Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная…»
Приложение 1. Памятка
Забудь о машинах, катайся на велосипеде! Каждая машина производит в среднем 3 тонны углекислого газа в год. | Используй ноутбук вместо стационарного компьютера / Ноутбук: компактно, удобно, экономично. Ноутбук потребляет всего лишь треть энергии, необходимой для питания стационарного компьютера. |
Одевайся с умом Взгляни на свой гардероб и немного напряги воображение. Перед тем как выбрасывать надоевшую или износившуюся вещь подумай, нельзя ли сделать из нее что-нибудь новое или дополнить модными аксессуарами. | Отключай все, что можно отключить Вся бытовая техника, находящаяся в режиме ожидания, все равно потребляет электричество, пусть и немного. Если не лениться и выключать их из розетки, можно экономить на электричестве до 8% в год. |
Принимай душ вместо ванны | Мусор - в переработку! Сокращая и перерабатывая различные отходы, мы экономим сырье и энергию, которые требуются для повторного производства бумаги, металла, стекла и других материалов. |
Пластиковые пакеты – это немодно! | Меньше мяса! Если употреблять в два раза меньше мяса, экономия на выбросах СО2 будет равна экономии от переработки отходов в течение года. |
Литература:
- http://clicr.ru/footprint
- http://musoranety.narod.ru/timemashine9.html
- http://chistopashin.ru/marathon/
Самоанализ классного часа
Цели и задач:
- способствовать воспитанию экологического сознания у детей;
- привлечение внимания к проблемам использования энергии, экономии энергии и энергоресурсов, охране окружающей среды;
- создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии;
- вовлекать школьников в полезную деятельность по энерго- и ресурсосбережению;
- стимулировать интерес к научным исследованиям и практическому применению знаний, полученных в школе.
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Эта тема, как никакая другая очень тесно связана с той средой, в которой находится современный человек.
Технология - педагогическая мастерская, которая является метапредметной и на данном классном часе включала в себя проектную технологию, исследовательскую технологию, диалоговую технологию.
Классный час содержал следующие этапы:
1. Орг. момент.
2. Постановка темы и целей, где дети работали вместе со мной.
3. Вводная беседа, постановка проблемы.
4. Прогнозирование решения проблемы.
5. Решение проблемы.
6. Закрепление полученных знаний.
7. Практическая работа.
8. Итоги.
Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа: постановка проблемы во вступлении, обсуждение в основной части, принятие решения в заключении.
Микроклимат в классе был комфортный, учащиеся высказывали своё мнение, не боялись ошибиться. Активно принимали участие в обыгрывании ситуаций, отвечали на вопросы.
В течение всей беседы я старалась создать комфортный психологический климат в классе, дать каждому возможность реализовать себя (например, в тестировании или при составлении памятки), старалась услышать мнение каждого.
Главное, чего я хотела добиться на классном часе - учить детей общаться. Я думаю, что это получилось. На самом классном часе были активными, непосредственными, внимательными и самокритичными.
Подготовка и отбор материала осуществлены с учётом интересов детей, мною учитывались возможности класса.
Таким образом, я делаю вывод, что поставленные цели, отбор содержания, выбор форм, методов и приёмов обучения работали на реальный результат, который показал, что все аспекты цели классного часа реализованы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Океан седой гремит набатно, Он таит обиду в глубине, Тёмные раскачивая пятна На глухой разгневанной волне. Стали люди сильные, как Боги И судьба Земли у них в руках, Но чернеют страшные ожоги У земного шара на боках. Мы давно освоили планету, Широко шагает новый век. На Земле уж белых пятен нету, Чёрные сотрёшь ли, человек!
«Угадай – ка»
Машина времени
Мозговой штурм
Что такое экологический след Экослед
«... И только Россия еще способна сегодня потрясти богатством своего природного наследия. Сберечь эту удивительную природу - вот шанс выжить будущим поколениям .» Его Королевское Высочество принц Филипп, почетный президент Всемирного фонда дикой природы.
Какой экослед оставил ты? Пройди тест
Забудь о машинах, катайся на велосипеде ! Используй ноутбук вместо стационарного компьютера Одевайся с умом Отключай все, что можно отключить Принимай душ вместо ванны Мусор- в переработку! Пластиковые пакеты – это немодно ! Меньше мяса !
Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» «… Есть такое твердое правило… Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Наш подарок людям – чистая планета"
Взаимодействие природы и человека очень сложно. Без перестройки нашего сознания и отношения к природе жизнь человека на Земле может погибнуть гораздо раньше, чем мы предполагаем. В к...
Чистый район-чистый город-чистая планета
Цель: улучшить экологическое состояние района...
Чистый район-чистый город-чистая планета часть 2
Улучшить экологическое состояние нашего района...
классный часм "Подросток и закон"
Игра по станциям...
Экологический проект «Чистый двор – чистая планета».
Автор проекта -Хобракова Н.В.Участие в городском конкурсе школьных музеев «Я и музей», посвященный Году городов-побратимов и 72-ой годовщине Победы в Великой Отечественной ...
Сценарий классного часа. Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классе Цели классного часа: 1. Воспитание внимательного отношения к своему здоровью; 2. Повышение мотивации на здоровый образ жизни; 3. Развитие творческих способносте
Сценарий классного часа.Тема классного часа: «Выбирая спорт, мы выбираем здоровье» в 5 классеЦели классного часа:Воспитание внимательного отношения к своему здоровью;Повышение мотивации на...
Методическая разработка классного часа "От чистого острова к чистой планете" для 10 класса.
Класс: 10Направленность - экологическаяПрдукт: экологический плакат....