Урок-игра по экологии для учащихся 9-10 классов
методическая разработка по экологии (9, 10 класс) на тему

Иванова Людмила Олеговна

В игровой форме затронуты такие темы, как народные приметы, экология растений,экология животных, экология человека и международные экологические акции

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-игра по экологии для учащихся 9-10 классов

Цели и задачи:

  • Обучающие.

Создать условия: для использования умений применять полученные знания при ответах на конкретные вопросы; для обобщения и систематизации знаний учащихся по курсу экологии; создать условия для совершенствования: умений находить и формулировать правильный ответ на поставленный вопрос, умений отстаивать свою точку зрения.

  • Развивающие. 

Способствовать дальнейшему развитию логического мышления учащихся – формированию умения сравнивать, обобщать, давать научное обоснование.

  • Воспитательные. 

Продолжить: формирование научного мировоззрения; воспитание положительного отношения к получению знаний, уверенности в своих силах; чувства ответственности за свои действия.

Форма организации – урок-игра.

Участники: 2-3 команды одного класса или сборные команды (тогда игра проводится как внеклассное мероприятие)

Правила игры:

  1. Время на обдумывание ответа – 30 секунд.
  2. Команды отвечают последовательно друг за другом, выбирая поле и номер вопроса по желанию.
  3. Если участники одной команды затрудняются в ответе, то могут ответить участники другой команды и получить дополнительные баллы.

Ход игры.

  1.  Первый раунд

Вопросы для разминки (Максимальное количество баллов – 5, после каждого вопроса-подсказки количество баллов снижается на 1, при правильном ответе на последний вопрос засчитывается всего 1 балл)

Тема: Растения

5. Это одно из самых древних культурных растений, в Древнем Египте и Греции считалась пищей рабов
4. Её кормовые сорта называются турнепсом
3. До Петра I она была вместо картошки
2. Культурное растение семейства крестоцветные, обычно имеет желтоватый оттенок корнеплода
1. Что бы её достать, пришлось хорошо поработать всей семьёй, включая домашних животных

Ответ: Репа

 Тема: Растения

5. С помощью плодов этого растения в Индии ловят обезьян
4. На один осенний праздник из неё делается фонарь Джека
3. Из неё делают один из самых популярных овощных соков.
2. Этим растением иногда называют не особо умную голову
1. Она лёгким движением руки превращается в карету

Ответ: Тыква

Тема: Растения

5. От плодов этого дерева в тропиках погибает больше человек, чем от акул
4. На пасху христиане собирают ветки вербы, поскольку это растение не растёт в большинстве христианских стран
3. Вопреки общественному мнению, на ней не растут ананасы
2. В мультфильме Futurama её наряжают на новый год вместо ёлки
1. Если верить рекламе, плоды этого дерева являются основной частью «райского наслаждения»

Ответ: Пальма

Тема: Животные

5. Среди них есть лисица, которая питается фруктами и имеет длину тела до 42 сантиметров
4. Это единственное настоящее летающее млекопитающее
3. У многих из них есть большие уши, улавливающие ультразвук
2. Вопреки суеверию, кровососами среди них является всего лишь три вида
1. Это животное является символом защитника Готэма

Ответ: Летучая мышь

Тема: Животные

5. Несмотря на свой размер, строение её иммунной системы очень близко к человеческой
4. По мнению учёных, в случае атомной войны выживут только они и тараканы
3. Это животное было переносчиком чёрной смерти
2. Вопреки общему мнению, сыру они предпочитают сладости
1. Это любимое животное старухи Шапокляк

Ответ: Крыса

Тема: Животные

5. У этого млекопитающего чёрная кожа
4. Что бы быть максимально незаметным, на охоте он прячет свой нос
3. В честь него названо целых 2 созвездия
2. Самый крупный сухопутный хищник Арктики
1. Один из ярких представителей вида имел имя Умка

Ответ: Белый медведь

Тема: Животные

5. В отличии от своих родственников, этот грызун не усваивает клетчатку
4. В одной отечественной сказке она была в роли ювелирного щелкунчика
3. Эти животные делают зимние запасы с запасом, так как часто забывают их местоположение
2. Это животное – один из символов алкоголизма
1. Это самое популярное животное из мультфильма «Ледниковый период»

Ответ: Белка

Тема: Животные

5. С этой рыбы рисовался Чужой, т.к. она имеет две челюсти
4. Это крупный засадный хищник, обитающий в коралловых рифах
3. Её активность – это одна из основных причин запрета на купание в Красном море вечером и ночью
2. Её часто путают с угрём из-за характерной формы тела
1. Её название немного мурлыкает

Ответ: Мурена

Тема: Животные

5. 10 голов этого животного могут съесть человека примерно за час
4. На основе карточной игры «101» в России была создана подобная настольная игра, где оформление и название тесно связанно с загаданным животным
3. В популярном советском мультфильме это животное случайно подложила себя же на день рождения друга
2. По версии другого западного мультфильма, его дикий сородич очень дружит с сурикатой
1. На протяжении многих десятилетий это животное желало малышам спокойной ночи

Ответ: Свинья

  1.  Второй раунд.

Темы:

  1. Народные приметы. От 10–50 баллов.
  2. Экология растений. От 10–50 баллов.
  3. Экология животных. От 10–50 баллов.
  4. Экология человека. От 10–50 баллов.
  5. Общая экология. От 10–50 баллов.
  6. Международные экологические акции.
  1. Вопросы и ответы игры.

Народные приметы 10.
Вопрос: Почему птицы хохлятся?
Ответ: К непогоде, чтобы согреться

Народные приметы 20.
В: К какой зиме кроты и мыши делают большие запасы корма?
О: К суровой и многоснежной зиме

Народные приметы 30.
В: Когда лошади спят стоя, а когда ложатся?
О: Лошади спят стоя к холоду, ложатся  к теплу.

Народные приметы 40.
В: К какому лету из березы течет много сока?
О: К дождливому лету.

Народные приметы 50.
В: Какое явление произойдет, если ветер долго дул в одном направлении, а потом вдруг стал дуть в обратном?
О: Скоро начнется дождь.

Экология растений 10.
В: Как называется  воздушное питание растений?
О: Фотосинтез

Экология растений 20.
В: Как называются летучие вещества некоторых растений, убивающие микробов?
О: Фитонциды

Экология растений 30.
В: Что такое зоохория?
О: Распространение плодов и семян животными.

Экология растений 40.
В: Что такое корабельная роща?
О: Корабельная роща – это лес из мачтовых сосен, которые очень высокие и имеют одинаковую толщину по всей высоте, по сравнению с одиночно выросшими соснами. Во времена парусного флота очень ценили такие деревья, из них строили корабли и делали мачты

Экология животных 10.
В: Что такое серпентарий?
О: Серпентарий – питомник для содержания ядовитых змей с целью получения от них яда.

Экология животных 20.
В: Что такое феромоны?
О: Феромоны – биологически активные вещества, выделяемые животными для привлечения особей противоположного пола.

Экология животных 30.
В: Что такое этология?
О: Этология – наука о биологических основах поведения животных.

Экология животных 40.
В: В каком году была издана первая Красная книга Международным союзом охраны природы? В чем особенность первого издания книги?
О: Первая Красная книга была издана в 1966 году Международным союзом охраны природы. Особенность первого издания книги заключалась в том, что страницы не брошюровались, и их можно было перемещать из одной части книги в другую.

Экология животных 50.
В: Сформулируйте правило Аллена.
О: Правило Аллена – у животных, населяющих более холодные участки ареала, выступающие части тела (конечности, хвост, ушные раковины и т.д.) меньше, чем у представителей того же вида из более теплых мест.

Экология человека 10.
В: Что такое смог?
О: Смог – густые туманы, содержащие пыль и вредные газы.

Экология человека 20.
В: Что такое агроценоз? Приведите примеры.
О: Агроценоз – искусственно созданный человеком биоценоз. Поле пшеницы, искусственный пруд, сад, парк и т.п.

Экология человека 30.
В: Какие организмы называются синантропами?
О: Синантропы – растения и животные, образ жизни которых связаны с человеком, его жильем, созданным или видоизмененным им ландшафтом.

Экология человека 40.
В: В каких единицах измеряется интенсивность или сила шума? Каким должен быть допустимый и предельно допустимый уровень шума?
О: Интенсивность или сила шума измеряется в децибелах (дБ).

Допустимый уровень – до 70 дБ.

Предельно допустимый уровень – до 100 дБ.

Общая экология 10.
В: Какой ученый ввел в науку термин “экология”?
О: Термин “экология” ввел Эрнст Геккель.

Общая экология 20.
В: Назовите 3 группы экологических факторов.
О: Группы экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные

Общая экология 30.
В: Как называется  разнообразие пищевых (трофических) взаимоотношений между организмами в биоценозе?
О: Пищевые или трофические сети

Общая экология 40.
В: Какие организмы называются космополитами и эндемиками? Приведите примеры
О: Космополиты – это организмы, которые живут во всех климатических зонах (воробей).
Эндемики – это организмы, которые живут на ограниченных территориях (кенгуру).

Общая экология 50.
В: Как изменяется количество энергии на каждом более высоком трофическом уровне в пищевой пирамиде?
О: В пищевой пирамиде  количество энергии на каждом более высоком трофическом уровне уменьшается в 10 раз.

Международные экологические акции 10.
В: В какой день отмечается – День защиты детей?
О: 1 июня.

Международные экологические акции 20
В: 1 декабря –День борьбы с “чумой 20 века”. Что это за заболевание и как оно передается?
О: Это – СПИД. Передается половым путем и через кровь.

Международные экологические акции 30.
В: 20 ноября – в этот день призывают отказываться от того, за что в древности отрезали носы и уши, замуровывали в стены. Что это?
О: Курение

Международные экологические акции 40.
В: 7 апреля – отмечается день, в честь науки валеологии. Что это за день?
О: День здоровья.

Международные экологические акции 50.
В: 16 сентября – день в защиту одного из слоев атмосферы. Что это за день? Как с греческого переводится название этого газа? Сколько стран в 1987 в Монреале решили сократить выпуск фреона на 50%?
О: День борьбы в защиту озонового слоя.
С греческого – “озон” переводится как “пахнущий”.
34 страны.

  1. Подведение итогов.

Литература.

  1. Бабенко В.Г. и др. Экология животных. Пособие для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана– Граф, 2004. –128 с.
  2. Былова А.М., Шорина Н.И. Экология растений: 6 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана – Граф, 2007. – 192 с.
  3. Зверев А.Т. Экология. 10–11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО “Издательский дом “ОНИКС 21 век”, 2004. –256 с.
  4. Кузнецов В.Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. – М.: Дрофа, 2002.-128 с.
  5. Потапова Л.М. Детям о природе. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития: Академия, К.: Академия Холдинг, 2000. – 224 с.
  6. Фадеева Г.А. Международные экологические акции в школе 7–9 классы. Волгоград: “Учитель”, 2004. – 123 с.
  7. Федорова М.З. и др. Экология человека: Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана– Граф, 2004. – 144 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «ЭКСКУРСИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ» Для учащихся 5 – 6 классов

Программа курса «Экскурсионная экология» имеет эколого-биологическую направленность и рассчитана на учащихся 5–6-х классов. Соответствует образовательному стандарту по предметам «биология» и «эк...

Вопросы школьной олимпиады по биологии и экологии для учащихся 9-11 классов

Вопросы школьной олимпиады по биологии и экологии для учащихся 9-11 классов....

Урок - игра "Деловая страна Экономика" для учащихся 7-8 классов

Внеклассное мероприятие по экономике, направленное на повторение основ экономических знаний, мобилизаццию творческой активности учащихся и познавательного интереса к предмету. Содержит кроссворды, реб...

Задания к школьному этапу Всероссийской олимпиады школьников по экологии для учащихся 7-8 классов

тестовое теоретическое задание для учащихся 7-8 классов Адмиралтейского района Санкт-Петербурга с ответами и формой оценки работ...

Урок-игра по английскому языку для учащихся 2-х классов \'Now I know the alphabet\'

Презентация для урока английского языка для учащихся 2-х классов. Презентация может быть использована для обобщения изученного материала после изучения  всех букв английского алфавита. Содержит з...

Методическая разработка обобщающего урока-игры по теме Экология к учебнику Spotlight 7. Обучающая игра Being green

Методическая разработка обобщающего урока-игры по теме Экология к учебнику Spotlight 7.Обучающая игра Being greenПроживите один день жизню человека, заботящегося о природе....