программа по экологии
рабочая программа по экологии на тему
программа экологического кружка "Юные экологи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2016_g.doc | 333.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жизни? Главная цель учителя помочь ученику и подготовить его, завтрашнего гражданина, к жизни и работе в обществе. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к человеку. Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью и умеющие оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией.
Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у учащихся.
Занятия кружка помогут ребятам повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить знания в этой сфере, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии, а также помогут подготовиться к экзаменам в новой форме ГИА и ЕГЭ.
Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений и навыков учащихся в области исследовательской деятельности.
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Данная программа может быть востребована учителями биологии, экологии, географии, педагогами дополнительного образования эколого-биологического направления.
Цель:
- формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности, развитие индивидуальности творческого потенциала ученика
Задачи:
Познавательные:
- Расширить знания учащихся по биологии и экологии;
- Сформировать навыки элементарной исследовательской деятельности - анкетирования, социологического опроса, наблюдения, измерения, мониторинга и др.;
- Изучить отдельные виды загрязнений окружающей среды;
- Рассмотреть влияние некоторых факторов на живые организмы;
- Развить умение проектирования своей деятельности;
- Научить применять коммуникативные и презентационные навыки;
- Научить оформлять результаты своей работы.
Развивающие:
- Способствовать развитию логического мышления, внимания;
- Развивать умение оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
- Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с различными источниками информации;
- Продолжить развивать творческие способности.
Воспитательные:
- Продолжить воспитание навыков экологической культуры, ответственного отношения к людям и к природе;
- Совершенствовать навыки коллективной работы;
- Способствовать пониманию современных проблем экологии и сознанию их актуальности;
- Усиление контактов школьников с природой.
Принципы, лежащие в основе работы по программе:
- Принцип добровольности. В кружок принимаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.
- Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;
- Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.
- Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.
- Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни учащегося.
- Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Учащиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.
- Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.
- Принцип дифференциации и индивидуализации. Ребята выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.
Краткие сведения о коллективе: состав коллектива постоянный. Участниками осуществления программы являются дети 5-7 класса (11-14 лет) общеобразовательной школы, родители (лица, их заменяющие), руководитель. Набор обучающихся свободный: принимаются все желающие на бесплатной основе.
Количество обучающихся в коллективе: 15 человек.
Возраст детей, участвующих в программе – средний школьный. В этом возрасте дети любознательны, активны. Ведущей формой деятельности является общение. Они активно включаются в исследовательскую деятельность, любят играть, выступать. В соответствии с возрастом применяются разнообразные формы и методы деятельности.
Режим занятий: занятия в группах проводятся 2 раз в неделю по 2 часа.
Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.
Коллективные формы используются при изучении теоретических сведений, оформлении выставок, проведении экскурсий. Групповые формы применяются при проведении практических работ, выполнении творческих, исследовательских заданий. Индивидуальные формы работы применяются при работе с отдельными ребятами, обладающими низким или высоким уровнем развития.
Программа кружка «Юные экологи» рассчитана на 2 года обучения и включает в себя 144 часа Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях природы и кабинета-биологии.
Условия реализации программы.
Что необходимо | Что есть в наличии |
Санитарно – гигиенические условия | |
| Соответствует санитарно – гигиеническим нормам и требованиям |
Материально – технические условия | |
Мебель:
| Все необходимое для работы имеется в наличии |
Оборудование и материалы | |
| Приносят дети Имеется Имеется Имеется Имеется |
Дидактические и методические условия | |
| Имеются Имеются или изготавливаются детьми Частично имеются или находятся детьми через Интернет |
программа одного года обучения рассчитана на 144 учебных часа
второй и третий год обучения по 216 учебных часов.
Занятия проводятся со всем коллективом, по группам и индивидуально.
Формы контроля промежуточных результатов:
программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов:
- тестирование
- творческие задания
- викторины
- конкурсы
- интеллектуальные игры
- создание проектов
- выставки творческих работ учащихся.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение формами исследовательской деятельности, написания проектов;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
По окончании учебного года учащиеся должны знать:
- что такое наука экология и её глобальные проблемы;
- экологическую обстановку Нижегородской области
- особенности размещения гидроресурсов;
- значение живых организмов в природе и жизни человека;
- представителей животного и растительного мира Нижегородской области;
-особенности природных зон нашего края;
-формы охраны природы.
По окончании учебного года учащиеся должны уметь:
- вести наблюдения в природе;
- ставить опыты, эксперименты и обрабатывать полученные результаты;
- самостоятельно работать с дополнительной литературой, с компьютером;
- изготавливать гербарий, выращивать растения для школьных клумб, ухаживать за комнатными растениями;
- описывать объекты природы;
- пользоваться лабораторными принадлежностями и микроскопом.
Методическое обеспечение
Методы и приемы.
Программа предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.
Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.
Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.
Практическая работа необходима при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования.
Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.
Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.
Педагогические технологии, используемые в обучении.
- Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.
- Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.
- Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.
- Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.
- Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.
Прогнозируемые результаты.
Учащиеся должны знать:
- Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;
- Методики проведения исследований по темам;
- Основные экологические понятия и термины;
- Источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории города;
- Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума;
- Биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов;
- Виды - биоидикаторы чистоты водоемов;
- Критерии выделения сапробности водоемов
- Отличия естественных и антропогенных ландшафтов;
- Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в городе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.
- Структуру написания и оформления учебно – исследовательской работы;
Учащиеся должны уметь:
- Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;
- Оценивать состояние городской среды и местных экосистем;
- Проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;
- Проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования;
- Проводить анкетирования, социологические опросы.
- Работать с определителями растений и животных;
- Работать с различными источниками информации.
- Формировать портфолио, оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.
- Применять коммуникативные навыки;
Критерии оценки знаний, умений и навыков.
Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности, пассивное участие в семинарах.
Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление о учебно – исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.
Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, подбирать методы исследования, проводить учебно – исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.
Оценка эффективности работы:
Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.
Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.
Итоговый контроль: тестирование, презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах исследовательских работ в городском научном обществе, экологическом обществе.
Формы контроля.
Тема | Форма контроля |
Введение | Беседа, результаты экскурсии. |
Исследовательская деятельность | Беседа, результаты опросов и исследований, презентация работ творческих групп по выбранным темам, конференции оформление стенда «Боль природы». |
Антропогенное воздействие на биосферу | Беседа, презентация работ творческих групп по выбранным темам, результаты исследований, анкетирования, оформление стенда «Вода – это жизнь», конференция. |
Заключение | Беседа, презентация исследовательских работ по выбранным темам. |
Формы подведения итогов реализации программы.
- Итоговые выставки творческих работ;
- Портфолио и презентации исследовательской деятельности;
- Участие в районных, областных и всероссийских конкурсах исследовательских работ;
- Презентация итогов работы на городской экологической конференции по экологии
Учебный план
кружка «Юные экологи»
1-й год обучения
на 2016 – 2017 учебный год
(всего 144 часа)
№ | Раздел | Всего часов | Теория | Практика | Дата проведения |
Вводные занятия. | 8 | 2 | 6 | ||
1 | Правила поведения юных экологов в природе. | 2 | 1 | 1 | |
2 | Охрана природы. | 15 | 3 | 12 | |
3 | Экологические проблемы Нижегородской области и своей местности. | 20 | 4 | 16 | |
4 | Изучение природы родного края. Экологические наблюдения. | 16 | 4 | 12 | |
Промежуточная аттестация 2 часа ( защита проектов) | |||||
5 | Наблюдение за погодой во время экскурсии в природу. Причины изменения погоды. Охрана воздуха. | 2 | 1 | 1 | |
6 | Охрана лесов и иной естественной растительности. | 20 | 7 | 13 | |
7 | Охрана земель и недр. | 6 | 1 | 5 | |
8 | Охрана животного мира. | 6 | 2 | 4 | |
9 | Охрана вод. | 6 | 2 | 4 | |
10 | Природа родного края. Мероприятия по ее охране. | 31 | 8 | 24 | |
11 | Экологическая тропа. Что это такое и для чего она нужна. Итоговая аттестация (экомарафон) | 8 2 | 2 | 6 | |
Итого: | 144 | 38 | 106 |
Рабочая программа- 1 год обучения
Дата | Количество часов | Тема занятия | Примечание |
Вводные занятия (8 часов) | |||
1 | Знакомство с планом работы кружка. Цели и задачи кружка. Инструктаж по ТБ. | ||
1 | Требования к членам кружка. Их права и обязанности. | ||
4 | Экологический слет «Экологическая мозайка» | ||
2 | Акция «Чистая земля» (уборка школьной территории). Заготовка корма птицам на зиму. Изготовление кормушек. | ||
Тема 1. Правила поведения юных экологов в природе (2 часа). | |||
1 | Правила поведения юных экологов в природе Составление правил поведения для кружковцев. | ||
1 | Разработка «Кодекса поведения в лесу». | ||
Тема 2. Охрана природы (15 часов). | |||
1 | Охрана природы и рациональное природопользование. Популяционно-видовой уровень охраны природы. Охрана экосистем. | ||
1 | Особоохраняемые территории. Кто охраняет природу в России. | ||
2 | Экологический мониторинг. | ||
1 | Особоохраняемые территории Нижегородской области. | ||
6 | Работа над исследовательскими проектами. | ||
4 | Экологическая акция «Берегите животных». Развешивание кормушек. | ||
Тема 3. Экологические проблемы Городца и Нижегородской области (20 часов). | |||
1 | Усиление воздействия хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. | ||
1 | Экологическая карта Нижегородской области, ее содержание. Экологические проблемы районов и компонентов природы. | ||
2 | Решение экологических проблем. | ||
6 | Экскурсия «Природные комплексы района школы». Работа по этно-экологической тропе. | ||
4 | Работа над исследовательскими проектами. | ||
4 | Экологическая акция «Берегите ели» | ||
4 | Работа над исследовательскими проектами. | ||
Тема 4. Изучение природы родного края. Экологические наблюдения (18 час). | |||
1 | Фенологические наблюдения. Что это такое и как организовать. | ||
1 | Развитие фенологической науки в России. Значение фенологических наблюдений для хозяйственной деятельности человека. | ||
1 | Правила проведения наблюдений и ведение календаря природы. | ||
1 | Феносигналы в природе. Характеристика сезонов. Программы наблюдений. | ||
1 | Выбор объектов наблюдений, нанесение их на схематический план местности. | ||
4 | Проведение фенологических наблюдений. Экологическая акция «Берегите ель»- отчет | ||
4 | Экскурсия в природу «Знакомство с сезонными изменениями в природе». Акция «Берегите птиц» - кормушки | ||
4 | Работа над исследовательскими проектами. | ||
Тема 5.Наблюдение за погодой во время экскурсии в природу. Причины изменения погоды. Охрана воздуха (2 часа) | |||
1 | Климат и погода родного края и своей местности. Микроклимат городов. | ||
1 | Экскурсия «Наблюдение за погодой. Как правильно вести дневник наблюдений» | ||
2 ч | Промежуточная аттестация –защита проектов | ||
Тема 6. Охрана лесов и иной естественной растительности (20 час). | |||
1 | Значение леса в жизни человека. | ||
1 | Лес и охрана жизни человека. Фитонциды. | ||
1 | Эстетическое значение леса. | ||
1 | Лес – кладовая природы. | ||
1 | Рациональное использование лесных даров. | ||
1 | Восстановление и возобновление лесов. | ||
2 | Характеристика, географическое расположение основных лиственных и хвойных пород местных лесов. | ||
4 | Экскурсия в лес. Определение деревьев и кустарников. Работа с определителем растений. | ||
2 | Проведение фенологических наблюдений за ростом и развитием растительности. | ||
1 | Пропаганда охраны лесов и иной растительности. | ||
1 | Конкурс поделок из бросового материала (отходов). | ||
5 | Работа над проектами. | ||
Тема 7. Охрана земель и недр (6 часов). | |||
1 | Охрана земель и недр в России. Эрозия почв. Причины, меры борьбы с эрозией. | ||
2 | Обследование местности с целью выявления эрозионных участков. Учет оврагов. | ||
3 | Проекты | ||
Тема 8. Охрана животного мира (6 часов). | |||
2 | Основные виды животных, обитающих в нашей местности. Животные, занесенные в «Красную Книгу». Принципы охраны животных. | ||
1 | Эковикторина с элементами беседы «По страницам Красной Книги Нижегородской области» | ||
3 | Работа над исследовательскими проектами. | ||
Тема 9. Охрана вод (6 часов). | |||
1 | Значение воды и водоемов в жизни человека. | ||
3 | Сокращение водоносности рек, обмеление озер. Проблема чистой воды. Подготовка ко Дню птиц | ||
2 | Экскурсия на очистные сооружения. Развешивание скворечников на экологической тропе. | ||
Тема 10. Природа родного края. Мероприятия по ее охране (33 часа). | |||
1 | Особенности геологического строения, размещения полезных ископаемых и рельефа Нижегородской области и своей местности. | ||
1 | Зональные и азональные природные комплексы земли Нижегородской области и своей местности. Факторы, влияющие на их формирование. | ||
1 | Взаимосвязи природных компонентов в природных комплексах. | ||
4 | Работа над исследовательскими проектами. | ||
1 | Природные и антропогенные ландшафты края Городецкого района. | ||
1 | Меры по охране и преобразованию природы родного края. | ||
1 | Государственные, научные и общественные организации по охране природы области и своей местности. | ||
2 | Подготовка к круглому столу на тему «Экологические проблемы края и пути их решения». | ||
2 | Круглый стол «Экологические проблемы края и пути их решения». | ||
1 | Подготовка к Декаде экологии. | ||
18 | Декада экологии: - «Экологический капустник»; -эколого-информационные часы по классам («Экология и здоровье», «Большое сердце маленького друга», «Целительная природа» и т.д.); -беседа о защите прав потребителей «Вещица с риском и упрёком»; -конкурс дизайнеров «Зеленый мир нашего кабинета»; - конкурсная программа для детей и родителей «Мама, папа, я – экологическая семья»; -конкурсно-познавательная программа «Экологическое ассорти»; -экскурсия по микрорайону «А природа горько плачет»; -конкурс работ из бросового и природного материала «Необычное в привычном»; -конференция «Питание. Производство пищевых продуктов и ЗОЖ»; - экоигра «Веселый круговорот»; -День защиты от экологической опасности и другие мероприятия. Итоговая аттестация – отчет по экомарафону | ||
Тема 11. Экологическая тропа. Что это такое и для чего она нужна?(8 часов). | |||
2 | Экологическая тропа. Подготовка к работе на экологической тропе. | ||
4 | Выход на экологическую тропу. экскурсии | ||
2 | Общешкольная акция «Чистота спасет мир!» | ||
итого | 144 ч |
2-й год обучения
2017-2018 учебный год
216 часов ( 6 часов в неделю)
Краткое содержание блоков занятий:
Блок | Тема блока занятий | Цели и задачи | Темы занятий | Краткое содержание занятий | Формы занятий |
1 | Вводное занятие | Познакомить учащихся с наукой – экология; с целями и задачами кружка, с планом работы на учебный год | «Среды жизни. Что это такое?» | Наука – экология. | Проведение беседы, просмотр экологического альманаха, проведение инструктажей |
2 | Растительный и животный мир Нижегородской области. | Усвоение основных понятий раздела.. Знакомство с видовым составом растений и животных своей области, занесённых в Красную книгу. Умение выявлять признаки растительного и животного мира. формирование умения правильно вести себя в природе. | 1.Особь. Популяция. Экологическая ниша. 2. Сообщество. Экосистема 3. Пищевая цепь. Спасём землю 4. Борьба за выживание. Защитная окраска. 5. Биосфера. Жизненные силы биосферы» 6. Создание уголка природы | Растительный мир ( дикорастущие и культурные растения; комнатные и лекарственные растения; растения Нижегородской области их охрана). Животный мир (дикие и домашние животные; роль животных в жизни человека; охрана животных; краснокнижные животные; экологические исследования растительных и животных организмов) Участие в районных экологических акциях «Берегите животных», «Берегите первоцветы», «Царевна – лягушка». Проектная деятельность | Лекции, беседы, экскурсии, работа с раздаточным материалом, сбор гербария, сбор семян и выращивание рассады (весна), пересаживание комнатных растений, изготовление пособий, карточек, игр, плакатов, буклетов, сочинение стихотворений. |
3 | Загрязнение окружающей среды | Привлечение учащихся к решению экологических проблем, широкое вовлечение школьников в природоохранную и исследовательскую деятельность, воспитание интереса и любви к природе родного края. | 1. Что такое климат? Спасём Землю 2.Загрязнение атмосферы. 3. Проблема стихийных природных явлений ( землетрясения, смерчи, ураганы, оползни, наводнения) 4 Практические занятия | Человек и окружающая среда. Экологический бумеранг. что делать с мусором. По странице Чёрной книги. Блок практических занятий и акций «Сохраним планету чистой!» Наблюдение за экологической обстановкой Слободы на примере хвои у сосны обыкновенной. | Беседы, викторины, экскурсии, изготовление и распространение экологических листовок, уборка пришкольной территории, конкурсы поделок из бросового материала, конкурсы сочинений, презентаций, буклетов. Проведение исследовательских работ. |
4 | Особенности размещения гидроресурсов | Расширение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на гидросферу; показать учащимся, что вода – уникальное природное соединение, активная среда жизни; познакомить учащихся с ролью воды в животных и растительных организмах, в человеке; научить определять качество воды, её пригодность для технических, бытовых и пищевых целей; развитие познавательного интереса к предмету. | 1. Реки Нижегородской области. Акция «Чистая вода» 2 Ядовитые стоки. угроза питьевой воды 3. практические занятия 4. Живительные источники и их охрана | Вода – уникальное вещество. Вода вокруг нас. Растения и животные водного пространства Экологическая тропа. Проектная деятельность. | Лекции, беседы, викторины, конференции, экскурсии, расчистки водных объектов ( берег Волги, родник), исследовательская работа, экскурсия на очистные сооружения, работа на этно-экологической тропе. |
5 | Охрана природы – глобальная проблема | Формирование знаний законов об охране природы; формирование представлений об охраняемых территориях Нижегородской области | 1. Природа наш дом. ( проблемы бытовых отходов) 2. Проблема техногенных аварий ( хим.выбросы, взрывы на АЭС, ГЭС) 3. 10 заповедей экологии- что можешь сделать ты. 4 Практические занятия | Изучение закона об охране природы в Нижегородской области, Красная книга Нижегородской области, экскурсия в Керженский заповедник | Лекции, доклады, экскурсии, исследовательские работы |
6 | Земельный фонд | Сформировать у учащихся представление о взаимосвязи человека с земельным фондом; познакомить со значением, охраной, эрозией почв Нижегородской области; научить методам и приёмам исследования почв берега реки и склонов родника. | 1. Природные зоны Нижегородской области. 2. Экскурсии в краеведческий музей 3. Природные ресурсы нашей области 4.Леса родного края. Акция «Посади дерево» | Значение и охрана почв. школьники в борьбе с эрозией почв. Сохраним и восстановим чернозёмы. Праздник, посвящённый «Дню земли». блок практических занятий ( работа на школьных клумбах, В школьном саду, исследование почвы р Волга и родника) | Лекции, беседы, викторины, конкурсы, исследовательская и творческая работа. |
7 | Экомарафон | Приобщение учащихся школы, учителей, родителей, местных жителей к проблемам экологии. | Акции «берегите ели», «Берегите животных», «Международный день воды», «Берегите птиц», «День Земли», «Берегите первоцветы», « Царевна – лягушка», «Юный исследователь» | Лекции, беседы, экскурсии, работа с раздаточным материалом, сбор гербария, сбор семян и выращивание рассады (весна), пересаживание комнатных растений, изготовление пособий, карточек, игр, плакатов, буклетов, сочинение стихотворений. проведение классных часов. |
Учебный план
2-й год обучения- 216 часов
2017-2018 учебный год
Название темы занятий | Количество часов | Всего часов | Дата провед. | |
теория | практика | |||
Блок №1 «Вводное занятие» | ||||
Среды жизни. Что это такое? | 3 | 4 | 7 | |
Блок №2 «Растительный и животный мир Нижегородской области» | ||||
Особь. Популяция. Экологическая ниша. | 2 | 4 | 6 | |
Сообщество. Экосистема. | 2 | 4 | 6 | |
Пищевая цепь. | 2 | 5 | 7 | |
Борьба за выживание. защитная окраска | 2 | 6 | 8 | |
Биосфера. Жизненные силы биосферы | 3 | - | 3 | |
Блок №3 «Загрязнение окружающей среды» | ||||
Что такое климат. Спасём Землю. Загрязнение атмосферы | 2 | 4 | 6 | |
Проблема стихийных природных явлений | 2 | 4 | 6 | |
Блок №4 « Земельный фонд» | ||||
Природные зоны Нижегородской области | 2 | 6 | 8 | |
Экскурсия в краеведческий музей | - | 6 | 6 | |
Природные ресурсы нашей области | 2 | 5 | 7 | |
Леса родного края. Акция «Посади дерево». | 2 | 8 | 10 | |
Промежуточная аттестация (защита проектов) | 2 | 2 | ||
Блок №5 « Особенности размещения гидроресурсов» | ||||
Реки Нижегородской области. Акция «Сохраним реки» | 3 | 5 | 8 | |
Ядовитые стоки. Угроза питьевой воды. | 3 | 6 | 9 | |
«Живительные источники и их охрана» | 3 | 7 | 10 | |
Блок №6 «Охрана природы – глобальная проблема» | ||||
Природа наш дом «Спасём Землю!» (проблема бытовых отходов) | 1 | 5 | 6 | |
Экологическая выставка рисунков, фотографий «Наш край в опасности» | - | 7 | 7 | |
Проблема техногенных аварий | 2 | 4 | 6 | |
Что можешь сделать ты. 10 заповедей экологии | 2 | 7 | 8 | |
Сбор информации об экологическом состоянии окружающей среды ( Нижегородская область) | 2 | 7 | 9 | |
Создание экологической карты своего микрорайона | - | 7 | 7 | |
Создание уголка природы | - | 13 | 13 | |
Изготовление поделок из бросового материала | - | 13 | 13 | |
Блок №7 «Экомарафон» | ||||
16 сентября- «День борьбы в защиту озонового слоя» 4 октября – День защиты животных» 14 октября – « День борьбы по уменьшению опасности стихийных явлений» 29 октября – «День биологического разнообразия» 22 марта – «День воды» 1 апреля – «День птиц» 7 апреля – «День здоровья» 22 апреля – «День Земли» | - | 19 | 19 | |
Создание агитбригады для проведения викторин, анкетирования, устного журнала, занятий в начальной школе. Итоговая аттестация – отчетная работа | - | 18 | 19 | |
Итого: | 42 часа | 174 часа | 216 часов |
Учебный план 3 год обучения
Название темы | Теория | Практика | Всего часов | |
Введение | 9 | 27 | 36 | |
Основы исследовательской деятельности | 15 | 36 | 51 | |
Антропогенные воздействия на биосферу Промежуточная аттестация ( защита проектов) | 25 2 | 48 | 75 | |
Экомарафон Итоговая аттестация (отчет) | 6 | 48 | 54 | |
итого | 57 | 159 | 216 |
Рабочая программа
3-й год обучения
2018-2019 учебный год
Введение ( 36 часов)
Дата проведения | Кол-во часов | Деятельность | Примечание |
3 3 3 9 | Экология. Предмет экологии, структура экологии. Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга. Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения. Практикум: работа со справочной литературой, просмотр видеофрагментов, проектная деятельность | ||
6 9 | Экскурсия по экологической тропе "Экологические объекты окружающей среды". Практикум: сбор материала для поделок, работа на пришкольном участке | ||
3 | Оформление выставки поделок из природного материала | Выставка |
Основы исследовательской деятельности ( 51 час)
Дата пров. | Часы | Деятельность | Примечание | |
3 | Введение в тему, актуализация знаний, методика исследовательской деятельности, структура работы, выбор темы | Выбор темы своей исследовательской работы. Формирование творческих групп. | ||
6 | Постановка проблемы, формулирование цели и задач. Методики исследования | Формулирование цели и задач своей работы, подбор методик исследования, анкет для соцопросов | ||
9 | Экскурсия в микрорайон школы, сбор проб, проведение опросов, исследований. | |||
Обработка и анализ полученных результатов | Обработка результатов своей работы | |||
3 | Правила работы с литературой по теме | Работа с информационными источниками по теме своей работы | ||
3 | Выводы, рекомендации, список литературы | Выводы по своей работе, рекомендации, оформление списка литературы | ||
9 | Оформление портфолио | Оформление портфолио по своей работе, выбор формы презентации | ||
6 | Оформление доклада для конференции | Подготовка презентации, написание доклада, подготовка к конференции | ||
8 | Конференция «Экологическое состояние микрорайона школы». Презентация творческих и исследовательских работ. Оценка и самооценка результатов. Промежуточная аттестация ( защита проектов) | |||
1 | Оформление выставки по результатам конференции | |||
3 | Круглый стол «Подведение итого работы над темой». Анализ, самоанализ деятельности учащихся. |
Антропогенное воздействие на биосферу( 48 часов)
Дата | Часы | Деятельность | Приложение | |
1 | Влияния на биосферу, виды влияний, их последствия. | Просмотр видеофрагментов, работа со справочной литературой и учебными дисками | ||
2 | Состав воздуха, его значение для жизни организмов. Основные загрязнители атмосферного воздуха Классификация антропогенного загрязнения: Источники загрязнения атмосферы. Экологические последствия загрязнения атмосферы | |||
3 | Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы. | Проведение исследований. Рассматривание пыли под микроскопом | ||
3 | Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм. | Влияние пыли на организм человека. Роль зеленых насаждений в защите от пыли. | ||
6 | Естественные воды и их состав. Виды и характеристика загрязнений водных объектов. Понятие о качестве питьевой воды. Основные источники химического загрязнения воды Экологические последствия загрязнения гидросферы | |||
3 | Методы отбора проб воды. Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы. | Проведение исследовательских работ, сбор проб, химический анализ воды | ||
6 | ||||
6 | Оформление результатов исследовательской работы | |||
3 | Оформление стенда «Вода – это жизнь» | |||
6 | Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Деградация почв, причины деградации почв. Загрязнители почв Экологические последствия загрязнения литосферы. Структура и характеристика загрязненности почв городов. | |||
6 | Приемы и методы изучения загрязнения литосферы. | Экскурсия «Свалки города», "Выявление несанкционированных свалок в окрестностях города". | ||
3 | Оформление фотовыставки «Свалки – боль города», выставки поделок из вторматериалов | |||
6 | Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния. Факторы нарушенности экосистем и их определение (тревожность, нарушение внутривидовых и межвидовых отношений, естественных жизненных циклов и др.) | Проведение исследовательских работ по биомониторингу | ||
6 | Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды (растительных и животных организмов). | |||
6 | Биоиндикация на примере лишайника, сосны, липы, ряски, моллюсков и др. | |||
6 | Конференция по результатам исследовательских и творческих работ учащихся | |||
3 | Анализ и самоанализ деятельности учащихся |
Заключительные занятия( 54 часа)
Время | Часы | Деятельность | Приложение |
47 | Экомарафон . Итоговая аттестация | ||
7 | Подготовка, проведение районной конференции исследовательских работ кружковцев. Анализ и самоанализ результатов работы за год. |
| |
итого | 216 часов |
Промежуточная аттестация учащихся
- Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения за определённый промежуток учебного времени – учебный год.
- Промежуточная аттестация учащихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков.
- Промежуточная аттестация учащихся может проводиться в следующих формах: творческие работы, самостоятельные работы репродуктивного характера; отчетные выставки; срезовые работы; вопросники, тестирование; концертное прослушивание; защита творческих работ, проектов; конференция; фестиваль; олимпиада; соревнование; турнир; сдача нормативов.
- Промежуточная аттестация учащихся осуществляется педагогом дополнительного образования.
- Материалы для промежуточной аттестации разрабатываются с учетом дополнительных образовательных (общеразвивающих) программ.
- Для проведения промежуточной аттестации формируется аттестационная комиссия, в состав которой входят представители администрации Учреждения, педагоги дополнительного образования, имеющие первую или высшую квалификационную категорию.
- Результаты промежуточной аттестации фиксируются в «Протоколе» промежуточной аттестации учащихся объединения, который является одним из отчетных документов и хранится у администрации структурного подразделения Учреждения (Приложение № 1).
Итоговая аттестация учащихся
- Итоговая аттестация учащихся проводится по окончанию обучения по дополнительной образовательной (общеразвивающей) программе.
- Итоговая аттестация учащихся может проводиться в следующих формах: творческие работы, отчетные выставки, отчетные концерты, защита творческих работ, (проектов), конференция, фестиваль, олимпиада, соревнование, турнир, сдача нормативов.
- Для проведения итоговой аттестации формируется аттестационная комиссия, в состав которой входят представители администрации, методисты Учреждения, педагоги дополнительного образования, имеющие первую или высшую квалификационную категорию.
- Параметры подведения итогов:
- количество учащихся (%), полностью освоивших дополнительную образовательную программу, освоивших программу в необходимой степени, не освоивших программу;
- причины неосвоения детьми образовательной программы;
- необходимость коррекции программы.
- Результаты итоговой аттестации фиксируются в «Протоколе» итоговой аттестации обучающихся объединения, который является одним из отчетных документов и хранится у администрации структурного подразделения Учреждения (Приложение № 2).
Критерии оценки усвоения дополнительной общеобразовательной программы.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
- высокий уровень - 4-5 баллов – обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
- средний уровень - 3 балла – у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
- низкий уровень - 1-2 балла – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
- высокий уровень – 4-5 баллов – обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания с элементами творчества;
- средний уровень – 3 балла - у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;
- низкий уровень – 1-2 балла - ребёнок овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков;
ребёнок испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; ребёнок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога.
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ
промежуточной/итоговой аттестации
2016 / 2017 учебный год
Название объединения_________________________________________________
Фамилия, имя, отчество педагога_________________________________________________
Дата проведения __________________________________________________________
Форма проведения __________________________________________________________
Форма оценки результатов: уровень (высокий, средний, низкий) _____________________
Члены аттестационной комиссии.________________________________________________
(Ф.И.О., должность)
_________________________________________________
________________________________________________
Результаты промежуточной/итоговой аттестации
п/п | Фамилия имя ребенка | Год обучения | Итог (уровень усвоения программы) | На какой год обучения переведён/выпуск |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. | ||||
8. | ||||
9. | ||||
10. | ||||
11. | ||||
12. | ||||
13. | ||||
14. | ||||
15. |
Всего аттестовано ______чел. (% от общего количества) Из них по результатам аттестации: | |
высокий уровень_________чел. (% от общего количества) средний уровень ___________чел. (% от общего количества) низкий уровень _________чел. (% от общего количества) | |
Подпись педагога | |
Подписи членов аттестационной комиссии |
|
Методические рекомендации
Данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть школьники в области эколого – биологических наук. Снижение интереса к предмету и обилие информации не воспитывает у школьников потребности к расширению и углублению своих знаний. На занятиях курса учителю представляется возможность выбрать свою методику из множества инновационных, по новому взглянуть на собственный опыт, на возможность нести ученику информационную культуру действенных знаний. Задача учителя заключается не в передаче своему ученику определенного объема знаний. Задача состоит в том, чтобы научить его эти знания добывать самостоятельно. Обучение на курсе направлено на активную учебную деятельность. При организации и планировании занятий учитываются возрастные особенности детей: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; предметно-образное мышление, быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов в ходе бесед, лекций. Основными формами занятий является исследовательские уроки, проблемно-лабораторные и практические занятия, рефераты, защита групповых проектов. Итогом проведения лабораторных или практических работ являются отчеты с выводами, рисунками. На занятиях закладываются опыты, исследования, за ходом которых наблюдают ответственные и о результатах докладывают на занятии. Знания учащихся проверяются с
помощью тестовых работ, при этом требования к знаниям и умениям не должны быть
завышены, так как чрезмерность требований порождает перегрузку и ведет к угасанию интереса.
Темы занятий, заданий, работ, исследований даются приблизительные, так как всегда есть возможность их заменить на более востребованные в данный момент. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Это и сообщения, и рефераты, рисунки, фотографии, и исследовательские работы. Для более подготовленных ребят есть возможность для проведения учебно –исследовательской работы. На занятиях курса учащиеся учатся говорить, отстаивать свою точку зрения, защищать творческие работы, отвечать на вопросы. Это очень важное умение, ведь многие стесняются выступать на публике, теряются, волнуются. Для желающих есть возможность выступать перед слушателями. Таким образом, раскрываются все способности ребят.
Список литературы
Для учащихся
- «Практическая экология для школьников» Л.А. Коробейникова, Иваново, 1995.
- «Охрана природы», п/р профессора К. В. Пашканга, Москва, «Просвещение», 1990.
- «Юным любителям природы», Н.Н.Плавильщиков, Москва, «Детская литература», 1975
- «Растения от А до Я», Ю. П. Лаптев, Москва, «Колос», 1992.
- «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд.
- «Биология для абитуриента» Р.Г. Заяц и др, Минск, ЧУП «Издательство Юнипресс», 2004
- «Охрана природы», А.В. Михеев, «Просвещение», Москва, 1990
- «Атлас – определитель высших растений», В.С.Новикова, И.А.Губанов, Москва, Просвещение, 1991.
- «Определитель водорослей», Н.Б. Балашов, Лениздат, 1989.
- «Большой определитель грибов», А.В.Юдин, Москва, ООО «Издательство АСТ», 2001.
- «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России», М.В. Чертопруд.
Для преподавателя
- «Основы исследовательской деятельности школьников», И.П. Гладилина, О.П. Гришакина, А. А. Обручникова, Д.В. Попов, Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.
- «Экологическое образование школьников во внеклассной работе», А.Н. Захлебный, Москва, «Просвещение», 1984.
- «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Е. В. Тяглова, Москва, «Глобус», 2008.
- «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Л.С. Литвиненко, Москва, «5 за знания», 2005.
- «Практикум по методике проведения химического эксперимента» В.С. Полосин, «Просвещение», Москва, 1996
- «Основы учение о биосфере» Г.В. Войткевич, «Просвещение», Москва, 1989
- «Тематические игры и праздники по биологии», Л. В. Сорокина, Москва, «Творческий центр», 2005
- «Не совсем обычный урок», С.В. Кулькевич, Воронеж, «Учитель», 2001.
- «Активные формы и методы обучения биологии» Г.М. Муртазин, Москва, Просвещение, 1989
- «Внеурочная работа по географии» И.И. Баринова, Москва, Просвещение, 1988
- «Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005
- «Как организовать проектную деятельность учащихся», И.С. Сергеев, Москва, «Аркти», 2005.
Паспорт программы
Наименование программы
Дополнительная образовательная программа экологического объединения «Юные экологи»
Основание для разработки:
Основная цель: углубленное изучение природы родного края, её ресурсов, а так же воспитание экологически грамотного поведения в природе.
Задачи программы:
- Расширение знаний учащихся об окружающем мире.
- Формирование экологических понятий и навыков у учащихся.
- Формирование положительной мотивации в общественнополезной деятельности учащихся по сохранению природы родного края.
- Формирование навыков правильного поведения в природе.
- Обучение постановке опытов и обработке полученных результатов.
Сроки реализации: 2016 – 2018 годы
Условия реализации программы:
программа будет успешно реализована:
- Будет изучен весь предусмотренный программой теоретический материал и проведены все практические занятия;
- Будут учитываться возрастные и личностные особенности учащихся;
- Будет использоваться на уроках разнообразный дидактический материал.
Ожидаемые результаты:
Результатом работы кружка являются знания биологических, экологических, экономических особенностей своего края.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа кружка "Эколог и Я"
Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий...
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)
Рабочие программы по созданы в соответствии с программой Швец И.М....
Программа по экологии "Добро пожаловать в экологию"
«Добро пожаловать в экологию»программа по формированию представлений о природе и ее богатствах у детей с интеллектуальной недостаточностью, проходящих реабилитацию в реабилитационном отделении для дет...
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...