Разработка внеклассного мероприятия
методическая разработка по экологии (7 класс) на тему
Интересная разработка для учащихся по экологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_assorti.docx | 252.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ ДО ЦДТ ст.Удобной
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Экологическое ассорти»
Автор: педагог дополнительного образования
Дуйдова Марина Алексеевна
Данное мероприятие проводиться среди 5-7 классов продолжительность мероприятия 45 минут.
Форма организации работы учащихся: групповая.
Цель: создание условий для воспитания чувства любви и ответственности к родной природе.
Задачи: формировать знания у учащихся о природе родного края;
Развивать коммуникативные умения;
Воспитывать гражданскую позицию и бережное отношение к природе
Цели внеклассного мероприятия:
Образовательная: раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значение природы в жизни людей; расширить представления обучающихся о природе родного края;
Развивающая: продолжить формирование навыков работы в группе, стимулирование познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.
Воспитательная: развитие чувства ответственности перед командой, воспитание умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению других; воспитывать уважительное отношение к природе, нормы поведения в природе экологическую ответственность;
Оборудование:компьютер,мультимедийное оборудование, презентация «Экологическое ассорти», видиоролик об экологии», физическая карта России, физическая карта мира, на доске «Экологическое чудо-дерево», фишки в виде глобуса
Предварительная подготовка:
- сформировать команды (3), придумать название и девиз команд, соответствующие теме мероприятия;
- нарисовать природоохранные знаки;
- по списку собрать природный и бросовый материал.
План мероприятия:
- Организационный момент -2 мин.
- Основная часть:
- Станция «Чудо дерево» - 5 мин.,
- Станция «Экологическая ситуация» - 10 мин.,
- Станция «Биосфера» - 5 мин.,
- Станция «Красная книга» - 5 мин.,
- Станция «Мы творцы» - 10 мин.,
- Станция «Край родной» (информационный) - 3 мин.,
- Подведение итогов- 5 мин.
Ход мероприятия:
- Организационный момент Команды занимают свои места, представляются.
Учитель представляет членов жюри, знакомит с правилами игры Слайд 1-2.
Наше мероприятие я бы хотела провести под следующим девизом: «Как можно познать себя? Только путем действия, но никогда - путем созерцания.» (И. В. Гете)
- Основная часть (2 минуты).
Слайд 3. Фоторяд. Посмотрите вокруг – какой прекрасный и удивительный мир нас окружает! Голубое небо, ласковое солнце, раздольные луга, зеленые леса, величественные горы, неповторимый мир растений и животных. Все создано разумно и удобно для жизни всех живых существ. Природа щедра и бескорыстна, она дает для жизни человека все - пищу, воду, одежду, топливо, окружает красотой.
Слайд 4.Видеоролик «Экология» (загрязнение окружающей среды)
Ребята, скажите, о чем этот видеоролик?
О чем мы будем сегодня говорить?
Конечно же, речь сегодня пойдет об экологии, о проблемах загрязнения окружающей среды и её охране.
Наше сегодняшнее мероприятие необычное, мы отправляемся с вами в экологический патруль.
Слайд 5.Будем останавливаться на различных остановках, решать проблемы, выполнять заданиями, конечно же, зарабатывать баллы. За каждый заработанный балл команда получает фишку-глобус.
Слайд 6-15. Остановка 1«Экологическое чудо-дерево»
Здесь мы проверим ваши знания по экологии. Ребята по очереди подходят к чудо-дереву, срывают листочек, на котором написан вопрос. Обсуждают в команде 1 минуту и дают ответ, если затрудняются ответить, на данный вопрос может ответить другая команда. За каждый правильный вопрос 1 балл.
Вопросы:
- Какие растения являются биоиндикаторами, выявляющими общее загрязнение среды?(лишайники).
- Что означает термин «экология»? («экос»-дом, «логос»- учение).
- Какие компоненты загрязняют атмосферу ?(пыль, газы, дым, микроорганизмы, шум, радиация).
- Какие компоненты загрязняют гидросферу? (бытовые и промышленные сточные воды, удобрения, нефтепродукты, мусор, микроорганизмы, водоросли).
- Какие компоненты загрязняют литосферу? (удобрения, ядохимикаты, отходы с предприятий, бытовые отходы, радиоактивные отходы).
- В каком году была издана первая красная книга и почему ее так назвали?
( 1971г, красный цвет- цвет тревоги, опасности, предупреждения).
- Что такое заповедник? (Особо охраняемая территория или акватория, полностью или частично исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами).
- Полезны ли дождевые черви? (да, они являются кормом для животных и птиц, участвуют в улучшении структуры почвы- рыхлят почву, образуют гумус, обеззараживают почву).
- Какую роль выполняют хищные звери и птицы? (они являются санитарами).
Слайд 16. Остановка «Экологическая ситуация»
Ребята, на этой станции каждая команда получает карточку с экологической ситуацией(приложение 1). Обсудите задание и дайте ответ.
Слайд 17. Остановка «Биосфера» Ребята, у вас на столах находится текст рассказа с экологическими ошибками(приложение 2). Найдите их и предложите правила поведения в природе. За каждую правильную найденную ошибку 1 балл.
Ребята, скажите, почему эта остановка так названа? Действительно биосфера - это оболочка, в которой взаимодействуют все компоненты живой и неживой природы: вода, почва, воздух, животные, растения и человек.
Слайд 18-20. Остановка «Красная книга»
Ученик:
Охраняется Красной книгой
Сколько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи
Охраняются даже цветы.
Ребята, на этой остановке вам предлагается угадать животных и растения, которые занесены в красную книгу Краснодарского края. Назовите их (на столах у команд находятся фото с животными и растениями). За каждое угаданное животное или растение вы получаете по 1 баллу, если вы правильно называете это животное, получаете еще один дополнительный балл.
- Ребята, какова роль Красной книги?
Ученик.
Люблю мой край. Как странно слышать,
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше!
И в цвет сирени здесь окрашен май.
Дождём и сеном пахнет лето,
Зовёт прохладою река...
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака,
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит,
И выйдет с берегов река в апреле.
И лес весной шумит,
Люблю мой край! Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти.
Ученик.
Когда-то собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы
Травы невиданной красоты
Много животных там стало водится
Змеи, слоны, черепахи и птицы
Вот вам подарок, люди, владейте
Землю вспашите, хлебом засейте
Всем завещаю вам я отныне
Вы берегите эту святыню.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защитится,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Ученик.
Что случилось? Что забылось? Что сломалось?
Все яснее понимаю: быть беде!
На земле уже природы не осталось,
И живем мы в окружающей среде.
Ученик.
Все сильнее ощущаю боль утраты,
Худо с флорою и с фауной разлад.
А в салатах говорят одни нитраты,
И нитраты в каждой рыбине сидят.
Ученик.
Все тревожней на планете год от году!
И понятно даже- даже комару:
Или будет мы беречь свою природу,
Или вылетим в озонную дыру!
Ученик.
Люди, люди, что же вы сделали с планетой?
Сами сбились вы с нахоженных путей
Ведь другой такой на свете нет,
Да и нет у природы запчастей!
Ученик.
Я не хочу такого мира
Где все так серо и уныло…
Ученик.
Что же натворили мы с природой?
Как теперь нам ей смотреть в глаза?
В темные отравленные воды,
В пахнувшие смертью небеса.
Ученик.
Моя планета-человеческий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком
Где сточная канава океан?
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет, ни аисту, ни льву,
Где травы стонут: «Больше не могу».
Ученик.
Смотрю на глобус-шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой!
И шепчут нам материки:
Ты береги нас, береги!
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах как слеза.
И тихо просят родники
Ты береги нас, береги!
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки
Ты береги нас, береги!
Остановил олень свой бег:
«Будь человеком человек!
В тебя мы верим, не солги
Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус-шар земной
Такой прекрасный и родной,
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас, сберегу!»
- Подведение итогов (рефлексия 2 минуты)
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что вам сегодня больше всего запомнилось?
- Считаете ли вы себя экологически культурными людьми?
Слайд 27.Ребята сегодняшнее мероприятие я хотела бы закончить следующим высказыванием: «Я сорвала цветок – и он увял. Я поймала мотылька – и он умер у меня на ладони. И тогда я поняла, что прикоснуться к природе можно только сердцем». (Е.Л. Прасолова)
Спасибо! Всего вам самого доброго!
Литература:
- Экология.6-11 классы: внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность учащихся/ сост. И.П. Чередниченко.- Волгоград: Учитель, 2009.-134с.
- Фадеева Е.О., Бабенко В.Г. Экология. Организмы и их среда обитания. Из-во НЦ ЭНАС, 2002,-72- (Портфель учителя).
- Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия/ авт.-сост. И.Г. Норенко.- Волгоград: учитель, 2007.-139с.
- Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни/ сост. В. В. Балабанова, Т.А. Максимцева.- Волгоград: Учитель, 2003.-154с.
- Интернет-ресурсы.
- Внеурочная работа по биологии 6-11 класс. С. М. Курганский. – М.: ВАКО 2015. – 288 с (мастерская учителя биологии)
Приложение 1.
Ситуация №1
На одном далеком острове люди решили уничтожить комаров. Использовали для этого ядохимикаты. Комары действительно исчезли, но через некоторое время появилось множество крыс. Они полчищами нападали на поля и сараи местных жителей, поедая зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта «напасть».
Задание. Раскройте причинно-следственные связи, которые привели к развитию данной экологической ситуации, охарактеризуйте последствия и предложите пути выхода из этой экологической ситуации.
(Ядохимикаты, уничтожающие комаров, попали на растения, которыми, в свою очередь, питались тараканы (насекомые). Насекомые питались растениями, но не погибали от яда. В то же время он накапливался в их телах.
Этих тараканов ловили ящерицы. Они слабели от яда и становились легкой добычей кошек. Для кошек яд оказался смертельным. Вскоре их совсем не осталось на острове. Наступило раздолье для крыс.)
Ситуация 2.
Морской транспорт чрезвычайно загрязняет Мировой океан. Выбрасываются консервные банки, пластиковые бутылки, бумажные и полиэтиленовые пакеты и другой мусор. Рыбаки оставляют в море рыболовные синтетические сети.
Задание. Проанализируйте последствия загрязнения Мирового океана морским транспортом, предложите выход из данной экологической ситуации.
Ответ. Это приводит к загрязнению океана, превращению его в свалку. Гибнут морские животные, в частности кожистые черепахи и тюлени. Они принимают полиэтиленовые пакеты за медуз и проглатывают их. Желудок забивается, и животные гибнут. Очень часто в желудках акул обнаруживают при вскрытии консервные банки, комки мазута, другие предметы, так как акулы, когда голодны, хватают все подряд.
Часто морские животные (тюлени, киты, дельфины, птицы) не могут нормально жить и питаться, поскольку их тело туго стягивает сетка, она не разлагается в природе и поэтому доставляет мучения животным на протяжении всей жизни.
Меры: не выбрасывать в океан мусор, который не утилизируется в природе, вести разъяснительную работу с моряками и пассажирами морского транспорта, ввести квоты на рыбный промысел.
Ситуация 3.
Бесконтрольное применение минеральных удобрений (азотных и фосфорных) приводит к перенасыщению вод органическими соединениями. Это вызывает рост сине-зеленых водорослей.
Задание. Опишите кратко дальнейшее развитие экологической ситуации и предложите пути ее решения.
Ответ.
Бурное развитие сине-зеленых водорослей («цветение водоемов») сопровождается интенсивным потреблением растворенного в воде кислорода, недостаток которого в дальнейшем вызывает их гибель. Отмирая и оседая на дно, водоросли разлагаются, на что также тратится кислород. Все это влечет за собой массовую гибель представителей флоры и фауны. Водоросли выделяют большое количество веществ, угнетающих зоопланктон и микрофлору, а в некоторых случаях отравляющих рыбу, птицу, домашний скот и человека.
Необходимо нормировать внесение минеральных удобрений на поля, следить за соблюдением правил хранения минеральных удобрений на складах, фермах. В случае загрязнения водоемов удобрениями не допускать домашний скот на водоем. Вести борьбу за восстановление водных ресурсов, проводить мероприятия по очистке сточных вод, так как они также стимулируют размножение сине-зеленых водорослей
Приложение 2.
Рассказ с ошибками
«Воскресенье в лесу»
За неделю только и было разговоров в классе, о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница. Но мы решили все же поехать в лес сами. Дорогу мы уже знали, запаслись продуктами, взяли компас, не забыли транзистор.
Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой рощи. По дороге нам часто попадались разные грибы-белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петя выбрасывал полиэтиленовые пакеты и банки. Он говорил: «Микробы все равно их разрушат». Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержав теплые голубоватые яйца, положили их обратно. Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли ежика. Решив, что его бросила мама, взяли его с собой - в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал погружать их глубоко в муравейник.
Постепенно начали набегать тучи, стало темнее, засверкали молнии, загремел гром. Пошёл довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятались под ним.
Оживленные, мы шли до станции, перепрыгивая лужи. И вдруг поперек дороги поползла змея. «Это гадюка»- закричал Петя и ударил ее палкой. Мы подошли к змее и увидели у нее на затылке два желтых пятнышка. «Это не гадюка - тихо сказала Маша,- это уж». «Все равно - гадина!»- ответил Петя.
С охапками луговых и лесных цветов мы подошли к станции. Через час поезд уже подходил к окраине города. Весело прошел день!
Правила:
- не включать громкую музыку;
- не вырывать грибы, а также не сбивать даже несъедобные; так как
разрушается грибница, исчезает лекарство для животных,
нарушается сообщество насекомые — грибы — деревья;
- для костра собирать сушняк, а не ломать ветки. В теплую, сухую погоду в лесу разводить костры запрещается;
- не оставлять полиэтилен, так как он плохо разрушается
микроорганизмами (полностью разрушается через 220 лет) и
металлические банки (разрушаются через 100 лет);
- костер после прогорания следует забросать землей или залить
водой до полного прекращения горения;
- не трогать яйца птиц — птица может покинуть гнездо;
- не брать зверят и птенцов из леса в город — если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите снова вернуть их в лес;
- не втыкать в муравейник палочки— нарушаются взаимоотношения
в этом сложном сообществе;
- не прятаться во время грозы под одиноким деревом — в него может
попасть молния!
- никоим образом не уничтожать змей, даже гадюк;
- луговые и лесные цветы рвать не следует — жизнь сорванных
цветов недолговечна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Внеклассное мероприятие Разработка внеклассного мероприятия по теме: «Я выбираю здоровый образ жизни».
Разработка внеклассного мероприятия и презентация....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «Что такое коррупция». (8-9 классы) Внеклассное мероприятие по математике «Что такое коррупция»
Данная методическая разработка внеклассного мероприятия «Что такое коррупция?» составлена и применялась как внеклассное мероприятие по дисциплине “Математика» для обучающ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по технологии. Внеклассное мероприятие « Своя игра»
Данную игру можно провести на закрытии тематической недели труда....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по технологии. Внеклассное мероприятие « Что, Где, Когда»
Интересная игра ,которую можно провести на тематической неделе....
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» в рамках общешкольных мероприятий «Оренбург юбилейный»
Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему «Творчество Л.В.Попова. К 140-летию художника…» поможет педагогу познакомить учащихся с творчеством оренбургского художника Луки...
Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).
Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...