Экология на каждый день
план-конспект урока по экологии (7, 8, 9 класс) на тему

Караульная Татьяна Фёдоровна

Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Начиная с семьи, маленькой группы людей, мы переходим к большому понятию «экология». Разглядеть в этих словах общее не так уж и сложно. Семья – то же жилище, дом и даже мир, а экология – группа предметов, организмов, связанных между собой всем, чем только можно.

Почему экология начинается с семьи?  По словам Александра Ивановича Герцена, «семья начинается с детей». В детстве всех учили не ломать веточки деревьев, не сорить на улице. И эти правила помнят все, так же, как и «мыть руки перед едой». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ekologiya_kazhdyy_denword_13_-_kopiya_-_kopiya.docx33.9 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок на тему «Экология на каждый день».

Участники: 5-9 классы

Тип урока:интегрированный, комбинированный

Учитель биологии :Караульная Т.Ф

 Учитель технологии: Покушалова Т.В.

Цели урока:

Образовательные:Познакомить учащихся с основными  понятиями: экология,  здоровье и здоровый  образ жизни;

Развивающие: Развивать экологическую культуру к себе и к окружающей среде;

Воспитательные: воспитание потребности в знаниях болезни «немытых рук», правил личной гигиены, напомнить о значении кислорода для жизни на Земле, необходимости его сбережения и охраны окружающей среды.

Оборудование: Компьютер, экран, презентация.

Технологии, используемые на уроке:

Игровые;

ИКТ;

Здоровьесберегающие.

На экране эпиграф:2013 год  - год охраны окружающей среды

Ход урока:

1. Организационный момент (приветствие уч-ся).

2.Основная часть

Учитель: Здравствуйте, ребята!Тема урока «Экология на каждый день».

А что означает слово «Экология?»

Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

Начиная с семьи, маленькой группы людей, мы переходим к большому понятию «экология». Разглядеть в этих словах общее не так уж и сложно. Семья – то же жилище, дом и даже мир, а экология – группа предметов, организмов, связанных между собой всем, чем только можно.

Почему экология начинается с семьи?  По словам Александра Ивановича Герцена, «семья начинается с детей». В детстве всех учили не ломать веточки деревьев, не сорить на улице. И эти правила помнят все, так же, как и «мыть руки перед едой».

 2013 год  - год охраны окружающей среды и сегодня мы на уроке  затронем актуальную проблему -защиты  природы.

 Еще великий русский писатель , знаток природы Михаил Пришвин писал:

«Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, их надо открывать и показывать людям. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.

В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И любить природу – значит охранять ее».

Мы должны научиться беречь животных, растения, озера, реки и леса – все, что окружает нас.

Ефремов Рустам  (уч-ся 9 кл). Помните!  Ежегодно в моря и океаны попадает около 5 млн тонн нефти и тяжелых металлов. Это вызывает массовое отравление и гибель  рыб. У людей, которые едят отравленную рыбу могут возникнуть серьезные заболевания.

Помните! Ежегодно от лесных пожаров в России гибнет около2 млн гектаров леса, а вместе с ними растения и животные.

Помните! Многие реки, ручьи превратились в сточные канавы, исчезает рыба, высыхают или становятся непригодными для питья подземные источники Человек, потребляя неочищенную воду, подвергает свое здоровье опасности: в настоящее время в наших водопроводах выделено более 2100 различных видов загрязнений (включая бактерии и вирусы), вызывающие серьезные болезни.

Учитель:

  • в ХХ веке использование воды возросло в 6 раз по сравнению с предыдущими столетиями;
  • к 2025 году 2/3 населения Земли будут жить в регионах, испытывающих средний или сильный недостаток воды;
  • в развитых странах до 30% воды теряется при доставке потребителю, а в крупных городах потери составляют 40-70%;
  • в развивающихся странах почти 90% канализационных стоков сливаются в водоемы и реки без очистки;
  • ежегодно 2,2 миллиона человек в мире умирают от болезней, связанных с низким качеством воды. 90% из них – дети до 5 лет

Ежедневное потребление воды для бытовых нужд в России.

Романчев Саша( уч-ся)

Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

И будет оставаться в них навеки

Чистая и вкусная вода!

Ефремов Рустам (уч-ся)

Помните! Из всех природных ресурсов нашей планеты самое большое богатство – земля. Она наша кормилица. Мы должны беречь землю, заботиться о ней, умножать ее плодородие. А земля сегодня изрезана, истоптана. В нее закапывают отходы (промышленные, радиационные), сбрасывают бытовой мусор. Так, например, только за 90 лет разлагается в земле консервная банка, за 2-10 лет – бумага, за 100 лет – фильтр от сигарет, за 200 лет – полиэтиленовый пакет.

Учитель: В настоящее время очень остро стоит проблема бытового мусора. На каждого жителя нашей планеты приходится в среднем около 1 тонны мусора в год, и это не считая миллионов изношенных и разбитых автомобилей. Если весь накапливающийся за год мусор не уничтожать и не перерабатывать, а ссыпать в одну кучу, образовалась бы  гора высотой с Эльбрус.

Можно назвать несколько причин увеличения количества мусора:

-рост производства товаров массового потребления одноразового использования;

- увеличение количества упаковки;

- повышение уровня жизни, позволяющее пригодные к использованию вещи заменять новыми.

Каждый российский горожанин ежегодно производит 300кг твердых отходов. Самые большие  « мусорщики»- американцы: у них на каждого жителя страны приходится 600кг в год твердых бытовых отходов. Что же представляет мусор? Это :бумага, стекло, пластмассы, ткани, металлические предметы. Кроме всего этого в ТБО входят крупногабаритный мусор (старая мебель, холодильники, стиральные машины, автомобильные шины и др).

Мусор можно переработать и это выгодное дело. Так из макулатуры получают новую бумагу, из автомобильных шин- крошку, которая незаменима для школьных площадок, из пластика делают садовые скамейки и тазики. И, тем не менее, проблема ТБО остро стоит во многих странах, а  особенно в России.

Я назову три основные варианты обращения с ТБО:

  1. Захоронение отходов. Это самый антиэкологичный вариант. При обычной свалке образуется метан,который попадает в атмосферу и способствует усилению парникового эффекта, а сколько других вредных веществ?
  2. Сжигание. Загрязняет атмосферу. Мусоросжигательные   заводы , их в России  7.
  3. Сортировка и переработка. Это самый  экологичный  вариант обращения с ТБО.

Какой вред приносят свалки мусора? (угроза для здоровья человека-появление и размножение грызунов, загрязняется атмосфера).

Учитель: Отходы всех этих производств загрязняют не только атмосферу, но и почву, реки, озера. Очень тревожно, что только за последние пять лет количество отходов увеличилось более чем в два раза.

Сейчас мы с вами попробуем сделать из мусора что-то интересное .

Слово Татьяне Валентиновне!

( Составление картины из мусора – 2 команды).

Шутливые загадки для болельщиков – Татьяна Валентиновна.

Учитель:А как трудно сегодня выживать животным и растениям? А назовите причины исчезновения животных?

Учитель:Международным Союзом охраны природы было принято решение создать специальную книгу, куда занести все находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений.  Эту книгу назвали “КРАСНОЙ КНИГОЙ”.

Почему красной? Красный цвет — сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения. Международная Красная книга не совсем обычная. Листы ее можно вынимать и перекладывать с одного места на другое. Листы имеют различную окраску: красные, белые, зеленые, желтые. Это зависит от того, насколько редок или уже исчезает данный вид. Кроме общего перечня животных, которые уже нуждаются в защите, в Красной книге имеются краткие, но точные сведения о каждом из этих видов. Первые тома этой книги вышли в 1971 году.

Внимание! Конкурс” Перечислите виды животных и растений, находящихся на территории области, занесенные в Красную книгу России.

Учитель: Интеллектуальный марафон по охране природы

  1. Что такое заповедник? (Это место в различных зонах, где проводятся исследования в течение многих лет. Цель их: сохранить богатство различных видов растений и животных).
  2. Что такое заказник? (Это территория. Образуется на время. Здесь запрещаются определенные виды деятельности человека: охота, рыбная ловля, заготовка леса, сбор грибов и ягод).
  3. Все вы знаете слова А.С. Пушкина  “Почернело сине море...” О какой экологической проблеме может говорить этот цвет? (Загрязнение морей нефтепродуктами).
  4. Почему только в виде исключения нужно подбирать животное, оставшееся в природе без родителей? (Если вы найдете маленькое животное или птицу и принесете их домой, а потом выходите, снова выпустите в лес, помните, что эти звери могут погибнуть. Дикое животное, привыкнув к человеку, теряет инстинкт самосохранения, изнеживается и, как правило, гибнет, оказавшись в условиях дикой природы).
  5. Какие дела по восстановлению природных ресурсов вы можете сделать своими силами? (Посадить дерево, очистить водоем, сбор макулатуры и металлолома, запуск в водоем рыбы).
  6. Природные богатства, находящиеся в глубинах земли, которые человек использует в хозяйстве (Ископаемые).
  7. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы. (Охрана природы).
  8. Распространенное вещество, встречающееся на земле в трех состояниях. (Вода).
  9. Верхний слой земли, необходимый растениям. (Почва).
  10. Организмы, которые встречаются во всех природных зонах и не могут жить без света, воды, воздуха. (Растения).
  11. Живое существо, активно воздействующее на живую и неживую природу и изменяющее ее. (Человек).
  12. Какое значение имеют зеленые растения?

         Учитель: подводит итоги конкурса

Выступление уч-ся:

«…Природа – наш второй дом, а дом должен быть экологичным.  Позаботимся об этом и посадим комнатные растения в квартире, а под окнами – деревья и кустарники. Это первый шаг к тому, чтобы сделать нам мир лучше. Если это сделает каждый из нас, то все может измениться на глазах, и жить будет на много приятнее»  Гулина Алена, 5 кл

 «Сегодня очень серьезно стоит вопрос о защите окружающей среды. Бездумная деятельность человека на протяжении веков разрушила среду обитания. Почему же так беспечны люди? Почему не берегут то, что природа дала человеку в дар? Я не нахожу ответов на эти вопросы, но абсолютно уверена, что экология начинается в семье. Ведь именно родители «зарождают» в ребенке любовь, уважение и трепетное бережное отношение к природе. Казанцева Анна, 5 кл

«Прежде чем «неосторожно» задавить маленького жука или букашку, подумай, что этот жучок мог спасти сотни деревьев, а теперь его нет и… Всегда думай о последствиях, подавай хороший пример друзьям и близким, ведь жизнь планеты зависит и от тебя» Леонов Никита, 5 кл

Неважно, чем занимается предприятие, большое оно или малое, выпускает ли оно колбасу или детали для погрузчиков, оно обязано заботиться об экологии. Чтобы воздух, земля и вода оставались чистыми, а отходы попадали именно туда, где им положено быть. Потому как каждому человеку хочется жить на зеленой планете. Казанов Роман, 5 кл

Учитель:Татьяна Валентиновна  дает вам экологические советы на каждый день:

День 1 – Посадите дерево во дворе или в парке.

День 2-Убрать мусор или дать вторую жизнь старым вещам

День 3- Каждый раз, во время  чистки зубов вы расходуете больше литра воды (наберите воду в стакан и этого будет достаточно).

День 4-Меняя воду из-под цветов в вазах, полейте ею комнатные растения.

День 5-Уходя, гасите свет!

День6:Не бросайте мусор на улице, используйте урны для мусора.

День7: Берите книги в библиотеке вместо того, чтобы покупать их (особенно книги, которые Вы не будете перечитывать).

(Ефремов Рустам)

Если в лес пришли гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только,  чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь.
Испугаются  зверюшки,  убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай
Мусор с травки убирать, зря цветов не надо рвать!
Из рогатки не стрелять: ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу- всего лишь гость, здесь хозяин - дуб и лось.
Их покой побереги, ведь они нам - не враги!
Помоги лесным зверюшкам, приготовить для их кормушки.
И тогда любой зверек - будь то ласка иль хорек,
Еж лесной, речная рыба - скажет: "Ты - мой друг! Спасибо!"

Учитель: От того каким будет лес, какой будет окружающая нас природа зависит только от нас, людей, живущих  на этой Земле.

Закрепление:

1.Что означает понятие «экология»?

2.Почему экология начинается с семьи?

3. Какое главное  значение растений?

4. Какой вред приносят свалки мусора?

Подведение итогов урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Замечательная презентация-релаксация к 8 Марта и на каждый день (не моя)!!!

Замечательная презентация -релаксация для всех женщин на каждый день и к 8 Марта (автора не знаю)!!! Наслаждайтесь! Расслабляйтесь! Отдыхайте!!!...

Педагогический проект с детьми старшего дошкольного возраста "Каждый день полезный, каждый день чудесный"

Проект разработан с использованием игровых элементов, для формирования социального опыта, что способствовало бы не только усвоению и присвоению этого опыта, но и развивало личность  ребенка на вс...

Урок экологического воспитания в 5 классе: «Экология на каждый день».

Урок экологического воспитания в 5 классе: «Экология на каждый день»....

Благодарность (премия "Экология -дело каждого")

Благодарность (премия "Экология -дело каждого")...

Диплом "Экология - дело каждого"

Диплом "Экология - дело каждого"...

Экологической акции «Экология – забота каждого»

В рамках экологической акции «Экология – забота каждого» учителя нашей школы посетили Братские могилы на кладбище туберкулезного диспансера пос. Чаадаевка, где во время войны и после...

Итоги III Международной детско - юношеской премии «Экология – дело каждого»

laquo;Экология – дело каждого» – это премия Росприроднадзора за интересные, нестандартные, креативные идеи, инициативы, выдающиеся проекты, посвященные сохранению окружающей с...