Конспект НОД "В гости к мухе Цокотухе"
план-конспект по экологии на тему

Воронкова Марина Васильевна

Конспект по теме "Насекомые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_nasekomym2.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание»

в подготовительной к школе группе на тему:

 «Эти удивительные насекомые»

       Интеграция образовательных областей.

«Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».

        Задачи:

Образовательные:

1. Расширять знания детей об особенностях внешнего вида насекомых. Дать представление о цикле  развития насекомых (на примере бабочки) ;

2. Продолжать формировать представления детей о взаимосвязях в природе; о связи жизни животных, растений с различными средами, о том, что животные и растения приспосабливаются к разным условиям мест обитания.

3.  Продолжать учить составлять небольшие рассказы о насекомых.

Развивающие

1.  Развивать  навыки исследовательской деятельности.

2. Продолжать учить использовать в художественном творчестве полученные ранее навыки и умения.

3. Упражнять в умении самостоятельно выбирать материалы для творческой деятельности.

4. Закрепление умения отвечать на вопросы полным, распространенным предложением.

Воспитательные

1. Воспитывать желание совместно с взрослыми участвовать в природоохранной деятельности, доступной для данного возраста.

2. Воспитывать трудолюбие.

3. Воспитывать интерес к насекомым, желание узнать о них что-то новое.

     Активизация и уточнение словаря по теме «Насекомые»

     Словарная работа: гусеница, куколка, насекомые, насечки.

     Оборудование:  насекомые, презентация «Схема развития бабочки», наборы карточек «Появление бабочки», макет поляны, набор картинок «насекомые», пенопласт, зубочистки, лепестки искусственных цветов, макет планеты для насекомых.

     Ход занятия:

     Воспитатель: Ребята, вы ничего не заметили? Что это так светло в нашей группе?

Дети: Солнце светит ярко. Наступила весна.

Воспитатель:  

Насекомые весной

Вьются и порхают –

На полянке, на лесной –

Всё благоухает!

Ног у насекомых шесть,

Голова есть, крылья.

И не прочь пыльцу поесть

(Но не путать с пылью!)

Пчёлке, бабочке, шмелю

Нужен сок цветочный.

Ест коровка божья тлю,

С зелени, с листочков.

Шмель гудит, оса звенит,

Стрекоза  летает…

В ульях мёд в такие дни

Пчелы запасают.

Воспитатель:  О ком говорится в стихотворении?

Дети:  о насекомых.

Воспитатель: Да, ребята, весной,   появляются насекомые.  А где живут насекомые?

Дети: в лесу на полянке, на лугу, в саду и т. д.

Воспитатель: Хотите в гости к этим маленьким жителям полянки?

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки,

Кто так ловко шагал,

Не споткнулся, не упал?

Подходим к полянке

Воспитатель: Мы куда пришли? (на полянку). Вы что видите на ней?

Дети: цветы, пенек, травку.

Воспитатель: Где насекомые? Как вы думаете?   Ой, ребята, а я уже кого-то вижу. Кто это?

Воспитатель берет одного насекомого и рассказывает о нем.

Воспитатель называет несколько характерных особенностей насекомого и предлагает найти и показать его.

•        

У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

•        

Сок цветов душистых пьет,

 Дарит нам и воск, и мед.

 Людям всем она мила

 А зовут ее... (пчела).

- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

•        

Она ярка, красива,

 Изящна, легкокрыла.

 Сама похожа на цветок

  И любит пить цветочный сок. (бабочка).

- Какие слова  вам подсказали, что это бабочка.

Воспитатель предлагает ребенку выбрать по желанию насекомое и рассказать о его характерных особенностях (2-3 детям).

Воспитатель:   Как можно назвать их одним словом?

Дети: насекомые.

 Кто мне из вас скажет, какие внешние признаки есть у насекомых? Как их узнать?

Дети: У насекомых есть голова, на голове у них есть усики, глаза, хоботок, челюсть, есть туловище, 3 пары лапок, крылья, жало.

Дети подходят к доске, на которую воспитатель вперемешку помещает картинки с изображением насекомых и паукообразных.

- Чем похожи эти живые существа?

(Обычно все дети говорят, что они маленькие).

-Ребята, по какому признаку их можно разделить на две группы?

(Воспитатель слушает все ответы детей). Воспитатель ставит отдельно от остальных картинку божьей коровки и паука и просит детей сравнить их.

 -  А паук – это насекомое?

Воспитатель раздаёт фигуры насекомых и предлагает рассмотреть их брюшко.

-Ребята обратите внимания, что у них на брюшке насечки.

-Ребята давайте произнесём слово «насечки «и «насекомые».

- Похожие слова? (да)

- Ребята  насекомые это живые существа, у которых шесть лап и насечки на брюшке.

Воспитатель: расположите в одной стороне полезных насекомых, а другой вредных.

-  Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

- Назовите полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.)

- Какую пользу приносят  пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

- Назовите вредных насекомых.( Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)

-Каждое насекомое по-своему полезное (например: комар нас он кусает, а лягушки ими питаются.) Вывод - все насекомые нужны природе!

Воспитатель: Нравятся вам чудеса? (да). Тогда присаживайтесь на пенечки (стульчики) и послушайте про чудо, которое происходит с насекомыми. (показ слайдов).

 Чудо – это то, что жуки, мухи, бабочки никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот, например, бабочка, самое красивое насекомое (схему показываю).  Она откладывает много яиц. Часть склюют птицы, часть унесут муравьи, но какая-то часть уцелеет. Из них появятся гусеницы. Выбравшись наружу, гусеница тут же начинает поедать листья, все лето она растет, а на зиму превращается в куколку, совсем неподвижную с виду. Пройдет время, зашевелится куколка, лопнет у нее на спинке шкурка, появятся крылышки, потом и вся бабочка. Пошевелит она крылышками и улетит.

А теперь давайте еще раз назовем этапы развития бабочки, используя схему.

(каждый выполняет на столе).

Что сначала откладывает бабочка?

Дети: яйца.

Воспитатель: Кто появляется из яйца?

Дети: гусеница.

Воспитатель: В кого она превращается?

Дети: в куколку.

Воспитатель: Кто выходит из куколки?

Дети: бабочка.

(Проверяют правильность выполнения задания по схеме на доске.)

9.Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон              (медленно поворачиваются вокруг себя)

У людей зовётся «кокон».

Свив на ветке этот дом,                         (вращают руками)

Дремлет гусеница в нём.         (ладошки под правой щекой)

Спит без просыпа всю зиму.         (ладошки под левой щекой)        

Но зима проходит мимо -             (взмахи руками вверх)

Март, апрель, капель, весна…       (хлопки руками на каждое слово)

Просыпайся, соня – сонюшка!       (потягиваются)

Под весенним ярким солнышком  (рисуют руками солнышко)

Гусенице не до сна.                         (грозят пальцем)        

Стала бабочкой она!                        (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Воспитатель: Ребята, есть ли у насекомых враги?

Дети: есть.

Воспитатель: Кто?

Дети: птицы, люди.

Воспитатель: Как насекомые спасаются от врагов?

Дети: Они прячутся в траве, на дереве, на пнях

Воспитатель: Ребята, пройдем к нашей полянке, возьмите каждый по насекомому и найдите для него место на полянке, где бы его не увидела птица.

Дети прячут насекомых в кору деревьев или в траву, на ветки.

Почему ты выбрал это место? Почему кузнечик зеленый? Почему майский жук коричневый? А зачем ему нужна такая окраска?

Дети: Защищаться от врагов, прятаться.

Воспитатель: Это кто?

Дети: божья коровка.

Воспитатель: Расскажи, почему ты ее поместил на красный цветок?

Дети: она красная и цветок красный

Воспитатель: Она такая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться?

Дети: на цветочке, в травке.

Воспитатель: Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно!  Пчела, муравей, кузнечик, бабочка, стрекоза – это полезные насекомые. Они приносят нам пользу. Пчела и бабочка опыляют цветы. Кузнечик, муравей, стрекоза охотятся на других вредных насекомых.

Ребята, я вам давала задание узнать что-нибудь интересное о насекомых и рассказать нам. Кто хочет поделиться интересным фактом?

А чем же питаются насекомые?

 Дети:  Насекомые питаются листьями, травой, стеблями растений, нектаром цветов, другими вредными насекомыми, остатками пищи человека.

 Воспитатель: Мы много узнали про насекомых. Читали книги, разгадывали загадки, играли, рисовали, лепили. Сделали макет «Насекомые на планете «Земля». Я хочу предложить вам интересную работу – изготовить «воздушную» планету и поселить там летающих насекомых. (работа за столами).

 Воспитатель: Где мы с вами были? Кого видели? Вам понравилось наше путешествие в мир насекомых? Мне тоже было интересно.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муха – Цокотуха (сказка - опера)

Сценарий выступления на экологическом слёте...

Сценарий кукольного спектакля по ПДД "По дороге к мухе-цокотухе"

Театральное представление "По дороге к Мухе-Цокотухе", представленное учащимися 2 класса для повторения и закрепления правил дорожного движения. А еще для хорошего время препровождения в группе п...

Мюзикл "Муха-Цокотуха" по мотивам произведения К.Чуковского

Детская музыкальная сказка в современной интерпритации. Много песен, танцев, пластических зарисовок....

Муха-Цокотуха

Музыкальный детский мини-спектакль по мотивам К.Чуковского в современной интерпритации. Много музыки, песен, танцев....

Весенний праздник "В гостях у Мухи Цокотухи"

Сценарий весеннего праздника по сюжету К.И.Чуковского. Предполагает совместное чаепитие детей с мамами и бабушками. Способствет сближению детей и родителей,помогает воспитывать любовь, отзывчивос...

Сценарий музыкального спектакля "Муха-Цокотуха"

Сценарий музыкального спектакля "Муха-Цокотуха"...

В гостях у Мухи-Цокотухи

Конспект занятия во второй младшей группе по формированию  у детей представлений о качественных изменениях воды и ее свойствах....