РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИИ основное общее образование 8 класс
рабочая программа по экологии (8 класс) на тему
Рабочая программа по экологии для 8 класса составлена в соответствии с авторской программой по экологии 6-8 классы для общеобразовательных учреждений под руководством Н.М. Черновой (- М. изд. Вентана-Граф 2007 г.), с учётом учебного плана на 2015-2016 учебный год и основной образовательной программы МБОУ Николо- Березовской СОШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ekologii_8_klass.doc | 200.5 КБ |
Предварительный просмотр:
х. Николовка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Николо- Березовская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЭКОЛОГИИ
основное общее образование
8 класс
Количество часов: 35
Учитель: Адамова Светлана Алексеевна
Программа разработана на основе авторской программы по экологии для 6-8 классов для общеобразовательных учреждений под руководством Н.М. Черновой.
2015 год
8 класс
«Экология человека (культура здоровья)»
М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина
(1 час/ в неделю, 35 часов в год)
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по экологии для 8 класса составлена в соответствии с авторской программой по экологии 6-8 классы для общеобразовательных учреждений под руководством Н.М. Черновой (- М. изд. Вентана-Граф 2007 г.), с учётом учебного плана на 2015-2016 учебный год и основной образовательной программы МБОУ Николо- Березовской СОШ.
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Приказ МО России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- Приказ МО России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Приказ МО России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ НОО, ООО и СОО».
Основная идея курса «Экология»
В РФ проблема экологической просвещённости становится всё более и более актуальной. Несмотря на общий спад промышленного производства, практически не изменились сложившиеся тенденции негативного воздействия на атмосферу, водоёмы, почвы, животный и растительный мир. Одна из основных причин ухудшения экологической ситуации – невежество в природоохранных вопросах, непонимание и игнорирование проблем вследствие недостаточности знаний, и самое главное – не желание знать и узнавать.
Ухудшение состояния природных экосистем, загрязнение окружающей среды – это и государственная проблема, и проблема каждого гражданина. Это связано с тем, что последствия пагубного воздействия на природу,сказывается на каждом из нас, и все те меры, которые принимаются государством для решения экологических проблем, не могут быть реализованы без широкого участия населения. Наряду, с многочисленными правами, которые мы, как правило, не пользуемся, закон РФ обязывает граждан «принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения».
Неблагоприятная экологическая обстановка в стране во многом определяется недостатками экологического контроля и управления. Экологический контроль – деятельность государства, предприятий, граждан, направленная на соблюдение природоохранных норм, правил, ограничений. Управление – более широкая деятельность, направленная на реализацию экологических целей и программ.
Как научиться контролировать экологическую обстановку и управлять ею?
Сначала хоты бы на местном уровне, там, где мы живём. К сожалению, здесь пока не удаётся достичь ощутимых результатов. Это можно объяснить следующими причинами:
- объекты контроля и управления (например, антропогенное воздействие на природу) слишком сложны и разнообразны;
- используется крайне ограниченный набор методов контроля и управления, связанных с принуждением со стороны местной власти, государства;
- изменение местной экологической ситуации возможно лишь в результате наших общих усилий, т.е. при участии каждого человека и общества в целом.
Как изменить ситуацию? Как сделать так, чтобы в экологическом контроле и управлении были заинтересованы и участвовали не только государство и местная власть, но и отдельные граждане? Как бороться с игнорированием экологических проблем, с привычкой видеть вокруг себя грязь и ничего не делать, с невежеством в вопросах охраны окружающей среды?
Ключевую роль в этом играет экологическое просвещение и образование. Какие бы нормы и правила не существовали, они не могут быть реализованы без широкого общественного участия. Вовлечение же каждого человека в экологическую деятельность невозможно без экологического информирования, воспитания, просвещения и образования.
Таким образом, основная задача экологического просвещения – воспитание заинтересованности в получении подобной информации, в последовательном и целенаправленном решении экологических проблем.
Школьное экологическое образование играет роль двигателя, который в состоянии «вытянуть» всю систему местного экологического образования и просвещения. Через школьников и учителей в процесс экологического образования и просвещения, естественно, будут вовлечены и родители.
МБОУ Николо- Березовская школа много лет работает в области экологического образования и просвещения и каждый день учителя сталкиваются со всеми перечисленными проблемами, поэтому возникла потребность в ведении в учебный план дополнительных учебных курсов «Экология».
Цель преподавания учебного курса «Экология человека» в школе – углубить экологическую информацию об организме человека, как едином целом, полученную учащимися в курсе биологии и экологии на II ступени обучения. Изучение «Экологии человека» в 8 классе осуществляется в соответствии с программой авторского коллектива Федоровой М.З., Кучменко В.С., Лукиной Т.П.. Программа предназначена для организации обучения экологии по учебнику «Экологии человека. Культура и здоровье» (авторский коллектив Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П.; М.; ИЦ Вентана-Граф).
Задачи преподавания учебного курса «Экология человека»:
- освоение, углубление и расширение основных экологических понятий;
- развитие представлений о влиянии условий окружающей среды на человека;
- применение полученных знаний для сохранения экологического равновесия в природе.
-становление экологической культуры личности и общества как обязательного условия гармоничного взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и устойчивое развитие.
Основу этой программы определяют следующие принципы:
- узнаваемость конкретных объектов, событий, явлений, процессов;
- гибкость, позволяющая использовать в процессе обучения любые объекты, события, явления, процессы, связанные с окружающей средой;
- совместимость с другими школьными предметами (химией, биологией, географией, физикой, информатикой, историей, социологией, т.д.) на уровне небольших исследовательских задач, связанных с синтезом, интеграцией и анализом знаний;
- решение задач экологического образования и воспитания;
- разнообразие форм занятий: беседы, экскурсии, семинары, практические работы, конференции, лабораторные работы, дискуссии, исследовательские и проектные работы.
Общая характеристика учебного предмета
«Экология человека» - самостоятельный курс экологической науки. В данном курсе экологии предусматривается развитие экологических понятий: «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой», которые объясняют на конкретных примерах животных. Рабочая программа включает следующие разделы: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на функционирование систем органов», «Репродуктивное здоровье». Внутри второго раздела материал распределяется по темам в соответствии с изученными в курсе анатомии системами органов. После изучения основных разделов и тем предусматривается проектная деятельность учащихся. Кроме того, для формирования навыков и умений практически использовать полученные знания предлагаются лабораторные и практические работы. Программа «Экология человека» конкретизирует основные экологические понятия. Сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования через конкретизацию влияния каждого экологического фактора на жизнедеятельность и здоровье человека к обобщенным показателям взаимоотношений человека с окружающей средой. Рассмотрены взаимодействия человека с основными экологическими факторами: абиотическими, биотическими, психологическими, социальными, культурными..
Место предмета в учебном плане МБОУ Николо- Березовской СОШ
Рабочая учебная программа по экологии в 8 классе рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю). Для реализации данной программы в учебном плане ОУ 1 час взят из школьного компонента. Данный курс является дополнительным для глубокого и детального изучения материала в курсе «Биология» 8 класса. Курс направлен на формирование основ здорового образа жизни.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся 8 класса общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций по экологии. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Экология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка, изучение их разнообразия. Данный учебный предмет является пропедевтическим и позволяет учителю углубить знания учащихся по вопросам биолого-экологической направленности путём использования различных форм и методов обучения, в частности методов развивающих критическое мышление и креатив детей.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса по экологии
- Называть и описывать ощущения от восприятия различных экологических факторов с помощью различных органов чувств.
- Описывать многообразие условий обитания человека. Называть основные возрастные периоды в онтогенезе человека.
- Приводить примеры экологического неблагополучия среди людей, разнообразия реакций человека на изменение различных экологических факторов.
- Объяснять взаимовлияние экологических факторов на человека;
- Давать характеристику основным видам приспособлений человека к различным экологическим факторам и их совокупности, основным средам обитания человека.
- Объяснять значение различных экологических факторов для существования животных в экосистеме и для хозяйственных нужд человека; значение биоразнообразия для устойчивого развития экосистем.
- Прогнозировать изменения в развитии Земли под воздействием природоохранной, селекционной, генно-инженерной деятельности человечества, а также деятельности по созданию клонов.
- Называть основные аспекты ЗОЖ.
Основные типы занятий по экологии:
- урок изучения нового материала
- урок обобщения и повторения
- урок практических занятий
- наблюдения и экскурсия
- урок самостоятельной работы с учебником
Особенности преподавания предмета в 8 классе
Рабочая программа по экологии имеет отличительные особенности по изменению количества часов на изучение отдельных тем (увеличение количества часов). По окончании 8 класса учащиеся полностью овладевают знаниями, умениями и навыками и поэтому в конце учебного года каждый учащийся защищает проект (выбранный в начале года). Рабочая программа рассчитана на использование учебника «Экология животных» 8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. «Экология человека (культура здоровья)» М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина. – М.: Вентана-Граф, 2007. В программу включены лабораторные работы по оценке функционального состояния организма, которые помогут выработать программу сохранения и укрепления здоровья. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Основное содержание программы «Экология человека» 8 класс
35 часов, 1 раз в неделю
№ | Название темы | Кол-во часов |
1 | Окружающая среда и здоровье человека | 7 |
2 | Влияние факторов среды на системы органов | 22 |
3 | Репродуктивное здоровье | 6 |
Итого | 35 часов |
Календарно-тематическое планирование уроков учебного курса «Экология человека»
8 класс (1 час/ в неделю, 35 часов в год)
№ урока | Тема урока | Цели урока | Базовые понятия | Виды контроля | Д/з | Дата | ||
1. Окружающая среда и здоровье человека (7 часов) | ||||||||
Что изучает экология человека? | Сформировать представление об экологии человека как научном направлении, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. | Экология человека: биологическая, социальная, прикладная. Экологические факторы: абиотические, биотические. Антропогенные (социальные, физические, химические, биологические). | Текущий. | § 1 | 07.09 | |||
Здоровье и образ жизни. Лаб. раб. «Оценка состояния физического здоровья» | Сформировать представление о человеке как биосоциальном существе. | Человек – биосоциальное существо. Природная и социальная среда. Здоровье, образ жизни, режим дня. | Текущий. Индивидуальный. Взаимоконтроль. | §2, Оценить состояние физ. здоровья в семье. | 14.09 | |||
История развития представлений о здоровом образе жизни. | Проследить историю развития представлений о здоровом образе жизни. Охарактеризовать этапы развития взаимоотношений человека с природой. | История развития представлений о здоровом образе жизни. Этапы развития взаимоотношений человека с природой. | Текущий. | §3 Выбор темы проекта. §4 | 21.09 | |||
Расы человека. | Дать характеристику основных адаптивных типов человека. | Основные адаптивные типы людей, расы человека (негроидная, европеоидная, монголоидная). Этнография. | Промежуточный | § 5 | 28.09 | |||
Климат и здоровье | Раскрыть влияние климатических факторов на здоровье. | Климат и здоровье. Погода и здоровье. | Текущий. | §6 | 05.10 | |||
Экстремальные факторы окружающей среды. | Проследить влияние экстремальных факторов окружающей среды на здоровье человека. | Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация. | Текущий. | §7 | 12.10 | |||
Вредные привычки. Презентация «ЗОЖ» | Раскрыть отрицательное значение вредных привычек и пагубных пристрастий. | Вредные привычки, пагубные пристрастия: табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ. | Текущий. | §8 | 19.10 | |||
2. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (22ч) А) Опорно-двигательная система (2) | ||||||||
Условия правильного формирования опорно-двигательной системы | Рассмотреть условия правильного формирования опорно-двигательной системы (ОДС) | ОДС: кости и мышцы. Факторы: наследственность, питание, физическая нагрузка, алкоголь, табакокурение. | Промежуточный | § 9 | 26.10 | |||
Воздействие двигательной активности на организм человека. Лаб. раб. №2 Оценка подготовки организма к занятиям физ. культурой. | Рассмотреть воздействие двигательной активности на организм человека. Оценить подготовленность учащихся к занятиям спорта на практике. | Гиподинамия, активный образ жизни, Основные категории упражнений: аэробные, силовые, растяжки. | Текущий. Индивидуальный. Взаимоконтроль. | § 10 | 02.11 | |||
Б) Кровь и кровообращение (5) | ||||||||
Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. | Раскрыть влияние природных и антропогенных факторов на состав крови человека. | Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. Гипоксия, анемия. | Текущий. | § 11 | 16.11 | |||
Иммунитет и здоровье. | Сформировать понятие иммунитета. Раскрыть причины изменения клеток иммунной системы. | Измененные клетки, онкологические заболевания, аллергия, аллерген. | Промежуточный | § 12 | 23.11 | |||
Условия полноценного развития системы кровообращения. | Рассмотреть условия полноценного развития системы кровообращения. | Ударный объем, частота сердечных сокращений (ЧСС), юношеская гипертония. | Текущий. | § 13 | 30.11 | |||
Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы. | Раскрыть положительное значение профилактики нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы. | Гипертония. | Текущий. | § 14 | 07.12 | |||
Лаб. раб. № 3 Оценка состояния противоинфекционного иммунитета. Лаб. раб. № 4 Реакция сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку. Лаб. раб. № 5 Определение стрессоустойчивости сердечно-сосудистой системы | В ходе эксперимента изучить 1) реакцию ССС на физическую нагрузку, 2) приспособленность организма к воздействиям внешней среды по показателям ЧСС, 3) стрессоустойчивость ССС по реакции изменения пульса в условиях эмоционального напряжения. | Индивидуальный. Взаимоконтроль. | § 14 повт. | 14.12 | ||||
В) Дыхательная система (1 час) | ||||||||
Правильное дыхание. Лаб. раб. № 6 Влияние холода на частоту дыхательных движений. | Сформировать навыки правильного дыхания. | Правильное дыхание. Горная болезнь. Носовое дыхание, канцерогены. | Текущий. Индивидуальный. Взаимоконтроль. | § 15 | 21.12 | |||
Г) Пищеварительная система (4 часа.) | ||||||||
| Состав и значение основных компонентов пищи. | Раскрыть состав и значение пищевых продуктов. | Основные компоненты пищи: белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные соли. Вкусовые компоненты, природные пищевые компоненты: растительные волокна, бактерии, дрожжи. | Текущий. Самоконтроль | §16 Принести этикетки от различных продуктов питания. | 28.12.-11.01 | ||
Вредные примеси пищи. Лаб. Раб. № 7 «О чем может рассказать упаковка» | Рассмотреть влияние вредных примесей в пище на здоровье человека. | Вредные вещества: нитриты, нитраты, пестициды, тяжелые металлы. Сальмонеллез, ботулизм. | Текущий. Индивидуальный. Взаимоконтроль. | § 17 | 18.01 | |||
Рациональное питание | Сформировать понятие «рациональное питание» и рассмотреть его значение. | Рациональное питание, культура питания, диета. | § 18 | 25.01 | ||||
Д) Кожа (3 часа) | ||||||||
Воздействие солнечных лучей на кожу | Раскрыть положительное и отрицательное воздействие солнечных лучей на кожу. | Инфракрасные, видимые, ультрафиолетовые лучи. Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце. | Текущий. Самоконтроль | § 19 | 01.02 | |||
Участие кожи в терморегуляции. Лаб. раб. № 8 «Реакция организма на изменение температуры окружающей среды» | Рассмотреть влияние температуры окружающей среды на кожу и участие кожи в терморегуляции. | Теплоотдача: теплопроведение, теплоизлучение, потоиспарение, участие кровеносных сосудов. Закаливание. | Текущий. Индивидуальный. Взаимоконтроль. | § 20 | 08.02 | |||
Средства и способы закаливания. | Сформировать представление о средствах и способах закаливания. | Солнечные ванны, воздушные ванны. Водные процедуры. | Промежуточный. | § 21 | 15.02 | |||
Е) Нервная система. Высшая нервная деятельность (5 часов) | ||||||||
Факторы, влияющие на развитие и функционирования нервной системы. Лаб. раб. № 9 «Развитие утомления» | Рассмотреть факторы, влияющие на развитие и функционирования нервной системы. | Утомление. Переутомление. | Текущий. Индивидуальный. Взаимоконтроль. | § 22 | 22.02 | |||
Стресс как негативный биосоциальный фактор. Лаб. раб. № 10 «Оценка температурного режима учебных помещений» | Сформировать понятие стресса как негативного биосоциального фактора. | Стресс, стадии стресса. | Текущий. Индивидуальный. Взаимоконтроль. | § 25 | 29.02 | |||
Типы высшей нервной деятельности (ВНД) Лаб. раб. № 11 «Определение свойств нервных процессов, лежащих в основе деления на типы ВНД» | Сформировать представление о типах высшей нервной деятельности. | Темпераменты: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик. | Текущий. Индивидуальный. Взаимоконтроль. | § 26 | 07.03 | |||
Биоритмы и причины их нарушений. | Сформировать понятие «биоритмы» и рассмотреть причины их нарушений. | Биоритмы, биологические часы. | Текущий | § 27 Д. Лаб. раб. 12 «Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей» | 14.03 | |||
Гигиенический режим сна. | Сформировать представление о гигиеническом режиме сна как составляющем здорового образа жизни. | Сон, значение фаз сна, продолжительность сна, гигиена сна. | Промежуточный | § 28 | 04.04 | |||
Ж) Анализаторы (2 часа) | ||||||||
Условия нормального функционирования зрительного анализатора. | Рассмотреть условия нормального функционирования зрительного анализатора. | Фотоэпилепсия, работа на компьютере. | Текущий. | § 24 | 11.04 | |||
Внешнее воздействие на слух и органы равновесия. Лаб. раб. № 13 «Воздействие шума на остроту слуха» | Раскрыть влияние внешнего воздействия на слух и органы равновесия. | Звук, шум, укачивание, вибрационная болезнь. | Текущий. Индивидуальный. Взаимоконтроль. | § 25 повт. 9-29 | 18.04 | |||
3. Репродуктивное здоровье (6 часов) | ||||||||
30 | Особенности развития организмов юноши и девушки. | Раскрыть особенности развития организмов юноши и девушки под действием биосоциальных факторов. | Половые железы, половые гормоны, период полового созревания, вторичные половые признаки. | Самоконтроль | § 30-31 Подготовить выступления о половых болезнях. | 25.04 | ||
31 | Проблемы взросления и культура здоровья. Заболевания, передающиеся половым путем. | Сформировать понятия: половая жизнь, беременность, естественное и искусственное прерывание беременности. Познакомить с болезнями, которые передаются половым путем. | Половая жизнь, беременность, естественное и искусственное прерывание беременности. Сифилис, гонорея, хламидиоз, трихомоноз, герпес, СПИД | Взаимоконтроль | § 32-34 | 02.05 | ||
32 | Факторы риска внутриутробного развития | § 32 | 16.05 | |||||
33 | Ответственное поведение как социальный фактор | § 35 | 23.05 | |||||
34 | Защита проектов. | Оценить проектную деятельность учащихся за год. | 30.05 | |||||
35 | Защита проектов. | Оценить проектную деятельность учащихся за год. | 30.05 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные издания для учащихся
- «Экология человека» 8 класс: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. )» М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина М.: Вентана-Граф, 2007. – 139с.
- Резанов А. Г., Бровкина Е. Т.,Сивоглазов В. И. Многообразие живой природы. Животные. - М.: Дрофа. - 528 с.
3. Экология. Энциклопедия для детей. Том 19. М.: Аванта +, 2001.-448 с.
Д. Фанс, В. Н. Максимов, Дж. Моричи. Мультимедийный словарь по экологии, 2007.
Литература для учителя
- Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных. учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника / автор-составитель Г.М. Пальдяева – М: Дрофа, 2011г.
2. И. М. Швец, М. З. Федорова, Т. П. Лукина и др. Экологическая составляющая курса в основной школе: Сборник программ. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 48 с.
3. Т. С. Сухова, В. И. Строганов, И. М. Швец и др. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2008. – 176 с.
4. Кузнецов В. Н. Экология. Система заданий для контроля уровня подготовки выпускников средней школы.- М.: Вентана-Граф.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
Мультимедиа поддержка курса «Биология»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), 2004
- Интернет-ресурсы
www.bio.1september.ru
www.bio.nature.ru
www.edios.ru
www.km.ru/educftion
http://chemistry48.ru
www.school.collecsion.ru
Результаты и система их оценки
Критерии и нормы оценки знаний и умений учащихся по биологии (экологии)
1. ОЦЕНКА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учитель должен учитывать:
— правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов;
— степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
— самостоятельность ответа;
— речевую грамотность и логическую последовательность ответа.
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
2. ОЦЕНКА ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Оценка умения выполнять практические (лабораторные) работы
Учитель должен учитывать:
— правильность определения цели опыта;
— самостоятельность подбора оборудования и объектов;
— последовательность в выполнении работы по закладке опыта;
— логичность и грамотность в описании наблюдений, в формулировке выводов из опыта.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
3. ОЦЕНКА УМЕНИЙ ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ЭКСКУРСИИ
Учитель должен учитывать:
— правильность проведения наблюдений по заданию;
— умение выделять существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
— логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдений и в выводах.
Отметка «5»:
— правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
— выделены существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);
— логично, научно, грамотно оформлены результаты наблюдений и выводы.
Отметка «4»:
— правильно по заданию учителя проведено наблюдение;
— при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
— допущена небрежность в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «3»:
— допущены неточности и 1—2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;
— при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;
— допущены ошибки (1—2) в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «2»:
— допущены ошибки (3—4) в проведении наблюдений по заданию учителя;
— неправильно выделены признаки наблюдаемого объекта (процесса);
— допущены ошибки (3—4) в оформлении наблюдений и выводов.
4. ОЦЕНКА САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
В письменных контрольных (тестовых) работах учитывается также, какую часть работы выполнил ученик:
«2» - 0-49 % заданий; «3» - 50-69% заданий; «4» - 70-89% заданий; «5» - 90-100% заданий
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ:
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Темы проектов для учащихся, в рамках изучения экологии человека:
- Здоровье и образ жизни.
- Вредные привычки.
- Состав и значение основных компонентов пищи.
- Рациональное питание
- Средства и способы закаливания.
- Стресс как негативный биосоциальный фактор.
- Биоритмы и причины их нарушений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по английскому языку Уровень образования - основное общее образование, класс – 5-9 класс Количество часов – 510 Учитель – Шевченко Андрей Дмитриевич
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, М.: Просвещение, 2010., примерной программы по английскому языку федерально...
Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Технология» в 5 классе ФГОС общего образования второго поколения .
Рабочая программа даёт возможность не только само реализовываться при выполнении практических и различных творческих работ, но и расширять кругозор, оценивать свою деятельность с точки зрения нравстве...
Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 9 класса к учебнику под...
Рабочая программа по русскому языку.Уровень общего образования (класс) основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс
Программа разработана на основе: Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы) / авт.сост. М.М.Раз...
Рабочая программа по русскому языку.Уровень общего образования (класс) : среднее общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 11 класс
Программа разработана на основе: Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (10-11 классы) / авт.сост. А.И.В...
Рабочая программа по русскому языку Уровень общего образования (класс): среднее общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 10 класс
Программа разработана на основе: Программа по русскому языку для общеобразовательных организаций (10-11 классы) / авт.сост. А.И....