Электив 11 класс экология 2015 Полякова В.А.
рабочая программа по экологии (11 класс) на тему
Элективный курс углубляет частные вопросы экологии, учета экологических загрязнителей и расширяет возможности практического использования экологических знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_elektiv_2015_g_11v_polyakova_v.a._ekologiya.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Самарская государственная областная академия (Наяновой)»
Утверждаю Декан ФОО: | Согласовано Зам. Декана ФОО | Рассмотрено на заседании кафедры биологии |
________ А.Л. Вышкин | __________ И.А. Морозов | Протокол № 1 от 26. 08. 2015. |
Рабочая программа по элективному курсу «экология»
Класс
11 в
Учебный год: 2015- 2016
Разработала:
Полякова В.А.
преподаватель кафедры биологии
Самара 2015 год
Пояснительная записка
Аннотация. Рабочая программа предметного элективного курса «Экология» расширяет и углубляет курс биологии в 11 профильном классе. Данный курс повышенного уровня, направлен на дополнительное рассмотрение тем учебного предмета. Позволит освоить основные методы мониторинга состояния окружающей среды. Программа составлена в соответствии с авторской программой Л.Н.Харченко «Основы экологической культуры» (В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Сборник 4. –М.: «Дрофа», 2010 г.)
Актуальность: в настоящее время в связи с усилившимся антропогенным воздействием на
среду обитания человека и животных увеличилась и необходимость в знании приемов и методов мониторинга состояния окружающей среды. Что позволит верно оценить загрязненность воды, почвы, атмосферного воздуха и сделать вывод о пригодности данных мест для проживания.
Проблема: в курсе общей биологии 11 класса рассматриваются только общие закономерности экологии, не углубляясь в частные вопросы необходимые для расширенного изучения социальной экологии, так как данный раздел экологии изучает взаимоотношения общества и природы, частью которой обучающиеся являются сами.. В элективном курсе мы сосредоточили свое внимание на изучении практических вопросов и методов мониторинга, что соответствует необходимым требованиям к обучению.
Цели курса:
- формирование системы экологических знаний, взглядов и убеждений, обеспечивающих понимание сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере, понимание содержания концепции устойчивого развития;
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- мотивировать интерес к вопросам экологии и современным экологическим проблемам;
- формировать социально-ценные мотивы личностного отношения к природе;
- раскрывать универсальную ценность природы;
- формировать у старшеклассников экологическое сознание и экологическую ответственности;
- привлекать к исследованию и охране природы родного края;
- формировать нравственно-экологические знания, соответствующие интеллектуальные и практические умения, обобщенные модели поведения в природной среде;
- побуждать к оцениванию фактов воздействия человека и общества на природу и природы на человека и общество;
- привлекать к контролю и оценке социально-значимых результатов природоохранной деятельности.
Курс «экология» входит в вариативную часть учебного плана образовательного учреждения. Общее количество уроков по экологии в 11 классе составляет 34 часа в год в соответствии с учебным планом СГОАН (1 час в неделю).
Структура материала
Содержательной основой курса является учение о природной экосистеме как совокупности совместно обитающих организмов и условий их существования, находящихся в закономерной взаимосвязи. Экосистемы рассматриваются как открытые самоорганизующиеся и самовоспроизводящиеся системы, на уровне которых происходит обмен веществ, и осуществляются потоки энергии.
В рабочей программе определен перечень лабораторных и практических работ. Большинство лабораторных и практических работ являются фрагментами уроков, не требующими для их проведения дополнительных учебных часов.
Современная экология имеет интегральный характер и является комплексом научных дисциплин. В названном учебном курсе раскрываются основы трёх разделов экологии — общей, прикладной и социальной экологии. Общая экология рассматривает уникальность качественного разнообразия живых существ, экологические взаимодействия на организменном и надорганизменном уровнях организации живого. Прикладная экология посвящена изучению структуры и функционирования антропогенных экосистем, разработке допустимых нагрузок на среду и экосистемы, норм использования природных ресурсов, методов управления экосистемами, моделированию экосистем. Социальная экология исследует взаимосвязи и взаимозависимости общества и природной среды, в том числе в условиях несоизмеримости темпов естественной эволюции природы с темпами развития человеческого общества.
Обучение старшеклассников экологии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития экологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу практической подготовки в 11 классах, для формирования их экологической культуры. Поэтому содержание курса структурировано так, чтобы обучающиеся могли синтезировать имеющиеся и получаемые знания в единую систему представлений о природе и месте человека и человечества в ней.
В соответствии с программой в 11 классах школьники изучают общую экологию. Первые темы посвящены экологии видов и популяций. В них раскрыты экологические закономерности взаимодействия живых организмов и их среды обитания, описаны основные формы экологических адаптаций, взаимоотношения видов, а также популяции как элементарные надорганизменные макросистемы. Последующие темы содержат материал о составе, структуре и динамике экосистем. В одной из тем рассмотрена биосфера как самая большая экосистема Земли. Последние темы посвящены социальной экологии, включают материал о состоянии биосферы на современном этапе, концепции устойчивого развития, глобальных экологических проблемах человечества, международном сотрудничестве в области охраны окружающей среды, о вопросах формирования экологического менталитета.
В рабочей программе определен перечень лабораторных и практических работ.
Ценностные ориентиры содержания курса
В настоящее время образование должно обеспечить выпускникам высокую экологическую и природоохранительную грамотность.
Знания в области основных экологических законов, теорий и идей формируют нравственные нормы и принципы отношения к живой природе.
. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения экологии, проявляются в признании:
• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• ценности экологических методов исследования живой и неживой природы;
• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентации содержания курса позволяет сформировать:
• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
• понимание необходимости здорового образа жизни;
• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс экологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь. Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию экологических терминологии и символики;
• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
• развитию способности открыто выражать и аргументирование отстаивать свою точку зрения.
Курс экологии направлен на формирование нравственных ценностей - ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе экологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Предполагаемые результаты.
Преподавание курса «экология» направлено на достижение обучающимися следующих результатов:
Обучающие смогут:
- Раскрывать содержание основных экологических принципов и правил, способствующих формированию ответственного отношения личности к природе;
- понимать сущности природных процессов и результатов деятельности человека в биосфере;
- осуществлять исследовательскую деятельность, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, проводить эксперименты, сравнивать, анализировать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свою точку зрения;
- работать с разными источниками информации (учебником, научной и справочной литературой, словарями, Интернетом), анализировать и оценивать информацию;
- выбирать целевые и смысловые установки своих действий и поступков по отношению к окружающей среде;
- оценивать факты воздействия человека и общества на природу, человека и общество, бережного отношения к использованию водных и земельных ресурсов, зелёных насаждений и охраняемых природных территорий;
- осуществлять контроль и оценку социально-значимых результатов природоохранной деятельности.
Инструментарием для оценивания результатов деятельности обучающихся являются: отчет по практическим и лабораторным работам, сообщение по заданным темам, защита проектов.
Содержание курса
Тема 1. Антропогенное воздействие на биосферу.
Современное состояние природной среды. Загрязнители окружающей среды и их основные виды. Предельно допустимый сброс (ПДС. предельно допустимая концентрация (ПДК). Мониторинг.
Атмосфера – внешняя оболочка биосферы. Состав воздуха. Круговороты кислорода, углекислого газа и азота в биосфере. Взаимосвязь процессов, протекающих в атмосфере. Загрязнение атмосферы. Основные источники естественного и антропогенного загрязнения. Влияние загрязнения атмосферы на живые организмы.
Почва – биокосная система. Компоненты почвы. Развитие и формирование почв. Соответствие типов почв определенным типам растительных сообществ. Круговорот веществ в почве. Виды загрязнения почв. Эрозия почв. Рекультивация почв.
Вода – основа жизненных процессов в биосфере. Испарение. Транспирация. Круговорот воды. Загрязнение природных вод, его виды и последствия.
Радиоактивность в биосфере. Особенности радиоактивного заражения биосферы. Источники радиоактивного заражения биосферы. Количественные характеристики воздействия на человека.
Экологические проблемы биосферы (локальные, региональные, глобальные).
Основы рационального управления природными ресурсами и их использование. Цели и задачи рационального управления природными ресурсами. Оптимальные способы эксплуатации экосистем. Биологические ресурсы. Минеральные ресурсы. Природосберегающее общество.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, графиков, схем, кино- и видеофильмов.
∙ Лабораторные работы
Определение загрязнения воздуха.
Определение загрязнения воды.
Состав и свойства почвы.
Экскурсия
Ознакомление с очистными сооружениями и их работой.
Тема 2. Окружающая среда и здоровье человека.
Химическое загрязнение среды и здоровье человека. Состояние биосферы и современные представления о здоровье человека. Пути попадания химических загрязнений в организм человека. Токсичные вещества. Хронические отравления. Лучевая болезнь.
Биологические загрязнения и болезни человека. Инфекционные болезни. Природно-очаговые болезни. Возбудители болезни. Переносчики инфекции. Меры профилактики инфекционных и природно-очаговых заболеваний.
Влияние звуков и шума на организм человека. Шумовое загрязнение. Уровень шума. Шумовая болезнь. Пути предупреждения шумовой болезни.
Физические факторы среды и самочувствие человека. Ритмичность в природе. Биоритмы. Суточные ритмы. Влияние погодных условий на самочувствие и работоспособность человека.
Питание и здоровье человека. Рациональное питание. Экологически чистые продукты.
Ландшафт как фактор здоровья. Природный ландшафт. Городской ландшафт. Населенный пункт кА экосистема. Требования к экосистеме современного города. Экологические проблемы современного города и их влияние на человека.
Проблемы адаптации человека к окружающей среде. Влияние производственной деятельности на биологическую эволюцию человека. Напряжение и утомление. Резервные возможности человека. Практическое значение изучения способности людей к адаптации.
Демонстрация таблиц по экологии и охране природы, кино- и видеофильмов.
∙ Лабораторная работа
Изучение загрязнения пищевых продуктов.
∙ Практические работы
Составление экологической карты населенного пункта, микрорайона города.
Составление экологического паспорта помещения.
Тема 3. Заключение.
Формирование у каждого человека новой социальной и экологической нравственности. Природоохранная деятельность.
Решение экологических задач. Проведение экологических конференций и ролевых игр.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Всего часов | Количество часов | Вид занятий | |
теоретические | практические | ||||
1. Антропогенное воздействие на биосферу | |||||
1 | Современное состояние окружающей среды. | 1 | 1 | Беседа | |
2 | Загрязнители окружающей среды и их основные виды. | 1 | 1 | Виртуальное путешествие (видеофрагменты) | |
3 | Мониторинг окружающей среды. | 1 | 1 | Лекция | |
4 | Атмосфера – внешняя оболочка Земли. | 1 | 1 | Семинар-беседа | |
5 | Загрязнение атмосферы | 1 | 1 | Лабораторное занятие | |
6 | Вода – основа жизненных процессов в биосфере. | 1 | 1 | Круглый стол | |
7 | Загрязнение природных вод. | 1 | 1 | Лабораторное занятие | |
8 | Почва – биокосная система. | 1 | 1 | Лекция | |
9 | Загрязнение почвы | 1 | 1 | Лабораторное занятие | |
10 | Радиоактивность в биосфере | 1 | 1 | Семинар | |
11 | Количественные характеристики воздействия на человека. | 1 | 1 | Круглый стол | |
12 | Хозяйственная деятельность человека в биосфере | 1 | 1 | Мини-конференция Сообщения | |
13 | Экологические проблемы биосферы. | 1 | 1 | Семинар | |
14 | Основы рационального управления природными ресурсами | 1 | 1 | конференция | |
15 | Экскурсия: «Ознакомление с очистными сооружениями и их работой». | 1 | 1 | Экскурсия | |
16 | Контроль знаний по теме «Антропогенное воздействие на биосферу». | 1 | 1 | Практическое занятие контроля знаний | |
2. Окружающая среда и здоровье человека | |||||
17 | Химические загрязнения среды и здоровье человека | 1 | 1 | Семинар | |
18 | Биологические загрязнения и болезни человека | 1 | 1 | Практическое занятие | |
19 | Меры профилактики инфекционных и природно-очаговых заболеваний. | 1 | 1 | Семинар | |
20 | Влияние звуков и шума на организм человека | 1 | 1 | Практическое занятие
| |
21 | Физические факторы среды и самочувствие человека. | 1 | 1 | Семинар | |
22 | Питание и здоровье человека | 1 | 1 | Лабораторное занятие | |
23 | Ландшафт как фактор здоровья. | 1 | 1 | конференция (сообщения) | |
24 | «Составление экологической карты населенного пункта, микрорайона города». | 1 | 1 | Практическое занятие | |
25 | Проблемы адаптации человека к окружающей среде. | 1 | 1 | Лекция | |
26 | Влияние производственной деятельности на биологическую эволюцию человека. | 1 | 1 | Беседа | |
27 | Резервные возможности человека. Практическое значение изучения способности людей к адаптации. | 1 | 1 | Семинар | |
28 | «Составление экологического паспорта помещения». | 1 | 1 | Практическое занятие | |
29 | Контроль знаний по теме «Окружающая среда и здоровье человека». Тест. | 1 | 1 | Практическое задание
| |
3. Заключение | |||||
30 | Социальная и экологическая нравственность | 1 | 1 | лекция | |
31 | Природоохранная деятельность. | 1 | 1 | Практическое занятие | |
32 | «Решение экологических задач». | 1 | 1 | Практическое занятие | |
33 | Экологическая конференция | 1 | 1 | конференция | |
34 | Обобщение | 1 | 1 | конференция | |
Всего | 34 | 7 | 27 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | Наименование объектов | Наличие | ||
Библиотечный фонд | ||||
1. | Л.Н.Харченко «Основы экологической культуры» (В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова Программы элективных курсов. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Сборник 4. –М.: «Дрофа», 2010 г.) | Д | ||
Кабинетный фонд | ||||
КНИГОПЕЧАТНАЯ ПРОДУКЦИЯ | ||||
Литература для учителя: | ||||
Экология России. Учебник для 9-11-х классов общеобразовательной школы. Изд. 2-е, перераб. И доп. – М.: Устойчивый мир, 2001.-272 с ил | ||||
Литература для обучающихся: | ||||
1. | 1. Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Экология. 10 (11) класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, любое издание, начиная с 2011 г. 2. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, - 1989. 3. Экология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+ - 1994. 4. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 т. М.: Мир, 1990. | |||
2. | Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, - 1989. | Д | ||
3. | Жизнь растений I-VI тт. – М.: Просвещение, -1982. | Д | ||
4. | Трайтак Д.И. Книга для чтения по биологии. Растения. – М.: Просвещение, 1996. | Д | ||
6. | Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. – М.: Высшая школа. – 1990. | Д | ||
7. | Акперова И.Л. Уроки биологии. – М.: Дрофа, - 2005. | Д | ||
8. | Биология. Энциклопедия для детей. – М.: Аванта+ - 1994. | Д | ||
9. | Растения из Красной книги России. /В.И.Сивоглазов, Т.А. Козлова/ - М.: Дрофа, - 2010. | Д | ||
10. | Воробьев Ф. И. Эволюционное учение: вчера, сегод_ ня... М.: Просвещение, 1995. | Д | ||
11. | Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 т. М.: Мир, 1990. | Д | ||
12. | Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001 | Д | ||
Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М.: Мир, 1988 | Д | |||
14. | Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1995. | Д | ||
16. | Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение (дарвинизм). 4-е изд. М.: Высшая школа, 1998. | Д | ||
ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||||
1. | Портреты ученых биологов | Д | ||
2. | Правила поведения в учебном кабинете | Д | ||
3. | Правила поведения на экскурсии | Д | ||
4. | Развитие животного и растительного мира | Д | ||
5. | Систематика животных | Д | ||
6. | Систематика растений | Д | ||
7. | Строение, размножение и разнообразие животных | Д | ||
8. | Строение, размножение и разнообразие растений | Д | ||
9. | Схема строения клеток живых организмов | Д | ||
10. | Развитие животного и растительного мира | Д | ||
11. | Размножение растений | Д | ||
12. | Схема строения клеток живых организмов. Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ. | Д | ||
13. | Таблицы: Сукцессия. Биотехнология. Генетика. Основы экологии. Центры происхождения культурных растений и домашних животных. | Д | ||
14. | Гомологичные органы. Передние конечности млекопитающих | Д | ||
15. | Взаимодействие неаллельных генов (эпистаз, полимерия, комплементарность) | Д | ||
16. | Основные направления эволюции по А.Н. Северцеву | Д | ||
Технические средства обучения | ||||
1. | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. | Д | ||
2. | Мультимедийный проектор | Д | ||
3. | Экспозиционный экран | Д | ||
4. | Компьютер | Д | ||
Экранно-звуковые пособия | ||||
1. | Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения. Видеофильмы. | Д | ||
2. | Фрагментарный видеофильм о сельскохозяйственных живо животных | Д | ||
3. | Фрагментарный видеофильм о строении, размножении и среде обитания растений основных отделов | Д | ||
4. | Фрагментарный видеофильм по обмену веществ у растений и животных | Д | ||
5. | Фрагментарный видеофильм об охране природы в России | Д | ||
6. | Фрагментарный видеофильм происхождение и развитие жизни на Земле | Д | ||
7. | Видеофильмы: Основы цитологии, Основы селекции, Общая биология | Д | ||
8. | Коллекция цифровых образовательных ресурсов Современный гуманитарный университет, 2004, ООО «Телекомпания СГУ ТВ», 2005,; «Биология интерактивные дидактические материалы 6-11 классы» | Д/П | ||
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||||
1. | Весы аналитические | Д | ||
2. | Весы учебные с разновесами | Д | ||
3. | Комплект для экологических исследований | П | ||
4. | Комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ | Ф | ||
5. | Комплект оборудования для комнатных растений | Ф | ||
6. | Лупа ручная | К | ||
7. | Микроскоп школьный ув.300-500 | Ф | ||
8. | Термометр наружный | Д | ||
9. | Реактивы и материалы | П | ||
10. | МОДЕЛИ: Модели цветков различных семейств Митоз и мейоз клетки | Д | ||
11. | Модель молекулы ДНК | Д | ||
12. | Муляжи систем внутренних органов животных | Д | ||
13. | Скелеты животных и человека | Д | ||
14. | МУЛЯЖИ: Плодовые тела шляпочных грибов | П | ||
15. | Результаты искусственного отбора на примере плодов культурных растений | Д | ||
16. | НАТУРАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ: Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп | К | ||
17. | Гербарии, иллюстрирующие морфологические, систематические признаки растений, экологические особенности разных групп, изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора. | Р | ||
18. | ВЛАЖНЫЕ ПРЕПАРАТЫ | Д | ||
19. | МИКРОПРЕПАРАТЫ: Набор микропрепаратов по ботанике (проф.) Набор микропрепаратов по разделу «Растения. Бактерии . Грибы. Лишайники» (базовый) | П П | ||
20. | Микропрепараты клеток эукариот. Микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука; хромосом. | Р | ||
21. | КОЛЛЕКЦИИ: Ископаемые растения и животные Комнатные растения по экологическим группам: Тропические влажные леса Влажные субтропики Сухие субтропики Пустыни и полупустыни Водные растения | Д Д | ||
22. | ЭКСКУРСИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Экскурсионное оборудование используется на группу учащихся: Папка гербарная Пресс гербарный Рулетка Совок для выкапывания растений | П | ||
Оборудование класса | ||||
1. | СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ УЧЕБНАЯ МЕБЕЛЬ Доска аудиторная с магнитной поверхностью и с приспособлениями для крепления таблиц, карт Стол демонстрационный Стол гистологический Стол письменный для учителя Стол препараторский Стул для учителя Стол компьютерный Подставка для ТСО Шкафы секционные для оборудования Сушилка для посуды Стенды экспозиционные |
Д - демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев), К - полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса), Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),П - комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по несколько учащихся (5-6 экз.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра по экологии для учащихся 11 класса "Экология и я!
Игра "Экология и я" предназначена для общеобразовательных школ на уроках 11 класса по географии или биологии. Проводится по правилам "своей игры", включает в себя разделы: Экология в доме, Охрана прир...
интегрированный урок в 11 классе (экология и математика) "Законы и правила экологии. Решение задач".
План урока построен с учётом метапредмедного подхода: учитывались знания учащихся по экологии и математике. Девиз урока :" Математика - это язык, на котором написана книга природы". Дети, как исследов...
Аннотация к рабочим программам по информатике (7-11 класс) по К. Полякову и Н.Еремину
Аннотация к рабочим программам по новым учебникам К.Полякова и Н.Еремина. Аннотация общая, на весь курс 7-9 класс и 10-11 класс из расчета 1 час в неделю....
Рабочая программа для 9-11 класса по К.Полякову
Рабочая программа по учебнику К.Полякова И н.Еремина для 10-11 классов по ФГОС.(1 час в неделю)...
Преемственность 4 класса (2014-2015) и 5 класса (2015-2016)
На графиках и диаграммах отражен средний балл и качество знаний по итогам 4 класса, 1 четверти 5 класса и итогов 5 класса по математике, русскому языку и литературе. Наблюдается обучающиеся подтвердил...
Рабочая программа по информатике 10-11 класс к УМК Полякова
Рабочая программа по информатике к УМК Поляков 10-11 класс (1 час в неделю)...
Контрольная работа в форме теста «Введение в информатику», 7 класс (по учебнику Полякова К.Ю. Информатика, 7 класс)
Контрольная работа в форме теста «Введение в информатику», 7 класс (по учебнику Полякова К.Ю. Информатика, 7 класс)Тесты представлены в формате для программы MyTestXPro...