Экологическая сказка – быль.
статья по экологии на тему
Воспитание экологической культуры у детей младшего школьного возраста
Представляю вашему вниманию сказку – быль, которую использую для воспитания у детей экологической культуры.
Моя задача, как педагога- показать, объяснить, для чего нужно беречь природу, защищать от загрязнения, от уничтожения.
Мои подопечные – ученики четвёртого класса. У них широко распахнуты глаза в стремлении узнать больше. И я, используя их знания, фантазию, воображение, увожу в сказку, которую сама для них и сочинила. Экологическая сказка – быль написана на реальных фактах, поэтому становится близка и понятна каждому ребёнку.
Вот здесь, ломая грани между сказкой и реальностью, учу видеть добро и зло. В сказке показан только положительный герой – Кеша, который слышит, чувствует природу и стремится ей помочь.
Ребята понимают, что зло творят тоже люди, но в сказке они не называются конкретно. Мы только слышим комментарии Кеши. И уже на втором погружении в сказку одна девочка заявила: «Я знаю, кто это сделал! Это наша соседка- тётя Дуся! Я видела, как она ломала ветки черёмухи, а потом обирала ягоду…»
Если раньше ребёнок относился к данному поступку нормально, то теперь в его душе появились нотки жалости к природе. А значит, сам он этого, смею надеяться, не будет делать. И скорее всего, попытается остановить других.
Уже через неделю имя Кеши не сходит с уст ребят. Чтобы он сказал? Как бы поступил?
Мы рисуем Кешу в разных ситуациях. Здесь он берёт черёмуху, здесь - ищет грибы, здесь – плачет. Анализируем рисунки, ситуации, делаем выводы. Дети рассуждают по-взрослому. Взвешивают каждый поступок.
В конце сказки говорится, что Кеше теперь не страшно умирать, т.к. «успел науку передать». Ребята, не сомневаются, что речь идёт именно о них, да мне и самой уже кажется, что это так.
Но конец сказки дети советуют переписать. Кеше умирать нельзя, рано ещё. Вот если бы все дети могли узнать о нашем Кеше, может быть, тогда природа была бы защищена. Давайте разошлём нашу книжку во все школы. Пусть читают…
И здесь я понимаю, что мой труд не напрасен. Многое поняли дети. Почувствовали масштаб беды, которая грозит природе. А если мы выходим на речку, на луг, в лес, дети везде цитируют сказку (почти все знают наизусть). Когда готовили место для костра, Паша громко проговаривал: «Сначала дёрн надо извлечь, и обложить очаг камнями. Теперь уж разжигайте пламя». Ведь всем известно, что в лес тянет всех, от мала до велика.
В лес люди едут и идут:
Кто чай попить,
Шашлык кто съесть.
Конечно, там легко дышать,
И разгуляться место есть.
И, конечно, все разжигают костры. А если нельзя запретить, так может нужно хотя бы научить, как правильно, не нарушая экологии, это сделать.
В школе мы много говорим об экологии, в основном строго и научно. Возможно, это тоже нужно. Но детям начальной школы надо всё почувствовать, пережить, ощутить и тогда… они Вам поверят. С ними нельзя лукавить, надо быть абсолютно честными.
Со временем и родители учеников заинтересовались моей книжкой – самоделкой. Пришлось дать книгу желающим домой. А дома проходили «семейные чтения», как раньше… И это, я считаю, тоже большой плюс для семейного воспитания, когда мама или папа вместе с ребёнком читают.
Я ценю каждый момент, который положительно влияет на растущего человека. И поэтому решила поделиться с вами, уважаемые коллеги. Не судите строго за сказку, я ведь не поэт. Просто есть большое желание воспитать настоящих людей из моих учеников.
Если кто-то заинтересуется, буду только рада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preymak_s.v._na_konkurs.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание экологической культуры
у детей младшего школьного возраста
Представляю вашему вниманию сказку – быль, которую использую для воспитания у детей экологической культуры.
Моя задача, как педагога- показать, объяснить, для чего нужно беречь природу, защищать от загрязнения, от уничтожения.
Мои подопечные – ученики четвёртого класса. У них широко распахнуты глаза в стремлении узнать больше. И я, используя их знания, фантазию, воображение, увожу в сказку, которую сама для них и сочинила. Экологическая сказка – быль написана на реальных фактах, поэтому становится близка и понятна каждому ребёнку.
Расскажу вам, дети, сказку,
Может, сказку, может, быль.
Только не давно, а ныне
Мужичок здесь жил да был.
Он любил всего сильнее
Неба синь, раздолье, ширь.
Да природу больше жизни
Мужичок, слышь, тот любил.
Не колдун, он был, не леший,
Жил в деревне бобылём.
Звали его просто - Кеша.
Уважали все его.
Ребятня его любила.
Чуть увидят - все к нему.
Много знал он о Сибири,
Мог поведать, что - к чему.
Каждый день, как на работу,
День за днём, без выходных,
Делал он в лесу обходы,
Навещал друзей лесных.
Знал он всё в своей округе,
Где, когда ютится зверь,
Где гнездо, какой пичуги…
Что не веришь? Так не верь!
Ведь к нему больная ласка
Прибегала из тайги.
Это присказка, не сказка.
Сказка дальше! Впереди!
Не горбатый, не хромой,
Не красавец, не урод.
Жил он просто. Без изъянов.
В общем, как простой народ.
Был он многого лишён:
Нет семьи и нет детей.
Но зато ему дано
Понимать язык зверей,
Слышать в шорохе листвы
Песню ветра о весне,
Слышать, как уму учила
Мать лисят своих в норе.
Если нам его послушать…
Скажет он: «Земля – нам мать,
Что природе сейчас трудно
Жить, да даже выживать.
Вот пойду, бывало, в лес,
Сяду на пенёчек, в тень,
И наслушаюсь я там,
Ну, всяку- разну дребедень.
Белки весело щебечут,
Делят ягоды, грибы:
«Мне послаще! Мне побольше!»
Сколько всякой ерунды!
То медведь, засунув лапу
В муравейник, верещит:
Муравьи щекочут папу-
Он хохочет и визжит.
…А теперь мне жутко жить,
Слышать плач и стон земли.
Видно, благодати дни,
Безвозвратно вы ушли.
Вот вчерась зашёл в лощинку,
Где сосёнки и осинки
Меня весело встречали,
Вдруг тревожно зашептали.
И увидел я, что сосны
Сверху вниз обрублены.
Лишь стволы сучкастые
Остались там поруганы.
Как ножом по сердцу
Прошлась эта картина.
О, как осинки плакали!
Дрожала паутина…
Вопрос «зачем?» мне жёг нутро.
На утро всё же я узнал,
Что шишку от лесных сосён,
Лесхоз за деньги принимал.
Вот так, ради наживы,
Шустры человечки,
Срубив сосёнок сотню,
Деньгами обеспечены.
Теперь хожу, гляжу – мертвы
Стволы эти сосновые.
Дрожат осинки, видно им
Чужды порядки новые.
Ну ладно!(плюнул) Не вернёшь,
В моей душе лишь ссадина.
А человек – что сделал так
Не человек, а… гадина.
И вот, сменив весну – красну
Идёт к нам лето красное.
А солнце жжёт и греет землю,
Ведь лето – дело ясное.
Кругом сухмень. Трава – как порох.
Тревога в сердце у зверей.
А теплота всё манит, манит
В лес позабавиться людей.
В лес люди едут и идут.
Кто чай попить, шашлык кто съесть.
Конечно, там легко дышать,
И разгуляться место есть.
Но рядом с чаем, с шашлыком
Вино здесь, как положено.
А пьяный – лесу главный враг,
Если сказать так можно.
Ведь пьяный вряд ли соберёт
Бумагу, склянки, банки.
И затушить костёр забудет.
Уйдёт: «Не надо паники!»
Дай бог, чтоб ветер подождал,
Когда угли погаснут.
Иль дождик бы залил водой,
Чтоб не были опасны.
А осень нам несёт свои
И беды, и напасти.
Не слышать бы, вдруг стать глухим,
Наверно, это счастье.
Пошёл наш Кеша по грибы,
Берёт грибы отборные.
Вот рыжики, а вот грузды-
Грузды белоголовые.
Ладошкой нежно подо мхом
Прощупал бугорочки.
И…аккуратно срезал он
Мохнатые груздочки.
Потом закрыл земли ларец,
Растите, размножайтесь.
И снова стал искать грибник.
«Грибочки, разбегайтесь!»
Но вдруг под деревом черно!
Мох взрыт, всё поднято дерно!
Мелькнула мысль: кабан здесь был.
Ан нет, здесь нож проклятый рыл.
О боже мой! Зачем же так?
Ты человек, себе же враг!
Ведь завтра ты сюда придёшь!
Грибов ты точно не найдёшь!
Грибница солнцем сожжена!
Теперь, увы, мертва она.
Вдруг Кеша на колени встал,
И загребать грибницу стал.
Ведь он услышал стон земли:
«Мне, Иннокентий, помоги!»
Шёл Кеша тихо, загребал,
Как будто дыры он латал.
Не до грибов ему теперь.
Пришёл домой, захлопнул дверь,
Прошёл и молча на кровать
Он рухнул. Значит, будет спать…
Мелькают дни…Вот подошла
Лесной черёмухи пора.
Глазами чёрными глядит
«Меня бери ты!»- говорит.
Черёмуха разлаписта,
Попробуй-ка достать.
И угостишься сладкой,
Ведь щедрость ей под стать.
Насыпь в тарелку горкой.
Не веришь глазам ты –
Перед тобою словно
Гора чёрной икры.
Бери её ты в кружку,
В бидоны иль в ведро.
Получишь наслажденье.
Тебе, знать, повезло!
И наш герой не против
Черёмухой полакомиться.
Берёт под мышку туесок,
Идёт в лесок да радуется.
Смеётся с васильками!
С ромашками смеётся!
Но вдруг остановился:
- Откуда плач несётся?
Бегом, через ухабы
И рву наперерез.
Вбежал он на поляну,
…И расступился лес…
Где гроздьями свисала
Черёмуха, друзья,
Остались лишь лохмотья
От пышного куста.
Стволы отпилены ножовкой.
Мастак работал. Сладил ловко.
«Не пропадёт теперь за зря
Черёмуха, мои друзья!»
Не надо лезть и нагибать,
Ведь мы низки, нам не достать.
И ряд черёмух дорогих
Теперь забудь, не будет их!
Не смог наш Кеша им помочь.
Зажал он уши, пошёл прочь.
Стонала бедная земля
И тихо плакала: «Беда!»
Совсем наш Кеша приуныл,
Но сказку надо продолжать.
И Иннокентий наш решил
Соседским детям знанья дать.
Немало дней и вечеров
Сидел он с ними и учил.
Показывал, как ствол лечить,
Коль ему рану нанесли.
Учил он, как костёр разжечь:
Сначала дёрн надо извлечь,
И обложить очаг камнями,
Теперь уж разжигайте пламя.
А как погас у нас огонь,
Теперь клади на место дёрн.
И уходи спокойно ты,
Ты сделал каплю доброты.
Не видно места очага,
Кругом чуть смятая трава.
И только камни кругом,
Ты лесу будешь другом.
Учил, как не ломать ветвей,
Достать черёмухи скорей.
Ты привяжи на палку крюк,
И будет он твой верный друг.
Другой же палочки конец,
Ты сделай с петлей, молодец.
Нагнул ты ствол, ступил в петлю,
«Бери, сколь хочешь!» «Я беру!»
Учил грибы искать в лесу.
Учил, как выследить лису.
Но не убить, а любоваться,
А то помочь и распрощаться.
Не вся, конечно, ребятня
Науку ту переняла.
Но шесть ребят из десяти
Усвоили закон тайги.
Не страшно Кеше умирать,
Успел науку передать.
Теперь услышат зов зверья
Мои товарищи – друзья.
Помогут волку, зайцу, ласке…
Ну вот, закончилась и сказка.
Не мудрено услышать плачь,
Коль был в лесу опять палач.
Не надо знать язык зверей,
Чтобы помочь природе.
Будите совесть же скорей
Вы у всего народа!!!
Вот здесь, ломая грани между сказкой и реальностью, учу видеть добро и зло. В сказке показан только положительный герой – Кеша, который слышит, чувствует природу и стремится ей помочь.
Ребята понимают, что зло творят тоже люди, но в сказке они не называются конкретно. Мы только слышим комментарии Кеши. И уже на втором погружении в сказку одна девочка заявила: «Я знаю, кто это сделал! Это наша соседка- тётя Дуся! Я видела, как она ломала ветки черёмухи, а потом обирала ягоду…»
Если раньше ребёнок относился к данному поступку нормально, то теперь в его душе появились нотки жалости к природе. А значит, сам он этого, смею надеяться, не будет делать. И скорее всего, попытается остановить других.
Уже через неделю имя Кеши не сходит с уст ребят. Чтобы он сказал? Как бы поступил?
Мы рисуем Кешу в разных ситуациях. Здесь он берёт черёмуху, здесь - ищет грибы, здесь – плачет. Анализируем рисунки, ситуации, делаем выводы. Дети рассуждают по-взрослому. Взвешивают каждый поступок.
В конце сказки говорится, что Кеше теперь не страшно умирать, т.к. «успел науку передать». Ребята, не сомневаются, что речь идёт именно о них, да мне и самой уже кажется, что это так.
Но конец сказки дети советуют переписать. Кеше умирать нельзя, рано ещё. Вот если бы все дети могли узнать о нашем Кеше, может быть, тогда природа была бы защищена. Давайте разошлём нашу книжку во все школы. Пусть читают…
И здесь я понимаю, что мой труд не напрасен. Многое поняли дети. Почувствовали масштаб беды, которая грозит природе. А если мы выходим на речку, на луг, в лес, дети везде цитируют сказку (почти все знают наизусть). Когда готовили место для костра, Паша громко проговаривал: «Сначала дёрн надо извлечь, и обложить очаг камнями. Теперь уж разжигайте пламя». Ведь всем известно, что в лес тянет всех, от мала до велика.
В лес люди едут и идут:
Кто чай попить,
Шашлык кто съесть.
Конечно, там легко дышать,
И разгуляться место есть.
И, конечно, все разжигают костры. А если нельзя запретить, так может нужно хотя бы научить, как правильно, не нарушая экологии, это сделать.
В школе мы много говорим об экологии, в основном строго и научно. Возможно, это тоже нужно. Но детям начальной школы надо всё почувствовать, пережить, ощутить и тогда… они Вам поверят. С ними нельзя лукавить, надо быть абсолютно честными.
Со временем и родители учеников заинтересовались моей книжкой – самоделкой. Пришлось дать книгу желающим домой. А дома проходили «семейные чтения», как раньше… И это, я считаю, тоже большой плюс для семейного воспитания, когда мама или папа вместе с ребёнком читают.
Я ценю каждый момент, который положительно влияет на растущего человека. И поэтому решила поделиться с вами, уважаемые коллеги. Не судите строго за сказку, я ведь не поэт. Просто есть большое желание воспитать настоящих людей из моих учеников.
Если кто-то заинтересуется, буду только рада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети герои ВОВ (приложение к "У нас и детства не было отдельно, а было вместе детство и война")
...Летней ночью, на рассвете,Гитлер дал войскам приказИ послал солдат немецкихПротив всех людей советских,—Это значит — против нас...
«Дело было вечером, делать было нечего…» или Как нам организовать досуг ребенка?
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализаци...
Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».
Тип: урок- исследование Цели: 1) познакомить с фактами биографии А.Платонова; ...
Статья "Это было недавно, это было давно..."
Статья "Это было недавно, это было давно..." может служить отчетом о проделанной работе детскими объединениями отдела дополнительного образования к знаменательной дате- 70-летию битвы под Москвой....
"Была война. Была блокада Ленинграда".
Конспект классного часа....
это было, было...
Внеклассное мероприятие, посвящённое Великой Отечественной войне. Можно использовать на 23 февраля, на 9 мая....