"Сюжетно-ролевая игра в деятельности детей старшего дошкольного возраста"
презентация к уроку по теме
Материал презентации был использован при выступлении на педагогическом совете в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.ppsx | 481.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«В игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни». К.Д.Ушинский
Во многих языках понятие «игра» передается словами, одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра – это деятельность, которая должна доставлять ребенку удовольствие, характеризоваться эмоциональным подъемом.
Сюжетно-ролевая игра – основной вид игры дошкольника. Основа сюжетно-ролевой игры – воображаемая ситуация, которая включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.
Игра имеет основные структурные элементы: игровой замысел; сюжет или содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослым. Эти элементы тесно взаимосвязаны
С точки зрения содержания наиболее распространенными сюжетами являются: профессиональные; военизированные (« стрелялки », «догонялки»); созидательные (строительство); поиска и открытия (путешествия, «космос»); связанные с искусством («цирк», «театр»); сказочные; фантастические; этнографические («в индейцев»)
Сюжет – та сторона действительности, которая находит отражение в игре. В сюжете выражено отношение ребенка к миру. Поскольку сюжетные игры копируют жизнь, дети, в них играющие, накапливают опыт социальных отношений людей, опыт социальных переживаний.
Роль – образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими. Выбор роли в игре – это выбор мотива поведения.
Роли могут быть самыми разнообразными : роль конкретного взрослого человека или персонажа фильма, мультфильма, книги; роль-профессия обобщенного типа (учитель, врач); семейная роль (мама, папа, дочка, сын); этнографические роли (индеец); сказочные, карнавальные роли (Дед мороз, Волшебник, Пират, Баба Яга); роль животного.
Игровые действия носят условный характер. В игре действительность представлена условно, «понарошку». Дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры. Как говорил выдающийся режиссер и актер К.С.Станиславский: «Игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла, стоит лишь ребенку сказать «как будто бы» и вымысел уже живет в нем».
Мир игры современного дошкольника сильно изменился, но, несмотря на это существуют игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия. Это такие игры, как «Больница», «Магазин», «Семья», «Гости».
Дошкольникам XXI века можно предложить новые игровые роли: банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер, бизнесмен, телезвезда , модель, спасатель и т.д. и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи», «Агентство недвижимости», «Банк», «Макдональдс», шоу «Танцы со звездами» и «Танцы на льду».
Как играть с детьми? Целесообразно начинать с наблюдения за играми детей, выявления их игровых умений и интересов: каково начало игры, кто инициатор как дети переходят от эпизода к эпизоду в сюжете какие игровые умения используются каковы речевые проявления детей что отражается в содержании игры каковы эмоции детей конец игры (было ли логическое завершение и тд .) какие дети в играх активные, а какие малоактивные?
Этапы педагогической технологии сюжетно-ролевой игры I этап. Обогащение представлений о той сфере действительности, которую дети будут отображать в игре, - наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить детей с людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).
II этап. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к игре»): определение ситуаций и взаимодействия людей, продумывание и сочинение событий, хода их развития в соответствии с темой игры; создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского коллекционирования; совместная игровая деятельность воспитателя и детей.
III этап. Самостоятельная игровая деятельность детей. Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнером, за которого ребенок разговаривает. Такая игра учит соподчинению мотивов, согласованию ролей, взаимопониманию.
Для детей старшего дошкольного возраста достаточно значимыми являются игры-фантазирования , которые являются эволюционным этапом в развитии линии сюжетных игр. Такие игры заключаются в построении новых цепей событий, воображаемого и реального мира.
Любую игру-фантазирование можно начинать с пересказа или беседы по содержанию сказки. Отмечая характерные особенности героев, дети высказывают свои мнения о них и их поступках. Затем детям можно предложить придумать новую сказку, немного непохожую на известную.
При сложении новых сказок следует сохранять общую смысловую канву. Заменяются конкретные персонажи и их действия , и получается новая сказка. Например, Шарль Перро «Красная шапочка». Красной Шапочки сначала не было, была просто девочка, которой исполнилось 6 лет и пришли гости на ее День рождения, волк – тоже приглашенный добрый, веселый гость, бабушка не заболела, просто пригласила Красную шапочку в гости на следующий день и т.д.
Когда дети уже овладели умением совместно комбинировать разнообразные события, можно предложить роли, принадлежащие разным смысловым сферам. Наример : Нептун и летчик, которые совместно , каждый в своей стихии – летчик с высоты птичьего полета, а Нептун в глубинах океана – отыскивают затонувшую лодку и т.д.
Так, «проигранная» сказка или рассказ из реальной жизни постепенно могут перейти в ролевое проигрывание с предметами-заместителями и всеми атрибутами. Таким образом, игра-фантазирование способствует не только развитию творчества детей, но и формированию навыков взаимодействия в процессе сюжетно-ролевой игры.
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий спортивного праздника «Малые Олимпийские игры 2014» для детей старшего дошкольного возраста
В данном сценарии дети являются участниками Олимпийских игр, начиная с церемонии открытия, и заканчивая закрытием. Детям предлагается попробовать свои силы в четырёх видах зимнего спорта: бобслей - дв...
Организация и содержание коррекционно-педагогической работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Данный материал раскрывает методы, формы и приёмы работы по формированию сюжетно-ролевой игры у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта. Приводится содержа...
Cценарий военно-патриотической игры "Зарничка"для детей старшего дошкольного возраста в СОГБУ СРЦН "Радуга"
Cценарий военно-патриотической игры "Зарничка"для детей старшего дошкольного возраста в СОГБУ СРЦН "Радуга"...
Семинар-практикум для педагогов «Адаптированные методы ТРИЗ – РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».
В ходе данного мероприятия педагоги познакомятся с методом ТРИЗ, направленным на активизацию речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»...
Создание развивающей музыкальной среды для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Выпускная квалификационная работа...
«Творческие или сюжетно – ролевые игры для детей старшего дошкольного возраста»
quot;Творческие или сюжетно-ролевые игры для детей старшего дошкольного возраста"...
РМО "«Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в изобразительном творчестве в условиях дополнительного образования»
РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕПЕДАГОГОВ ДООТема заседания:«Дополнительноеобразование детей - навигатор успеха каждого ребенка»Представлениеопыта работы по теме:«Исследовательская ...