Экологическое воспитание --составляющая часть нравственного воспитания
материал по экологии на тему
Творческий отчёт по теме "Экологическое воспитание - составляющая нравственного воспитания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_vospitanie-sostavlyayushchaya_chast_nravstvennogo_vospitaniya.docx | 21.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Фестиваль «Золотые россыпи»
Выступление подготовила:
учитель биологии высшей категории
МОУ «СОШ р.п. Духовницкое»
Дубровская Оксана Николаевна
Май, 2013 года
“Через красивое – к человечному
- такова закономерность воспитания”
В.А. Сухомлинский
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы большое значение приобретает экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания человека всех возрастов и профессий. Сейчас очень много экологических проблем во всем мире.
Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы в настоящее время. Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности. Нужно отметить взаимовлияние двух планов воспитательных воздействий: во – первых, это комплексное воздействие на формирование отношения школьников к природе в единстве экологических, нравственных и эстетических компонентов; во – вторых, собственно нравственное воспитание в широком смысле в целях формирования у школьников эстетического, экологического отношения к действительности вообще и к природе как ее части. В совокупности оба плана осуществляются средствами “природного содержания” учебного познания, влияния самой природной среды, конкретных природных явлений, объектов, их материальных свойств, а так же воздействием нравственных свойств трудовой и творческой деятельности, направленной на природные объекты.
Восприятие, оценка, переживание эстетически значимых объектов живой и неживой природы оказывается не только важным мотивом общения современного человека с природой, но и активным фактором нравственного воспитания, формирования его действенно – гуманистической позиции и культуры поведения. Поэтому нравственно-экологическое воспитание стимулирует формирование направленности школьников на природоохранительную активность их экологической культуры. Экологическое воспитание как элемент в системе воспитания направлено на всестороннее развитие школьника, становление его как труженика, гражданина, разумного потребителя. При этом подчеркивается значение эстетических потребностей, оценок, отношений к природе в развитии экологической ответственности школьника.
Для педагогов, ведущих воспитательную работу со школьниками на основе природной красоты, необходимы глубокое понимание характера общественных отношений человека к миру, знания и конкретные представления о задачах и путях формирования нравственных, действенно – гуманистических и эстетических оценок природных объектов, о разновидностях человеческой деятельности в природе, а так же об особенностях становления личной духовно – содержательной позиции по отношению к природе как к объекту социальной и эстетической ценности.
Природа должна быть раскрыта не только как материальная среда человеческого существования, но и как духовная, входящая в объекты научного и художественного познания, а так же как материя, предмет и орудие его жизнедеятельности. Без развитой способности нравственного восприятия невозможно целостное представление и сущностное познание природного объекта, явления как эстетического, характерного, совершенного в своем роде. Без этого невозможна его правильная оценка, решение определенных познавательных, трудовых, творческих задач стоящих перед человеком.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у школьников в первую очередь на уроках природоведения, экологии, биологическом краеведении. Региональным компонентом в школе является преподавание экологии с 5-9 классы. В 5 классе обучающиеся изучают «Экологию», 6 классе обучающиеся изучают «Экологию растений», в 7 классе – «Экологию животных», в 8 классе - «Экологию человека», «Ландшафтную экологию», в 9 классе - «Основы экологии». Экологическое поведение складывается из отдельных поступков и отношения человека к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности. В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение. Экологическое сознание формируется на уроках. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности. Поэтому формирование экологического сознания и поведения в единстве необходимо начинать с младшего школьного возраста. Внеучебная воспитательная работа обладает значительным потенциалом для формирования экологической культуры школьников. Экологическая культура – это социально необходимое нравственное качество личности.
Его составные части:
знания человека о природе, взаимосвязях в природе, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде;
интерес к природе, к живым и неживым компонентам, к проблемам ее охраны;
чувства нравственные (любовь, жалость, сопереживание, стыд и т.д.) и эстетические (восхищение, удивление, любование);
позитивная разнообразная деятельность, направленная на сохранение и приумножения природы, достойное поведение в окружающей человека среде;
мотивы, определяющие поступки детей в природе (познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические, утилитарные и др.).
Поэтому, на основе взаимосвязи этих компонентов у школьников формируются новые ценностные ориентации, стремление, гражданская позиция. Эта программа состоит их блоков, отражающих разные направления деятельности школьников по изучению и сохранению природной среды. Это организационные и познавательные мероприятия, практическая и просветительная работа, благотворительные акции, познавательно-развлекательные мероприятия.
Массовые формы работы.
Учащиеся школы ежегодно принимают участие в акциях «Чистый берег», «Школьный сад», «Благоустройство улицы Чернышевского», «Благоустройство территории посёлка, школьного двора».
Просветительные мероприятия:
Конкурсы рисунков, плакатов, тематические экологические классные часы.
Практические мероприятия.
1) « Экологический кружок»
2) Природоохранная деятельность:
- защита и улучшение природной среды: изготовление кормушек, борьба с мусором, озеленение классов, клумб, участие в экологических акциях.
3) Исследовательская работа:
· экопроект « Мусор: что с ним делать?»
· экопроект «Вода – вещество жизни»
· экопроект «Мы разные – мы вместе»
· экологический мониторинг школьного здания и др;
Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности. Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования. Содержание экологического воспитания включает в себя систему норм (запретов и предписаний), которые вытекают из ценностных ориентаций. С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе.
Как предмет, современная экология, давая учащимся целостное представление об окружающем мире, биосфере, месте в ней человека и его потребностях и возможностях, способствует формированию гражданской позиции, и любви к природе, родине, и ответственности за принимаемые решения, и правильных представлений об обществе, здоровом образе жизни.
2013 год – год охраны окружающей среды. Предлагаю возобновить на районном уровне экологическую научно – исследовательскую конференцию « Мы в ответе за нашу планету» и провести её на осенних каникулах в 2013-2014 учебном году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе как важная составляющая часть нравственного воспитания.
Организация внеклассной работы по русскому языку и литературе как важная составляющая часть нравственного воспитания....
Обобщение опыта на тему "Праздники, развлечения,как составляющая часть эстетического воспитания дошкольников».
Хочу поделиться личным опытом в проведении праздников и развлечений....
Буклет "Патриотическое воспитание как важная составляющая духовно-нравственного воспитания учащихся"
1) Основные понятия: патриотизм, нравственность, патриотическое воспитание;2) Знакомство с Государственной программой «Патриотическое воспит...
Буклет "Патриотическое воспитание как важная составляющая духовно-нравственного воспитания учащихся"
Патриотизм - это ощущение ценности, необходимости для жизни каждого человека его включения в большую индивидуальность народа или, с другой стороны - инстинкт самосохранения народной индивидуальности. ...
Сетевое взаимодействие школьных музеев как инновационная составляющая духовно – нравственного воспитания личности.
Статья посвящена сетевому взаимодействию школьных музеев...
Социальное здоровье как составляющая духовно-нравственного воспитания и развития личности ребёнка в семье.
Именно в семье начинают закладываться ценностные основы бытия, формируются жизненные устремления человека, его фундаментальные ценностные ориентации в различных сферах взаимоотношений: духовно- практи...
Внеурочный курс «Разговор о важном», как составляющая часть процесса воспитания.
выступление на педсовете...