урок экологии 6 класс Методы экологических исследований
план-конспект урока по экологии (6 класс) на тему

Елена Викторовна Чернякова

Сценарий урока экологии в 6 классе "Методы экологических исследований"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_ekologii_6_klass_metody_ekologicheskih_issledovaniy.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Класс:6

Тип  урока: изучение нового материала

Цели урока:

1.Образовательная:  способствовать формированию представления о методах экологических исследований

2. Развивающая: продолжить развитие интеллектуальных способностей учащихся (умения обобщать, анализировать делать выводы); развитие мышления в процессе изучения темы

3.Воспитательная: учить самостоятельности, способствовать формированию потребности приобретать умения по самоорганизации, развивать навыки работы в коллективе, формирование экологически грамотной личности, способной любить и беречь родную природу.

Оборудование:  

Планируемые результаты:

Личностные:

Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений

Предметные:

Формирование представления о методах экологических исследований;

Формирование навыков наблюдения, измерений, постановки эксперимента, проверки гипотезы

Метапредметные:

Развитие умения определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

Развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование;

Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах.

СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Ценностно-мотиваци-онный этап.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создает эмоциональный настрой на изучение темы

Организует беседу по вопросам:

- каким образом люди приобрели экологические знания?

- для чего человеку необходимы экологические знания?

Отвечают на вопросы

Делают вывод о важности экологических знаний

II Ориентаци-онный этап.

Учитель проводит параллель с ранее изученным материалом, организует целеполагание.

-Какие методы изучения природы вы знаете из курса природоведения?

Дайте характеристику погоды сегодняшнего утра. Какие методы вы использовали? Какие приборы вам понадобились?

- Можно сказать, что мы провели исследование?

- Объясните эпиграф к §14.

Корректирует  тему и цели урока.

Отвечают на вопросы

Формулируют и принимают тему и цели  урока

III Поисково-деятельност-ный этап.

Работа по теме.

1) .Наблюдение и измерение

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

- что изучает экология?

- можно ли с помощью наблюдения и измерения выявить зависимость живых организмов от условий среды?

Организует практическую работу в группах по вариантам:

1 вариант - Лаборатория «Микологии».

Ваш метод – наблюдение. Наблюдать вы будете за одноклеточными грибами дрожжами. В результате наблюдения вы должны определить, в какой среде наблюдается активность дрожжей.

2 вариант - Лаборатория «Ботаники».

Ваш метод – измерение. Пользуясь этим методом, выясните каковы средние величины длины и ширины листьев у двух растений циссуса, произрастающих в разных условиях освещения..

Контролирует выполнение работы.

Учитель организует проверку выполнения задания.

Отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задания практической работы по инструктивным карточкам. Анализируют.

Формулируют выводы наблюдений.

2) Научное предположение и его проверка

Организует беседу по вопросам:

- можно ли считать ваши выводы точными, научными, объективными?

- при каком условии наблюдения становятся научным фактом?

Организует самостоятельную работу с учебником на стр. 136-137, беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

- что ученым помогает объяснить наблюдаемое?

- Каков ход рассуждений при проверке гипотезы?

- Какой метод изучения используется?

Высказывают свои предположения

Находят в тексте учебника понятие «гипотезы», информацию о ее постановке и проверке.

3) Эксперимент

Выдвигает проблему: как правильно провести эксперимент?

Организует объяснительное чтение учебника на стр. 137-138.

Эксперимент ( опыт) - это исследование природного явления в условиях, находящихся под контролем ученого, с целью более глубокого изучения этого явления.

Эксперимент – наиболее сложный метод познания природы, и осуществляется он по определенному плану. Демонстрирует план проведения эксперимента:

  1. Определить цель.
  2. Выдвинуть предположение, гипотезу.
  3. Составить план проведения опыта, эксперимента.
  4. Подобрать оборудование
  5. Провести опыт, эксперимент, наблюдение.
  6. Сделать записи, рисунки.
  7. Записать свои наблюдения и сделать выводы.
  8. Объяснить наблюдение на основе теоретических знаний.
  9. Обдумать возможное применение полученных знаний на практике

Фиксируют проблему.

Читают текст учебника.

Делают записи в тетради.

Стадия осмысления.

Закрепление нового материала

Предлагает привести примеры экологических исследований с помощью наблюдений и измерений.

Организует поисковую работу обучающихся (постановка цели, гипотезы и план действий) по вопросу №5 на стр. 140 учебника.

Работают в парах, готовят свои примеры по новому материалу

Составляют план эксперимента.

Проверяют результаты работы, корректируют.

IV Оценочно-рефлексивный этап.

Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

«От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней» (Н. Рысненков).

Рефлексия должна затрагивать метапредметный, предметный и личностный уровни.

1)Познавательная рефлексия.

- Кто скажет, сколько раз открывали Северную Америку?

-Проверьте свои знания на интерактивном тесте.

2) Ценностная рефлексия*

3) Коммуникативная рефлексия

4) Эмоциональная рефлексия

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили:

Что узнали и чему научились на уроке? Что получилось, что не получилось и почему?

Насколько значим для меня материал?

Как общались?

Какие чувства возникали?

V. Домашнее задание.

§14, задание рубрики «Обсудите в классе»

Принести пробы снега для проведения эксперимента по группам, подсчитать интенсивность автомобильного движения в местах взятия проб.

Подготовить сообщение на тему «Кислотные осадки. Причины их выпадения»

Воспринимают и записывают домашнее задание

Список использованной литературы:

  1. Логвинова С. А. Урок природоведения «Методы изучения природы», 5 класс, http://infourok.ru/material.html?mid=3026 
  2. Природоведение. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина / авт.- сост. Т. В. Козачек . – Волгоград: Учитель, 2007.


Инструкционная карточка.

Лаборатория «Ботаники».

Тема: Измерение длины и ширины листьев.

Цель: Пользуясь методом измерения,  рассчитайте средние величины длины и ширины листьев циссуса, произрастающих при хорошем и плохом освещении.

Оборудование: калькулятор, линейки, листья двух растений циссуса.

Ход работы:

1. При помощи линейки измерьте ширину и длину 10 листьев одного растения и 10 листьев второго растения.

2. Данные занесите в таблицу.

№ растения, условия освещения

Длина листьев

Ширина листьев

Дср.

Шср.

1.

Плохое освещение

2.

Хорошее освещение

3. Рассчитайте среднюю длину  листьев по формуле:      Дср.= сумма длин листьев 

                                                                                    10

4. Рассчитайте среднюю ширину листьев по формуле:      Шср.= сумма ширины листьев 

                                                                                       10

5. Данные занесите в таблицу.

6. Сделайте вывод:

Листья, какого из двух растений имеют наибольшие средние величины длины и ширины? Почему?

Инструкционная карточка.

Лаборатория «Микологии».

Тема: Жизнедеятельность одноклеточных грибов -  дрожжей.

Цель:  Определить, изменение активности дрожжей в разных средах.

Оборудование: Сухие дрожжи, два стакана с раствором дрожжей, стеклянная палочка, предметное стекло.

Ход работы:

1. Рассмотрите сухие дрожжи.

2. Перед вами два стакана с растворами дрожжей (количество сухого вещества одинаково). Наблюдая за количеством появляющейся пены, определите в каком стакане вода с сахаром.

Подсказка. Так как дрожжи питаются сахаром то пены в стакане содержащим сахар должно быть больше.

3. Приготовьте микропрепарат раствора дрожжей. Рассмотрите его под микроскопом. . Отметьте движение клеток в растворе.

6. Положите в каплю с дрожжами кристаллик сахара.

7. Сделайте вывод:

В какой среде дрожжи наиболее активны? Почему?

План проведения опыта (вопрос. №5 на стр. 140 учебника)

Тема: Определение загрязненности воздуха в различных районах поселка Дубровка

Цель: определить запыленность воздуха в различных районах поселка Дубровка с помощью проб снега

Гипотеза: чем больше интенсивность движения автотранспорта, тем более загрязнен снег.

Ход работы:

  1. Возьмите пробы снега на улицах с разной интенсивностью движения автотранспорта: снимите верхние 10 сантиметров снега, из нижнего слоя наберите снег в чистую банку с крышкой и дайте ему оттаять.
  2. Проранжируйте пробы по степени загрязнения от самой чистой до самой грязной. Налейте в химические стаканы талую воду, предварительно взболтав, и сравните ее загрязненность на фоне белого листа. Занесите результаты в таблицу
  3. Определите кислотность пробы с помощью индикаторной бумаги. Смочите бумажку в талой воде и сравните окраску со шкалой. Занесите результаты в таблицу
  4. Подсчитайте количество проезжающих автомобилей за час в местах взятия проб снега (среднее по трем подсчетам) Занесите результаты в таблицу
  5. Сделайте выводы. Подтвердилась ли гипотеза?
  6. Обозначьте результаты на картосхеме поселка Дубровка. Сравните свои результаты с результатами других групп.
  7. Сделайте общий вывод.

Место взятия пробы снега

Степень загрязнения (от 1 до 5)

рН

Интенсивность движения автотранспорта (среднее количество автомобилей за час)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока 10 класса по теме "Исследование функции с помощью производной." Решение задач

Цель урока : Совершенствование навыка решения задач по теме.Форма проведениея урока: Урок - практикум.Особенностью урока является возможность  сосавить индивидуальный план  работы для у...

Конспект урока 10 класс "Методы селекции растений и животных"

Конспект раскрывает основные методы селекции растений и животных, которые использует человек для создания новых пород животных и сортов растений. Рассматриваются понятия: скрещивание близкородственное...

Урок по теме " Методы биологических исследований"

Урок№4Тема урока: Методы исследований в биологии.Цель: Ознакомить учащихся с основными биологическими методами           исследований; проанализироват...

Единый урок экологии "На пороге экологической катастрофы"

Урок проводится с целью привлечения внимания детей к возможности решения сложных экологических проблем и помощи в осознании ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранении ок...

Монтазери О.Н. Методы экологических исследований: методические рекомендации

В методических рекомендациях представлены различные методы  экологических исследований компонентов окружающей природной среды - воздуха, почвы, воды...

Методы экологических исследований в эколого-краеведческой деятельности обучающихся//Реализация образовательных и профессиональных стандартов в психологии и педагогике: сборник Международной НПК. - Уфа, Аэтэрна, 2019. - 138 с. - с.87-94.

В статье кратко освещается понятие "эколого-краеведческая деятельность", рассматриваются виды эколого-краеведческой деятельности, демонстрируется значимость зколого-краеведческой деятельност...

Технологическая карта урока. 10 класс «Методы решения тригонометрических уравнений»

Тригонометрическими уравнениями называют уравнения, в которых переменная содержится под знаком тригонометрических функций. Основная цель решения любого тригонометрического уравнения – это свести...