урок экологии 6 класс Методы экологических исследований
план-конспект урока по экологии (6 класс) на тему
Сценарий урока экологии в 6 классе "Методы экологических исследований"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_ekologii_6_klass_metody_ekologicheskih_issledovaniy.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Класс:6
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
1.Образовательная: способствовать формированию представления о методах экологических исследований
2. Развивающая: продолжить развитие интеллектуальных способностей учащихся (умения обобщать, анализировать делать выводы); развитие мышления в процессе изучения темы
3.Воспитательная: учить самостоятельности, способствовать формированию потребности приобретать умения по самоорганизации, развивать навыки работы в коллективе, формирование экологически грамотной личности, способной любить и беречь родную природу.
Оборудование:
Планируемые результаты:
Личностные:
Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений
Предметные:
Формирование представления о методах экологических исследований;
Формирование навыков наблюдения, измерений, постановки эксперимента, проверки гипотезы
Метапредметные:
Развитие умения определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
Развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование;
Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах.
СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I Ценностно-мотиваци-онный этап. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает эмоциональный настрой на изучение темы Организует беседу по вопросам: - каким образом люди приобрели экологические знания? - для чего человеку необходимы экологические знания? | Отвечают на вопросы Делают вывод о важности экологических знаний |
II Ориентаци-онный этап. | Учитель проводит параллель с ранее изученным материалом, организует целеполагание. -Какие методы изучения природы вы знаете из курса природоведения? Дайте характеристику погоды сегодняшнего утра. Какие методы вы использовали? Какие приборы вам понадобились? - Можно сказать, что мы провели исследование? - Объясните эпиграф к §14. Корректирует тему и цели урока. | Отвечают на вопросы Формулируют и принимают тему и цели урока |
III Поисково-деятельност-ный этап. Работа по теме. 1) .Наблюдение и измерение | Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. - что изучает экология? - можно ли с помощью наблюдения и измерения выявить зависимость живых организмов от условий среды? Организует практическую работу в группах по вариантам: 1 вариант - Лаборатория «Микологии». Ваш метод – наблюдение. Наблюдать вы будете за одноклеточными грибами дрожжами. В результате наблюдения вы должны определить, в какой среде наблюдается активность дрожжей. 2 вариант - Лаборатория «Ботаники». Ваш метод – измерение. Пользуясь этим методом, выясните каковы средние величины длины и ширины листьев у двух растений циссуса, произрастающих в разных условиях освещения.. Контролирует выполнение работы. Учитель организует проверку выполнения задания. | Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания практической работы по инструктивным карточкам. Анализируют. Формулируют выводы наблюдений. |
2) Научное предположение и его проверка | Организует беседу по вопросам: - можно ли считать ваши выводы точными, научными, объективными? - при каком условии наблюдения становятся научным фактом? Организует самостоятельную работу с учебником на стр. 136-137, беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. - что ученым помогает объяснить наблюдаемое? - Каков ход рассуждений при проверке гипотезы? - Какой метод изучения используется? | Высказывают свои предположения Находят в тексте учебника понятие «гипотезы», информацию о ее постановке и проверке. |
3) Эксперимент | Выдвигает проблему: как правильно провести эксперимент? Организует объяснительное чтение учебника на стр. 137-138. Эксперимент ( опыт) - это исследование природного явления в условиях, находящихся под контролем ученого, с целью более глубокого изучения этого явления. Эксперимент – наиболее сложный метод познания природы, и осуществляется он по определенному плану. Демонстрирует план проведения эксперимента:
| Фиксируют проблему. Читают текст учебника. Делают записи в тетради. |
Стадия осмысления. Закрепление нового материала | Предлагает привести примеры экологических исследований с помощью наблюдений и измерений. Организует поисковую работу обучающихся (постановка цели, гипотезы и план действий) по вопросу №5 на стр. 140 учебника. | Работают в парах, готовят свои примеры по новому материалу Составляют план эксперимента. Проверяют результаты работы, корректируют. |
IV Оценочно-рефлексивный этап. | Организует беседу, связывая результаты урока с его целями. «От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней» (Н. Рысненков). Рефлексия должна затрагивать метапредметный, предметный и личностный уровни. 1)Познавательная рефлексия. - Кто скажет, сколько раз открывали Северную Америку? -Проверьте свои знания на интерактивном тесте. 2) Ценностная рефлексия* 3) Коммуникативная рефлексия 4) Эмоциональная рефлексия | Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили: Что узнали и чему научились на уроке? Что получилось, что не получилось и почему? Насколько значим для меня материал? Как общались? Какие чувства возникали? |
V. Домашнее задание. | §14, задание рубрики «Обсудите в классе» Принести пробы снега для проведения эксперимента по группам, подсчитать интенсивность автомобильного движения в местах взятия проб. Подготовить сообщение на тему «Кислотные осадки. Причины их выпадения» | Воспринимают и записывают домашнее задание |
Список использованной литературы:
- Логвинова С. А. Урок природоведения «Методы изучения природы», 5 класс, http://infourok.ru/material.html?mid=3026
- Природоведение. Поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина / авт.- сост. Т. В. Козачек . – Волгоград: Учитель, 2007.
Инструкционная карточка.
Лаборатория «Ботаники».
Тема: Измерение длины и ширины листьев.
Цель: Пользуясь методом измерения, рассчитайте средние величины длины и ширины листьев циссуса, произрастающих при хорошем и плохом освещении.
Оборудование: калькулятор, линейки, листья двух растений циссуса.
Ход работы:
1. При помощи линейки измерьте ширину и длину 10 листьев одного растения и 10 листьев второго растения.
2. Данные занесите в таблицу.
№ растения, условия освещения | Длина листьев | Ширина листьев | Дср. | Шср. | ||||||||||||||||||
1. Плохое освещение | ||||||||||||||||||||||
2. Хорошее освещение |
3. Рассчитайте среднюю длину листьев по формуле: Дср.= сумма длин листьев
10
4. Рассчитайте среднюю ширину листьев по формуле: Шср.= сумма ширины листьев
10
5. Данные занесите в таблицу.
6. Сделайте вывод:
Листья, какого из двух растений имеют наибольшие средние величины длины и ширины? Почему?
Инструкционная карточка.
Лаборатория «Микологии».
Тема: Жизнедеятельность одноклеточных грибов - дрожжей.
Цель: Определить, изменение активности дрожжей в разных средах.
Оборудование: Сухие дрожжи, два стакана с раствором дрожжей, стеклянная палочка, предметное стекло.
Ход работы:
1. Рассмотрите сухие дрожжи.
2. Перед вами два стакана с растворами дрожжей (количество сухого вещества одинаково). Наблюдая за количеством появляющейся пены, определите в каком стакане вода с сахаром.
Подсказка. Так как дрожжи питаются сахаром то пены в стакане содержащим сахар должно быть больше.
3. Приготовьте микропрепарат раствора дрожжей. Рассмотрите его под микроскопом. . Отметьте движение клеток в растворе.
6. Положите в каплю с дрожжами кристаллик сахара.
7. Сделайте вывод:
В какой среде дрожжи наиболее активны? Почему?
План проведения опыта (вопрос. №5 на стр. 140 учебника)
Тема: Определение загрязненности воздуха в различных районах поселка Дубровка
Цель: определить запыленность воздуха в различных районах поселка Дубровка с помощью проб снега
Гипотеза: чем больше интенсивность движения автотранспорта, тем более загрязнен снег.
Ход работы:
- Возьмите пробы снега на улицах с разной интенсивностью движения автотранспорта: снимите верхние 10 сантиметров снега, из нижнего слоя наберите снег в чистую банку с крышкой и дайте ему оттаять.
- Проранжируйте пробы по степени загрязнения от самой чистой до самой грязной. Налейте в химические стаканы талую воду, предварительно взболтав, и сравните ее загрязненность на фоне белого листа. Занесите результаты в таблицу
- Определите кислотность пробы с помощью индикаторной бумаги. Смочите бумажку в талой воде и сравните окраску со шкалой. Занесите результаты в таблицу
- Подсчитайте количество проезжающих автомобилей за час в местах взятия проб снега (среднее по трем подсчетам) Занесите результаты в таблицу
- Сделайте выводы. Подтвердилась ли гипотеза?
- Обозначьте результаты на картосхеме поселка Дубровка. Сравните свои результаты с результатами других групп.
- Сделайте общий вывод.
Место взятия пробы снега | Степень загрязнения (от 1 до 5) | рН | Интенсивность движения автотранспорта (среднее количество автомобилей за час) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока 10 класса по теме "Исследование функции с помощью производной." Решение задач
Цель урока : Совершенствование навыка решения задач по теме.Форма проведениея урока: Урок - практикум.Особенностью урока является возможность сосавить индивидуальный план работы для у...
Конспект урока 10 класс "Методы селекции растений и животных"
Конспект раскрывает основные методы селекции растений и животных, которые использует человек для создания новых пород животных и сортов растений. Рассматриваются понятия: скрещивание близкородственное...
Урок по теме " Методы биологических исследований"
Урок№4Тема урока: Методы исследований в биологии.Цель: Ознакомить учащихся с основными биологическими методами исследований; проанализироват...
Единый урок экологии "На пороге экологической катастрофы"
Урок проводится с целью привлечения внимания детей к возможности решения сложных экологических проблем и помощи в осознании ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранении ок...
Монтазери О.Н. Методы экологических исследований: методические рекомендации
В методических рекомендациях представлены различные методы экологических исследований компонентов окружающей природной среды - воздуха, почвы, воды...
Методы экологических исследований в эколого-краеведческой деятельности обучающихся//Реализация образовательных и профессиональных стандартов в психологии и педагогике: сборник Международной НПК. - Уфа, Аэтэрна, 2019. - 138 с. - с.87-94.
В статье кратко освещается понятие "эколого-краеведческая деятельность", рассматриваются виды эколого-краеведческой деятельности, демонстрируется значимость зколого-краеведческой деятельност...
Технологическая карта урока. 10 класс «Методы решения тригонометрических уравнений»
Тригонометрическими уравнениями называют уравнения, в которых переменная содержится под знаком тригонометрических функций. Основная цель решения любого тригонометрического уравнения – это свести...