Проект "Экологическая карта с.Грачевка " Живи, ёлочка!""
проект по экологии (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Щепакина А.В.
МБОУ « ООШ с. Грачёвка Петровского района»
Реализация проекта : Экологическая карта с. Грачёвка « Живи, ёлочка!»
Одной из глобальных проблем человечества в 21 веке является экологическая проблема. Эксплуататорское отношение к природе, загрязнение окружающей среды отрицательно влияет как на самих людей, так и на все живые организмы вокруг. Для решения этих проблем нужно с раннего возраста повышать экологическую культуру и сознание человека.
Цель проекта :формирование ценностного отношения к объектам живой и неживой природы в процессе познавательно-исследовательской деятельности школьников.
Задачи проекта:
- изучить местность, определить количество елей, растущих на территории села, выявить наиболее экологически опасные объекты, которые требуют пристального внимания общественности.
-Развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать решения по её улучшению.
- воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде, привлечь внимание детей, их родителей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период предновогодних праздников с помощью листовок.
Ожидаемые результаты: повышение уровня экологической культуры школьников, гармоничное формирование разных видов отношения к природе ( природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного ); развитие у детей устойчивого интереса к объектам природы.
Этапы | Срок | Мероприятия |
Подготови- тельный | Октябрь |
|
Основной | Ноябрь- декабрь 20.12.2014г. Январь- март Апрель- март |
а) конкурс –листовок, призывающих не губить к Новогоднему празднику хвойные деревья, а купить искусственную ёлочку. б) участие в выставке ёлочек, приготовленных из различных подручных материалов собственными руками. в ) выступление агитбригады « ЭКОС» на родительском собрании, на областном конкурсе творческих работ « Сохраним природу родного края. г) расклеивание листовок по селу.
1.Акция по сбору елок по селу после Новогодних праздников. 2.Продолжение сбора информации о селе. ( беседа с жителями села) 3 Посещение музея леса г. Петровска 4. Моделирование аллеи из деревьев около памятника Славы. а) конкурс эскизов, макетов аллеи; б) просмотр информации о сочетаемости деревьев при посадки; в)посадка отростков герани в горшочки с целью высадки потом у памятника. г ) ознакомиться с правилами посадки деревьев. 5 Обратиться за помощью к главе администрации Грачёвского муниципального образования в приобретении саженцев елочек.
г) организовать уход за деревьями, водоснабжение. 2. Очистка родника в районе дома № 13 по улице Мира. 3. Уборка свалки около заправки. 4. Составление карты родников. |
Заключитель ный | май | 1 Формирование выводов о проделанной работе в информационной справке. 2. Планирование работы по распространению педагогического опыта. |
Описание проекта:
Работа по данному проекту началась с изучения местности своего села. Отправляясь на экскурсию по селу, ребята преследовали цели: подсчитать количество хвойных деревьев , отметить экологически опасные объекты, которые требуют пристального внимания общественности. Оказалось, что в селе растут три сосны ( в районе гостиницы аммиачной станции, им 4 года ) и одна ель ( у дома №13 по улице Мира), ей приблизительно 30 лет. Дети обратили внимание на то, что других видов деревьев ( берёз, тополей, ив, черемухи, сирени, фруктовых деревьев) можно увидеть почти у каждого дома. Наше село очень красивое. Оно расположилось по обе стороны живописной речки Камышинка, притока реки Медведица. С трёх сторон вокруг Грачёвки протянулись заливные луга и распаханные поля. К северо-западу от села расположился смешанный лес, и до 21 века местами сохранивший красивые уголки: солнечные поляны ,сосновые массивы, берёзовые и осиновые заросли, дубовые аллеи, глубокие балки. В лесу около села можно собирать самые разные грибы, ягоды, лекарственные травы. Луга дарят местным жителям ягоды земляники, радуют глаз яркими цветами разнотравья. Появился первый вопрос : «Почему мало хвойных деревьев?» Кто- то из ребят предложил поискать материал об истории возникновения села, опросить своих бабушек и дедушек.
На следующее занятие мы пригласили учителя истории нашей школы Матюхину Ю.А. ,которая рассказала, что по архивным данным, село было основано в 1842 году пахотным солдатом Грачевым. Оно состояло из 15 дворов и насчитывало более ста жителей - государственных крестьян. Хотя название селу дала фамилия пахотного солдата Грачева, оно могло вполне получить название благодаря обитающим здесь особо крупным и многочисленным грачам , важно расхаживающим и высматривающим свою добычу до самой поздней осени. После крестьянской реформы 1861 года многие крестьяне арендовали дополнительно землю у соседних помещиков Гагарина и Устинова. После революции1917 года жители села Грачёвка поделили государственные земли. В 1930 году, сразу после политики коллективизации, в состав села вошли соседние колхозы « Правда»( Николаевка),» «Ленинская стройка»( Ионычевка и Хомяковка ). К началу 1940-х гг. в селе проживало около 1200 человек . В настоящее время в Грачёвке проживает 527 человек ( 207 дворов). Грачёвка - многонациональное село ( 20 национальностей ) со своими традициями. Только в Грачёвке в последнюю неделю мая отмечается День Кукушки. В этот день, а чаще всего он совпадает с Днём Николы Летнего, который отмечается православной церковью 22 мая , жители устраивают пикники, жарят на кострах яичницу и угощают друг друга. А на траве раскладывают варёные яйца, а на ветках деревьев развешивается скорлупа. Учащиеся школы придумали герб селу.
Из рассказа учителя, ребята много что узнали о своём селе, но ответа на поставленный вопрос не нашли. И тогда мы отправились в гости к старейшей жительнице села, которая нам и рассказала, что в селе давно « ходит» страшное поверье - сосна и ель приносят дому несчастья и беды. Поэтому люди не сажают около своих домов эти деревья, а вот с чем это связано неизвестно. Поиски продолжаются.
Далее началась групповая работа по составлению карты. Отметив на карте, экологически опасные объекты ( родники, свалки, аммиачная станция, карьер, незаконная вырубка сосен за селом ,овраги, заваленные берега речки ), ребята выбрали те, которым они могут оказать посильную помощь .
- Для того, чтобы увеличить количество хвойных деревьев в селе они решили высадить их вместе с дубочками ( учащимися школы выращена плантация саженцев дубочков ) на аллеи Памяти у памятника к 70-летию Победы в ВОВ.
- Очистить родник у дома № 13 по улице Мира; составить карту родников.
- Убрать свалку около заправки.
Далее ребята отправились в лес на экскурсию с целью - навестить маленькие ёлочки, растущие за селом. И что увидели - большое количество пеньков. С целью привлечения внимания детей, родителей к проблеме сохранения хвойных деревьев в период предновогодних и новогодних праздников решили провести акцию « Сохраним ёлочку - зелёную иголочку!»
В рамках этой акции были проведены следующие мероприятия:
- проведение социального опроса среди учащихся школы . Ребята ответили на вопросы: Какую ёлку будете ставить на Новый год дома ? И куда деваете ель после Нового года? Проанализировав ответы школьников , ребята увидели, что по сравнению с прошлым годом в этом году больше ребят решили купить искусственную елку.( маленький результат, но положительный). А вот ответом на второй вопрос ребята были недовольны, т.к. большинство ответили, что елки после праздника выбрасывают на мусорку . Решение было принято единогласно –провести акцию по сбору ёлок после праздника и отдать на корм скоту.
- выпуск листовок, призывающих не губить лесных красавиц и их расклеивание по селу.
- украшение холла школы новогодними деревьями . Фантазия, ,творчество и содружество со своими детьми поразили всех учителей . Ёлки были изготовлены из мишуры, салфеток, фантиков, бумаги, фруктов, пластилина и многого другого. Выставка получилась яркой, выразительной, привлекательной.
- выступление детей на родительском собрании, областном конкурсе творческих работ « Сохраним природу родного края» с просветительской целью
( см. Приложение 1).
Дальнейшая работа будет направлена на моделирование аллеи Памяти, приобретения саженцев елочек , а весной посадка деревьев , уборка территории, благоустройство родников, написание мини-проектов, составление карты родников.
Из проделанной работы по проекту и экологическому дневнику ребята поняли, то в селе с экологической точки зрения не всё благополучно, много экологических проблем; ребята приобрели реальные знания о состоянии окружающей их природы, об историческом прошлом своего села ;поняли, что традиция украшать ежегодно под Новый год дом елью или сосной наносит серьёзный удар окружающей среде.
Проект носит комплексный характер, т.к.включает в себя исследовательскую, практическую деятельность и творческую, эстетического содержания направленность.
Приложение №1
Все : Здравствуй ёлочка!
Ученик: Почему ты приуныла? Невесёлая стоишь?
Что ты ветки опустила? Что ты хвоёй не шумишь?
Ёлка: Грустно мне и одиноко! Ведь у нас из года в год.
Только четверо сестричек. По всему селу растёт.
Потому у нас в районе трудно воздухом дышать.
Все природу загрязняют. А кому же защищать?
Ученик: Ты об этом не волнуйся. Мы природу бережём,
Экологию микрорайона изучаем и спасём!
Ведь не зря у нас за школой, силами учеников
Вместе дружно « поднимаем», мы плантацию дубков.
А ещё хотим весною, поросль ёлок раздобыть
И у памятника Славы их с дубками рассадить.
Ёлка: Ой, спасибо вам ,ребята. Это было б хорошо
Только вот о чём волнуюсь. И о чём грущу ещё.
Я горюю о сестричках , что в деревне не живут.
А на волюшке –приволье . За селом у нас растут .
Мне синички рассказали- Стали люди приходить,
И родных моих сестричек вырубать и вывозить.
Ученик: Мы об этом тоже знаем, так что лучше не грусти
Мы развесили листовки , чтобы ёлочек спасти.
Дорогие мамы, папы ! Наступает Новый год
Принесёт он много новых и волнующих забот.
Только просим вас – не надо, в лес за ёлками ходить
А попробуйте их сами, Сделать, склеить, иль слепить.
Стих : Мы ёлку купили! Мы ёлку купили! В лесу на опушке её не рубили.
А сделали ёлку на добром заводе Хорошие дяди, веселые тёти.
А ёлка лесная осталась живая, Стоит на опушке, макушкой кивая,
Кому? Никому! Просто ветру ,метели, Такой же красивой
Не спиленной ели!
Ёлка: Что ж в долгу у вас я буду, Только вот грущу ещё-
Свалки мусора повсюду, Отравляют нам село
Нас с сестрицами так мало, На большой микрорайон
Каждый день « тяжёлый» воздух, Очищать мы устаём.
Ученик: Да, серьёзная проблема С нею боремся и мы,
Чистоте мы знаем цену. С экологией дружны.
Призовём весной к уборке, Мы всех жителей села
Чтобы ёлочка дышала, Чтобы ёлочка росла.
Ёлка: Как же я вам благодарна! Молодцы ученики
Только вот ещё проблема - погибают родники,
Их бездумно загрязняют, люди мусором своим
Только вот не понимают - Всё вернётся им самим.
Кто же родникам поможет , Кто от грязи их спасёт
Корешкам моим бедняжкам , не хватает чистых вод.
Ученик: Ты права сейчас, конечно, Что ведёшь об этом речь-
Поучиться надо людям, Землю – матушку беречь!
Обещаем мы составить в школе карту родников,
И очистим их весною от бутылок и мешков.
Чтобы снова задышала, Чистым воздухом Земля,
Чтобы ёлочка и завтра зеленела и росла.
( песня Любе « Не рубите, мужики»)
-
- развитие у детей устойчивого интереса к объектам природы. проявление инициативы учащихся и местных жителей к благоустройству родника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Разнообразие живого"
Класс: 5 УМК: Сонин Н.И., Плешаков А.А.Предмет: БиологияТема: Разнообразие живогоТип урока: Урок «Открытия» нового знания...
Информация для педагогов о проведении природоохранной акции "Зелёная ёлочка - живая иголочка"
В информации раскрыты цель, задачи, алгоритм подготовки и проведения акции "Зелёная ёлочка - живая иголочка"...
Технологическая карта по изготовлению сувенира "Ёлочка-красавица!"
Эта технологическая карта для тех, кто любит- дарить радость другим людям: сделать красоту своими руками и подарить ближнему, научиться самому и научить красоте другого....
Технологическая карта вязания ЁЛОЧКИ
Цель: освоение системы знаний по технике вязания крючком и овладение навыками работы.Задачи:- обучить чтению условных обозначений и схем вязания;- развивать опыт творческой работы;- воспитывать ответс...
Фотоконкурс-флешмоб на самую красивую новогоднюю ёлочку "Раз, два, три - ёлочка, гори!"
В Клубе по месту жительства "Радуга "г. Шуя с 20- 30 декабря 2021г. проводил новогодний фотоконкурс-флешмоб на самую красивую новогоднюю ёлочку "Раз, два, три - ёлочка, гори...
Акция "Ёлочка, живи"
Ссылка на работу, в которой отражен результат работы с детьми https://youtu.be/eu2b-PXfRGk...