образовательная программа "Сити-фермер"
методическая разработка по экологии на тему
Программа предназначена для ознакомления с основами ведения фермерского хозяйства и подготовки будущих сити-фермеров, а также воспитания культуры труда, приобщения учащихся к совместной деятельности с родителями. Программа поможет углубить знания в области зоологии, биологии, экологии, географии и придать им практическую направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_programma_siti-fermer_kogteva.doc | 491 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
СОГЛАСОВАНО: Протокол Педагогического совета от 29.09.2015г. № 2 | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБУ ДО «ЦДО»
___________ Емшанова Н.В. «____» ____________ 2015г. УТВЕРЖДЕНА приказом от __________ № _____ | СОГЛАСОВАНО: Протокол Педагогического совета от 29.09.2015г. № 2 | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБУ ДО «ЦДО» _____________ Емшанова Н.В. «___» ______________ 2015г. УТВЕРЖДЕНА приказом от __________ № _____ |
Дополнительная
общеобразовательная программа
«Сити - фермер»
для учащихся 9-12 лет
срок реализации программы – 2 года
Разработчик: Когтева Альфия Акмаловна педагог дополнительного образования
|
г. Урай
2015
Оглавление
- Пояснительная записка 3 стр.
- Учебно-тематический план 1 год обучения 7 стр.
- Содержание программы 1 год обучения 11 стр.
- Учебно-тематический план 2 год обучения 13 стр.
- Содержание программы 2 год обучения 16 стр.
- Методическое обеспечение образовательной программы 18 стр.
- Список литературы 23 стр.
Пояснительная записка
Программа «Сити-фермер» модифицированная, имеет социально-педагогическую направленность.
Новизна программы в том, что в ближайшее время появятся на российском рынке «профессии будущего» - новые специализации в сельском хозяйстве, как сити-фермер. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого сегодняшнего ученика самостоятельности, инициативности, творческого мышления, способности разбираться в ситуации будущих профессий и находить правильное решение. Сити-фермер – специалист по обустройству и обслуживанию агропромышленных хозяйств (в том числе выращиванию продуктов питания) на крышах и стенах небоскребов крупных городов. От сити-фермеров, помимо навыков в сельском хозяйстве, потребуется понимание бережливого производства.
Актуальность. Программа предназначена для ознакомления с основами ведения фермерского хозяйства и подготовки будущих сити-фермеров, а также воспитания культуры труда, приобщения учащихся к совместной деятельности с родителями. Программа поможет углубить знания в области зоологии, биологии, экологии, географии и придать им практическую направленность.
Цель программы: Формирование представлений о ведении фермерского хозяйства в процессе практической деятельности.
Задачи:
1. Научить основам грамотного ведения фермерского хозяйства на практике.
2. Развивать умения планировать свою деятельность и работать на результат.
3. Развивать коммуникативные умения и навыки самоорганизации, (творческие способности и возможности учащихся, а также внимания, памяти, мышления, воображения).
4. Воспитывать у учащихся потребности в общении с природой, бережного отношения к ней.
Направленность программы на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей учащихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности «человек-природа»), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции.
Отличительные особенности программы по ведению сити-фермерского хозяйства, в том, что она разработана для дополнительного образования детей с учётом их возрастных психолого-педагогических особенностей и потребностей.
Срок освоения программы – 2 года.
Режим занятий:
Занятия проводятся 4 часа в неделю (2 раза в неделю по 2 учебных часа).
Объем программы:
1 год обучения – 132 часа.
2 год обучения – 132 часа.
Программа рассчитана на детей 7 - 12 лет. Группа состоит из 15 человек согласно Сан.ПиН. 2.4.4.3172 - 14.
Условия набора детей в коллектив:
- принимаются все желающие;
- существует отбор на основании беседы, опроса, тестирования, анкетирования, просмотра работ, наличие базовых знаний в области.
Допускается дополнительный набор учащихся на второй, год обучения на основании результатов:
- тестирования, прослушивания, собеседования.
Формы обучения и виды занятий
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются сельскохозяйственные работы по выращиванию культурных растений, практические и лабораторно-практические работы, метод проектов. Практические работы в программе связаны с выполнением различных приемов ухода за животными, технологических расчетов. На лабораторно-практических работах учащиеся знакомятся с методами кормления и содержания животных, методами воспроизводства стада, выращивания молодняка и методами заготовки и хранения кормов.
Практическая деятельность включает в себя не только освоение и выполнение конкретных трудовых приемов, она подразумевает также включение учащихся в поисковую, исследовательскую, аналитическую деятельность, связанную с выполняемыми работами. Теоретическая подготовка заключается, прежде всего, в формировании ведущих понятий животноводства: порода, селекция, экстерьер.
При реализации программы применяются проектно-исследовательские технологии, игровые, личностно-ориентированные, коммуникативные и здоровье сберегающие.
В качестве рефлексии – подготовка, оформление, защита мини-проектов и исследовательских работ.
Занятия проводятся в группах, звеньях и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.
Планируемые результаты
Ожидается, что после первого года обучения учащиеся будут
знать:
1. основы ведения фермерского хозяйства;
2. породы кроликов и их биологические особенности;
3.основы правильного кормления и содержания животных;
4. основы ведения племенной породы.
уметь:
- Определять породы кроликов;
- Ухаживать за кроликами;
- Кормить кроликов;
- Отличать редкие породы кроликов по внешнему виду.
Ожидается, что после второго года обучения учащиеся будут
знать:
- Методы разведения кроликов;
- Наиболее распространенные заболевания кроликов;
- Профилактику заболеваний кроликов;
- Полезные растения.
уметь:
- Отбирать и подбирать пары;
- Выращивать молодняк;
- Распознавать заболевания кроликов;
- Оказывать первую ветеринарную помощь.
Аттестация учащихся по индивидуальным учебным планам
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
- начальный контроль или входной (октябрь);
- текущий контроль (в течение всего учебного года);
- промежуточный контроль (декабрь);
- итоговый контроль (май).
Входной контроль проводиться в виде опроса, собеседования, анкетирования, наблюдения.
Текущий контроль проводиться в форме зачётов, тестирования по отдельным темам отчётных творческих заданий, защиты опытнической работы. В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы информационные сообщения и реферативные работы учащихся.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Он может проводиться в форме зачета или собеседования. При подведении итогов учитывается участие учащихся в биологических олимпиадах разного уровня. Формой итогового контроля может быть участие в конференции: подготовка и защита реферативной, проектной или учебно-исследовательской работы.
При аттестации применяются (мониторинг результатов обучения):
Быченко И.В. «Кролиководство» тесты и проверочные работы (Приложение 1.). Соломин И.Л. «Ориентация» анкета (Приложение 2.).
Индивидуальные результаты диагностических исследований и практических работ учащихся заносятся в индивидуальную карточку (таблица 1 и 2) и рекомендуются использовать с целью индивидуальной накопительной оценки «портфолио».
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Темы занятий | Всего часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
Введение (вводное занятие) | 2 | 2 | ||
1 | Животные живого уголка | 12 | 8 | 4 |
2 | Родословная семьи длинноухих | 10 | 4 | 6 |
3 | Биологические особенности домашних кроликов | 12 | 2 | 10 |
4 | Породы кроликов | 18 | 8 | 10 |
5 | Содержание кролика | 18 | 2 | 16 |
6 | Скатерть самобранка | 24 | 6 | 18 |
7 | Пуховые кролики | 20 | 4 | 16 |
8 | Зеленое лукошко | 14 | 6 | 8 |
Итого: | 132 | 42 | 90 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Темы занятий | Всего часов | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
теория | практика | |||||
Вводное занятие. Что изучает кролиководство? Знакомство с планом работы и задачами объединения. Инструктаж по технике безопасности. Правила дорожного движения «Дорожное колесо». | 2 | 2 | опрос | |||
1 | Животные живого уголка | 12 | 8 | 4 | ||
Путешествие в царство животных (Диагностика знаний, умений, навыков - начальный уровень). | 2 | тестирование | ||||
Кто живет в мини-зоопарке? | 2 | экскурсия | ||||
Что ты знаешь о грызунах? | 2 | опрос | ||||
«Мы друзья природы». | 2 | викторина | ||||
Домашние животные-друзья человека. | 2 | практическая работа | ||||
Обобщающее занятие «Викторина о животных». | 2 | викторина | ||||
2 | Родословная семьи длинноухих | 10 | 4 | 6 | ||
Нашествие пушистых полчищ. | 2 | опрос | ||||
Изменение дикого кролика в связи с изменением условий его жизни. | 2 | практическая работа | ||||
«В гостях у кролика». | 2 | практическая работа | ||||
«Подземный лабиринт дикого кролика». | 2 | мини-проект | ||||
Обобщающее занятие «Кроличья страна». | 2 | викторина | ||||
3 | Биологические особенности домашних кроликов | 12 | 2 | 10 | ||
Рост и развитие кроликов. | 2 | практическая работа | ||||
Наблюдение за кроликами во время кормления. | 2 | наблюдение | ||||
Посадка и выращивание злаковых кормов на учебно- опытническом участке. | 2 | практическая работа | ||||
Оформление дневника наблюдений «Мой любимый кролик». | 2 | самостоятельная работа | ||||
Антропометрические данные кролика. | 2 | практическая работа | ||||
Обобщающее занятие «Внешнее строение кролика». | 2 | практическая работа, зачет. | ||||
4 | Породы кроликов | 18 | 8 | 10 | ||
Общие сведения о породах. | 2 | опрос | ||||
Короткошерстные кролики. | 2 | практическая работа | ||||
Пуховые породы. | 2 | практическая работа | ||||
Карликово-декоративные кролики. | 2 | практическая работа | ||||
Редкие породы кроликов. | 2 | практическая работа | ||||
«Эти забавные комочки». | 2 | конкурс рисунков | ||||
Кормление кроликов злаковыми кормами, посадка зерновых культур на учебно-опытническом участке. | 2 | практическая работа | ||||
«Путешествие кролика» Диагностика знаний, умений, навыков (промежуточный уровень). | 2 | тестирование | ||||
Обобщающее «Зоологическое лото». | 2 | викторина | ||||
5 | Содержание кролика | 18 | 2 | 16 | ||
«Жилище кролика». | 2 | конкурс рисунков | ||||
Создание микроклимата для кроликов. | 2 | практическая работа | ||||
Кролики в приусадебных хозяйствах. | 2 | практическая работа | ||||
Клетки для молодняка. | 2 | практическая работа | ||||
Клетки переносные. | 2 | практическая работа | ||||
Содержание в наружных клетках. | 2 | практическая работа | ||||
Щедовая система, содержания в крольчатниках. | 2 | практическая работа | ||||
Необходимый инвентарь. | 2 | практическая работа | ||||
Обобщающее занятие «Где и как содержать кроликов». | 2 | зачет | ||||
6 | Скатерть самобранка | 24 | 6 | 18 | ||
Посадка и выращивание зеленых кормов. | 2 | практическая работа | ||||
Посадка и выращивание сочных кормов. | 2 | практическая работа | ||||
Посадка и выращивание злаковых кормов. | 2 | практическая работа | ||||
Дикорастущие травы. | 2 | контрольная работа | ||||
Ядовитые растения. | 2 | опрос | ||||
Грубые корма. | 2 | практическая работа | ||||
Посадка и выращивание бобовых кормов | 2 | практическая работа | ||||
Сбор зеленых кормов | 2 | практическая работа | ||||
Витаминные и минеральные добавки. | 2 | практическая работа | ||||
Техника кормления и поения. | 2 | практическая работа | ||||
Подготовка кормов к скармливанию. | 2 | практическая работа | ||||
Обобщающее занятие «Экологический светофор». | 2 | викторина | ||||
7 | Пуховые кролики | 20 | 6 | 14 | ||
Разведение пуховых кроликов. | 2 | опрос | ||||
Содержание и кормление пуховых кроликов. | 2 | практическая работа | ||||
Уход за волосяным покровом. | 2 | практическая работа | ||||
Сроки и методы сбора пуха. | 2 | практическая работа | ||||
Сортировка пуха. | 2 | практическая работа | ||||
Определение длины волосяного покрова с помощью «розетки». | 2 | практическая работа | ||||
Корма и кормление пуховых кроликов. | 2 | практическая работа | ||||
Зеленые корма для пуховых кроликов. | 2 | опрос | ||||
Оценка пуха и его продуктивность. | 2 | Практическая работа | ||||
Обобщающее занятие «Пуховые комочки». | 2 | зачет | ||||
8 | Зеленое лукошко | 14 | 6 | 8 | ||
Луговое разнотравье. | 2 | практическая работа | ||||
«Растения леса» | 2 | викторина | ||||
«Лес наше богатство» | 2 | конкурс рисунков | ||||
Заготовка веточного корма | 2 | экскурсия | ||||
Обобщающее занятие «Дары нашего леса». | 2 | зачет | ||||
Экологический конкурс рисунков «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой». | 2 | конкурс рисунков | ||||
Итоговое занятие «Удивительный мир кроликов». | 2 | Мини-проект, (выполнение тестовых заданий). | ||||
Итого: | 132 | 42 | 90 |
Содержание учебно-тематического плана
1 год обучения
Тема. Вводное занятие (2 часа).
Комплектование группы. Обсуждение плана работы и задачи объединения. Инструктаж по технике безопасности в объединении. Правила дорожного движения «Дорожное колесо». Игра «Давай знакомиться».
Теория: Что изучает кролиководство?
Тема 1. Животные живого уголка (12 час.).
Теория: Путешествие в царство животных. Что ты знаешь о грызунах? «Мы друзья природы». Обобщение «Викторина о животных».
Практика: Создание микроклимата для кроликов. Кролики в приусадебных хозяйствах. Клетки для молодняка. Клетки переносные. Содержание в наружных клетках. Щедовая система, содержание в крольчатниках. Обобщение «Где и как содержать кроликов».
Экскурсия: Кто живет в мини-зоопарке.
Тема 2. Родословная семьи длинноухих (10 час.).
Теория: Нашествие пушистых полчищ. Обобщение «Кроличья страна».
Практика: Изменение дикого кролика в связи с изменением условий его жизни. «В гостях у кролика». «Подземный лабиринт дикого кролика».
Тема 3. Биологические особенности домашних кроликов (12 час.).
Теория: Оформление дневника наблюдений «Мой любимый кролик».
Практика: Рост и развитие кроликов. Наблюдение за кроликами во время кормления. Посадка и выращивание злаковых кормов на учебно-опытническом участке. Антропометрические данные кролика. Обобщение «Внешнее строение кролика».
Тема 4. Породы кроликов (18 час.).
Теория: Общие сведения о породах. «Эти забавные комочки». «Путешествие кролика». Обобщение «Зоологическое лото».
Практика: Короткошерстные кролики. Пуховые породы. Карликово-декоративные кролики. Редкие породы кроликов. Кормление кроликов злаковыми кормами, посадка зерновых культур на учебно-опытническом участке.
Тема 5. Содержание кролика (18 час.).
Теория: «Жилище кролика».
Практика: Создание микроклимата для кроликов. Кролики в приусадебных хозяйствах. Кролики в приусадебных хозяйствах. Клетки для молодняка. Клетки переносные. Содержание в наружных клетках. Необходимый инвентарь. Обобщение «Где и как содержать кроликов».
Тема 6. Скатерть самобранка (24 час.).
Теория: Дикорастущие травы. Ядовитые растения. Обобщение «Экологический светофор».
Практика: Посадка и выращивание зеленых кормов. Посадка и выращивание сочных кормов. Посадка и выращивание злаковых кормов. Грубые корма. Посадка и выращивание бобовых кормов. Сбор зеленых кормов. «Лес и его богатства». Витаминные и минеральные добавки. Подготовка кормов к скармливанию.
Экскурсия: «Лес и его богатства» (в лес).
Тема 7. Пуховые кролики (20 час.).
Теория: Разведение пуховых кроликов. Посадка злаковых кормов на учебно-опытническом участке. Обобщение «Пуховые комочки».
Практика: Содержание и кормление пуховых кроликов. Уход за волосяным покровом. Сроки и методы сбора пуха. Сортировка пуха. Определение длины волосяного покрова с помощью «розетки». Корма и кормление пуховых кроликов. Посадка злаковых кормов на учебно-опытническом участке. Оценка пуха и его продуктивность.
Тема 8. Зеленое лукошко (14 час.).
Теория: Конкурс знатоков о растениях. Обобщение «Дары нашего леса».
Практика: Посадка овощных культур на учебно-опытническом участке. Содержание кроликов в весенне-летний период. Луговое разнотравье. Сбор и заготовка зеленых кормов. Экологический конкурс рисунков «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой» (приуроченный к Всемирной акции).
Экскурсия: Заготовка веточного корма (экскурсия в лес).
Итоговое занятие «Удивительный мир кроликов» (мини-проект), зачет.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Темы занятий | Всего часов | Количество часов | |
теория | практика | |||
Вводное занятие | 2 | 2 | ||
1. | Скатерть-самобранка в осенне-зимний период | 18 | 8 | 10 |
2. | Пушистые новоселы | 54 | 16 | 38 |
3. | На приеме у Айболита | 26 | 4 | 22 |
4. | Полезные растения на лесной поляне | 32 | 8 | 24 |
Итого: | 132 | 38 | 94 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Темы занятий | Всего часов | Количество часов | Формы аттестации (контроля) | ||
теория | практика | |||||
Вводное занятие. Достижения ученых и селекционеров в области кролиководства. | 2 | 2 |
беседа | |||
1 | Скатерть-самобранка в осенне-зимний период | 18 | 8 | 10 | ||
Достоинства и недостатки основных кормов для кроликов. | 2 | опрос | ||||
КВН «Природа вокруг нас». | 2 | опрос | ||||
«Берегите братьев наших меньших». | 2 | конкурс рисунков | ||||
Экскурсия «Путешествие по лесной тропинке». | 2 | экскурсия | ||||
«Корзинка витаминка». | 2 | практическая работа | ||||
Культурные и декоративные растения. | 2 | опрос | ||||
Посадка и выращивание зеленых кормов. | 2 | практическая работа | ||||
Подготовка сочных и грубых кормов к скармливанию. | 2 | практическая работа | ||||
Наблюдение за кроликами во время кормления. | наблюдение | |||||
Обобщающие занятия «Обед по заказу». | 2 | зачет | ||||
2 | Пушистые новоселы | 54 | 16 | 38 | ||
Зоотехнический учет. | 2 | опрос | ||||
Бонитировка. | 2 | практическая работа | ||||
«Трафаретка» крольчихи и новорожденных крольчат. | 2 | самостоятельная работа | ||||
Уход за сукрольными крольчихами. | 2 | практическая работа | ||||
Кормовые рационы и нормы кормления для сукрольных крольчих. | 2 | практическая работа | ||||
Зоологическое лото «Скатерть самобранка». | 2 | викторина | ||||
Подготовка клеток и маточников перед окролом. | 2 | практическая работа | ||||
Профилактические мероприятия в крольчатнике. | 2 | практическая работа | ||||
Поведение крольчихи перед окролом. | 2 | наблюдение | ||||
Окрол. | 2 | опрос | ||||
Температурный режим в маточнике. | 2 | практическая работа | ||||
Суточный рацион крольчихи. | 2 | практическая работа | ||||
Появились крольчата. | 2 | опрос | ||||
Посадка и выращивание злаковых кормов на учебно-опытническом участке. | 2 | практическая работа | ||||
Выращивание молодняка. | 2 | практическая работа | ||||
Разбивка крольчат по группам в зависимости от веса, характера и пола. | 2 | практическая работа | ||||
Суточный рацион крольчат. | 2 | зачет | ||||
Антропометрические данные крольчат. | 2 | практическая работа | ||||
«Незнайка в гостях у кролика» Диагностика знаний, умений, навыков обучающихся (промежуточный уровень). | 2 | викторина | ||||
Оценка густоты меха и ее уравненности. | 2 | зачет | ||||
Оценка телосложения и породности. | 2 | зачет | ||||
Кормление крольчат злаковыми и сочными кормами. | 2 | наблюдение | ||||
Ветеринарно-профилактические работы в крольчатнике. | 2 | зачет | ||||
«Четыре сыночка и Лапочка дочка». | 2 | викторина | ||||
Уход за кормовыми растениями на учебно – опытническом участке. | 2 | практическая работа | ||||
Антропометрические данные ремонтного молодняка. | 2 | практическая работа | ||||
Обобщающее занятие «Веселая семейка». | 2 | зачет | ||||
3 | На приеме у Айболита | 26 | 4 | 22 | ||
Осмотр животных для установления состояния здоровья. | 2 | практическая работа | ||||
Зоогигиены и профилактика заболеваний. | 2 | практическая работа | ||||
Антропометрические данные кролика. | 2 | зачет | ||||
Аптечка ветеринара. | 2 | практическая работа | ||||
Неинфекционные болезни. | 2 | опрос | ||||
Инфекционные болезни. | 2 | опрос | ||||
Контроль микроклимата в крольчатнике. | 2 | практическая работа | ||||
Лекарственные препараты, травы и их применение. | 2 | практическая работа | ||||
Составление суточного рациона для больных кроликов. | 2 | наблюдение | ||||
Ветеринарно-профилактические мероприятия. | 2 | зачет | ||||
Посадка зеленых и сочных кормов на учебно- опытническом участке. | 2 | практическая работа | ||||
Техника кормления и поения больных кроликов. | 2 | практическая работа | ||||
Обобщающее занятие «Юные ветеринары». | 2 | зачет | ||||
4 | Полезные растения на лесной поляне | 32 | 8 | 24 | ||
Будь другом в лесу. | 2 | опрос | ||||
Сбор лекарственных трав в весенний период. | 2 | практическая работа | ||||
Посадка зеленых кормов на учебно-опытническом участке. | 2 | практическая работа | ||||
Составление суточного рациона для кроликов в весенний период. | 2 | практическая работа | ||||
Выгуливание кроликов в вольере. | 2 | наблюдение | ||||
«Природа вокруг нас». | 2 | викторина | ||||
Сбор и правильная сушка зеленых кормов. | 2 | практическая работа | ||||
Оформление гербарий «Веточный корм», «Зеленый корм с лужайки». | 2 | зачет | ||||
«Весенние первоцветы». | 2 | конкурс рисунков | ||||
Сбережем удивительный мир растений. | 2 | опрос | ||||
Сбор зеленых кормов на учебно-опытническом участке. | 2 | практическая работа | ||||
Заготовка веточного корма. | 4 | практическая работа | ||||
«Сохраним нашу Землю голубой и зеленой». | 2 | выставка рисунков | ||||
Обобщающее занятие «Лучший знаток природы». | 2 | зачет | ||||
Итоговое занятие «Как открыть свою ферму». | 2 | 2 | зачет, (мини-проект). | |||
Итого: | 132 | 38 | 94 |
Содержание учебно-тематического плана
2 год обучения
Тема. Вводное занятие (2 часа).
Комплектование группы. Обсуждение плана работы и задачи объединения. Инструктаж по технике безопасности в объединении. Правила дорожного движения «Дорожное колесо». Достижения ученых и селекционеров в области кролиководства.
Теория: Достижения ученых и селекционеров в области кролиководства.
Тема 1. Скатерть – самобранка в осенне-зимний период (18 час.).
Теория: Достоинства и недостатки основных кормов для кроликов. Игра КВН « Природа вокруг нас». Культурные и декоративные растения.
Практика: Травы, полезные для кроликов. Посадка и выращивание злаковых растений на учебно-опытническом участке. Подготовка сочных и грубых кормов к скармливанию. Наблюдение за кроликами во время кормления. Обобщение «Обед по заказу».
Экскурсия: «Путешествие по лесной тропинке» (экскурсия в парковую или лесную зону).
Тема 2. «Пушистые новоселы» (54 час.).
Теория: Зоотехнический учет. Трафаретка крольчихи и новорожденных крольчат. Окрол. Появились крольчата. Викторина «Незнайка в гостях у кролика». Викторина «Четыре сыночка и Лапочка дочка». Обобщение «Веселая семейка».
Практика: Бонитировка. Уход за сукрольными крольчихами. Кормовые рационы и нормы кормления для сукрольных крольчих. Подготовка клеток и маточников перед окролом. Профилактические мероприятия. Поведение крольчихи перед окролом. Температурный режим в маточнике. Суточный рацион сукрольной крольчихи. Посадка и выращивание злаковых кормов для молодняка. Выращивание молодняка. Разбивка крольчат по группам. Режим питания крольчат. Антропометрические данные крольчат. Оценка густоты меха и ее уравненности. Оценка телосложения и породности. Кормление крольчат злаковыми и сочными кормами. Ветеринарно-профилактические работы в крольчатнике. Уход за кормовыми растениями на учебно-опытническом участке. Антропометрические данные ремонтного молодняка.
Тема 3. «На приеме у доктора Айболита» (26 час.).
Теория: Изучение неинфекционных и инфекционных болезней. Составление суточного рациона для больных кроликов.
Практика: Осмотр животных для установления состояния здоровья. Зоогигиена и профилактика заболеваний. Антропометрические данные кролика. Аптечка ветеринара. Контроль микроклимата в крольчатнике. Лекарственные препараты, травы и их применение. Ветеринарно-профилактические мероприятия. Посадка зеленых и сочных кормов на учебно-опытническом участке. Техника кормления и поения больных кроликов. Обобщение «Юные ветеринары».
Тема 4. Полезные растения на лесной опушке (32 час.).
Теория: Будь другом в лесу. Лекарственные растения. Правила поведения в лесу. Весенние первоцветы. КВН «Природа вокруг нас». Сбережем удивительный мир растений. Игра «Зоологическое лото». Обобщение «Лучший знаток природы».
Практика: Сбор лекарственных растений в весенний период. Посадка зеленых кормов на учебно-опытническом участке. Составление суточного рациона для кроликов в весенний период. Выгуливание кроликов в вольере. Сбор и правильная сушка зеленых кормов. Оформление гербарий «Веточный корм», «Зеленый корм с лужайки». Трудовая акция (заготовка зеленых и грубых кормов). Экологический конкурс рисунков «Сохраним нашу Землю голубой и зеленой». Юннатская ярмарка.
Итоговое занятие
Практика: «Как открыть свою ферму» (защита практической работы, мини-проекта, тестовые задания).
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Тема | Формы занятий | Методы и приемы обучения | Формы подведения итогов |
Вводное занятие | Беседа, рассказ, экскурсия. | Объяснительно-иллюстративный, личностно-ориентированный. | Экскурсия, наблюдения, игры. | |
1. | Животные живого уголка | Беседа, рассказ, экскурсия, викторина, практическая работа. | Объяснительно-иллюстративный, элементы эвристического, работа с живыми объектами. | Игры, контрольные задания. |
2. | Родословная семьи длинноухих | Беседа, рассказ, викторина, мини-проект, практическая работа. | Объяснительно- иллюстративный, элементы эвристического. Работа с литературой. | Игры, контрольные задания. |
3. | Биологические особенности домашних кроликов | Беседа, рассказ, практическая работа, консультация. | Объяснительно -иллюстративный, элементы эвристического, работа с живыми объектами, работа с дидактическими карточками, наблюдение. | Контрольные задания. |
4. | Породы кроликов | Беседа, рассказ, викторина, практическая работа. | Объяснительно -иллюстративный, элементы эвристического, работа с живыми объектами, работа с дидактическими карточками, наблюдение. | Игры, контрольные задания. |
5. | Содержание кролика | Беседа, рассказ, практическая работа, консультация. | Объяснительно -иллюстративный, элементы эвристического, работа с живыми объектами, наблюдение. | Контрольные задания. |
6. | Скатерть самобранка | Беседа, рассказ, викторина, практическая работа. | Объяснительно -иллюстративный, элементы эвристического, работа с живыми объектами, дидактический материал - муляжи, карточки. Наблюдение. | Контрольные задания. |
7. | Пуховые кролики | Беседа, рассказ, практическая работа. | Объяснительно -иллюстративный, элементы эвристического, работа с живыми объектами, дидактический материал, наблюдение. | Контрольные задания. |
8. | Зеленое лукошко | Беседа, рассказ, викторина, конкурс рисунка, практическая работа. | Объяснительно -иллюстративный, проектные подходы, работа с живыми объектами. Дидактический материал - муляжи овощей и фруктов, карточки, литература. Наблюдение. | Мини-проект, игры, конкурсы, контрольные задания. |
Итоговое занятие «Удивительный мир кроликов» | Беседа, тестирование, практическая работа, | Объяснительно -иллюстративный, личностно-ориентированный, проектные подходы. Работа с живыми объектами. | Защита мини-проекта. (выполнение тестовых заданий). |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ | Тема | Формы занятий | Методы и приемы обучения | Формы подведения итогов |
Вводное занятие | Беседа, рассказ, экскурсия. | Объяснительно-иллюстративный, личностно-ориентированный. | Экскурсии, наблюдения. | |
1. | Скатерть-самобранка в осенне-зимний период | Беседа, рассказ, экскурсия, конкурс рисунка, практическая работа. | Объяснительно -иллюстративный, элементы эвристического, работа с живыми объектами. Муляжи овощей и фруктов. | Конкурсы, контрольные задания. |
2. | Пушистые новоселы | Беседа, рассказ, викторина, оформление «Паспорт кролика», практическая работа, консультация. | Объяснительно -иллюстративный, проблемно-ориентированный, элементы эвристического. Работа с живыми объектами. Макет гнездового ящика. | Игры, контрольные задания. |
3. | На приеме у Айболита | Беседа, рассказ, практическая работа, консультация. | Объяснительно -иллюстративный, элементы эвристического и проблемного, работа с живыми объектами, работа с дидактическими карточками, наблюдение. | Контрольные задания. |
4. | Полезные растения на лесной поляне | Беседа, рассказ, викторина, практическая работа, консультации. | Объяснительно -иллюстративный, элементы эвристического, проектные подходы. Работа с живыми объектами, дидактическими карточками, таблицами. | Игры, контрольные задания. Мини-проект. |
Итоговое занятие «Как открыть свою ферму» | Беседа, тестирование, зачет, практическая работа. | Объяснительно - иллюстративный, личностно-ориентированный, проектные подходы, элементы эвристического и проблемного. | Выполнение тестов, защита мини-проекта. |
Методические материалы
Дидактический материал:
- иллюстрации и плакаты с изображением полезных и вредных растений;
- «Внешнее строение кролика»;
- «Болезни кроликов»;
- «Породы кроликов»;
- «Переселенцы из Европы»;
- Зоологическое лото «Породы кроликов»;
- «Корма»;
- «Заморочка из бочки»;
- «Аптечка Ветеринара»;
- Карточки «Породы кроликов»;
- Таблицы «по технике безопасности при работе»;
- «Трафаретка кролика»;
- «Суточный рацион кролика»;
- «Антропометрические данные кролика»;
- Макет гнездового ящика;
- Коллекция кормов;
- Гербарии овощных культур;
- Видеофильмы «Кролики», «Как живете, кролики?», «Веселая семейка».
- Мультимедийные материалы,
Лабораторное оборудование:
- Микроскоп школьный.
- Лупа;
- Колбы; настольные весы, измерительная лента, линейки.
Материально-техническое обеспечение:
для животных:
- кормушки, поилки, чашечки, щетки, скребки, ванночки, маточники.
Спецодежда зоолаборанта:
Халаты, фартуки, перчатки.
Список использованной литературы
- Аганин А.В. Справочник ветеринарного врача/А.В. Аганин (и др.) – Ростов н/Д. Феникс, 2013. – 608 с.
- Александров В.А. Приусадебное хозяйство/В.А. Александров. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. – 256 с.
- Ерин, А.Т. Приусадебное кролиководство и нутриеводство/А.Т. Ерин, В.Г. Плотников, Е.И. Рыминская. – Мн.: Ураджай, 2010.-384 с.
- Житникова Ю. Кролики: разведение, содержание/Ю Житникова. – Ростов н/Д. Феникс, 20011. – 320 с.
- Рахманов А.И. Карликовые декоративные кролики/А.И. Рахманов. – М.: Аквариум – Принт, 2007. – 160 с.
Список литературы для педагога
- Рахманов А.И. Карликовые декоративные кролики/А.И. Рахманов. – М.: Аквариум – Принт, 2007. – 160 с.
- Савченко, М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзамена / М.Ю. Савченко, Г.В. Резапкина. – М.: Вако, 2005. – 240 с.
3.Синадская В.А. Юному кролиководу/В.А. Синадская, Д.А. Рогожкин. М.:Просвещение, 2012. – 112 с.
4.Теремов А. Занимательная зоология /А. Теремов. – М.: АСТ - ПРЕСС, 2008. - 528 с.
Список литературы для учащихся
- Болдырева Е. Декоративные кролики/Е. Болдырева - М.: «Аквариум», 2010.- 120 с.
- Пожарицкая Н. Путешествие к домашним животным/Н. Пожарицкая. - Д.: Детская литература, 2013.- 203 с.
- Бурау И.Я. Загадки мира животных/И.Я. Бурау. - Д.: Сталкер, 20012. – 198 с.
- Рахманов А.И. Домашний зооуголок/ А.И. Рахманов. – Смоленск: Русич, 2011.- 134 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Тест кролиководство (Быченко И.В. учитель МОУ «Новоуральская СОШ», Омская обл.).
1. Важной биологической особенностью домашних кроликов является:
А) высокая … … В) …
2. Период сукрольности у кроликоматки длится:
А) 25-30 дней Б) 20-29 дней В) 30-32 дня
3. Чем в большей степени обеспечивается интенсивный рост крольчат?
4. В каком возрасте заканчивается рост кроликов
А) 1 год Б) 4-5 месяцев В) 8-10 месяцев
5. Перечислите четыре типа конституции кроликов.
6. От чего зависит температура тела кроликов? Укажите диапазон температуры тела кролика (от … до …)
8. Хозяйственная ценность кроликов - … .
9. К концентрированным кормам относятся: …, …, …, …, …, …, …, … .
10. Назовите дикорастущие травы, которые можно давать кроликам.
11. Какие травы являются ядовитыми?
12. Назовите сочные корма, которые можно давать кроликам.
Приложение 2.
Анкета «Ориентация»
Анкета разработана петербургским психологом Игорем Леонидовичем Соломиным, которая определяет профессиональную направленность личности к определенной сфере деятельности.
Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности:
0 - вовсе нет;
1 - пожалуй, так;
2 - верно;
3 - совершенно верно.
Я хочу (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):
1 | Обслуживать людей | 0 1 2 3 |
|
Заниматься лечением | 0 1 2 3 | ||
Обучать, воспитывать | 0 1 2 3 | ||
Защищать права и безопасность | 0 1 2 3 | ||
Управлять людьми | 0 1 2 3 | ||
2 | Управлять машинами | 0 1 2 3 |
|
Ремонтировать оборудование | 0 1 2 3 | ||
Собирать и налаживать технику | 0 1 2 3 | ||
Обрабатывать материалы, изготовлять предметы и вещи | 0 1 2 3 | ||
Заниматься строительством | 0 1 2 3 | ||
3 | Редактировать тексты и таблицы | 0 1 2 3 |
|
Производить расчеты и вычисления | 0 1 2 3 | ||
Обрабатывать информацию | 0 1 2 3 | ||
Работать с чертежами, картами и схемами | 0 1 2 3 | ||
Принимать и передавать сигналы и сообщения | 0 1 2 3 | ||
4 | Заниматься художественным оформлением | 0 1 2 3 |
|
Рисовать, фотографировать | 0 1 2 3 | ||
Создавать произведения искусства | 0 1 2 3 | ||
Выступать на сцене | 0 1 2 3 | ||
Шить, вышивать, вязать | 0 1 2 3 | ||
5 | Ухаживать за животными | 0 1 2 3 |
|
Заготавливать продукты | 0 1 2 3 | ||
Работать на открытом воздухе | 0 1 2 3 | ||
Выращивать овощи и фрукты | 0 1 2 3 | ||
Иметь дело с природой | 0 1 2 3 | ||
А | Работать руками | 0 1 2 3 |
|
Выполнять решения | 0 1 2 3 | ||
Воспроизводить имеющиеся образцы, размножать, копировать | 0 1 2 3 | ||
Получать конкретный практический результат | 0 1 2 3 | ||
Воплощать идеи в жизнь | 0 1 2 3 | ||
Б | Работать головой | 0 1 2 3 |
|
Принимать решения | 0 1 2 3 | ||
Создавать новые образцы | 0 1 2 3 | ||
Анализировать, изучать, наблюдать, измерять, контролировать | 0 1 2 3 | ||
Планировать, конструировать, разрабатывать, моделировать | 0 1 2 3 |
Инструкция: Напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашей способности к этому виду деятельности:
0 - вовсе нет;
1 - пожалуй, так;
2 - верно;
3 - совершенно верно.
таблица 1.
Индивидуальная карточка учёта результатов учащегося по программе
«Сити - фермер»
Показатели | Критерии | Степень выраженности признака | Кол-во баллов | Методы диагностики | ||
минимальный | средний | высокий | ||||
1.Теоретическая подготовка учащихся | Соответствие теоретических знаний программным требованиям | Овладение менее, чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой | Объём усвоенных знаний, более ½ | Освоен практически весь объём знаний, предусмотренный программой за конкретный период времени | Наблюдение, тестирование, контрольный вопрос | |
2.Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | Ученик избегает употреблять специальные термины | Сочетание специальных терминов с бытовыми | Спец. термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием | Собеседование, работа с карточками | |
3. Практическая подготовка учащегося | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | Овладение менее, чем ½ объёма умений, предусмотренных программой | Объём усвоенных умений и навыков, более ½ | Овладение практически всеми умениями и навыками | Практическая работа | |
4. Владение спецоборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании спецоборудованием и оснащением | Испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием | Работает с оборудованием с помощью педагога | Работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей | Практическая работа | |
5. Выступление перед аудиторией | Свобода во владении и подачи подготовленной информации | Испытывает серьёзные затруднения при выступлении, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога | Работает с помощью педагога или родителей | Работает самостоятельно, не испытывает трудностей | Наблюдение, выступление с рефератом, участие в дискуссиях | |
6. Умение организовать рабочее место | Самостоятельность подготовки рабочего места и его уборка | Испытывают затруднения при работе, нуждаются в постоянной помощи | Работают с помощью педагога | Работает самостоятельно, не испытывает трудностей | Наблюдение | |
7. Навыки соблюдения правил безопасности в процессе деятельности | Соответствие реальных навыков в соблюдении правил безопасности программным требованиям | Владение мене, чем ½ навыков правил безопасности предусмотренных программой | Объём усвоенных навыков, более ½ | Освоен практически весь объём навыков, предусмотренный программой за конкретный период времени | Наблюдение | |
8. Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в выполнении работы | Удовлетворительно | Хорошо | Отлично | наблюдение | |
9. Оценка в баллах | 1 | 5 | 10 |
таблица 2.
Индивидуальная карточка учёта результатов учащегося по программе
«Сити - фермер»
Сроки диагностики | Начальный уровень знаний | Промежуточный уровень знаний | Итоговый уровень знаний | ||||||
показатели | низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий | низкий | средний | высокий |
1.Теоретическая подготовка учащегося а) теоретические знания по изучаемым разделам б) владение специальной терминологией | |||||||||
2. Практическая подготовка учащегося а) практические умения и навыки, предусмотренные программой б) владение спецоборудованием и оснащением в) творческие навыки | |||||||||
3.Общеучебные умения и навыки 3.1 учебно-интеллектуальные умения: а) подбор и анализ спецлитературы б) умение пользоваться компьютерными источниками информации в) умение осуществлять учебно-исследовательскую работу | |||||||||
3.2 Учебно-коммуникативные умения: а) умение слушать и слышать педагога б) умение вести полемику, участвовать в дискуссии в) выступление пред аудиторией | |||||||||
3.3 Учебно-организационные умения и навыки: а) умение организовывать рабочее место б) навыки соблюдения правил безопасности в процессе деятельности в) умение аккуратно выполнять работу |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....
Знакомство с электронными образовательными ресурсами, размещенными на сайтах федерального центра информационных образовательных ресурсов и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Технологическая карта...
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Выступление на педагогическом совете 30.08.2012г....
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования
Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...