Конспект викторины «Страницы родной природы» (с применением ЭОР)
план-конспект занятия по экологии (5 класс) по теме

Жидова Светлана Федоровна

Игра "Страницы родной природы" ориентирована на школьников 11-12 лет, проживающих в средней полосе России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_viktorina.pptx379.48 КБ
Файл stranitsy_rodnoy_prirody.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экологическая викторина « Страницы родной природы »

Слайд 2

Природа Есть на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, Весенний звон ручья, Живёшь в том светлом доме ТЫ И все твои друзья. Куда б дороги не вели Всегда ты будешь в нём. ПРИРОДОЮ родной земли Зовётся этот дом. ( Л.Дайнеко )

Слайд 3

1 станция . «Царство растений»

Слайд 4

1 конкурс. «Узнай растение» 1 команда. 1 . На какие группы можно разделить все растения? 2. Из него плетут весенние цветки, а когда он отцветает- разлетается на все стороны света. 3 . Какие деревья с белой корой ? 4 . С амый первый цветок, появляющийся из под снега? 5. Какая ягода бывает красной, белой, желтой, черной?

Слайд 5

«Узнай растение» 2 команда. 1. Какой газ необходим для дыхания растений? 2. Какие деревья называют вечнозелеными? Почему? 3 . Какой цветок называют «Царицей цветов»? 4 . Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? 5 . У каких деревьев листья о сенью красные?

Слайд 6

2 конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова « природа».

Слайд 7

3 Конкурс. Игра «Четвертый лишний» Вычеркните лишнее, объясните почему. 1 команда. 1. Клен, рябина, ель, тюльпан. 2. Береза, дуб, шиповник, тополь. 3. Яблоня, смородина, малина, рябина. 4. Осина, липа, дуб, ель. 2 команда. 1. Сосна, тополь, рябина, ива. 2. Липа, осина, клен, яблоня. 3. Груша, слива, тополь, вишня. 4. Клубника, роза, ландыш, фиалка.

Слайд 8

конкурс для болельщико в команд . Загадки о растениях. 1.Русская красавица, Всем нам очень нравится. Бела она, стройна, Одежда зелена. 2.Прямо в небо рвутся, ввысь; Ты внимательно всмотрись: Не березы, не осинки, Нет листочков, есть хвоинки. 3.Вот бочонок с шапочкой, С дерева упал. Год прошел – и деревцем Маленьким он стал.

Слайд 9

Загадки о растениях 4.Ветви над рекой склонила, В реку смотрится уныло . 5.Осень тихая настанет, Дивным дерево то станет: Листья – звезды яркие, Золотые, жаркие. 6.Летом знойным зацветет – Сразу пчел к себе зовет. Круглые листочки, Светлые цветочки. Вкусен, сладок их нектар... Кто-то дерево узнал?

Слайд 10

2 станция. «Царство Животных» Все-все, все на свете, На свете нужны , Плохие дела У кошки без мышки, У мышки без кошки Не лучше делишки! И если мы с кем-то Не очень дружны, Мы все-таки очень Друг другу нужны. А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется! Все-все, Все на свете нужны, И это все дети Запомнить должны! На свете нужны, И мошки не меньше нужны, чем слоны. .Нужны все на свете! Нужны все подряд – Кто делает мед, И кто делает яд!

Слайд 11

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки». 1.Как называются животные, тело которых покрыто перьями? ( Птицы ). 2.Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? ( Рыбы ). 3.Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? ( Звери ). 4.Птенцы , какой птицы не знают своей матери? ( Кукушки ). 5. Кто путешествует по воздуху на нитке? ( Паук ). 6. У кого на сучке кладовая? ( У белки ). 7. Какая нить в природе самая тонкая? ( Паутина ). 8.Почему весной запрещена охота? ( Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши). 9.Какую птицу называют «белобока»? ( Сорока ). 10.Есть на речках лесорубы В серебристо-бурых шубах Из деревьев, веток, глины Строят прочные плотины. ( Бобры ).

Слайд 12

11.Скачет зверюшка: Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. ( Лягушка ). 12.Над рекою он в полёте, Этот чудо-самолётик. Над водой парит он гладкой, На цветке его посадка. ( Стрекоза ). 13.На спине я дом ношу, Но гостей не приглашу: В костяном моём дому Место только одному. ( Черепаха ). 14.Лежит верёвка, Шипит плутовка, Брать её опасно – Укусит. Ясно? ( Змея ).

Слайд 13

2 конкурс. «Забавные зверюшки» Командам необходимо изобразить зверей так, чтобы участники другой команды догадались, кто это?

Слайд 14

3 станция . Царство грибов. По дорожке, по тропинке В лес за ними мы идём. Если место попадётся, То лукошко наберём (…) 1 конкурс. «На лесной полянке» Вспомните правила сбора грибов.

Слайд 15

Правила сбора грибов. 1. Не пробуйте незнакомые грибы. Ни в сыром виде, ни после отваривания. Не все виды ядов, которые могут находиться в грибе, распадаются при варке. 2. Не собирайте старые, перезрелые грибы. Ими уже можно отравиться. 3. Не собирайте грибы, пока они совсем крошечные. При таких размерах съедобный гриб можно перепутать с ядовитым. 4. Не собирайте грибы, покрытые плесенью. 5. Не собирайте грибы вдоль шоссе и рядом с промышленными предприятиями. 6. В определении незнакомого гриба не полагайтесь лишь на описание в книге. 7. Детям до 5 лет и людям с болезнями почек и желудочно-кишечного тракта - не рекомендуется есть лесные грибы. 8. Если вы совмещаете грибосбор с пикником в лесу, тщательно вымойте руки перед едой, в особенности, если до этого вы держали в руках незнакомые вам виды. 9. С тарайтесь относиться к лесу и всему живому в нем с уважением. Также и к несъедобным и ядовитым грибам, которые вам встречаются.

Слайд 16

2-й конкурс. Игра «Собери грибочки». На поле разбросаны картинки грибов. Участники выходят по одному члену от команды .

Слайд 17

3 конкурс. «угадай грибочки» Определите название гриба.

Слайд 19

4 . конкурс. «собери пословицу о грибе» 1. берут, всякий, кладут, да, не всякий, руки, гриб, в, кузов, гриб, в 2.грибки, а,кузовок , будет, грибки, дождик, будут, и, будут,будет , и

Слайд 20

Пословицы «Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут» « Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок»

Слайд 21

5 конкурс. Загадки о грибах. 1.Вот в траве приметные Шляпки разноцветные. Вспомни ты их имя, Но не ешь сырыми! 2.Очень дружные ребята У пенька живут... 3.Где хвоинок многовато, Поджидают нас...

Слайд 22

Загадки о грибах 4 .Под осиной гриб тот, дети, В ярком красненьком берете. 5 .У берёзок, посмотри: Здесь один, тут целых три! 6 .Царь грибов живёт в дубраве. Для жаркого нужен маме.

Слайд 23

4 станция. «Экологическая» Прогулка. ( С.Михалков ) Мы приехали на речку Воскресенье провести, А свободного местечка Возле речки не найти! Тут сидят, и там сидят: Загорают и едят, Отдыхают, как хотят, Сотни взрослых и ребят. Мы по бережку прошли И поляночку нашли. Но на солнечной полянке Там и тут пустые банки И, как будто нам назло, Даже битое стекло. Мы по бережку прошли, Место новое нашли. Но и здесь до нас сидели; Тоже пили, тоже ели, Жгли костёр, бумагу жгли – Насорили и ушли! Мы прошли, конечно, мимо – Эй, ребята! – крикнул Дима, –

Слайд 24

Станция «Экологическая» Вот местечко хоть куда! Родниковая вода, Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж! Мы купались, загорали, Жгли костёр. В футбол играли – Веселились, как могли: Пили квас, конфеты ели, Хороводом песни пели… Отдохнули – и ушли! И остались на поляне У потухшего костра: Две разбитых нами склянки – Две размокшие баранки – Словом мусора гора. Мы приехали на речку Понедельник провести, Только чистого местечка Возле речки не нашли!

Слайд 25

конкурс . «правила друзей природы» Назовите правила поведения в природе.

Слайд 26

День земли Как яблоко на блюдце, У нас Земля одна. Не торопитесь, люди, Все исчерпать до дна. Не мудрено добраться До скрытых тайников, Разграбить все богатства У будущих веков. Мы общей жизни зерна, Одной судьбы родня, Нам пировать позорно В счет будущего дня. Поймите это, люди, Как собственный приказ. Не то Земли не будет И каждого из нас . Спасибо за участие!



Предварительный просмотр:

Конспект викторины «Страницы родной природы» (с применением ЭОР)

Цель: формирование ответственного отношения к окружающей среде.

Задачи:

Обучающие:- расширение  знаний о природе родного края;

- привлечение внимания детей  к экологическим проблемам;

- повышение интереса к экологии, развитию логического мышления;

Воспитывающие: -воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней;

-воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;

Развивающие: -развитие  экологического  мышления;

 - активизация познавательной и мыслительной деятельности, творческой активности;

-развитие внимания, сосредоточенности, переключения  внимания, воображения.

(В игре принимают участие четыре команды по восемь человек в каждой).

Ход занятия

Организационный момент.

Есть на земле огромный дом 
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом. 
                                                  (Л.Дайнеко)

   Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.

   От каждого класса представлена команда из 8 человек. Давайте их поприветствуем!!!

   Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.

I. Первая станция «Царство растений».

Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

Итак, в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».

1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».  Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.

Вопросы 1 команде:

  • На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).
  • Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света.(Одуванчик).
  • Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
  • Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
  • Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

Вопросы 2 команде:

  • Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
  • Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
  • Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
  • Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
  • У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш.  Например, слова : Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.).

3-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

  1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
  2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
  3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
  4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
  5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
  6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
  7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
  8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.

Загадки

  1. Русская красавица, 
    Всем нам очень нравится. 
    Бела она, стройна, 
    Одежда зелена. (
    Береза).
  2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
    Ты внимательно всмотрись:
    Не березы, не осинки,
    Нет листочков, есть хвоинки. (
    Ели).
  3. Вот бочонок с шапочкой,
    С дерева упал. 
    Год прошел – и деревцем 
    Маленьким он стал. (
    Желудь).
  4. Ветви над рекой склонила,
    В реку смотрится уныло. (
    Ива).
  5. Осень тихая настанет,
    Дивным дерево то станет: 
    Листья – звезды яркие, 
    Золотые, жаркие. (
    Клен).
  6. Летом знойным зацветет –
    Сразу пчел к себе зовет. 
    Круглые листочки, 
    Светлые цветочки. 
    Вкусен, сладок их нектар... 
    Кто-то дерево узнал? (
    Липа).
  7. Что за дерево такое 
    Угощает снегирей? 
    Снег стоит, трещат морозы, 
    Ну а ягоды вкусней. (
    Рябина).

II. Вторая станция «Царство Животных».

Ведущий: Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера

Про всех на свете.

Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись 
Без чудищ нелепых 
И даже без хищников, 
Злых и свирепых.

Нужны все на свете! 
Нужны все подряд – 
Кто делает мед, 
И кто делает яд!

Плохие дела 
У кошки без мышки, 
У мышки без кошки 
Не лучше делишки!

И если мы с кем-то 
Не очень дружны, 
Мы все-таки очень 
Друг другу нужны.

А если нам кто-нибудь 
Лишним покажется, 
То это, конечно, 
Ошибкой окажется!

Все-все,
Все на свете нужны, 
И это все дети 
Запомнить должны!

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».

  1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
  2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
  3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
  4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
  5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
  6. У кого на сучке кладовая? (У белки).
  7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
  8. Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).
  9. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
  10. Есть на речках лесорубы 
    В серебристо-бурых шубах 
    Из деревьев, веток, глины 
    Строят прочные плотины. (
    Бобры).
  11. Скачет зверюшка: 
    Не рот, а ловушка. 
    Попадут в ловушку 
    И комар, и мушка. (
    Лягушка).
  12. Над рекою он в полёте, 
    Этот чудо-самолётик. 
    Над водой парит он гладкой, 
    На цветке его посадка. (
    Стрекоза).
  13. На спине я дом ношу, 
    Но гостей не приглашу: 
    В костяном моём дому 
    Место только одному. (
    Черепаха).
  14. Лежит верёвка,
    Шипит плутовка,
    Брать её опасно – 
    Укусит. Ясно? (
    Змея).

2-й конкурс. «Забавные зверюшки».

Ведущий: Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?

  1. Цапля и лягушата в озере.
  2. Лев и собачка.
  3. Ворона и лисица.
  4. Машенька и медведь.

III. Третья станция. «Царство Грибов».

Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (
Грибы).

Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.

Вы любите собирать грибы?

1-й конкурс. Игра «На лесной полянке».

   Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.

2-й конкурс. Игра «Собери грибочки».

(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).

– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз).

– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).

Загадки

  1. Вот в траве приметные
    Шляпки разноцветные.
    Вспомни ты их имя,
    Но не ешь сырыми! 
    (Сыроежки).
  2. Очень дружные ребята
    У пенька живут... 
    (Опята).
  3. Где хвоинок многовато,
    Поджидают нас... 
    (Маслята).
  4. Под осиной гриб тот, дети,
    В ярком красненьком берете. 
    (Подосиновик).
  5. У берёзок, посмотри:
    Здесь один, тут целых три! 
    (Подберёзовик).
  6. Царь грибов живёт в дубраве.
    Для жаркого нужен маме. 
    (Боровик, белый). 

3-й конкурс. «Угадай грибочки».

Участники по картинкам, представленным на слайде, определяют их название.

 4 конкурс. Игра «Собери пословицу».

   Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.

Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»).

Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.

5 конкурс. «Загадки о грибах».

1.Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! 
 (сыроежки)

2.Очень дружные ребята
У пенька живут...(опята)

3.Где хвоинок многовато,
Поджидают нас... (опята)

4.Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете.  (подосиновик)

5.У берёзок, посмотри:
Здесь один, тут целых три!  (подберезовик)

6.Царь грибов живёт в дубраве.
Для жаркого нужен маме. (груздь)

IV. Четвёртая станция. «Экологическая».

Ведущий:  Ребята, что такое «экология»?

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.

Прогулка. (С.Михалков)

Мы приехали на речку
Воскресенье провести, 
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли 
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли – 
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки – 
Две размокшие баранки – 
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести, 
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!

– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

– А как бы вы поступили на месте этих туристов?

– Какой вред наносят люди таким поведением?

– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).

Конкурс «Правила друзей природы».

Ведущий: Вспомните правила друзей природы ? (Команды называют правила по очереди).

Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

День ЗЕМЛИ. (М. Дубин)

Как яблоко на блюдце, 
У нас Земля одна. 
Не торопитесь, люди, 
Все исчерпать до дна.

Не мудрено добраться 
До скрытых тайников, 
Разграбить все богатства 
У будущих веков.

Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня, 
Нам пировать позорно 
В счет будущего дня.

Поймите это, люди, 
Как собственный приказ. 
Не то Земли не будет 
И каждого из нас.

– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир РОДНОЙ ПРИРОДЫ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальная викторина "Образы родной природы в музыке и изобразительном искусстве"

Изображение природы в искусстве никогда не было её простым копированием. Её образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, всегда вызыввают сложные чувства, переживания, настроения. При...

Конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века» (с применением технологии исследовательской деятельности)

Особенно актуально применение технологии исследовательской деятельности в свете реализации ФГОС. Использование возможностей такой современной развивающей технологии позволяет обеспечить формирование у...

Конспект викторины: «Природа России, природа Ямала – мы о природе знаем не мало!»

Конспект  викторины: «Природа России, природа Ямала – мы о природе знаем не мало!»...

Викторина «Знатоки родной природы»

Викторина «Знатоки родной природы» внеклассное мероприятие для обучающихся 3-6 классов....

Внеклассное занятие (викторина) "Мы знаем и любим родную природу"

Вненклассное занятие на экологическую тематику для учащихся 5-6 классов коррекционной школы (I вид). Занятие построено в виде викторины. которая обхватывает 3 направления: "Лес - наше богатство&q...

Конспект занятия "Сохраним родную природу"

Цель занятия: прививать любовь к родной природе посредством декоративно-прикладного творчества1. Образовательные: Познакомить с  ООПП Зеленая гора, с редкими растениями Елховского района, занесен...