Конспект викторины «Страницы родной природы» (с применением ЭОР)
план-конспект занятия по экологии (5 класс) по теме
Игра "Страницы родной природы" ориентирована на школьников 11-12 лет, проживающих в средней полосе России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_viktorina.pptx | 379.48 КБ |
stranitsy_rodnoy_prirody.docx | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Природа Есть на земле огромный дом Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, Весенний звон ручья, Живёшь в том светлом доме ТЫ И все твои друзья. Куда б дороги не вели Всегда ты будешь в нём. ПРИРОДОЮ родной земли Зовётся этот дом. ( Л.Дайнеко )
1 станция . «Царство растений»
1 конкурс. «Узнай растение» 1 команда. 1 . На какие группы можно разделить все растения? 2. Из него плетут весенние цветки, а когда он отцветает- разлетается на все стороны света. 3 . Какие деревья с белой корой ? 4 . С амый первый цветок, появляющийся из под снега? 5. Какая ягода бывает красной, белой, желтой, черной?
«Узнай растение» 2 команда. 1. Какой газ необходим для дыхания растений? 2. Какие деревья называют вечнозелеными? Почему? 3 . Какой цветок называют «Царицей цветов»? 4 . Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? 5 . У каких деревьев листья о сенью красные?
2 конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова « природа».
3 Конкурс. Игра «Четвертый лишний» Вычеркните лишнее, объясните почему. 1 команда. 1. Клен, рябина, ель, тюльпан. 2. Береза, дуб, шиповник, тополь. 3. Яблоня, смородина, малина, рябина. 4. Осина, липа, дуб, ель. 2 команда. 1. Сосна, тополь, рябина, ива. 2. Липа, осина, клен, яблоня. 3. Груша, слива, тополь, вишня. 4. Клубника, роза, ландыш, фиалка.
конкурс для болельщико в команд . Загадки о растениях. 1.Русская красавица, Всем нам очень нравится. Бела она, стройна, Одежда зелена. 2.Прямо в небо рвутся, ввысь; Ты внимательно всмотрись: Не березы, не осинки, Нет листочков, есть хвоинки. 3.Вот бочонок с шапочкой, С дерева упал. Год прошел – и деревцем Маленьким он стал.
Загадки о растениях 4.Ветви над рекой склонила, В реку смотрится уныло . 5.Осень тихая настанет, Дивным дерево то станет: Листья – звезды яркие, Золотые, жаркие. 6.Летом знойным зацветет – Сразу пчел к себе зовет. Круглые листочки, Светлые цветочки. Вкусен, сладок их нектар... Кто-то дерево узнал?
2 станция. «Царство Животных» Все-все, все на свете, На свете нужны , Плохие дела У кошки без мышки, У мышки без кошки Не лучше делишки! И если мы с кем-то Не очень дружны, Мы все-таки очень Друг другу нужны. А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется! Все-все, Все на свете нужны, И это все дети Запомнить должны! На свете нужны, И мошки не меньше нужны, чем слоны. .Нужны все на свете! Нужны все подряд – Кто делает мед, И кто делает яд!
1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки». 1.Как называются животные, тело которых покрыто перьями? ( Птицы ). 2.Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? ( Рыбы ). 3.Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? ( Звери ). 4.Птенцы , какой птицы не знают своей матери? ( Кукушки ). 5. Кто путешествует по воздуху на нитке? ( Паук ). 6. У кого на сучке кладовая? ( У белки ). 7. Какая нить в природе самая тонкая? ( Паутина ). 8.Почему весной запрещена охота? ( Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши). 9.Какую птицу называют «белобока»? ( Сорока ). 10.Есть на речках лесорубы В серебристо-бурых шубах Из деревьев, веток, глины Строят прочные плотины. ( Бобры ).
11.Скачет зверюшка: Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. ( Лягушка ). 12.Над рекою он в полёте, Этот чудо-самолётик. Над водой парит он гладкой, На цветке его посадка. ( Стрекоза ). 13.На спине я дом ношу, Но гостей не приглашу: В костяном моём дому Место только одному. ( Черепаха ). 14.Лежит верёвка, Шипит плутовка, Брать её опасно – Укусит. Ясно? ( Змея ).
2 конкурс. «Забавные зверюшки» Командам необходимо изобразить зверей так, чтобы участники другой команды догадались, кто это?
3 станция . Царство грибов. По дорожке, по тропинке В лес за ними мы идём. Если место попадётся, То лукошко наберём (…) 1 конкурс. «На лесной полянке» Вспомните правила сбора грибов.
Правила сбора грибов. 1. Не пробуйте незнакомые грибы. Ни в сыром виде, ни после отваривания. Не все виды ядов, которые могут находиться в грибе, распадаются при варке. 2. Не собирайте старые, перезрелые грибы. Ими уже можно отравиться. 3. Не собирайте грибы, пока они совсем крошечные. При таких размерах съедобный гриб можно перепутать с ядовитым. 4. Не собирайте грибы, покрытые плесенью. 5. Не собирайте грибы вдоль шоссе и рядом с промышленными предприятиями. 6. В определении незнакомого гриба не полагайтесь лишь на описание в книге. 7. Детям до 5 лет и людям с болезнями почек и желудочно-кишечного тракта - не рекомендуется есть лесные грибы. 8. Если вы совмещаете грибосбор с пикником в лесу, тщательно вымойте руки перед едой, в особенности, если до этого вы держали в руках незнакомые вам виды. 9. С тарайтесь относиться к лесу и всему живому в нем с уважением. Также и к несъедобным и ядовитым грибам, которые вам встречаются.
2-й конкурс. Игра «Собери грибочки». На поле разбросаны картинки грибов. Участники выходят по одному члену от команды .
3 конкурс. «угадай грибочки» Определите название гриба.
4 . конкурс. «собери пословицу о грибе» 1. берут, всякий, кладут, да, не всякий, руки, гриб, в, кузов, гриб, в 2.грибки, а,кузовок , будет, грибки, дождик, будут, и, будут,будет , и
Пословицы «Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут» « Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок»
5 конкурс. Загадки о грибах. 1.Вот в траве приметные Шляпки разноцветные. Вспомни ты их имя, Но не ешь сырыми! 2.Очень дружные ребята У пенька живут... 3.Где хвоинок многовато, Поджидают нас...
Загадки о грибах 4 .Под осиной гриб тот, дети, В ярком красненьком берете. 5 .У берёзок, посмотри: Здесь один, тут целых три! 6 .Царь грибов живёт в дубраве. Для жаркого нужен маме.
4 станция. «Экологическая» Прогулка. ( С.Михалков ) Мы приехали на речку Воскресенье провести, А свободного местечка Возле речки не найти! Тут сидят, и там сидят: Загорают и едят, Отдыхают, как хотят, Сотни взрослых и ребят. Мы по бережку прошли И поляночку нашли. Но на солнечной полянке Там и тут пустые банки И, как будто нам назло, Даже битое стекло. Мы по бережку прошли, Место новое нашли. Но и здесь до нас сидели; Тоже пили, тоже ели, Жгли костёр, бумагу жгли – Насорили и ушли! Мы прошли, конечно, мимо – Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Станция «Экологическая» Вот местечко хоть куда! Родниковая вода, Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж! Мы купались, загорали, Жгли костёр. В футбол играли – Веселились, как могли: Пили квас, конфеты ели, Хороводом песни пели… Отдохнули – и ушли! И остались на поляне У потухшего костра: Две разбитых нами склянки – Две размокшие баранки – Словом мусора гора. Мы приехали на речку Понедельник провести, Только чистого местечка Возле речки не нашли!
конкурс . «правила друзей природы» Назовите правила поведения в природе.
День земли Как яблоко на блюдце, У нас Земля одна. Не торопитесь, люди, Все исчерпать до дна. Не мудрено добраться До скрытых тайников, Разграбить все богатства У будущих веков. Мы общей жизни зерна, Одной судьбы родня, Нам пировать позорно В счет будущего дня. Поймите это, люди, Как собственный приказ. Не то Земли не будет И каждого из нас . Спасибо за участие!
Предварительный просмотр:
Конспект викторины «Страницы родной природы» (с применением ЭОР)
Цель: формирование ответственного отношения к окружающей среде.
Обучающие:- расширение знаний о природе родного края;
- привлечение внимания детей к экологическим проблемам;
- повышение интереса к экологии, развитию логического мышления;
Воспитывающие: -воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желания заботиться о ней;
-воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;
Развивающие: -развитие экологического мышления;
- активизация познавательной и мыслительной деятельности, творческой активности;
-развитие внимания, сосредоточенности, переключения внимания, воображения.
(В игре принимают участие четыре команды по восемь человек в каждой).
Ход занятия
Организационный момент.
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце,
дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нём птицы и цветы,
Весенний звон ручья,
Живёшь в том светлом доме ТЫ
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нём.
ПРИРОДОЮ родной земли
Зовётся этот дом.
(Л.Дайнеко)
Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.
От каждого класса представлена команда из 8 человек. Давайте их поприветствуем!!!
Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.
I. Первая станция «Царство растений».
Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?
Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.
Итак, в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».
1-й конкурс. Викторина «Узнай растение». Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.
Вопросы 1 команде:
- На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).
- Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света.(Одуванчик).
- Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
- Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
- Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
Вопросы 2 команде:
- Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
- Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
- Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
- Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
- У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш. Например, слова : Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.).
3-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».
Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
- Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
- Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
- Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
- Осина, липа, дуб, ель. Так как …
- Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
- Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
- Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
- Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …
А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.
Загадки
- Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза). - Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели). - Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь). - Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива). - Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен). - Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто-то дерево узнал? (Липа). - Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина).
II. Вторая станция «Царство Животных».
Ведущий: Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. Заходера
Про всех на свете.
Все-все, все на свете,
На свете нужны,
На свете нужны,
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников,
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд –
Кто делает мед,
И кто делает яд!
Плохие дела
У кошки без мышки,
У мышки без кошки
Не лучше делишки!
И если мы с кем-то
Не очень дружны,
Мы все-таки очень
Друг другу нужны.
А если нам кто-нибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется!
Все-все,
Все на свете нужны,
И это все дети
Запомнить должны!
1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».
- Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
- Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
- Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
- Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
- Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
- У кого на сучке кладовая? (У белки).
- Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
- Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши).
- Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
- Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры). - Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка). - Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза). - На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха). - Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея).
2-й конкурс. «Забавные зверюшки».
Ведущий: Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
- Цапля и лягушата в озере.
- Лев и собачка.
- Ворона и лисица.
- Машенька и медведь.
III. Третья станция. «Царство Грибов».
Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.
По дорожке, по тропинке
В лес за ними мы идём.
Если место попадётся,
То лукошко наберём. (Грибы).
Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.
А сейчас мы отправляемся за грибами.
Вы любите собирать грибы?
1-й конкурс. Игра «На лесной полянке».
Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.
2-й конкурс. Игра «Собери грибочки».
(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).
– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз).
– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).
Загадки
- Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (Сыроежки). - Очень дружные ребята
У пенька живут... (Опята). - Где хвоинок многовато,
Поджидают нас... (Маслята). - Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (Подосиновик). - У берёзок, посмотри:
Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик). - Царь грибов живёт в дубраве.
Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый).
3-й конкурс. «Угадай грибочки».
Участники по картинкам, представленным на слайде, определяют их название.
4 конкурс. Игра «Собери пословицу».
Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.
(«Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»).
Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.
5 конкурс. «Загадки о грибах».
1.Вот в траве приметные
Шляпки разноцветные.
Вспомни ты их имя,
Но не ешь сырыми! (сыроежки)
2.Очень дружные ребята
У пенька живут...(опята)
3.Где хвоинок многовато,
Поджидают нас... (опята)
4.Под осиной гриб тот, дети,
В ярком красненьком берете. (подосиновик)
5.У берёзок, посмотри:
Здесь один, тут целых три! (подберезовик)
6.Царь грибов живёт в дубраве.
Для жаркого нужен маме. (груздь)
IV. Четвёртая станция. «Экологическая».
Ведущий: Ребята, что такое «экология»?
Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.
Прогулка. (С.Михалков)
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят, и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Там и тут пустые банки
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло.
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Тоже пили, тоже ели,
Жгли костёр, бумагу жгли –
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо
– Эй, ребята! – крикнул Дима, –
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода,
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костёр.
В футбол играли –
Веселились, как могли:
Пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули – и ушли!
И остались на поляне
У потухшего костра:
Две разбитых нами склянки –
Две размокшие баранки –
Словом мусора гора.
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не нашли!
– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?
– А как бы вы поступили на месте этих туристов?
– Какой вред наносят люди таким поведением?
– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).
Конкурс «Правила друзей природы».
Ведущий: Вспомните правила друзей природы ? (Команды называют правила по очереди).
Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.
День ЗЕМЛИ. (М. Дубин)
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир РОДНОЙ ПРИРОДЫ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкальная викторина "Образы родной природы в музыке и изобразительном искусстве"
Изображение природы в искусстве никогда не было её простым копированием. Её образы, будучи запечатлёнными на холсте, в стихах или звуках, всегда вызыввают сложные чувства, переживания, настроения. При...
«Русские поэты XIX века о родной природе и о себе, урок № 2. Проект Художественный альбом класса «Образы родной природы» для 5 класса по программе В.Я. Коровиной в рамках ФГОС
Конспект урока по литературе...
Конспект урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов XX века» (с применением технологии исследовательской деятельности)
Особенно актуально применение технологии исследовательской деятельности в свете реализации ФГОС. Использование возможностей такой современной развивающей технологии позволяет обеспечить формирование у...
Конспект викторины: «Природа России, природа Ямала – мы о природе знаем не мало!»
Конспект викторины: «Природа России, природа Ямала – мы о природе знаем не мало!»...
Викторина «Знатоки родной природы»
Викторина «Знатоки родной природы» внеклассное мероприятие для обучающихся 3-6 классов....
Внеклассное занятие (викторина) "Мы знаем и любим родную природу"
Вненклассное занятие на экологическую тематику для учащихся 5-6 классов коррекционной школы (I вид). Занятие построено в виде викторины. которая обхватывает 3 направления: "Лес - наше богатство&q...
Конспект занятия "Сохраним родную природу"
Цель занятия: прививать любовь к родной природе посредством декоративно-прикладного творчества1. Образовательные: Познакомить с ООПП Зеленая гора, с редкими растениями Елховского района, занесен...