Программа дополнительного образования по экологии "Кислород"
методическая разработка по экологии (8 класс) на тему

Программа дополнительного образования по экологии "Кислород"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx19.94 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

дополнительного образования

эколого-биологического объединения

«Школа-цветущий сад»

 

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля – наш отчий дом. Их решение в первую очередь зависит от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.

    Формирование у детей культуры сознания, культуры мышления, «экологической» совести является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.

    Программа создана для  детей  в возрасте от 12 до 17 лет,  носит естественнонаучную направленность.

         Исходным для разработки программы стало положение о том, что свободное от учебы время – это личное время ребенка, которым он должен правильно распорядиться, а содержание и организация этого времени – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь взрослых  неоценима. Именно в свободное время ребенок имеет большие возможности  стать организатором, активным участником социально-значимой деятельности. Как субъект деятельности он ставит  задачи, избирает пути и средства их решения, т.е. происходит развитие самостоятельной личности, её взросление и социальная адаптация.

      Программа основана на деятельностном подходе, включающем личностный принцип гуманного отношения к природе и развитие его эмоционального фона через коллективную творческую деятельность.

      Приоритетное направление работы объединения – формирование лидерских качеств, самоуправление, где каждый может максимально реализовывать себя в процессе социального творчества, побуждение к инициативе и творчеству его участников, обмен опытом между членами различных экологических и научных объединений, расширение кругозора школьников, а так же решение актуальной задачи подготовки социально-перспективной молодежи, потенциальных лидеров, которые при наличии соответствующих умений и знаний способны быстро продвинуться в иерархии общественного управления.

        Можно смело утверждать, что лидеры в новом тысячелетии будут отличаться  пониманием себя и других, ответственностью. Способностью, способностями к равноправному объединению с целью спасения жизни на Земле. В обществе будет значительный процент активного населения, которое должно быть экологически грамотным.

         Программа профильная, рассчитана на один год.  В течение года проходят акции, праздники, конференции, слеты, учеба актива и другие мероприятия.

        Объединение тесно сотрудничает с Детско-юношеским эколого-биологическим объединением «Зеленый парус», экологическим объединением «Дронт».  

Природа - это живая, чувствительная, очень сложная система, от каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.

              

2. Реализация программы

         цель:    экологическое образование учащихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле, предотвращение разрушительного антропогенного воздействия на окружающую среду, изучение природы родного края.

          задачи:

1.      Формирование у детей и подростков активной общественно-значимой позиции.

2.    Проведение исследовательской работы в различных направлениях деятельности, разработка экологических и биологических научных проектов.

3.      Формирование у детей представления об окружающем мире, ответственности за будущее малой и большой Родины.

4.      Создание условий для стимулирования личностного роста участников программы, проведение акций и кампаний в поддержку экологических инициатив.

      Результативность программы оценивается  по  основным   критериям:

  • социальному – развитие лидерских качеств, умений детей и подростков, готовность к социально-значимой деятельности.
  • образовательному – пополнение знаний детей и подростков в области экологии и биологии; написание и защита научных работ.
  • культурному – закрепление экологической культуры.
  • практическому – способности выполнять практически значимые природоохранные дела.

     В рамках реализации программы проводятся:

-экскурсии в музеи города, зоопарк, города Пешелань, Пустынь, Арзамас, Городец, Болдино, Москва, Санкт-Петербург;

-участие в городских общественно-значимых мероприятиях;

-экологические десанты и экспедиции, субботники;

-природоохранная пропаганда;

-участие в Днях защиты от экологической опасности;

-мероприятия, посвященные Международным и общегосударственным праздникам;

-научно-исследовательская работа; подготовка и защита проектов НОУ на конференциях различного уровня;

-организация встреч с интересными людьми;

-организация конкурсов, сборов, слетов, праздников, игр.

-организация творческих выставок, конкурсов;

-знакомство с правилами поведения в природной среде;

 -труд на пришкольном участке, благоустройство города, субботники;

-экологическая помощь реке Кова.

-знакомство с санитарно-гигиеническими правилами и нормами;

-организация физкультминуток на занятиях.

-организация агитбригад, выступление в школьных и городских газетах, оформление наглядной агитации.

                                                       План работы  

Благоустройство школьной территории, субботники

     6,5

Экологическая культура школьников. Поиск решений экологических проблем. Воспитание экологической культуры через активные формы деятельности

     50

Создание экологически комфортной среды в школе. Внутреннее озеленение школы. Подготовка к районному конкурсу по внутреннему озеленению школ «Несущие радость»

     26,5

Социальный обучающий проект «Школа - цветущий сад. Растения для жизни»

     23

Воздух, вода, почва. Загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.

     25

Экологическое осознанное поведение и здоровый образ жизни. Экологически грамотное поведение в различных ситуациях

     16

      7

Международный научно – промышленный форум «Великие реки». Всероссийская молодежная экологическая ассамблея.

     7

      8

Экскурсии.

     14

Всего:                                                                                                     168 часов

   

        Методическое обеспечение программы

  • Кабинет биологии
  • Методические рекомендации проведения практических работ
  • Методики для проведения реферативной и исследовательской работы
  • Методические рекомендации проведения внеурочной деятельности эколого – биологического содержания
  • Дидактический и лекционный материал
  • Презентации
  • Экскурсии

                   

                       Список литературы:

  1. Внеурочная деятельность эколого – биологического содержания. М.,2013. 200с.
  1. Энергия и окружающая среда. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 2012. 64с.
  1. Баринова Л.И., Алексеев В. А. Лесная аптека. Харьков, 1991. 189с.
  2. Блинкин С. А., Рудницкая Т. В. Фитонциды вокруг нас. М., 1981. 185с.
  3. Вердеревский Д. Д. Фитонцидные особенности растений — главнейший фактор специфического иммунитета к инфекционным заболеваниям. Киев, 1962.
  4.  Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. 261 с.
  5. Вульф Е. В., Малеева О. Ф. Мировые ресурсы  полезных растений. Л., 1969. 564 с.
  6. Сборник методических материалов позитивного педагогического опыта по реализации социального экологического проекта « Чистый мир». Дзержинск, 2013.
  7. Дизайн среды совместного обучения. Нижний Новгород, 2009.
  8. Организация досуга учащихся. Волгоград,2011.
  9. Практика школьного воспитания №1, Нижний Новгород, 2014.
  10.  Озеленение пришкольного участка. Волгоград, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...