Программа дополнительного образования по экологии "Кислород"
методическая разработка по экологии (8 класс) на тему
Программа дополнительного образования по экологии "Кислород"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 19.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
дополнительного образования
эколого-биологического объединения
«Школа-цветущий сад»
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля – наш отчий дом. Их решение в первую очередь зависит от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле.
Формирование у детей культуры сознания, культуры мышления, «экологической» совести является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования.
Программа создана для детей в возрасте от 12 до 17 лет, носит естественнонаучную направленность.
Исходным для разработки программы стало положение о том, что свободное от учебы время – это личное время ребенка, которым он должен правильно распорядиться, а содержание и организация этого времени – актуальная жизненная проблема личности, в развитии которой помощь взрослых неоценима. Именно в свободное время ребенок имеет большие возможности стать организатором, активным участником социально-значимой деятельности. Как субъект деятельности он ставит задачи, избирает пути и средства их решения, т.е. происходит развитие самостоятельной личности, её взросление и социальная адаптация.
Программа основана на деятельностном подходе, включающем личностный принцип гуманного отношения к природе и развитие его эмоционального фона через коллективную творческую деятельность.
Приоритетное направление работы объединения – формирование лидерских качеств, самоуправление, где каждый может максимально реализовывать себя в процессе социального творчества, побуждение к инициативе и творчеству его участников, обмен опытом между членами различных экологических и научных объединений, расширение кругозора школьников, а так же решение актуальной задачи подготовки социально-перспективной молодежи, потенциальных лидеров, которые при наличии соответствующих умений и знаний способны быстро продвинуться в иерархии общественного управления.
Можно смело утверждать, что лидеры в новом тысячелетии будут отличаться пониманием себя и других, ответственностью. Способностью, способностями к равноправному объединению с целью спасения жизни на Земле. В обществе будет значительный процент активного населения, которое должно быть экологически грамотным.
Программа профильная, рассчитана на один год. В течение года проходят акции, праздники, конференции, слеты, учеба актива и другие мероприятия.
Объединение тесно сотрудничает с Детско-юношеским эколого-биологическим объединением «Зеленый парус», экологическим объединением «Дронт».
Природа - это живая, чувствительная, очень сложная система, от каждого из нас зависит, что останется в этом мире будущим поколениям.
2. Реализация программы
цель: экологическое образование учащихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле, предотвращение разрушительного антропогенного воздействия на окружающую среду, изучение природы родного края.
задачи:
1. Формирование у детей и подростков активной общественно-значимой позиции.
2. Проведение исследовательской работы в различных направлениях деятельности, разработка экологических и биологических научных проектов.
3. Формирование у детей представления об окружающем мире, ответственности за будущее малой и большой Родины.
4. Создание условий для стимулирования личностного роста участников программы, проведение акций и кампаний в поддержку экологических инициатив.
Результативность программы оценивается по основным критериям:
- социальному – развитие лидерских качеств, умений детей и подростков, готовность к социально-значимой деятельности.
- образовательному – пополнение знаний детей и подростков в области экологии и биологии; написание и защита научных работ.
- культурному – закрепление экологической культуры.
- практическому – способности выполнять практически значимые природоохранные дела.
В рамках реализации программы проводятся:
-экскурсии в музеи города, зоопарк, города Пешелань, Пустынь, Арзамас, Городец, Болдино, Москва, Санкт-Петербург;
-участие в городских общественно-значимых мероприятиях;
-экологические десанты и экспедиции, субботники;
-природоохранная пропаганда;
-участие в Днях защиты от экологической опасности;
-мероприятия, посвященные Международным и общегосударственным праздникам;
-научно-исследовательская работа; подготовка и защита проектов НОУ на конференциях различного уровня;
-организация встреч с интересными людьми;
-организация конкурсов, сборов, слетов, праздников, игр.
-организация творческих выставок, конкурсов;
-знакомство с правилами поведения в природной среде;
-труд на пришкольном участке, благоустройство города, субботники;
-экологическая помощь реке Кова.
-знакомство с санитарно-гигиеническими правилами и нормами;
-организация физкультминуток на занятиях.
-организация агитбригад, выступление в школьных и городских газетах, оформление наглядной агитации.
План работы
Благоустройство школьной территории, субботники | 6,5 | |
Экологическая культура школьников. Поиск решений экологических проблем. Воспитание экологической культуры через активные формы деятельности | 50 | |
Создание экологически комфортной среды в школе. Внутреннее озеленение школы. Подготовка к районному конкурсу по внутреннему озеленению школ «Несущие радость» | 26,5 | |
Социальный обучающий проект «Школа - цветущий сад. Растения для жизни» | 23 | |
Воздух, вода, почва. Загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. | 25 | |
Экологическое осознанное поведение и здоровый образ жизни. Экологически грамотное поведение в различных ситуациях | 16 | |
7 | Международный научно – промышленный форум «Великие реки». Всероссийская молодежная экологическая ассамблея. | 7 |
8 | Экскурсии. | 14 |
Всего: 168 часов
Методическое обеспечение программы
- Кабинет биологии
- Методические рекомендации проведения практических работ
- Методики для проведения реферативной и исследовательской работы
- Методические рекомендации проведения внеурочной деятельности эколого – биологического содержания
- Дидактический и лекционный материал
- Презентации
- Экскурсии
Список литературы:
- Внеурочная деятельность эколого – биологического содержания. М.,2013. 200с.
- Энергия и окружающая среда. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 2012. 64с.
- Баринова Л.И., Алексеев В. А. Лесная аптека. Харьков, 1991. 189с.
- Блинкин С. А., Рудницкая Т. В. Фитонциды вокруг нас. М., 1981. 185с.
- Вердеревский Д. Д. Фитонцидные особенности растений — главнейший фактор специфического иммунитета к инфекционным заболеваниям. Киев, 1962.
- Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. М.: Наука, 1989. 261 с.
- Вульф Е. В., Малеева О. Ф. Мировые ресурсы полезных растений. Л., 1969. 564 с.
- Сборник методических материалов позитивного педагогического опыта по реализации социального экологического проекта « Чистый мир». Дзержинск, 2013.
- Дизайн среды совместного обучения. Нижний Новгород, 2009.
- Организация досуга учащихся. Волгоград,2011.
- Практика школьного воспитания №1, Нижний Новгород, 2014.
- Озеленение пришкольного участка. Волгоград, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.
В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ Социально – педагогической направленности...
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей
Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...