Конспект экологической викторины «День птиц»
план-конспект занятия по экологии (5, 6 класс) на тему
Экологическая викторина, приуроченная к Международному Дню птиц, проводится среди ребят 11-12 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn_den_ptits.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая викторина «День птиц»
Цель: расширить представление о мире птиц.
Задачи:
обучающие:
-сформировать представление о многообразии птиц, их значении в природе и в жизни человека;
воспитывающие:
-воспитывать навыки экологически грамотного поведения;
развивающие:
-развивать сообразительность, умение работать в команде.
Ход мероприятия:
- Организационный момент. Значение птиц.
На одной планете Травку не топтали,
Дружно жили дети. Рек не загрязняли!
Не разоряли гнёзда птиц Все старательно, с умом
Ради нескольких яиц, Берегли свой общий дом
Не ловили по дубравам Под названием Земля,
Рыжих белок для забавы, Где живём и ты, и я!
- Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Они создают красоту природы, являются санитарами леса, способствуют размножению растений.)
- Сегодня мы собрались, чтобы проверить знания по теме «Птицы». Соревнуются две команды.
II. Приветствие
- Каждая команда должна придумать себе название, девиз и нарисовать эмблему. Жюри оценивает конкурс.
III. Разминка
- Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому мы не будем нарушать традицию.
- Я задаю вопросы командам по очереди. Отвечаем сразу. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает другая команда:
- Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные)
- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
- Какая перелетная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
- Какая птица летает быстрее всех? ( Стриж.)
- Какие птицы роют норы для гнезда? ( Ласточки.)
- Хоть я не молоток - по дереву стучу;
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (Дятел)
- Пусть я птичка-невеличка.
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода, прямо с севера сюда! (Синица)
- Подведем итоги.
IV. Конкурс «Почтовый ящик»
- Ребята, на наш адрес пришло два письма. Угадайте, о ком эти письма?
1. «Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик чуть рыжеват...
А вечером или ночью приди сюда — и остановишься как вкопанный, услышав ее песню. Разливается она на всевозможные лады». ( Соловей.)
2. «Уж ее-то ни с кем не спутаешь! Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дергает хвостом. Видно ее всегда издалека. Когда летит — то машут ее белые с черным крылья, а когда сидит — белое брюхо светится» (Сорока.)
- «Та самая, что гузкой трясет, покачивает длинным хвостиком. Стройная, быстрая, ловкая! По кромке воды или по коньку крыши так быстро бегает и ножек ее не видно! Словно на велосипеде катит. Еще на бегу и выпады клювиком вправо и влево — как рапирой. Раз, два — и мухи нет!» (Трясогузка)
- «С ранней весны и до конца лета — это самая обычная птица наших лесов. Куда бы ни пошел, обязательно услышишь либо ее энергичную звонкую песню, либо крик. Иногда громко пинькает: «Пинь-пинь». Иногда, особенно если погода к дождю, «рюмит»: «Рю-рю... рю». ( Зяблик.)
- «Слышишь ты его постоянно. Скрипит на сырых лугах: скрип-скрип, скрип-скрип! Или дергает: дерг-дерг, дерг-дерг! И подпускает близко, у самых ног, бывает, скрипит и дергает. А не видно!
Ты к нему, а он от тебя. И хоть бы листик дрогнул, хоть бы травинка качнулась!» (Дергач)
- «… лазит по веткам, как попугай; и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой — ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах» (Клест.)
V. Конкурс «Домашнее задание»
- Какие народные приметы, связанные с птицами, вы приготовили?
- Зимой галки собираются к вечеру стаей и кричат - к ясной погоде, к потеплению.
- Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку - будет снег без ветра. А дружно расчирикались - к потеплению.
• Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и каркают - жди снега или мороза.
- Если ворона купается ранней весной - к теплу.
- Если грачи прилетели до 14 марта - быть лету мокрому, а снег сойдет рано.
- Гуси высоко летят - воды будет много, низко - мало.
- Увидел скворца - знай: весна у крыльца.
- Летом ворона купается - к дождю.
- Если вороны летом летают стаями, высоко, поднимаются под тучи - к ненастью.
- Синица пищит - зиму вещает.
• Если журавли осенью летают высоко - осень будет продолжительной.
VI. Конкурс «Узнай загадку»
- Необходимо, составить полный текст загадки и правильный ответ. Каждое задание оценивается по 1 баллу. Выигрывает команда, набравшая большее число баллов.
Полный текст:
- Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)
- В воде купался — сухим остался. (Гусь)
- Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)
- На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)
5.Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)
VII. Конкурс «Ну-ка, прочитай»
- Прочитайте названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые, буквы.
Д И БКЕБРИШГАШЛКЛЧ
ОЗУДЯНБАОЛ Д А И Н К У
Б И В ХЕРАВСХАКСУТИ
СИМОРЛУМСРЯПУКИА
КЛЭВАГОАРЭШВГУЛН
-Выигрывает тот, кто это сделает быстрее.
Ответы: Дергач. Зяблик. Беркут. Оляпка. Коршун.
- Подведем итоги предыдущих конкурсов.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА:
«Песенка защитников природы»
1.Если б только-только-только, Если б только на планете,
Если б только все земляне
Все живое берегли.
То возможно-можно-можно,
То наверно-верно-верно,
Книги Красной точно-точно -
Никогда б не завели!
Припев:
А-а, здравствуйте, горы вот такой вышины!
А-а, здравствуйте, реки вот такой ширины!
А-а, крокодилы, бегемоты, А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай! А-а, и зеленый попугай!
2.И пускай у этой речки,
И пускай в зеленой роще,
И пускай в лесу тенистом
Слышен гомон птичьих стай,
И запомни-помни-помни,
Что беречь природу надо,
Всем на этом белом свете
Ты, как можешь, помогай!
VIII. Конкурс капитанов «А я все помню»
- Это игра — состязание между двумя капитанами. Они должны запомнить и повторить название птиц в той же последовательности, в которой они вводились в игру.
Например: «Воробей»,— говорит первый. «Воробей, дятел,— говорит второй. «Воробей, дятел, гусь»,— говорит первый. «Воробей, дятел, гусь, петух»,— говорит второй и т. д. Ведущий записывает по порядку вводимые слова и по контрольному списку устанавливает, кто первым допустит ошибку.
IX. Конкурс «Типография»
АВГЕИКЛНОПРСЦЧЯ
- Каждому играющему на грудь прикрепляется одна из карточек с буквой. Я читаю загадку, а вы, отгадав ее, стараетесь быстро стать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку. Очко достается команде, которая быстрее составит слово. Побеждает команда, набравшая большее число очков.
Загадки:
1. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля ...
Узнаете? Это ... (Цапля)
2. Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес ... (Павлин)
3. Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом,
А верней сказать — дворец.
Прилетай скорей ... (Скворец)
4. Ночь, как смоль, черным черна.
Серой птице не до сна:
Меж кустов, как тень, скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает… (Сова)
X.Конкурс «Смотри, не ошибись»
- На столе, напротив каждой команды, лежат по 10 табличек с названиями птиц (сорока, курица, воробей, утка, филин, гусь, ворона, кукушка, петух, журавль). Представители команд по очереди подбегают к своей доске и прикрепляют на нее слева любую табличку, одну под другой.
После этого я закрываю левую часть досок и даю командам таблички с голосами птиц (стрекочет, кудахчет, чирикает, крякает, ухает, гогочет, каркает, кукарекает, курлычет). Каждый участник команды прикрепляет доставшуюся ему табличку на доску с правой стороны. Она должна оказаться напротив соответствующей птицы.
Побеждает команда, быстрее выполнившая задание и допустившая меньше ошибок.
- Подведем итоги предыдущих конкурсов.
XI.Конкурс « Загадки о птицах»
1. Трещала с самого утра:
«Пор-р-ра! Пор-р-ра» А что пора?
Такая с ней морока,
Когда трещит ... (Сорока)
2. В лесу ночном кукует птица
Она назвать себя боится
— Ку-ку... Ку-ку,—
Не спит опушка,
А птицу эту звать ... (Кукушка)
3. Любит зёрнышки,
Чирикает на солнышке. ( Воробей)
4. То не радуга и не пламя!
Что за птица? Угадай!
Целый день болтает с нами
Разноцветный ... (Попугай)
5.В лесу, под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, дрозд-приятель!»
И ставит подпись ... (Дятел)
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих,
Мыши прячутся дрожа!
Очень уж суровы
Филины и… (Совы)
На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится.
Со скалы крутой скатиться —
Два могучие крыла,
У хозяина ... (Орла)
В своей короне красной
Он ходит, как король.
Его ты ежечасно
Выслушивать изволь:
—Я тут! Я на чеку-у-у! -
Я всех вас допеку-у-у!
Уснули дети. Свет потух.
Молчи, горластенький ... (Петух)
10. Нам в хозяйстве помогает
И охотно заселяет
Деревянный свой дворец
Темно-бронзовый ... (Скворец)
- Подведем итог конкурса.
XII. Конкурс «Разгадай кроссворд»
1
2
3
4
5
- Жёлтый одуванчик
По двору идёт.
Жёлтый одуванчик
Зёрнышки грызёт. (Цыплёнок)
2. Серая шейка, жёлтый носок,
Плавает в речке, как поплавок. (Утка)
3. Зимой на ветках — яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки
Ведь это ... (Снегири.)
4. На припёке каждый день раздаётся: «Зень, зень, зень».
Кто на солнце веселится? Это звонкая… (Синица)
5. Белая птица
Над волной резвится. ( Чайка)
XIII. Подведение итогов:
- Послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно.
С утра и до позднего вечера, Порадуют снова пернатые
Освоив полянки страниц, Руладами сердце и слух,
Хозяйствует в книжке доверчиво И крепче подружат с юннатами
Раздольная музыка птиц. Речушка, и роща, и луг.
А может быть, с этого времени От неба до мира подводного
Наступит иная пора - Давайте ж, как Родины речь,
И станет для птичьего племени Умом и душой благородною
Милее еще детвора?!
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста.
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!
- Что хотел сказать автор? А теперь запишите первые буквы
строк этого стихотворения и прочитайте фразу, которая получилась. (Сохраним природу земли.)
- Об этом мы должны помнить всегда!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект классного часа "День птиц"
Конспект классного часа "День птиц"...
Сценарий праздника "Международный день птиц.Встреча птиц."
Праздник рассчитан на обучающихся в возрасте 7-12 лет. Его можно провести и в рекреации школы, и в кабинете на занятиях внеурочной деятельностью....
День птиц «Без птиц невозможно представить планету Земля»
Цель работы: расширение и закрепление знания учащихся о птицах, их поведении и жизни, о роли и место в природе, о значении в жизни человека и в природе.Задачи: развивать интерес, наблюдательност...
Конспект внеклассного мероприятия по логопедии "День птиц"
Цели:Образовательные:1. Способствовать формированию и совершенствованию лексических навыков по теме «Птицы»,2. Способствовать закреплению понятий ...
Конспект внеклассного мероприятия на "День птиц".
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения Международного дня птиц;Задачи:·...
Конспект разработки внеклассного мероприятия «Экология. День птиц»
Конспект внеклассного мероприятия предназначен для реализации внеурочной деятельности социального, научно-познавательного направления в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект внеклассного мероприятия для школьников «Международный день птиц»
Автор: Шемуранова Дарья Сергеевна, учитель специальных (коррекционных) классов, руководитель ШЛ «Стрижи» МОУ Глуховской СШОписание. Данный материал можно использовать на уроках окружающего...