Конспект экологической викторины «День птиц»
план-конспект занятия по экологии (5, 6 класс) на тему

Жидова Светлана Федоровна

Экологическая викторина, приуроченная к Международному Дню птиц, проводится среди ребят 11-12 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvn_den_ptits.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая  викторина «День птиц»

Цель: расширить представление о мире птиц.

Задачи:

обучающие:

-сформировать представление о многообразии птиц, их значении в природе и в жизни человека;

воспитывающие:

-воспитывать навыки экологически грамотного поведения;

развивающие:

-развивать сообразительность, умение работать в команде.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент. Значение птиц.

                  На одной планете        Травку не  топтали,

                  Дружно жили дети.        Рек не загрязняли!

                  Не разоряли гнёзда птиц        Все старательно, с умом

                  Ради нескольких яиц,        Берегли свой общий дом

                  Не ловили по дубравам        Под названием Земля,

                  Рыжих белок для забавы,        Где живём и ты, и я!

- Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Они создают красоту природы, являются санитарами леса, способствуют размножению  растений.)

-  Сегодня мы собрались, чтобы проверить знания по теме «Птицы». Соревнуются две команды.  

II. Приветствие

- Каждая команда должна придумать себе название, девиз и нарисовать эмблему. Жюри оценивает конкурс.

III. Разминка

- Каждая игра КВН начинается с разминки, поэтому мы не будем нарушать традицию.

-  Я задаю вопросы  командам по очереди.  Отвечаем сразу. Если одна команда не смогла ответить, на этот же вопрос отвечает другая команда:

  • Как называются птицы, которые улетают в теплые края? (Перелетные)
  • Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
  • Какая перелетная птица не строит гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)
  • Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)
  •  Какая птица летает быстрее всех? ( Стриж.)
  •    Какие птицы роют норы для гнезда? ( Ласточки.)
  • Хоть я не молоток - по дереву стучу;

              В нем каждый уголок обследовать хочу.

              Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный. (Дятел)

  • Пусть я  птичка-невеличка.

              У меня, друзья, привычка:

              Как начнутся холода, прямо с севера сюда! (Синица)

- Подведем итоги.

IV. Конкурс «Почтовый ящик»

- Ребята, на наш адрес пришло два письма. Угадайте, о ком эти письма?

1.        «Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая,   только   хвостик  чуть  рыжеват...

А вечером или ночью приди сюда — и остановишься как вкопанный, услышав ее песню. Разливается она на всевозможные лады». ( Соловей.)

2.        «Уж ее-то ни с кем не спутаешь! Вечно она трещит, скачет с ветки на ветку, поднимает шум, как кого-нибудь увидит, дергает хвостом. Видно ее всегда издалека. Когда летит — то машут ее белые с черным крылья, а когда сидит — белое брюхо светится» (Сорока.)

  1. «Та самая, что гузкой трясет, покачивает длинным хвостиком. Стройная, быстрая, ловкая! По кромке воды или по коньку крыши так быстро бегает и ножек ее не видно! Словно на велосипеде катит. Еще на бегу и выпады клювиком вправо и влево — как рапирой. Раз, два — и мухи нет!» (Трясогузка)
  2. «С ранней весны и до конца лета — это самая обычная птица наших лесов. Куда бы ни пошел, обязательно услышишь либо ее энергичную звонкую песню, либо крик. Иногда громко пинькает: «Пинь-пинь». Иногда, особенно если погода к дождю, «рюмит»: «Рю-рю... рю». ( Зяблик.)
  3. «Слышишь ты его постоянно. Скрипит на сырых лугах: скрип-скрип, скрип-скрип! Или дергает: дерг-дерг, дерг-дерг! И подпускает близко, у самых ног, бывает, скрипит и дергает. А не видно!

Ты к нему, а он от тебя. И хоть бы листик дрогнул,   хоть  бы  травинка   качнулась!» (Дергач)

  1.  «… лазит по веткам, как попугай; и лапами цепляется, и клювом, хоть вниз хвостом повиснет, хоть вниз головой — ему все равно. Он занят одним: вылущивает из шишек семена. А для этого у него клюв особый: нижняя и верхняя половинки перекрещиваются на концах» (Клест.) 

V. Конкурс «Домашнее задание»

- Какие народные приметы, связанные с птицами, вы приготовили?

  • Зимой галки собираются к вечеру стаей и кричат - к ясной погоде, к потеплению.
  • Если зимой воробьи сидят на деревьях или строениях втихомолку - будет снег без ветра. А дружно расчирикались - к потеплению.

     •         Когда зимой вороны собираются целой стаей, летают, кружатся и  каркают - жди снега или мороза.

  • Если ворона купается ранней весной - к теплу.
  • Если грачи прилетели до 14 марта - быть лету мокрому, а снег сойдет рано.
  • Гуси высоко летят - воды будет много, низко - мало.
  • Увидел скворца - знай: весна у крыльца.
  • Летом ворона купается - к дождю.
  • Если вороны летом летают стаями, высоко, поднимаются под тучи - к ненастью.
  • Синица пищит - зиму вещает.

     •             Если журавли осенью летают высоко - осень будет   продолжительной.

VI. Конкурс «Узнай загадку»

 - Необходимо,  составить  полный текст загадки и правильный ответ. Каждое задание оценивается по 1 баллу. Выигрывает команда, набравшая большее число баллов.

Полный текст:

  1. Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)
  2. В воде купался — сухим остался. (Гусь)
  3. Не дровосек, не плотник, а первый в лесу работник. (Дятел)
  4. На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)

5.Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)

VII. Конкурс «Ну-ка, прочитай»

    -  Прочитайте названия птиц. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо  зачеркнуть одинаковые, буквы.

Д И БКЕБРИШГАШЛКЛЧ

ОЗУДЯНБАОЛ Д А И Н К У

Б И В ХЕРАВСХАКСУТИ

СИМОРЛУМСРЯПУКИА

КЛЭВАГОАРЭШВГУЛН

-Выигрывает тот, кто это сделает быстрее.

Ответы: Дергач. Зяблик. Беркут.  Оляпка.  Коршун.

- Подведем итоги предыдущих конкурсов.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА:

                                       «Песенка защитников природы»

 1.Если б только-только-только,                                                                                                                                Если б только на планете,                                  

Если б только все земляне  

Все живое берегли.                                            

То возможно-можно-можно,
То наверно-верно-верно,
Книги Красной точно-точно -
Никогда б не завели!        

           Припев:

А-а, здравствуйте, горы вот такой вышины!

А-а, здравствуйте, реки вот такой ширины!

А-а, крокодилы, бегемоты, А-а, обезьяны, кашалоты,

А-а, и зеленый попугай! А-а, и зеленый попугай!

2.И пускай у этой речки,

 И пускай в зеленой роще,

 И пускай в лесу тенистом

 Слышен гомон птичьих стай,

 И запомни-помни-помни,

 Что беречь природу надо,

 Всем на этом белом свете

 Ты, как можешь, помогай!

 VIII. Конкурс капитанов «А я все помню»

   - Это игра — состязание между двумя капитанами. Они должны запомнить и повторить название птиц в той же последовательности, в которой они вводились в игру.

 Например: «Воробей»,— говорит первый. «Воробей, дятел,— говорит второй. «Воробей, дятел, гусь»,— говорит первый. «Воробей, дятел, гусь, петух»,— говорит второй и т. д. Ведущий записывает по порядку вводимые слова и по контрольному списку устанавливает, кто первым допустит ошибку.

IX. Конкурс «Типография»    

АВГЕИКЛНОПРСЦЧЯ

- Каждому играющему на грудь прикрепляется одна из карточек с буквой.  Я читаю загадку, а  вы, отгадав ее, стараетесь быстро стать в ряд так, чтобы можно было прочитать слово-отгадку. Очко достается команде, которая быстрее составит слово. Побеждает команда, набравшая большее число очков.

Загадки:

   1.  На одной ноге стоит,

    В воду пристально глядит.

    Тычет клювом наугад —

    Ищет в речке лягушат.

    На носу повисла капля ...

    Узнаете? Это ... (Цапля)

2. Распустила хвост жар-птица,

   Он горит и золотится.

   Из заморских к нам долин

   Этот хвост принес ...  (Павлин)

3. Мы построили вдвоем

    Для гостей весенний дом,

   А верней сказать — дворец.

   Прилетай скорей ... (Скворец)

4. Ночь, как смоль, черным черна.

    Серой птице не до сна:

    Меж кустов, как тень, скользит,

    Караулит, кто не спит.

    Ловит каждый шорох чутко,

    А как крикнет, станет жутко,

    Вздрогнет спящая трава.

    Это ухает…   (Сова)

X.Конкурс «Смотри, не ошибись»

-   На столе, напротив каждой команды, лежат по 10 табличек с названиями птиц (сорока, курица, воробей, утка, филин, гусь, ворона, кукушка, петух, журавль). Представители команд по очереди подбегают к своей доске и прикрепляют на нее слева любую табличку, одну под другой.

После этого  я закрываю  левую часть досок и даю командам таблички с голосами птиц (стрекочет, кудахчет, чирикает, крякает, ухает, гогочет, каркает, кукарекает, курлычет). Каждый участник команды прикрепляет доставшуюся ему табличку на доску с правой стороны. Она должна оказаться напротив соответствующей птицы.

 Побеждает команда, быстрее выполнившая задание и допустившая меньше ошибок.

- Подведем итоги предыдущих конкурсов.

XI.Конкурс « Загадки о птицах»

1. Трещала с самого утра:

«Пор-р-ра! Пор-р-ра» А что пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит ... (Сорока)

2. В лесу ночном кукует птица

Она назвать себя боится

—    Ку-ку... Ку-ку,—
Не спит опушка,

А птицу эту звать ... (Кукушка)

3. Любит зёрнышки,

Чирикает на солнышке.  ( Воробей)

4. То не радуга и не пламя!

Что за птица? Угадай!

Целый день болтает с нами

Разноцветный ... (Попугай)

5.В лесу, под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель!»

И ставит подпись ... (Дятел)

И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих,

Мыши прячутся дрожа!

Очень уж суровы

Филины и… (Совы)

На скале он строит дом.

Разве жить не страшно в нем?

Хоть кругом и красота,

Но такая высота!

Нет, хозяин не боится.

Со скалы крутой скатиться —

Два могучие крыла,

У хозяина ...  (Орла)

В своей короне красной

Он ходит, как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь:

—Я тут! Я на чеку-у-у! -
Я всех вас допеку-у-у!
Уснули дети. Свет потух.
Молчи, горластенький ...
(Петух)

10. Нам в хозяйстве помогает

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Темно-бронзовый ... (Скворец)

 - Подведем итог  конкурса.

XII. Конкурс «Разгадай кроссворд»

       1  

             2

3

4

        5

               

  1. Жёлтый одуванчик

По двору идёт.

     Жёлтый одуванчик

Зёрнышки грызёт.          (Цыплёнок)

    2.   Серая шейка, жёлтый носок,

Плавает в речке, как поплавок.        (Утка)

3.   Зимой на ветках — яблоки!

     Скорей их собери!

     И вдруг вспорхнули яблоки

     Ведь это ...                            (Снегири.)

4.  На припёке каждый день раздаётся: «Зень, зень, зень».

     Кто на солнце веселится? Это звонкая…       (Синица)

5.  Белая птица

     Над волной резвится.             ( Чайка)

 XIII. Подведение итогов:

- Послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно.

С утра и до позднего вечера,                          Порадуют снова пернатые

Освоив полянки страниц,                             Руладами сердце и слух,

Хозяйствует в книжке доверчиво             И крепче подружат с юннатами
Раздольная музыка птиц.                          Речушка, и роща, и луг.

А может быть, с этого времени                От неба до мира подводного
Наступит иная пора -                          Давайте ж, как Родины речь,

И станет для птичьего племени                Умом и душой благородною    

Милее еще детвора?!

  Здоровье планеты беречь!

  Единое многообразие

  Мы будем ценить неспроста.

  Любя и Европу, и Азию,

  И наши родные места!

-        Что хотел сказать автор? А теперь запишите первые буквы
строк этого стихотворения и прочитайте фразу, которая получилась.
(Сохраним природу земли.)

-  Об этом мы должны помнить всегда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "День птиц"

Конспект классного часа "День птиц"...

Сценарий праздника "Международный день птиц.Встреча птиц."

Праздник рассчитан  на обучающихся в возрасте 7-12 лет.  Его можно провести и в рекреации школы,  и в кабинете  на занятиях внеурочной деятельностью....

День птиц «Без птиц невозможно представить планету Земля»

Цель работы: расширение и закрепление знания учащихся о птицах, их поведении и жизни, о роли  и место в природе, о значении в жизни человека и в природе.Задачи: развивать интерес, наблюдательност...

Конспект внеклассного мероприятия по логопедии "День птиц"

Цели:Образовательные:1.     Способствовать формированию и совершенствованию лексических навыков по теме «Птицы»,2.     Способствовать закреплению понятий ...

Конспект внеклассного мероприятия на "День птиц".

Цель:  познакомить учащихся с историей возникновения Международного дня птиц;Задачи:·...

Конспект разработки внеклассного мероприятия «Экология. День птиц»

Конспект  внеклассного мероприятия предназначен для реализации внеурочной деятельности социального, научно-познавательного направления в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект внеклассного мероприятия для школьников «Международный день птиц»

Автор: Шемуранова Дарья Сергеевна, учитель специальных (коррекционных) классов, руководитель ШЛ «Стрижи» МОУ Глуховской СШОписание. Данный материал можно использовать на уроках окружающего...