Тема моего самообразования "Экологическое воспитание"
учебно-методический материал по экологии на тему

Чепкин Сергей Васильевич

Проведение занятий в виде игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_stranitsam_krasnoy_knigi.doc32 КБ
Microsoft Office document icon konspekt_puteshestvie.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

КГБОУ «Алтайский детский дом им. В.С. Ершова»

План-конспект занятия

Составил: Чепкин Сергей Васильевич,

воспитатель детского дома семьи «Солнышко»

Алтайское, 2014

Конспект занятия:

Тема: По страницам Красной книги.

 

Цель: формирование основ экологической культуры.

Задачи:

  • Познакомить с экологическими понятиями: Красная книга, среда обитания;
  • Познакомить  детей  с причинами создания красной книги;
  • Активизировать познавательную и самостоятельную деятельность обучающихся;
  • Развивать сотрудничество в группе, творческий потенциал, умение анализировать, видеть проблему, логическое мышление, воображение,  
  • Воспитывать бережное отношение ко всему живому на земле.

Тип занятия: изучение нового материала.

Вид занятия: комбинированный.

Форма занятия: коллективно-групповая.

Методы: 

  • Словесный
  • Наглядно-образные (плакат, использование мультфильма,   презентации);
  • Практические.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор;
  •   мультфильм «Смешарики»;
  • Раздаточный материал:  цветная бумага, клей,  ватные диски, ватные палочки.

                                                              Ход занятия

I. Организационный момент.

-Ребята, давайте встанем дружно в круг и  поздороваемся друг с другом.       Подарим улыбки друг другу.

-Молодцы! Я вижу, у всех вас хорошее настроение. Попрошу всех сесть на свои места.

II. Новая тема.

1. Вводное слово. 

-Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в таинственный мир природы, узнаем о существовании необычной книги, и для чего она нужна.

2.  Постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию

- А путешествовать мы будем с героем мультфильма «Смешарики»  Кар-карычем. Он хочет рассказать  одну историю, которая произошла с ним.

             ( Видео из м/ф Смешарики - «Красная книга» на полянке 1)

- Почему расстроился Кар-карыч?   (Ответы детей.)

- Что же сделали его друзья?   (Ответы детей.)

Кар-карыч сказал, что они уничтожили  целую среду обитания, которая нужна для всего живого.

3. Животные, птицы, растения. 

Почернела поляна, исчез яркий ковёр цветов, а вместе с ним и все насекомые,  ведь они собирают с цветков пыльцу и нектар для питания своей семьи. Улетели и птицы, ведь без цветка нет плода и нет пищи для них. Исчезли лягушки, уползли ужи, многие животные не нашли для себя привычных растений.

- А вы встречали этих животных и растения в природе? (Ответы детей.)

 Да, действительно, ими бы только восхищаться,  но исчезла полянка, и эти животные тоже могут исчезнуть.

- Что нужно сделать, чтобы этого не произошло? (Ответы детей.)

- Послушайте, что об этом говорит Кар-карыч.

( Видео из м/ф Смешарики - «Красная книга» в библиотеке.)

4. Знакомство с Красной книгой. 

-Ребята, у меня в руках Красная книга. Как вы думаете, почему книгу назвали именно Красной книгой, а не жёлтой, синей? (Ответы детей.)  

-Красный цвет - это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он предупреждает нас людей, что этих растений и животных осталось мало на Земле и их надо спасать. Эта книга подает нам жителям планеты Земля сигнал бедствия.

-Первая международная Красная книга вышла в 1966 году, а в России в 1978 году.  В Омской области тоже есть Красная книга, которая была выпущена в  2005 году.  

-А о чем говорит Красная книга? (слайд №2)

    - Страницы Красной книги разного цвета.

Сначала  идут   КРАСНЫЕ страницы. На них записаны особо редкие, исчезающие животные и растения. Их мало, но  их еще можно встретить. Но они могут исчезнуть совсем.

ЖЕЛТЫЕ страницы – занесены животные, количество которых стремительно уменьшается. Если мы не поможем им, то они смогут попасть на опасные красные страницы.

БЕЛЫЕ страницы - на них помещены сведения о редких видах растений и животных. Они встречаются очень редко.

СЕРЫЕ страницы -  на них размещены сведения о мало изученных и редких видах.

ЗЕЛЕНЫЕ страницы – на них записаны животные, которых удалось спасти от вымирания.

ЧЁРНЫЕ страницы - размещены сведения о видах животных и растений, которые исчезли совсем.

 5.Физ. минутка. 

- Ребята, давайте вместе сделаем зарядку.

 Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес

Посмотрите вправо, посмотрите влево!

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули-

Так ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем:

Крылья сложим назад.

Наклонились и присели

А потом все полетели.


6. Составление памятки.

Мы познакомились с Красной книгой.

- А все животные и растения туда занесены? (Ответы детей.)

- Как вы думаете, беречь нужно только те растения и тех животных, которые занесены в Красную книгу? (Ответы детей.)

- А почему всех? (Ответы детей.)

 Помните, Кар-карыч сказал, что исчезла целая среда обитания, давайте поиграем в игру «Продолжи предложение».

 Дидактическая игра «Продолжи предложение».  

           

Если исчезнут растения, то ….

Если исчезнут насекомые, то….

Если исчезнут птицы и лягушки, то….

Если исчезнут звери, то….

- А чем же мы с вами можем помочь растениям и животным?  (Ответы детей).

 - Я предлагаю составить памятку поведения в природе. Создавая её, напомним Кроше, Ёжику и всем нам правила поведения в природе.

Правило 1.  Нельзя подходить близко к гнездам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Не прикасайся к гнёздам, иначе птицы – родители могут покинуть его.

Правило 2.  Нельзя ловить животных в лесу и приносить домой. В неволе они погибнут.

 

Правило 3. Нельзя уничтожать лягушек. Они уничтожают мошек, комаров.

Правило 4. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз. Они нужны природе.

Правило 5. Не рвите цветы. Если сорвать цветок, то семя от него не будет и таких цветов будет все меньше и меньше.

  •  Теперь вы    отлично знаете правила поведения в природе.

Если мы все будем соблюдать эти правила, то тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.

7. Практическая работа.

 Ребята, давайте мы с вами оформим свой «Красный уголок природы».

Он будет напоминать нам, и нашим гостям, что нужно бережно относиться к природе, беречь её и охранять.

- Посмотрите на этот уголок (показ уголка), чего не хватает в этом уголке? (Ответы детей.)

-Давайте мы его заселим.  Сейчас мы с вами изготовим   цветы. Вам нужно будет их склеить.

Проведение инструктажа Т.Б.

          (Дети изготавливают   цветы из ватных дисков.)

8. Рефлексия.

- Ребята, что бы вы могли пожелать природе, друзьям. (Дети по одному говорят своё пожелание, и выставляет свою поделку в «Красный уголок природы».)

V. Итог

1. Обобщение.

- С какой книгой мы познакомились? (Ответы детей.)

- Какие животные занесены в Красную книгу? (Ответы детей.)

(Редкие, исчезающие.)

- Как вы думаете, беречь нужно только те растения и тех животных, которые занесены в Красную книгу? (Ответы детей.)

- С какими правилами мы познакомились??  ( С правилами поведения в природе.)

- Что мы с вами оформили? (Свой «Красный уголок природы».)

- Ребята, если вам понравилось наше занятие улыбнитесь друг другу.

- А если вам ребята   понравились наши добрые дела похлопайте друг другу.

- Наше занятие  подошло к концу. На следующем занятии мы познакомимся с    животными и растениями,  которые занесены в красную книгу.



Предварительный просмотр:

КГБОУ «Алтайский детский дом им. В.С. Ершова»

План-конспект занятия

Составил: Чепкин Сергей Васильевич,

воспитатель семьи «Солнышко»

Алтайское, 2014

Тема занятия:  «Путешествие по океану «Друзья природы»

Цель: знакомство с темами образовательной программы «Зеленая планета»

Задачи:

  • Обучающие: активизировать имеющиеся у детей знания об окружающей природе, ознакомить с содержанием основных тем программы;
  • Развивающие: развивать познавательный интерес у обучающихся,  их творческие  способности;
  • Воспитательные: сформировать потребности и умения работать в коллективе

Форма проведения: игра – путешествие

Методы обучения: словесный, репродуктивный, наглядный, логический, эмоционального стимулирования, самостоятельной работы, создание успеха, практический.

Оборудование: карта с обозначенными на ней островами: «Угадайка», «Таинственный», «Загадочный», «Размышляйка»;

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный этап. 

Здравствуйте, ребята. Сейчас мы с вами проведем  игру «Давай знакомиться».

 Дети стоят в кругу. Ребята, я вам буду бросать мяч  со словами «Ты скорее поспеши, как зовут тебя, скажи…» , бросая мяч при этом одному из игроков. Вы, ребята, ловите мяч и называете свое имя, потом бросаете мяч другому игроку, при этом снова произносите слова «Как зовут тебя, скажи» и т.д. Вот, ребята, мы с вами и познакомились.  И сразу скажу вам по секрету, что я буду капитан корабля.  Мой корабль называется «Победа». Сегодня мой корабль отплывает. И я приглашаю вас вместе со мной в морское путешествие по большому океану, название которому «Друзья природы».  В этом океане есть много островов. Мы с вами, как настоящие путешественника, должны будем их исследовать. А чтобы путешествие не было слишком утомительным, будем делать «привалы», во время которых положено отдыхать, играть, соревноваться. Мы, ребята, так и сделаем.

Вы согласны? Тогда в путь! Но с условием: путешествие от острова к острову будет возможно только тогда, когда выполните все мои задания. Итак, вперед, в мир тайн и загадок! (Лодка передвигается по океану к острову «Угадайка»).

2. Основной момент.

Смотрите, мои путешественники, на горизонте остров «Угадайка». 

Как вы думаете ребята, почему этот остров получил такое название? Интересно? Давайте  бросим  якорь и выйдем на берег. Смотрите,  тут на берегу лежат конверты  с заданиями.  (Каждой паре вручаются  белый конверт). В белом лежат карточки с разрезанными на слоги названиями растений – деревьев, кустарников и цветов. А в голубом,  изображения этих растений). Дорогие ребята, возьмите белый конверт, внимательно посмотрите на карточки внутри. 

Из этих карточек – слогов, вы должны составить целое слово.

1 слово: РЯ-БИ-НА          4 слово: ВА-СИ-ЛЕК        

2 слово: БЕ-РЕ-ЗА            5 слово: КРА-ПИ-ВА        

3 слово: МА-ЛИ-НА         6 слово: РО-МАШ-КА

Составили? Молодцы! Каким одним, общим словом, можно назвать полученные слова? (Слово РАСТЕНИЯ).    А теперь посмотрите содержимое розового конверта. Что там?    Да это же наши растения, названия которых вы составили на карточках. Давайте приклеим их на наш остров.

        Итак, мы заселили наш первый остров. Его обитатели – растения. Они окружают нас повсюду, где бы мы ни находились. О растениях, их разнообразии мы будем говорить на наших следующих занятиях, узнаем очень много интересного. Мы молодцы! Открыли первый остров – «Растения». Продолжаем путешествие…

Смотрите, впереди еще один остров. Остров «Таинственный».   

Какое интересное название – «Таинственный». Что же такого таинственного на этом острове? Давайте посмотрим. Смотрите, какие странные картинки.

 (Педагог раздает картинки:  Ребята, ничего не понимаю. Помогите мне найти 10 отличий.. Что у вас получилось?

 Правильно, вы справились с этим заданием. Молодцы!!!  Давайте поместим картинки на  наш остров.

        Ой, смотрите, чьи – то следы на земле. (педагог демонстрирует следы лисы).    Какие интересные. Давайте определим, кто же оставил эти следы.   Для этого посмотрите внимательно на таблички со словами «ЛУК» и «ЛОМ». Какая буква общая для этих слов? Правильно! Буква «Л». Запомните, это первая буква загадочного животного, оставившего след. Теперь сравним эти два слова «ПИР», «МИГ» (ответ – И). Дальше «СОЛЬ» и «РЯСА» (ответ С). И, наконец, слово «ЗЛАК» и «РЯСА» (ответ А). Что у нас получилось? ЛИСА. Оказывается эти следы оставила лиса. Давайте и ее поместим на таинственный остров.

        Посмотрите на наш океан. Итак, мы открыли два удивительных острова: «Растения» и «Животные». Ребята а сейчас давайте немного отдохнем.

Физкультминутка:

 Ребята давайте отправляться дальше в путешествие.

        Наша третья остановка. (Изображение острова на карте закрыто белым листом). Перед нами какой – белый остров. Снимаем лист бумаги и читаем название острова – остров «Загадочный».  Что же тут загадочного? (Снова педагог показывает конверт). У нас опять задание. Ребята, чтобы узнать, кто населяет этот остров, отгадайте загадки.

           Мордочка усатая,

          Шубка полосатая.

         Часто умывается,

         А с водой не знается.      (кошка

  С хозяином дружит,

 Дом сторожит,

 Живет под крылечком,

 Хвост колечком.     (собака)

       Этот маленький зверек,

       Зерна запасает впрок

       Щеки набивает так,

        Это делает…. (хомяк) 

 И в море не купаются,

И нет у них щетинки,

Но все же называются

Они…..  (морские свинки) 

       Он живет в просторной клетке,

       Говорить с ним любят детки,

      Зря его ты не ругай,

       Повторюшка….  (попугай)

Любит сыр наверняка,

Но для мышки велика   (крыса) 

         Все желанья исполняет,

         К нам из сказки приплывает,

         Рыбка родом из Китая

        Угадали?         (золотая рыбка) 

 На спине, не зная страха

 Дом свой носит…  (черепаха)

Молодцы! Всех обитателей острова узнали. Каким общим словом можно назвать этих животных? Правильно. Это – домашние животные, наши питомцы, те, кто живет у нас дома. Ребята, а вы знаете самую редкую породу кошек? А как называется самая маленькая порода собак? А знаете, как ухаживать за хомяками? Ответы на эти и многие другие вопросы мы вместе с вами найдем на занятиях объединения «Лесовичок». Давай те их поместим на наш остров «Друзья нашего дома».

        А по курсу у нас еще один большой остров.  Это остров «Размышляйка».

         Ребята, смотрите, тут какие – то зашифрованные слова:

        6, 3, 2, 1, 2, 7, 5, 4    и  9, 8, 1, 2, 10, 8, 3

А вот и ключ к шифру: 1- Л,  2 –О,  3 – К,  4 – Я,  5 – И,  6 – Э,  7 – Г,  8 – Е,   9 – Ч,  10 – В.

Давайте, расшифровывайте. Молодцы. Что у вас получилось?   

        Это слова: «ЭКОЛОГИЯ» и «ЧЕЛОВЕК». Вы знаете, что такое экология? Когда вы придете на следующие занятия, мы вместе узнаем, что такое «экология», что такое «экология растений», «экология животных», «экология человека».  Человек – тоже частичка природы, но в отличие от других живых существ, он умеет думать, т.е. обладает разумом. И по своей воле может что-то делать, а что-то не делать. Часто человек наносит вред природе не потому что он вынужден это сделать для своего блага, а просто по незнанию или не думая. Вот поэтому нужно лучше знать природу, чтобы разбираться, что можно делать без особого вреда для нее, а что нельзя.

Давайте поместим фигурку человека на любой остров, куда вы захотите.

3. Рефлексивный этап.

 Вот и закончилось наше путешествие по океану «Друзья природы». Ребята скажите вам понравилось путешествие? Я, ребята, убедился, что вы хорошие путешественники, знаете природу, цените ее и с уважением к ней относитесь. Я вами очень доволен.

Скажите мне, а вы сами довольны?

Что вам больше понравилось?

Какое у вас настроение?

Тогда я предлагаю вам украсить своими улыбками наш океан «Друзья природы».

Выберите себе соответствующий вашему настроению смайлик из цветной бумаги и наклейте по океану.

        Дети наклеивают бумажные смайлики разного цвета и с разными гримасами (радостными, безразличными, грустными), соответствующие их настроению.  Наш океан еще краше от ваших улыбок.

4. Итоговый этап.

        Мы, ребята, очень плодотворно потрудились на занятии. Вы узнали для себя много интересного. Посмотрим на наш океан.  Он заселен жильцами – растениями, животными. Их очень много. И посреди этого многообразия – фигурка человека. Получается, что человек занимает среди других живых существ очень скромное место. Значит, мы можем сделать вывод:

Человек – всего лишь маленькая часть природы, но, в отличие от других обитателей природы, он разумен и может управлять своими действиями.

        Я надеюсь, что вы всегда будете разумны в полном смысле этого слова: будете с уважением относиться к природе.

        Ребята, я надеюсь, вы поняли, что познавать природу очень интересно. И вы захотите сами больше узнать об окружающей нас природе. В этом вам помогут наши занятия.  Желаю вам новых открытий. Спасибо. Молодцы! До свидания.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально – педагогический проект на тему: «Организация патриотического воспитания в системе дополнительного образования».

II. Краткая справка – аннотация к  проекту. «Всякая благородная личность глубокоосознает свое кровное родство,свои кровные связи с Отечеством».В.Г. Белинский Актуальность проекта. В сов...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по теме: «Духовно-нравственное воспитание учащихся 8 класса на уроках литературы как фактор формирования социальной компетенции».

Проблема, на решение которой направлен проект: Недостаточный уровень сформированности духовно- нравственных качеств личности учащихся,   препятствующий  успешной социальной адаптации....

Выступление на тему " Героико-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы" (Из опыта работы)

О проблеме героико-патриотического воспитания учащихся среднего звена.Воспитание патриотизма у  школьников-одна из главных задач нашего дня. ...

Выступление на тему "Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы)

Преподавая предмет "Духовное краеведение Подмосковья", стараюсь воздействовать прежде всего на души своих учеников, воспитать высокие нравственные качества....

Классный час на тему духовно- нравственного воспитания "Здравствуй, человек!"

Классный час может быть проведён в 7-8 классах. Содержит задания на самооценку учащихся, решение ситуативных задач в группах....

Тема моей работы учителя

Педагогический эксперимент...

Тема моего выступления посвящена метапредметным компетентностям педагога, которые способствуют повышению качества образования

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Особенно важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и поз...