Экологические основы природопользования
методическая разработка по экологии на тему
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, группы 7 (151031) «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования» (химическая и нефтяная промышленность).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологические основы природопользования | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АНГАРСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор _________ С.Г.Кудрявцева
«____»_____________2013г.
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Промышленная экология
Ангарск, 2013 г.
ДЦК естественно - научного цикла Протокол № _____ Председатель _Иванова М.Н. «___»___________2014 год.. |
Разработала:
Тюрнева А. А. преподаватель истории ОГАОУ СПО «Ангарский индустриальный техникум», на основании примерной основной профессиональной образовательной программы учебной дисциплины «Биология» по специальности СПО (организация-разработчик ФГАУ «ФИРО»)
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 7 |
| 16 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО, группы 7 (151031) «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования» (химическая и нефтяная промышленность).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
ОП.13. Промышленная экология.
Студент должен знать:
- общие закономерности производственных процессов;
- экологическую стратегию и политику развития производства;
- развитие экологически чистого производства :комплексное использование сырьевых и энергетических ресурсов, создание замкнутых производственных циклов, замкнутых систем промышленного водоснабжения;
- разработка технологических процессов с учетом рационального природопользования, экологической безопасности;
- основные промышленные методы очистки отходящих газов и сточных вод, технологические схемы очистки и применяемое оборудование;
- основные промышленные методы переработки и использования отходов производства и потребления, методы захоронения и ликвидации опасных промышленных отходов.
Студент должен уметь:
- разрабатывать исходные данные для проектирования установок и технологических линий экологической защиты;
- осуществлять научно-техническое сопровождение процессов организации систем экологической защиты ( проектирование, строительство установок и технологических линий);
- разрабатывать комплексные программы экологической защиты.
1.4. Студент должен обладать общими компетенциями
ОК 1. Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способа ее достижения.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в производственной деятельности.
ОК 8. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных) за результаты выполнения заданий.
ОК 9. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного роста, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.5. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки 75 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов 50 часов;
самостоятельной работы студентов 24 часа;
практической работы студентов 24 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 75 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 50 |
в том числе: | |
контрольная работа | 2 |
практические занятия | 24 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 24 |
В том числе: Консультации Самостоятельное составление задач и их решение Составление ответов на контрольные вопросы Работа с учебником , конспектом . Подготовка к тестированию по темам . Подготовка к устным и письменным опросам , контрольным работам . Повторная работа над учебным материалом и составление на его основе таблиц для систематизации учебного материала. |
3 4 5 5 4 4 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Промышленная экология»
Наименование разделов и тем | № урока | Содержание учебного материала практическая и самостоятельная работа | Объем часов | Типы и форма урока | Вид контроля | Домашнее задание | Уровень усвоения |
Раздел 1. Антропогенные воздействия на биосферу. | 8 | ||||||
Введение ОК 1,2,3,4,5,6 | 1-2 | Введение | 2 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Индивидуальная, фронтальная. | Проработка лекции | 1 |
Тема 1.1.Основные виды антропогенных воздействий на биосферу. | 3-4 | Основные виды антропогенных воздействий на биосферу. Загрязнение атмосферного воздуха. Основные источники загрязнения атмосферного воздуха. Экологические последствия глобального загрязнения атмосферы. | 2 | Лекция с элементами беседы | Групповая | Гл. 12 № 1-3 | 2 |
5 | Антропогенные воздействия на гидросферу. Экологические последствия загрязнение гидросферы. | 1 | Смешанный | Групповая, индивидуальная | Гл. 13 № 1, 4 | 2 | |
6-7 | Антропогенные воздействия на литосферу. Воздействие на почву. Воздействие на горные породы и их массивы. Воздействия на недра. | 2 | Ознакомление с новым материалом | Фронтальная | Гл. 14 № 2, 4,7 | 2 | |
8 | Экстремальные воздействия на биосферу. Воздействие оружия массового уничтожения. Стихийные бедствия. | 1 | Лекция | Индивидуальная | Гл. 15 № 3-6 | 2 | |
9 | Контрольная работа по разделу « Антропогенные воздействия на биосферу». | 1 | Урок комплексного применения знаний | Фронтальная, групповая | |||
Раздел 2. Экологическая защита и охрана окружающей среды. | 3 | ||||||
Тема 2.1 Основные принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования | 10 | Основные принципы природопользования | 1 | Урок изучения и первичного закрепления знаний | Индивидуальная | Гл. 20 № 1, 2 | 1 |
11 | Инженерная экологическая защита. Основные направления инженерной защиты. | 1 | Лекция | Групповая | Гл. 21 № 1, 5 | 2 | |
12 | Нормирование качества окружающей среды. Защита атмосферы, гидросферы и литосферы | 1 | Дидактическая игра | Групповая | Гл. 21 № 6-9 | 2 | |
Раздел 3. Промышленная экология. | 12 | 2 | |||||
Тема 3.1 Общие сведения о промышленной экологии. | 13 | Общие сведения о промышленной экологии. Экологизация технологий. Малоотходные технологии. | 1 | Лекция | Парная | 1.1-1.2 № 1-3 | 2 |
14 | Промышленные выбросы. Основные методы очистки газовых выбросов. Замкнутые газооборотные циклы. | 1 | Совершенствование знаний, умений и навыков | Групповая, индивидуальная | 1.4-1.5 № 1,6 | 2 | |
15 | Твердые отходы. Использование и переработка крупнотоннажных промышленных отходов. | 1 | Урок дискуссия | Групповая | 1.9 -1.10 № 1 | 2 | |
Тема 3.2 Методы и приборы измерения и контроля загрязненных веществ. | 16-17 | Общие сведения. Сведения по метрологии. | 1 | Урок комплексного применения знаний | Индивидуальная, групповая | 2.1 №2, 4 | 2 |
18 | Приборы 1-го и 2-го уровня | 1 | Урок комплексного применения знаний | Индивидуальная | 2.2 | 2 | |
19 | Приборы 3-го уровня | 1 | Семинар | Фронтальная | 2.3 | 2 | |
Тема 3.3 Мониторинг загрязнения окружающей среды | 20 | Мониторинг антропогенных изменений в окружающей среде. Уровни ИГСЭМ. Общие сведения о методах атмосферного воздуха. | 1 | Дискуссия | Групповая | Стр. 91 № 3 3.1-3.2 | 2 |
21-22 | Природоохранное законодательство. Понятие и система экологического права в России. Источники экологического права. | 2 | Урок совершенствования знаний, умений И навыков | Индивидуальная | 3.4 | 2 | |
23 | Эколого-правовая ответственность. Закон РФ « Об экологической экспертизе». Закон РФ « Об радиационной безопасности». | 1 | Лекция | Фронтальная | 3.5 | 2 | |
24-25 | Закон РФ « Об отходах производства». Закон РФ « Об особо охраняемых природных территориях». | 2 | Лекция | Групповая | 3.6 | 2 | |
26 | Контрольная работа по курсу «Основы промышленной экологии». | 1 | Контрольно - обобщающий | Индивидуальная. Тест. | Проработка лекций | ||
Практические работы | |||||||
1 | Анализ и прогнозирование экологических последствий различных видов производственной деятельности для атмосферы. | 2 | 3 | ||||
2 | Выбор методов, технологий и аппаратов утилизации газовых отходов | 2 | 3 | ||||
3 | Анализ и прогнозирование экологических последствий различных видов деятельности для литосферы. | 2 | 2 | ||||
4 | Выбор методов ,технологий и аппаратов для утилизации стоков | 2 | 2 | ||||
5 | Анализ и прогнозирование экологических последствий различных видов деятельности для литосферы | 2 | 2 | ||||
6 | Выбор методов, технологий и аппаратов для утилизации твердых отходов | 2 | 2 | ||||
7 | Анализ и прогнозирование экологических последствий различных видов деятельности для растительного и животного мира | 2 | 3 | ||||
8 | Анализ методов переработки промышленных отходов | 2 | 2 | ||||
9 | Анализ причин возникновения экологических аварий и катастроф | 2 | 2 | ||||
10 | Анализ экологического законодательства Р.Ф. | 2 | 2 | ||||
11 | Оценка состояния окружающей среды на предложенном производственном объекте | 2 | 2 | ||||
12 | Составление экологического паспорта предприятия | 2 | 3 | ||||
Самостоятельная (внеаудиторная) работа | |||||||
1 | Пищевые ресурсы человечества | 1 | 2 | ||||
2 | Водные ресурсы | 1 | 2 | ||||
3 | Минеральные ресурсы | 1 | 2 | ||||
4 | Развитие альтернативных источников энергии | 1 | 2 | ||||
5-7 | Составление терминов и определений по разделам : 1,2,3 | 3 | 2 | ||||
8-10 | Составление сообщений и подготовка выступлений по разделам: 1, 2, 3. | 3 | 2 | ||||
11 | Парниковый эффект | 1 | 2 | ||||
12 | Кислотные дожди | 1 | 2 | ||||
13 | Разрушение озонового слоя | 1 | 2 | ||||
14 | Радиационное загрязнение | 1 | 2 | ||||
15 | Тепловое загрязнение атмосферы | 1 | 2 | ||||
16 | Шумовое загрязнение атмосферы | 1 | 2 | ||||
17 | Вода и ее свойства | 1 | 2 | ||||
18 | Роль воды в жизни человечества. Проблема запасов чистой воды | 1 | 2 | ||||
19 | Загрязнение воды нефтью и нефтепродуктами | 1 | 2 | ||||
20 | Мировой океан | 1 | 2 | ||||
21-22 | Проработка конспектов занятий | 2 | 2 | ||||
23-24 | Составление сообщений и подготовка выступлений | 2 | 2 | ||||
25 | Защита сообщений, проектов | 1 | 3 |
Для характеристики уровня учебного материала используются следующие обозначения:
– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств) ;
– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблем).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета естественных дисциплин
Оборудование учебного кабинета естественных дисциплин:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- экран ЖК;
- демонстрационный стол;
- комплект учебно-методических пособий по биологии и экологии.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Общая биология . Учебник. В.М. Константинов ,А.Г. Рязанов, Е.О. Фадеева. Издательский центр « Академия» М., 2010 г.
- .А.Н. Голицын. Учебник. Основы промышленной экологии. М, Академия 2004
- Страхова Н.А., Омельченко Е.В., Экология и природопользование. -Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
Дополнительные источники:
- Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология. - М., 2006.
- Бочаров Е.А. Ступени обучения выживанию: Пособие для педагогов. - М.: Владос, 2008
- В.И. Коробочкин Л.В .Передельский . Экология. Феникс,2006.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; - анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; - выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; - определять экологическую пригодность выпускаемой продукции; -оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте. | тестирование, практические занятия, индивидуальные творческие задания. |
Знания: | |
- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем. | Анализ результатов тестирования, индивидуальные творческие задания. |
- задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые мероприятия на территории Р.Ф. | Анализ результатов тестирования. |
- основные источники и масштабы образования отходов производства; | Анализ результатов тестирования., |
- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков производства; | Индивидуальные творческие задания. |
- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды. | Анализ результатов тестирования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно тематическое планирование по экологическим основам природопользования в 10 классе
Структура рабочей программы по экологическим основам природопользования на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения обучающихся, а также решение восп...
Элективный курс "Экологические основы природопользования"(гуманитарно-экономический профиль)
Предлагаемая программа ориентирована на учащихся гуманитарно-экономического профиля. Цель курса – становление личностных убежде...
Учебное пособие. Сборник для элективного курса "Экологические основы природопользования"
К своей авторской программе элективного курса "Экологические основы природопользования" мной разработан сборник лекций, которым могут пользоваться учащиеся. Не нужно тратить время на уроке...
Методические рекомендации по подготовке к зачету по УД Экологические основы природопользования
Изучение учебной дисциплины "Экологические основы природопользования" завершается зачетом. Зачет является формой итогового контроля знаний и умений, полученных на лекциях, семинарски...
Рабочая программа по учебной дисциплине Экологические основы природопользования
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 110812 Технология производства и переработки сельскохозяйс...
Комплект оценочных средств по дисциплине экологические основы природопользования.
Содержит задания для текущего контроля знаний и итогового контроля....
Учебно-методический комплекс (УМК) по дисциплине "Экологические основы природопользования"
УМК включает в себя:- методические рекомендации по выполнению практических занятий- перечень заданий по изучаемым разделам и темам- методические рекомендации по организации самостоятельной работы- тез...