Программа по экологии
рабочая программа по экологии (8 класс) на тему

Программа внеклассной работы по экологии для  обучающихся 7-8классов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx39.18 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

внеклассной работы по экологии

учителя географии  Шубиной Елены Валентиновны.

Пояснительная записка

Цель экологического образования – развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе.

Задачи

∙        Понимание современных проблем окружающей среды;

∙        Развитие критического отношения у учащихся к результатам деятельности человека;

∙        Умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.

Воспитание  потребностей (мотивов, побуждений) поведения и практической деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды.

Развитие интеллектуальной сферы - способность к вероятному анализу экологических ситуаций;

Эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы убеждения в возможности решения экологических проблем, стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по улучшению окружающей среды.

Программа может использоваться во внеклассной и кружковой работе для учащихся 7-8 класса. Данная программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).

Программа курса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии, экологии и географии в предшествующих классах средней школы. Это позволяет обобщить знания, приобретённые ранее, углубить их и раскрыть на более высоком теоретическом уровне.

Актуальность данной программы связана с практической направленностью, исследовательской деятельностью учащихся наблюдениями в природе, использованием краеведческого материала, оценка состояния компонентов природы с помощью простейших методик. Образовательные цели достигаются путём активного познания, в результате самостоятельной работы школьников в исследовании состояния окружающей среды. Основная задача таких исследований – на конкретных примерах показать губительное влияние человека на природу, изменения окружающей среды. Слежение за процессами в антропогенных комплексах даёт реальную и достоверную информацию, оперируя которой, учащиеся могут выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем выполнить посильную работу по их устранению.

Прогнозируемый результат:

∙        Освоение знаний о влиянии человека на природу в родном крае;

∙        Овладение исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, измерения, оценку явлений природы с помощью простейших методик, описывать их результаты, формулировать выводы;

∙        Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;

∙        Понимание взаимосвязи между природными и социально-экономическими явлениями, их влияния на природу и жизнь человека и природу, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;

∙        Осознание своей роли в обществе, экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

  • Изучение своей местности и приобретение навыков по применению конкретных умений на практике.

Содержание курса

№ п/п

Тема

Мероприятия

Количество

часов

Сроки проведения

Учебно-методическое обеспечение

1

Глобальные проблемы окружающей среды и природопользования

Экологический месячник:

Конференция «Балаковская АЭС в системе Росэнергоатом»

Исследовательская работа «Проблемы хранения и утилизации радиоактивных отходов на БАЭС.

Экскурсия на информационный центр атомной станции.

Устный журнал «Природная среда. Состояние и контроль».

Конкурс поделок из бытовых отходов «Отходы- в доходы».

Экологический праздник «Берегите Землю»

Акция по уборке территории школы и микрорайона

1

2

1

1

1

1

1

Сентябрь

Слайды, презентация

Выход в Интернет

Встреча с инженерно – техническим работником АЭС

http://www.geo. ru/

Презентация

2

Создание учебной экологической тропы пришкольного участка

Экскурсия по территории школьного двора, исследование местности.

Создание  маршрута тропы, составление его карты-схемы, выявление смотровых точек и объектов.

Занимательная экология

Изготовление информационных стендов и знаков, подготовка экскурсоводов и лекторов.

Создание Паспорта Экологической тропы.

Заседание «Клуба «Зеленых»».

Праздник, посвященный открытию Экологической тропы.

Экскурсия на учебной экологической тропе.

Экологические уроки, игры, путешествия на экологической тропе.

Заочное путешествие по экологической тропе

1

4

1

4

1

1

1

1

1

1

Октябрь – ноябрь

В теч. года

В теч. года

В теч. года

Полевые дневники наблюдений

Чертежные принадлежности

Игры, кроссворды, загадки.

Планшет, бумага, краски

http://www.bings.ru/

Техническая документация

Презентация

Карта тропы, слайды

Лекторы и экскурсоводы

3

Оценка качества природной среды в городе.

Пресс-конференция «Воздушная среда родного города».

Исследование качества атмосферы: определение уровня шума в разных районах города, степень запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории, роли зеленых насаждений школьного участка.

Исследовательская работа «Экологическое состояние хвойных растений в г. Балаково»

Заочное экологическое путешествие «Человек и окружающая среда».

Проектная работа «Орнитофауна г. Балаково в районах с различной антропогенной нагрузкой». Экологическая агитбригада «Птицы - наши друзья»

Акция «Помоги птицам!».

1

3

   2

1

3

1

1

Январь - февраль

Презентация

Простейшие методики

Таблица биоиндикации

Презентация

Полевые исследования

Презентация

Корм, кормушки

4

Исследование водоема 

Экскурсия на озеро  Балаковка,

Мероприятие, посвященное Международному дню водных ресурсов

Исследование берегов озера, измерение длины и ширины, промеры глубин, состояние воды.

Поисковая работа по истории озера, по изменению водоема в результате исторических преобразований.

Заочное путешествие «Флора и фауна озера Балаковка».

Акция «Экологический десант на берег озера».

Акция «Сооружение искусственных гнездовий для птиц».

Оформление материалов исследовательской экспедиции.

Вечер – отчет «Балаковка, мы тебя любим!».

Поход выходного дня на Балаковку.

Проект – Балаковка в будущем.

Заочное путешествие на озеро.

Задание на лето

2

1

2

2

1

1

1

2

2

8

1

1

1

Март – май

В теч. года

Полевые дневники

Физическая карта мира, презентация

Фото и схема озера, помощь родителей в измерении, простейшие методики исследования.

Интернет и краеведческая литература, музей

Опрос местных рыбаков, диск «Занимательная биология», «Большая детская энциклопедия»

Гнездовья, дуплянки, скворечники

Таблицы, схемы

Слайды, фото, презентация

Защита проектов

Презентация

Было

Стало

1 .Река.

Озеро.

2. Транспортная артерия.

Небольшой замкнутый водоем.

3. Лес.

Безлесные берега

4. Заливные луга.

Неухоженные берега со скудной сорной растительностью.

5. Сады.

6. Ягоды, богатый животный мир,

Степная и прибрежная

разнотравье.

растительность, небогатый

животный мир.

7. Бортничество.

Утеряно

8. Рыболовство.

 Только любительское

9. Охота.

Утеряно

10. Хлебная пристань.

Утеряно

11. Мельница.

Утеряно

12. Две церкви.

Одна церковь - Храм Святой Троицы.

13.Место торговли.

Утеряно

14. Любимое место отдыха.

Любимое место отдыха.

15. Родники с чистой прозрачной

Родники заилены.

фильтровальная станция для очистки волжской воды

водой.

16. Чистый воздух

Относительно чистый воздух

17. Хлебные амбары

Утеряно

Было

Стало

1 .Река.

Озеро.

2. Транспортная артерия.

Небольшой замкнутый водоем.

3. Лес.

Безлесные берега

4. Заливные луга.

Неухоженные берега со скудной сорной растительностью.

5. Сады.

6. Ягоды, богатый животный мир,

Степная и прибрежная

разнотравье.

растительность, небогатый

животный мир.

7. Бортничество.

Утеряно

8. Рыболовство.

 Только любительское

9. Охота.

Утеряно

10. Хлебная пристань.

Утеряно

11. Мельница.

Утеряно

12. Две церкви.

Одна церковь - Храм Святой Троицы.

13.Место торговли.

Утеряно

14. Любимое место отдыха.

Любимое место отдыха.

15. Родники с чистой прозрачной

Родники заилены.

фильтровальная станция для очистки волжской воды

водой.

16. Чистый воздух

Относительно чистый воздух

17. Хлебные амбары

Утеряно

Было

Стало

1 .Река.

Озеро.

2. Транспортная артерия.

Небольшой замкнутый водоем.

3. Лес.

Безлесные берега

4. Заливные луга.

Неухоженные берега со скудной сорной растительностью.

5. Сады.

6. Ягоды, богатый животный мир,

Степная и прибрежная

разнотравье.

растительность, небогатый

животный мир.

7. Бортничество.

Утеряно

8. Рыболовство.

 Только любительское

9. Охота.

Утеряно

10. Хлебная пристань.

Утеряно

11. Мельница.

Утеряно

12. Две церкви.

Одна церковь - Храм Святой Троицы.

13.Место торговли.

Утеряно

14. Любимое место отдыха.

Любимое место отдыха.

15. Родники с чистой прозрачной

Родники заилены.

фильтровальная станция для очистки волжской воды

водой.

16. Чистый воздух

Относительно чистый воздух

17. Хлебные амбары

Утеряно

Приложение.

Изменение Балаковки в процессе исторических преобразований.

Список литературы

Список литературы

  1. Акифьева Е. В. Методические рекомендации по преподаванию предмета «Экология».,Саратов, 2012г.
  2. Литвинова Л. С. , Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников., 5-11 классы,М., «5за знания», 2005г.
  3. Мансурова С. Е.. Кокуева Г. Н. Следим за окружающей средой нашего города. Школьный практикум., М., «Владос» 2001 г.
  4. Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии.М., «Планета»,2010.
  5. Формирование здорового образа жизни подростков. Биология.-2002.-№2.
  6. Экология. Внеклассные мероприятия. Исследовательская деятельность учащихся.6-11 классы., Волгоград, «Учитель», 2011г.

Аннотация к программе экологического воспитания.

Программа составлена с учетом закономерностей образовательного процесса и задач воспитания.

Исследовательская деятельность осуществляется как образовательная технология, способ построения образовательного процесса и строится на принципах доступности, осмысленности, в соответствии с задачами системно - деятельностного подхода. Учащиеся овладевают исследованиями через собственный опыт, самостоятельно делают выводы, заключения о состоянии природных объектов (Приложение, таблица).  Каждая форма работы гармонично переходит к завершающей стадии – мероприятию, которое является итогом работы над темой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка "Эколог и Я"

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий...

Рабочая программа по экологии

Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.

Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)

Рабочие программы по  созданы в соответствии с  программой Швец И.М....

Программа по экологии "Добро пожаловать в экологию"

«Добро пожаловать в экологию»программа по формированию представлений о природе и ее богатствах у детей с интеллектуальной недостаточностью, проходящих реабилитацию в реабилитационном отделении для дет...

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"

ммм     Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...