Программа по экологии
рабочая программа по экологии (8 класс) на тему
Программа внеклассной работы по экологии для обучающихся 7-8классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 39.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
внеклассной работы по экологии
учителя географии Шубиной Елены Валентиновны.
Пояснительная записка
Цель экологического образования – развитие экологической культуры поведения учащихся в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе.
Задачи
∙ Понимание современных проблем окружающей среды;
∙ Развитие критического отношения у учащихся к результатам деятельности человека;
∙ Умение анализировать собственное поведение в природе, формирование личной ответственности за состояние окружающей среды.
Воспитание потребностей (мотивов, побуждений) поведения и практической деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды.
Развитие интеллектуальной сферы - способность к вероятному анализу экологических ситуаций;
Эмоциональной сферы – эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды; волевой сферы убеждения в возможности решения экологических проблем, стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по улучшению окружающей среды.
Программа может использоваться во внеклассной и кружковой работе для учащихся 7-8 класса. Данная программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю).
Программа курса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологии, экологии и географии в предшествующих классах средней школы. Это позволяет обобщить знания, приобретённые ранее, углубить их и раскрыть на более высоком теоретическом уровне.
Актуальность данной программы связана с практической направленностью, исследовательской деятельностью учащихся наблюдениями в природе, использованием краеведческого материала, оценка состояния компонентов природы с помощью простейших методик. Образовательные цели достигаются путём активного познания, в результате самостоятельной работы школьников в исследовании состояния окружающей среды. Основная задача таких исследований – на конкретных примерах показать губительное влияние человека на природу, изменения окружающей среды. Слежение за процессами в антропогенных комплексах даёт реальную и достоверную информацию, оперируя которой, учащиеся могут выявить местные экологические проблемы с тем, чтобы в дальнейшем выполнить посильную работу по их устранению.
Прогнозируемый результат:
∙ Освоение знаний о влиянии человека на природу в родном крае;
∙ Овладение исследовательскими умениями проводить наблюдения, учёт, измерения, оценку явлений природы с помощью простейших методик, описывать их результаты, формулировать выводы;
∙ Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе;
∙ Понимание взаимосвязи между природными и социально-экономическими явлениями, их влияния на природу и жизнь человека и природу, воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
∙ Осознание своей роли в обществе, экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- Изучение своей местности и приобретение навыков по применению конкретных умений на практике.
Содержание курса
№ п/п | Тема | Мероприятия | Количество часов | Сроки проведения | Учебно-методическое обеспечение |
1 | Глобальные проблемы окружающей среды и природопользования | Экологический месячник: Конференция «Балаковская АЭС в системе Росэнергоатом» Исследовательская работа «Проблемы хранения и утилизации радиоактивных отходов на БАЭС. Экскурсия на информационный центр атомной станции. Устный журнал «Природная среда. Состояние и контроль». Конкурс поделок из бытовых отходов «Отходы- в доходы». Экологический праздник «Берегите Землю» Акция по уборке территории школы и микрорайона | 1 2 1 1 1 1 1 | Сентябрь | Слайды, презентация Выход в Интернет Встреча с инженерно – техническим работником АЭС http://www.geo. ru/ Презентация |
2 | Создание учебной экологической тропы пришкольного участка | Экскурсия по территории школьного двора, исследование местности. Создание маршрута тропы, составление его карты-схемы, выявление смотровых точек и объектов. Занимательная экология Изготовление информационных стендов и знаков, подготовка экскурсоводов и лекторов. Создание Паспорта Экологической тропы. Заседание «Клуба «Зеленых»». Праздник, посвященный открытию Экологической тропы. Экскурсия на учебной экологической тропе. Экологические уроки, игры, путешествия на экологической тропе. Заочное путешествие по экологической тропе | 1 4 1 4 1 1 1 1 1 1 | Октябрь – ноябрь В теч. года В теч. года В теч. года | Полевые дневники наблюдений Чертежные принадлежности Игры, кроссворды, загадки. Планшет, бумага, краски Техническая документация Презентация Карта тропы, слайды Лекторы и экскурсоводы |
3 | Оценка качества природной среды в городе. | Пресс-конференция «Воздушная среда родного города». Исследование качества атмосферы: определение уровня шума в разных районах города, степень запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории, роли зеленых насаждений школьного участка. Исследовательская работа «Экологическое состояние хвойных растений в г. Балаково» Заочное экологическое путешествие «Человек и окружающая среда». Проектная работа «Орнитофауна г. Балаково в районах с различной антропогенной нагрузкой». Экологическая агитбригада «Птицы - наши друзья» Акция «Помоги птицам!». | 1 3 2 1 3 1 1 | Январь - февраль | Презентация Простейшие методики Таблица биоиндикации Презентация Полевые исследования Презентация Корм, кормушки |
4 | Исследование водоема | Экскурсия на озеро Балаковка, Мероприятие, посвященное Международному дню водных ресурсов Исследование берегов озера, измерение длины и ширины, промеры глубин, состояние воды. Поисковая работа по истории озера, по изменению водоема в результате исторических преобразований. Заочное путешествие «Флора и фауна озера Балаковка». Акция «Экологический десант на берег озера». Акция «Сооружение искусственных гнездовий для птиц». Оформление материалов исследовательской экспедиции. Вечер – отчет «Балаковка, мы тебя любим!». Поход выходного дня на Балаковку. Проект – Балаковка в будущем. Заочное путешествие на озеро. Задание на лето | 2 1 2 2 1 1 1 2 2 8 1 1 1 | Март – май В теч. года | Полевые дневники Физическая карта мира, презентация Фото и схема озера, помощь родителей в измерении, простейшие методики исследования. Интернет и краеведческая литература, музей Опрос местных рыбаков, диск «Занимательная биология», «Большая детская энциклопедия» Гнездовья, дуплянки, скворечники Таблицы, схемы Слайды, фото, презентация Защита проектов Презентация |
Было | Стало | ||
1 .Река. | Озеро. | ||
2. Транспортная артерия. | Небольшой замкнутый водоем. | ||
3. Лес. | Безлесные берега | ||
4. Заливные луга. | Неухоженные берега со скудной сорной растительностью. | ||
5. Сады. | |||
6. Ягоды, богатый животный мир, | Степная и прибрежная | ||
разнотравье. | растительность, небогатый | ||
животный мир. | |||
7. Бортничество. | Утеряно | ||
8. Рыболовство. | Только любительское | ||
9. Охота. | Утеряно | ||
10. Хлебная пристань. | Утеряно | ||
11. Мельница. | Утеряно | ||
12. Две церкви. | Одна церковь - Храм Святой Троицы. | ||
13.Место торговли. | Утеряно | ||
14. Любимое место отдыха. | Любимое место отдыха. | ||
15. Родники с чистой прозрачной | Родники заилены. фильтровальная станция для очистки волжской воды | ||
водой. | |||
16. Чистый воздух | Относительно чистый воздух | ||
17. Хлебные амбары | Утеряно | ||
Было | Стало | ||
1 .Река. | Озеро. | ||
2. Транспортная артерия. | Небольшой замкнутый водоем. | ||
3. Лес. | Безлесные берега | ||
4. Заливные луга. | Неухоженные берега со скудной сорной растительностью. | ||
5. Сады. | |||
6. Ягоды, богатый животный мир, | Степная и прибрежная | ||
разнотравье. | растительность, небогатый | ||
животный мир. | |||
7. Бортничество. | Утеряно | ||
8. Рыболовство. | Только любительское | ||
9. Охота. | Утеряно | ||
10. Хлебная пристань. | Утеряно | ||
11. Мельница. | Утеряно | ||
12. Две церкви. | Одна церковь - Храм Святой Троицы. | ||
13.Место торговли. | Утеряно | ||
14. Любимое место отдыха. | Любимое место отдыха. | ||
15. Родники с чистой прозрачной | Родники заилены. фильтровальная станция для очистки волжской воды | ||
водой. | |||
16. Чистый воздух | Относительно чистый воздух | ||
17. Хлебные амбары | Утеряно | ||
Было | Стало | ||
1 .Река. | Озеро. | ||
2. Транспортная артерия. | Небольшой замкнутый водоем. | ||
3. Лес. | Безлесные берега | ||
4. Заливные луга. | Неухоженные берега со скудной сорной растительностью. | ||
5. Сады. | |||
6. Ягоды, богатый животный мир, | Степная и прибрежная | ||
разнотравье. | растительность, небогатый | ||
животный мир. | |||
7. Бортничество. | Утеряно | ||
8. Рыболовство. | Только любительское | ||
9. Охота. | Утеряно | ||
10. Хлебная пристань. | Утеряно | ||
11. Мельница. | Утеряно | ||
12. Две церкви. | Одна церковь - Храм Святой Троицы. | ||
13.Место торговли. | Утеряно | ||
14. Любимое место отдыха. | Любимое место отдыха. | ||
15. Родники с чистой прозрачной | Родники заилены. фильтровальная станция для очистки волжской воды | ||
водой. | |||
16. Чистый воздух | Относительно чистый воздух | ||
17. Хлебные амбары | Утеряно |
Приложение.
Изменение Балаковки в процессе исторических преобразований.
Список литературы
Список литературы
- Акифьева Е. В. Методические рекомендации по преподаванию предмета «Экология».,Саратов, 2012г.
- Литвинова Л. С. , Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников., 5-11 классы,М., «5за знания», 2005г.
- Мансурова С. Е.. Кокуева Г. Н. Следим за окружающей средой нашего города. Школьный практикум., М., «Владос» 2001 г.
- Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии.М., «Планета»,2010.
- Формирование здорового образа жизни подростков. Биология.-2002.-№2.
- Экология. Внеклассные мероприятия. Исследовательская деятельность учащихся.6-11 классы., Волгоград, «Учитель», 2011г.
Аннотация к программе экологического воспитания.
Программа составлена с учетом закономерностей образовательного процесса и задач воспитания.
Исследовательская деятельность осуществляется как образовательная технология, способ построения образовательного процесса и строится на принципах доступности, осмысленности, в соответствии с задачами системно - деятельностного подхода. Учащиеся овладевают исследованиями через собственный опыт, самостоятельно делают выводы, заключения о состоянии природных объектов (Приложение, таблица). Каждая форма работы гармонично переходит к завершающей стадии – мероприятию, которое является итогом работы над темой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа кружка "Эколог и Я"
Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий...
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...
Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...
Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...
Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)
Рабочие программы по созданы в соответствии с программой Швец И.М....
Программа по экологии "Добро пожаловать в экологию"
«Добро пожаловать в экологию»программа по формированию представлений о природе и ее богатствах у детей с интеллектуальной недостаточностью, проходящих реабилитацию в реабилитационном отделении для дет...
Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...