«Экология растений»
элективный курс по экологии (6 класс) на тему

Казабаранова Наталья Владимировна

Рабочая программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования на базовом  уровне,  Программы для общеобразовательных учреждений «Природоведение. Биология. Экология»  по экологии 1-й  вариант, автор Швец И.М. «Экология растений» для 6 класса, М., «Вентана-Граф», 2010.

Курс «Экология растений»  продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природоведение. Природа живая и неживая» и направлено на достижение следующих целей:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya_rasteniy_rabochaya_programma.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Пояснительная записка.

       Рабочая программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования на базовом  уровне,  Программы для общеобразовательных учреждений «Природоведение. Биология. Экология»  по экологии 1-й  вариант, автор Швец И.М. «Экология растений» для 6 класса, М., «Вентана-Граф», 2010.

Курс «Экология растений»  продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природоведение. Природа живая и неживая» и направлено на достижение следующих целей:

  1. Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
  2. Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
  3. Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  4. Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
  5. Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

Количество учебных часов 34  (1 час в неделю)

Тематический план в полном соответствии с программой обучения:

1.Экология растений: раздел науки и учебный предмет

2 ч

2.Свет в жизни растений

3 ч

3.Тепло в жизни растений

3 ч

4.Вода в жизни растений

3 ч

5.Воздух в жизни растений

3 ч

6.Почва в жизни растений

3 ч

7.Животные и растения

2 ч

8.Влияние растений друг на друга

1 ч

9.Грибы и бактерии в жизни растений

2 ч

10.Сезонные изменения растений

2 ч

11.Изменения растений в течении жизни

1 ч

12.Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений

2 ч

13.Жизненные формы растений

1 ч

14.Растительные сообщества

3 ч

15. Охрана растительного мира

3 ч

Требования  к уровню подготовки обучающихся

  1. называть основные экологические факторы в жизни растений;
  2. описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений;
  3. приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений;
  4. описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений;
  5. давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений;
  6. определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений;
  7. объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ;
  8. объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни;
  9. объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений;
  10. уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных  растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки;
  11. применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Дата проведе-ния

Название темы

Домашнее задание

Использование ИКТ

1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет – 2 ч

1.

Введение. Среда обитания и условия существования организмов. Экология растений

П. 1

презентация

2.

Экскурсия « Особенности взаимодействий растений и животных со средой»

П.2

2. Свет в жизни растений – 3 ч

3.

Для чего нужен свет растениям

П. 3-4

презентация

4.

Экологические группы растений по отношению к свету

П.5-6

5.

Приспособления растений к меняющимся условиям освещения.

П.7,8

3.Тепло в жизни растений – 3 ч

6.

Для чего нужно тепло растениям. Проверочный тест «Свет в жизни растений»

П.9

7.

Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле

П.10,11

8.

Приспособления растений к высоким и низким температурам.

П. 12,13

4. Вода в жизни растений – 3 ч

9.

Для чего нужна вода растениям. Проверочный тест «Тепло в жизни растений».

П. 14,15

10

Экологические группы растений по отношению к воде

П. 16-18

11

Засухоустойчивые растения. Обеспечение растений водой.

П. 19,20

5. Воздух в жизни растений – 3 ч

12

Газовый состав воздуха в жизни растений. Проверочный тест «Вода в жизни растений».

П. 21,22

13

Приспособления растений к опылению ветром

П. 23,24

14

Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха.

П. 25

6. Почва в жизни растений – 3 ч

15

Что представляет собой почва. Проверочный тест «Воздух в жизни растений».

П. 26,27

16

Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв

П. 28

17

Улучшение почв человеком.

П. 29,30

7. Животные и растения – 2 ч

18

Животные-опылители.

П. 31,32

19

Растения и растительноядные животные.

П. 33,34

8. Влияние растений друг на друга – 1 ч

20

Прямые влияния растений друг на друга.

П. 35,36

9.Грибы и бактерии в жизни растений – 2 ч

21

Круговорот веществ. Сожительство растений с грибами и бактериями. Проверочный тест «Животные и растения. Влияние растений друг на друга»

П.37,38

22

Бактериальные и грибковые болезни растений.

П.39

10. Сезонные изменения в жизни растений – 2 ч

23

Сезонные изменения в жизни растений.

П.40,41

24

Фенология. Фенологические фазы.

П.42

11. Изменение растений в течение жизни – 1 ч

25

Периоды жизни и возрастные состояния растений.

П.43-45

12. Разнообразие условий существования и их влияние на растения – 2 ч

26

Где и как обитают растения. Проверочный тест «Грибы и бактерии в жизни растений. Сезонные изменения»

П. 46

27

Как могут меняться размеры растений.

П. 47

13. Жизненные формы растений – 1 ч

28

Разнообразие деревьев.

П.48,49

14. Растительные сообщества – 3 ч

29

Что называют растительным сообществом. Проверочная работа «Условия существования растений. Жизненные формы растений»

П. 50,51

30

Количественные соотношения видов в растительном сообществе

П. 52-54

31

Изменения растительных сообществ.

П. 55,56

15.Охрана растительного мира – 3 ч

32

Редкие и охраняемые растения. Красная книга растений. Проверочный тест «Растительные сообщества»

П.57

33

Охраняемые территории и их значение.

П.58

34

Обобщение знаний по курсу «Экология растений» (Профильный экзамен по курсу)

Список литературы:

Программы для общеобразовательных учреждений «Природоведение. Биология. Экология». Экология. 1-й  вариант, автор Швец И.М. «Экология растений» для 6 класса, М., «Вентана-Граф», 2010.

Базовый учебник:

  1. А.М.Былова, Н.И.Шорина «Экология растений»  6 класс, М., «Вентана-Граф», 2010 г, издание второе, исправленное

Рабочая тетрадь для учащихся:

  1. Н.А.Горская «Экология растений. Рабочая тетрадь. 6 класс», М., «Вентана-Граф», 2010 г

Методические пособия для учителя:

  1. В.Н.Кунецов «Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии», М., Дрофа, 2002
  2. «Библиотека «Первого сентября» серия «Я иду на урок биологии: Экология», М., «Первое сентября», 2002
  3. М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина «Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах», Волгоград: Учитель – 2005.-174 с
  4. Интернет-ресурсы – сайты творчески работающих  учителей  биологии.

Дополнительная литература для обучающихся:

  1. Интернет-ресурсы www.km.ru education  – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экология растений.Экология животных.

Вашему вниманию предлагается олимпиада по экологии (7 класс) ,состоящая из трех частей: А-14 вопросов,В-2 вопроса,С-2 вопроса....

Программа кружка "Экология растений и животных" для 5-6 классов

Программа кружка для учащихся 5-6 классов. Ребята получат  знания о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, с окружающей  средой. От общих представлений о среде обитания и услови...

программа кружка "Экология растений"

Данная программа включают в себя теоретические и практические занятия, а также разнообразные творческие задания. На занятиях дети знакомятся с основными положениями классической экологии и совре...

Тематическое планирование по экологии растений 6 класс

Планирование расчитано на 68 часов. ...

Открытый урок по экологии растений Тема: «Вода в жизни растений».

Урок – обобщение.Цели урока:повторить и систематизировать знания учащихся о значении воды в жизни растений, о приспособленности к жизни в водной среде;продолжить формирование умения по распознаванию э...

Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"

Рабочая программа составлена в соответствии с программой  автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...

Программа внеурочной деятельности естественно - научной направленности «Юный эколог» (направление -экология растений)

Экологическая грамотность необходима каждому, кто живет и работает в ХХI веке. Природа – это прежде всего живая, чувствительная и очень сложная система. И даже самый тихий наш шаг для природы ощ...