«Экология растений»
элективный курс по экологии (6 класс) на тему
Рабочая программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Программы для общеобразовательных учреждений «Природоведение. Биология. Экология» по экологии 1-й вариант, автор Швец И.М. «Экология растений» для 6 класса, М., «Вентана-Граф», 2010.
Курс «Экология растений» продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природоведение. Природа живая и неживая» и направлено на достижение следующих целей:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya_rasteniy_rabochaya_programma.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования на базовом уровне, Программы для общеобразовательных учреждений «Природоведение. Биология. Экология» по экологии 1-й вариант, автор Швец И.М. «Экология растений» для 6 класса, М., «Вентана-Граф», 2010.
Курс «Экология растений» продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природоведение. Природа живая и неживая» и направлено на достижение следующих целей:
- Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;
- Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.
Количество учебных часов 34 (1 час в неделю)
Тематический план в полном соответствии с программой обучения:
1.Экология растений: раздел науки и учебный предмет | 2 ч |
2.Свет в жизни растений | 3 ч |
3.Тепло в жизни растений | 3 ч |
4.Вода в жизни растений | 3 ч |
5.Воздух в жизни растений | 3 ч |
6.Почва в жизни растений | 3 ч |
7.Животные и растения | 2 ч |
8.Влияние растений друг на друга | 1 ч |
9.Грибы и бактерии в жизни растений | 2 ч |
10.Сезонные изменения растений | 2 ч |
11.Изменения растений в течении жизни | 1 ч |
12.Разнообразие условий существования и их влияние на разные этапы жизни растений | 2 ч |
13.Жизненные формы растений | 1 ч |
14.Растительные сообщества | 3 ч |
15. Охрана растительного мира | 3 ч |
Требования к уровню подготовки обучающихся
- называть основные экологические факторы в жизни растений;
- описывать различные условия существования, периоды жизни и возрастные состояния растений;
- приводить примеры различных растительных сообществ и их видового состава, различных жизненных форм растений;
- описывать и объяснять приспособление растений к различным экологическим факторам и влияние экологических факторов на жизнедеятельность растений;
- давать характеристику различным растительным сообществам, взаимосвязям внутри растительного сообщества, различным сезонным изменениям растений;
- определять антропогенное влияние на растительные сообщества, уровни жизненного состояния растений;
- объяснять значение различных экологических факторов для растений разных периодов жизни и возрастных состояний для устойчивости растительных сообществ, видового разнообразия растений, разнообразия растительных сообществ;
- объяснять роль и значение растений, грибов и бактерий в круговороте веществ и непрерывности жизни;
- объяснять роль человека в охране растительного мира, в сохранении биоразнообразия растений;
- уметь прогнозировать изменения в развитии растительных сообществ и отдельных растений под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки;
- применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Дата проведе-ния | Название темы | Домашнее задание | Использование ИКТ |
1. Экология растений: раздел науки и учебный предмет – 2 ч | ||||
1. | Введение. Среда обитания и условия существования организмов. Экология растений | П. 1 | презентация | |
2. | Экскурсия « Особенности взаимодействий растений и животных со средой» | П.2 | ||
2. Свет в жизни растений – 3 ч | ||||
3. | Для чего нужен свет растениям | П. 3-4 | презентация | |
4. | Экологические группы растений по отношению к свету | П.5-6 | ||
5. | Приспособления растений к меняющимся условиям освещения. | П.7,8 | ||
3.Тепло в жизни растений – 3 ч | ||||
6. | Для чего нужно тепло растениям. Проверочный тест «Свет в жизни растений» | П.9 | ||
7. | Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле | П.10,11 | ||
8. | Приспособления растений к высоким и низким температурам. | П. 12,13 | ||
4. Вода в жизни растений – 3 ч | ||||
9. | Для чего нужна вода растениям. Проверочный тест «Тепло в жизни растений». | П. 14,15 | ||
10 | Экологические группы растений по отношению к воде | П. 16-18 | ||
11 | Засухоустойчивые растения. Обеспечение растений водой. | П. 19,20 | ||
5. Воздух в жизни растений – 3 ч | ||||
12 | Газовый состав воздуха в жизни растений. Проверочный тест «Вода в жизни растений». | П. 21,22 | ||
13 | Приспособления растений к опылению ветром | П. 23,24 | ||
14 | Регулирование человеком воздушных потоков и газового состава воздуха. | П. 25 | ||
6. Почва в жизни растений – 3 ч | ||||
15 | Что представляет собой почва. Проверочный тест «Воздух в жизни растений». | П. 26,27 | ||
16 | Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почв | П. 28 | ||
17 | Улучшение почв человеком. | П. 29,30 | ||
7. Животные и растения – 2 ч | ||||
18 | Животные-опылители. | П. 31,32 | ||
19 | Растения и растительноядные животные. | П. 33,34 | ||
8. Влияние растений друг на друга – 1 ч | ||||
20 | Прямые влияния растений друг на друга. | П. 35,36 | ||
9.Грибы и бактерии в жизни растений – 2 ч | ||||
21 | Круговорот веществ. Сожительство растений с грибами и бактериями. Проверочный тест «Животные и растения. Влияние растений друг на друга» | П.37,38 | ||
22 | Бактериальные и грибковые болезни растений. | П.39 | ||
10. Сезонные изменения в жизни растений – 2 ч | ||||
23 | Сезонные изменения в жизни растений. | П.40,41 | ||
24 | Фенология. Фенологические фазы. | П.42 | ||
11. Изменение растений в течение жизни – 1 ч | ||||
25 | Периоды жизни и возрастные состояния растений. | П.43-45 | ||
12. Разнообразие условий существования и их влияние на растения – 2 ч | ||||
26 | Где и как обитают растения. Проверочный тест «Грибы и бактерии в жизни растений. Сезонные изменения» | П. 46 | ||
27 | Как могут меняться размеры растений. | П. 47 | ||
13. Жизненные формы растений – 1 ч | ||||
28 | Разнообразие деревьев. | П.48,49 | ||
14. Растительные сообщества – 3 ч | ||||
29 | Что называют растительным сообществом. Проверочная работа «Условия существования растений. Жизненные формы растений» | П. 50,51 | ||
30 | Количественные соотношения видов в растительном сообществе | П. 52-54 | ||
31 | Изменения растительных сообществ. | П. 55,56 | ||
15.Охрана растительного мира – 3 ч | ||||
32 | Редкие и охраняемые растения. Красная книга растений. Проверочный тест «Растительные сообщества» | П.57 | ||
33 | Охраняемые территории и их значение. | П.58 | ||
34 | Обобщение знаний по курсу «Экология растений» (Профильный экзамен по курсу) |
Список литературы:
Программы для общеобразовательных учреждений «Природоведение. Биология. Экология». Экология. 1-й вариант, автор Швец И.М. «Экология растений» для 6 класса, М., «Вентана-Граф», 2010.
Базовый учебник:
- А.М.Былова, Н.И.Шорина «Экология растений» 6 класс, М., «Вентана-Граф», 2010 г, издание второе, исправленное
Рабочая тетрадь для учащихся:
- Н.А.Горская «Экология растений. Рабочая тетрадь. 6 класс», М., «Вентана-Граф», 2010 г
Методические пособия для учителя:
- В.Н.Кунецов «Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии», М., Дрофа, 2002
- «Библиотека «Первого сентября» серия «Я иду на урок биологии: Экология», М., «Первое сентября», 2002
- М.М. Боднарук, Н.В. Ковылина «Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах», Волгоград: Учитель – 2005.-174 с
- Интернет-ресурсы – сайты творчески работающих учителей биологии.
Дополнительная литература для обучающихся:
- Интернет-ресурсы www.km.ru education – Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экология растений.Экология животных.
Вашему вниманию предлагается олимпиада по экологии (7 класс) ,состоящая из трех частей: А-14 вопросов,В-2 вопроса,С-2 вопроса....
Программа кружка "Экология растений и животных" для 5-6 классов
Программа кружка для учащихся 5-6 классов. Ребята получат знания о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, с окружающей средой. От общих представлений о среде обитания и услови...
программа кружка "Экология растений"
Данная программа включают в себя теоретические и практические занятия, а также разнообразные творческие задания. На занятиях дети знакомятся с основными положениями классической экологии и совре...
Тематическое планирование по экологии растений 6 класс
Планирование расчитано на 68 часов. ...
Открытый урок по экологии растений Тема: «Вода в жизни растений».
Урок – обобщение.Цели урока:повторить и систематизировать знания учащихся о значении воды в жизни растений, о приспособленности к жизни в водной среде;продолжить формирование умения по распознаванию э...
Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"
Рабочая программа составлена в соответствии с программой автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...
Программа внеурочной деятельности естественно - научной направленности «Юный эколог» (направление -экология растений)
Экологическая грамотность необходима каждому, кто живет и работает в ХХI веке. Природа – это прежде всего живая, чувствительная и очень сложная система. И даже самый тихий наш шаг для природы ощ...