Презентация к уроку "Водный баланс наземных животных"
презентация к уроку по экологии (11 класс) на тему

Нетёсова Ирина Германовна

Данная презентация используется на уроке авторского элективного курса "Факториальная экология" для учащихся 11 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vodnyy_balans_nazemnykh_zhivotnykh.pptx2.06 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Водный баланс наземных животных

Слайд 2

Протекание всех биохимических процессов в клетках и нормальное функционирование организма в целом возможны только при достаточном обеспечении его водой – необходимым условием жизни. Вся эволюция наземных организмов ш ла под знаком приспособления к добыванию и сохранению влаги. Режимы влажности среды на суше очень разнообразны. Водообеспечение наземных организмов зависит также от режима выпадения осадков, наличия водоемов , запасов почвенной влаги, близости грунтовых вод и т.п. Это привело к развитию у наземных организмов множества адаптаций .

Слайд 3

Пути получения воды: 1) Через питьё 2) Вместе с сочной пищей 3) В результате метаболизма Потери воды происходят: 1) Через испарение покровами или со слизистых оболочек дыхательных путей 2) Путем выведения из тела мочи и непереваренных остатков пищи

Слайд 4

Группы животных по отношению к воде: Гигрофилы Ксерофилы Мезофилы

Слайд 5

Способы регуляции водного баланса: Морфологические Физиологические Экологические

Слайд 6

Морфологические адаптации- образования, способствующие задержанию воды в теле Раковины наземных улиток Ороговевшие покровы рептилий

Слайд 7

Физиологические адаптации а) c пособность к образованию метаболической влаги, образованной за счет диссимиляции жиров и углеводов

Слайд 8

Двугорбый верблюд - бактриан

Слайд 9

Тушканчик большой Кенгуровая крыса Почти на сухом корме живут такие пустынные виды, как многие тушканчики, кенгуровая крыса, африканская песчанка и др. Кенгуровых крыс содержали в лаборатории на сухой перловой крупе. При этом из 100 г, потребляемого зверьком за месяц, образуется около 54 г воды. Почти на сухом корме живут такие пустынные виды, как многие тушканчики, кенгуровая крыса, африканская песчанка и др. Кенгуровых крыс содержали в лаборатории на сухой перловой крупе. При этом из 100 г, потребляемого зверьком за месяц, образуется около 54 г воды. Кроме нее, животные использовали лишь абсорбированную крупой влагу, содержание которой, в зависимости от влажности воздуха, составляет от 10 до 18 %. Почти на сухом корме живут такие пустынные виды, как многие тушканчики, кенгуровая крыса, африканская песчанка и др. Кенгуровых крыс содержали в лаборатории на сухой перловой крупе. При этом из 100 г, потребляемого зверьком за месяц, образуется около 54 г воды. Кроме нее, животные использовали лишь абсорбированную крупой влагу, содержание которой, в зависимости от влажности воздуха, составляет от 10 до 18 %.

Слайд 10

Метаболическую воду в большей мере могут использовать насекомые, чем позвоночные животные, так как трахейная система насекомых осуществляет эффективный воздушный дренаж с малыми потерями на испарение.

Слайд 11

Амбарный долгоносик Рисовый долгоносик Насекомые, живущие исключительно за счет сухой пищи.

Слайд 12

б) c пособность к экономии воды при выделении мочи и кала

Слайд 13

На 100 г сухого помета коров приходится 566 г воды, у верблюдов – 109 г, при безводной диете – 76 г дромадер

Слайд 14

Мальпигиевы сосуды Пустынный жук – чернотелка У насекомых, обитающих в засушливых условиях, выделительные органы – мальпигиевы сосуды – свободными концами входят в тесный контакт со стенкой задней кишки и всасывают воду из ее содержимого. Таким образом, вода вновь возвращается в организм (пустынные жуки – чернотелки, муравьиные львы, личинки божьих коровок и др.). .

Слайд 15

У тлей среди продуктов обмена присутствует аммиак (условия достаточного обеспечения водой) Перестройка азотного обмена

Слайд 16

Основной компонент выделяемой мочи у наземных млекопитающих – мочевина. Показатель способности к экономии воды – общая концентрация мочи по сравнению с плазмой. У человека моча концентрированнее плазмы в 4,2 раза, у овец – в 7,6 раз, у верблюдов – в 8 раз, у тушканчиков – в 14 раз.

Слайд 17

в) развитие выносливости к обезвоживанию организма. Процент потери воды от массы тела: для человека – 10 % для собаки – 17 % для овцы – 23 % для верблюда – 27 % (смерт.)

Слайд 18

г) величина потоотделения и отдачи воды со слизистых Общая тепловая нагрузка пропорциональна относительной поверхности и поэтому велика для мелких форм. Масса животного – расход воды в час: 100 г – 15 % 10 г – 30 %

Слайд 19

Утром температура тела верблюдов +34-35 С, днем – почти 41 С. Животное массой 500 кг аккумулирует около 10500 кДж, для рассеивания которых потребовалось бы затратить 5 л воды. Но накопленное тепло выводится из организма ночью путем прямого излучения, когда воздух становится прохладнее тела.

Слайд 20

Экологические приспособления - это поиски водопоев, выбор мест обитания, рытье нор, отлет с наступлением сухости к лесонасаждениям и т.п.

Слайд 21

Даурский суслик В норах влажность приближается к 100 %. Это снижает необходимость испарения через покровы, экономит влагу в организме. Жук - кравчик

Слайд 22

Дождевой червь Личинки хрущей Дождевые черви в поверхностных слоях почвы обнаруживаются рано утром и вечером, в полдень они оказываются на глубине не менее 20 – 35 см. В жаркие дни в сухой почве они углубляются еще больше и свертываются в тугой клубочек. Аналогичное перемещение наблюдается у многих личинок почвенных насекомых, например у жуков (хрущей, щелкунов и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта Тема Калейдоскоп, увиденных животных и птиц. Часть 1 Домашние животные

Проект подготовили учащиеся 1 класса (с тяжелыми нарушениями речи, ЗПР, имплантированные) совместно с учителем....

Сценарий концерта-презентации "К.Сен-Санс Карнавал животных"

Лекция-концерт о творчестве К.Сен-Санса и его произведении "Карнавал животных"...

презентация на тему "Нация любителей животных"

данная работа хорошо вписывается в цикл внеклассных мероприятий по проблеме "Защитим природу" или "Мой любимый питомец".Развивает желание учащихся воспитать бережное отношение к животным в разрезе диа...