Экскурсия "Секреты реки Омь"
план-конспект занятия по экологии на тему

Данная методическая разработка экскурсии может быть использована в краеведческой деятельности, на уроках биологии. желательно провести эту экскурсию в мае или в начале сентября.

Данная экскурсия рассчитана на детей 11 – 13лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sekrety_reki_om_burmakina_s.a.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

1-Сибирцевская средняя общеобразовательная школа

Венгеровского района Новосибирской области

                                                                 

Тема: Экскурсия «Секреты реки Омь»

Автор: Бурмакина Светлана Александровна

Учитель биологии, географии первой квалификационной категории

с. Сибирцево 1-е,  2015г.

Пояснительная записка

Данная методическая разработка экскурсии может быть использована в краеведческой деятельности, на уроках биологии. желательно провести эту экскурсию в мае или в начале сентября.

Данная экскурсия рассчитана на детей 11 – 13лет.

Цель: формирование у учащихся интереса к изучению природы родного края, воспитание ответственности за состояние окружающей среды

Задачи:

Учебно-воспитательные: формировать у учащихся чувство ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива; 

Учебно-образовательные: формировать знания о природе и её закономерностях;

Учебно-развивающие: развивать мышление, внимание, наблюдательность, умение решать задачи, рассчитанные на сообразительность.

По форме организации содержания – комплексная (соединение отдельных областей, направлений и видов деятельности, объединённых в единое целое).

Форма занятия: коллективная.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

В результате проведения экскурсии учащиеся должны 

знать:

  • представителей растительного и животного мира реки Омь;
  • закономерности живой природы;
  • особенности строения и жизнедеятельности представителей фауны и флоры реки Омь;

Уметь:

  • применять ранее полученные знания на практике;
  • определять моллюсков по их раковинам;
  • систематизировать ранее полученные знания;
  • приводить примеры растений и животных с определенными характеристиками.

Перед проведением экскурсии проводится инструктаж по технике безопасности на экскурсиях и в турпоходах.

Цель экскурсии –  река Омь.

Группа идет к реке учитель читает детям стихотворение Я. Рыжовой.

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовется.

Лентой серебристой вьется

Средь высоких, стройных елей.

Рушится потоком селей.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы ее не замечаем.

Мы привыкли, что вода -

Наша спутница всегда!

Без нее вам не умыться.

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить

Без воды нам не прожить!

Вы ее в пруду найдете,

И в сыром лесном болоте

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

                                                 Я. Рыжова

После прочтения учитель спрашивает у детей:

  • какое значение в жизни человека имеет пресная вода?
  • В каких водоёмах можно найти пресную воду?
  • Может ли пресную воду заменить солёная вода морей и океанов?

После того как пришли к реке учитель задаёт вопросы, на который дети пытаются ответить, после проведённых наблюдений:

  1. Как называется эта река? Притоком какой реки она является?
  2. Какие водные растения нашей реки вы знаете?

Какие особенности имеют растения, растущие в водоемах и по его берегам?

1. Одинакова ли окраска листовых пластинок у растений, возвышающихся над водой, плавающих на воде, и у тех, что находятся полностью под водой?

2. Какова поверхность листьев у растений, растущих на берегу, возвышающихся над водой или плавающих на ее поверхности, и у растений, полностью погруженных в воду? Почему их покровы отличаются?

3. Надводные или подводные листья больше рассечены?

4. Для чего плавающим растениям нужны воздухоносные полости?

5. Хорошо ли прикреплены водные растения к почве?

6. Как зимуют водные растения?

Итак, если растение имеет глянцевые большие листья или бледные, полупрозрачные, буроватые, сильно рассеченные листья, воздухоносные полости внутри стебля и листьев; слабые корни, лежащие на поверхности или совсем без них; зимующие под водой почки и семена, то это водное растение, которое погибнет вне воды.

Теперь рассмотрим животный мир нашей реки.

  1. Какие животные обитают в воде реки Омь?
  2. Какие виды рыб обитают в реке Омь?
  3. Назвать моллюсков, которых можно встретить в реке Омь. Определите моллюсков по предложенным раковинам (детям предлагается коллекция раковин моллюсков). 

Какие же приспособления к жизни в воде есть у животных?

  1.  Какова форма тела водных животных? Одинакова ли она у них?
  2.  Чем покрыто тело этих животных и для чего?
  3.  Какие конечности имеют водные животные и для чего они им?
  4.  Чем дышат животные под водой?
  5.  Назовите как можно больше рыб наших водоемов.
  6.  Для чего рыбе плавательный пузырь? Зачем рыбе боковая линия?
  7.  Как приспособились животные не мерзнуть, когда холодно?
  8.  А как стать невидимым в воде?

Итак, сделаем вывод.

Если животное имеет специализированные органы для передвижения (лапы с перепонками, плавники и т.п.), особые органы для дыхания (жабры и др.), орган для улавливания колебаний воды - боковая линия, то это животное живет в воде и в другой среде существовать не может.

1. Каких  птиц мы можем с вами встретить на нашей реке?

2. Какая у этих птиц общая особенность, связанная с образом жизни?

3. Назовите водоплавающих птиц  нашей местности, занесённых в красную книгу.

А теперь поговорим о литературных произведениях, кино, песнях и т.д., где упоминаются  названия рек.

1. Приведите примеры песен, в которых упоминается название реки или рек.

2. Назовите города, названия которых созвучны с рекой, близ которой они расположены.

3. Привести примеры названий художественных фильмов, в которых есть названия рек.

Рефлексия:

Учитель предлагает учащимся придумать сказку о реке Омь и её обитателях. Это можно сделать двумя способами, на усмотрение организатора экскурсии.

1 способ. Учитель называет первое предложение, например: у злого царя Водяна была маленькая и скромная дочь Омь, но все называли её ласково – Омка… После этого каждый ученик добавляет предложение, которое сам придумал. Детям нужно объяснить, что сказка может быть грустной, весёлой, лирической, страшной – всё зависит только от них.

2 способ. Первое предложение озвучивает ученик, который наиболее активно отвечал на вопросы. Учитель может корректировать содержание или участвовать в игре на правах ученика.

Домашнее задание: нарисовать сцену из придуманной сказки о реке Омь.

 

Список литературы:

1. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. «Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни». – Волгоград: издательство «Учитель», 2001. – 152 с.

2. Игнатова В.А. «Основы современного естествознания». – Тюмень: издательство ТГУ, 1997. –  200 с.

3. Каракчеева Е.А., Корсакова В.А., Скакальская М.А. «Моя планета». – Новосибирск, 2000. – 80 с.

4. Клещев А., Кальнеус Л, Дубынина Л. «День Земли». – Новосибирск, 2000. – 107 с.

5. Молодова Л.П. «Экологические праздники для детей». – М.: «ЦГЛ», 2003. – 128 с.

6. Небел Б. «Наука об окружающей среде». – М.: издательство «Мир», 1993. – 153 с.

7. Приходько О.Б. «Уроки для будущего». – Тюмень: издательство «Вектор Бук», 2001. – 212 с.

8. Фадеева Г.А. «Международные экологические акции в школе». – Волгоград: издательство «Учитель», 2005. – 123 с

9. Чубыкина Н.Л., Клещев А.Д., Ердаков Л.Н. «Играя, обучаемся». – Новосибирск 2001. –  211 с.

10. Чубыкина Н.Л., Клещев А.Д., Ердаков Л.Н. «Мозаика интерактива». – Новосибирск 2002. –  221 с.

11. Информационно-методический журнал «Вестник АсЭкО» ассоциации «Экологическое образование» , №2 (22), 2000. – 48 с.

12. Информационно-методический журнал «Вестник АсЭкО» ассоциации «Экологическое образование» , №4 (24), 2000. – 48 с.

13. Информационно-методический журнал «Вестник АсЭкО» ассоциации «Экологическое образование» , №4 (32), 2002. – 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Реки. Части реки. Речная система

Развернутый план урока: "Реки. Части реки. Речная система" для 6 класса....

Урок "Реки. Части реки. Речная система." 6 класс.

Цель урока: сформировать понятия «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», «пороги», «водопады». Раскрыть взаимосвязь между рельефом, горными породами и текучими водами. Продолжить формирован...

Реки. Части реки. Речная система

Информацию презентации можно использовать на уроках географии в 6 классе при изучении нового материала по теме "Воды суши". Изучив материал, учащиеся узнают, что такое река, исток, устье, русло, речна...

Конспект урока "Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области".

Цели: Образовательная:·         Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как  о  виде  «Внутренних вод» ...

Тема: «Реки. Питание и режим рек. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады». 6 класс

Географии основыЗаставляют стать поэтом!Не опишешь тусклым словомНашу яркую планету…И.И. Ландо...

река Кобра - река моего детства

Данная презентация используется во внеклассной работе в разделе "Мой край родной"...