Экскурсия "Секреты реки Омь"
план-конспект занятия по экологии на тему
Данная методическая разработка экскурсии может быть использована в краеведческой деятельности, на уроках биологии. желательно провести эту экскурсию в мае или в начале сентября.
Данная экскурсия рассчитана на детей 11 – 13лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sekrety_reki_om_burmakina_s.a.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
1-Сибирцевская средняя общеобразовательная школа
Венгеровского района Новосибирской области
Тема: Экскурсия «Секреты реки Омь»
Автор: Бурмакина Светлана Александровна
Учитель биологии, географии первой квалификационной категории
с. Сибирцево 1-е, 2015г.
Пояснительная записка
Данная методическая разработка экскурсии может быть использована в краеведческой деятельности, на уроках биологии. желательно провести эту экскурсию в мае или в начале сентября.
Данная экскурсия рассчитана на детей 11 – 13лет.
Цель: формирование у учащихся интереса к изучению природы родного края, воспитание ответственности за состояние окружающей среды
Задачи:
Учебно-воспитательные: формировать у учащихся чувство ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива;
Учебно-образовательные: формировать знания о природе и её закономерностях;
Учебно-развивающие: развивать мышление, внимание, наблюдательность, умение решать задачи, рассчитанные на сообразительность.
По форме организации содержания – комплексная (соединение отдельных областей, направлений и видов деятельности, объединённых в единое целое).
Форма занятия: коллективная.
Требования к знаниям и умениям учащихся:
В результате проведения экскурсии учащиеся должны
знать:
- представителей растительного и животного мира реки Омь;
- закономерности живой природы;
- особенности строения и жизнедеятельности представителей фауны и флоры реки Омь;
Уметь:
- применять ранее полученные знания на практике;
- определять моллюсков по их раковинам;
- систематизировать ранее полученные знания;
- приводить примеры растений и животных с определенными характеристиками.
Перед проведением экскурсии проводится инструктаж по технике безопасности на экскурсиях и в турпоходах.
Цель экскурсии – река Омь.
Группа идет к реке учитель читает детям стихотворение Я. Рыжовой.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется.
Лентой серебристой вьется
Средь высоких, стройных елей.
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Без нее вам не умыться.
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Вы ее в пруду найдете,
И в сыром лесном болоте
Путешествует всегда
Наша спутница - вода!
Я. Рыжова
После прочтения учитель спрашивает у детей:
- какое значение в жизни человека имеет пресная вода?
- В каких водоёмах можно найти пресную воду?
- Может ли пресную воду заменить солёная вода морей и океанов?
После того как пришли к реке учитель задаёт вопросы, на который дети пытаются ответить, после проведённых наблюдений:
- Как называется эта река? Притоком какой реки она является?
- Какие водные растения нашей реки вы знаете?
Какие особенности имеют растения, растущие в водоемах и по его берегам?
1. Одинакова ли окраска листовых пластинок у растений, возвышающихся над водой, плавающих на воде, и у тех, что находятся полностью под водой?
2. Какова поверхность листьев у растений, растущих на берегу, возвышающихся над водой или плавающих на ее поверхности, и у растений, полностью погруженных в воду? Почему их покровы отличаются?
3. Надводные или подводные листья больше рассечены?
4. Для чего плавающим растениям нужны воздухоносные полости?
5. Хорошо ли прикреплены водные растения к почве?
6. Как зимуют водные растения?
Итак, если растение имеет глянцевые большие листья или бледные, полупрозрачные, буроватые, сильно рассеченные листья, воздухоносные полости внутри стебля и листьев; слабые корни, лежащие на поверхности или совсем без них; зимующие под водой почки и семена, то это водное растение, которое погибнет вне воды.
Теперь рассмотрим животный мир нашей реки.
- Какие животные обитают в воде реки Омь?
- Какие виды рыб обитают в реке Омь?
- Назвать моллюсков, которых можно встретить в реке Омь. Определите моллюсков по предложенным раковинам (детям предлагается коллекция раковин моллюсков).
Какие же приспособления к жизни в воде есть у животных?
- Какова форма тела водных животных? Одинакова ли она у них?
- Чем покрыто тело этих животных и для чего?
- Какие конечности имеют водные животные и для чего они им?
- Чем дышат животные под водой?
- Назовите как можно больше рыб наших водоемов.
- Для чего рыбе плавательный пузырь? Зачем рыбе боковая линия?
- Как приспособились животные не мерзнуть, когда холодно?
- А как стать невидимым в воде?
Итак, сделаем вывод.
Если животное имеет специализированные органы для передвижения (лапы с перепонками, плавники и т.п.), особые органы для дыхания (жабры и др.), орган для улавливания колебаний воды - боковая линия, то это животное живет в воде и в другой среде существовать не может.
1. Каких птиц мы можем с вами встретить на нашей реке?
2. Какая у этих птиц общая особенность, связанная с образом жизни?
3. Назовите водоплавающих птиц нашей местности, занесённых в красную книгу.
А теперь поговорим о литературных произведениях, кино, песнях и т.д., где упоминаются названия рек.
1. Приведите примеры песен, в которых упоминается название реки или рек.
2. Назовите города, названия которых созвучны с рекой, близ которой они расположены.
3. Привести примеры названий художественных фильмов, в которых есть названия рек.
Рефлексия:
Учитель предлагает учащимся придумать сказку о реке Омь и её обитателях. Это можно сделать двумя способами, на усмотрение организатора экскурсии.
1 способ. Учитель называет первое предложение, например: у злого царя Водяна была маленькая и скромная дочь Омь, но все называли её ласково – Омка… После этого каждый ученик добавляет предложение, которое сам придумал. Детям нужно объяснить, что сказка может быть грустной, весёлой, лирической, страшной – всё зависит только от них.
2 способ. Первое предложение озвучивает ученик, который наиболее активно отвечал на вопросы. Учитель может корректировать содержание или участвовать в игре на правах ученика.
Домашнее задание: нарисовать сцену из придуманной сказки о реке Омь.
Список литературы:
1. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. «Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни». – Волгоград: издательство «Учитель», 2001. – 152 с.
2. Игнатова В.А. «Основы современного естествознания». – Тюмень: издательство ТГУ, 1997. – 200 с.
3. Каракчеева Е.А., Корсакова В.А., Скакальская М.А. «Моя планета». – Новосибирск, 2000. – 80 с.
4. Клещев А., Кальнеус Л, Дубынина Л. «День Земли». – Новосибирск, 2000. – 107 с.
5. Молодова Л.П. «Экологические праздники для детей». – М.: «ЦГЛ», 2003. – 128 с.
6. Небел Б. «Наука об окружающей среде». – М.: издательство «Мир», 1993. – 153 с.
7. Приходько О.Б. «Уроки для будущего». – Тюмень: издательство «Вектор Бук», 2001. – 212 с.
8. Фадеева Г.А. «Международные экологические акции в школе». – Волгоград: издательство «Учитель», 2005. – 123 с
9. Чубыкина Н.Л., Клещев А.Д., Ердаков Л.Н. «Играя, обучаемся». – Новосибирск 2001. – 211 с.
10. Чубыкина Н.Л., Клещев А.Д., Ердаков Л.Н. «Мозаика интерактива». – Новосибирск 2002. – 221 с.
11. Информационно-методический журнал «Вестник АсЭкО» ассоциации «Экологическое образование» , №2 (22), 2000. – 48 с.
12. Информационно-методический журнал «Вестник АсЭкО» ассоциации «Экологическое образование» , №4 (24), 2000. – 48 с.
13. Информационно-методический журнал «Вестник АсЭкО» ассоциации «Экологическое образование» , №4 (32), 2002. – 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: Реки. Части реки. Речная система
Развернутый план урока: "Реки. Части реки. Речная система" для 6 класса....
Урок "Реки. Части реки. Речная система." 6 класс.
Цель урока: сформировать понятия «река», «речная система», «бассейн», «водораздел», «пороги», «водопады». Раскрыть взаимосвязь между рельефом, горными породами и текучими водами. Продолжить формирован...
Реки. Части реки. Речная система
Информацию презентации можно использовать на уроках географии в 6 классе при изучении нового материала по теме "Воды суши". Изучив материал, учащиеся узнают, что такое река, исток, устье, русло, речна...
Конспект урока "Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки. Их происхождение, условия залегания и использования. Реки Тульской области".
Цели: Образовательная:· Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как о виде «Внутренних вод» ...
Тема: «Реки. Питание и режим рек. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады». 6 класс
Географии основыЗаставляют стать поэтом!Не опишешь тусклым словомНашу яркую планету…И.И. Ландо...
река Кобра - река моего детства
Данная презентация используется во внеклассной работе в разделе "Мой край родной"...
Реки. Части реки. Речная система.
Урок в 6 классе...