"Юный эколог"
рабочая программа по экологии на тему

Егорова Елена Александровна

Программа по внеурочной деятельности для 1 класса (66 часов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_ekolog.docx75.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение

Средняя Образовательная Школа № 461

Колпинского района Санкт-Петербурга

«РАССМОТРЕНО»

на заседании МО учителей

______________________

Руководитель МО

_______А.В. Васильева

Протокол №______

от «__» _______ 2014 г.

«СОГЛАСОВАНО»

   зам. директора по УВР

   ГБОУ СОШ № 461

 _________Т.Б. Жуланова

«__» ________2014 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

ГБОУ СОШ № 461

___________Т.Н. Зырянова

«__» ___________ 2014 г.

Приказ № __

от «__» _______ 2014 г.      

«ПРИНЯТО»

Педагогическим советом

ГБОУ СОШ № 461

Санкт-Петербурга

Протокол № ____

от «__» ______ 2014 г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Юный эколог»

для учащихся 1 - х классов

2 часа в неделю (всего 66 часов)

Срок реализации программы: 2014-2015 учебный год

Составитель программы:

  учитель географии

                                                          ГБОУ СОШ № 461

Егорова Елена Александровна

Санкт-Петербург

                                            2014/2015 гг


Содержание

1.

Пояснительная записка

3

2.

Содержание учебного предмета

9

3.

Требования к уровню подготовки учащихся

12

4.

Учебно-тематический план

15

5.

Поурочно-тематическое планирование

16

6.

Литература и др. средства обучения

26

7.

Приложение

27

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений.

Программа «Юный эколог» соответствует возрастным особенностям детей младшего школьного возраста. Деятельность младших школьников организуется в течение всего учебного года по сезонным циклам в форме занятий, игр, практических работ, экскурсий, конкурсов.

Учащиеся знакомятся с окружающей их природой на материале своего ближайшего окружения: школы, пришкольного участка, учатся ориентироваться, вести наблюдение за живой и неживой природой в разное время года. Обучение предполагается создание образовательной среды, позволяющей детям освоить определенный объем информации по краеведению. Главной лабораторией по изучению природы для «Юных экологов» становится деревья, кустарники, цветники, находящиеся на территории школы.

Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность – духовно, интеллектуально, нравственно. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Основная задача обучения – пробуждать и развивать чувства ребенка, знакомить с окружающим миром через чувственно-эмоциональное восприятие, способствовать освоению элементарных практических навыков и правил в природе при непосредственном общении с окружающей его природой.

В целом курс позволит создать более благоприятные условия для продолжения естественно-научного образования в последующих классах.

Таким образом, процесс познания, начинаясь с простого созерцания, сенсорного восприятия окружающего мира, расширяется и углубляется до выяснения причинно-следственных связей и взаимозависимостей во взаимоотношениях людей с социо-природной средой.

Новизна программы в том, что она позволяет обогащать практический опыт общения с окружающим миром природы через наблюдение за живыми объектами своего ближайшего окружения, основывается на краеведческом материале, а содержание программы направленно на формирование практических природоохранных навыков у учащихся.

Целью программы является создание ситуации, побуждающей ребёнка младшего школьного возраста к познанию природного окружения; формирование способности ребёнка к самостоятельному решению доступных познавательных задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, интерес к исследовательской деятельности, готовность к логическому познанию.

Педагогическая целесообразность программы:                   

определяется направленностью на организацию социально полезной деятельности детей, созданием благоприятных условий для развития познавательной и творческой активности.

Особенности программы «Юный эколог»

Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для обучающихся первых классов в рамках ФГОС-2.

Занятия в объединении «Юный эколог» могут оказать практическую помощь школьникам, проявляющим интерес к окружающему миру, желающим обучиться умениям и навыкам наблюдения за природой, способам оказания практической помощи флоре и фауне родного края. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся. Занятия способствуют ориентации учащихся на профессии экологического профиля.

            Основная идея программы  состоит в том, что внеурочная деятельность нацелена на обеспечение принятия законов существования в природе и социальной среде, осознанное выполнение правил поведения в природе, детском и взрослом обществе; воспитание гуманных отношений ко всему живому, элементарной экологической культуры, чувства сопричастности к жизни, ответственности за местное наследие, которое перешло к нам от предков, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность;  позволит подробно изучать ту часть огромной страны, которая называется малой Родиной – наш район, наш город, наш регион.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экологических знаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Материально-техническое обеспечение

Для успешной реализации программы необходимы следующие средства обучения:

-компьютер;

- аудио- и видеоматериалы,

-аудиоаппаратура,

- наглядные пособия.

Принципы построения программы «Юный эколог»

Программа  «Юный эколог»  основывается на принципах.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — педагога, старшего взрослого это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили.  Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе.  Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения.

Принцип системно - деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.

Формы занятий: беседа, ролевые, дидактические игры, экскурсии, практикумы, лабораторные работы, просмотр учебных фильмов, разработка и защита проекта, конкурсы, самостоятельные работы творческого типа, инсценированное представление.

Формы подведения итогов

Программа предусматривает промежуточные и итоговые формы подведения итогов внеурочной деятельности:

акция «Птичья столовая»

проект «Выращивание лука в комнатных условиях»

викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет?»

праздник «День птиц»

устный журнал «Наш дом – планета Земля» 

игра «Азбука экологии»

игра «Приключения в лесу»

Условия реализации образовательной программы.

Программа «Юный эколог» предназначена для детей 7-8 лет (младшего школьного возраста), рассчитана на 1 год занятий, объемом в 66 часов, 2 занятия в неделю по 45 мин.

Форма обучения – коллективная, групповая, индивидуальная.

При тематическом планировании особое внимание уделяется практической деятельности.

Почти каждое занятие включает в себя и теоретические знания, и практическую работу.

Основной дидактический принцип – обучение в предметно-практической деятельности.

Дети младшего школьного возраста приобретают умения: общаться в различных социальных ситуациях, использовать самые разнообразные источники информации для получения значимого результата, приобретают актуальные знания и практико-ориентированные навыки.  

Место проведения занятий – учебные кабинеты, пришкольный участок, читальный зал библиотеки школы, Детская районная библиотека.

Формирование универсальных учебных действий

      Личностные

  • принятие образа «добрый хранитель и защитник природы»;
  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • уважительное отношение к другим участникам по бережному отношению к природе;  
  • осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе;
  • способность к самооценке;
  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • умение ставить и формулировать проблемы;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;
  • адекватное восприятие  предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения  дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
  • ставить вопросы; обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание программы 

Введение (2 ч)

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.

  1. Мой дом за окном (12 ч)

        Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Наблюдение за состоянием воды в природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Сезонные изменения деревьев в природе. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Приспособления птиц к низким температурам. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Составление пищевых цепей        с участием птиц. Голоса птиц. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек.

  1. Я и моё окружение (20 ч)

Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.

           Моя семья. Происхождение слова         «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.

Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате?

Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.

Комнатные        растения        в        квартире,         в        классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка.

Распределение          обязанностей     за     комнатными        растениями. Наблюдение        изменений,         произошедших        после     произведённых работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха. Проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе

Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.

  1. Гигиена моего дома (8 ч.)

Уход        за        квартирой.        Влажная        уборка,         ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и        влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека.

Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Уход за комнатными растениями.

Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды.

  1. Солнце и свет в нашей жизни (11 ч.)

Солнце – естественный дневной источник света и тепла. Свет Луны и звезд в ночное время суток.

Влияние тепла и света на комнатные растения. Роль солнечного и лунного света в жизни животных.

Сравнение света Солнца, Луны, фонаря, лампы, свечи. Роль света в жизни человека.

Электрические приборы. Правила обращения с электроприборами. Освещенность рабочего места.

Глаз – орган зрения. Что мы различаем при помощи зрения? Гигиена зрения. Зарядка для глаз.

Знакомство с ТЭЦ, АЭС, газопроводами, их влияние на экологическое состояние планеты.

Телевизор, его влияние на окружающих, режим работы, правила просмотра.

Экономия света и тепла (дома и в школе).

  1. Вода – источник жизни (11 ч.)

Откуда поступает вода в дом, на какие нужды расходуется, куда удаляется? Вода, которую мы пьем. Вода сырая, кипяченая, загрязненная. Сколько стоит вода, почему ее надо экономить? Как можно экономить воду?

Как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

Зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма?

Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды.  Градусник для измерения температуры воды.

  1. Воздух и здоровье (2 ч.)

Свойства воздуха. Зачем нужен воздух? Воздух, которым мы дышим. Чистый и загрязненный воздух. Какие загрязнители воздуха есть в помещении? Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым? Болезни органов дыхания. Что делать, чтобы не болеть? Вред табачного дыма. Знакомство с комплексом дыхательной гимнастики.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ (Результаты обучения)

Результативность и целесообразность работы по программе «Юный эколог» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами проведения итогов и результатов реализации программы выступают Неделя экологии, традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

- находить связи между человеком и природой;

-сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;

- различать предметы и выделять их признаки;

- определять названия исчезающих растений и животных своей местности;

- проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов  с помощью старшего;

- сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки,

- называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

- описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);

- наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года;

- приводить примеры животных своего края: насекомых, рыб, птиц, зверей;

- приводить примеры диких и домашних животных (на основе наблюдений);

- проводить групповые наблюдения во время экскурсий

Личностные

У ребёнка будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; установка на здоровый образ жизни;

- установка на мотивацию к творческому труду, работе на результат;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- правила поведения в природе;

- мотивация на посильное участие в деятельности детско-юношеских общественных экологических организаций;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств

Регулятивные:

- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- учиться определять цель деятельности с помощью учителя;

-проговаривать последовательность действий;

-учиться высказывать своё предположение;

- составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей по исправлению допущенных ошибок;

- работая по составленному плану, использовать справочную литературу, сложные приборы, средства ИКТ;

- учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности других детей   на уроке;

- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации;

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;

-стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Метапредметные:

- выполнять универсальные логические действия:

анализ (выделение признаков), производить синтез (составление целого из частей), выбирать основания для  сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи с помощью педагога,  выстраивать логическую цепь рассуждений,  относить объекты к известным понятиям;

-воспринимать тексты и выбирать главное, ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя);

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого и исследовательского характера с помощью наводящих вопросов педагога;

- ставить и формулировать вопросы;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

- вести наблюдения в природе под руководством старшего;

- запись, фиксация информации об окружающем мире в соответствии с учебной программой, в том числе с помощью  ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст;

- оформлять результаты своей деятельности в форме гербария, творческих работ, альбома.

- установление причинно-следственных связей с помощью старшего.

Коммуникативные:

-- формулировать собственное мнение и позицию;

- оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом, предлагать помощь и сотрудничество)

При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 1-м классе        исключается        система        балльного        (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую        отметку.    

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).

Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов на тему

В том числе на:

Теория

Практика

1.

Введение

2

2

-

2.

Тема 1. Мой дом за окном

12

8

4

3.

Тема 2. Я и моё окружение

20

12

8

4.

Тема 3. Гигиена моего дома

8

6

2

5.

Тема 4. Вода – источник жизни

11

8

3

6.

Тема 5. Солнце и свет в нашей жизни

11

8

3

7.

Тема 6. Воздух и здоровье

2

1

1

Всего:

66

45

21


ПОУРОЧНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Дата

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Формы и методы

Формы подведения итогов

План

Факт

I учебная четверть

Введение – 2 ч.

1-2.

 Сент 1 нед

Что такое экология?

2

Выясняют, что такое экология, узнают, как человек принимает участие в восстановлении богатств природы. Совершат экскурсию в природу.

Беседа. Рассказ.  Диалог.

Игра «Живое-неживое»

Рисунок «Дуб и все вокруг него».

Тема 1. Мой дом за окном – 12 ч.

3-4

Сент 2 нед

Мой дом

2

Описывают внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность.  Дома в деревне и в городе

Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своем доме.

Наблюдают за осенней жизнью природы.  Ведут календарь природы. Собирают и записывают народные приметы.

Вырабатывают правила поведения в природе. Совершают экскурсию в природу.

Выполнение описаний, зарисовок осенней природы. Изготовление гербария «Осенние листья». Фенологические наблюдения в природе.

Подбирают загадки к экологической игре «Загадки природы».

Готовят экспонаты для выставки - праздника «Дары осени».

Ищут материал к тематической линейке «День Земли».

Узнают о промышленных отходах и их реализации. Бытовые отходы. Готовят выставку поделок из бытовых отходов.

Подбирают материал для устного журнала «Чтобы ты мог сделать для своего двора?»

Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника».

Принимают участие в уборке двора.

Рассказ. Диалог. Игра.

Рисунок «Мой дом».

Рассказ «Я живу в городе»

5

Сент 3 нед

Дом, где мы живем

1

Беседа. Рассказ.

Плакат «Какие бывают дома?»

6

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

1

Беседа.

7

 Сент 4 нед

Откуда берется и куда девается мусор?

1

Беседа. Эксперимент «Что будет, если каждый из учащихся бросит бумажку»

Мини-сочинение «Что нужно сделать, чтоб наш класс, наш дом, наш город были чистыми»

8

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени»

1

Наблюдение. Беседа. Диалог. Рассказ.

Осенний букет.

9

Окт

1 нед

Деревья твоего двора

1

Наблюдают сезонные изменения деревьев в природе.

Анализируют особенности роста и развития деревьев.

Беседа. Загадки. Кроссворд «Листья». Игра «Узнай листок».

Рисунок «Вид деревьев осенью».

10

Экскурсия по территории школы

1

Беседа. Наблюдение. Игра «Подбери слово каждому дереву».

Сказка о деревьях.

11-12

Окт

2 нед

Птицы нашего двора

2

Рассмотрят и проанализируют иллюстрации с изображением птиц на улице во время экскурсии, подберут и прослушают стихи, рассказы, разгадают загадки.

Наблюдают за поведением птиц на улице. Примут участие в акции: «Кормушка», «Птичья столовая».

Беседа. Рассказ. Сказки-шутки. Игра «Где живет птичка»

Рисунок «Птицы нашего двора». Веселые и интересные случаи поведения птиц.

13

Окт

3 нед

Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»

1

Вывешивание кормушек

14

Дорога из дома в школу

1

Составляют план и макет безопасного пути в школу.

Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.

Беседа. Игра «Зажги сигналы светофора». Игра «Чья это улица, чей это дом». Ситуации. Игра «Раздели дорожные знаки на группы.

Создание макета безопасного пути в школу. Инструктаж. Рисунок «Дорожные знаки».

Тема 2. Я и моё окружение – 20 ч.

15

Окт

4 нед

Моя квартира

1

Составляют описание своей квартиры.

Беседа

Рисунок «Моя квартира»

16

Моя семья

1

Рассказывают о своей семье.

Диалог. Рассказ.

Составить рассказ о своей семье.

Семейные праздники и традиции.

17

Ноя

1 нед

Соседи-жильцы

1

Рассказывают о своем окружении.

Диалог. Рассказ. Игра «Что я люблю и чего не люблю».

Рассказ «Интересные люди рядом».

18

Мой класс

1

Описывают свой класс.

Беседа. Игра «Продолжи фразу: Я хочу, чтобы в нашем классе...»

Правила дежурного.

19

Ноя

2 нед

Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах»

1

Распределение обязанностей. Отчет каждой группы учащихся о проделанной работе

20

Дом моей мечты

1

Придумывают и изображают дом своей мечты.

Диалог. Игра.

Рисунок.

21

Ноя

3 нед

Рассказы, стихи о семье

1

Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде

Игра «Вежливые слова». Ситуации. Игра «Глядя в зеркальце, скажи себе ласковое слово».

Игра «Учимся быть вежливыми»

Правила вежливости. Рисунок «Цветок любви».

22-23

Ноя

3-4 нед

Комнатные растения в квартире, в классе

2

Посадят, будут ухаживать и наблюдать за комнатными растениями.

Выполнят исследовательскую работу о влиянии света на рост и развитие комнатных растений.

Учатся выращивать и ухаживать за комнатными растениями.

Наблюдение за комнатными растениями. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями.

Беседа. Игра «Угадай по описанию». Игра «Угадай по силуэтам». Опыт. Наблюдение. Эксперимент.

Зарисовка комнатных растений. Составление паспорта комнатных. Алгоритм выполнения операций. Сообщение о комнатных растениях. Подбор стихов, загадок, пословиц.

24-25

Ноя

 4 нед

Дек

 1 нед

Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»

2

26-27

Дек

1-2 нед

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

2

Опыты с одновременным посевом сухих и пророщенных семян (горох, фасоль). Эксперимент. Наблюдение.

28

Дек

2 нед

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы»

1

Наблюдают за зимней жизнью природы.  Ведут календарь природы. Собирают и записывают народные приметы.

Подкормка зимующих птиц; составление зимнего букета из веток и плодов деревьев и кустарников.

Наблюдение. Беседа. Диалог. Рассказ.

Рисование на снегу.

29-31

Дек

3-4 нед

Животные в доме

3

Наблюдают за домашними питомцами.

Устанавливают природные закономерности, взаимосвязи. Совершат экскурсию в живой уголок ДТДиМ.

Подготовят фотовыставку «Наши любимцы».

Беседа. Рассказ. Наблюдение.

Рисунок «Моё домашнее животное». Сделать фотоальбом «Наши любимцы». Наблюдение за поведением животных в доме. Сообщения.

32-33

Дек

4 нед

Янв

1 нед

Рассказы, стихи, поговорки, пословицы о домашних животных

2

Диалог

Забавные истории о домашних животных.

34

Янв

1 нед

Практическое занятие «Уход за домашними животными»

1

Диалог. Рассказ.

Алгоритм ухода за домашними животными (попугаем, хомячком, рыбками)

Тема 3. Гигиена моего дома - 8 ч

35

Янв

2 нед

Уход за квартирой

1

Беседа

Рисунок «Моя квартира»

36

Гигиена класса

1

Влажная уборка квартиры, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями (опрыскивание, рыхление почвы, полив, протирание листьев).

Беседа. Диалог.

Рисунок «Школа будущего»

37

Янв

3 нед

Практическое занятие «Гигиена класса»

1

Распределение обязанностей, выполнение работы, отчет групп о проделанной работе. Необходимость в соблюдении правил гигиены

Диалог. Рассказ.

38-39

Янв

3 нед

Фев

1 нед

Бытовые приборы в квартире

2

Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила обращения с газовой и электрической плитой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется, правила безопасности при их эксплуатации

Беседа. Эксперимент.

Инструктажи.

40

Фев

1 нед

Экскурсия в школьную кухню

1

Знакомство с кухней, бытовыми приборами. Правила безопасности при использовании бытовых приборов

Беседа.

Правила безопасности. Описание «Кухня в моей квартире».

41

Фев

2 нед

Природа в квартире и кассе

1

Наблюдение. Опыт. Беседа.

Рисунок «Веточка сирени».

42

Наша одежда и обувь

1

Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические гигиенические требования, условия содержания, уход.

Беседа.

Рекомендации.

Тема 4. Солнце и свет в нашей жизни – 11 ч.

43

Фев

2 нед

Солнце, Луна, звезды – источники света

1

Устанавливают природные закономерности, взаимосвязи. Учатся распознавать встречающиеся в нашей местности растения.

Принимают участие в беседе «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».

Выпускают книжку-малышку «Осторожно, их мало!»

Рисуют к экологической игре «Хочу все знать!»

Придумывают и оформляют материал  на конкурс экологических сказок «Украденное солнце».

Акция «Зеленая красавица»

Беседа. Эксперимент. Наблюдение.

Рисунок «Небо».

44

Фев

3 нед

Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения

1

Эксперимент. Наблюдение. Опыт.

Рисунок «Моё любимое комнатное растение».

45

Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света

1

Игра «Солнечные зайчики».

Практикум по размещению комнатных растений.

46

Фев

4 нед

Отношение к свету и теплу различных животных

1

Опыт. Наблюдение.

Мини-сочинение «Мое любимое животное»

47

Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи»

1

Опыт. Наблюдение. Эксперимент.

Рисунок «Солнечный день».

48-49

Март

1 нед

Электрический свет и тепло в моем доме

2

Беседа. Опыт. Эксперимент. Диалог.

Инструктаж. Правила обращения с электроприборами. Рисование предметов ближайшего окружения.

50

Март

2 нед

Откуда приходит свет и тепло в мой дом

1

Беседа

51

Телевизор в моем доме

1

Обсуждают и составляют правила просмотра телевизора.

Диалогическая беседа

Мини-сочинение «Как работа телевизора сказывается на здоровье человека?» Правила просмотра телевизора.

52

Март

3 нед

Сколько стоят свет и тепло

1

Участвуют в обсуждении.

Диалог

Сообщение «Как ты экономишь свет и тепло?

53

Источники тепла и света в русской избе

1

Знакомятся с обстановкой русской избы.

Беседа

Рисунок

Тема 5. Вода – источник жизни – 11 ч.

54-55

Апр 1-2 нед

Вода в моем доме и природе

2

Научатся проводить эксперименты «Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее пригодности для водоснабжения населения».

 Найдут материал и подготовят презентацию к экологической  игре «Водоемы просят о помощи».

Проведут наблюдения для выполнения работы на конкурс «Где мы теряем воду?»

Тематическая линейка «День воды».

Беседа. Опыт по очистке воды. Ситуации. Игры с водой.

Рисунок «Охрана воды». Придумать экологические знаки. 

56

Стихи, рассказы о воде в природе

1

Беседа. Диалог.

Сказка о капельке воды.

57

Апр

2 нед

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки весны»

1

Наблюдают за весенней жизнью природы.  Ведут календарь природы. Собирают и записывают народные приметы.

Беседа. Наблюдение. Рассказ.

Пускание корабликов по ручейкам.

58

Апр

3 нед

Весна в нашем городе

1

Рассказ

Рисунок «А из нашего окна весна красная видна».

59

Экскурсия вокруг школы

1

Наблюдение. Беседа.

Рисунок «Веточка с почками в вазе на подоконнике».

60

Апр

4 нед

Вода в жизни растений

1

Определяют, как вода влияет на жизнь растений? Как вода влияет на жизнь животного мира? Как животные заботятся о чистоте?

Выясняют, зачем человеку нужна вода? Как поступает вода в организм человека, куда расходуется, как выделяется из организма?

Опыт по влиянию полива на состояние комнатных растений

Обобщающая беседа.

61

Вода в жизни животного мира

1

Беседа. Наблюдение.

Мини-сочинение.

62

Май

1 нед

Вода и здоровье человека

1

Беседа

Рисунок.

63

Личная гигиена

1

Водные процедуры, закаливание водой. Сравнение температуры воды.  Градусник для измерения температуры воды.

Беседа. Опыт измерения температуры воды.

Продолжи сказку: «Жил-был мальчик, он не любил купаться…»

64

Май

2 нед

Практическое занятие «Как правильно чистить зубы?»

1

Изготовление памятки ухода за зубами.

Беседа.

Рисунок. Алгоритм ухода за зубами.

Тема 6. Воздух и здоровье – 2 ч.

65

Май

3 нед

Воздух и здоровье человека

1

Готовят сообщения «Как сохранить воздух чистым».

Викторина «Что мы знаем о воздухе».

Опыт. Наблюдение вдоха и выдоха воздуха. Беседа. Игра с воздушными шариками.

Мини-сочинение «Что ты можешь предложить людям, которые курят?»

66

Практическое занятие «Уборка в классе»

1

Влажная уборка класса. Проветривание.


ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. Юный эколог. 1-4 классы: программа кружка, разработки занятий, методические рекомендации/авт.-сост. Ю.Н. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2014.
  2. Шпотова Т.В., Кочеткова Е.П. Цвет природы: пособие для воспитателей и родителей по формированию основ экологической культуры у детей. – М: Просвещение, 2005.
  3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. – Спб: Детство-Пресс, 2014.
  4. Тимофеева Л.Л. Ребенок и окружающий мир. - Спб: Детство-Пресс, 2011.
  5. Лопатина Л., Скребцова М. Сказы матушки Земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания. – М: Амрита-Русь, 2007.
  6. Соколова Л.А. Играем на прогулке. Наблюдаем, познаем, учимся. – Новосибирск, 2010.
  7. Арди Ф. Растения и животные / пер. с фр. А. Караманова – М: Планета детства, 2000. (Серия «Мир живой природы: советы, наблюдения, опыты).
  8. Безуель С. В деревне / пер. с фр. А. Левиной - М: Планета детства, 2000. (Серия «Мир живой природы: советы, наблюдения, опыты).
  9. Зельведер М. Камни и ракушки / пер. с фр. А. Караманова - М: Планета детства, 2000. (Серия «Мир живой природы: советы, наблюдения, опыты).
  10. Лизак Ф. Большая книга юного натуралиста / пер. с фр. И. Лисачевой. – М: АСТ, 2013.
  11. Детский экологический журнал «У Лукоморья» (№1- 2011; №1, 2, 3- 2012; № 1- 2013)

Приложение

Лист наблюдения

1-я ступень

Ставит цель исследования с помощью учителя

Следует плану, предложенному учителем

Использует источники информации, рекомендованные учителем

2-я ступень

Ставит цель исследования самостоятельно

В целом представляет, как достичь цели

Пытается обнаружить способы получения информации

3-я ступень

Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели

Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент

Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения

Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курса, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что___________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось _______________________________

Я думаю, это потому, что ______________________________________ 

Самым интересным было ______________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ______________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя ____________________________

Все – или наиболее значимые –        результаты оценивания могут фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, например, входить в портфолио ребенка.

При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Юный эколог-исследователь"

Пояснительная записка, планирование работы кружка....

I открытый экологический слёт юных экологов Агинского Бурятского округа

Согласно утвержденному региональному плану действий по реализацииСтратегии развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории Забайкальского края на период...

Торжественное открытие I открытого слёта юных экологов Агинского Бурятского округа (с приглашением команд Забайкальского края).

Природа является первоосновой всякой красоты. Она может размягчить даже самые чёрствые сердца. Великая природа, окружающая нас, способна порождать великие мысли и поступки.Вы услышали звуки музыки. Ав...

Детская организация "Юные экологи"

В  документе представлены данные о создании и работе детской организации "Юные экологи" МОУ ОШ № 48 (устав, эмблема, законы ДО)...

Кружок "Юный эколог"

Программа разработана для учащихся 5-6 классов...

Соревнование по экологии "Юный эколог"

Соревнование на знание экологии. Можно провести как классное мероприятие или общешкольное....

Тематический план секции " Юный Эколог".

" Я стремлюсь к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознанме учащихся яркими образами, картинками, восприятиями, представлениями, чтобы чтение " Книги природы"...было...