Экологический центр «Росинка»
методическая разработка (экология, 6 класс) по теме
Программа экологического центра «Росинка»
«Очищение природы – это очищение сознания»
Возраст детей: 10 - 18 лет
Автор:Сироткина Татьяна Владимировна, учитель биологии высшей категории г.Нижний Новгород
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа экологического центра «Росинка» «Очищение природы – это очищение сознания» | 335.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация города Нижнего Новгорода
Департамент образования
и социально-правовой защиты детства
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 176
603159, г. Нижний Новгород, ул. К. Маркса, 17. Тел. 2474901
Программа экологического центра «Росинка»
«Очищение природы – это очищение сознания»
Возраст детей: 10 - 18 лет
Автор:
Сироткина Татьяна
Владимировна,
учитель биологии
высшей категории
г. Нижний Новгород
Пояснительная записка
Что такое экологический центр? Это не просто изучение экологии. Уже само пребывание в нем воспитывает, формирует экологическое мировоззрение. У ребят есть редкая возможность испытать вдохновение исследователя, почувствовать красоту и хрупкость мира природы, понять свою причастность и личную ответственность за его сохранение. Экологическое воспитание является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.
Актуальность этой программы заключается в том, что экоцентр это великолепная возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний как в области общего, так и дополнительного экологического образования. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках экологического центра, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
Программа построена по блоковой схеме, причём каждый из блоков, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная, совершенно суверенная часть программы, но в тоже время выступает в плотной связи с остальными блоками, делая программу более многогранной и автоматически предупреждая возможные недоработки по тем или иным направлениям.
Для полноценного общения с природой необходимо вовлекать школьников в практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Цель программы:
Воспитание ответственного отношения учащихся к природе, формирование экологической культуры, вовлечение в практическую деятельность по изучению и охране природы, расширение эколого-образовательного пространства микрорайона.
Задачи программы школьного экологического центра:
- формирование экологического сознания учащихся,
- организация социально-значимой деятельности учащихся, направленной на решения экологических проблем родного города.
- проведение теоретических занятий (лекции, семинары, мастер-классы, интерактивные занятия, тренинги), полевых исследований растительного и животного мира, экосистем;
- практическое освоение методов экологических исследований, развитие умений оформления, презентации и обсуждения результатов исследований;
- выявление местных экологических проблем;
- экологические десанты, практическое улучшение состояния окружающей среды;
- развитие творчества, художественной самодеятельности (песни, танцы, выставки рисунков, плакатов, фотографий экологической тематики);
- формирование туристических умений, навыков выживания в природе.
Информационная карта программы
Полное название программы | «Очищение природы – это очищение сознания» |
Автор программы | Сироткина Т.В. |
Руководитель программы | Сироткина Т.В. |
Территория, предоставившая программу | г Нижний Новгород., Министерство образования РФ НИРО Нижегородская область. |
Название проводящей организации | МБОУ средняя общеобразовательная школа № 176 |
Адрес организации | г. Нижний Новгород, ул. Карла Маркса, д.17 |
Телефон | 247-49-01, 247-49-27 |
Форма проведения | Кружковые занятия, лекции, лабораторные работы, семинары, практическая деятельность, экологические десанты, анкетирование и др. |
Цель программы |
- Расширение эколого-образовательного пространства микрорайона. |
Специализация программы |
- эколого-просветительская, практиконаправленная.
- экологическая.
- социально-ориентированная,
- интегрированная.
- для разновозрастных коллективов.
- общая.
- поступательная.
- бессрочная.
- для обучающихся в основной школе (10-18 лет). Тоесть программа образовательная, т.к. отвечает образовательным потребностям ребёнка, направленным на его самореализацию, гармоническое развитие и его личностную адаптацию в социальной среде. |
География учеников | Учащиеся 4 -11-х классов. |
Условия участия в программе | Желание учащихся. |
Условия размещения участников | школа № 176. |
История осуществления программы | Программа осуществляется в МОУ СОШ № 176 с сентября 2007 г. |
Сроки проведения | 2010-2011 учебный год. |
Место проведения | МОУ СОШ № 176 |
Официальный язык программы | Русский. |
Общее количество учеников | неограниченно |
Школьный экологический центр включает 5 направлений:
-- естественнонаучное (школьное научное общество учащихся),
-- натуралистическое (экологический кружок «Росинка»),
-- «Росток»,
-- краеведческое,
-- направление экологической пропаганды ( школьная агитбригада).
Главным органом управления является Совет экологического центра, в состав которого входят руководители направлений из числа учителей и учащихся.
Членом экологического центра может стать любой учащийся школы, которому не безразлична судьба природы родного края.
Концептуальные основы программы
- Социально-психологическое развитие - это процесс усвоения человеком доступного ему на данный момент социального опыта; творческая переработка последнего в личный опыт, во внутренние социальные ценности и установки. Определение громоздкое, но оно отражает суть этого процесса. Этапы социально-психологического развития жестко к возрасту не привязаны. Программа способствует социальной адаптации детей и подростков через взаимодействие с другими социальными и общественными организациями. Работа проводится в тесном содружестве с экологическим центром «Дронт» и включает в себя систему городских массовых мероприятий для учащихся разного возраста с целью привлечения их к решению конкретных экологических проблем.
В реализации программы принимают участие подростки 10 - 18 лет. И у этого возраста есть свои особенности, которые нельзя не учитывать при реализации программы.
К 11-ти годам начинает набирать силу социальная активность, потребность в реализации своего морального мировоззрения. Младших подростков отличает особый интерес к обобщенным нравственным нормам, отвлеченным социальным представлениям. Принцип явно превалирует над конкретным случаем. Оценивая частную ситуацию, ребенок пытается применить к ней тот или иной нравственный закон, почерпнутый им из книг, героических фильмов, семейных разговоров. Но не из своей жизни. Личный опыт все еще не обладает большой ценностью в глазах его носителя.
Необходимо соединить все вышесказанное с потребностью ребенка быть активным в отстаивании своих взглядов на жизнь, его способность к совершению сильных поступков, которой он не отличался еще 2-3 года назад. Нужно быть очень осторожным в словах и поступках при общении с младшим подростком. Ложь, двуличие вызывают у него сильные негативные чувства. Трудно после этого вернуть его доверие.
По абсолютному убеждению большинства теоретиков, воспитательное пространство центра является уникальным фактором социализации и адаптации ребенка во временном детском коллективе, а значит, требует осознанного подхода: научной разработки, поэтапного формирования последовательного развития, наконец, анализа получаемых результатов. Практики в свою очередь задаются вопросом: как это сделать и, что особенно сложно, как и по каким критериям оценить достигнутое.
Основными используемыми методами диагностики являются:
- Опрос
- Наблюдения
- Эксперимент
- Изучение творческих работ
- Тестирование
Реализация программы строится на 7 основных принципах:
1. Принцип целостности педагогического процесса.
- В совместной деятельности, совместном творчестве педагога и ученика не допускается бессистемности, прерывности педагогического процесса.
- Если определили правила, необходимо их соблюдать.
- Быть принципиальными и ответственными в отношении общего дела, соблюдения культуры общения и общечеловеческих ценностей.
2. Принцип ценностно - смыслового равенства.
- У педагога и воспитанников общая цель, интересная совместная деятельность, взгляды на общечеловеческие ценности совпадают; позиция равенства.
- Ведущим в отношении взрослого и ребенка является принцип: «Хоть ты ребенок или подросток, но ты такой же человек, как и я; я уважаю тебя, мы вместе делаем общее дело».
3. Принцип демократичности.
- Одинаковое соблюдение законов и правил педагогом и воспитанником.
- Не должны ущемляться права ребенка и взрослого.
- Равная мера ответственности: «Взялся за дело – выполни его достойно».
4. Принцип креативности (творчества).
- Творческую личность можно воспитать только в творческой обстановке и при участии педагога творящего.
- В творчестве важно, когда воспитанник сам осознает свой выбор, свои приобретенные навыки: сам сочинил программу, игру, сценарий, проект; ценит и считается с мнением педагога и товарищей.
- Соблюдается принцип: «Отвергаешь – предлагай!».
5. Принцип индивидуально – личностной ориентации содержания воспитания.
- Педагог призван помочь воспитаннику осуществить свое право самому выбирать сферу для самореализации и саморазвития, самоутверждения с учетом внутреннего развития каждой отдельной личности.
6. Принцип толерантности.
- Все участники сцентра относятся с уважением к людям разных национальностей, народностей и религий.
- Уважают взрослых и сверстников. Мальчики уважительно относятся к девочкам, а девочки к мальчикам.
7. Принцип культуросообразности.
- Воспитательный процесс осуществляется в соответствии с культурным наследием Нижегородской области.
- Важно гордиться своей богатейшей, во всех отношениях областью, чувствовать себя патриотом своей Родины, ценить то, что делается для молодежи, во благо процветания области и народа.
- Обогащать свои знания в области краеведения, экологии, истории и культуры, пополнять культурное наследие города и области собственными свершениями.
Наиболее продуктивными для реализации данной программы являются следующие виды деятельности с детьми:
- обучение социальным навыкам (общение и коммуникация, коллективная деятельность);
- обучение лидерско-организаторским навыкам (развитие лидерских качеств в практической деятельности, организация деятельности детской организации, знания по самоуправлению);
- социальное проектирование;
- сборы совета актива различной тематики;
- организация социально-значимой деятельности (совместная творческая деятельность младших и старших, участие в различных проектах, конкурсах, акциях).
Реализация программы
В ходе реализации программы можно выделить три последовательных этапа:
- Подготовительный
- Основной
- Итоговый
Ожидаемые результаты:
Школьники, участвующие в работе экоцентра, в дальнейшем становятся активными участниками и победителями городских олимпиад, научно-практических конференций, на которых защищают работы на тему экологии, биологии, химии, географии. Ребята сами разрабатывают и проводят школьные вечера, игры, турниры; проводят занимательные уроки, помогают педагогам в проведении экскурсий и практических занятий с младшими школьниками. На классных часах высказывают и активно защищают свою жизненную позицию, призывая одноклассников вести здоровый образ жизни, направленный не только на сохранение, но и улучшение экологической обстановки.
Пробуждение интереса учащихся к естественным наукам, закрепление умений и навыков по специальностям биолог, географ, химик, эколог окажут помощь в определении профиля дальнейшего обучения.
Таким образом, семена экологического образования, заложенные в результате осуществления предложенной программы, дают хорошие всходы и развиваются во время учебного процесса. В этом заключается перспективность дальнейшего применения программы.
Получив дополнительные знания и новые практические навыки, учащиеся должны:
- подвести итоги теоретических занятий (лекции, семинары, мастер-классы, интерактивные занятия, тренинги), полевых исследований растительного и животного мира, экосистем;
- уметь практически применять методы экологических исследований, умений оформления, презентации и обсуждения результатов исследований;
- выявлять местные экологические проблемы;
- уметь проводить экологические десанты, знать основы практического улучшения состояния окружающей среды;
- применять творческие подходы к реализации экологических проектов (песни, танцы, выставки рисунков, плакатов, фотографий экологической тематики);
- иметь туристические умений, навыки выживания в природе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева В.Н. «Предметная неделя географии в школе»; - Ростов на Дону, «Феникс», 2007.
Балабанова В.В., Максимцева Т.А. «Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни»; - Волгоград, «Учитель», 2001.
Барская В.Ф., Рычагов Г.И. «Практические работы по общей геологии»; - Москва, «Просвещение». 1971.
Васильев Ю.Р. «Занимательное природоведение»; - Москва, «Омега», 1997.
Волович В.Г. «Человек в экстремальных условиях природной среды»; - Москва, «Мысль», 1983.
Войлошников В.Д. « Геология в школьном курсе географии»; Москва, «Просвещение», 1983.
Голицын С.И. «Хочу быть топографом»: Ленинград, «Детгиз», 1953.
Данилов С.В. «Гигиенические опыты и самонаблюдения»: - «Биология в школе», №2, 2004.
Жданова Ю.В., Назаренко В.И. «Формирование здорового образа жизни. Практические работы»; - «Биология в школе», №2, 2004
Крыгин А.Ю. «Лишайники – индикаторы чистоты атмосферы»; - «Биология в школе», №3, 1998.
Куприн А.М. «Занимательная картография», - Москва, «Просвещение», 1989.
Куприн А.М. «Занимательно об ориентировании»; - Москва, «Просвещение», 1980.
Куприянова М.К. «Вопросы и задания по физической географии»; Екатеринбург, «У-Фактория», 2003.
Лазаревич К.С. «Общая физическая география (в 2-х частях); - Москва, «Первое сентября», 2003.
Левицкий И.Ю., Евглевская Я.В. «Решение задач по географическим картам»; - Москва, «Просвещение», 1996.
Меньчуков А.Е. «В мире ориентирования»» - Москва, «Недра», 1986.
Минина З.Б. «Экскурсия «Болото как экосистема»; - «Биология в школе», №4, 2002.
Муфазаров В.Г. «Основы геологии»; - Москва, «Просвещение», 1979.
Пивоварова Л.В. «Учебный проект по биолого-экологической программе «Эко-ключ»; - «биология в школе», №2, 2004.
Сборник «День Земли 2001». Материалы в помощь; - Иркутск, ИРОО «Байкальская Экологическая Волна», 2001
«Сборник игр и упражнений для интерактивного обучения в экологическом образовании»; - Иркутск, Иркутск, ИРОО «Байкальская Экологическая Волна», 2002.
Смолицкая Г.П. «Занимательная топонимика»; - Москва, «Просвещение», 1990.
Устимович Г.И. «Наркотик. Стоит ли ему доверять?» Блицтурнир; - «Биология в школе», №2, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")
p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...
Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".
Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»
В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот
Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот....
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»
Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...
Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»
ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...
Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс
laquo;Внеклассное мероприятие экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...