Экологический центр «Росинка»
методическая разработка (экология, 6 класс) по теме

Сироткина Татьяна Владимировна

  Программа экологического центра  «Росинка»

«Очищение природы – это очищение сознания»   

 Возраст детей: 10 - 18 лет

 Автор:Сироткина Татьяна Владимировна, учитель биологии высшей категории  г.Нижний Новгород

Скачать:


Предварительный просмотр:

444

Администрация города Нижнего Новгорода

Департамент образования

и социально-правовой защиты детства

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 176

603159,  г. Нижний Новгород, ул. К. Маркса, 17. Тел. 2474901

Программа экологического центра  «Росинка»

«Очищение природы – это очищение сознания»

Эмблема       

Возраст детей: 10 - 18 лет

Автор:

Сироткина Татьяна

    Владимировна,

        учитель биологии

высшей категории

г. Нижний Новгород

8929_1.jpg         Пояснительная записка                

Что такое экологический центр? Это не просто изучение экологии. Уже само пребывание в нем воспитывает, формирует экологическое мировоззрение. У ребят есть редкая возможность испытать вдохновение исследователя, почувствовать красоту и хрупкость мира природы, понять свою причастность и личную ответственность за его сохранение. Экологическое воспитание является одной из наиболее эффективных форм, так как способствует освоению социализации и реализации школьников за счет включения их в конкретно значимую природоохранную деятельность.

Актуальность этой программы заключается в том, что экоцентр это великолепная возможность для получения новых и закрепления уже имеющихся знаний как в области общего, так и дополнительного экологического образования. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках экологического центра, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.

Программа построена по блоковой схеме, причём каждый из блоков, с одной стороны, может рассматриваться как отдельная, совершенно суверенная часть программы, но в тоже время выступает в плотной связи с остальными блоками, делая программу более многогранной и автоматически предупреждая возможные недоработки по тем или иным направлениям.

Для полноценного общения с природой необходимо вовлекать школьников в практическую деятельность по изучению и охране окружающей среды.

Цель программы:

Воспитание ответственного отношения учащихся к природе, формирование экологической культуры, вовлечение в практическую деятельность по изучению и охране природы, расширение эколого-образовательного пространства микрорайона.

          Задачи программы школьного экологического центра:

           -  формирование экологического сознания  учащихся,

           - организация социально-значимой деятельности учащихся,      направленной на решения экологических проблем родного города.

- проведение теоретических занятий (лекции, семинары, мастер-классы, интерактивные занятия, тренинги), полевых исследований растительного и животного мира, экосистем;

- практическое освоение методов экологических исследований, развитие умений оформления, презентации и обсуждения результатов исследований;

- выявление местных экологических проблем;

- экологические десанты, практическое улучшение состояния окружающей среды;

- развитие творчества, художественной самодеятельности (песни, танцы, выставки рисунков, плакатов, фотографий экологической тематики);

- формирование туристических умений, навыков выживания в природе.

 Информационная карта программы

Полное название программы

«Очищение природы – это очищение сознания»

Автор программы

Сироткина Т.В.

Руководитель программы

Сироткина Т.В.

Территория, предоставившая программу

г Нижний Новгород., Министерство образования РФ НИРО Нижегородская область.

Название проводящей организации

МБОУ средняя общеобразовательная школа № 176

Адрес организации

г. Нижний Новгород, ул. Карла Маркса, д.17

Телефон

247-49-01, 247-49-27

Форма проведения

Кружковые занятия, лекции, лабораторные работы, семинары, практическая деятельность, экологические десанты, анкетирование и др.

Цель программы

  • Заложить основы экологического мировоззрения;

      -  Расширение эколого-образовательного пространства микрорайона.

Специализация программы

  1.  Типология программы –  модифицированная.
  2.  Классификация программы:
  • По целевому обеспечению: потребностей личности ребенка:

- эколого-просветительская, практиконаправленная.

  • По образовательным областям:

- экологическая.

  • По уровню освоения:

- социально-ориентированная,

  • По характеру деятельности:

- интегрированная.

  • По возрастным особенностям:

- для разновозрастных коллективов.

  • По контингенту воспитанников:

- общая.

  • По временным показателям:

- поступательная.

  • По нормативным срокам реализации:

- бессрочная.

  • По возрастному уровню детей:

- для обучающихся в основной школе (10-18 лет).

Тоесть программа образовательная, т.к. отвечает образовательным потребностям ребёнка, направленным на его самореализацию, гармоническое развитие и его личностную адаптацию в социальной среде.

География учеников

Учащиеся 4 -11-х классов.

Условия участия в программе

Желание учащихся.

Условия размещения участников

школа № 176.

История осуществления программы

Программа осуществляется в МОУ СОШ № 176 с сентября 2007 г.

Сроки проведения

2010-2011 учебный год.

Место проведения

МОУ СОШ № 176

Официальный язык программы

Русский.

Общее количество учеников

неограниченно

  Школьный экологический центр  включает 5 направлений:

--  естественнонаучное (школьное научное общество учащихся),

--  натуралистическое (экологический кружок «Росинка»),

--  «Росток»,

--  краеведческое,

--  направление экологической пропаганды  ( школьная агитбригада).

Главным органом управления является  Совет экологического центра, в состав которого входят руководители направлений из числа учителей и учащихся.

Членом экологического центра может стать любой учащийся школы, которому не безразлична судьба природы родного края.

           

p__que_terre.jpgКонцептуальные основы программы

  • Социально-психологическое развитие - это процесс усвоения человеком доступного ему на данный момент социального опыта; творческая переработка последнего в личный опыт, во внутренние социальные ценности и установки. Определение громоздкое, но оно отражает суть этого процесса. Этапы социально-психологического развития жестко к возрасту не  привязаны. Программа способствует социальной адаптации детей и подростков через взаимодействие с другими социальными и общественными организациями. Работа проводится в тесном содружестве с экологическим центром «Дронт» и включает в себя систему городских массовых мероприятий для учащихся разного возраста с целью привлечения их к решению конкретных экологических проблем.

В реализации программы принимают участие подростки 10 - 18 лет. И у этого возраста есть свои особенности, которые нельзя не учитывать при реализации программы.

К 11-ти годам начинает набирать силу социальная активность, потребность в реализации своего морального мировоззрения. Младших подростков отличает особый интерес к обобщенным нравственным нормам, отвлеченным социальным представлениям. Принцип явно превалирует над конкретным случаем. Оценивая частную ситуацию, ребенок пытается применить к ней тот или   иной нравственный закон, почерпнутый им из книг, героических фильмов, семейных разговоров. Но не из своей жизни. Личный опыт все  еще не обладает большой ценностью в глазах его носителя.

Необходимо соединить все вышесказанное с потребностью ребенка быть активным в отстаивании своих взглядов на жизнь, его способность к совершению сильных поступков, которой он не отличался еще 2-3 года назад. Нужно быть  очень осторожным в словах и поступках при общении с младшим подростком. Ложь, двуличие вызывают у него сильные негативные чувства. Трудно после этого вернуть его доверие.

По абсолютному убеждению большинства теоретиков, воспитательное пространство центра является уникальным фактором социализации и адаптации ребенка во временном детском коллективе, а значит, требует осознанного подхода: научной разработки, поэтапного формирования последовательного развития, наконец, анализа получаемых результатов. Практики в свою очередь задаются вопросом: как это сделать и, что особенно сложно, как и по каким критериям оценить достигнутое.

Основными используемыми  методами диагностики являются:

  1. Опрос
  2. Наблюдения
  3. Эксперимент
  4. Изучение творческих работ
  5. Тестирование

Реализация программы строится на 7 основных принципах:

1. Принцип целостности педагогического процесса.

  • В совместной деятельности, совместном творчестве педагога и ученика  не допускается бессистемности, прерывности педагогического процесса.
  • Если определили правила, необходимо их соблюдать.
  • Быть принципиальными и ответственными в отношении общего дела, соблюдения культуры общения и общечеловеческих ценностей.

2. Принцип ценностно - смыслового  равенства.

  • У педагога и воспитанников общая цель, интересная совместная деятельность, взгляды на общечеловеческие ценности совпадают; позиция равенства.
  • Ведущим в отношении взрослого и ребенка является принцип: «Хоть ты ребенок или подросток, но ты такой же человек, как и я; я уважаю тебя, мы вместе делаем общее дело».

3. Принцип демократичности.

  • Одинаковое соблюдение законов и правил педагогом и воспитанником.
  • Не должны ущемляться права ребенка и взрослого.
  • Равная мера ответственности: «Взялся за дело – выполни его достойно».

4. Принцип креативности (творчества).

  • Творческую личность можно воспитать только в творческой обстановке и при участии педагога творящего.
  • В творчестве важно, когда воспитанник сам осознает свой выбор, свои приобретенные навыки: сам сочинил программу, игру, сценарий, проект; ценит и считается с мнением педагога и товарищей.
  • Соблюдается принцип: «Отвергаешь – предлагай!».

5. Принцип индивидуально – личностной ориентации содержания воспитания.

  • Педагог призван помочь воспитаннику осуществить свое право самому выбирать сферу для самореализации и саморазвития, самоутверждения с учетом внутреннего развития каждой отдельной личности.

6. Принцип толерантности.

  • Все участники сцентра относятся с уважением к людям разных национальностей, народностей и религий.
  • Уважают взрослых и сверстников. Мальчики уважительно относятся к девочкам, а девочки к мальчикам.

7. Принцип культуросообразности.

  • Воспитательный процесс осуществляется в соответствии с культурным наследием Нижегородской области.
  • Важно гордиться своей богатейшей, во всех отношениях областью, чувствовать себя патриотом своей Родины, ценить то, что делается для молодежи, во благо процветания области и народа.
  • Обогащать свои знания в области краеведения, экологии, истории и культуры, пополнять культурное наследие города и области собственными свершениями.

Наиболее продуктивными для реализации данной программы являются следующие виды деятельности с детьми:

  • обучение социальным навыкам (общение и коммуникация, коллективная деятельность);
  • обучение лидерско-организаторским навыкам (развитие лидерских качеств в практической деятельности, организация деятельности детской организации, знания по самоуправлению);
  • социальное проектирование;
  • сборы совета актива различной тематики;
  • организация социально-значимой деятельности (совместная творческая деятельность младших и старших, участие в различных проектах, конкурсах, акциях).

45455.jpgРеализация программы

В ходе реализации программы можно выделить три последовательных этапа:

  • Подготовительный 
  • Основной
  • Итоговый 

45664.jpg     Ожидаемые результаты:

Школьники, участвующие в работе экоцентра, в дальнейшем становятся активными участниками и победителями городских олимпиад, научно-практических конференций, на которых защищают работы на тему экологии, биологии, химии, географии. Ребята сами разрабатывают и проводят школьные вечера, игры, турниры; проводят занимательные уроки, помогают педагогам в проведении экскурсий и практических занятий с младшими школьниками. На классных часах высказывают и активно защищают свою жизненную позицию, призывая одноклассников вести здоровый образ жизни, направленный не только на сохранение, но и улучшение экологической обстановки.

Пробуждение интереса учащихся к естественным наукам, закрепление умений и навыков по специальностям биолог, географ, химик, эколог окажут помощь в определении профиля дальнейшего обучения.

Таким образом, семена экологического образования, заложенные в результате осуществления предложенной программы, дают хорошие всходы и развиваются во время учебного процесса. В этом заключается перспективность дальнейшего применения программы.

Получив дополнительные знания и новые практические навыки, учащиеся должны:

- подвести итоги теоретических занятий (лекции, семинары, мастер-классы, интерактивные занятия, тренинги), полевых исследований растительного и животного мира, экосистем;

- уметь практически применять методы экологических исследований, умений оформления, презентации и обсуждения результатов исследований;

- выявлять местные экологические проблемы;

- уметь проводить экологические десанты, знать основы практического улучшения состояния окружающей среды;

- применять творческие подходы к реализации экологических проектов (песни, танцы, выставки рисунков, плакатов, фотографий экологической тематики);

- иметь туристические умений, навыки выживания в природе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Андреева В.Н. «Предметная неделя географии в школе»; -  Ростов на Дону, «Феникс», 2007.

Балабанова В.В., Максимцева Т.А. «Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни»; -  Волгоград, «Учитель», 2001.

Барская В.Ф., Рычагов Г.И. «Практические работы по общей геологии»; - Москва, «Просвещение». 1971.

Васильев Ю.Р. «Занимательное природоведение»; - Москва, «Омега», 1997.

Волович В.Г. «Человек в экстремальных условиях природной среды»; - Москва, «Мысль», 1983.

Войлошников В.Д. « Геология в школьном курсе географии»; Москва, «Просвещение», 1983.

Голицын С.И. «Хочу быть топографом»: Ленинград, «Детгиз», 1953.

Данилов С.В. «Гигиенические опыты и самонаблюдения»: - «Биология в школе», №2, 2004.

Жданова Ю.В., Назаренко В.И. «Формирование здорового образа жизни. Практические работы»; - «Биология в школе», №2, 2004

 Крыгин А.Ю. «Лишайники – индикаторы чистоты атмосферы»; - «Биология в школе», №3, 1998.

 Куприн А.М. «Занимательная картография», - Москва, «Просвещение», 1989.

 Куприн А.М. «Занимательно об ориентировании»; - Москва, «Просвещение», 1980.

 Куприянова М.К. «Вопросы и задания по физической географии»; Екатеринбург, «У-Фактория», 2003.

 Лазаревич К.С. «Общая физическая география (в 2-х частях); - Москва,  «Первое сентября», 2003.

 Левицкий И.Ю., Евглевская Я.В. «Решение задач по географическим картам»; - Москва, «Просвещение», 1996.

 Меньчуков А.Е. «В мире ориентирования»» - Москва, «Недра», 1986.

 Минина З.Б. «Экскурсия «Болото как экосистема»; - «Биология в школе», №4, 2002.

 Муфазаров В.Г. «Основы геологии»; - Москва, «Просвещение», 1979.

 Пивоварова Л.В. «Учебный проект по биолого-экологической программе «Эко-ключ»; - «биология в школе», №2, 2004.

 Сборник «День Земли 2001». Материалы в помощь; - Иркутск, ИРОО «Байкальская Экологическая Волна», 2001

 «Сборник игр и упражнений для интерактивного обучения в экологическом образовании»; - Иркутск, Иркутск, ИРОО «Байкальская Экологическая Волна», 2002.

 Смолицкая Г.П. «Занимательная топонимика»; - Москва, «Просвещение», 1990.

 Устимович Г.И. «Наркотик. Стоит ли ему доверять?» Блицтурнир; - «Биология в школе», №2, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экологический проект "ЭДМ" ("Экологическое движение Моложёжи")

p { margin-bottom: 0.21cm; } Социально-экологический проект «ЭДМ» («Экологическое Движение Молодежи») создан совместно с учениками 9 класса: для практического участия школьников в решении экол...

Занятие экологического кружка "Радонежье". Воспитание и формирование здорового образа жизни, направленного и на улучшение состояния окружающей среды. "Экологическая составляющая "проблем 2012".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духов-но-нравственную и социальную ценность, с...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...

Внеклассное мероприятие экологической направленности "Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе "Большое будущее малых водоёмов» - 10 класс

laquo;Внеклассное мероприятие  экологической направленности (старшая школа)»Тема мероприятия : Экологическая экспедиция на школьной экологической тропе"Большое будущее малых вод...