Экологический урок "Родная природа"
классный час по экологии (7 класс) на тему
Экоурок проводится с учащимися 7-8 классов. Проводится урок в форме игры .В ходе урока вспоминают экологические праздники, пословицы ,загадки, правила поведения на природе,также рассматриваются некоторые экологические проблемы. Урок заканчивается составлением экоманифеста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_urok_rodnaya_priroda.doc | 254 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический урок «Родная природа...»
Задачи:
Цели и задачи:
формирование у учащихся понимания единства человека и природы;
воспитание экологической культуры у подрастающего поколения;
пополнение знаний у учащихся о природе.
Эпиграф: Ты открой мне, природа, объятья,
Чтоб я слился с красою твоей.
И.Бунин
Учитель:
Действительно быть частичкой природы – это прекрасно! Какой прекрасный и удивительный мир нас окружает- леса, поля, реки... Это природа! Наша жизнь неотделима от нее. Родина для каждого из нас начинается с близкого: с родных людей и той природной среды, в котором мы растем, живем. Сегодня мы с вами собрались на необычный урок ,где поговорим о красе и проблемах появившихся в природе. Урок проведем в форме игры класс разделили на две команды
(Звучит музыка “Звуки природы”, выходят ведущие – Флора и Фауна).
Флора - Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа!
Фауна: Певец природы, писатель М. М. Пришвин писал: Мы хозяева нашей природы, она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. И охранять природу – значит, охранять Родину.
1 конкурс будет называться «Экологические даты и праздники»
Каждая команда должна будет назвать по пять экологических праздников .
- Международный День Земли (22 апреля)
- День работников леса (18 сентября)
- Международный день защиты озонового слоя (16 сентября)
- День птиц (1 апреля)
- Народно-фольклорный праздник Сороки (22 марта)
- Народный праздник Иван Купала (7 июля)
- Всемирный день по борьбе с опустыниванием и обезвоживанием (17 июня)
- Всемирный день окружающей среды (5 июня)
- Всемирный день туризма (27 сентября)
- Всемирный День животных (4 октября).
Флора:
Следующий конкурс «Сложи пословицу».
Каждой команде выдаем конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Ваша задача за 2 мин. нужно правильно собрать карточки с пословицей.
Аист на крыше - // мир в доме.
Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.
Жизнь дана // на добрые дела.
Доброе дело // само себя хвалит.
Много воды - // много травы.
Растение - // земли украшение.
Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.
Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка.
Срубили кусты - // прощай птицы.
Увидел скворца - // весна у крыльца.
Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара.
Рощи да леса - // родного края краса.
Судьба природы - // судьба Родины
Фауна:
3 конкурс назвали «Отгадай загадки»
- Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червяков.
Зимовать не улетает
Под карнизом обитает. (Воробей) - Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет,
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец) - Вертится, стрекочет,
Весь день хохочет. (Сорока) - Ей в ночь глухую не до сна.
Промысел ведет она. (Сова) - Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу. (Опята) - Серенькие шапки, рябенькие ножки.
Под березой растут, как их зовут? (Подберезовики) - У него невзрачный вид, учти – он очень ядовит!
Не бери его с полянки, как его зовут? (Бледная поганка) - А этот красавец на беленькой ножке.
Он в красной шляпке, а на ней горшки. (Мухомор) - Гляну в окошко,
Идет тоненький Антошка. (Дождь) - Лечу – кручу, на весь мир ворчу. (Метель)
- Весной веселит, летом холодит,
Осенью умирает, зимой согревает. (Дерево) - Над рекой, над долиной
повисла белая холстина. (Туман) - Луна зацветает,
Рожь поспевает,
Когда это бывает? (Летом) - Что не сеяно родится? (Трава)
Флора:
4 конкурс посвящается «Красной книге»
- В 1963 году впервые появился список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира, который получил название “Красная книга фактов”. Это книга тревоги, книга – предупреждение, в которой названы те животные и растения, их на Земле осталось очень мало.
- У нас в стране первая красная книга появилась в 1982 году.
Красная книга – Красная!
Значит природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига.
Если что-то попало в Красную книгу!
- Охраняйся Красною книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
- Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы!
Сейчас каждая команда назовет по пять растений входящих в Красную книгу Татарстана.
Фауна
5 конкурс Мы все любим отдыхать на природе .Какие правила поведения нужно соблюдать Этот конкурс называется «Правила поведения на природе.»
Каждая команда вспоминает по 5 правила, которые нужно соблюдать на природе.
- Не рви цветы.
- Нельзя разорять муравейники.
- Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
- Не повреждай кору деревьев.
- Нельзя брать яйца из гнезд.
- Не разводите костер в лесу.
- Не сбивайте грибы, даже не съедобные.
- Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
- В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
- Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!
Флора:
6 конкурс Проверяем домашнее задание Нужно было подготовиться выразительно читать стихотворение.
- Ученик.
Любви к природе нечего стыдиться,
Её как солнце в сердце не гаси.
Будь Человеком, дай цветку напиться
И дерево от гибели спаси
- Ученик.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У Земного шара на боках.
Мы давно «освоили» планету.
Широко шагает новый век.
На земле уж белых пятен нету,
Черные – сотрешь ты человек?
- Ученик.
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой,
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река.
Свои теряя берега.
И слышу голов той реки:
«Ты береги нас. Береги!»
- Ученик.
Остановил олень свой бег
Будь человеком, человек
В тебя мы верим, не молчи!
Ты береги нас, береги!
Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: «Не солгу,
Я сберегу вас. Сберегу!»
Учитель: Действительно ребята сегодня очень актуальна тема охраны природы. Но
мысль о том, что существованию жизни на Земле может угрожать повседневная хозяйственная деятельность человека, получила широкое распространение сравнительно недавно и была встречена с естественным недоверием. Трудно поверить, что мирный труд может иметь те же последствия, что и атомная война. Трудно представить, что блестящий век науки, начинавшийся такими многообещающими победами разума, может завершиться так нелепо и бесславно. А речь идет именно об этом.
«Сохраним ли мы нашу планету обитаемой?», «Земля в беде», «Погубленный мир», «С топором у дерева жизни», книги, статьи, брошюры с такими заголовками заполнили книжный рынок. Их авторы настойчиво повторяют: «Положение ухудшается очень быстро, оно гораздо очень опасно, чем это представляется большинству людей». «По сей день большинство людей не осознаёт, до какой степени мы разрушили мир, в котором обитаем».
Каждое производство имеет свои отходы, без которых оно не существует. Итак, мы поговорим об отходах цивилизации.
Вам были даны индивидуальные задания и должны были подготовить небольшие сообщения о некоторых экологических проблемах.
УЧЕНИК1: Меня заинтересовало влияние накопление углекислого газа.
.И. Вернадский писал, что ни один живой организм. В не может существовать в среде, созданной из его отбросов». Потенциальная опасность для человечества состоит в увеличении количества углекислого газа в воздухе – это тепловой эффект. Этот процесс может принести нам большие бедствия.
Впервые такого рода опасения были высказаны на рубеже прошлого века. Обычное содержание углекислого газа в атмосфере 0,03 %, но несмотря на малое количество, он играет заметную роль в жизни биосферы. Основные природные его источники – вулканы, термальные воды, дыхание животных и растений. В промышленных городах его концентрация превышает 100 раз. Луксорский обелиск, вывезенный из Египта и установленный в 1836 году на площади Согласия в Париже, подвергся на новом месте большому износу, чем за все свое предыдущее существование, начавшееся при Рамзесе II. Человечество страдает от оксидов азота, серы, фосфора, развиваются профессиональные заболевания.
С некоторых пор с разных концов света стали поступать сведения об отравлении людей. Так в 1953 году рыбаки из маленького японского городка Минамото на острове Кюсю стали жертвами таинственной и страшной болезни. Анализы показали очень высокое содержание ртути в крабах, обитающих в мелководье, и в 6 раз более высокое – в почках больных. В скорее обнаружилась и причина загрязнения: в залив сбрасывались воды одного из заводов, где изготовлялись удобрения, синтетические волокна. В качестве катализаторов при этом применялись соединения ртути.
Учитель : : Ребята, что вы предлагаете для решения экологической проблемы «Парникового эффекта?»( Ученики высказывают свои версии).
УЧЕНИК 2
Много людей любит путешествовать и с поездок привозят понравившихся им животных, также сотни диких видов переселялись и без ведома человека.. В трюмах и на днищах кораблей, в багаже и одежде людей, с торговыми грузами и почтовыми отправлениями путешествовало множество «Бесплатных пассажиров»: семена и споры растений, насекомые и их куколки, представители простейших и даже мелкие млекопитающие. Они распространялись по всему свету, удаляясь на недоступное им прежде расстояние от своей прародины.
Меня заинтересовало как это отражается в жизни животных. Вот, что я выявил ,что не всегда пришельцы имеют мирный характер. Пятилетний мальчик, возвращаясь с Гаити, где он с мамой проводил лето, прихватил с собой домой, во Флориду, трех улиток, которых мать естественно выбросила. Не прошло и года, как три эти улитки в сотрудничестве с миллиардным своим потомством полностью опустошили окрестности Майами, где проживал любознательный мальчик. Гигантские улитки пожирали траву и кусты, объедали кору деревьев и даже побелку со стен домов. Улиток давили и травили химикатами, завезли даже с их родины большое количество естественных их врагов – жаб: безрезультатно. Гигантская ахатина у себя на родине в, Восточной Африки ведет скромное оседлое существование, довольствуясь местной флорой, а это был настоящий биологический взрыв и таких примеров очень много. От неразумного вмешательства в природу страдали континенты, которые осваивал человек.
Учитель: что мы можем предложить путешественникам.
Ученики обсуждают бесконтрольное вмешательство человека в природу. Предлагают:
- Из походов, путешествий не брать никаких животных или растений;
- Использовать для борьбы с колорадским жуком ядохимикаты и механический метод истребления насекомых;
- На птичьих рынках не покупать птиц и животных, привезенных с других стран.
УЧЕНИК 3
Начиная изучать химию, я еще больше поняла как мы зависим от химической промышленности. Химическая промышленность как самостоятельная отрасль возникла в 19 веке, химия как наука несколько раньше. Без производных химии современный человек существовать не может. Давайте поговорим, как химия связана с нашей жизнью. Ежедневные, вполне реальные, ставшие уже привычные чудеса современной химии приносят нам сегодня трудно оценимые блага и наносят нашей природе трудно поправимый вред. Химия сегодня одевает и обувает человека, обеспечивает топливом машины, удобряет почву, защищает от вредителей поля и леса. Химия сохранила жизнь множеству больных (пенициллин и другие антибиотики), спасла от голодной смерти множество людей («зеленая революция» в Индии, Мексике), предотвратила полное истребление многих видов животных и растений, создав искусственные заменители натуральных материалов.
Но одновременно химическая индустрия стала невольной причиной массовой гибели растений и животных, нарушение здоровья людей, постоянного отравления всей среды обитания – атмосферы, гидросферы, почвы. Оксиды углерода выбрасываются нефтеперегонными заводами, оксиды азота – предприятиями химической промышленности, выделяются из химических удобрений. Фосфаты попадают в сточные воды из химических моющих средств и удобрений. Ртуть – отходы лакокрасочного производства. Свинец – один из отходов химической промышленности. Пестициды так же изготовляются на химических заводах. Первым пестицидом, который применялся для борьбы с колорадским жуком был ДДТ (дихлордифенилтрихлорметилметан). ДДТ обнаруживается сегодня в тканях белых медведей, печени пингвинах, жире китов, молоке женщин. Живые организмы являются «биологическими насосами», всасывающими этот ядохимикат из биосферы Земли. Сегодня этот химикат находится практически в организме каждого жителя Земли, причем концентрация его даже у живущих в странах, где он не применялся, в 2-3 раза выше допустимой нормы. Все эти причины привели к тому, что ДДТ и родственные ему хлорорганические соединения запрещены или ограничены почти повсеместно. После всего сказанного может сложиться впечатление, что химия – это и есть главный виновник загрязнения нашей планеты, но это не так.
Учитель: Ребята, а как вы думаете, кто же главный виновник в загрязнении нашей планеты? (Выслушиваются мнения учеников)
Обсуждение Покажется неожиданным, но главным загрязнителем сегодня является автомобиль – предмет нашей гордости, символ благополучия, олицетворение современного комфорта, аккуратный, изящный. А главное – наш помощник: с его помощью осуществляется сегодня 90% всех посажирских перевозок.
Учитель: Если бы выбрасываемые автомобилями газы были видимы, мы воочию убедились бы, что , выходя каждое утро из дома, мы погружаемся в мутные струи подозрительного вида газовой смеси и доверчиво заполняем её наши легкие. Дымные шлейфы автомобилей - это ядовитые, концерогенные соединения, из которых не ядовиты только 5. За каждые 100 км пробега автомобиль потребляет годовую норму кислорода, необходимого для дызания человека. В результате – бронхит, ОРЗ, пневмония, рак.
Ученик 4
Я люблю бывать в лесу Лес служит домом для огромного числа животных и растений.
Лес задерживает пыль, очищает воду при испарении, снижает шум, смягчает вредоносность ядовитых химических загрязнений.
Лес снабжает людей древесиной, топливом, бумагой, каучуком, ягодами, грибами, орехами, лекарствами.
Уничтожение лесов ведет к осушению почвы, обмелению рек, усилению водной и ветровой эрозии. Лес - один из главных регуляторов экологического равновесия биосферы!
Создание новых лесных массивов - самое эффективное средство защиты окружающей среды от антропогенных загрязнений и восстановление нарушенного природного равновесия.
Несмотря на огромное значение лесов для существования жизни на планете, площадь их резко сокращается. Они вырубаются под сельскохозяйственные поля, пастбища, для получения топлива, строительных материалов, бумаги и т.д. Вырубая леса, человек думает, что расширяет свое жизненное пространство, но: за свою историю в результате эрозии и опустынивания человечество потеряло столько земли, сколько сейчас занято сельским хозяйством.
Учитель А что в наших силах( Обсуждение)
Учитель: Ребята давайте все вместе составим экоманифест. Первоначально давайте выясним .Что означает слово.манифест?
ЭКОМАНИФЕСТ
- Живи по закону чистого пространства:
- Не выбрасывай мусор, помни: бумага разлагается 2 года, стекло – 100 лет;
- Чисто не там, где метут, а там, где не сорят!
- Рационально используй и охраняй землю.
- Экономь воду и энергию.
- Не будь равнодушным к губителям природы, занимай активную позицию в жизни:
- Участвуй в работе школьного экологического общества;
- Поддерживай и участвуй в акциях по охране природы;
- Выполняй Великие законы природы:
- Все связано со всем;
- Природа знает лучше;
- Природа не создает мусора;
- Ничто не дается даром.
- Не сори в общественных местах. (Школьных коридорах, в столовой, на стадионе, на улицах, в парках.)
Еще в 19 веке Тургенев в рассказе « Бежин луг»,он описывал красоту нашей природы.
Пусть таким же красивым останется и через 200 лет.
Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце – не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное – мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра… Но вот опять хлынули играющие лучи, – и весело, величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь……
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая игра "Природа Сибири"
В занимательной форме изучается природа Сибири, её богатства, растения, животный мир и красота....
Экологическое занятие "Природа и мы"
конспект занятия по экологическому воспитанию....
Экологический проект «Природа – наш общий дом»
Экологический проект «Природа – наш общий дом» написан для участия в республиканском педсовете....
Экологическая игра: «Природа или окружающая среда»
Данная экологическая игра знакомит учащихся со сложной проблемой загрязнения планеты, от решения которой зависит в конечном счете само существование человека....
Экологическая игра "Природа и математика"
В данной презентации представлены материалы показывающие межпредметные связи....
Экологическая викторина "Природа и человек"
Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств для потомков - эти проблемы приобрели в настоящее время актуальность. Но чтобы успешно охранять наши леса и вод...
Программа экологического кружка «Природа – наш общий дом»
Актуальность и практическая значимость программы реализуется через связь с жизнью, изучение методик исследовательской деятельности, разработка учебных проектов, участие в работе лек...