Экологическая игра: «Природа или окружающая среда»
методическая разработка по экологии (8 класс) на тему
Данная экологическая игра знакомит учащихся со сложной проблемой загрязнения планеты, от решения которой зависит в конечном счете само существование человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_igra.docx | 28.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологическая игра: «Природа или окружающая среда»
Цель мероприятия:
Развитие экологической культуры учащихся.
Задачи:
- показать важность экологических проблем в природе, влияние на экологическую ситуацию каждого человека;
- повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников в области экологии;
- повышение интереса к данным предметам через учебно-познавательную деятельность;
- воспитывать чувство взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу;
- развивать умение четко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
- формировать у учащихся умение организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их.
Технология игры:
Из учащихся 8-9 классов выбираются 2 команды по 6 человек, один из которых назначается капитаном. Дается домашнее задание: придумать название команды, девиз, приветствие, эмблему на тему экологии.
Ход игры: На доске размещается изображение земного шара, покрытое разноцветными бумажками, на которых нарисован различный мусор. Это не просто картина, это табло, на котором фиксируются результаты игры. При каждом заработанном той или иной командой балле снимается одна бумажка – идет как бы процесс очищения земного шара от мусора. (Предварительно команды выбирают себе цвет бумажек).
Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья. Мы приветствуем всех собравшихся в этом зале. Наша игра необычная – она экологическая и посвящена одной из самых актуальных тем – загрязнению планеты Земля. В результате нашей деятельности наша земля подвергается постоянной опасности.
Ведущий 2: Мусорные свалки, скопления ядовитых химических веществ, разбитые машины, выброшенные бутылки и брошенные обертки от конфет – это далеко не все виды загрязнения земли. На некоторые виды загрязнения просто неприятно смотреть, другие могут быть опасными для людей и животных. Сельскохозяйственные животные иногда ранятся о старые банки и бутылки. Маленькие дети могут получить травмы при игре в полуразрушенных автомобилях. Небольшие животные попадают в бутылки и умирают, поскольку они не могут оттуда выбраться. Загрязнённая почва влияет на здоровье животных и людей.
Ведущий 1:
В окружающей среде
Не понюхаешь цветок,
Не поплаваешь в воде.
Все яснее понимаем год от года
Так не может продолжаться на земле –
Ожидает нашей помощи природа.
Или… жить нам в окружающей среде.
Ведущий 2: Мусор и другие отходы становятся угрозой для нашей планеты. Вопрос «Как сохранить природу?» становится все актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.
(Ведущие представляют команды и знакомят участников с правилами игры. После окончания каждого конкурса судьи подсчитывают баллы и с изображения земного шара убираются «отходы», соответствующие заработанным каждой командой очкам.)
- Конкурс – разминка ««Удивительное» рядом»
Командам поочередно задаются вопросы, на которые они должны кратко ответить.
- В 1970-е годы эту реку Европы загрязнили химическими веществами так сильно, что одному человеку удалось частично проявить в ее воде фотопленку. Какая это река? (Рейн)
- В начале 90-х.годах прошлого века в Мехико школьники на месяц были освобождены от учебных занятий. Почему? (Из-за сильного загрязнение воздуха)
- Морские черепахи погибают, проглатывая полиэтиленовые пакеты. Почему они это делают? (Полиэтиленовые пакеты, в воде напоминают им медуз.)
- Почему город Бенхи в Китае незаметен на аэрофотоснимках. (Он постоянно спрятан за туманом из копоти и газов, которые выбрасывают в атмосферу 420 его фабрик и заводов.)
Ведущий 1: Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в наследство, в пожизненное пользование огромный мир – нашу прекрасную планету по имени Земля. « Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни» - сказал Сухомлинский.
Ведущий 2: Но в настоящий момент в биосферу внесены вредные отходы промышленности, пестициды, избыток удобрений, радиоактивные вещества, перегретые воды электростанций и другие отходы хозяйственной деятельности человеческого общества. По своему составу и общему объёму эти отходы не могут быть естественным путём переработаны и войти в дальнейший круговорот веществ. Они становятся источниками загрязнения биосферы, препятствуя самовосстановлению природных условий и возобновлению ресурсов.
- Конкурс «Отходы и доходы»
- Эту кислоту получили в 1784г. из цитрусовых. В настоящее время применяется более дешёвое сырье - свекла. Кислота используется как пищевая добавка. (Лимонная кислота)
- Атмосферные осадки, содержащие кислоту. (Кислотные дожди)
- Часть природного сырья, которая не используется или остаётся после переработки и использования. (Отходы)
- Оксид углерода, который применяется в качестве теплоносителя в ядерных реакторах. (Углекислый газ)
- Повторяющиеся процессы превращения веществ, перемещения атомов, молекул, природных вод, минеральных масс в биосфере. (Круговорот веществ)
- Недостижимый идеал, к которому следует стремиться промышленным, транспортным, сельскохозяйственным предприятиям. (Безотходная технология)
- Природное явление, вызванное поглощением углекислого газа, водяным паром энергии солнечных лучей. (Парниковый эффект)
- Повышение содержания в почве легкорастворимых солей, угнетающих рост растений и подавляющих почвенную фауну. (Засоление почв)
Ведущий 2: Человек на протяжении веков стремился не приспособиться к природной среде, а сделать ее удобной для своего существования. Теперь мы осознали, что любая деятельность человека оказывает влияние на окружающую среду, а ухудшение состояния биосферы опасно для всех живых существ, в том числе и для человека. Многие виды флоры и фауны исчезли. Большая часть их находится на грани исчезновения и занесена в "Красную Книгу Природы". Каждый час некоторые виды животных и растений погибают.
А теперь конкурс для зрителей. Балл за свой правильный ответ вы можете отдать команде, за которую болеете.
- Какое растение, судя по его названию, Золушка должна была бы одновременно любить и ненавидеть? (Мать-и-мачеха)
- Всезнайка среди овощей. (Хрен)
- В 1945 г. эта хулиганствующая группа замедлила стрелку лондонского Биг-Бена на 5 минут, и, не смотря на возмущения лондонцев, никто из них не понес наказания. Кто они? (Стая скворцов. Птицы)
- Назовите самое распространенное в мире заразное заболевание. (Насморк, но не грипп)
- Ученые установили, что если слон будет спать на воле больше 7 часов, то умрет. Почему? (От голода (ему необходимо в день до 300 кг пищи. Поэтому он вынужден питаться 18 часов в сутки).)
- На одной из московских выставок демонстрировалось около 1000 яиц самой различной формы и окраски, собранных из гнезд 76 видов птиц. Все их объединяло нечто общее. Что именно? (Это были яйца кукушки.)
- В настоящее время от этого едва ли не с периодичностью в один месяц гибнут люди. Причиной смерти являются длинные (несколько метров) углепластиковые удочки. Каким образом они подвергают людей смертельному риску? (При забросе цепляются за ЛЭП.)
- Многие любят бананы. И о том, что банан – гигантская трава, а не дерево, знают наши знатоки. Нам же хочется узнать, почему бананы собирают зелеными? (Плод, созревший на растении, не так вкусен, как доспевший при хранении.)
Ведущий 1:
Моя планета – человеческий дом.
Но как ей жить под дымным колпаком,
Где сточная канава – океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: больше не могу!
Состояние окружающей человека природной среды – одна из актуальнейших общемировых проблем современности. В условиях научно-технической революции масштабы влияния человеческой деятельности на природную среду возросли необычайно и продолжают стремительно нарастать. В ряде случаев они достигают глобального изменения и сопоставимы с общепланетарными масштабами многих естественных процессов или даже превосходят их.
Ведущий 2: Всестороннее изучение человека, его взаимоотношений с окружающим миром привели к пониманию, что здоровье - это не только отсутствие болезней, но и физическое, психическое и социальное благополучие человека. Здоровье - это капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.
- Конкурс «Экология и здоровье»
- Почему при отравлении нефтепродуктами противопоказано принимать жиры, растительные масла, яйца? (Углеводороды растворяются в жирах и надолго задерживаются в организме)
- Известно, что бром и йод ядовиты. Почему же невропатолог может посоветовать принимать бром, а эндокринолог заявить, что вам не хватает йода (Ядовиты простые вещества. Лекарства содержат соединения этих веществ)
- Какие покрытия для пола наиболее благоприятны для здоровья: ковровое, линолеум или краска? Почему? (На ковровом покрытии скапливается много пыли, линолеум может выделять вредные для здоровья вещества. Крашенные полы наиболее безобидны)
- Соли азотной и азотистой кислот, которые могут накапливаться в воде и пищевых продуктах, вызывая тяжёлые заболевания. (Нитраты и нитриты).
- Радиоактивные вещества, тяжелые металлы, техногенные химические соединения, способствующие появлению злокачественных опухолей. (Канцерогены)
- В состав хрустального стекла входят оксиды кальция, кремния, свинца. Можно ли хранить в хрустальной посуде маринад, кислое варенье? Почему? (Нельзя. Оксид свинца растворяется в кислотах, а соли свинца токсичны ).
- Конкурс «Что может сделать один?»
Ведущий 1:
Ежегодно только в одной Москве образуется более 19 миллионов тонн мусора, и 3,9 миллиона тонн из них – твёрдые бытовые отходы (ТБО) и крупногабаритный мусор. Большинство этих отходов не разлагается. Существует три способа борьбы с этой ситуацией: то, что может делать каждый человек. Это снижение потребления, повторное использование и переработка.
(Каждой из команд задаются вопросы. Надо продолжить сказанное, закончить фразу.)
- Пишите на обеих сторонах листа бумаги, используйте больше материалов … (из переработанной макулатуры)
- Не выбрасывайте еду - покупайте столько… (сколько сможете съесть)
- Не выбрасывайте использованные вещи - … (отдайте нуждающимся)
- Если вещь можно починить - … (не покупайте новую)
- Старайтесь покупать напитки не в пластиковых, а в стеклянных бутылках … (их можно использовать много раз)
- Используйте многоразовые сумки при походе в магазин вместо… (пластиковых пакетов)
- Кипятите в чайнике столько воды, сколько … (Вам необходимо для чаепития)
- Используйте лифт для подъема только ... (на верхние этажи)
Ведущий 1:
По оценкам ученых, человечество в настоящее время живет за счет будущих поколений, которым уготованы гораздо худшие условия жизни, что неизбежно повлияет на состояние их здоровья и социальное благополучие.
Ведущий 2:
Как яблоко на блюде
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить всё богатство
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то Земли не будет
У каждого из нас.
Ведущий 1:Наша игра заканчивается. Движение в защиту окружающей среды везде приобрело поддержку. Было принято много законов и решений по этой проблеме, много мер было разработано, чтобы защитить наши леса, реки, озера и моря. И все же каждый из нас должен делать все возможное, чтобы сохранить землю, воздух и воду чистыми, проблема не может решиться одним человеком или одной страной. Это решение требует сотрудничества всех стран. Земля является нашим домом. Мир вокруг нас замечательный. Наша цель в том, чтобы сделать его более красивым и сохранить его для себя и следующих поколений.
Используемая литература:
- Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. – М: ТЦ Сфера, 2008 – 128 с.
- Имедеева Т.В. Интеллектуальная игра «Химия и здоровье»// Химия в школе. – 2007.№5.
- Капецкая Г.А.Своя игра//Химия в школе.-2007-№7
- Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. – М: ТЦ Сфера, 2008 - 112 с.
- Маркина И.В. Современный урок химии.- Ярославль.; Академия развития.,2008
- Николаева С.Н. Юный эколог. – М: Мозаика-Синтез, 1999 - 224 с.
- Рыжова Н.А. Не просто сказки…Экологические рассказы, сказки и праздники. – М: Линка-Пресс, 2002 - 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологическая игра "Природа Сибири"
В занимательной форме изучается природа Сибири, её богатства, растения, животный мир и красота....
Методическая разработка.Конспект урока для учащихся 6 класса по теме "Экологические проблемы и защита окружающей среды"
Конспект урока для учащихся 6 класса по теме "Экологические проблемы и защита окружающей среды" с выходом на иссследовательский проект....
экологическая игра "Проблемы загрязнения окружающей среды"
Материал может быть полезен учителям экологии, внеклассной работе...
Экологическая игра, посвященная охране окружающей среды "Свалка по имени Земля"
Образовательные задачи: закрепление в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках природоведения и биологии; вов...
Экологическое влияние мобильной связи окружающую среду
Цель проекта:1) изучить влияние мобильных телефонов на окружающую среду;2) изучить способы утилизации мобильных телефонов;3) изучить влияние мобильных телефонов на здоровье учащихс...
Конспект урока по географии для 10 класса на тему Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды
Конспект урока по географии для 10 класса на тему Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды...
Тест "Экологическая безопасность и охрана окружающей среды" к уроку по теме "Основы комплексной безопасности"
Тест "Экологическая безопасность и охрана окружающей среды" к уроку по теме "Основы комплексной безопасности"...