План по экологии
методическая разработка по экологии по теме
Создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_ekologiii.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 им.Иса Хуадонти с.Чикола Ирафского района
Утверждаю:_____________
Директор школы: _______ Р.С.Тускаева
Приказ №___ от 2.09.14 г
Программа экологического воспитания школьников
(срок реализации: ежегодно)
Программа разработана учителем экологии
МКОУ СОШ №3 с.Чикола Албегонова И.Т.
2014г.
Программа экологического воспитания школьников
МКОУ СОШ №3 им.Иса Хуадонти с.Чикола
I. Аналитическая записка
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. Одно из центральных мест в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
– к природе (экология природы),
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
В школе сложилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением.
Программа призвана объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.
II. Цель и задачи Программы
Цель: создание широких возможностей для творческой самореализации личности на пользу себе и обществу.
Задачи:
- воспитание экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности;
- формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
- развитие таланта и способностей как особой ценности;
- формирование здорового образа жизни учащихся.
IV. Прогнозируемый результат
Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника МКОУ СОШ №3 с.Чикола , обладающего экологической культурой.
IV. Содержание Программы экологического воспитания
Программа экологического воспитания школьников включает следующие направления воспитательной деятельности: «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.
Направление «Экология природы»
| Младший школьник | Подросток | Старшеклассник |
Цель: | Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности | ||
Задачи: | Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. | Формировать потребность проявлять активность в решении экологических проблем. Формировать познавательные, практические и творческие умения экологического характера. | Становление экологической ответственности как основной черты личности на основе системных знаний об экологических проблемах современности и возможности устойчивого развития современной цивилизации. |
Общешкольные творческие дела | Дни защиты окружающей среды от экологической опасности | ||
Формы работы с классом | Общение с природой | ||
Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы. | Выезды на природу с маршрутными наблюдениями. Обследование флоры и фауны местной территории. | Экологический мониторинг. Выращивание рассаду цветов для школьной клумбы. Научно-исследовательская деятельность. | |
Экологические игры | |||
Загадки природы. Осторожно, их мало! Почемучкина поляна. Лесная аптека. | Знатоки природы. Путешествие в мир природы. Знакомые незнакомцы. Поиск нарушителей природы. | Экологический КВН. Организация и проведение игр для младших школьников. | |
Экологические проекты | |||
Разведка прекрасного и удивительного. Зеленый класс. «Жалобная книга» природы. | Экологическая почта. Не проходите мимо! Красная книга. Чистый двор. Школьный двор | Экологический паспорт села. Экология нашей реки. Разработка экологических троп. | |
Классные часы, беседы | |||
«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля». | «Охрана природы – твоя обязанность», «Эта хрупкая планета», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Деревья разные бывают», «Памятники животным». | «Природа в произведениях искусства», «Человек есть существо природное и духовное», «Экологический кризис: шанс на спасение». | |
Посещение районного музея. | |||
Внеурочная деятельность | Научное общество учащихся: «Общество любознательных» (3–4 классы), «Творческие мастерские» (5–7 классы), «Исследовательская работа» (8–11 классы). | ||
Работа с семьей | Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе» | ||
Заповеди | Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев. | ||
Предполагаемый результат | Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив. |
Направление «Экология здоровья»
| Младший школьник | Подросток | Старшеклассник |
Цель | Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни. | ||
Задачи | Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду. | Формировать потребность в здоровом образе жизни. Развивать физическую подготовку учащихся. Формировать навыки рациональной организации умственного и физического труда. | Формировать валеологическую культуру школьников. Повышать уровень физической подготовки учащихся. Воспитывать ответственность за сохранение существующих школьных традиций |
Общешкольные творческие дела | Школьные турниры по баскетболу, футболу, волейболу, теннису, пионерболу, «Веселые старты». | ||
Формы работы с классом | Ведение книги классных спортивных рекордов. | ||
Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе. Подвижные игры на переменах. «Веселые старты». | Психологические тренинги «Кто я, какой я?». Спортивно-развлекательные игры. | Тренинги «Сам себе психолог». Вечер физкультуры и спорта. Военизированные и спортивно-развлекательные игры. Организация работы летних трудовых бригад. | |
Классные часы, беседы | |||
«Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Твой режим дня», «Вредные привычки. Как их искоренить?» | «Что дает спорт человеку», «О чудесных лекарствах, которые не найти в аптеке», «Будьте здоровы», «Суд над сигаретой», «Труд человека кормит, а лень портит». | «Здоровье нации. Как его сохранить?», «Суд над наркотиками», «Достаточно ли родиться, чтобы стать человеком?» | |
Кружковая деятельность | Спортивные секции: футбол, волейбол, легкая атлетика. | ||
Работа с семьей | Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника», «Домашняя экология». | ||
Заповеди | Просыпайся утром с улыбкой. Научись быть всегда жизнерадостным. Спи и ешь не больше, чем нужно, а не то жизнь проспишь и здоровье проешь. Занимайся спортом. Умей противостоять пошлости жизни: алкоголю, наркотикам, безделью. | ||
Предполагаемый результат | Осознание учащимися значимости физического состояния для будущего жизнеутверждения, для развития нравственных качеств, для профессионального самоопределения. Положительная динамика состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости, отсутствие утомляемости учащихся. Повышение интереса школьников к спортивным мероприятиям, спорту. Увеличение количества занимающихся в спортивных секциях. |
Направление «Экология души»
| Младший школьник | Подросток | Старшеклассник |
Цель | Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника | ||
Задачи | Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира. | Воспитывать ответственное отношение к учению, развивать познавательную активность учащихся. Воспитывать чувство национальной гордости, бережное отношение к памятникам истории и культуры, гражданскую ответственность за свое поведение. Развивать духовный мир школьника, его творческое мышление, способности и задатки. Осознавать собственную значимость в окружающем мире. | Формировать потребность в самообразовании в условиях развития науки, культуры и техники. Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности за будущее своей страны. Формировать эстетические вкусы и идеалы, инициативность, творческое отношение к окружающему миру. Ориентировать школьников на «постоянный труд души». |
Общешкольные творческие дела | Интеллектуальный марафон. Предметные олимпиады. | ||
Формы работы с классом | Экскурсии в музеи, на выставки. Посещение кинофильмов и их обсуждение. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Помоги ветерану». Акция доброты и милосердия. | ||
Классные часы, беседы. | |||
«Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «Азбука юного гражданина», «Правила поведения в обществе», «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Твой читательский формуляр», «Мои увлечения», «Про великих и знаменитых», «Слово о родном крае». | «Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Жизнь замечательных людей», «Мои земляки», «Учиться с увлечением. Возможно ли это?», «Наши читательские интересы», «Из истории праздников», «В мире профессий», «Ребенок и его права», Встречи с интересными людьми. | «Что могу я сделать для своего Отечества?», «Защита Родины – долг каждого», «Конституция – основной закон государства», «Обязанности и ответственность», «Доброта и гуманность сегодня», «Что такое красота в моде, в жизни, в искусстве?», «Моя профессия. Какой ей быть?», «В мире красоты и искусства», Творческие гостиные. | |
Кружковая деятельность | Концертные программы к различным праздникам. Уроки и тематические занятия «Наши истоки», «Выпускники школы – защитники Отечества», «Учителями славится Россия» и др. | ||
Работа с семьей | Открытые занятия кружков и секций. «Школьный день вместе». | ||
Заповеди | Цени и оберегай свое Отечество, познавай людей, живущих в нем, его прошлое и настоящее. Сохраняй традиции и культуру своего народа. Помни: каждый человек имеет задатки; развивай их! Каждое дело – творчески, иначе – зачем! Раскрой себя в любой инициативе. | ||
Предполагаемый результат | Осознание учеником роли знаний в жизни человека, видение личной учебной перспективы, умение совершенствовать и применять свои знания. Осознание необходимости изучения, сохранения и преумножения историко-культурного, духовного наследия Родины, верность гражданскому долгу. Гуманистическая направленность личности учащегося, понимание им ценности человеческой жизни, уважение человеческого достоинства, способность к состраданию, доброжелательность. Осознание учащимися необходимости познания прекрасного в окружающей действительности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"
Рабочая программа составлена в соответствии с программой автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...
Календарно-тематический план по экологии 5 класс
Календарно-тематический план составлен в соответствии с рабочей программой по экологии, утвержденной приказом № 278 от «30» августа 2018 г....
Календарно-тематический план по экологии 6 класс
Календарно-тематический план составлен в соответствии с рабочей программой по экологии, утвержденной приказом № 278 от «30» августа 2018 г....
Календарно-тематический план по экологии 7 класс
Календарно-тематический план составлен в соответствии с рабочей программой по экологии, утвержденной приказом № 278 от «30» августа 2018 г....
Календарно-тематический план по экологии 8 класс
Календарно-тематический план составлен в соответствии с рабочей программой по экологии, утвержденной приказом № 278 от «30» августа 2018 г....
Поурочные планы по экологии
полная раскладка по предмету экология...