Проект экологической площадки
проект по экологии на тему
Проект разработан на основе регионального компонента -истории Донского края
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инновационная площадка по экологии. Проект | 172 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шебалинская средняя общеобразовательная школа
х. Шебалин Заветинского района
Инновационный проект
экологического воспитания школьников
«ФОРМИРОВАНИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»
Составила: зам.директора по УВР
Учитель истории и обществознания
Мысливцева Е.Г.
Х. ШЕБАЛИН 2013Г.
1. Обоснование актуальности проекта
Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. В Концепции общего экологического образования современное общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности – экологического мышления и опыта экологически ориентированных рефлексивно-оценочных и проектных действий, деятельностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них, оценки своих возможностей по участию в решении экологических проблем, исполнения своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов.
Стратегической направленностью общего экологического образования является социализация обучаемых, ориентация в системе нравственных категорий экологической этики, приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, освоение экосистемной познавательной модели, воспитание экологической ответственности, формирование готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, накопление личного опыта применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды и экологического качества жизни.
В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры.
В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Проект экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. Проект призван объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.
2.Анализ исходной ситуации
Переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных процессов.
Это комплекс мероприятий, который включает в себя:
- введение экологии в учебный план школы;
- проведение интегрированных уроков по разным предметам;
- разработка отдельных экологических подтем в разных курсах;
- проведение внеклассных мероприятий;
- социально-значимых и исследовательских проектов;
- участие в муниципальных, региональных и всероссийских экологических конкурсах по экологии.
Организационная структура
государственно-общественной системы управления
Цель проекта:
–формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.
В проекте Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования нового (второго) поколения (ФГОС) вводится четкое различие двух фрагментов единого фундаментального ядра содержания образования – предметного и метапредметного (деятельностного). Предметное содержание может реализовываться через экологизацию содержания школьного образования.
Экологизация образовательного процесса – переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных процессов.
Предполагаемые результаты работы по проекту:
- Образовательные:
- эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и поселка;
- возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
- активизации познавательной деятельности учащихся;
- вовлечение учащихся в практическую деятельность;
- формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
- привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.
- Педагогические:
- использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
- повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;
- взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;
Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи:
- воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
- активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
- организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной и полной средней школе;
- формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;
- содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.
- усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;
- вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума
Для реализации необходимо научно-методическое и организационно- управленческое сопровождение обеспечивающие и предполагающие следующие направления:
- изменение планов учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента (педагогические советы, производственные совещания, методические объединения и т.д.);
- введение основ экологического образования;
- совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;
- организовать курс лекций для учащихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;
- осуществить отбор и подготовку одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;
- разработать программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Само содержание проекта определено направлениями экологического образования и созданием системной эколого-образовательной среды школы через введение спецкурсов и уровней по экологии.
Структура программы определена механизмом включения в школьные предметы отдельных разделов по экологии, а также проведение интегрированных уроков:
история биология
ОБЖ
Русский язык Литература
информатика
Система экологического воспитания и образования в школе
Учебный процесс | Воспитательная работа | Дополнительное образование |
|
|
|
Реализация предметного и метапредметного экологического содержания может осуществляться через разработку модели экологического образования, построенной на основе преемственности усложняющихся модельных экологических ситуаций региона с учетом ведущей деятельности и психических особенностей каждого возраста.
Преемственность содержания экологического образования
Ступень обучения | Задачи | Ключевые понятия | Ведущий вид деятельности |
Начальная школа | Формирование опыта эмоционально-ценностных сопереживаний проблемных экологических ситуаций, оперирования нравственными категориями, мотивации к действиям в интересах здоровья человека и безопасности жизни | Правила экологической безопасности. Экологическая культура. Связь здоровья человека и здоровья природы. Предосторожность. Бережное (экономное) отношение к любым природным ресурсам. Забота об окружающей среде. | работа с необходимой информацией «учусь экологическому мышлению»* |
Основная школа | Становление экосистемной познавательной модели, рефлексивно-оценочных умений, экологического стиля мышления | Устойчивое развитие. Экологическая безопасность. Ресурсосбережение. Нерасточительное потребление. Предосторожность. Социальное партнерство. Экологическое право. Право человека на благоприятную среду и обязанности по ее сохранению. | самопознание и саморегуляция «учусь управлять собой или моя экологическая культура»* |
Подходы к экологизации образования:
- Естественнонаучный - обучение через знания по предметам: природоведение, география, биология,
- Натуралистический - изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.
- Этический - пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).
- Этнический - стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой.
- Гуманистический - решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.
Занятия по основам экологических знаний, реализуя системно - деятельностный и культурно-исторический подходы, должны строиться с учетом основных принципов:
- междисциплинарности экологического знания, которое базируются на комплексном подходе к развитию человека, общества, природы.
- Педоцентрического принципа, который предполагает отбор наиболее актуальных знаний для учащихся разных типов образовательных учреждений, необходимых для индивидуального личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
- Культурологического принципа, направленного на воспитание ценностей в соответствии нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края.
- Краеведческого принципа, связанного с изучением культурно-исторического наследия малой Родины.
План занятия по основам экологических знаний должен содержать конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся с учетом условий образовательного учреждения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства мировоззренческой направленности экологического образования и образования в интересах устойчивого развития, интегрированного в урочную, внеурочную, внеклассную и внешкольную деятельность.
Виды деятельности школы
по экологическому образованию и воспитанию
Урочная деятельность | Внеурочная деятельность | Внеклассная и внешкольная деятельность |
1.Предметы Базисного учебного плана (БУП). 2.Предметы вариативной части БУП (часть плана, формируемая участниками образователь- ного процесса).
| Эколого-ориентированные курсы и другие, построенные по типу модулей, и выбираются педагогами в различной комбинации Экологические практикумы для учащихся разных классов путем сочетания учебных занятий в лабораторных условиях и в окружающей среде. Чаще всего по содержанию они ориентированы на изучение и оценку экологического состояния своей местности (школьный экологический мониторинг) Экологическая исследовательская и проектная деятельность Этнокалендарь (классные часы, праздники «День заповедников и национальных парков», «День Земли», «Всемирный день воды», «Всемирный день окружающей среды» и др.) Встречи с представителями природоохранных структур. Озеленение класса, школьной территории | Объединения по интересам Школьные экологические и природоохранные объединения , кружки: «Юный эколог» «Экология в филологии», Школьный экологический театр Общешкольные мероприятия Конкурсы рисунков, плакатов «Берегите лес от пожара», «Защитим реки и озера», «Защити сосны и ели перед Новым годом» и т.д. Праздники «День птиц», «Урожая» «День Земли», «Праздник Леса» и другие Выставки творческих работ Внешкольные виды деятельности Эколого-образовательные акции и движения, десанты Проектирование и уход за ландшафтом Практическое участие в природоохранных мероприятиях, в пропаганде идей здорового и безопасного образа жизни и Устойчивого развития Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю, участие в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.) |
При разработке занятий по основам экологических знаний следует познакомиться с:
- Указами Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»(1996), «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996);
- Экологической доктриной Российской Федерации (2002);
- Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (10.01.2002);
- Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (2009);
- Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010);
Планирование работы по экологизации образовательного процесса осуществляется ежегодно, в течение учебного года планы корректируются и изменяются по мере необходимости.
III. Прогнозируемый результат
Результат экологического воспитания – воплощение модели выпускника МБОУ Шебалинской средней общеобразовательной школы Заветинского района Ростовской области обладающего экологической культурой.
Модель выпускника
Участники Проекта.
Участниками Программы являются:
- Учащиеся 1-4 классов, которые изучают экологию в рамках предмета «Окружающий мир», «Русский язык», «Литературное чтение». Ученики начальной школы являются членами детской общественной организации «Бригантина», основным направлением деятельности которой является экологическое направление. Руководит работой детской организации педагог организатор.
- Учащиеся 5 класса изучают экологию в рамках элективного курса «Юный исследователь».
- Учащиеся 5-8 классов изучают экологию в рамках предметов «История Дона», «География», «Биология», Информатика.
- Учащиеся 5-9 классов на кружковой деятельности. Воспитательная система школы позволяет учащимся среднего звена быть членами школьного совета экологии, спорта, знаний, организаторских дел; участвовать в экологических походах, акциях, конкурсах, мероприятиях, организовывать и проводить экологические мероприятия в начальной школе.
- Родители учащихся приобщаются к экологической культуре на родительских собраниях, через школьный пресс-центр, в рамках проведения совместных с родителями экологических акций.
- Учителя-предметники школы, которые получают необходимую информацию о проблемах экологического образования и воспитания, повышают свою экологическую культуру посредством семинаров, педсоветов, методических совещаний.
- Мероприятия по реализации Проекта:
- Для осуществления поставленных задач разработан комплекс мероприятий, охватывающий практически все аспекты жизнедеятельности школы: научно-методический, учебно-воспитательный, документально-правовой, административно-хозяйственный, материально-технический.
№ | Мероприятия | Сроки | Ответственный | ||
Укрепление материально-технической базы школы | |||||
1 | Огораживание и благоустройство школьного двора | 2013-2014гг | Администрация школы | ||
2 | Посадка зеленых насаждений на территории школы, уход за ними | ежегодно | Администрация школы, учителя | ||
3 | Оборудование кабинета биологии (приобретение лабораторного оборудования для экологических исследований) | 2013-2014 г. | Администрация школы, Учитель биологии, географии | ||
4 | Участие в конкурсах экологических социальных проектов с целью получения грантов | Ежегодно | Администрация школы | ||
Укрепление учебно-методической и законодательной базы | |||||
1 | Создание постоянно действующей выставки литературы по экологической тематике в школьной библиотеке | ежегодно | библиотекарь | ||
2 | Создание медиатеки учебных и методических материалов по экологическому образованию и воспитанию на базе школьной библиотеки | Ежегодно | Учителя-предметники, учитель информатики, зам. Директора по ВР | ||
3 | Пополнение папки методических разработок внеклассных мероприятий в методическом кабинете, выставление методических находок на школьный сайт | ежегодно | Зам.директора по ВР | ||
4 | Разработка и утверждение должностных инструкций учителя, руководителя эколого-краеведческого кружка, руководителя учебно-опытного участка | 2013 – 2014 год | Администрация школы | ||
5 | Разработка и утверждение локальных актов, касающихся экологического образования и воспитания школьников | Постоянно по мере необходимости | Администрация школы | ||
6 | Разработка программы летнего оздоровительного лагеря | Ежегодно | Зам.директора по ВР | ||
Мероприятия в рамках учебного процесса | |||||
1 | Непрерывное экологическое образование в 1-9 классах | весь период | Зам. директора по УВР | ||
2 | Рассмотрение во всех школьных курсах вопроса экологически безопасного, устойчивого развития, введение понятий «гражданин планеты», «гражданин своей малой родины» | весь период | Учителя-предметники, руководители ШМО | ||
3 | Проведение предметных недель, месячника экологии. | ежегодно | Учителя-предметники, Учитель биологии, географии | ||
4 | Участие в предметных олимпиадах, интеллектуальных марафонах. | ежегодно | Зам. директора по УВР | ||
5 | Участие в районной экологической конференции школьников | Ежегодно | Учителя-предметники | ||
6 | Участие в районных мероприятиях по экологии | ежегодно | Учитель биологии, географии | ||
7 | Ведение элективных курсов экологической направленности | Ежегодно | Учителя-предметники | ||
Внеклассные мероприятия | |||||
1 | Выпуск школьной экологической газеты по календарю экологических дат | ежегодно | Зам.директора по ВР | ||
2 | Школьный конкурс «Самый зеленый кабинет» | ежегодно | Зам.директора по ВР | ||
3 | Школьная туристическая игра | ежегодно | Зам.директора по ВР | ||
4 | Конкурсы рисунков и плакатов, посвященные экологическим датам | ежегодно | Зам.директора по ВР | ||
5 | Участие в акции «Неделя в защиту животных» | ежегодно | Зам.директора по ВР | ||
6 | Участие в районных и областных экологических мероприятиях, конкурсах, туристических слетах. | ежегодно | Зам.директора по ВР | ||
7 | Трудовые десанты, экологические субботники | ежегодно | Администрация школы | ||
8 | Летняя трудовая четверть | ежегодно | Администрация школы | ||
9 | Мероприятия по экологической тематике в летнем оздоровительном лагере «Веселый туристенок» | ежегодно | Начальник лагеря | ||
10 | Просветительская и пропагандистская работа с населением, через средства массовой информации. | ежегодно | Зам.директора по ВР | ||
11 | Родительские собрания по экологическому воспитанию, совместные экскурсии и походы на природу | ежегодно | Кл. руководители | ||
12 | Работа школьного эколого-краеведческого кружка | ежегодно | Рук. кружка | ||
13 | Экологические экспедиции | ежегодно | Учитель биологии, географии | ||
14 | Школьный конкурс «Ландшафтный дизайн школьного двора» | Ежегодно | Руководитель пришкольного участка, классные руководители | ||
15 | Школьный день туризма | Ежегодно, 27 сентября | Зам. директора по ВР | ||
Научно-методическая работа | |||||
1 | Анализ состояния экологического образования и воспитания (через тестирование и анкетирование школьников и их родителей) | ежегодно | Зам.директора по УВР, по ВР | ||
2 | Изучение проблемы экологического воспитания, определение целей и задач педагогического коллектива. | ежегодно | Администрация школы, зам.директора по ВР | ||
3 | Методический семинар для классных руководителей «Формы и методы экологического воспитания школьников» | Раз в четверть | Зам. директора по УВР | ||
4 | Участие в районных и областных методических семинарах по проблемам экологического воспитания. | по мере необходимости | Зам. директора по УВР, Учитель биологии, географии | ||
5 | Работа творческой группы по реализации Программы | Постоянно | Члены творческой группы | ||
6 | Руководство секцией экологии в НОУ | Постоянно | Учителя-предметники | ||
Ожидаемые конечные результаты Проекта:
- Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей
- Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в хуторе.
- Превращение школы в районный центр экологического просвещения и воспитания.
Оценка результативности проекта
Показателями результативности проекта могут служить:
- Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ
- Участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах
- Динамика участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах
- Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы
Оценка результативности
Мониторинг (входящий, промежуточный и итоговый в течение года)
Рейтинговая система
Самооценка и рефлексия (отзывы детей, рефлексии)
Разные формы оценивания (тестовые задания по разным предметам)
Литература:
- Акимова Т. А. Экология. Человек - Экономика – Биота - Среда: Учебник для вузов -2-ое изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000 - 566 с.
- Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения – М.: Наука, 1965 – 374 с.
- Дзятковская Е. Н. Ключевые противоречия экологического сознания как критерий отбора содержания экологического образования. //Экологическое образование - № 2, 2010 – с. 24 – 30
- Дзятковская Е. Н. План–конспект развивающего занятия экологической направленности. //Экологическое образование - № 4, 2010 – с. 9– 13.
- Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. - № 4, 2009 – с. 6 - 10
- Либеров А. Ю. Экодидактика. Экосистемная методология проектирования обучения: Практико - ориентир. Монография. – М.: Ин-т экономических стратегий, 2007 – 160 с.
- Моисеев Н. Н. Экология, нравственность и политика.//Вопросы философии. - № 5, 1989 – с. 3-25.
- Моисеев Н. Н. Экология в современном мире //Энергия: экономика, техника, экология -№ 6, 1996 – с. 8-18.
- О проекте закона об образовании и его экологизации. //Экологическое образование - №1, 2011 – с. 1- 15
- О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование. - №4, 2010 – с. 3 – 8.
- Реймерс Н. Ф. Начала экологических знаний. Учебное пособие. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1993 – 262 с.
- Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999 – 158 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Соцальный проект "Спортивная площадка"
Реконструкция школьной спортивной площадки станет хорошим звеном в достижении спортивных результатов, обеспечит возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформирует необходимые знани...
Образовательный проект летняя площадка Юный исследователь
Образовательный проект "Летняя площадка "Юный исследователь" имеет цель организации активного летнего отдыха учащихся, вызвает интерес учащихся основной школы к практическим занятиям химии...
Экологический проект "Экологические праздники в школе"
•Создание экологического календаря.•Через внеклассные мероприятия ознакомить учащихся с экологическими проблемами своей республики и путями их решения.•Научить оценивать последствия собственной ...
Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»
Работа опирается на опыт учителя СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...
Презентация инновационной экологической площадки в школе.
Презентация инновационной деятельности в школе по экологии....
Дизайн – проект учащихся учебного объединения «Ростки талантов» - победитель конкурса на лучший дизайн-проект, проведенный в рамках реализации проекта «Экологический альпинарий»
В процессе создания красивой и благоухающей клумбы на территории нет ничего сложного. Это дело времени, правильной высадки (необходимо прочитать инструкцию на пакете с купленными семенами и строго ей ...
Проект "Спортивная площадка для школы" в рамках конкурса социальных проектов «Измени свой город к лучшему»
Цель проекта: разработать проект для улучшения среды школы, строительства многофункциональной спортивной площадки, отвечающей требованиям к сооружениям для детей....