Программа по экологии
рабочая программа по экологии (5 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа по экологии ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе региональной программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 классы. Изд. 2-е, дополн. и перераб./ Под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и канн. биол. наук, доц. Ю.И. Буланого. Саратов: Слово, 2001г
Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Основной задачей курса экологии является формирование у учащихся понятий, представлений о связях между объектами живой и неживой природы, о роли человека в окружающем нас мире, их сравнения и сопоставления.
Рабочая программа включает семь разделов:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по экологии ориентирована на учащихся 5 класса и реализуется на основе региональной программы для общеобразовательных учреждений, 1-11 классы. Изд. 2-е, дополн. и перераб./ Под ред. д-ра биол. наук, проф. С.И. Беляниной и канн. биол. наук, доц. Ю.И. Буланого. Саратов: Слово, 2001г
Рабочая программа дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Основной задачей курса экологии является формирование у учащихся понятий, представлений о связях между объектами живой и неживой природы, о роли человека в окружающем нас мире, их сравнения и сопоставления.
Рабочая программа включает семь разделов:
- Титульный лист (название программы).
- Пояснительная записка.
- Учебно-тематический план.
- Содержание тем учебного курса.
- Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
- Перечень учебно-методического обеспечения
- Список литературы (основной и дополнительной)
Цели:
Изучение экологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях: строении жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов: человеке как биосоциальном существе, о роли экологии в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
- воспитание бережного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
На изучение курса экологии на ступени основного общего образования в 5 - 9-х классах выделено по 34 часа (1 час в неделю).
Контроль знаний, экскурсии, лабораторные и практические работы по классу распределены следующим образом:
Контроль знаний – 3
Лабораторные работы – 5
Экскурсии - 1
Рабочая программа продолжает вводить основные экологические понятия, с которыми учащиеся начали знакомиться в 5 классе в учебном курсе «Природа. Введение в биологию и экологию». Такие общие экологические понятия, как «экологический фактор», «взаимодействие организмов», «окружающая среда», «взаимодействие организмов с окружающей средой» и другие, объясняются на конкретных примерах.
В 6 классе используется учебное пособие «Экология растений». От общих представлений о среде обитания и условиях существования предлагается перейти к общему и специфическому во взаимодействии растений с основными экологическими факторами: абиотическими и биотическими. Выделены экологические группы растений по отношению к основным экологическим факторам. Рассмотрены основные виды приспособлений растений как показатель условий их жизни. Учебный курс завершается изучением растительных сообществ, классификации жизненных форм и значения биоразнообразия растений.
В 7 классе используя учебное пособие «Экология животных», рассматривается влияние условий окружающей среды на животных, состав животного мира в разных местах обитания, многообразие взаимных связей разных живых существ, роль человека в сохранении экологического равновесия в природе.
Курс «Экология человека и ландшафтная экология» в 8 классе. Культура здоровья» продолжает единую экологическую линию, начатую в предыдущих учебных курсах: «Экология растений» (6 класс) и «Экология животных» (7 класс).
В рабочей программе сохраняется логика построения курса: от общих представлений о среде обитания и условиях существования к конкретному влиянию основных экологических факторов на организм. Рассматриваются вопросы влияния абиотических, биотических, антропогенных факторов на организм человека в целом и их воздействие на системы органов. При этом существует возможность изменения расположения тем в зависимости от логики изложения курса анатомии и физиологии человека.
Учебно – тематическое планирование по экологии 5 класс
Класс: 5
Учитель: Криворучко Ю.А.
Количество часов:
Всего: 34 часа; в неделю 1 час.
Плановых контрольных тестов 2
Административных контрольных уроков - 0ч
Планирование составлено на основе
Региональной программы для общеобразовательных учреждений 5-11 класс. Программно-методические материалы: Экология .5-11 кл. /Сост. Е.В.Акифьева. – Саратов: ГОУ Д П О «СарИПКиПРО», 2005. – 48 с.
Учебник: Природоведение: 5 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений /Т.С. Сухова, В.И. Строганов/ - 2-е изд., дораб. – М.: Вентана Граф, 2008
№ | № п/п по теме | Наименование разделов, тем | Количество часов | Лабораторные, практические работы, экскурсии | Наглядные пособия и технические средства | Календарные сроки | Корректи ровка программы | ||||||||||
по план | по фак | ||||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ. ЧТО ТЕБЯ ОКРУЖАЕТ (4 часа) | |||||||||||||||||
1 2 | 1 2 | Живая и неживая природа. | 2 | Экскурсия. | Рис. 1 на с.4. Таблица на с.3. Задание и рис.2 на с.5. Составление отчёта по экскурсии «Живая и неживая природа». | 01.09 08.09 | |||||||||||
3 | 3 | Загадки природы. | 1 | Задание на с.8. Рисунки 10-12 на с.9-11. Таблица на с.12. | 15.09 | ||||||||||||
4 | 4 | Могут ли в живых организмах происходить физические и химические изменения? | 1 | Рисунки 25, 26, 27 на с.22-23. Рисунки 25, 26, 27 на с.22-23. Таблица на с.24. Задание со свободным ответом по выбору учителя | 22.09 | ||||||||||||
МНОГООБРАЗИЕ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ (1 час) | |||||||||||||||||
5 | 1 | Всё течёт, всё изменяется | 1 | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Таблица на с.32. Рисунок 38 на с.31. Задание со свободным ответом по выбору учителя. | 29.09 | ||||||||||||
ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ (2 часов) | |||||||||||||||||
6 | 1 | Какие условия необходимы для реакции горения? | 1 | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Задание на с.46. Задание со свободным ответом по выбору учителя. | 06.10 | ||||||||||||
7 | . 2 | Вещества, образуемые растениями. | 1 | Задания со свободным ответом по выбору учителя. Задание на с.51 | 13.10 | ||||||||||||
ФИЗИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ЖИВОЙ И НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ (4 часа) | |||||||||||||||||
8 | 1 | Магнитные и электрические явления. | 1 | Лабораторная работа №1 | Выполнение лабораторной работы №1 «Знакомство с магнитными и электрическими явлениями». Выполнение опытов 2-3 на с.57-58. | 20.10 | |||||||||||
9 | 2 | 1 | Задание со свободным ответом по выбору учителя. Проведение наблюдения с.60. Задание на с.61. Вопрос на с.61. | 27.10 | |||||||||||||
10 | 3 | Свет в жизни живых организмов. . | 1 | Задание на с.72. Таблица на с.72. Задание со свободным ответом по выбору учителя. | 10.11 | ||||||||||||
11 | 4 | Контроль знаний № 1 по теме: «Физические и химические явления в живой и неживой природе» | 1 | Контрольная работа. Выполняют задания 1-4 на с.76-80 (письменная работа с заданиями | 17.11 | ||||||||||||
БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ (3 часа) | |||||||||||||||||
12 | 1 | Как идёт жизнь на Земле. | 1 | Задание (таблица) на с.81. Задание со свободным ответом по выбору учителя. Задания и опыт на с.83. | 24.11 | ||||||||||||
13 | 2 | Прибор, открывающий «невидимое». | 1 | Лабораторная работа № 2 | Выполнение лабораторной работы №2 «Знакомство с микроскопом». Задание на с.85. Задание со свободным ответом по выбору | 01.12 | |||||||||||
14 | 3 | Живое и неживое под микроскопом. | 1 | Лабораторная работа № 3 | Выполнение лабораторной работы №3 «Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени». Вопрос на с.87. Выполнение опыта на с.87. | 08.12 | |||||||||||
ОСОБЕННОСТИ ЖИВОГО ОРГАНИЗМА (17 часов) | |||||||||||||||||
15 | 1 | Как переселяются растения? | 1 | Заполнение таблицы на с.101. Задание на с.101. Задание на с.103. | 15.12 | ||||||||||||
16 | 2 | Почему всем хватает места на Земле? | 1 | Задание на с.109. Вопрос на с.106. Вопрос и задание на с.105. Выполнение опытов на с.106-107. | 22.12 | ||||||||||||
17 | 3 | Как живые организмы переносят неблагоприятные для жизни условия? | 1 | Таблица на с.112. . | 29.12 | ||||||||||||
18 | 4 | Правда ли, что растения кормят всех, даже хищников? | 1 | Таблица на с.112, задание на с.113. | 12.01 | ||||||||||||
19 | 5 | Контроль знаний № 2 по теме: «Особенности живого организма» | 1 | Выполняют задания 1-9 по теме «Живые организмы. Взаимоотношения живых организмов» на с.122-123 (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки) | 19.01 | ||||||||||||
20 | 6 | Как питаются разные животные? | 1 | Лабораторная работа № 4 | Упражнение №88 в рабочей тетради. | 26.01 | |||||||||||
21 | 7 | Только ли лист кормит растение? | 1 | Упражнение. №93,№94 - в рабочей тетради. | 02.02 | ||||||||||||
2 | 8 | Как питаются паразиты? | 1 | Вопросы 1-4 на с.139. | 09.02 | . | |||||||||||
23 | 9 | Нужны ли минеральные соли животным и человеку? | 1 | Упражнение №126 в рабочей тетради. | 16.02 | ||||||||||||
24 | 10 | Можно ли жить без воды? | 1 | Вопросы 1 и 4 на с.152 | 23.02 | ||||||||||||
25 | 11 | Можно ли жить не питаясь? | 1 | Упражнение №119 в тетради с печатной основой. | 02.03 | ||||||||||||
26 | 12 | Как можно добыть энергию для жизни?. | 1 | Анализ рис. № 157 | 16.03 | ||||||||||||
27 | 13 | Зачем живые организмы запасают питательные вещества?» | 1 | Вопрос1 на с.176. | 23.03 | ||||||||||||
28 | 14 | Контроль знаний № 3 по теме: «Особенности живого организма» | 1 | Контрольная работа. Выполняют задания 1-4 по теме «Минеральное питание живых организмов» (письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). | 30.03 | ||||||||||||
29 | 15 | Одноклеточные и многоклеточные организмы под микроскопом . | 1 | Лабораторная работа № 5 | Упражнение. №153 в тетради с печатной основой Лабораторная работа № 5 «Рассматривание одноклеточных животных под микрскопом» | 06.04 | |||||||||||
30 |
| Можно ли жить и не дышать | 1 | Вопросы 1-3 на с.171 | 13.04 | . | |||||||||||
31 | 17 | Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду? | 1 | Анализ опытов, обсуждение схемы «Продукты жизнедеятельности и среда». | 20.04 | ||||||||||||
ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПРИРОДЫ (3 часа) | |||||||||||||||||
32 | 1 | Роль современной науки в жизни человечества. | 1 | Диалогичная беседа. Проектор(слайд – шоу) | 27.04 | ||||||||||||
33 | 2 | Человек – часть природы. | 1 | Диалогичная беседа с проблемными вопросами | 18.05 | ||||||||||||
34 | 3 | Влияние человека на биосферу. | 1 | Беседа. Заполнение таблицы «Деятельность человека и ее влияние на среду». | 25.05 |
Содержание тем учебного курса
- Введение (4 часа)
Методы изучения природы. Наблюдение. Опыт (эксперимент).
Различия живой и неживой природы (сравнение тел природы и явлений путем решения поисковых задач).
Обитатели суши, воды, воздуха.
Зависимость живых организмов от неживой природы. Движение как форма существования материи. Представление о видах материи на нашей планете: неорганической, определяемой закономерностями физики и химии; биологической, определяемой закономерностями живой природы; социальной, определяемой законами развития человеческого общества. Понятие о движении. Движение — все происходящие во Вселенной изменения и процессы: перемещение тел, в том числе живых, в пространстве; изменение живой природы в процессе эволюции; сезонные изменения в природе; превращения веществ и энергии, в том числе в живых организмах; развитие науки и техники как пример социального движения.
Демонстрации. Перемещение тел неживой и неживой природы, движение листьев к свету, плавание рыб; действие йода на крахмал; эволюционные изменения в живой природе.
Практическая работа. Красота и гармония в природе.
Экскурсия. Живая и неживая природа.
- Многообразие природных явлений. (1 час)
Понятие о физических, химических и биологических явлениях. Человек как биосоциальное явление.
- Химические явления в живой и неживой природе (2 часа)
Понятие о химических явлениях. Правила безопасного поведения во время грозы. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Первая помощь при пищевом отравлении. Правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми растениями, грибами, животными.
Лабораторная работа. Знакомство с магнитными и электрическими явлениями
- Физические явления. (4 часа)
Механические, тепловые, световые, звуковые, электрические и магнитные, явления превращения веществ.
Наблюдение. Знакомство с осенними явлениями в природе.
Практическая работа. Прослушивание записей звукового общения животных.
- Биологические явления. (3 часа)
Как размножаются организмы.
Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.
4. Особенности живого организма (17 часов)
Как питаются живые организмы.
Способы питания организмов. Источники энергии для жизни растений, животных, человека. Питание животных, растений, человека. Пища — источник энергии. Солнце — источник энергии. Питание хищников и паразитов, их участие в регулировании численности организмов. Питание взрослых, растущих организмов и зародышей. Цепи питания. Передача энергии. Движение и расход энергии. Разнообразие движения животных. Трудовая деятельность человека. Движение органов растения. Дыхание как способ добывания энергии. Органические и минеральные вещества. Нитраты. Роль воды в питании организмов.
Дыхание одноклеточных и многоклеточных организмов.
Кислород — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Одна клетка — целый организм. Признаки живого. Взаимозависимость клеток многоклеточного организма. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние жизнедеятельности организмов на окружающую среду.
Что мы узнали о жизни на Земле.
Демонстрации. Модельный опыт Реди; прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды; опыт, доказывающий наличие углекислого газа в выдыхаемом воздухе; приемы первой помощи при капиллярном кровотечении, ушибах.
Лабораторные работы.
- Изучение устройства микроскопа.
- Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.
Опыты в домашних условиях.
- Выращивание плесени на хлебе.
- Выяснение условий прорастания семян.
- Наблюдение за испарением воды листьями.
- Измерение роста (длины тела) и массы тела.
- Измерение времени задержки дыхания и температуры своего тела.
- Освоение человеком природы (3 час)
Знания, их роль в жизни человечества. Влияние достижений современной науки на жизнь общества (компьютеризация производства, информационные технологии, телевидение, Интернет и др.)
Загрязнение атмосферы, гидросферы и здоровье людей.
Демонстрации. Таблицы по экологии, иллюстрации использования современных научных знаний в хозяйственной деятельности людей и обмене информацией.
Практические работы.
- Изучение влияния хозяйственной деятельности человека на состояние окружающей среды (на материале своей местности).*
- Контроль санитарного состояния классных комнат и коридоров.
- Наблюдение за расходованием воды и электроэнергии.
- Задания на лето (1 час)
Правила поведения в природе, в том числе в опасных ситуациях.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
В результате изучения экологии ученик 5 класса должен
знать/понимать:
- положение о том, что все в природе находится в движении: движение – это форма существования материи;
- положение об относительности движения и покоя;
- сущность понятий «вещество» и «тело»
- основные виды движения живых организмов, взаимосвязи живых организмов;
- основные процессы, происходящие в живых организмах;
уметь:
- сравнивать различные явления, делать выводы;
- проводить опыты и наблюдения, фиксировать их результаты в тетрадь;
- пользоваться простейшим лабораторным оборудованием, рассматривать с помощью микроскопа готовые микропрепараты;
- использовать тексты и рисунки учебника при решении поисковых задач.
Перечень учебно - методического обеспечения
1.Комплект муляжей (муляжи используются как демонстрационный и раздаточный материал для проведения лабораторных работ)
2. Демонстрационный материал на печатной основе (таблицы)
3. Рабочие тетради для учащихся
4. Красная книга Саратовской области
5. Комплект микропрепаратов:
(используется как раздаточный материал. Набор содержит ткани и органы изучаемых растений, мицелий гриба мукора)
ОБОРУДОВАНИЕ ОБЩЕЕ ЛАБОРАТОРНОЕ
Комплект приборов оптических
Комплект включает раздаточные приборы (школьный микроскоп, лупы), демонстрационную насадку для микропроекции.
ЭЛЕКТРОННО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
- Биология в школе. Влияние человека на природу. Электронное учебное пособие. Серия: Электронные уроки и тесты Компьютерная программа 2007г. Издатель: Новый Диск; Разработчик: Просвещение-МЕДИА
- CD Учебное электронное издание «Экология» 5-11класс. Московский Государственный институт электроники математики, 2004г (диск №1, 2)
- CD Учебное пособие 1С: школа ООО «Дрофа» 2004г
Список литературы
- Буланый Ю.И. «Рабочая тетрадь для лабораторных работ 6 класс» - С., 2003г.
- Владимирова А.П. «Экология в школе. Сборник статей» - М.. 1996г
- Высоцкая М.В. «Экология. Элективные курсы» - В. , 2003г.
- Козлова Т.А «Экология России. Дидактический материал» - М.. 1996г.
- Кузнецов В.Н. «Экология России. Хрестоматия» - АО «МДС» 1995г.
- Литвинова А.С. « Нравственно-экологическое воспитание школьников» - М.. 2006г
- Суравегина И.Т. «Экология. Задания, тесты, рабочая тетрадь» - М., 1996г
- Сухова Т.С. «Экология России. Книга для учителя» - АО «МДС» 1995г.
- Хрипкова А.Г. « Гигиена и здоровье» М.. 1983г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка "Эколог и Я"
Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий...
Рабочая программа по экологии
Рабочая программа предназначена для изучения экологии в 7-х классах основной школы.Предлагаемые программы ориентированы на учащихся общеобразовательных школ и направлены на дополнение базовых знаний п...

Рабочая программа по экологии 8 кл. "Экология человека. Ландшафтная экология"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭкология человекаАвторы учебника М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина «экология человека 8 класс».Н.А.Чумаченко «Введение в ландшафтную экологию»...

Рабочая программа по экологии 10 класс. 34 часа по учебнику Экология 10-11 класс, 1 полугодиепод редакцией Черновой Н.И, Галушина В.М, Константинова В.М.
Рабочая программа составлена из рассчета 34 часа для учащихся 10 класса. Даннная программа содержит17 часов, т.е. 1 полугодие...

Рабочие программы по экологии (программа Швец И.М.)
Рабочие программы по созданы в соответствии с программой Швец И.М....

Программа по экологии "Добро пожаловать в экологию"
«Добро пожаловать в экологию»программа по формированию представлений о природе и ее богатствах у детей с интеллектуальной недостаточностью, проходящих реабилитацию в реабилитационном отделении для дет...

Рабочая программа по экологии. "Подготовка к ВСОШ по экологии, региональный этап"
ммм Предметная олимпиада - это форма интеллектуального соревнования учащихся в определенной образовательной области, позволяющая выявить умение применять знания фактического ма...