Туризм как средство воспитания.СЦЕНАРИЙ Конкурса-соревнования «ВЕСЕЛЫЙ ТУРИСТ»
методическая разработка по экологии (6 класс) на тему

Воскресенская Людмила Александровна

Для развития детей дополнительное образование обладает богатым творческим потенциалом. Ребенку предоставляется свобода выбора вида деятельности в соответствии со своими интересами и талантами. Особенные условия туристской деятельности  способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости. Я являюсь классным руководителем  и руководителем кружка « Оздоровительно –познавательный  туризм». Занятия проводятся в группе детей в количестве 15 человек по специально разработанной программе.

Предлагаю воспитательное мероприятие « Веселый турист». Оно поможет в увлекательной форме провести контроль усвоения изученного материала, выявить слабые стороны, подготовиться к походу.

Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, занимающимся по программе « Оздоровительно-познавательный туризм», а так же классным руководителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_meropriyatiya_turizm.doc272 КБ

Предварительный просмотр:

Воскресенская Л.А., классный руководитель,  руководитель кружка «Оздоровительно-познавательный туризм»

Туризм как средство воспитания

        Для развития детей дополнительное образование обладает богатым творческим потенциалом. Ребенку предоставляется свобода выбора вида деятельности в соответствии со своими интересами и талантами.

        Туризм обладает особой притягательной силой. Люди, побывавшие в походах хоть однажды, убеждены в пользе туризма. Представьте себе…

«Ночь в лесу. Костер, Туристы.  Сегодня они переночуют здесь, а завтра пойдут дальше. В котелке кипит чай, Он пахнет дымком, а костер все горит. Тихо-тихо звучит гитара. Зазвучал один голос , затем другой. И вот уже поют все.»

        Туризм- ценное средство физического воспитания и активного отдыха человека на природе.

        Туристическая деятельность способствует формированию активной жизненной позиции юного человека.

        В туризме формируется ядро маленького сообщества, объединенного одной целью. Девочки помогают кашеварить у костра, а мальчики становятся надежными помощниками в обустройстве бивака. Дети чувствуют свою причастность к общему делу , видят, какую пользу они приносят.

Детский туризм тем и замечателен, что в первую очередь учитывает интересы детей. Поход-это путешествие, воспитывающее характер, открывающее ребенку окружающий мир.

        Туризм-это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, организуемые для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В туристских мероприятиях школьники приобретают физическую закалку, прикладные навыки ориентирования и передвижения в усложненной обстановке , опыт коллективной жизни и деятельности, руководства и подчинения, на практике усваивают нормы ответственного отношения к природной среде.

        В туристских походах учащиеся закаляют свой организм, укрепляют здоровье, развивают выносливость, силу и остальные физические свойства, получают прикладные навыки и умения ориентирования на местности, преодоления естественных препятствий, самообслуживания и др. Особенные условия туристской деятельности  способствуют воспитанию нравственных качеств личности: взаимоподдержки, взаимовыручки, организованности и дисциплины, принципиальности, чуткости и внимания к товарищам, смелости, стойкости и мужества, чувства долга и ответственности, больших организаторских свойств.

Я являюсь классным руководителем  и руководителем кружка « Оздоровительно –познавательный  туризм». Занятия проводятся в группе детей в количестве 15 человек по специально разработанной программе.

Предлагаю воспитательное мероприятие « Веселый турист». Оно поможет в увлекательной форме провести контроль усвоения изученного материала, выявить слабые стороны, подготовиться к походу.

Материал может быть полезен педагогам дополнительного образования, занимающимся по программе « Оздоровительно-познавательный туризм», а так же классным руководителям.

СЦЕНАРИЙ

Конкурса-соревнования

«ВЕСЕЛЫЙ ТУРИСТ»

Руководитель : Воскресенская Л.А.

Цели и задачи конкурса:

Цели:

1)Активизирование деятельность кружков, работающих по программе «Оздоровительно-познавательный туризм».

2)Выявление новых форм работы по туризму.

3)Повышение интереса к туристическому ориентированию.

4)Сплочение туристических групп учреждения.

Задачи:

1)Выявить уровень знаний по программе «Оздоровительно-познавательный туризм»

2)Воспитывать чувство товарищества , взаимопомощи, находчивости в любых ситуациях.

3)Находить потенциал деятельности и прививать интерес к оздоровительно-познавательному туризму.

Ход проведения мероприятия.

Ведущий объявляет о начале конкурса,

представляет членов жюри. «…Туристы должны много знать и уметь, для того, чтобы поход был безопасным , приятным, и интересным.

Сегодня мы увидим, как команды готовы к походу, что они хорошо изучили, а на что еще нужно обратить внимание…»

1.КОНКУРС Представление команд: название, девиз, эмблема, флаг.

1 команда «Костер»

2команда «Эверест»

Команды дружно дают название команд, девиз.

Обе команды имеют эмблемы.

В состав команд входит по 6 участников.

Болельщики активно поддерживают свои команды.

У жюри имеются бланки для оценивания каждого конкурса, таблички с баллами.(Высшая оценка 3 балла)

 

2КОНКУРС. Нарисовать портрет « Веселого туриста», используя топографические знаки.

Уметь объяснить, из каких знаков состоит рисунок.

(Высшая оценка –5 баллов)

Слово предоставляется жюри для подведения итогов первых двух конкурсов.

3. КОНКУРС.

«Знание условных  знаков туристических карт»

Для туристов имеются специальные карты, на которых обозначены при помощи условных знаков реки, холмы, воронки, опасные места, болота.

Знания условных знаков облегчают путь для туристов, помогают им в ориентировании.

Вы уже немного потренировались и вспомнили некоторые знаки, рисуя портрет туриста.

А в  следующих заданиях вы должны

А-изобразить знак по наименованию

Б-дать название знака по изображению

В-найти на карте знаки , дать названия

(Сколько правильных ответов –столько баллов)

Задание смотри в приложениях

4. КОНКУРС

«Масштаб карт»

Кроме знания условных знаков каждый турист должен уметь определять масштаб карт. Масштабы бывают разные. 1:10 000, 1:15000   Умеют ли наши туристы определять масштаб туристических карт?

Команды получают задания. Сколько правильных ответов –столько баллов.

Жюри подводит итоги предшествующих конкурсов.

5. КОНКУРС.

«Собери рюкзак»

«…Ну что же, мы увидели, как команды готовы к походу, как они теоретически подкованы.

А умеют ли они укладывать рюкзак?»

Время….

Высшая оценка –5 баллов.

Пройти с рюкзаком гусиным шагом.-1 балл

6. КОНКУРС

Пантомима «Разжигание костра»

А какой же поход без костра?

На привале происходит самое интересное…

Команды показывают при помощи пантомимы, как они разжигают костер …(им мешает ветер, дождь, отсутствие спичек, и даже член команды, который простудился и чихает…)

Справиться с этим заданием удалось обеим командам. Но смотреть было очень весело.

7. КОНКУРС

Оказываем первую помощь.

«… К сожалению, в походах бывает всякое. А мама и врач остались дома. Как же наши туристы смогут оказать помощь в экстренной ситуации?…»

Задания: 1. Остановить кровотечение.

2.Определить место перелома. Наложить шину.

(Высшая оценка –3 балла)

8.КОНКУРС

Соревнование на умение вязать туристические узлы.

Участвуют все члены команды.

(Высшая оценка-6 баллов)

9. КОНКУРС.

Частушечный.

«..Какой же привал без веселой песни, озорной частушки?…Туристы, а как у вас со стихами?..»

Время..

Сочиняют частушку о походах, туристах.

Исполняется всей командой.

(Высшая оценка-3 балла)

10. КОНКУРС

РАЗГАДАТЬ КРОССВОРД.

(Конкурс для болельщиков)

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КОНКУРСА.

НАГРАЖДЕНИЕ ПО НОМИНАЦИЯМ.

  1. «Самая активная группа»
  2.  «Самая любознательная группа»

ПОЛОЖЕНИЕ

О промежуточной проверке знаний кружков «Оздоровительно-познавательный туризм»

Конкурс-соревнование «Веселый турист»

Место проведения: МАОУ « ГИМНАЗИЯ № 30»

1.Цели и задачи Конкурса.

Цели:1)Активизирование деятельности кружков, работающих по программе» Оздоровительно-познавательный туризм»

2) Выявление новых форм работы по туризму.

3)Повышение интереса к туристическому ориентированию. Сплочение групп.

Задачи:1) Выявить уровень знаний по программе «Оздоровительно-познавательный туризм»

2)Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, находчивости в любых ситуациях.

3)Находить потенциал деятельности и прививать интерес к оздоровительно-познавательному туризму.

2.Участники:

Участниками соревнования являются команды туристических кружков МАОУ «Гимназия № 30»  работающие по программе « Оздоровительно-познавательный туризм» Состав команд –6 человек.

3. Место, дата и время проведения

МАОУ « Гимназия № 30» , малый спортивный зал:

Время проведения                                         

4.Условия соревнования:

Каждая группа готовит название, эмблему команды, девиз, имеет карандаши, цветные фломастеры для заполнения карточек.

                                5. Критерии оценки:

--правильность ответов на тестовые задания

- скорость выполнения, оригинальность

6.Награждение победителей:

После подведения итогов команды-победители награждаются грамотами.

Сценарий проведения конкурса.

Ведущий объявляет о начале конкурса, представляет команды, членов жюри.

1 Представление команд: название, девиз, эмблема (Высшая оценка 3 балла)

2.Разминка.Нарисовать портрет веселого  туриста, используя топографические знаки. Уметь объяснить , из каких знаков состоит рисунок. ( Высшая оценка-5 баллов)

3.Выполнение  задания на знание условных знаков туристических карт.

А-изобразить знак по наименованию

Б-дать название знака

В – найти на карте знаки(5мин.), нарисовать , дать названия.

(сколько правильных знаков –столько баллов)

4.Задание на определение масштаба карт.

(сколько правильных ответов –столько баллов)

5.Собери рюкзак.

(Высшая оценка-5 баллов)

Пройти гусиным шагом с рюкзаком. 1 балл

6. Пантомима « Разжигание костра»

(высшая оценка 5 баллов)

7. Оказываем первую помощь. 3 балла.

8. Соревнование на вязку туристических узлов.

( Высшая оценка-6 баллов)

9. Сочинить частушку о походах, туризме. Исполнить ее. –3 балла.

10. Задание болельщикам. Разгадать кроссворд по условным знакам.

Подведение итогов  конкурса.

Награждение по номинациям:

«Самая активная группа»

« Самая любознательная группа»

« « За выносливость и находчивость»

Задание № , баллы

Команда1

Команда2

Команда3

1. Представление команд

(высший балл-3)

2.Портрет(5 баллов)

3.Знание знаков (1 балл за правильный ответ)

4. Определение масштаба карт ( 1 балл за правильный ответ)

5. Собери рюкзак

(3 балла)

6.Пантомима « Разжигание костра» (5 баллов)

6.Первая помощь(3 балла)

7.Вязка туристических узлов (6 баллов)

8.Частушка о походах, туризме (3 балла)

9.Кроссворд по условным знакам-(3 балла)

ИТОГО

Задание № , баллы

Команда1

Команда2

Команда3

1. Представление команд

(высший балл-3)

2.Портрет(5 баллов)

3.Знание знаков (1 балл за правильный ответ)

4. Определение масштаба карт ( 1 балл за правильный ответ)

5. Собери рюкзак

(3 балла)

6.Пантомима « Разжигание костра» (5 баллов)

6.Первая помощь(3 балла)

7.Вязка туристических узлов (6 баллов)

8.Частушка о походах, туризму (3 балла)

9.Кроссворд по условным знакам-(3 балла)

ИТОГО

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Нарисуй цветными карандашами топографические знаки.

Наименование знака

Изображение

Наименование знака

Изображение

Развалины

колодец

Стрельбище

родник

Грунтовая дорога

муравейник

Шоссе

Отдельно стоящее дерево

Тропинка

микробугорок

Корч. Пень

яма

Валун(камень)

микроямка

Улучшенная дорога

воронка

Преодолимый ручей

бугор

Канава с водой

Грунтовый обрыв

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Из таблицы выбрать знаки(по желанию), команды определяют название. (Готовят организаторы). Ограничить время выполнения.

Укажите название следующих условных знаков.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Возьмите спортивную карту. За 5 мин. Найдите и нарисуйте наибольшее количество условных знаков. Подпишите их названия.

Знак

Название

Знак

Название

1

7

2

8

3

9

4

10

5

11

6

12

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

  1. Какой из перечисленных масштабов самый мелкий?

1:10000    1:25000   1:2500   1:15000

  1. Чему равны расстояния на местности, если масштаб карты 1:15000

1,2см   5см   10,3см   7,1см

  1. Чему равно расстояние на карте, если масштаб карты 1:10000

650м  1010м  40м  150м

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.

Сочиняем частушки о походах, туристах.

Сочините веселые частушки о туристах, походах.

Спойте все вместе. (Один из вариантов. Сочиняли дети)

  1. Мы веселые туристы,       3.

Мы нигде не пропадем.

Через поле и болото

Обязательно пройдем.

2.По лесочку мы гуляем

И частушки напеваем.

Мы их сами сочиняем

 И поем их только вам.

……………

Сетевые   ресурсы:

  1. Ориентирование на местности. http://borus.edusite.ru/p28aa1.html
  2. Условные знаки ориентирования на местности

https://www.google.ru/search?q=условные+знаки+ориентирования+на+местности&newwindo

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Туризм как средство оздоровления и пропаганды здорового образа жизни и экологического воспитания»

Краткое описание проекта:Проектная деятельность направлена на детей школьного возраста и их родителей. В рамках реализации проекта проведены мероприятия, способствующие приобщению школьников к ценност...

игра "Веселые туристы"

Игра «Веселые туристы»Участники: обучающиеся 6 – 7 классовЦели и задачи игры1.     Развивать интерес обучающихся к предмету география;2.     Создать условия для...

Туризм как средство физического воспитания школьников

Статья об организации туристической работы в школе...

Характеристика туризма как средства физического воспитания

Характеристика туризма как средства физического воспитания...

Туризм как средство активного отдыха

Человек с рюкзаком на проселочной дороге или труднопрохо­димой таежной тропе — привычный персонаж современной жиз­ни. Одни через снега и ледяные торосы пробиваются к Северному полюсу, другие карабкают...

Веселые туристы

План мероприятия...