Туризм как средство физического воспитания школьников
статья по теме
Предварительный просмотр:
Туризм как средство физического воспитания школьников
Туризм в системе образования России является эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи. Слово туризм в переводе с французского означает «прогулка», «поездка», «путешествие». Специальные методики использования экскурсий, путешествий, систематических наблюдений и исследований для расширения кругозора детей, освоения разносторонних практических навыков, воспитания у них нравственности, любви к труду, природе, получили широкое распространение в России сначала XX века. В настоящее время туризм входит в постоянный арсенал педагогических средств школы, а педагогической теорией и практикой доказана полезность и необходимость туризма для каждого школьника.
Как, показывают опыт и практика туристская деятельность, является важным фактором в решении проблем комплексного воспитания подрастающего поколения и приобщения их к труду. Ближние и дальние туристские походы, робинзонская жизнь в палатке где-то в глухих лесах, вечерние посиделки под звёздным небом у жаркого костра - вот где богатейшая залежь воспитательных возможностей, настоящий клад педагогических драгоценностей. Наблюдения показывают, что именно туризм создает условия, требующие от ребят активных и самостоятельных действий.
Особенно большими возможностями в реализации туристической работы располагает учебный предмет физическая культура. Следует подчеркнуть, уроки физкультуры с использованием средств туризма имеют свои особенности.
Во-первых, в содержании таких уроков включают не только выполнение разнообразных физических упражнений, но и формирование знаний о природе, отношения человека к природе, учит коллективизму, товариществу и взаимопониманию, что, несомненно, делает их познавательно-образовательными и носит воспитательный характер.
Во-вторых, урок физической культуры с использованием средств туризма, подчинен единой сюжетной линии и игровой форме, что обеспечивает интерес и потребность в физических упражнениях.
В-третьих, уроки с использованием средств туризма проводят на открытом воздухе, что позволяет решать одну из главных задач физической культуры – оздоровительную.
Можно провести весь урок в форме путешествия, игры по станциям или включить в урок элементы туризма. Теоретические и практические занятия можно проводить не только в природных условиях, но и в спортивном зале или в классе. Многие элементы туристического многоборья, полосы препятствий можно включать в уроки лёгкой атлетики, гимнастики. Естественная туристская полоса препятствий включает в себя следующие этапы. Это "переправа" по упавшему дереву, перелезание через препятствия, "переправа" по "кочкам", преодоление "паутины", подлезание под наклонившимися ветками, пролезание сквозь "мышеловку" и др., что обеспечивает смену двигательных действий и благотворно для развития двигательных способностей и ряда функциональных систем организма ребенка.
В начальных классах используются эстафеты и подвижные игры не- большой продолжительности с элементами поиска, чтобы ребята могли ориентироваться относительно строений, сооружений различного рода, площадных ориентиров, различных направлений движения т.п. Например, на нарисованной карте класса, дети отмечают, где будут находиться какие-либо предметы (парты, стулья), а затем меняют их расположение. После этого предлагают напарнику вернуть предметы по предложенному рисунку. В ходе игр дети приобретают умение держать карту правильно, т.е. ориентировать карту по большим ориентирам (окнам, дверям, стенам). В среднем звене школьники закрепляют знания, полученные в младших классах. Усложняются правила игр и сами игры.
Использование подвижных игр, таких как, «Ветер и флюгеры», «Альпинисты», «Салки в лесу», «Шагомеры», Погоня за «лисицей», «Кто наблюдательнее», «Поиски пропавшей группы», «С кочки на кочку», «Подготовка к походу», «Компас» и др. не только повышает эмоциональный фон урока физической культуры, но и закрепляют навыки, необходимые в быту, развивают физические качества, интерес к урокам физической культуры.
Чтобы уроки по кроссовой подготовке не были утомительными и монотонными, учащиеся 7 класса были ознакомлены с картой, топографическими знаками, как читать карту. Было разработано 4 маршрута, одинаковых по сложности и протяжённости. Класс был поделен на несколько подгрупп, каждая из которых по своему маршруту находила контрольные пункты, стараясь первой придти к финишу.
Целью туристической деятельности в школе как средства укрепления здоровья, здорового образа жизни и профилактики правонарушений является создание условий для привлечения как можно большего количества учащихся к занятиям туризмом. Для этого в школе организуются туристические кружки и секции, проводятся туристические слеты, соревнования, туристические вечера, походы, викторины и др. Нами разработана программа кружка «Юные туристы краеведы» на 3 года. Цель программы – развитие двигательной, познавательной активности учащихся, укрепление здоровья. В программу включены следующие разделы: азбука топографии, азбука туристко - бытовых навыков, первая доврачебная помощь и т.д.
Таким образом, разнообразие форм туризма, его положительное влияние на организм человека позволяют использовать его как средство физического воспитания, начиная с младшего школьного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологической культуры младших школьников средствами физического воспитания
Выступление о здоровьесберегающих технологиях...
"Туризм, как средство физического воспитания"
Методическая разработка....
Характеристика туризма как средства физического воспитания
Характеристика туризма как средства физического воспитания...
Методическая разработка по теме "Туризм как средство физического воспитания в школе"
С каждым годом все больше снижается уровень физической активности школьников при одновременном повышении нервно-эмоционального напряжения. Всё это приводит к ухудшению состояния здоровья школьников, к...
УРОКИ ФИЗКУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Влияние подвижных игр на физическое воспитание младших школьников...
Уроки физкультуры как средство физического воспитания школьников
Традиции и новации в образовании...
Автореферат: «Современные педагогические подходы к преподаванию аэробики, как средство физического воспитания и мотивации школьников»
- Применение проходного способа проведения базовых шагов аэробики на уроке физической культуры- Измерение эффективности образовательной среды участников образовательного процесса по методике Ясвина В....