Туризм как средство физического воспитания школьников
статья по теме

Статья об организации туристической работы в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uverskaya.docx16.24 КБ

Предварительный просмотр:

Туризм как средство физического воспитания школьников

Туризм в системе образования России является эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи. Слово туризм в переводе с французского означает «прогулка», «поездка», «путешествие». Специальные методики использования экскурсий, путешествий, систематических наблюдений и исследований для расширения кругозора детей, освоения разносторонних практических навыков, воспитания у них нравственности, любви к труду,  природе, получили широкое распространение в России сначала XX века. В настоящее время туризм входит в постоянный арсенал педагогических средств школы, а педагогической теорией и практикой доказана полезность и необходимость туризма для каждого школьника.

Как, показывают опыт и практика туристская деятельность, является важным фактором в решении проблем комплексного воспитания подрастающего поколения и приобщения их к труду. Ближние и дальние туристские походы, робинзонская жизнь в палатке где-то в глухих лесах, вечерние посиделки под звёздным небом у жаркого костра  - вот где богатейшая залежь воспитательных возможностей, настоящий клад педагогических драгоценностей. Наблюдения показывают, что именно туризм создает условия, требующие от ребят активных и самостоятельных действий.

             Особенно большими возможностями в реализации туристической работы располагает учебный предмет физическая культура. Следует подчеркнуть, уроки физкультуры с использованием средств туризма имеют свои особенности.

Во-первых, в содержании таких уроков включают не только выполнение разнообразных физических упражнений, но и формирование знаний о природе, отношения человека к природе, учит коллективизму, товариществу и взаимопониманию, что, несомненно, делает их познавательно-образовательными и носит воспитательный характер.

Во-вторых, урок физической культуры с использованием средств туризма, подчинен единой сюжетной линии и игровой форме, что обеспечивает интерес и потребность в физических упражнениях.

В-третьих, уроки с использованием средств туризма проводят на открытом воздухе, что позволяет решать одну из главных задач физической культуры – оздоровительную.

 Можно провести весь урок в форме путешествия, игры по станциям или включить в урок элементы туризма. Теоретические и практические занятия можно проводить не только в природных условиях, но и в спортивном зале или в классе. Многие элементы туристического многоборья, полосы препятствий можно включать в уроки лёгкой атлетики, гимнастики. Естественная туристская полоса препятствий включает в себя следующие этапы. Это "переправа" по упавшему дереву, перелезание через препятствия, "переправа" по "кочкам", преодоление "паутины", подлезание под наклонившимися ветками, пролезание сквозь "мышеловку" и др., что обеспечивает смену двигательных действий и благотворно для развития двигательных способностей и ряда функциональных систем организма ребенка.

В начальных классах используются эстафеты и подвижные игры не- большой продолжительности с элементами поиска, чтобы ребята могли ориентироваться относительно строений, сооружений различного рода, площадных ориентиров, различных направлений движения т.п. Например, на нарисованной карте класса, дети отмечают, где будут находиться какие-либо предметы (парты, стулья), а затем меняют их расположение. После этого предлагают напарнику вернуть предметы по предложенному рисунку. В ходе игр дети приобретают умение держать карту правильно, т.е. ориентировать карту по большим ориентирам (окнам, дверям, стенам). В среднем звене школьники закрепляют знания, полученные в младших классах. Усложняются правила  игр и сами игры.

Использование подвижных игр, таких как, «Ветер и флюгеры», «Альпинисты», «Салки в лесу»,  «Шагомеры»,  Погоня за «лисицей», «Кто наблюдательнее»,  «Поиски пропавшей группы», «С кочки на кочку», «Подготовка к походу», «Компас» и др. не только повышает эмоциональный фон  урока физической культуры, но и закрепляют навыки, необходимые в быту, развивают физические качества, интерес к урокам физической культуры.

Чтобы уроки по кроссовой подготовке не были утомительными и монотонными, учащиеся 7 класса были ознакомлены с картой, топографическими знаками, как читать карту. Было разработано 4 маршрута, одинаковых по сложности и протяжённости. Класс был поделен  на несколько подгрупп, каждая из которых по своему маршруту  находила контрольные пункты, стараясь первой придти к финишу.

Целью туристической деятельности в школе как средства укрепления здоровья, здорового образа жизни и профилактики правонарушений является создание условий для привлечения как можно большего количества учащихся к занятиям туризмом. Для этого  в школе организуются туристические кружки и секции, проводятся  туристические слеты, соревнования, туристические вечера, походы, викторины и др. Нами разработана программа кружка «Юные туристы краеведы» на 3 года. Цель программы – развитие двигательной, познавательной активности учащихся, укрепление здоровья. В программу включены следующие разделы: азбука топографии, азбука туристко - бытовых навыков, первая доврачебная помощь и т.д.  

     Таким образом, разнообразие форм туризма, его положительное влияние на организм человека позволяют использовать его как средство физического воспитания, начиная с младшего школьного возраста.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика туризма как средства физического воспитания

Характеристика туризма как средства физического воспитания...

Методическая разработка по теме "Туризм как средство физического воспитания в школе"

С каждым годом все больше снижается уровень физической активности школьников при одновременном повышении нервно-эмоционального напряжения. Всё это приводит к ухудшению состояния здоровья школьников, к...

УРОКИ ФИЗКУЛЬТУРЫ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Влияние подвижных игр на физическое воспитание младших школьников...

Автореферат: «Современные педагогические подходы к преподаванию аэробики, как средство физического воспитания и мотивации школьников»

- Применение проходного способа проведения базовых шагов аэробики на уроке физической культуры- Измерение эффективности образовательной среды участников образовательного процесса по методике Ясвина В....