Экологический форум 29 июня 2012 года
статья по экологии на тему

Галина Николаевна Шалухина

Выступление учителя экологии МОУ ООШ с. Поповка Шалухиной Г. Н. на 2 гражданском экологическом форуме с темой "Народные традиции в экологическом образовании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekol_forum_29_iyunya_2012_microsoft_word.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                   

             Муниципальное общеобразовательное учреждение

             Основная общеобразовательная школа с. Поповка

             «Национальные традиции

          в экологическом образовании»

                         2 Гражданский форум

      «Искусство и природа – Хвалынский феномен»

Рук. эколог. кружка «Исток»: Шалухина Галина Николаевна

                                         29 июня  2012 года

 Народные традиции в экологическом образовании                                                

                                                   «Пойми живой язык природы и скажешь ты:

                                                   Прекрасен мир…

                                                                                И. С. Никитин

              Школа призвана решать многочисленные, образовательные, развивающие, воспитательные задачи. В том числе и воспитывать у учащихся бережное отношение к природе, заботу о ее ценностях.

           Экологическое образование включает в себя практический компонент, который достаточно многообразен и эмоциональный компонент. Он направлен на формирование системы ориентаций и отношений человека к природному окружению как совокупности духовных и материальных ценностей.

          Существенную помощь в реализации поставленных целей может оказать использование народных традиций, т.е. социального и культурного наследия, передающихся от поколения к поколению и сохраняющихся в течение длительного времени. В качестве традиций выступают общественные нормы поведения, материальные и духовные ценности, идеи, обычаи, обряды.

              Традиции оказывают на учащихся  огромное влияние:

Адаптация – каждый ребенок с раннего детства включается в хозяйственное дело;

Обучение – сообщаются знания, показываются умения, накапливается оригинальный опыт.

Формируется ориентация на определенные ценности духовного и нравственного порядка.

Развивается наблюдательность, смекалка, самостоятельный поиск своих приемов и методов.

             Формируемая народными традициями ценностная система является важным фактором социально-культурной ориентации общества. В связи с глобальным ухудшением состояния окружающей природной среды следует строить систему экологического образования так, чтобы каждый ребенок смог почувствовать, понять и принять идею неразрывной связи человека и природы, т.е. постепенно вернуть в сознание людей идею взаимозависимости человека и природы.

        Народные знания о природе приобретались нелегким трудом десятков поколений. Так, не случайно у древних славян было стремление расположить жилье на возвышенностях рельефа. Многие поселения были построены на высоких берегах рек, в так называемых геоположительных зонах. Как оказалось, эти условия являются наиболее благоприятными для здоровья. Это актуально и ныне. В условиях повсеместного загрязнения среды в понижения рельефа стекают загрязняющие вещества, здесь отстаивается  загрязненный воздух. Изучение наследия народа получило новый импульс. Становится все более популярной народная экология.

          Народная культура отношений к природе - кладезь проверенных временем знаний о взаимосвязях в ней. Много веков назад эта неразрывная связь почиталась: народ говорил – «святой ключ», «святой родник». На «святой лес» рука не поднимется, в «святой родник» помои не выплеснут. Благоговейное отношение к природе сохранялось в жизни Российского государства на протяжении его длительной истории, о чем свидетельствуют правовые уложения Киевской Руси; при Петре 1 самовольная вырубка «корабельного леса каралась смертной казнью. Природу сохраняли не только законы, но и сам народ: лес, реку очищать, плотину-запруду строить выходили всем миром.

             Горькие вопросы задаем мы себе: «Когда же растеряли мы эти традиции? Почему так трудно проходят сейчас «экологические субботники» по расчистке ручьев, посадке деревьев и кустарников?». У каждого из нас свои ответы на эти вопросы, огромное количество доводов для оправдания, но правильнее начинать исправлять ситуацию сейчас, немедленно. В сказке А. Экзюпери на вопрос маленького принца: «Где же люди?», Цветок отвечает: «Их носит ветром. У них нет корней». Забывая свои корни, свои истоки, мы разрываем связь времен и поколений.

            Историческую связь поколений и устанавливают традиции как послание коллективного опыта. Воспитание на традициях позволяет черпать убеждения из самого чистого родника – народного опыта. Составная часть традиций – фольклор, в котором выделяются разнообразные жанры – сказки, пословицы, поговорки, загадки, легенды. Нас с первых дней сопровождают эти мудрости, в них раскрываются картины родной природы.

          Народная культура – это специфическая окружающая среда, в которой каждый из нас пребывает. Знание истоков, уважение к исторической памяти поколений влияют на духовный мир человека  в  результате способствуют формированию экологической культуры учащихся..

        Важен и тот факт, что народ смог подметить и облечь в запоминающую форму целый ряд экологических закономерностей, которые позволяют вспомнить и использовать в практической деятельности систему научных знаний. Например, пословица «Мужик березу рубит, а щепа по грибам да ягодам бьет» - напоминание нерадивым «природопользователям» о последствиях непродуманной вырубки леса.

           Приобщение учащихся к ценностям русской духовной культуры -  одно из важнейших условий формирования национального самосознания, выработки у школьников гражданской позиции, реализации творческого потенциала. Творческое начало реализуется посредством восприятия и усвоения человеком ценностных представлений, норм, ориентаций своего народа. Практически у каждого народа можно найти культовые верования, отражающие благоговейное отношение людей к природе.

        Чем старше обучающиеся, тем чаще включают в процесс обучения пословицы и поговорки, в которых обобщаются самые разнообразные знания о природе, о сезонных явлениях, предсказаниях погоды. Передача знаний осуществляется как бы мимоходом, без особого напряжения, и эти знания, опыт народа осваиваются прочно, надолго. Это и есть желаемый результат, когда учение проходит без мучения.

             Значение народных традиций действительно велико – это фактическая достоверность, научная ценность знаний, подтвержденная практикой человеческой деятельности, активный способ овладения предлагаемой информации путем вовлечения самих учащихся в поиск материала.

            В нашей школе в программу экологического кружка «Исток» вошли занятия под рубрикой «Народный месяцеслов». Русский земледельческий календарь складывался в течение многих столетий и вобрал в себя народные приметы, пословицы, поговорки, связанные со временами года. Записей народ не вел, он приспособил святцы к своим наблюдениям, что было удобно для запоминания дат.

              Ребята записывали погодные прогнозы, предлагалось проверить некоторые из них. Иногда народный прогноз был более правильным по сравнению с метеорологическим. Это вызывало интерес, учащиеся начинали вести активный поиск новых идей и фактов. В начале каждого месяца рубрика «Народный месяцеслов» выносилась на линейку, кроме этого дети читали стихи о природе, рассказывали о своих наблюдениях за птицами, животными в это время года. Живые, яркие впечатления детей сочетались с народной мудростью. На следующий учебный год  мы продолжим использование народных традиций – это ценный и полезный материал в ненавязчивой форме учит любить свою природу, заботиться о ней, беречь и охранять. Это будет второй этап под названием «Азбука народной мудрости».

    Так же в программе были занятия, направленные на изучение праздничных народных традиций: история Нового года, Рождество, старый Новый год, Крещение, Масленица, Пасха. Дети вспоминают, как старые обряды возвращаются к нам в село, они делают нашу жизнь более полной, красивой, чистой.

     Применение на уроках экологии, экскурсиях, мероприятиях народного опыта – эффективный метод экологического воспитания.  

        Деятельность национального парка «Хвалынский» является примером по использованию в своей работе народных традиций. Это различные творческие конкуры поделок, литературные работы. Ни одна экскурсия не обходится без использования народного слова. Отражается каждое время года, ценится поистине народный материал. Собственные наблюдения, впечатления и фантазии невозможны без духовного видения природы, эмоционального настроя. Никогда не кончается творческий родник наших детей и их наставников, а это, значит, мы не стоим на месте, мы идем вперед!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ПО РЕГИОНАЛЬНОЙ ИСТОРИИ" Статья Краевой заочной научно-практической конференции "Историческое образование как социокультурная ценность российского общества" 30 июня 2012 г.

В материалах конференции проводится анализ и поиск решений по актуальным проблемам развития исторического образования в современных условиях, обмен результатами научных исследований и практическим опы...

Сопоставительный анализ произведений чувашского поэта А.Алги "22 июня" и марийского поэта Миклая Казакова "22 июня 1941 года"

Модуль теми: ХХ ĕмĕр варринчи чăваш литератури (40-50-мĕш çулсем).Урок теми: «ЭПĔ ВĂЛ КУНА ПУРĂНАН ПУРНĂÇĂМРА НИХĂÇАН МАНАССĂМ ÇУК»Сапăрлав тĕллевĕ: тăван çĕр-шыва юратма, ăна упрама, мирлĕ пурн...

IV МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФОРУМ  «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ  ТЕХНОЛОГИИ И ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ  - РОССИЙСКИЙ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ » 23-27 ИЮЛЯ 2012 ГОДА. Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. РОССИЯ

В презентации представлена информация о IV Международном педагогическом форуме в г. Санкт- Петербург, участницей которого мне посчастливилось стать. Имеется программа форума в целом и программа ...

Приказ от 16 июня 2015 года для участия в круглом столе "Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре 2014-2015 уч.года.От школьного до заключительного этапа"

Приказ от 16 июня 2015 года для участия в круглом столе "Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре 2014-2015 уч.года.От школьного до заключительного этапа"...

Приложение к письму АУ «Институт развития образования» от «10» июня 2020 года № 1545 Персональный состав председателей, заместителей председателей, экспертов РПК по проверке развернутых ответов участников единого государственного экзамена в 2020 году.

Приложение к письму АУ «Институт развития образования» от «10» июня 2020 года № 1545 Персональный состав председателей, заместителей председателей, экспертов РПК по проверке ра...

Урок истории России в 10 классе по теме «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года – ноябрь 1942 года)»

Конспект и материалы к уроку истории в 10 классе по разделу «Великая Отечественная война». Тема: «Начало Великой Отечественной войны. Начальный период войны (22 июня 1941 года &ndash...

Доклад на Межрегиональных педагогических чтениях, "Инновационные идеи и методические решения в профессиональном образовании", в рамках Десятилетия науки и технологий, посвященная Году педагога и наставника 01 июня 2023 года

В докладе освещаются актуальные проблемы дистанционного обучения , связанные с современными реалиями , а также приводятся примеры из личной практики их решения....