Экология и география ХМАО
рабочая программа по экологии (6 класс) на тему
В начале курса учащиеся знакомятся со средой обитания растений, биотических и абиотических факторах окружающей среды; получают знания о внутривидовых и межвидовых взаимоотношениях растений как движущих силах эволюции. Данный курс даёт понятия об антропогенных факторах, влияющих на растения дикой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ekologii_6_klass.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
«Экология растений» - курс регионального УП утвержденный Департаментом образования и молодежной политики ХМАО-Югры (письмо от 17.05.2011г. № 3598111 приказ от 30.01.2007г. № 99 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждении ХМАО-Югры, реализующих программы общего образования» приказ « О внесений изменений в региональныйбазисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа Югры, реализующих программы общего образования утвержденные приказом Департамента образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.01.2007г. № 99» №662 от 22.08.2011г. Курс знакомит с общими экологическими понятиями и конкретными материалом о взаимоотношении растений с окружающей средой.
В начале курса учащиеся знакомятся со средой обитания растений, биотических и абиотических факторах окружающей среды; получают знания о внутривидовых и межвидовых взаимоотношениях растений как движущих силах эволюции. Данный курс даёт понятия об антропогенных факторах, влияющих на растения дикой природы.
Вторая часть курса знакомит учащихся с растениями ХМАО: лесов, полей, степей, а так же с охраняемыми растениями и занесёнными в Красную книгу ХМАО. Большое место в данном курсе отводится вопросам сохранения биологического разнообразия в пределах ХМАО-Югры и привлечения внимания обучающихся к необходимости бережного отношения к своей малой родине и всем её обитателям.
Содержание курса «Экология растений» разработано в соответствии с задачами данного курса, в нём раскрыты основные понятия и некоторые основополагающие законы химической, биологической, географической областей знаний. Курс содержит занимательный краеведческий материал, углубляет и расширяет знания школьников об объектах живой и неживой природы, о явлениях, происходящих в ней, а так же интересную информацию об экологических особенностях растений ХМАО.
Содержание и структура этого курса обеспечивает достижение базового уровня биологических знаний, развитие творческих и натуралистических умений, научного мировоззрения, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого обращения с природой. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимании взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем и роли человека в этих процессах.
Содержание курса направлено на достижение следующих целей:
- дать представление об экологических факторах, влияющих на растения ХМАО;
- понимание ценности знаний о своеобразии царства растений в системе биологических знаний научной картины мира и в плодотворной практической деятельности;
- сформировать основополагающие понятия об экологии растений, об организме и биогеоценозе как особых уровнях организации жизни, о биологическом разнообразии в природе как результате эволюции и как основе её устойчивого развития;
- сформировать понятия о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, о
последствиях влияния человека на растительный мир .
В соответствии с учебным планом на изучение экологии растений в 6 классе отводится 17 часов .
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Результаты изучения курса «Экология растений» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и животного мира родного края.
Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по отметочной системе и направлен на диагностирование достижения учащимися уровня функциональной грамотности.
Используемые формы контроля и учёта учебных и внеучебных достижений учащихся:
- текущая аттестация (тестирования, работа по индивидуальным карточкам, самостоятельные работы, проверочные работы, устный и письменный опросы);
- аттестация по итогам обучения за четверть (тестирование, проверочные работы).
Основной формой организации учебного процесса является классно-урочная система. В качестве дополнительных форм организации образовательного процесса используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий, самостоятельная работа учащихся с использованием современных информационных технологий. Организация сопровождения учащихся направлена на:
- создание оптимальных условий обучения;
- исключение психотравмирующих факторов;
- сохранение психосоматического состояния здоровья учащихся;
- развитие положительной мотивации к освоению гимназической программы;
- развитие индивидуальности и одаренности каждого ребенка.
Для изучения курса «Экология растений» применяются классические типы уроков: вводный, урок овладения ЗУН, закрепления ЗУН, комбинированный, повторительно-обобщающий, урок КВН, викторина.
В основе осуществления целей образовательной программы гимназического обучения используется личностно-ориентированные, гуманно-личностные, информационные технологии, развивающее обучение, учебно-поисковая деятельность.
Одним из условий формирования компетенций является – внедрение современных педагогических технологий, в том числе интерактивных. Интерактивные технологии обладают рядом особенностей, позволяющих с достаточной эффективностью использовать их в процессе обучения биологии: организуют процесс приобретения нового опыта и обмен имеющимися, позволяют максимально использовать личностный опыт каждого участника, используют социальное моделирование, основываются на атмосфере сотрудничества, уважения мнения каждого, свободного выбора личных решений.
Интерактивные технологии позволяют развивать социальные практики с учётом психофизических особенностей ребят, помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», что в конечном счёте и преследует программа модернизации образования.
Содержание программы
Введение в экологию.
Предмет исследования. Из истории экологии. Методы исследований. Значение экологии.
Обучающиеся должны знать: основные понятия - экология, экология растений, окружающая среда, факторы среды, популяция, сообщество.
Обучающиеся должны уметь: замечать факторы негативного воздействия человека на окружающую среду; применять знания об экологический факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений.
Абиотические факторы.
Солнечная радиация. Почва. Вода. Температура. Воздух.
Обучающиеся должны знать: основные понятия – фотосинтез, автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты, растворимость, фотолиз, мелиорация, гумус, плодородие, чернозём, солонец, оптимальная температура, фенология, рельеф, ветровая эрозия,.
Обучающиеся должны уметь: классифицировать растения по экологическим группам, применять знания об экологических факторах для повышения выживаемости комнатных и сельскохозяйственных растений, правильно ухаживать за растениями, описывать состав воздуха и прогнозировать влияние изменения состава воздуха на растения.
Растительные сообщества. Биоценз.
Разнообразие растительных сообществ. Видовое разнообразие ХМАО. Сезонные изменения в сообществах ХМАО. Смена сообществ. Искусственные сообщества. Жизненные формы растений. Биоценоз. Пищевые связи на территорий ХМАО.
Обучающиеся должны знать: основные понятия – фитоценоз, эфемеры, ярусность, кустарнички, перекати-поле, эпифиты, биоценоз, продуценты, консументы, зоофилия.
Обучающиеся должны уметь: определять господствующие и сопутствующие виды в сообществе на территорий ХМАО, прогнозировать видовой состав при смене сообщества, характеризовать основные растительные сообщества ХМАО.
Охрана окружающей среды.
Природа Западно-Сибирской плиты до активного освоения её человеком. Леса ХМАО и их классификация. Видовой состав растений культурного ландшафта. Охрана растительного мира области Красная книга ХМАО. Роль школьников в деле охраны природы.
Обучающиеся должны знать: основные понятия – целинные земли, редкие растения, Красная книга ХМАО, агроландшафты, урбанизация.
Обучающиеся должны уметь: характеризовать биоценозы ближайших окрестностей школы, называть растения Красной книги ХМАО, обосновывать роль растений в биоценозах и хозяйственной деятельности человека на территорий ХМАО.
Учебно-тематический план
тема | Кол-во часов | Формы контроля |
| 1 | Текущий контроль |
| 5 | Текущий контроль |
| 6 | Текущий контроль |
| 5 | Текущий контроль |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения экологии растений в 6 классе ученик должен
знать/понимать: основные экологические понятия; представления о среде обитания растений, их взаимоотношениях с факторами окружающей среды, условиях существования и сезонными изменениями в жизни растений; последствия влияния человека на растительный мир ХМАО- Югры.
уметь: определять приспособленность растений в природе друг к другу, выявлять влияние окружающей среды, распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания; осознанно относиться к одному из главных природных ресурсов – растительному миру, понимать причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу ХМАО.
Литература и средства обучения
- Региональный компонент государственного стандарта основного общего образования по курсу «Экология растения». – Официальные документы в образовании, 2006.
- Выборкова Н. Этот удивительный мир // Югра. – 1998- №7.
- Плотников В.В.( под редакцией) . Экология Ханты-Мансийского автономного округа.- Тюмень: СофтДизайн,1997г.
- Тарасов А.И. Эколого-ботанические экскурсии в природу. Учебно – методическое пособие.- Ханты-Мансииск,1995г.
- петров В.А. Растительный мир нашей родины. – М.: Просвещение 1991г.
Календарно- тематическое планирование 6 класс
№ | Дата | Кор-ка | Тема уроков | Домашнее задание: -репродуктивный -конструктивный -творческий | Номер и наименование контрольной, практической лабораторной работ. | ИКТ |
Введение в экологию 1 час | ||||||
1 | Что изучает экология растений. | |||||
Абиотические факторы 5 часов | ||||||
2 | Абиотический фактор – солнечная радиация. | Подготовить сообщение | ||||
3 | Почва в жизни растений на территорий ХМАО. | Проанализировать таблицу | ||||
4 | Вода в жизни растений на территорий ХМАО. | Прочитать, сделать вывод | ||||
5 | Температура в жизни растений. | Проанализировать таблицу | ||||
6 | Воздух в жизни растений. | Подготовить сообщение | ||||
Растительные сообщества. Биоценоз. 6 часов | ||||||
7 | Растительные сообщества ХМАО. | Проанализировать таблицу | ||||
8 | Растительные сообщества хвойного леса. | Подготовить сообщение | ||||
9 | Растительные сообщества осиновых «кустов», солонцов и верховых или сфагновых болот ХМАО. | Прочитать, сделать вывод | ||||
10 | Сообщества живых организмов. Взаимоотношения животных и растений ХМАО. | Проанализировать таблицу | ||||
11 | Сообщества живых организмов. «Насекомоядные растения». Роль грибов и бактерий в фитоценозе. | Подготовить сообщение | ||||
12 | Растительность ХМАО и её изменение в результате хозяйственной деятельности человека. | . сообщение и презентация | ||||
Охрана окружающей среды 5 часов | ||||||
13 | Охрана растительного мира ХМАО-Югры. | Проанализировать таблицу | ||||
14 | Растения из Красной книги ХМАО-Югры . Растения лесов. | Подготовить сообщение | ||||
15 | Растения из Красной книги ХМАО-Югры . Растения болот. | Подготовить сообщение | ||||
16 | Рекомендации по охране растений и лесов. | Прочитать, сделать вывод | ||||
17 | Итоговый урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по экологии и географии "Глобальные проблемы человечества"
Цель урока: Обобщить знания по теме: "Современные проблемы охраны природы", рассказать о рациональном использовании природных ресурсов, дать основные понятия по глобальным проблемам человечества, прив...
рабочая программа география ХМАО 11 класс (VIII вида)
рабочая программа по предмету "География ХМАО-Югра" для учащихся 11 класса корреционной школы VIII вида...
Предметная неделя по экологии и географии в 2013-2014 учебном году
Понедельник - экологический день - "Страна экологии" (1-4 классы), учитель географии;Вторник - День химика и геолога - "Конкурс поделок, рисунков и фото" (5-11 классы), учителя географии и химии;Среда...
Рабочая программа по экологии и географии ХМАО для учащихся 8 класса
Данная программа рассчитана на 18 часов в год (0,5 часов ) в курсе экологии 8 класса и является рабочей программой учебного курса краеведения в основной школе (региональный компонент)...
Рабочая программа по курсу «Экология и география ХМАО - Югры» 9 класс.
Программа интегрированного курса «География и экология ХМАО - Югры» 8, 9 класс. Орлова Т. К., Элерт Н. Н., Игумнова Л. В., Гудков А.П., Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007г....
Рабочая программа по Экологии и географии ХМАО для 8-9 классов.
Рабочая программа...
Разработка урока по экологий " Красная Книга ХМАО"
расширить и углубить знания детей о редких животных, растениях нашей местности, раскрыть основные причины сокращения численности этих видов и выяснить, какие меры необходимо предпринять для их охраны...